Государственное социальное обеспечение это гарантированная система материального обеспечения

Обновлено: 27.04.2024

Основные права военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Для военнослужащих установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Военнослужащий по контракту имеет право на:

1.Денежное довольствие, состоящее из месячного оклада в соответствии

с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат.

С 1 октября 2019 г. оклады по воинским званиям и оклады по воинским должностям проиндексированы на 4,3%. Так, оклады по воинскому званию, если брать минимальные и максимальные размеры, составляют от 5 424 рублей у рядового и до 32 542 рублей у маршала. Соответственно, оклады по воинской должности достигли 10 848 рублей у стрелка и 48 813 рублей у первого заместителя Министра обороны Российской Федерации.


Ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет от 10% оклада денежного содержания при выслуге 2 года до 40% - при выслуге 25 лет и более;
  • ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) от 5% оклада по воинской должности за третий класс до 30% - за класс мастера;
  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - до 25% оклада по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (в экипажах надводных кораблей, штатной боевой техники, на воинских должностях связанных с выполнением прыжков с парашютом, за командование подразделениями и т.д.) - до 100% оклада по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (за выполнение водолазных работ, за разминирование, за участие в учениях и других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части и т.д.) - до 100% оклада по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за особые достижения в службе (за квалификационный уровень физической подготовленности, при награждении медалями Министерства обороны, занимающим воинские должности водителей (старших водителей), занимающим воинские должности, для которых штатом воинской части предусмотрены с 1 по 4 тарифные разряды и т.д.) – до 100% оклада по воинской должности;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей – до 25% оклада денежного содержания в месяц;
  • ежегодная материальная помощь – в размере 1 месячного оклада денежного содержания;
  • военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов от 15% до 100%;
  • военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию в зависимости от периодов военной службы в указанных районах (местностях) от 30% до 100%.


Средний размер денежного довольствия военнослужащих по контракту, замещающих воинские должности рядового и сержантского состава, с учетом всех ежемесячных и иных дополнительных выплат денежного довольствия, возрастает по мере увеличения выслуги лет, должностного уровня, уровня профессионального мастерства, региональных коэффициентов и ежегодной индексации.


2. Бесплатный проезд к новому месту службы и в командировку.

Проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту проведения основного отпуска и обратно военнослужащим, проходящим службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, и одному члену его семьи; военнослужащие сами приобретают за деньги билеты на себя и членов своих семей на удобные им авиарейсы или поезда, следующие к месту отпуска, а Министерство обороны Российской Федерации компенсирует эти расходы после возвращения из отпуска.

Проезд на безвозмездной основе на избранное место жительства при увольнении с военной службы.

3. Продовольственное обеспечение, в том числе путем организации питания по месту военной службы - для отдельных категорий военнослужащих, и выдачей продовольственного пайка - для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

4. Бесплатное вещевое обеспечение.

5. Жилищное обеспечение:

  • обеспечение служебными жилыми помещениями или общежитиями на период военной службы (получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений);
  • обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по избранному месту жительства (в том числе путем выдачи государственных субсидий) при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет, а также в случае увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
  • возможность приобретения жилья через накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения (НИС).

Стать участником НИС можно при заключении второго контракта. Каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.

6. Обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета.

7. Социальные гарантии в связи с обучением в образовательных организациях в период службы, а также преимущественное право на поступление после увольнения с военной службы в государственные образовательные организации высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.

8. Выплату подъемного пособия при перемещении к новому месту службы в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и 25% от него на каждого члена семьи.

9. Перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства при переводе на новое место военной службы.

10. Дополнительные социальные гарантии и компенсации при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

11. Единовременное пособие при увольнении с военной службы при общей выслуге менее 20 лет - 2 оклада денежного содержания, а при выслуге 20 лет и более - 7 окладов денежного содержания.

Военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом или удостоенным почетных званий Союза ССР или РФ, размер единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

12. Бесплатное обследование, лечение и реабилитационное обеспечение в военно-медицинских учреждениях, в том числе ежегодное диспансерное наблюдение.

13. Изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов).

14. Бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и организациях.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Члены семей военнослужащих проходящих службу по контракту (из числа солдат и сержантов) имеют право на медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами Российской Федерации.

15. Право на пенсионное обеспечение при условии наличия выслуги 20 и более лет.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К нетрудоспособным гражданам относятся:

2. Лица пенсионного возраста

4. Лица ,которые по состоянию здоровья не могут работать временно или постоянно и др.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность. Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях. Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.

Цель данной работы: охарактеризовать роль социального обеспечения в социальной работе.

Функции и задачи территориального социального обеспечения

Основными задачами управления социального обеспечения являются:

1. Организация и внедрение в муниципальную систему социальной защиты населения современных единых информационных технологий, разрабатываемых Министерством здравоохранения и социального развития.

2. Обеспечение контроля за целевым и экономным использованием бюджетных средств, предназначенных для выплаты пособий, компенсаций в соответствии с источниками финансирования.

3. Организация социального обеспечения граждан, семей с детьми:

– обеспечение современного и правильного назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций.

- осуществление контроля за возмещением расходов по медицинскому, бытовому, транспортному, жилищно-коммунальному и другим видам обслуживания инвалидов, ветеранов и иных категорий лиц, за реализацией льгот гражданами, предусмотренных действующим законодательством.

–совершенствование порядка назначения, начисления и выплаты пособий и компенсаций на основе применения современной вычислительной техники и повышения профессионального мастерства работников.

Проведение мероприятий по материально-бытовому обслуживанию престарелых граждан, инвалидов и семей с детьми.

– совершенствование порядка выявления, учета, материально-бытового обследования лиц, нуждающихся в социальной поддержке на основе применения современных средств.

– оказание адресной помощи нуждающимся гражданам.

– организация социального обслуживания пенсионеров, ветеранов войны и труда, инвалидов, семей с детьми и других групп населения.

– обеспечение качества и доступности социального обслуживания.

Сравнительный анализ понятий «Социальное обеспечение» и «Социальная защита населения»

Социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Так, к системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Социальная защита населения - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни.

Универсальными принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность.

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Нормативные основы и виды социального обеспечения

Государственное (обязательное) социальное страхование

Пенсии, пособия, компенсационные выплаты, жилищные субсидии, страховые выплаты, ежемесячные денежные выплаты (материнский капитал, доплаты к пенсиям)

Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Медицинская помощь, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение

Государственная социальная помощь

Социальные услуги, социальные льготы, специфические услуги, предоставляемые инвалидам

Социальные риски и страховые случаи

1. Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

1.1. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Социальное страхование осуществляется на случай:

1. необходимости получения медицинской помощи;

2. временной нетрудоспособности;

3. трудового увечья;

6. наступления старости;

7. потери кормильца;

8. признания безработным;

9. смерти застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Таким образом, социальное обеспечение, нуждающегося в этом, населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства.
К числу признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести:

во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;

в-третьих, закрепление круга лиц, подлежащих обеспечению;

в-четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

В отличие от социального страхования, охватывающего социальным обеспечением только работника (семью в случае смерти работника), социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государства, гарантирует в соответствующих случаях социальную поддержку каждому как члену общества.
Следовательно, роль государственного социального обеспечения заключается в поддержание уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым, системой социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

- материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;

- обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

1. B.C. Андреев. Социальное обеспечение в России. М., 2006.

2. В. А. Ачаркан. Государственные пенсии. М., 2007.

3. И.В. Гущин. Россиийское право социального обеспечения: вопросы теории. М., 2006.

4. M.JI. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 2008.

5. Г. В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 2007.

6. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. - 2001. - № 237. - 25 декабря.

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья, что в вою очередь может привести к частичной или полной потере трудоспособности и снижению уровня благосостояния.

Обозначим характерными признаками, которые позволяют называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском. Это следующие признаки:

- всеобщность (социальным рискам подвержен каждый индивид и само общество в целом);

- неизбежность (социальные риски инициируют проблемы, которые нельзя исключить полностью, их можно только минимизировать, частично компенсировать; управлять ими можно только с той или иной степенью результативности);

- носят исключительно объективный характер (не зависят от человека);

- некоторые социальные риски потенциально закономерны (могут произойти с высокой степенью вероятности – болезнь, старость и пр.);

- ограничивают жизнедеятельность человека, предопределяют его социальную необеспеченность.

Итак, исходя из выше сказанного, какое же определение мы можем дать социальному риску?

Социальный риск – это вероятность наступления случайных, не зависимых от воли человека событий, нарушающих его физиологическую, социальную и экономическую стороны жизнедеятельности. Все многообразие социальных рисков сконцентрировано в едином доминирующем факте – снижение или отсутствие дохода.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Среди социальных рисков выделяют:

- экономические (безработица, экономический кризис),

- физиологические или биологичечкие (рождение, старость, смерть, беременность и роды, инвалидность);

- производственные (несчастный случай на производстве, трудовые увечья, профессиональные заболевания);

- демографические (многодетность, неполная семья, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. Дополнительные расходы в связи с многодетностью могут привести к падению среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на здоровье.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли. Эту задачу выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом . Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения.

2.2. Общее понятие системы государственного социального обеспечения, функции соцобеспечения

Социальное обеспечение всегда являлось и занимало одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Оно непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с политической деятельностью и социальным благополучием человека и неработающего слоя населения.

Социальное обеспечение направлено на материальное обеспечение определенной категории граждан из финансов государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае если произойдут события, которые государство признает социально значимыми с целью выровнять социальное положение граждан по сравнению с остальной частью общества.

[Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России: монография. - М.: Проспект, 2009. - 246 с.]

Изучением социального обеспечения занимались Вигдорчик Н. А., Забелин Л. В., Дурденевский В., Андреев В. С., Иванова Р. И., Астрахан Е. И., Ачаркан В. А., Батыгин К. С. и другие.

Дурденевский В. рассматривал социальное обеспечение как деятельность государства, которая направлена на устранение социальных опасностей, которые угрожают уровню и развитию различных слоев общества, путем предоставления им социальной или денежной помощи.

Андреев В. С. называл проводимую государством или поддерживаемую им совокупность определенных социально-экономических по обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности, по предоставлению социального обслуживания детям, медицинскому обслуживанию.

По мнению Ивановой Р. И., социальное обеспечение – «это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей больных, стариков, иждивенцев, детей, безработных, всех членов общества с целью охраны здоровья и воспроизводства труда за счет специальных фондов, которые создаются в обществе».

Данное определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретно-исторических условий, в которых оно организуется. В его основе лежат следующие устойчивые признаки:

- объективные осознания, которые вызывают потребность в особом механизме социального обеспечения, которое направлено на поддержание или предоставление необходимых условий жизнедеятельности;

- особые фонды – источники социального обеспечения;

- особые способы предоставления средств к существованию;

- закрепленные правила предоставления социального обеспечения.

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов (частей), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство, целостность.

Сущность социального обеспечения более отчетливо выражается в его функциях: политической, экономической, демографической, реабилитационной и профилактической.

Экономическая функция социального обеспечения основывается на замещение заработка (содержание, доход), который утрачен из-за нетрудоспособности, возраста или потери кормильца, частичном возмещении расходов при возникновении определенного жизненного обстоятельства, а также оказание денежной помощи малоимущим лицам. Источником финансирования в этом случае служат государственные внебюджетные фонды социального страхования, образованные по территориальным принципам. В роли таких фондов выступают: пенсионные, социального страхования, обязательного медицинского страхования, благотворительного народного фонда социальной поддержки.

Политическая функция социального обеспечения позволяет поддерживать социальную стабильность в обществе, в котором ярко выражены различия в материальном обеспечении разных слоев населения.

Демографическая функция, как правило, стимулирует воспроизводство народонаселения, которое необходимо для успешного развития государства.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление статуса в обществе нетрудоспособных граждан и прочей социально слабой группы населения, который позволяет чувствовать себя полноценным членом общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении и возникновении определенных социально-рисковых ситуаций (несчастные случаи).

2.3. Субъектный состав, источники финансирования социального обеспечения

Выделяют некоторое количество критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Первый критерий – источник финансирований. На сегодняшний день финансирование социального обеспечения происходит благодаря внебюджетным фондам:

- Фонда социального страхования,

- Фонда обязательного медицинского страхования,

- бюджетов различных уровней.

Второй критерий – это наличие субъекта социального обеспечения, то есть участника правоотношения (физического лицо или организации), обладающего субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Социальное обеспечение за счет общества предназначено не для всех граждан, так установлено государством. Это обеспечение осуществляется для определенной категории граждан, прописанной в законе. В настоящее время в круг лиц, которые подлежат обеспечению, включаются:

- семьи, которые имеют детей;

- ветераны войны и труда;

- нетрудоспособные граждане (инвалиды, престарелые);

- лица, которые потеряли кормильца;

- люди, пострадавшие от радиации;

- лица награжденные медалями, орденами и прочими государственными наградами;

- беженцы и переселенцы.

Другим субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения:

- органы социальной защиты населения, которые назначают и выплачивают пенсии и пособия, предоставляют услуги и т. п.;

- специальные пенсионные службы отдельных министерств и ведомств (например, прокуратуры, Министерства юстиции РФ, Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и т. д.);

- органы здравоохранения (предоставление бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и т. д.);

- органы народного образования (содержание детей, лишенных родительской опеки и попечительства, учреждения интернатского типа и т. д.)

По поручению государства это может быть и другой уполномоченный орган (например, работодатель, обязанный предоставить работнику в случае его болезни или декретного отпуска пособие либо по временной нетрудоспособности, либо по беременности и родам.

Третий критерий – условия, по которым предоставляется обеспечение. Право на предоставление государством определенного вида обеспечения для определенной группы выше перечисленных лиц возникает только при наступлении определенных обстоятельств, которые определены в законе (смерть, рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста и другое).

[ Челнокова, Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. - М.: Проспект, 2009. - 104 с. ]

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью. В зависимости от специфики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут возникать как одновременно, так и не совпадать по времени возникновения.

В частности, ребенок-инвалид до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по получению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают представители (родители, опекун или попечитель). Если физическое лицо признано недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению также участвует представитель.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения [3] , то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения. Основной целью определенного вида обеспечения является выравнивание социального положения человека с остальным обществом.

2.4. Организационно-правовые формы государственного социального обеспечения

В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем:

- социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета ;

- государственную социальную помощь.

В науке их принято называть организацонно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления .

2.4.1 Обязательное социальное страхование

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица , и другие лица, круг которых определен законом.

Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором , если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования.

Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты ЕСН и страховых взносов. Ставки ЕСН установлены ст. 241 Налогового кодекса РФ, а страховых взносов ст. 22 ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Назначение и выплата трудовых пенсий находится в ведении Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет части ЕСН, перечисляемой в виде страховых взносов в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС – индивидуальным предпринимателям , адвокатам , нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы.

Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

2.4.2. Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих государственные функции :

- государственных гражданских служащих,

- лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей,

- другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности.

Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Минобороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны , гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

2.4.3. Государственная социальная помощь

Государственная социальная помощь в последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований .

Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Рис. 1. Организационно-правовые формы социального обеспечения

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.

В основу такого деления государственной системы социального обеспечения положены формы организации социальной помощи. Однако в основу классификации видов социального обеспечения, кроме форм организации, могут быть заложены другие ее элементы:

- круг лиц, подлежащих обеспечению;

- виды обеспечения и условия их предоставления;

- органы, осуществляющие социальное обеспечение;

- разновидности социального риска;

- источники финансирования социального обеспечения и др.

Наиболее популярна в научной литературе классификация государственной системы социального обеспечения по видам социального обеспечения.

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты, под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и неспособны без внешней поддержки улучшить его. Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Между этими понятиями существует большая разница.

1 Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг. Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не должна допускать неблагоприятных ситуаций.

2 Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, то есть в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.

Классификация форм социальной защиты:

1) в зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, например, в виде трудоустройства. Если не удается человека трудоустроить, то назначается пособие по безработице;

2) по субъектному составу: государственная, муниципальная, корпоративная, социально-партнерская и общественная, осуществляемая через общественные объединения, благотворительные организации;

3) в зависимости от основания предоставления: договорные и недоговорные формы социальной защиты, последние возникают в силу закона;

4) в зависимости от степени охвата субъектов получателей:

  • общие (распространяются на всех граждан без исключения, например, защита от чрезвычайных ситуаций);
  • специальные (категориальные, они предоставляются определенным категориям населения, которые выделяют по профессиональному, территориальному или иным признакам);
  • исключительные (предоставляются на основании специальных нормативных актов, тем категориям населения, которые попадают в экстраординарные обстоятельства, требующие исключительных мер, например, защита чернобыльцев, защита беженцев, вынужденных переселенцев и т.д.).

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого1).

В данной работе мы хотели бы подробнее разобрать такой институт как «социальное обеспечение», так как он ярче отражает конституционно-правовые основы социальных отношений и помогает определить какими же средствами достигается сглаживание социального неравенства в обществе.

Развитая система социального обеспечения – обязательный элемент социального государства. Согласно ст.7 Конституции Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и развитие человека. Нормы, прописанные в конституции, являются нормами прямого действия и обязательны для выполнения.

Социальный прогресс требует от государства усиления внимания к решению проблем социального обеспечения, и чем последовательнее станет это внимание, тем стабильнее будет социально-политическая ситуация в России, крепче социальная защищенность граждан, устроеннее их жизнь, комфортнее психологическое самочувствие – это позволит повысить уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества1).

В юридической литературе можно встретить ряд других определений этого понятия. Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством 2). К. Н. Гусов и М. О. Буянова под социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества»3).

Проанализировав данные определения можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:

1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

К основным функциям социального обеспечения относятся:

1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;

2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обес­печения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, соци­альных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;

4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направ­ления социальной политики. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных поло­жений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выпол­няет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.

Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

2) негосударственное социальное обеспечение.

Конституция закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения: каждому гарантируется социальное обеспе­чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормиль­ца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения ока­зывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработи­цы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой го­сударства (ст. 38).

Таблица 1 - Законодательная база по социальному обеспечению в Российской Федерации

Федеральные законы, регулирующие отно-шения по социальному обеспечению Категории лиц Предоставляемые виды социального обеспечения
«О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники ВОВ, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф, нетрудоспособные Пенсии по старости, по инвалидности, социальные, за выслугу лет

Продолжение таблицы 1

«О трудовых пенсиях в РФ» Застрахованные граждане Пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» Перечисленные в законе категории граждан Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Граждане, имеющие детей Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное при рождении ребенка, ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ежемесячное на ребенка.
«О занятости населения в РФ» Безработные граждане Пособие по безработице
«О погребении и похоронном деле» Граждане РФ Социальное пособие на погребение
«О беженцах» Граждане, имеющие статус беженцев Единовременное денежное пособие
«О государственной социальной помощи» Граждане, душевой доход которых ниже прожиточного минимума Пособия, субсидии, социальные услуги
«О дополнительных гаран-тиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей Пособия, социальное обслуживание

Продолжение таблицы 1

«О статусе военнослужащих» Военнослужащие, уволенные с военной службы без права на пенсию Пособие
«Об основах социального обслуживания населения в РФ» Граждане, нуждающиеся в социальных услугах Социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное обслуживание в учреждениях, медико-консультационная помощь, срочное социальное обслуживание
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» Граждане пожилого возраста и инвалиды Те же виды

Как видно из таблицы 1, независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособии, компенсации, социальное обслуживание.

Следует дать определения этим понятиям.

Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.

В зависимости от обстоятельств, по которым предоставляется право на пенсию, выделяют следующие виды пенсий (рисунок 3):

Рисунок 3 - Виды пенсий

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им дохода, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационной или техногенной катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию1).

Рисунок 4 - Виды трудовых пенсий

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая производится в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом (рисунок 4)1).

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах установленных законодательством, с целью оказания дополнительной материальной помощи, и являются дополнительным к иному постоянному и основному источнику существования.

Компенсации – это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Среди них можно назвать следующие виды компенсаций: матерям, осуществляющим уход за ребенком до достижения им полутора лет, студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показателям и др.

Социальное обслуживание – это деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовой, социально-медицинской, психолого-педагогической, социально-правовой услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации1). К основным видам социального обслуживания относятся: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, временный приют, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

Таким образом, социальное обеспечение – это сложное, многофункциональное явление. Социальное обеспечение выполняет различные функции, которые определяют целевое назначение социального обеспечения для населения. Государство определяет основные направления деятельности в данной сфере. Комплекс гарантий, предоставляемых гражданам в различных ситуациях, зависит от возможностей государства.

Так например, расходы государства на социальное обеспечение в РФ на 2003 год составили 1252,1 млрд. рублей, что составило 6,1 % от общего расхода федерального бюджета. К примеру, в США этот процент от общего расхода федерального бюджета составил – 22,9.

Основные направления выплат идут в сферу пенсионного обеспечения (в 2003 году они составили 878,6 млрд. рублей), размер денежных средств на выплату пособий составил 140,9 млрд. рублей. Однако, социальная напряженность в обществе на современ­ном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: