Государственно правовые последствия первой мировой войны

Обновлено: 26.04.2024

Противоречия между ведущими странами мира, обострение борьбы за сферы влияния, особенно в Европе, послужили причиной возникновения мировой войны. Два противоборствующих блока ведущих государств — Антанта (Россия, Англия, Франция) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция) — соперничали за раздел сфер влияния. В войну было втянуто 38 государств, она носила мировой характер. Цели всех участников, в том числе и России, были захватническими . Повод к войне — убийство в Сараево (Босния) эрцгерцога Фердинанда. Интересы России сталкивались с интересами Германии и Австро-Венгрии в первую очередь на Балканах (“боснийский кризис” 1908—-1909 гг.; обострение отношений в период балканских войн 1912— 1914 гг.). Армия России насчитывала 6,5 млн человек. Основные силы первоначально были сосредоточены на Юго-Западном фронте, против Австро-Венгрии. 1914 г.: русская армия потерпела поражение от германской армии в Восточной Пруссии (август); взятие русскими войсками Львова (сентябрь); начало военных действий на Кавказе против Турции (декабрь). 1915 г.: сдача русскими войсками Варшавы, Ковно, Вильно; поражение в Галиции. 1916 г.: позиционная война на Восточном фронте; Брусиловский прорыв на Юго-Западном фронте. Война была сопряжена с большими людскими и материальными потерями. В 1916 г. в стране начался топливный, сырьевой и транспортный кризис. В обществе росло недовольство затянувшейся войной, бездарной политикой правительства. Его усугубляло такое явление, как “распутинщина”. Патриотические настроения, характерные для первых дней войны, сменились критикой правительства, в том числе и со стороны партий октябристов и кадетов. Революционные партии оценивали участие в войне по-разному. Оборонцы. (Г. В. Плеханов), центристы (Л. Мартов, В. М. Чернов),- пораженцы (В. И. Ленин). Россия вступила в полосу глубокого социально-экономического и политического кризиса. Война стала прелюдией нового революционного взрыва в стране.

28 июля 1914 — 11 ноября 1918

Стороны:Антанта (Россия, Франция, Великобритания, США, Япония, Греция и др.) и Центральные державы (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария (с 1915))

Причины: экономический империализм территориальные и экономические притязания, торговые барьеры, милитаризм и автократия, баланс сил, союзные обязательства европейских держав.

Итог:Победа Антанты. Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии. Распад Османской империи и Австро-Венгрии. Начало проникновения американского капитала в Европу.

В Первой мировой войне участвовали 38 государств Европы, Азии, Северной Америки, Африки. Эта вовлеченность сформировала в итоге подлинно единую взаимосвязь политического и правового развития большинства государств, даже заметно отличавшихся уровнем социальных и государственных институтов. К этой взаимной связанности закономерно вела история предыдущего столетия, начиная с Французской революции XVIII в. Но именно в ходе и после Первой мировой войны она стала свершившимся фактом; основные тенденции государственного и правового развития одной страны отныне уже неминуемо взаимодействовали с развитием других, не только соседних стран, оказывая на них большее или меньшее прямое влияние. Сформировалось и новое мировое сообщество, которое стало вырабатывать принципиально новые виды международного согласия в формах международных надправительственных институтов и наднациональных правовых систем.

Первая мировая война ускорила многие внутренние государственно-политические процессы в странах Европы и Азии. Она подтолкнула формирование новых политических режимов, видоизменение право-государственного уклада в направлении, характерном для всего Новейшего времени: для одних это было усиление правительственной власти, для других – демократизация политической системы, для третьих – рост политического тоталитаризма. В особенности значительным оказалось влияние последствий войны для стран Азии. Там ускоренно пошло формирование национальных государств, крушение полуфеодальных монархий, высвобождение из-под колониального господства.

Первая мировая война положила конец европейским наднациональным империям – России и Австро-Венгрии. На их развалинах – и в государственном, и в геополитическим смысле – сложилось до десятка новых самостоятельных государств. В том числе качественно нового типа с социалистическим право-государственным укладом – РСФСР (с 1922 г. – СССР).

Первая мировая война (1914–1918 гг.) решительным образом изменила глобальные тенденции эволюции политических систем большинства ведущих стран мира и в целом тенденцию развития право-государственного уклада общества. В итоге войны сформировалась новая геополитическая ситуация, которая предопределила государственное развитие на весь XX век. Именно Первая мировая война стала подлинно начальным этапом Новейшего времени, имея в виду ее влияние на основные государственно-политические и правовые процессы этого периода.

В Первой мировой войне участвовали 38 государств Европы, Азии, Северной Америки, Африки. Эта вовлеченность сформировала в итоге подлинно единую взаимосвязь политического и правового развития большинства государств, даже заметно отличавшихся уровнем социальных и государственных институтов. К этой взаимной связанности закономерно вела история предыдущего столетия, начиная с Французской революции XVIII в. Но именно в ходе и после Первой мировой войны она стала свершившимся фактом; основные тенденции государственного и правового развития одной страны отныне уже неминуемо взаимодействовали с развитием других, не только соседних стран, оказывая на них большее или меньшее прямое влияние. Сформировалось и новое мировое сообщество, которое стало вырабатывать принципиально новые виды международного согласия в формах международных надправительственных институтов и наднациональных правовых систем.

Первая мировая война ускорила многие внутренние государственно-политические процессы в странах Европы и Азии. Она подтолкнула формирование новых политических режимов, видоизменение право-государственного уклада в направлении, характерном для всего Новейшего времени: для одних это было усиление правительственной власти, для других — демократизация политической системы, для третьих — рост политического тоталитаризма. В особенности значительным оказалось влияние последствий войны для стран Азии. Там ускоренно пошло формирование национальных государств, крушение полуфеодальных монархий, высвобождение из-под колониального господства.

Первая мировая война положила конец европейским наднациональным империям — России и Австро-Венгрии. На их развалинах — ив государственном, и в геополитическим смысле — сложилось до десятка новых самостоятельных государств. В том числе качественно нового типа с социалистическим право-государственным укладом — РСФСР (с 1922 г. — СССР).

Мировая война, в особенности для стран, вышедших из нее побежденными или полупобежденными (Германия, Италия, Россия), повлекла и существенные деформации государственных и правовых укладов. В результате общественные явления, существовавшие до войны в чисто идейной области (фашизм, тоталитарная демократия, социализированное государство), пришли в область практической политики и государственного строительства, сформировав в перспективе режимы военных диктатур или даже особого партийно-тоталитарного государства.

67. Государственный аппарат во время Первой мировой войны

67. Государственный аппарат во время Первой мировой войны 1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.Сразу же начались перестройки в управленческом аппарате. Совет

12. Как развивалась «европейская идея» до Первой мировой войны?

12. Как развивалась «европейская идея» до Первой мировой войны? Исторически первым проектом реализации этой идеи было предложение в 1306 г. французского юриста П. Дюбуа создать в Европе «Христианскую республику».Среди проектов объединения феодальной Европы большое

13. Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза?

13. Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза? Наиболее крупный проект начала XX в. — это проект Соединенных Штатов Европы, появившийся в годы Первой мировой войны. Он предлагал перестроить

57. Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени

57. Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени Основные причины Первой мировой войны: изменения в экономике и политике великих держав; активизация колониальной экспансии великих держав; стремление к разделу

112. Геополитические изменения в Европе после Первой мировой войны

112. Геополитические изменения в Европе после Первой мировой войны После Первой мировой войны изменилась геополитическая карта Европы. В войне участвовало 38 европейских, азиатских, американских и африканских государств, что способствовало формированию нового типа

115. Демократизация Германии после Второй мировой войны

115. Демократизация Германии после Второй мировой войны После безоговорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юридической основой их законодательной и

117. Франция после Второй мировой войны

117. Франция после Второй мировой войны Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, объединившие антифашистские организации в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции

§ 83. Государственно-политическое развитие Германии после Второй мировой войны

§ 83. Государственно-политическое развитие Германии после Второй мировой войны Раздел Германии. Оккупационный режим Вторая мировая война (1939–1945 гг.), с которой нацистское государство связывало достижение всеевропейского господства и устранение противостояния с СССР,

§ 1. Итальянское государство до второй мировой войны

§ 1. Итальянское государство до второй мировой войны Италия в первые десятилетия XX в. до установления фашистской диктатуры. В Новое время Италия в силу ряда исторических причин вступает отсталой, политически раздробленной страной. Лишь в XIX в. под влиянием революций в

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны Японское государство в условиях оккупационного режима. Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками,

1 августа 1914 г. началась Первая мировая война. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии.

Сразу же начались перестройки в управленческом аппарате. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно, от имени царя. Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала, началась милитаризация экономики.

Государственное регулирование приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д. Появились военная цензура, ответственность за разглашение секретных сведений, часть страны была объявлена на военном положении.

В 1915 г., чтобы поднять экономику, на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами. В функции военно-промышленных комитетов входили: посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье и др.

К концу 1916 г. таких комитетов насчитывалось более 200.

В 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях и созданы:

— Особое совещание по обороне государства;

— Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по продовольственному делу;

— Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов;

— Особое совещание по устройству беженцев.

В их компетенцию входили распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др.

Земства и города сразу после объявления войны провели съезды и создали Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. В 1916 г. они объединились в Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

12. Как развивалась «европейская идея» до Первой мировой войны?

12. Как развивалась «европейская идея» до Первой мировой войны? Исторически первым проектом реализации этой идеи было предложение в 1306 г. французского юриста П. Дюбуа создать в Европе «Христианскую республику».Среди проектов объединения феодальной Европы большое

13. Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза?

13. Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза? Наиболее крупный проект начала XX в. — это проект Соединенных Штатов Европы, появившийся в годы Первой мировой войны. Он предлагал перестроить

57. Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени

57. Россия накануне и во время Первой мировой войны. Государственный аппарат в России на данном этапе времени Основные причины Первой мировой войны: изменения в экономике и политике великих держав; активизация колониальной экспансии великих держав; стремление к разделу

112. Геополитические изменения в Европе после Первой мировой войны

112. Геополитические изменения в Европе после Первой мировой войны После Первой мировой войны изменилась геополитическая карта Европы. В войне участвовало 38 европейских, азиатских, американских и африканских государств, что способствовало формированию нового типа

115. Демократизация Германии после Второй мировой войны

115. Демократизация Германии после Второй мировой войны После безоговорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юридической основой их законодательной и

117. Франция после Второй мировой войны

117. Франция после Второй мировой войны Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, объединившие антифашистские организации в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции

§ 76. Государственно-политические последствия Первой мировой войны

§ 76. Государственно-политические последствия Первой мировой войны Общеполитические итоги Первая мировая война (1914–1918 гг.) решительным образом изменила глобальные тенденции эволюции политических систем большинства ведущих стран мира и в целом тенденцию развития

§ 83. Государственно-политическое развитие Германии после Второй мировой войны

§ 83. Государственно-политическое развитие Германии после Второй мировой войны Раздел Германии. Оккупационный режим Вторая мировая война (1939–1945 гг.), с которой нацистское государство связывало достижение всеевропейского господства и устранение противостояния с СССР,

§ 1. Итальянское государство до второй мировой войны

§ 1. Итальянское государство до второй мировой войны Италия в первые десятилетия XX в. до установления фашистской диктатуры. В Новое время Италия в силу ряда исторических причин вступает отсталой, политически раздробленной страной. Лишь в XIX в. под влиянием революций в

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны Японское государство в условиях оккупационного режима. Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками,

Новейшая история — одно из самых условных поня­тий. По определению новейшей принято считать непосред­ственную предысторию современного состояния государст­венно-политической системы, тот исторический период, ког­да были непосредственно определены государственные формы и правовые институты существующего в том или ином госу­дарстве порядка. В этом смысле для подавляющего большин­ства стран современности подлинной новейшей может считаться период истории после Второй мировой войны 1939-1945 гг. Именно в ее итоге сложилась современная гео­политическая ситуация, современные формы международного правового порядка, конституционный строй большинства ны­не существующих государств, да и многие из государственных образований современности, возникшие на развалинах миро­вых колониальных империй. Однако многие государственно-политические процессы этого времени были предопределены событиями предыдущих десятилетий XX в., и традиционно, по крайней мере до конца нынешнего столетия, новейшей счи­тается история XX века.

Две мировые войны — 1914-1918 гг. и 1939-1945 гг. — стали центральными, всемирно значимыми событиями но­вейшей истории, по-своему трансформировав государствен­ную и правовую эволюцию отдельных стран. В итоге Первой мировой войны рухнули несколько крупнейших монархий тог­дашней Европы, насчитывавших многовековые традиции — России, Германии, Австро-Венгрии, и в целом было положено начало полному отмиранию классической монархии как госу­дарственной формы, сложившейся в Новое время. В итоге Второй мировой войны сложились условия, позволившие на несколько десятилетий сформироваться системе стран с со­циалистическим право-государственным укладом, который в ряде принципиальных отношений представлял полное отри­цание всего мирового опыта развития государственных и правовых институтов.

Тоталитаризм, тоталитарное государство, взаимосвязан­ное с программой полного социального переустройства граж­данского общества, стал едва ли не самым ярким явлением истории Новейшего времени. Применяясь к условиям отдельных стран, тоталитаризм проявился то в виде государст­венности фашистского типа (Германия, Италия, Испания), то в виде намного более распространившегося социалистиче­ского государства. Провозвестником формирования последне­го стала революция в России 1917 г. Существование тота­литарных укладов было закономерным следствием широкого распространения в XIX в. идеологии социалистического пере­устройства общества и преувеличенного внимания к произ­вольно-революционной практике народных масс. Тоталита­ризм оказался недолговечным, разрушенным либо в итоге Второй мировой войны, либо в ходе собственных внутренних кризисных явлений (как это случилось в России и во всех ев­ропейских социалистических странах на рубеже 1980-1990-х гг.). Но он сформировал целостный право-государственный уклад с особым деформирующим влиянием на состояние обще­ства.

Государственные и правовые процессы Новейшего времени разнообразны и разнородны. Однако одной из наиболее от­личительных черт государственного порядка Новейшего вре­мени (практически всех самостоятельных в своем развитии политических обществ) стало особое возрастание государ­ственного значения исполнительных структур, правительст­венных институтов, вплоть до возрождения единоличной власти в новом демократизированном обличье выборных президентов, глав государств и т.д. Никакому правителю древности не принадлежали и не могли принадлежать такие реальные полномочия в отношении населения собственной страны, какие принадлежат главам государств или прави­тельств многих крупнейших стран современности и какие они могут реализовать с несравненно большим успехом, опираясь на современные средства связи и транспорта, во­енные и информационные организации. Приоритет законо­дательной власти, под знаком которого протекали обще­ственно-политические процессы Нового времени, оказывает­ся в этих условиях не более чем мифом, идеалом Эпохи Просвещения, XVIII века, тесно связанным с идеей народно­го суверенитета и почти никогда не зафиксированным в действенных и реализуемых государствен­ных институтах.

Новейшее время принесло с собой очевидное сближение форм государственного и правового развития Европы (определявшей облик Нового времени) и стран Азии, Африки, Ла­тинской Америки. Пробуждение Азии в начале XX в., крах колониальных систем в середине XX в., череда нацио­нально-освободительных революций сформировали несравнен­но большее разнообразие государственных форм, поли­тических режимов, в целом право-государственных укладов, чем то было характерно для предыдущих эпох.

Еще одним важнейшим итогом Новейшего периода стало возникновение новых форм международно-правового сотруд­ничества, международных объединений и организаций, кото­рые стали действенными субъектами мировой политики, в некоторых случаях ( как с Европейским сообществом) со­здавая совершенно новые, не известные предыдущей мировой истории виды государственного единства и правовых сис­тем.

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в первую мировую войну. Нападение Германии на Россию на некоторое время сплотило классы и народы страны вокруг монархии и правительства. Прошедшие 26 июля 1914 г. однодневные заседания Государственной думы и Государственного совета продемонстрировали «единение русского царя с верным ему народом». После этого законодательные палаты не собирались до января 1915 г. Совету мини­стров были предоставлены чрезвычайные полномочия. Возросла личная власть председателя Совета министров и министра внутренних дел. Столица империи была переименована из Петербурга в Петроград.

Армии западных военных округов объединялись во фронты во главе с главнокомандующими. В самом начале войны было созда­но два фронта: Северо-Западный и Юго-Западный. Несколько позднее появляется Кавказский фронт. В 1915 г. Северо-Западный фронт разделяется на Северный и Западный, в 1916 г. создается Румынский фронт.

В июле—августе 1914 г. появляются общероссийские буржуазные общественные организации — Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы. Занимаясь военно-санитарным обслуживанием армии и ее снабжением, союзы постепенно расширяют свою компетенцию, обрастают сетью местных комитетов и превращаются в крупную общественно-политическую силу, выступающую за усиление роли местного самоуправления в решении важных государственных задач.

Россия оказалась не готова к затяжной войне. Весной и летом 1915 г. последовали крупные поражения на фронте, и началось отступление русской армии в глубь страны. Военные неудачи обнажили глубокие социальные противоречия в обществе и стимулировали развитие общего кризиса российской монархической государственности.

Летом 1915 г. правительство вынуждено было созвать Государственную думу, которая фактически не собиралась около года (если не считать трехдневной сессии в январе 1915 г.). Ряд фракций Государственной думы (236 депутатов) и поддерживавшие их члены Государственного совета (академическая группа и группа центра) выступили с резкой критикой правительства и потребовали со­здания кабинета, пользующегося «доверием страны». Оппозиционные депутаты образовали так называемый Прогрессивный блок, ставший центром объединения всех либеральных сил страны.

Неспособность монархии и бюрократии обеспечить развитие военной экономики подтолкнула буржуазию к созданию новых общественных организаций — военно-промышленных комитетов. Их представители вошли с правом совещательного голоса в состав образованных правительством в августе 1915 г. Особых совещаний по обороне, по топливу, по продовольствию, по перевозкам, по устройству беженцев. Особые совещания являлись высшими правительственными учреждениями, работали под председательством соответствующих министров и были подотчетны императору. На них возлагалась функция государственно-монополистического регулирования экономики. Трудности в снабжении продовольствием действующей армии и городского населения потребовали создания Министерства земледелия (сентябрь 1915 г.), за­нимавшегося главным образом вопросами продовольственного снабжения.

В августе 1915 г. Николай II сместил с должности верховного главнокомандующего популярного в либеральных кругах велико­го князя Николая Николаевича и возложил эту обязанность на себя. Частые отлучки императора в Ставку отрицательно сказывались на общем управлении империей. В отсутствие императора усиливалось влияние придворной камарильи, императрицы Александры Федоровны и близкого ко двору Г. Е. Распутина на государственные дела. Последовал ряд некомпетентных назначений на высшие правительственные должности.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте сущность эволюции государственной системы России в начале XX в. Согласны ли вы с мнением, что Основные государственные законы Российской империи являлись октроированной (дарованной мо­нархом) конституцией, а Государственная дума 1906 — 1917 гг. — парла­ментом? Свою позицию аргументируйте.

2. Покажите положение императора в системе государственного управления после 1905 г.

3. Перечислите высшие государственные органы. Охарактеризуйте их правовой статус.

4. Какие изменения произошли в системе министерств и ведомств? Чем они были вызваны?

5. Дайте классификацию основных политических партий в России до 1917 г.

6. Как вы думаете, можно ли общий кризис российской монархической государственности объяснить исключительно неудачным ходом для России первой мировой войны?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: