Государственно правовое понятие это

Обновлено: 05.05.2024

1.Понятие права, признаки и функции. Источники права. Нормативно - правовой акт.

2.Система права. Структура правовой системы.

3.Понятие государства, признаки и функции.

Ключевые слова: право, государство, закон, акт, правовой обычай, правовой прецедент

1. Понятие права, признаки и функции. Источники права. Нормативно - правовой акт.Право - воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством в качестве общеобязательных и обеспеченных в случае их невыполнения принудительной силой государства. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1) нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей и организаций;

2) общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и всех, кто находится на территории данного государства; в случае нарушения норм права государство может применить принуждение;

3) всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную норму какого-либо акта – закона, указа, постановления;

4) неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата;

5) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу;

6) особый предмет отражения: нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества отношения – власть, собственность и др.

В современной отечественной юридической науке сложились три основных подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический; в) нравственный.

Назначение права формулируется в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту, назначение права – выражать интересы господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам. Второй аспект видит назначение права в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок.

Что касается функций права, то под ними понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. В регулятивной функции проявляется главное назначение права – упорядочивать общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту наиболее важных для жизни общества отношений. Данная функция имеет своей задачей обеспечить требования законов, установить режим законности в обществе.

Право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

К принципам права можно отнести: гуманизм, законность, демократизм, внутреннюю согласованность и др.

Под источником права современная юридическая наука понимает официальные и иные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения. Иначе говоря, это – внешняя форма выражения права.

В качестве форм (источников) права признаются: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, договоры нормативного содержания, нормативно-правовой акт, религиозные нормы.

Правовой обычай представляет собой обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства и, следовательно, его защиту.

Правовой прецедент–главный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за обще обязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел.

Правовая доктрина– это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения ученых – юристов.

Договоры нормативного содержания представляют собой соглашение между субъектами, призванное урегулировать их отношения путем закрепления взаимных прав и обязанностей, которые субъекты обязуются добровольно выполнять.

Религиозные нормы основываются на религиозных воззрениях и играют большую роль в обществах, где та или иная религия является официальной, общегосударственной.

Нормативно-правовой акт в большинстве государств служит главным источником и формой права. Он представляет собой акт, закрепляющий нормы права, то есть правила поведения, установленные государством и обеспеченные возможностью применения принуждения со стороны государства. Для нормативно-правового акта характерны следующие признаки:

а) нормативный правовой акт исходит от государства;

б) существует особый порядок (процедура) принятия этого акта;

в) используется письменная форма и сам акт оформляется в специальном виде;

г) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;

д) содержание акта составляют правила поведения.

Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательными) органами власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные для жизни общества общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы подразделяются на конституционные и текущие.

Система права представляет собой структурную организацию права, которая обусловлена объективными условиями его существования и обеспечивает внутреннее единство и непротиворечивость права.

2. Система права. Структура правовой системы.Система права включает в себя несколько основных компонентов: отрасли права, под отрасли, правовые институты и нормы права.

Отрасль права– это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Она отличается своеобразием предмета и метода правового регулирования (конституционное, трудовое право, гражданское, семейное, уголовное и др.). Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Метод правового регулирования представляет собой совокупность различных способов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом ее регулирования.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют под отрасль права(в составе гражданского права существует авторское, патентное и др.)

Правовой институт – это составная часть отрасли права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений (трудовой договор, оплата труда, рабочее время, время отдыха. в трудовом праве и др).

Первичным элементом системы права является норма права – конкретное правило поведения.

Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного или запрещенного поведения, и обеспеченное государственными средствами.

Нормам права, как и праву в целом, присущи свои признаки:

а) государственно-властная природа;

б) всеобщий характер;

в) представительно - обязывающий характер;

г) формальная определенность;

д) внутренняя структура.

Принято выделять три элемента составляющих норму права: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при которых реализуется данная норма. Диспозиция содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов. Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения предписаний диспозиции.

Нормы права в связи их разнообразным характером классифицируются по различным основаниям :

1) по роли нормы в механизме правового регулирования (регулятивные, охранительные);

2) по субъектам правотворчества (Президент, парламент и др.);

3) по предмету регулирования (конституционные, гражданские, трудовые и др.);

4) по характеру содержащегося предписания (управомочивающие, обязывающие, запрещающие);

5) по методу правового регулирования (императивные, диспозитивные);

6) по времени действия (постоянные, временные);

7) по территории действия (общенациональные, местные);

8) по роли в правотворчестве (первичные, вторичные);

9) по действию на круг субъектов (всеобщие, специальные, исключающие) и др.

Правоотношение – это урегулированное нормой права общественное отношение, участники которого выступают носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Структура правоотношения вбирает в себя весь его элементный состав: субъект, объект и содержание.

Субъекты – это участники правоотношения. Ими могут быть граждане, предприятия, государственные органы, само государство. Чтобы стать участником юридических правоотношений, надо обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность– способность гражданина быть субъектом права, иметь права и обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью.

Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. Возникает она в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет.

Объектом правоотношения является то, на что оно направлено: вещи, поведение, продукты духовного творчества, нематериальные блага.

Субъективные права определяют меру возможного, а юридические обязанности – меру должного поведения участников правового отношения.

Динамика правоотношений зависит от юридических фактов. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они носят многообразный характер и охватывают все виды общественных отношений, регулируемых правом. Юридические факты делятся на события и действия. Если события не зависят от воли людей, то действия совершаются по воле граждан. Действия бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия могут быть юридическими актами или юридическими поступками, неправомерные действия – проступками или преступлениями.

3. Понятие государства, признаки и функции.

Исходными чертами государства является то, что оно есть явление общественное, политическое, представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя

Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сли­ваясь с ним.

В отличие от других видов социальной власти государственная власть является

- аппаратной (имеет механизм осуществления),

- суверенной (не зависит от иной власти),

- легитимной (опирается на закон).

Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

Третий признак государства - разделение населения по территориаль­ному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением террито­риального принципа является административно-территориальное деле­ние на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государ­ственной границы.

Четвертый признак государства - государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с насе­ления, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные креди­ты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую де­ятельность государства и обеспечивает его функционирование.

П. Отличие государства от других политических организаций общества

0т других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

а) в исключи­тельном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;

б) в универсализме - власть в государстве распро­страняется на все население;

в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

а) в признании данного госу­дарства международным сообществом в качестве субъекта межгосударст­венных отношений;

б) в осуществлении самостоятельной внешней поли­тики;

в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) выте­кают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:

а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспе­чивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в) только государство обладает правом издавать властные общеобязатель­ные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

г) только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и госу­дарственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним

ПРАВОВЫЕ ПОНЯТИЯ — содержательные научные представления, воспроизводящие (идеально) в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и выражающие специфически их юридическую качественную определенность. В понятиях теория права и государства концентрирует, выражает накопленные знания, раскрывает свой предмет. Понятия выполняют роль своего рода системообразующих логических узлов, с помощью которых научное познание проникает в сущность и содержание государственно-правовых явлений. Правовые понятия и термины — своеобразный и единственный в своем роде «строительный материал», используемый законодателем при конструировании и изложении правовых норм. Правовые понятия заключают в себе в концентрированном виде информацию о реальной и желательной действительности и позволяют правовым нормам относительно лаконично и обобщенно моделировать значимые для правового воздействия определенные ситуации. Имея предметом отражения в форме обобщения соответствующие государственно-правовые явления, правовые понятия, закрепленные в тексте закона, становятся понятиями права. На основе понятий права базируются представления и оценки социальной направленности законов, их технико-юридические достоинства. Правовые понятия — это сгустки знаний об определенных социальных реалиях, а также информация о волевых устремлениях законодателя, обращенных в будущее.

Для юриста понятия имеют чрезвычайно важное значение. Правовые понятия — это содержательные научные абстракции, которые в концентрированной форме выражают накопленные знания о государстве и праве. Это, образно говоря, своеобразные «кирпичики», из которых строится здание правовой науки. Научный характер они приобретают при условии, если объективно и достоверно отражают такие сложные явления, как право и государство. Правовые и государствоведческие понятия в этом смысле есть копия, слепок соответствующих государственно-правовых реалий.

Понятия выражаются в определениях, или дефинициях. Научные определения есть точное и краткое раскрытие государствоведческих и юридических понятий. Теоретико-методологическая функция теории права и государства заключается также и в том, что в рамках этой отрасли знания формулируется свод понятий о государстве и праве и связанных с ними явлений.

Как и отображаемые ими явления, правовые и государствоведческие понятия строго иерархичны, определенным образом упорядочены. Несколько понятий образуют понятийный ряд: форма государства — форма правления, форма государственного устройства и т.д.; система права — отрасль права, институт права, норма права и др. Взаимосвязанные понятия и понятийные ряды образуют то, что можно обозначить как периодическая таблица элементов права. Каждое понятие занимает свою нишу в правовом информационном поле, подобно тому, как это свойственно правовым реалиям. «Гнездо» правовых понятий образует категорию права (правовую категорию).

Для познающего право и государство определения — это своего рода элементарная математика, если точнее — таблица умножения, знание которой является необходимым условием производства любых математических операций. Точно так же обстоит дело со знанием определений в юриспруденции. Последний из плеяды энциклопедистов Лейбниц остроумно и очень точно заметил: математики мыслят числами, а юристы понятиями. Через них обучающийся праву постигает сложные государственно-правовые реалии. Усвоение правовых понятий — необходимое условие производства определенных юридических операций.

Правовые понятия имеют особый предмет отражения — государственно-правовую действительность. Многие из них закрепляются в законодательстве, являясь легальными понятиями. Это обстоятельство указывает на то, что овладение юридическими понятиями — элемент профессии юриста. Без этого невозможно профессионально осуществлять юридическую деятельность. Конечно, абсолютные познания в области права вряд ли возможны. Но общетеоретическая осведомленность позволит избежать юридического невежества, являющегося питательной почвой правового нигилизма.

Принято считать, что наиболее общие, предельно широкие правовые обобщения (понятия), отражающие основные свойства явлений государственно-правовой действительности (на надпонятийном уровне), выступают как правовые категории. Сходство здесь действительно есть, однако есть и принципиальные несовпадения.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Правовые понятия - словесные, концентрированные формулировки мысли как способ отражения типичного или конкретного явления, состояния или процесса в общем предмете юридической науки, как итог, добытых научных знаний о них. Они выражаются терминами в словах или словосочетаниях (например, "право", "норма права", "правонарушение") и имеют строгую логическую характеристику с выделением как общих, так и особенных признаков. Правовые понятия составляют собой опорные, базовые пункты юридической науки и практики, обобщают ее понятийный аппарат. В формальном аспекте правовые понятия подразделяются в зависимости от своего существа на конкретные, в которых явление представляется как целостность (например, "право"), и абстрактные, в которых отражаются либо свойства, либо состояние явления (например, "правосубъектность", "процессуальные стадии"); в зависимости от объема - на единые (например, Закон "О референдуме") и общие (например, "нормативный акт"). Правовые понятия вместе с правовыми категориями составляют важнейший компонент профессиональной культуры юриста.

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект . Т. Н. Радько . 2011 .

Смотреть что такое "Правовые понятия" в других словарях:

Правовые понятия — содержательные научные представления, воспроизводящие (идеально) в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и выражающие специфически их юридическую качественную определенность. В понятиях теория права и государства… … Элементарные начала общей теории права

Правовые категории — систематизированная форма выражения правового знания, своеобразные сгустки человеческой мысли, совокупность таких мыслей, вобравших в себя знания о государственно правовых явлениях, их свойствах и признаках. В определенном смысле правовые… … Элементарные начала общей теории права

Правовые категории — наиболее общие, фундаментальные и глубокие правовые понятия, являющиеся наивысшим пределом научного обобщения в определенной области юридических знаний, в правоведении и юридической практике в целом. К числу категорий, которыми оперирует,… … Теория государства и права в схемах и определениях

Правовые семьи — группы национальных правовых систем, объединенных общностью исторического пути формирования права (т.е. происхождением и эволюцией правовых систем), своеобразием его источников, структуры, а также особенностью правового мышления (правовой… … Элементарные начала общей теории права

Правовые гарантии — (или надлежащая правовая процедура) свод правил, в соответствии с которым государство должно уважать все законные права, принадлежащие человеку. Правовые гарантии уравновешивают полномочия государства с законом страны, защищая частных лиц… … Википедия

Категория активность и соподчиненные с ней понятия (действие, деятельность, свобода) в ЮП — Субъектность правовой активности (В.М. Поздняков, 1997) обязывает всесторонне изучать человека и социальные группы в качестве субъектов деятельности, общения, духовного созерцания и т.д. Это позволяет с одной стороны преодолевать доминировавшие в … Энциклопедия современной юридической психологии

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, гражданско-правовые — (англ. obligations) – 1) правоотношения, в силу которых одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от него, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — наука о наиболее общих теоретико мировоззренч. проблемах правоведения и государ ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне. Ф. п.… … Философская энциклопедия

Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина [1] .

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

  • Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.
  • Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Регулируемые общественные отношения

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Методы регулирования

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий, предписывающий или запрещающий характер.

Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).

Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.

В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).

Можно также выделить отдельные методы науки Конституционного права:

  • формально-юридического анализа
  • сравнительно-правовой
  • системный
  • правового моделирования
  • статистический
  • конкретно-социологический
  • диалектический

Субъекты регулируемых отношений

К числу субъектов конституционного права относят:

    (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства); (посредством государственных органов); (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования; и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистических государствах и др.); граждан (партии, общественные организации и пр.), например, в процессе избирательной кампании).

Структура

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих крупных блоков норм права:

    , государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства; (в федеративном государстве регламентировано более подробно); и избирательная система; и статус депутатов; , институт главы государства и функции правительства; и статус судей;
  1. конституционный контроль;
  2. местное управление и самоуправление.

История развития

В отличие от таких традиционных отраслей права, как гражданское или уголовное право, Конституционное право как самостоятельная отрасль выделилась сравнительно недавно.

Несмотря на то, что ещё в Древнем Риме конституциями назывались некоторые из декретов императоров, в современном понимании конституциями они не являлись.

Такое положение, когда не существовало основного закона, закрепляющего общие правила государственного устройства и основные права и обязанности государства и гражданина, сохранялось до принятия первых писанных конституций (США в 1787, Франции и Польши в 1791). Эти правовые акты явились результатом развития идей конституционализма, «естественного права», борьбы населения против феодального права — «права-привилегий», абсолютизма, борьбы за права личности.

В некоторых странах (например, в Германии) в качестве синонима К.п. используется термин «государственное право», в основном там, где Конституция (как основный закон) появилась позднее уже сформировавшейся системы норм права, регламентирующей государственное устройство.

Кроме того в «государственном праве» акцент в изучении и регулировании общественных отношений смещается в сторону государства и его деятельности.

В России до революции 1905 также использовался термин «государственное право», однако после принятия Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и внесения изменений в Основные государственные законы Российской империи стал употребляться термин «конституционное право». В советское время по мотивам исторического и идеологического характера применялся термин «государственное право».

Источники права

Основное место К.п. в системе отраслей права закрепляется её основным источником — Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права. Кроме Конституции другими источниками К.п. являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства — (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве), решения, принятые путём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран — конституционные обычаи, в мусульманских государствах — предписания Корана.

Примечания

  1. ↑ Демичев Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004. — 351 с.

Ссылки

Смотри также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственное право" в других словарях:

Государственное право — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы социально экономического, политического и территориального устройства государства.… … Политология. Словарь.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — отрасль права, которую образуют совокупность государственно правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, устройство и систему государственных органов власти.… … Финансовый словарь

Государственное право — (англ. constitutional law) в РФ, некоторых европейских и др. государствах понятие, обозначающее отрасль права, которую образуют государственно правовые нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их… … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — термин, в основном аналогичный термину конституционное право ; употребляется в РФ, немецкоязычных и некоторых других странах для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства… … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — ГОСУДАРСТВЕННОЕ право, совокупность правовых норм, регламентирующих основы государственного устройства, систему представительных органов государства, порядок их избрания, избирательную систему и т.п. В современный период распространено более… … Современная энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — понятие, в основном аналогичное термину «конституционное право» (см.); употребляется в РФ, и ряде других стран для обозначения отрасли права, регулирующей основы социально экономического, политического и территориального устройства государства,… … Юридическая энциклопедия

Государственное право — см. Конституционное право. * * * ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан, основы… … Энциклопедический словарь

Государственное право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя данной страны. Советское Г. п. закрепляет те общественные отношения, которые составляют основы социально экономической системы и политической… … Большая советская энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МОСКОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — совокупность правовых норм, регламентирующих систему и принципы формирования и деятельности органов власти, избирательную систему, права и свободы граждан. Основной источник государственного права конституция. В литературе и в ряде зарубежных… … Большой Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — – в СССР совокупность юридических норм, закрепляющих в соответствии с интересами трудящихся общественное и государственное устройство СССР, систему, принципы организации и деятельности советских гос. органов и основы правового положения граждан в … Советский юридический словарь

Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления.

Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли. Полнокровное общение между людьми, существование и движение мысли, содержание любой области знания невозможны без понятий и иных форм мышления.

Понятия о государстве и праве — важнейшая разновидность социально-политических понятий, многие из которых были сформулированы в глубокой древности. Такими понятиями, как «государство», «справедливость», «закон», «государственноеустройство», оперировали, наполняя их соответствующим содержанием, древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Государственно-правовые понятия были широко известны и понятны в Древнем Риме, причем не только профессиональным юристам, но и всем гражданам. Новые широкие общественно-политические движения и теории, философские концепции неизбежно несли с собой и новые понятия. Таковы, например, гегелевские понятия объективного духа, диалектического метода, кантовские «вещи в себе», марксово понятие общественно-экономической формации, ленинское определение классов и др.

Возникнув, понятия не остаются неизменными, застывшими, они постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием. Забвение этого требования диалектики ведет к догматизму, к отрыву понятий от действительности. Именно такая опасность нависла над понятиями демократии, законности, правового государства в современной России. Понятия только тогда будут «работающими», когда они правильно отражают со-циальную действительность, потребности ее развития. Например, демократия предполагает наличие широких реальных прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, необходимость неукос-нительного соблюдения обязанностей, ответственности перед обществом и другими людьми, материальное обеспечение всестороннего развития личности.

Правовые понятия имеют особый предмет отражения — государственно-правовые явления. Неразрывная связь юридических понятий с государством и правом является главным, существенным признаком, определяющим их характерные черты. Многие юридические понятия закрепляются в законодательстве, что объясняется чисто практическими потребностями правового регулирования общественных отношений. По сфере действия, а следовательно, и значимости, правовые понятия делятся на общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства («государство», «право», «правоотношение», «законность» и др.), межотраслевые, имеющие значение для нескольких (но не для всех) отраслей права и науки («проступок», «материальная ответственность» и др.), отраслевые, пределы действия которых определяются границами той или иной отрасли («трудовое соглашение», «обвиняемый» и др.).

Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственной и правовой дейст-вительности, результат обобщения существующих юридических понятий. Например, обобщив понятие гражданской, административной, уголовной и иной отраслевой ответственности, можно получить предельно широкое понятие юридической ответственности. Оно и будет правовой категорией, ибо это понятие, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслевой ответ-ственности и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, фиксирует ее наиболее существенные признаки.

Совокупность определенных фундаментальных понятий и категорий образует ту или иную отрасль права, науку о ней и соответствующую учебную дисциплину. В гражданском праве — это понятия «право собственности», «договор», «обязательство», «наследование», «исковая давность» и т.п., в уголовном праве — «преступление», «наказание», «соучастие», «лишение свободы», «погашение судимости» и др.

Методологическое значение правовых понятий состоит в том, что они определяют способы, методы исследования (изучения) государственно-правовых явлений. Правда, это относится не ко всем понятиям, а лишь к тем из них, которые имеют высокий уровень обобщения («право», «государство», «правоотношение» и др.). А такие понятия, как «свидетель», «ответчик», «потерпевший» и др. методологической нагрузки не несут, а имеют сугубо практическое значение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: