Государственные границы понятие виды способы определения и правовой режим

Обновлено: 18.05.2024

Территория одного государства отделяется от территории другого государства с помощью государственных границ.

В международной доктрине имеются различные определения государственных границ. Одни авторы определяют государственные границы как линию, устанавливает пределы сухопутной или водной территории государства, другие - как юридически обоснованную

условную линию, определяет границы не только поверхности, но также и недр и воздушного пространства, а третьи - как фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном и воздушном пространствах и недрах, определяющие пределы действия государственного суверенитета. Однако в этих подходах, характеризующихся полиобьектнистю состав, можно найти точки соприкосновения: под государственной границей понимается линия, которая не только устанавливает пространственные границы государственной территории, но и пределы действия государственной власти.

Есть также и нормативные определения государственных границ, содержащихся в национальном законодательстве государств. Так, Закон Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 определяет государственную границу как линию и вертикальную поверхность, проходящую по этой линии, которые определяют границы территории Украины, - суши, вод, недр, воздушного пространства.

Следует отличать государственные границы, разделяющие и разграничивают территории сопредельных суверенных государств, и административно-территориальные или административные границы, с помощью которых осуществляется разграничение отдельных частей одного государства: административно-территориальных единиц, субъектов федерации и т.п.

Главная задача государственных границ заключается в определении пространственных пределов территориального верховенства государства и в ограничении принадлежащей ей территории, которая составляет материальную основу жизнедеятельности народа и самого государства. Должным образом закреплены и признаны, государственные границы подтверждают право государства (титул) на эту территорию. В основе существования современных границ государств-членов мирового сообщества лежат принципы нерушимости и неприкосновенности государственных границ, неприкосновенности и целостности государственной территории, особая стабильность договоров о границах.

Современное международное право запрещает односторонние, а тем более насильственные действия связанные с изменением границ. Однако оно не исключает возможности мирного изменения границ по договоренности между сопредельными государствами, то есть путем заключения международных соглашений, и в соответствии с принципами международного права.Одновременно они

могут быть установлены в результате издания внутригосударственного акта. Так, статья 2 Закона Украины «О государственной границе Украины», регулирующий порядок определения государственной границы, устанавливает, что «государственная граница Украины определяется решениями Верховной Рады Украины, а также международными договорами Украины».

Международному праву известен феномен неопределенных границ, границ de facto, возникающие из-за отсутствия демаркации. Такие границы имеют место в Африке, на Азиатском континенте (например, в настоящее время отмечается полное отсутствие юридического и даже фактической границы между Пакистаном и Афганистаном), а также в случае наличия неурегулированного пограничного спора.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства, различающиеся в зависимости от места прохождения.

По способам установления различают границы:

а) астрономические - они проводятся по меридианам и параллелям (например, такая граница проходит по 38 параллели между КНДР и Южной Кореей);

б) орографические - проходящих по местности со счетом ее рельефа (такие кодоны есть между подавляющим большинством сопредельных государств);

в) геометрические - они прокладываются путем нанесения прямых линий (большинство таких границ существует в Африке: между Египтом и Суданом, между Египтом и Ливией, Ливией и Чадом и др. они проходят также между Аляской (США) и Канадой и др.).. Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и, согласно этим договорам, обозначаются на местности. Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках - по середине главного фарватера или по тальвегу (линии наибольших глубин), на несудоходных - по середине главного рукава реки. На озерах и других водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема. Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противоположных государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Воздушными границами государственной территории является боковые и высотные пределы ее воздушного пространства.Боковой границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы.Высотные пределы государственной границы ограничиваются 110-115 км.

В соответствии со статьей 3 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 государственную границу Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, устанавливается:

1) на суше - по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

2) на море - по внешней границе территориального

3) на судоходных реках - по середине главного (фарватера или тальвегу реки, на несудоходных реках (ручьях) - по их середине или по середине главного рукава реки, на озерах и других водоемах - по прямой линии, соединяющей выходы государственной границы Украины к берегам озера или иного водоема. Государственная граница Украины, проходит по реке (ручью), озеру или другому водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки (ручья) в ту или иную сторону ;

4) на водоемах гидроузлов и других искусственных водоемах - соответственно линии государственной границы Украины, проходившей на местности до их заполнения;

5) на железнодорожных и автодорожных мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через пограничные

участки судоходных и несудоходных год (ручьев), - по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения государственной границы Украины по воде.

В процессе установления границы обычно различают два последовательных этапа:

- Делимитация - это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы (делимитационные карты) по специально избранными и согласованными естественными или искусственными точками или ориентирами (реками, ручьями, горными вершинами, хребтами и т.д. ). Делимитационная карта подлежит парафированию и подписанию, она также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В Украине проведена делимитация государственных границ со всеми сопредельными государствами (в 1997 году подписан договор о делимитации границ с Белоруссией, в 1999 году - с Молдавией), за исключением Российской Федерации. Переговоры об этом между двумя государствами находятся в начальной стадии; демаркация - проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, созданными знаками, маяками и т.п.). Работы по демаркации находятся под контролем представителей сопредельных государств и осуществляются пограничными войсками. В соответствии со статьей 4 Закона Украины от 4 ноября 1991 года «государственную границу Украины на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками, формы, размер и порядок установления которых определяются законодательством Украины и международными договорами Украины». При демаркации составляется протокол - описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.). Воздушные и подземные границы не сказываются.В настоящее время идет процесс демаркации белорусско-украинской и украинский-молдавской границы.

При обозначении линии границы на местности возможны небольшие отклонения от делимитационные описания (особенно вблизи населенных пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями, а в особых случаях - на дипломатических переговорах.

Следует иметь в виду, что все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров о территориальном размежевании, уступку, обмен, продажа территорий и подлежат утверждению высшими органами государственной власти сопредельных государств Договаривающихся. В случае возникновения необходимости уточнения территориальных границ сопредельных государств проводится редемаркации. Редемаркации осуществляется путем проверки ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков.Такая редемаркации была осуществлена, например, в районе реки Араке на советско-турецкой границе в 1967-1972 годах.

Особую актуальность проблематика государственной границы получила в связи с распадом Союза ССР и образованием на его территории ряда независимых государств. Нужно прежде всего обратить внимание на достаточно условный характер границ между бывшими союзными республиками СССР - ныне независимыми государствами. Они были определены по административным границам между союзными республиками, при этом не была проведена ни их делимитация, ни демаркация. С учетом этих обстоятельств 26 мая 1995 государства-члены СНГ подписали Договор о сотрудничестве и охране границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество. Основным положением, содержащимся в этом договоре, было решение назвать границами только те, что являются участками государственных границ участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество. Такими государственными границами Украины есть только границы с Румынией, Польшей, Венгрией и Словакией. Для достижения целей договора стороны приняли на себя взаимную ответственность за обеспечение охраны своего участка границы с учетом интересов безопасности сторон (статья 3). Одновременно с договором было согласовано Положение о Совете командующих пограничными войсками (оно не было подписано Украиной, Молдавией и Азербайджаном), в функции которого входит согласование усилий по реализации решений Совета глав государств СНГ, касающихся пограничных вопросов. В 1995 году Советом глав государств СНГ была принята Концепция охраны внешних границ, закрепила распределение границ на внутренние и внешние. Согласно ей на внутренних границах государств СНГ действует режим прозрачности границ. При их пересечении гражданами таких государств не требуется предъявление каких-либо специальных документов, за исключением удостоверения личности. Следует отметить, что подобное разделение границ на внутренние (прозрачные) и внешние установлено Договором о Европейском Союзе, заключенным в 1992 году в Маастрихте. В настоящее время некоторые из государств СНГ, в частности Российская Федерация, готовятся к вводу изменения порядка пересечения государственной границы для граждан СНГ, - такое пересечение будет разрешено только при наличии иностранного паспорта. Если такие тенденции будут набирать силу, то вскоре внутренние границы между государствами СНГ превратятся в границы внешние.

Для обеспечения неприкосновенности государственных границ и, соответственно, своей территории государство на границе устанавливает определенный режим, обычно называется режимом государственной границы. В соответствии с разделом II Закона Украины «О государственной границе Украины» режим государственной границы Украины понимается как порядок пересечения государственной границы Украины, плавания и пребывания украинских и иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальном море и внутренних водах Украины, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды и порты Украины и пребывания в них, содержание

государственной границы Украины, проведение разных работ, промысловой и иной деятельности на государственной границе Украины. Кроме этого Закона, режим, государственной границы определяется другими актами законодательства Украины и международных договоров Украины.

В соответствии со статьей 22 Закона Украины от 4 ноября 1991 года, с целью установления на государственной границе надлежащего порядка Кабинетом Министров Украины определяется пограничная полоса устанавливается непосредственно вдоль государственной границы Украины, на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и других водоемов с учетом особенностей местности и условий. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха населения.

Согласно новой редакции Закона Украины «О государственной границе Украины» от 18 июня 1996 года в пределах территории района, города, поселка, сельсовета, прилегающей к Государственной границы Украины или к побережью моря, которое охраняется пограничными войсками Украины, как правило, устанавливаются контролируемые пограничные районы. В контролируемый пограничный район включаются также территориальное море Украины, внутренние воды Украины и часть вод пограничных рек, озер и других водоемов Украины и расположенные в этих водах острова.

В пограничной полосе и контролируемом пограничном районов порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, устанавливается пограничный режим, включающий правила въезда, временного пребывания, проживания, передвижения граждан Украины и других лиц, проведения работ, учета и содержания на пристанях, причалах и в пунктах базирования самоходных и несамоходных судов, их плавание и передвижение во внутренних водах Украины. Пограничный режим также распространяется и на территорию района, города, поселка, сельсовета, прилегающей к государственной границе Украины или к побережью моря, которое охраняется пограничными войсками Украины, где пограничная полоса и контролируемый пограничный район не установлены.

Разрешение на въезд, временное пребывание, проживание, проведение работ и пропуск в пограничную полосу дают и осуществляют Пограничные войска Украины вместе а органами внутренних дел. В необходимых случаях Пограничные войска Украины могут вводить дополнительные временные режимные ограничения на въезд и проведение работ в пограничной полосе (статья 24 Закона). Статья 21 Закона Украины от 4 ноября 1991 устанавливает, что для решения вопросов, связанных с поддержкой режима государственной границы Украины, а также для урегулирования пограничных инцидентов на определенном участке государственной границы Украины из числа офицеров пограничных войск Украины назначаются пограничные представители Украины (в некоторых странах они именуются пограничными комиссарами). Пограничные представители Украины в своей деятельности руководствуются законодательством Украины и международными договорами Украины. Не урегулированы ими вопросы решаются в дипломатическом порядке.

Лица, транспортные средства, грузы и другое имущество, которые пересекают государственную границу Украины, подлежат пограничному и таможенному контролю, в соответствующих случаях осуществляется также санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный контроль, контроль за вывозом с территории Украины культурных ценностей и другой контроль. Пропуск лиц, которые пересекают государственную границу Украины, осуществляется пограничными войсками Украины по действительным документам на право въезда на территорию Украины или выезда из Украины. Соответствии с международными договорами Украины Кабинетом Министров Украины может быть установлен упрощенный порядок пропуска лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества через государственную границу Украины.

Вылет украинских и иностранных воздушных судов с территории Украины, а также их посадка после взлета на территорию Украины ведутся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных полетов, где есть контрольно-пропускные пункты пограничных войск Украины и таможенные учреждения. Для морских (речных) судов государственную границу открывается и закрывается в последнем порту отплытия или прибытия.

В соответствии со статьей 20 Закона Украины «О государственной границе Украины» нарушителями государственной границы Украины являются:

1) лица, которые пересекли или пытающиеся пересечь государственную границу Украины любым способом вне пунктов пропуска через государственную границу Украины или в пунктах пропуска через государственную границу Украины, но с нарушением правил его пересечения;

2) лица, которые проникли или пытаются проникнуть на украинском или иностранные транспортные средства заграничного следования с целью незаконного выезда из Украины;

3) иностранные невоенные суда и военные корабли, зашедшие в территориальное море или внутренние воды Украины с нарушением установленных правил захода в эти воды. Иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства являются нарушителями государственной границы Украины и в тех случаях, когда они пересекают государственную границу Украины в подводном положении или находятся в этом положении во время плавания и пребывания в водах Украины;

4) воздушные суда и другие летательные аппараты, которые пересекли государственную границу Украины без соответствующего разрешения компетентных органов Украины или совершили другие нарушения правил перелета через государственную границу Украины. Нарушением государственной границы Украины является также пересечение его любыми другими техническими или другими средствами без соответствующего на это разрешения или с нарушением установленного порядка.

Значение границ государства состоит в том, что они обозначают пределы принадлежащей ему территории со всеми ее ресурсами, являющимися материальным условием существованием всякого общества. Государственные границы определяют также пределы территориального верховенства государства. Четкое разграничение принадлежащих государству ресурсов и пределов его верховной власти имеет существенное значение для предотвращения конфликтов между государствами и развития мирного сотрудничества. Безопасность государственных границ во многом обеспечивает безопасность самого государства и его территории.

Ст. 1 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» указывает, что «Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации».

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.

Сухопутные границы устанавливаются на основании договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам обозначаются на местности. Как правило, границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горы, реки и т.п.) – это орографические границы. Границы могут проводиться также по прямой линии от одной точки до другой – геометрические; могут совпадать с параллелями и меридианими – астрономические. Также на практике применяется комбинированный способ установления государственных границ, включающий в себя несколько вышеперечисленных.

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы по рекам устанавливаются по договоренности между сопредельными государствами. Чаще всего они проводятся по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки, посередине главного фарватера или посередине несудоходной реки; на озерах и иных водоемах – по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам озера или иного водоема.

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориальных вод или линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориальных вод устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своих территориальных вод до предела, не превышающего 12 морских миль.

Современные границы в большинстве случаев представляют собой линии, точно обозначенные на карте и на местности. Как правило, такие границы устанавливаются по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии границы подробно описывается в таком международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая служит неотъемлемой частью договора.

Кроме договорных, существуют т.н. исторически сложившиеся границы, точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но которые длительное время соблюдались на практике и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной для сопредельных государств.

От государственных границ следует отличать демаркационные линии, которые устанавливаются при неокончательно урегулированном вопросе о границе между сопредельными государствами или после прекращения военных действий до подписания мирного договора, когда необходимо разграничить воюющие стороны. Такие линии установлены между Индией (штат Кашмир) и Пакистаном (1949 г.) и в ряде других регионов мира.

Международные договоры обычно содержат положения:

- о прохождении и обозначении государственной границы на местности;

- об уходе за пограничными знаками;

- о совместных комиссиях по проверке границы;

- о пограничных уполномоченных (комиссарах);

- о порядке пользования пограничными водами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами;

- а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и горном деле вблизи государственной границы.

В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах государства могут создавать в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренними законами.

Для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества сопредельных государств важное значение имеет своевременное урегулирование различных пограничных инцидентов на основе взаимного согласия сторон. В международной практике для этих целей применяется институт пограничных комиссаров (пограничных представителей).

Государственные границы могут изменяться, как подчеркнуто в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, «в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности». Современное международное право выделяет три основания для изменения границ:

1) во-первых, это осуществление народами и нациями своего права на самоопределение: образование новых независимых государств на бывших зависимых территориях, объединение двух или нескольких государств или разделение существующего государства;

2) во-вторых, это обмен участками территории между сопредельными государствами в целях установления более удобного прохождения линии границы на местности;

3) в-третьих, это небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации.

Порядок установления Государственной границы.

Современная международная практика выработала два основных этапа установления государственной границы – делимитацию и демаркацию.

Делимитация – это определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Делимитация завершает процесс дипломатических переговоров относительно государственной границы и закрепляется в договорах между сопредельными государствами. Делимитация проводится на правительственном или дипломатическом уровне. В результате делимитационной работы договаривающиеся государства составляют общее описание прохождения линии государственной границы и наносят ее на карту.

Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. Работа по демаркации – это перенос на местность результатов делимитации государственной границы. При проведении границы на местности должны соблюдаться соответствующие положения соглашений о делимитации. Материалы делимитации госграницы служат правовым основанием для демаркации. О всех действиях по демаркации составляются специальные документы – протоколы с описанием прохождения линии границы, положения пограничных знаков, а также схемы и снимки этих знаков.

К демаркации границы предъявляются определенные требования: она должна обеспечить точность, ясность, прочность и наглядность, т.е. видимость прохождения границы во всякое время года, притом с возможно большего расстояния. Обозначение границы ясно видимыми пограничными знаками должно способствовать возможности проверки прохождения линии границы сопредельными странами.

По установившейся практике проведение государственной границы на местности осуществляется специальными смешанными комиссиями, создаваемыми на основе договоров сопредельных государств о делимитации. В виде исключения в таких комиссиях могут принимать участие и представители третьих государств.

В задачи демаркационных комиссий обычно входит: 1) проведение линии государственной границы на местности и составление крупномасштабных карт; 2) установление и обозначение пограничных знаков; 3) составление подробных протоколов-описаний прохождения линии границы с соответствующими схемами, фотоснимками, приложениями и т.п.

Линия государственной границы, подлежащая демаркации, разбивается на участки (секторы). Для работы на каждом из них создается подкомиссия из состава делегаций обеих сторон. Состав российской делегации в подкомиссии состоит из: 1) председателя, 2) членов (обычно двух), 3) секретаря, 4) технической группы, 6) команды по установлению столбов и 6) команды обеспечения.

Обычно работа смешанной демаркационной комиссии делится на три стадии: подготовительную, полевую и заключительную.

На подготовительной стадии работы российская делегация в смешанной комиссии: 1) собирает все материалы, характеризующие прохождение линии границы, 2) изучает и систематизирует их, 3) знакомится с договорами, приложенными к ним картами, документами о расположении пограничных знаков, инструкциями, а также 4) определяет состав делегаций в подкомиссиях и обеспечивает их утверждение.

Полевая стадия работы – это проведение линии границы непосредственно на местности и обозначение ее пограничными знаками.

Заключительной стадией работы смешанной комиссии является составление и подписание документов и демаркационных карт по описанию прохождения линии границы и расположения пограничных знаков. Основным итоговым документом демаркации границы, как было сказано выше, является протокол-описание линии границы, который должен быть точным и достаточно подробным, чтобы исключить возможность возникновения споров и различных толкований.

Все подлежащие подписанию итоговые документы демаркации составляются в четырех экземплярах: два на русском и два на языке сопредельного государства. Российская сторона получает по одному экземпляру на русском и иностранном языках. С подлинных экземпляров каждая сторона изготавливает необходимое количество копий, которые заверяются, как правило, секретарем каждой делегации.

Редемаркация – это проверка и уточнение в соответствии с соглашениями между государствами прохождения ранее демаркированной линии границы, а также восстановление разрушенных или утраченных пограничных знаков, замена знаков одного типа знаками другого типа и постановка дополнительных знаков. При редемаркации оформляются те же документы, что и при демаркации.

При редемаркации возможны небольшие изменения линии границы по взаимному соглашению сопредельных государств.

Международные договоры, устанавливающие границу, могут прекращать свои действия или изменяться только по взаимному согласию сторон. Как было отмечено в Заключительном акте государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, «их границы могут изменяться в соответствии с международным правом мирным путем и по договоренности».

Государственная граница — это конкретная линия, а также проходящая по этой линии специальная вертикальная поверхность, которая осуществляет функцию по определению государственной территории, пространственного предела суверенитета государственного характера.

Стоит отметить, что прохождение границы устанавливается:

  • на суше по определенным точкам, специальным ориентирам или линиям рельефа, или каким-либо другим способом. Например, опираясь на 4 статью Договора между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006 года) граница, которая имеет свое местоположение на местности обозначена конкретными пограничными знаками таким образом: на любых сухопутных участках — главными знаками пограничной направленности, которые в свою очередь состоят из двух столбов и при этом устанавливаются соответственно на территории Российской Федерации, и Монголии, в большинстве случаев, на четком расстоянии 2,5 метров каждый от государственной границы, и центрового столбика, который в свое время был установлен между этими столбами на самой государственной границе, а также промежуточными пограничными знаками, состоящими из одного столба, установленного на самой государственной границе;
  • на морс по внешнему пределу вод территориального характера (то есть это те границы территориальных вод, которые прокладываются между противолежащими или смежными государствами и определяются по соглашению между ними). Таким образом, определенное соглашение между СССР, а точнее его Правительством и Правительством Финляндской Республики о границах на морских просторах, и границах континентального шельфа в Финском заливе (1965 год) достаточно подробно описывает прохождение границы по морю;
  • на реках по середине основного фарватера или (в определенных ситуациях) — по их середине. Поэтому опираясь на 6 статью Договора между Российской Федерацией, а также Литовской Республикой о российско-литовской границе государственной направленности (1997 года) «Государственная граница на каких-либо мостах, плотинах и иных построенных сооружениях, в свою очередь проходящих через реки, ручьи, озера и различные другие водоемы, проходит именно посередине данных сооружений или же по их специальной оси технологического характера при этом вне зависимости от прохождения государственной границы на самой воде».

Порядок установления границ

Важно знать, что все границы государственного характера устанавливаются в конкретном договорном порядке.

Во время начальных этапов решается вопрос о делимитации, то есть. принадлежности юридической направленности той или иной территории. Сама делимитация по большей части предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Например, во второй статье договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе (2003 года) отмечается «Российско-украинская государственная граница проходит таким образом, что это в свою очередь четко указано в описании прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (показано в приложение 1) и изображено сплошной линией, которая имеет красный цвет для более четкой отметки на картах государственной границы между Российской Федерацией и Украиной (приложение 2). Карты, а также описания государственной границы, которые в свое время прилагаются к настоящему договору, выступают в качестве его неотъемлемой части».

Демаркация

После того, как произошел процесс решения определенного вопроса о принадлежности какого-либо участка территории и после установления его границы на карте, государства осуществляют демаркацию государственной границы.

Демаркация представляет собой проведение конкретной линии границы на местности с одновременным обозначением ее специальными пограничными знаками.

5 Статья Договора заключенная между Российской Федерацией, а также Республикой Латвии о российско-латвийской границе государственной направленности от (2007 года) устанавливает: «С целью установления, а также обозначения на местности российско-латвийской государственной границы в соответствии с настоящим Договором и создания определенных актов демаркации Стороны в возможно короткий срок с того момента, как произошел процесс вступления в силу настоящего Договора в свою очередь, образуют на специальных паритетных началах Совместную демаркационную комиссию, поручив ей:

  • осуществлять процесс разработки, а после заняться утверждением порядка демаркации государственной границы;
  • установить на какой-либо местности конкретное положение линии государственной границы в соответствии с тем Договором, который осуществляет свои функции и прилагаемыми к нему «Описанием прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой» и делимитационной картой;
  • заняться процессом создания специальной рабочей группы по демаркации границы, при этом контролировать их деятельность;
  • осуществить процесс по установке знаков пограничного порядка;
  • определить на реках, которые являются пограничными (канализованных руслах рек) или рукавах рек, канавах, а также ручьях конкретное положение их середины, и при этом узнать о точном прохождении границы на озерах;
  • заняться уточнение принадлежности каких-либо островов на реках;
  • осуществить работу по подготовке специальных проектов актов о демаркации границы;
  • заниматься решением иных вопросов, которые напрямую имеют отношению к проведению работ демаркационного характера.

Что касается любых актов демаркации, в свое время подготовленных Комиссией, то они подлежат утверждению самим Правительством каждой из Сторон».

Обозначение границы

Граница государственного порядка, которая присутствует на суше обозначается ясно видимыми специальными пограничными знаками — то есть определенными столбами, пирамидами или же чем-то подобным., на воде — створами, вехами. Власти компетентной направленности в свое время содержат пограничные знаки, а также пограничные просеки в соответствии с конкретными положениями актов демаркации государственной границы и актов совместных проверок.

Все имеющиеся обязанности по выполнению тех или иных отмеченных работ распределяются, чаще всего, таким образом:

В современном международном праве существуют территориальные нормы, они являются общепризнанными и способствуют сохранению и укреплению международного мира. С точки зрения правового режима территории можно разделить на:

суверенные территории одного государства;

суверенные территории с международным режимом (открытое море, воздушное пространство, дно моря за пределами континентального шельфа);

территории, имеющие правовой режим смешанного типа (исключительная экономическая зона, континентальный шельф).

Государственная территория

Государственная территория – часть земной поверхности, включая сушу, недра, воздушное, водное пространство, которая является суверенной частью определенного государства.

Сухопутная территория включает в себя сушу с ее недрами, находящуюся в пределах установленных границ, а также прибрежные острова и анклавы. В ряде стран государственной территорией является арктический сектор, все земли и острова, входящие в его состав. Недра, находящиеся под землей и водой на территории государства, обладают полным и исключительным суверенитетом государства. Данное право находит подтверждение в основных конституционно-правовых документах государств и международных актах.

К водным государственным территориям относятся внутренние воды: реки, озера, заливы, бухты, порты, а также территориальные воды, имеющие особый режим. Специальный режим имеют поверхность и недра континентального шельфа и экономические зоны. Территориальные воды примыкают к берегам государства, сюда же относятся и острова. В пределах экономической зоны разрешается свободный проход судов всех стран, однако государство, которому принадлежат территориальные воды, обладает преимущественным правом на разведку и освоение морских недр и морепродуктов.

Воздушной государственной территорией является пространство, находящееся над сушей и водной частью страны. Воздушное пространство отделяется от других стран границами, которые признаны нормами международного права.

К территории государства относятся морские суда, воздушные и космические корабли под флагом государства, трубопроводы, посольства.

Территория государства, его величина, конфигурация, природные особенности выступают фактором долговременного действия, но в разные периоды развития их роль различна.

Анклавы

Анклав – территориальная часть государства, которая находится отдельно от основной части страны, окруженная со всех сторон другими государствами. Если у этой территории имеется выход к морю, то она называется полуанклавом.

Эксклав – несамостоятельный регион, отделенный территориально от материнского государства и полностью окруженный одной или несколькими странами.

Одна и та же территория одновременно может быть анклавом и эксклавом.

В мире много таких мест. В Беларуси на территории Гомельской области находится населенный пункт Саньково-Медвежье. Административно он относится к Брянской области РФ. Для России эта территория считается эксклавом, для Беларуси – анклавом. Аляска является полуэксклавом США и полуанклавом Канады. Мелилья и Сеута имеют выход к Средиземному морю и являются полуанклавами для Марокко и полуэксклавами для Испании.

Наличие такой обособленной территории в международном праве предполагает особые правовые отношения. Чтобы попасть в анклав, необходимо пересечь территорию другого государства. Также необходимо решать важные проблемы, обеспечивать жизнедеятельность анклава. Все вопросы решаются, как правило, заключением соглашений и договоров между заинтересованными сторонами. Право доступа государства к своему анклаву реализуется путем подписания специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав.

Правовой режим анклава определяется национальным законодательством или международными нормами.

Теории правовой природы государственной территории

Существует несколько точек зрения на правовую природу территории государства. Наиболее распространены объектная теория и теория пространственного предела власти государства. Сторонники объектной теории утверждают, что территория – это объект обладания. Это исторический взгляд на территорию, берущий свое начало в эпохе феодализма, когда собственность на землю рассматривалась как источник власти.

Юрист В.А. Незабитовский выдвинул другую теорию, выступая против приравнивания территории государства к объекту обладания. Территориальное верховенство – это право государства осуществлять власть над людьми, которые живут в этом государстве. Государственная территория является пространственной сферой осуществления государственного верховенства. В границах территории действует власть государства, которая обладает исключительным суверенитетом. Поэтому территорию можно с полным правом отнести к одному из основных признаков суверенного государства.

Суверенитет РФ согласно ст. 4 Конституции распространяется на всю территорию страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Государство устанавливает административно-территориальное деление, организует государственную власть и управление на основании территориального признака. В компетенцию государства входит определение и изменение государственной территории, вопросы гражданства, нахождения иностранных граждан на территории страны, охрана и оборона территории.

Нормы международного права говорят о неприкосновенности территориальной целостности и независимости государств.

Правомерное изменение территории государства

Существуют правомерные способы изменения государственной территории, установленные международным правом.

Возможно образование нового государства путем проведения референдума или в результате плебисцита.

Плебисцит (референдум) – опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

Во Франции плебисцит считается более емким понятием, чем референдум. В США плебисцит и референдум – синонимы. Необходимость обязательного референдума предусмотрена конституцией или конституционно-правовыми актами. Проведение факультативного референдума зависит от воли государственного органа или избирателей. Законодательство РФ предусматривает только понятие «референдум».

Возможно отторжение территории как санкция за агрессию, за развязывание войны. После окончания Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. Развязывание войны – международное преступление, поэтому агрессор лишается части своей территории. Это мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международное право предусматривает аренду, продажу, цессию государственной территории.

Аренда территории – предоставление права пользования частью территории государства другому государству. Аренда территории носит временный, договорной характер.

Государство, которое арендует территорию, может пользоваться определенными правами, тем самым ограничивая права государства-арендодателя. Договор заключается с учетом интересов обеих сторон. Территория, которая арендуется, не может быть использована в целях подрыва суверенитета или безопасности государства-арендодателя. Часто на арендованных территориях создаются военные базы. В международных правовых нормах сказано, что государство, предоставляющее свою территорию в аренду, сохраняет суверенитет над ней, но на практике это положение становится юридической фикцией. Государства полностью контролируют арендуемую территорию (кубинская база Гуантанамо, Диего-Гарсиа).

Примером продажи территории может служить продажа Аляски Россией США в 1867 году.

Цессия – уступка территории, ее дарение, передача, обмен части территории по взаимному соглашению между государствами.

Так в 1951 году СССР и Польша обменялись участками государственных территорий, в 1954 году между СССР и Ираном был заключен подобный договор об обмене во взаимных интересах. В 1968 году произошел обмен территориями между Францией и Люксембургом в целях уточнения границы.

Если возникают спорные территориальные вопросы, в международном праве предусмотрено мирное урегулирование. Территории, приобретенные при помощи силы или угрозы силой, не являются законными и не признаются международным сообществом.

Территория в международном праве (МП) – пространство с определённым правовым режимом, то есть это часть Земли (сухопутная, водная, воздушное пространство, недра), включая космос с небесными телами.

Правовой статус территорий определен нормами внутригосударственного и международного права.

Виды территорий в МП

В соответствии с правовым режимом территории в МП могут быть:

  • Государственными.
  • Со смешанным режимом.
  • С международным режимом.

Государственная территория – материальная база существования соответствующей страны и находящаяся под ее суверенитетом. Основой правового статуса гостерриторий являются нормы национального права.

Территории со смешанным режимом – включают континентальный шельф и экономическую зону и не входят в состав гостерриторий. При этом прибрежные страны в данных пространствах обладают определёнными суверенными правами, закрепленными в национальном законодательстве и международных договорах.

Территории со смешанным режимом – включают открытое море за границами территориальных вод, международный район морского дна, определённые международные проливы, реки, каналы, Антарктику, космическое пространство с небесными телами. Они не являются собственностью какого-либо государства и находятся в совместном пользовании всех стран.

Государственная территория

Государственная территория представляет собой часть Земли, находящуюся под суверенитетом конкретной страны.

Государственная территория состоит из:

  1. Сухопутной территории (суша целиком, располагающаяся в границах этого государства или острова).
  2. Водной территории (все водоёмы на суше, а также части морских и океанских вод, примыкающих к берегам).
  3. Воздушной территории (всё воздушное пространство над сушей и водой).
  4. Недр (располагаются под сухопутной и водной территориями).

Условная государственная территория включает:

  • Космические корабли (морские и воздушные), которые находятся вне государственной территории.
  • Трубопроводы, прочие сооружения и оборудование, расположенные на международной территории (искусственно созданные острова, буровые конструкции и т.п.).

Правовой режим гостерриторий определен, в первую очередь, национальным законодательством каждой страны. В международных договорах регламентируются общие принципы определения внутренних вод и территориальных морей, регулируется происхождение государственной границы, устанавливаются вопросы пограничного режима и пр.

Государственная территория выполняет важную функцию, так как в пределах нее страна осуществляет территориальное верховенство и свою национальную юрисдикцию. Государство обладает исключительным правом владеть, пользоваться и распоряжаться конкретной территорией и расположенными на ней природными ресурсами.

В современном МП запрещено насильственное изменение гостерритории. Страны неприкосновенны и не могут выступать объектом военной оккупации либо прочих насильственных действий. МП не признает никаких территориальных приобретений или иных выгод, полученных вследствие применения силы либо угрозы силой.

Условия изменения территории государства

Территория страны может измениться вследствие:

  • Обмена гостерриториями по согласованию сторон.

В соответствии с Соглашением 1954-го г. Союз ССР и Иран обменялись участками собственных территорий.

  • Разделения конкретной страны, выхода части территории из ее состава или слияния 2-х или нескольких государств.
  • Применения мер ответственности за агрессивные действия.

Отхождение Пруссии от Германии в 1945-м г. и причисление к СССР.

  • Национальной освободительной борьбы и осуществления права на самоопределение.
  • Цессии – уступки права на территорию (сегодня не практикуется).

Государственные границы определяют пределы территориального верховенства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: