Реализация принципов социального правового государства в россии

Обновлено: 07.05.2024

Все вышеназванные принципы правового государства закреплены в Конституции РФ в ст. 1, провозглашающей Россию демократическим правовым государством. Необходимо подчеркнуть, что в ней говорится не о стремлении к правовому государству, а о наличии его в РФ уже в настоящее время, точнее, с момента принятия Конституции в 1993 г.

Однако принципы правового государства в РФ реализуются со столь значительными отклонениями от их теоретической модели, что не позволяют признать, что Россия — это реальное, а не декларативное правовое государство.

Например, ст. 3 Конституции провозглашает народ единственным источником власти, осуществляющим ее непосредственно, а высшим непосредственным выражением власти народа— референдум. Тем не менее после принятия в 1993 г. Конституции не проведено ни одного общероссийского референдума, хотя вопросы, по которым его нужно провести, не решены Конституцией и как были, так и остаются (о собственности на недра, плате за жилье, отмене результатов приватизации и др.). Фактически решения, принятые на референдуме (всенародном голосовании по наиболее важным вопросам жизни общества), не могут быть отнесены к источникам права РФ.

Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 27.09.02)1, содержащий довольно-таки сложные процедуры, в соответствии с которыми должен проводиться референдум, фактически бездействует. Более того, в 2002 г. в него внесены изменения, запрещающие даже выступление с инициативой о проведении референдума, если он приходится на последний год полномочий Президента или Государственной Думы, а также в период их избирательных кампаний. Учитывая срок полномочий Президента и Государственной Думы (4 года), запрет их одновременного избрания и возможность ухода Президента в отставку перед проведением референдума, а также то, что подготовка к референдуму в соответствии с законом занимает около 8 месяцев, становится ясно, что провести общероссийский референдум стало практически невозможно.

Таким образом, единственный официальный источник власти в РФ — народ — оказался отстраненным от важнейшего средства ее осуществления — референдума.

Другим непосредственным выражением власти народа ст. 3 Конституции называет выборы. Действительно, выборы в различные органы власти проводятся регулярно. Вопрос в том, как они проводятся, как реализуется народовластие.

Прежде всего нужно обратить внимание на то, что Конституция содержит явно недостаточно норм о выборах, что позволяет решать множество вопросов о выборах иными актами с весьма вольным толкованием положений Конституции. Общеизвестно, что ни одна избирательная кампания не обходится без перевыборов или хотя бы заявлений кандидатов о нарушениях порядка их проведения. На выборах, особенно в субъектах РФ, выдвигаются заведомо «непроходные» кандидатуры, призванные создать видимость соблюдения их альтернативности.

В нарушение законов некоторые депутаты совмещают депутатскую деятельность с коммерческой. Отзыв депутатов различных уровней избирателями слишком усложнен, поэтому зачастую практически невозможен, а отрешение всенародно избранного Президента от должности и вовсе не предусмотрено.

В результате народ все больше не верит государству, все меньше влияет на власть, массовый характер — десятки миллионов человек — приобрела неявка на выборы. Добровольное не-

1 СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3921. 2002. № 39. Ст. 3641.

участие значительной части граждан в выборах вступает в противоречие с конституционным принципом народовластия, ведет к пагубному самоустранению единственного источника власти от осуществления этой власти. «Из всех видов демократии, — писал еще Аристотель в своей «Политике», — наихудшим является тот, при котором под видом господства народа правит кучка демагогов при отсутствии твердых законов, заменяемых постоянно изменяющимися предписаниями».

К сожалению, руководство страны продолжает довольствоваться тем, что посредством выборов удалось сформировать органы власти. А как прошли эти выборы, какой след они оставили в обществе, как повлияли на улучшение обстановки в стране, насколько граждане стали менее безразлично относиться к происходящему, почему в выборах не приняла участие значительная часть избирателей — эти проблемы чаще всего не учитываются.

Не меньшие отклонения, чем от принципа народного суверенитета, имеются и в реализации прав абсолютного большинства граждан. Конституция закрепляет такие нормы, которые формально в полной мере отвечают принципам правового государства. Статья 2 говорит о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17), являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Конституция закрепляет равенство прав и свобод граждан независимо от каких бы то ни было обстоятельств (ст. 19).

Эти заманчивые для каждого человека конституционные установления дополняются нормой ст. 7 Конституции, отнесенной к основам конституционного строя, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В ней «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Именно законодательство о труде и социальном обеспечении интересно широким слоям населения в отличие от иных отраслей законодательства и сфер их регулирования, отдаленных от повседневных нужд многих людей. Юридически неподготовленному человеку далеко не всегда понятно и даже неинтересно, как устройство власти в государстве отражается на его каждодневной жизни. Широкие слои населения больше интересует, какие условия власть создает для достойной жизни людей.

В период проведения агитационной кампании за голосование по проекту Конституции 1993 г. внимание избирателей акцентировалось главным образом на ее главе о правах граждан. Недальновидные государственные деятели и журналисты полагали, что права граждан — главное в Конституции. Великое заблуждение! Права человека — главное в декларациях и конвенциях. Главное в республиканской Конституции — кто, как и для кого реализует эти права, т. е. устройство и политика государственной власти.

К моменту принятия Конституции Россия обязалась соблюдать все основные международно-правовые акты о правах человека. Более того, еще 22 ноября 1991 г. в самой России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина1. В ее преамбуле говорилось, что настоящая Декларация принимается в порядке утверждения «прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства». А далее — сорок статей Декларации, которые в апреле 1992 г. были включены в действовавшую тогда Конституцию России. Поэтому новая Конституция в части закрепления прав граждан практически ничего нового не дала, а ее положения о правах и свободах граждан во многом остаются декларативными.

Так, попирая право каждого на труд (ст. 37 Конституции), массовый характер приобрела безработица, а также невыплата мизерных зарплат (иногда задержка составляет несколько лет). На рынке труда царят стихия и произвол работодателей. Только треть своих доходов люди получают по так называемому основ-

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

ному месту работы, а остальные, часто скрываемые от налогообложения, вынуждены добывать «на стороне», в ущерб своему здоровью и времени отдыха.

Пенсии и пособия не обеспечивают даже официального (тем более реального) прожиточного минимума. Более того, на государственном уровне всерьез обсуждаются возможности «пересмотра» (сокращения) даже имеющихся социальных льгот. Массовый характер имеют решения органов государственной власти субъектов РФ об отмене или приостановлении льгот, предоставленных федеральным законодательством различным категориям граждан.

Резко снизилась доступность бесплатной медицинской помощи, что превратило ее из гарантированного Конституцией (ст. 41) права каждого в дорогую и все более дорожающую привилегию. На основе системы бюджетных медицинских учреждений в РФ сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой подчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости. Реализации конституционного права на охрану здоровья существенно препятствуют также непомерно высокие цены на операции и медикаменты, дефицит современного медицинского оборудования, нехватка квалифицированных врачей, крайне низкая оплата их труда в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.

Все более дискриминационный характер приобретает реализация права на образование (ст. 43). При нынешней экономике бесплатное государственное образование не может быть гарантированным. Это выражается в обветшании имущества школ, нехватке учебных пособий, отсутствии денег на оплату коммунальных услуг. Огромному числу школ требуется немедленный капитальный ремонт.

Основная причина бедственного положения с реализацией этих и других прав граждан — безответственность должностных лиц системы исполнительной власти. Сказывается неумение или нежелание государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц помочь гражданам в осуществлении и защите их прав. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не пострадал от их безнаказанных неправомерных действий или бездействия. Особенно не допустимо, что правонарушения совершаются работниками правоохранительных органов. В ответ на это происходит существенное увеличение количества исков к государственным органам, многие из которых судами удовлетворяются. Однако нередко решения судов не исполняются.

А ведь существует еще и латентная (скрытая) преступность, от которой страдают миллионы человек. О многих преступлениях граждане, разуверившись в правоохранительных органах, не сообщают.

Но, пожалуй, наиболее наглядно, концентрированно отступление от принципов правового государства выражается в реализации главного права человека — права на жизнь. Последние десять лет население России уменьшается в год примерно на один миллион человек. В настоящее время смертность в России более чем в два раза превышает рождаемость. Темпы уменьшения численности населения несколько смягчены тем, что за последние годы в Россию приехало около 8 млн русских, не выдержавших притеснений в бывших союзных республиках. Это ничем не лучше политических репрессий и массового принудительного переселения народов. Ведь по количеству унесенных и покалеченных человеческих жизней, по ущербу в целом для страны такие последствия превзошли их уже сегодня.

От вымирания страдает прежде всего русский народ. Естественно, что стабильный, существенный экономический рост в вымирающей стране невозможен, а поддерживать ее сложные системы жизнеобеспечения на огромном географическом пространстве будет просто некому.

Что можно предложить для устранения указанных отклонений от принципов правового государства? Прежде всего требуется расширение перечня субъектов, которые могут инициировать референдумы, а также упрощение процедуры его подготовки и проведения. Помимо избирателей и Конституционного Собрания, созываемого для внесения поправок в Конституцию, инициаторами референдума должны быть признаны палаты представительного органа (Государственная Дума и Совет Федерации), а также Президент.

Конституцию следует дополнить положениями о выборах органов власти всех уровней, которые станут базой законодательства о выборах. При этом следует исключить неперсонифицированное голосование по партийным спискам; закрепить реально исполнимый порядок отзыва избираемых должностных лиц; уточнить в системе разделения властей место Центральной избирательной комиссии РФ и ее полномочия. Любое нарушение законодательства о выборах должно неминуемо влечь строгие меры ответственности виновных, поскольку тот, кто посягает на основы народовластия, подрывает основы правового государства.

Реализация прав граждан должна стать реальной, а не только продекларированной. Для этого государство в соответствии с законом обязано вести бескомпромиссную борьбу с любыми правонарушениями, особенно преступлениями. Необходимо безусловное исполнение государством всех своих обязательств перед гражданами, особенно закрепленных трудовым и социальным законодательством. Каждому человеку должны быть созданы условия для улучшения своей жизни путем создания новых рабочих мест, значительного повышения оплаты труда, дифференцированного и социально справедливого налогообложения, обеспечения жильем, качественными медицинскими и образовательными услугами.

К сожалению, в РФ имеют место отступления и от такого принципа правового государства, как разделение властей, которые рассматриваются ниже.

(?) Вопросы для самопроверки

1. Почему возникла теория правового государства?

2. Каковы условия развития правового государства?

3. Что относится к принципам правового государства?

4. В чем в РФ проявляются отклонения от принципов правового государства?

5. Почему в РФ нарушения прав человека имеют массовый характер?

6. Что нужно предпринять для более полной реализации принципов правового государства в РФ?

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа правового государства: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (содержа­тельная сторона); а также наиболее последовательное связывание с помо­щью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел конституционное закрепление в ст.2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью». Главное предназначение правового государства - гарантировать каж­дому гражданину возможность всестороннего развития личности. При этом права челове­ка и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной.

Второй принцип реализуется с помощью следующих способов и средств.

1. В рамках правового государства особое место принадлежит конституционализму, который является стабилизирующим фактором, обеспечивает предсказуемость осуществляемой политики. Исходным началом конституционности является признание приоритетности принципа права, а не фактора силы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, определяющим границу власти. Верховенство закона является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности каждого человека и всего общества. Режим законности, торжество права в неразрывном единстве с приоритетом человека – самое главное в понимании природы правового государства.

В правовом госу­дарстве закон, принятый верховным органом власти при строгом со­блюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо народом, либо депутатами, которые являются пред­ставителями народа и выражают соответственно общественные инте­ресы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министер­ствами и ведомствами в своих узко отраслевых или корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом в России действует последний, как обладающий высшей юридической силой.

2. Ограничение государственной власти через реализацию прав и свобод че­ловека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противове­сов», правового ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

Так как государство само себя никогда не ограничит, то ограничение его власти возможно только посредством другой власти, с которой государство не может не считаться. В качестве такой власти выступают пра­ва человека и гражданина, которые являются своеобразным про­явлением власти личности, волей гражданского общества. Только осознание необходимости инициативного поведения граждан смо­жет стать гарантией приоритета прав человека и граждани­на как высшей ценности над правами государства.

3. Правовое государство опирается на принцип разделения властей, который в современной интерпретации имеет три акцента: социальный, политический и юридический. С точки зрения социальной, разделение властей обусловливается разделением общественно необходимого труда по осуществлению властных функций, его специализации и профессионализации. Политический смысл разделения властей заключается в демонополизации власти, рассредоточении ее по различным участкам и рациональной организации. Юридический аспект разделения властей реализуется через конституционное закрепление важнейших положений самой идеи, конституционное разграничение ветвей власти.

Система «сдержек и противовесов», установленная в российской Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, ис­полнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до­вольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль при­зван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необхо­димости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда тоже можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законода­тель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демокра­тическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательст­ва. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импич­мент, запрет ответственным работникам исполнительных органов из­бираться в состав законодательных структур, заниматься коммерчес­кой деятельностью. Важным средством контроля правительства является принятие бюджета и контроль со стороны парламента за его выполнением.

Демократический характер судебной власти реализуется через общественный контроль, характерной особенностью которого является гласное судопроизводство. Объективно-критический взгляд общественности – это эффективная форма демократического контроля. Суд обязан исходить не из принципа целесообразности, а из неукоснительного приоритета закона. Для демократического суда характерны следующие правила, общепринятые в практике судопроизводства: презумпция невиновности, необратимость закона, сомнения – в пользу обвиняемого, добровольное признание вины нуждается в доказательствах, один свидетель – не свидетель, нельзя быть судьей в собственном доме. Важной предпосылкой торжества законности является право граждан на судебную защиту. Каждый гражданин имеет право рассчитывать на помощь суда в деле защиты своих прав, чести и достоинства. Неправомерные действия властей могут быть обжалованы в судебном порядке.

4. Способствовать ограничению государственной власти может также федерализм. Федерация дополняет горизонтальное разделение власти вертикальным и тем самым становится средством ограни­чения государственной власти, системой сдержек и противовесов. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контроли­ровать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произво­ла в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений федерализм может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов федерации происходит покушение на права человека и гражданина.

5. Взаимная ответственность государства и личности - еще один способ ограничения политической власти. В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны выступать в качестве равно­правных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о сотруд­ничестве и ответственности.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, кото­рый выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от огра­ничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедли­вость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - обязанность государства», — закреплено в ст. 2 Конститу­ции Российской Федерации. Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограниче­ния и обязуется подчиняться общим установлениям государства. При­менение государственного принуждения должно носить правовой ха­рактер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью долж­ны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и пра­вовой культуры, наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и некоторые другие. По своей сути все принципы правового государства являются такими ограничениями, которые укрепляют позицию законной и легитимной власти.

Суть правового государства заключается в разрушении монопо­лии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной лич­ности. Подлинное правовое государство создает условия для того, чтобы граждане воспринимали себя активными участника­ми политического процесса, усиливали позитивные и снижали негативные свойства го­сударственности.

Правовое государство – это особый тип государства, власть в котором основывается на правовых предписаниях, реализуется и ограничивается через него.

К основным элементам правового государства относятся права и свободы человека и гражданина. В отношении человека создаются такие условия, которые позволяют гражданину свободно изъявлять свою волю. Данные положения противопоставлены принципам тоталитарного государства. Существенная разница заключена в придании свободы человеку и ее отрицание.

Социально-правовые категории личности выражаются в понятии «права человека», которые являются основополагающими и обеспечивают достойное существование человека. В настоящее время проблемы прав человека вышли на международный уровень, что подтверждает их приоритет над государственными проблемами.

Сама суть правового государства состоит в правовом ограничении государства. То есть право защищает от произвола от органов государственной власти. Правовые ограничения необходимы в связи с тем, что недопустимо установление тоталитарного государства.

Таким образом, правовое государство это организация власти, которая создает условия для обеспечения и реализации свобод и прав человека и гражданина и недопущения злоупотреблением властью посредством права.

Реализация правового государства в Российской Федерации

Исходя из предложенного определения правового государства следует выделить следующие принципы правового государства:

  • Обеспечение свобод и прав человека и гражданина,
  • Создание правового ограничения.

Первый принцип находит отражение в статье 2 Верховного закона страны: человек и его права являются высшей ценностью. Назначение правового государства состоит в предоставлении человеку возможность всесторонне развиваться. И права человека будут являться первичными и основополагающими.

Готовые работы на аналогичную тему

Второй принцип воплощается благодаря следующим способам:

  • Особое место принадлежит конституционализму. Он является стабилизатором, который позволяет предсказывать результаты политики государства. Исходным является признание приоритетности правовых принципов. Закон выступает обязательным условием для нормальной жизнедеятельности общества.
  • Реальное осуществление первого принципа, то есть ограничение власти государства путем реализации прав и свобод человека и гражданина. Государство само себя не может ограничить, следовательно, благодаря праву и происходит указанное ограничение.
  • Правовое государство обязательно базируется на разделении властей, что выражено в правовой, политической и социальной сферах.

Система сдержек и противовесов является совокупностью ограничений государственной власти (судебной, исполнительной и законодательной).

Правовое государство в современной России

Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее закрепляет, что Россия является правовым государством. Однако, несмотря на данное положение, по факту на сегодняшний день это лишь цель, к которой стремится наше государство.

Подлинное правовое государство подразумевает, что граждане государства являются настоящими участниками управления делами государства и общества. Правовое государство является самой совершенной формой отношений между гражданами и властью.

Становление правового государства является длительным процессом, он завершится лишь с формированием гражданского общества. Практика в РФ сложилась такая, что многие граждане будут соблюдать положения закона, только если их будут соблюдать органы государственной власти.

Для формирования правосознания граждан и повышения культуры необходимо принять множество мер. Например, сокращение разрыва между бедными и богатыми, устранение преступности. Важно укрепить государственность и разрешить проблемы национальных отношений и федерализма, демократизировать отношения с гражданами государства.


Статья посвящена исследованию проблем формирования правового государства в России. Рассмотрен вопрос о влиянии государства и личности в правовом государстве, обозначены проблемы, негативно влияющие на формирование в стране основ правового государства. Выявлены основные способы развития правового государства в России.

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством [1, ст. 1].

Правовым государством является результат общества, целью которого является служение интересам общества, защита прав и свобод человека.

Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий.

Актуальность данной темы объясняется тем, что построение правового государства непосредственно затрагивает интересы всех слоев общества, политических партий. Правовое государство является сложным, внутренне противоречивым общественно-политическим явлением, влияющим на судьбы общества, и имеющим многообразие выполняемых задач и функций.

Именно поэтому внимание таких отечественных политологов и правоведов, как Тихомиров Ю. А., Томилина Е. Е., Андронов И. В., Грязнова Т. Е. И др., направлено на проблему анализа концепции правового государства, чтобы выявить те части, использование которых возможно в современной политической реальности.

Проблемы становления правового государства в России во многом связаны с отсутствием достаточного исторического опыта. В начале 90-х годов началось быстрое движение в сторону правового государства, в то время, как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства-практически отсутствовал.

Нерешённым остаётся вопрос, по какому пути развиваться теории правового государства в России. Некоторые склонны полагать, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и опираться на теорию и практику некоторых стран. Другие же, считают это невозможным, так как Россия шла по своему пути, и принципы других стран просто не приживутся в нашем обществе.

Следует отметить, что в нашей стране долгое время использовались практически все способы осуществления социального идеала, кроме собственно-правовых (политические, военные, экономические и т. д.). Тех мероприятий, признаков и черт, которые характерны для правового государства, сейчас крайне недостаточно для российской действительности [2, с. 12].

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности свободы личности по сравнению с другими ценностями). Но выделяются и характерные для отдельных стран особенности и проблемы построения правового государства.

В странах англо-саксонского права понятие правового государства сводится к государству, создаваемому и подконтрольному гражданскому обществу (его представительному органу). Для России же правовым является государство, которое ограничивает себя законом и гарантирует его верховенство. Это объясняется слабой степенью разработанности теории правового государства, понимания его сущности.

Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства.

При исследовании проблем правового государства необходимо анализировать возникающие вопросы как с позиции нормы права и правового регулирования, так и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу [3, с.3].

Проблемой является повышение качества закона с точки зрения его информационного обеспечения, обоснованность определения правовых целей и средств их достижения, статусов участников, баланса норм материального и процессуального права.

Существует необходимость обращаться к методикам оценки регулирующего правового воздействия, т. е. разработка системы прогнозных правовых показателей и способов оценки рисков, совершенствование механизма экспертной деятельности и порядка планирования законопроектной работы. Нашей стране, где нормы законов постоянно нарушаются, бездействуют, необходимы комплексные подходы к правовому обеспечению государственной деятельности. Огромное значение имеет создание стратегических документов (например: о научных концепциях развития российского законодательства).

Без единого, внутреннего, не противоречащего законодательства, невозможно успешное формирование правового государства, т. к. это приводит к конкуренции федеральных законов и местных законодательных актов, а это является следствием межнациональных конфликтов, имущественным и территориальным спорам.

Одним из главных признаков правового государства является разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Однако, президент не относится ни к одной из указанных ветвей, хотя и является центральным звеном государственной власти. Это приводит к ослаблению каналов взаимодействия ветвей власти между собой, а это, в свою очередь, означает их неизбежное столкновение и противоборство, вопреки общепубличным интересам. Законодательная власть не способна обеспечивать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по реализации федеральных законов.

Следует усилить законодательную власть на всех уровнях и улучшить работу правоохранительных органов. Для устранение такой проблемы, как коррозия свободы слова, манипулирование общественным сознанием, следует ограничить влияние государства на средства массовой информации. Необходимо обеспечить доступность правосудия для всех граждан.

В законах и положениях должны быть четко указаны полномочия публичных, общественных и корпоративных институтов в сфере правотворчества и правоприменения, а также виды и основания ответственности за нарушения обязательств.

Правильное сочетание норм международного и национального права помогает обеспечивать свой суверенитет, а также признает приоритет международно-правовых принципов и норм. Это, в свою очередь, поможет развить сотрудничество со многими странами, открывая путь для активного участия России в делах международных организаций и межгосударственных объединений.

Характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. В реальной жизни ни одно государство не существует без коррупционных проявлений, нарушения конституционных и иных правовых норм, что, несомненно, является значимым отклонением от нормативно-ценностных ориентиров [4, с. 19].

К сожалению, практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципам.

В Законе России необходимо провести преобразования, которые поспособствуют созданию в нашей стране реального правового государства и сильной демократической власти, подчиненной праву. На данный момент закреплённые принципы и нормы носят больше декларативный характер, в то время как идею правового государства должны реализовывать государственные органы и должностные лица именно на практике.

Многие российские учёные среди признаков правового государства выделяют юридическую защиту личности, эффективно действующие правоохранительные органы и соблюдение законности. В России необходимо более жёстко систематизировать законодательство. Вообще, деятельность органов государства часто неэффективна, но следует отметить и позитивные тенденции: правотворчество осуществляется на более демократических основах, меняется судебная система, а также меняется поведение граждан в сторону правомерного. В судебной практике допускаются ошибочные решения и частым является проявлением коррупции, что отрицательно сказывается на эффективности работы судов и на реальном доступе граждан к правосудию [5, с.5]. Необходимо усилить персональную ответственность за нарушения прав граждан, т. к. Основная проблема как раз не в закреплении прав, а в их обеспечении и защиты реализации.

Сейчас в России низкий уровень экономики, что приводит к отставанию от ведущих стран мира. Существует проблема взаимодействия правящей элиты и государственного аппарата. В России слабый уровень среднего класса, а каналы взаимодействие государства и гражданского общества в полной мере не сформированы.

Оформление среднего класса возможно при существовании определённого комплекса факторов: внешнего (стабилизация социально-экономических, политических институтов, а следовательно открытость действий власти) и внутреннего (формирование системы социокультурных ценностей и развитие автономной активности).

Следует преобразовать социально-экономическую и политическую системы (преобразование собственности). Это объясняется тем, что при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, правовое государство невозможно [6, с.29]. Воздействие на экономику со стороны государства должно сводиться лишь к налоговому, кредитно-финансовому регулированию, а также к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности, ведь прямое вмешательство государства в экономику является посягательством на экономическую свободу, и служит тормозом её развития.

Неотъемлемой составной частью политики государства считается реализация социальной программы, которая направлена как на культурное развитие, так и на улучшение экономического положения народа. Таким образом, правовое государство помимо формального определения в своей деятельности правом, должно также выражать нормы социальной справедливости, что является его высшим назначением.

Разнообразные исследования показывают, что несмотря на постоянный рост законов, отношения граждан к праву является пассивным. Это является следствием деформации правосознания. Чтобы изменить данное отношение граждан к государству, необходимо определить типологию правовых статусов граждан, в основе которых находятся публичные и частные интересы, а также социальные роли, которые они играют. Базовым является конституционный статус гражданина, а его содержание составляет признание приоритета прав и свобод человека.

Правосознание российского общества оценивается как невысокое. Право испытывает процесс формирования и содержит множество пробелов и противоречий; используются старые акты; а также право формируется узкой группой людей, которые зачастую лавируют свои интересы.

Для цельного гражданского общества требуется высокий уровень правосознания и правовой культуры. Государство должно предоставлять достойные условия жизни населению, социальные льготы. Это утвердит частное право и последуют налоги государству для тех же социальных льгот, а это поспособствует устойчивости в экономическом секторе страны. Такой признак правового государства, как широкие права и свободы личности, а также взаимность прав и обязанностей гражданина, государства и общества в России соблюдается, но частично. Так, существуют различные пособия, выплаты, но суммы их настолько малы, что существовать на такие деньги в правовом государстве не представляется возможным. Правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека и становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.

Государству также следует уделить внимание коллективным правам (права на национальное самоопределение, определение прав представителей наций) [7, с.30].

Таким образом, для реализации идеи правового государства, т. е. для реализации положений, заложенных в концепции правового государства, должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений. Конституционная модель России остаётся не сформированной до конца, а это говорит о том, что прежде всего следует довести до конца процесс формирования всех конституционных институтов. По сути, России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного принципа правового государства. Государство не может обеспечить в должной мере права и свободы граждан в различных сферах (науки, образования, социального обеспечения).

Путь к правовому государству довольно долгий и не простой, и его построение должно иметь стратегию и тактику. Сейчас нельзя сказать о наличии в полной мере правового государства в России. Правовое государство несомненно имеет свою специфику, но в целом развивается по пути многих стран Запада. Процесс его формирования имеет свой естественный темп, который вряд ли можно ускорить, учитывая то, что Россия в современный период находится в состоянии кризиса, а это только обостряет трудности на пути движения к правовому государству.

И в заключении хочется привести слова Ковалёва С. А.: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти Россия никогда не стане ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятного для каждого рабочим механизмом решения общих задач».

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. —№ 31. —2014. —Ст.4398.
  2. Тихомиров Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№ 5. —2011. —Ст.3–10.
  3. Томилина Е. Е., Кузнецова Ю. А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№ 2–2. —2015. —Ст.3–10.
  4. Тихомиров Ю. А. Эффективность законодательства в экономической сфере. М.: Волтерс Клувер. —№ 5. —2010. —С. 18–27.
  5. Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России // Студенческий научный форум. —2012. —С. 5–10.
  6. Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в Российской юридической науке конца XIX начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». —№ 2 (39). —2014. —С. 18–29.
  7. Бусурманов Ж. Д. Евразийский союз в контексте прав человека: взгляд из будущего на интеграционный проект // Государственное управление и государственная служба. —№ 3. —2013. —С. 29–32.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Россия, государство, гражданское общество, полная мера, свобода человека, влияние государства, законодательная власть, отношение граждан, правовая культура.


Ключевые слова: социальное государство, принципы социального государства, социальная политика, Конституция, конституционное право, институты прямой демократии.

К политико-правовым принципам относят системообразующие правоотношения, регулирующие государственно-правовую жизнь общества. [1,95] Конституционность политико-правовых принципов является следствием общественной рефлексии и обнаруживает ее границы. Тем не менее не всегда политико-правовые принципы выражают познанную обществом действительность; некоторые из них могут выражать желаемое, концептуальное и субъективное, необходимое обществу для осознания господства над государством и правом. По природе политические, отдельные идеи общества становятся «социальным» правом, политико-правовым принципом, и выражают наряду с объективными и действительными принципами сущность государства, определяют справедливость и равенство. На пути научного познания современной государственности встают вопросы и проблемы, связанные с поиском единого концептуального понимания совокупности политико-правовых принципов социального государства и практических оснований их конституционности.

Идеи концепции социального государства (der Sozialstaat) вошли в Конституцию РФ 1993 г. в качестве политико-правовых принципов, став неотъемлемой частью сущности российской государственности. Их конституционность была вызвана причиной юридически придать взаимоотношениям общества и государства современный вид. После Второй Мировой войны появилась новая конституционная терминология, развившая и дополнившая понятие сущности государства. [2,194] Государство стали характеризовать как демократическое, правовое и социальное, которое признает суверенитет народа как источник власти, право как верховенство справедливого закона и формального равенства и своей политикой снижает социальную дифференциацию в обществе.

Конституционность как результат качественного перехода в правовое состояние, в правовую действительность, общественного сознания приобрела новое значение, необходимое для социально-политической трансформации государства и права. Обусловленная политически, она воплотила в завершенной форме политико-правовых принципов гипотезы теорий социального государства.

Список этих гипотез, ныне составляющих основу правового понятия социального государства весьма широк. Принципы охватывают настолько широкий спектр правоотношений, которого вполне достаточно для создания новой системы «социальных» правоотношений. Наиболее существенные из них — это принципы социальной справедливости, социального партнерства, социально-экономического равноправия и обеспечения социальных гарантий. [3,7] Отдельно в российской науке выделяется и доказывается принцип социальной солидарности. [4]

Новое значение конституционности «социальных» правоотношений государства и общества, по мнению автора статьи, не сводится только к пониманию принципов концепции социального государства как определений законодательной нормы, оспариваемой в рамках конституционного судопроизводства. В постановлении Конституционного суда РФ [34-П/2018] указывается, что федеральный законодатель вправе ограничить норму, основываясь на принципе социальной справедливости, чтобы предотвратить необоснованное сверхнормативное предоставление гарантий. Зависимость политико-правовых принципов от социального законодательства и полномочий законодателя, который устанавливает конкретные способы и объемы гарантий и мер социальной защиты, подтверждается в определении Конституционного суда РФ [1775-О/2018] законодательным инструментом повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан.

«Социальная» природа принципов социального государства объединяет законодателя и законодательство и не призвана выполнять инструментальную функцию определения нормы социального законодательства, потому что «социальное» уже самоопределено. В этом состоит главная цель общественной рефлексии, в этом заключается смысл конституционности политико-правовых принципов социального государства. Автор считает, что собственное значение «социального» как сущностного критерия явления социального государства требует осуществления социальной политики непосредственно обществом через институты прямой демократии. Опосредованное осуществление социальной политики представительными органами сужает ценностное значение политико-правовых принципов социального государства и излишне наделяет их декларативным характером и неприсущей им инструментальной функцией, которыми они по своей природе не обладают.

Реализация социальной политики непосредственно институтами прямой демократии повлияет на рост сознательности общества и зрелость принятия политических решений. Ч.1 ст. 7 Конституции России не определяет субъект социальной политики. [7] Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, сегодня, могут осуществляться непосредственно обществом, так как для этого существует материальная и технологическая база. Только так политико-правовые принципы социального государства станут действующими и реальными правоотношениями, определяющими сущность государства.

  1. Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В. Е. Чиркин. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 688 с.
  2. Чиркин, В. Е. Конституционная терминология / В. Е. Чиркин.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2015. — 272 с.
  3. Конституционные принципы социального государства: автореферат дис. кандидата юридических наук: 12.00.02 / Калманова Альбина Сослановна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хетагурова]. — Владикавказ, 2012. — 21 с.
  4. Принцип социальной солидарности в конституционном праве: автореферат дис. доктора юридических наук: 12.00.02 / Алебастрова Ирина Анатольевна; [Место защиты: Нац. исслед. ун-т «Высш. шк. экономики»]. — Москва, 2017. — 42 с.
  5. [34-П/2018] Постановление по делу о проверке конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина А. В. Удовиченко
  6. [1775-О/2018] Определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ущаповского Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 2 и пунктом 6 статьи 3 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей»
  7. Конституция Российской Федерации / Официальное издание, ГУ издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, Москва 2015. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное государство, принцип, социальная политика, прямая демократия, инструментальная функция, Конституционный суд РФ, общественная рефлексия, социальная защита, социальная справедливость, социальное законодательство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: