Государственно правовая надстройка это

Обновлено: 26.04.2024

НАДСТРОЙКА — понятие историч. материализма, обозначающее совокупность идеологич. отношений, взглядов и учреждений определ. общества. В неё входят государство, политич. и правовая формы сознания, соответствующие учреждения, а также мораль, религия,… … Философская энциклопедия

Надстройка — понятие исторического материализма, обозначающее совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений определённого общества. В неё входят государство, политическая и правовая формы сознания, соответствующие учреждения, а также… … Большая советская энциклопедия

Базис и надстройка — понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и… … Большая советская энциклопедия

Новейшая история Северной Африки и Египта — Становление независимой Африки (1945—80 гг.). В период между двумя мировыми войнами империалистические державы сохраняли безраздельное господство в Египте и странах Северной Африки. Ключевые позиции в экономике находились под контролем… … Энциклопедический справочник «Африка»

ПОЛИТИКА — (греч. гос. или обществ. дела, от государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования гос. власти. Самое… … Философская энциклопедия

Право — совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках государственную … Большая советская энциклопедия

Союз Советских Социалистических Республик — Советский Союз/СССР/Союз ССР Союзное государство ← … Википедия

USSR — Союз Советских Социалистических Республик Советский Союз/СССР Федерация ← … Википедия

С.С.С.Р. — Союз Советских Социалистических Республик Советский Союз/СССР Федерация ← … Википедия

Jailbreak — У этого термина существуют и другие значения, см. Jailbreak (значения). Главное меню iPhone 4 с Apple iOS 5.0.1, подвергнутого Jailbreak видны сторонние приложения Cydia и iFile Джейлбрейк (англ. … Википедия

Глава 2. Методология познания права и государства — Глава 2 МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Методология правоведенияНаучные подходыИнтегративный подход в правеАксиологический подход в праве … Элементарные начала общей теории права

a) сущность, социальное назначение, структура, содержание государственно-правовой надстройки, как целостной системы, закономерности её развития, становления, перехода от одного качественного состояния к другому

b) сущность, содержание, форма основных компонентов государственно-правовой надстройки (право, правоотношения, правовое сознание, юридическое мышление, нормы права), а также специфические знания о них

c) сущность, общие и специфические закономерности элементов, из которых состоят основные компоненты надстройки (правовая психология, идеология, нормативные акты, правотворчество)

Правоведение - это система полных, всесторонних, научно достоверных знаний о государстве и праве, в основе которой лежит совокупность понятий, законов и категорий, отражающие закономерности возникновения, развития и функционирования данных явлений.

· науки - это понятие, отражающее содержание и взаимосвязь входящих блоков знаний в состав данной науки

· юриспруденции - выражается в единстве и дифференциации конкретных юридических наук, решающих различные задачи в составе правоведения как единого комплекса знаний

Классификация наук в системе правоведения:

1. теоретические (ТГП)

2. исторические - предмет - исторически-правовые явления (ИГПР, ИГПЗС, Римское право, История правовых учений)

3. отраслевые - н. об отдельных отраслях действующего права (международное частное право, гражданское, уголовное, конституционное и т.д.)

4. межотраслевые - изучают комплексы, возникающие на стыке отраслей права (хозяйственное, аграрное, природоохранное, судоустройственное, прокурорский надзор и т.д.)

5. прикладные - решающие практические прикладные задачи юристов (судебная психиатрия, криминалистика, статистика)

6. о международном праве и праве зарубежных стран (международное публичное право, конституционное право зс, ГПЗС, УПЗС, европейское).

2. Теория государства и права в системе правоведения: предмет и структура.

ТГП - это система научных знаний о наиболее общих понятиях о государственно-правовых явлениях, а также о закономерностях их развития, функционирования.

Объект ТГП = объект правоведения, а именно государственно-правовая надстройка в целом и составляющие её элементы

Предмет ТГП - наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права

Структура ТГП, которую можно отразить в схеме:

(предмете, объекте, методах, функциях, месте среди других наук)

(государстве и его элементах):

· теория государственной власти как элемента общественной системы

· теория государства как аппарата государственной власти (понятие, форма, содержание, сущность, функции, механизм, аппарат, принципы государства)

· разнообразные учения о государстве и его проблемах (теория правового государства, гражданского общества, теория демократии)

· теория правового регулирования как элемента общественной системы

· теории права как средства правового регулирования (понятие, признаки, форма, содержание, функции, принципы)

· теория механизма правового регулирования - объясняет как действует право (нормы права, юридические факты)

· разнообразные учения о праве и его проблемах (различные концепции правопонимания, учение о правовой системе общества, об объективном и субъективном в праве, преемственности права)

Место ТГП в системе наук.

  1. В отличие от иных юридических наук, ТГП изучает все эти науки в целом
  2. ТГП изучает государство и право во взаимодействии с другими социальными явлениями
  3. Изучает явления на теоретическом уровне абстрактного обобщения, т.е. стремится создать не нормы права или практически прикладные схемы применения права, а построить теорию, модель, которая бы объясняла, как работает государственно-правовая надстройка в целом и каково место каждого её элемента в общем механизме правового регулирования.

Поэтому, отражая взаимодействие ТГП с другими юридическим науками, можно указать на следующие направления:

  1. ТГП выступает обобщенным, систематизированным для других наук комплексом знаний
  2. ТГП формирует единый для всех юридических наук научно-понятийный аппарат (лексика, понятия, категории, принципы, закономерности, формулы)
  3. ТГП вырабатывает рекомендации для дальнейшего развития юриспруденции
  4. ТГП вырабатывает методологические основания для иных других юридических наук
  5. ТГП формирует начало юридического мышления и юридической культуры
  6. ТГП формирует основы юридической лексики и терминологии
  7. ТГП формирует основные юридические образования, выступая в качестве вводной, учебной дисциплины

При этом следует различать ТГП в 3 смыслах:

1) как науку - систему знаний о государстве и праве

2) как теорию - комплексную модель функционирования и развития государства и права

Что же такое правовые принципы и каковы их основные признаки?

1. Правовые принципы относятся к области правовых явлений. И как всякое иное правовое явление, правовые принципы есть категория надстроечного порядка, составная часть правовой надстройки.

Правовая надстройка включает в себя правовые взгляды и правовые учреждения. В свою очередь правовые взгляды есть не что иное, как совокупность правовых идей, категорий, принципов, совокупность представлений о том, каково есть и каким должно быть право.

Из этого следует, что правовые принципы - это явление идеологического порядка, продукт творческой, сознательной деятельности людей. Именно эту сторону дела подчеркивает К. Маркс, когда он в обращает внимание на беспочвенность утверждений Прудона о , и т. п. [367].

Принцип, пишет Ф. Энгельс в , есть , следовательно, результат научных выводов. Это научные абстракции реальных общественных отношений. [368].

Все это в полной мере относится и к правовым принципам, которые (по крайней мере в своем возникновении) представляют собой идеологические категории, положения, вырабатываемые юридической наукой и общественной практикой под руководством Коммунистической партии на основе познания реальной действительности. Правовые принципы есть важнейшие, руководящие правовые идеи, составляющие основу правовых взглядов господствующего класса (а в социалистическом обществе - взглядов всего советского народа)[369].

2. Правовая надстройка в конечном счете является выражением экономических отношений данного общества. При этом характер влияния экономического строя общества на правовую надстройку таков, что сначала экономические отношения находят свое выражение в сознании господствующего класса (а в социалистическом обществе - в сознании всего народа) в виде политических, правовых, моральных представлений, идей, категорий и принципов, а затем уже соответственно этим взглядам создается определенная система, отрасль или институт права.

Выработанные правовой наукой и общественной практикой принципы составляют основу, скелет, основные направления определенной системы, отрасли или института права. Система права, ее отдельная отрасль или институт не могут быть созданы надлежащим образом, если законодатель не будет руководствоваться определенными принципами. [370]. Эта данной системы, отрасли или института права достигается именно в силу того, что формулирование всех правовых норм данной системы, отрасли или института права подчинено единым руководящим идеям, единым принципам.

Отсюда прежде всего вытекает тот важный вывод, что всякая кодификация законодательства не должна быть поспешной. Здесь нет места волюнтаристским идеям. Научная разработка и всестороннее обсуждение основных принципов построения данной системы, отрасли или института права есть основное условие создания всякой системы права, ее отраслей и институтов.

Однако руководящие идеи, принципы, выработанные правовой наукой и общественной практикой и составляющие основу правовых взглядов, все же еще нельзя назвать правовыми принципами, так как они сами по себе не обладают той степенью обязательности, которая свойственна праву. Но эти руководящие идеи, как и правовые взгляды в целом, находят свое выражение в праве. Причем закрепление этих принципов в праве осуществляется в различных формах: в форме самостоятельной правовой нормы общего характера; в форме основной идеи, пронизывающей группу норм, институт, отрасль или даже всю систему права в целом; и, наконец, в форме правовых предписаний ненормативного характера, например путем формулирования правового принципа в преамбуле закона.

Но независимо от формы их выражения в праве правовые принципы в силу такого правового закрепления становятся выражением государственной воли[371], приобретают общеобязательный характер требований, соблюдение которых обеспечивается государством. Именно эта общеобязательность принципов, приобретенная ими в силу правового их закрепления, придает им силу правовых принципов.

3. В правовой литературе общепризнано, что правовые принципы - не обычные правила поведения, а основные, руководящие положения права. Но чем же определяется руководящий характер правовых принципов?

Руководящий характер правовых принципов определяется прежде всего тем, что они являются юридическим выражением основополагающих идей коммунистической партии в области правового регулирования общественных отношений. Но основополагающие идеи не падают с неба. Они являются отражением важнейших сторон общественной жизни и прежде всего объективных закономерностей и тенденций общественного развития, а в конечном счете объективных экономических законов социалистического общества.

Отсюда следует, что всякие руководящие положения, в том числе и правовые принципы, будут верны и максимально эффективны лишь постольку, поскольку они будут правильно отражать эти закономерности.

Гражданское право представляет собой одну из отраслей права, наиболее тесно связанных с экономикой. Причем в сфере гражданских правоотношений экономическне и правовые явления настолько тесно переплетаются, что это дало возможность Ф. Энгельсу говорить о [372] именно применительно к гражданскому праву.

Такая тесная связь гражданского права с экономикой породила неправильное представление о том, будто бы принципами гражданского права могут быть сами объективные экономические законы. Именно на этот недочет в исследовании правовых принципов обратил внимание проф. С. Н. Братусь, давший вместе с тем блестящий анализ соотношения экономических законов и правовых принципов.

Было бы, однако, не совсем точным считать, что правовые принципы во всех случаях есть юридическое выражение только экономических закономерностей развития общества. Это объясняется тем, что, во-первых, правовая надстройка, порожденная в конечном счете экономическими причинами, приобретает известную самостоятельность по отношению к экономическому развитию и оказывает на него обратное влияние и, во-вторых, тем, что на правовое развитие оказывает свое влияние не только экономика, но и исторические, национальные особенности, уровень развития юридической науки и другие моменты. Только этим и можно объяснить тот факт, что в основу регулирования однотипных общественных отношений в различных странах с одинаковым экономическим строем и даже в одной стране, но в различные периоды ее существования, могут быть положены различные правовые принципы.

Например, введение в 1918 г. принципа раздельности имущества супругов определялось объективной общественной потребностью всестороннего раскрепощения женщины, установления действительного равноправия супругов в противовес русскому дореволюционному законодательству, устанавливавшему приоритет мужа в распоряжении общим имуществом супругов. Это была в значительной степени политическая мера, носившая, по меткому выражению Г. М. Свердлова, ярко выраженный освободительный характер[374].

Было бы неверным недооценивать огромного политического значения этого принципа на первом этапе развития советского государства. Но в такой же мере неправильным было бы и сохранение его в последующем ввиду несоответствия объективным закономерностям развития семейных отношений в социалистическом обществе.

Социалистическая семья - семья трудовая. Ее материальное положение зависит прежде всего от совместного труда супругов в общественном социалистическом хозяйстве и в общем домашнем хозяйстве. Общность трудового участия супругов в семейных имущественных делах с необходимостью порождает и общность совместно нажитого супругами имущества. Именно эта закономерность развития семьи и получила свое юридическое выражение в принципе общности совместно нажитого супругами имущества, закрепленном ст. 10 КЗоБСО 1926 г.

Из сказанного вместе с тем вытекает, что на определенных этапах развития общества правовые принципы могут под влиянием объективных потребностей общества (как это следует из приведенного примера) либо в значительной степени также и под влиянием субъективных причин (как это имело место, например, при закреплении в законе принципа территориального управления промышленностью) в известной мере отклоняться от объективных закономерностей общественного развития.

Однако объективной тенденцией социалистического права несомненно является полное соответствие его правовых принципов объективным закономерностям общественного развития. А из этого следует, что одной из важнейших задач советской правовой науки является тщательная проверка соответствия правовых принципов объективным законам общественного развития и приведение их в соответствие с этими законами, если такое расхождение будет обнаружено.

Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что правовые принципы - это руководящие положения социалистического права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

Однако для исследования правовых принципов данной системы, отрасли или института права еще недостаточно дать определение правового принципа. Необходимо также выявить и объяснить сами принципы. В связи с этим естественно возникает вопрос о методологии выявления и объяснения правовых принципов.

В советской правовой литературе по этому вопросу наметились два направления: одни авторы полагают, что недопустимо выведение и объяснение правовых принципов из самих норм права[375], тогда как другие считают, что правовые принципы могут быть выявлены, извлечены из норм права, а если тот или иной принцип прямо в законе не закреплен, то его можно вывести из смысла правовых норм[376].

При решении этого вопроса представляется целесообразным рассматривать его в двух аспектах: в плане выявления (обнаружения) правовых принципов и в плане их объяснения. С этой точки зрения обе приведенные позиции имеют свои недостатки.

Сторонник первого направления Б. В. Шейндлин, с одной стороны, допускает смешение этих двух аспектов и по существу пытается дать один ответ на два разных вопроса, а с другой стороны, утверждая недопустимость выведения принципов из права, сам только это и делает. В самом деле, если основные правовые принципы, по Шейндлину, - это [377], то где же, как не в Конституции надо искать эти принципы? И автор в полном согласии с определением, но в полном противоречии с высказанным им ранее утверждением, которое он к тому же не дал себе труда доказать, берет Конституцию СССР и обнаруживает в ней эти правовые принципы.

Сторонники же второго направления - проф. Н. Г. Александров и проф. С. Н. Братусь по существу рассматривают лишь одну сторону вопроса - методологию выявления (обнаружения) принципов, не касаясь методологии их объяснения. Эта сторона дела была неправильно понята Н. А. Чечиной, которая, не заметив двух аспектов этой проблемы, неосновательно критиковала Н. Г. Александрова за то, что он якобы выводит содержание принципов из содержания норм права.

В известной статье о принципах советского права Н. Г. Александров (как и в последующих своих работах) писал, что [378]. Когда же Н. Г. Александров начинает объяснять содержание этих принципов, то он прямо исходит из объективных закономерностей развития общества[379]. Такой методологический подход представляется вполне обоснованным.

Если, как пишет Н. А. Чечина и с чем нельзя не согласиться, правовой принцип как руководящая идея отличается от научных и философских принципов[380] тем, что всегда и непременно находит свое конкретное выражение в норме или в нормах права[381], то, очевидно, что мы не только можем, но и должны обнаружить, выявить правовые принципы именно в самом праве. Другого пути здесь нет (поскольку речь идет о действующем праве). Всякий иной путь нельзя считать пригодным, так как он может повлечь за собой выявление таких , которые законом не предусмотрены и применение которых по этой причине исключено, так как открывает лазейку для нарушения закона.

Однако выявленные, обнаруженные в законодательстве правовые принципы не могут быть объяснены и поняты из самого права. [382].

Следовательно, при раскрытии содержания определенного принципа необходимо показать те общественные отношения и закономерности, которые лежат в его основе. Однако при выяснении содержания правовых принципов едва ли правильным было бы полное игнорирование правовых норм, так как, с одной стороны, право само есть выражение этих отношений и закономерностей, а с другой стороны, существо правовых принципов находит свое выражение в нормах права.

Исходя из этих основных положений рассмотрим кратко, насколько позволяют рамки настоящей статьи, принципы осуществления гражданских прав. Принципы осуществления гражданских прав - это те основные требования, которые социалистическое общество и выражающее его интересы советское гражданское право предъявляют к управомоченному лицу и тем лицам, которые от его имени осуществляют принадлежащие управомоченному субъективные гражданские права[383].

Каковы же эти принципы?

а) Важнейшим принципом осуществления гражданских прав является принцип социалистической законности. Принцип социалистической законности является общим принципом советского права. Однако законодатель считал необходимым особо подчеркнуть требование соблюдения законов при осуществлении гражданских прав. Часть 2 ст. 5 Основ гражданского законодательства и соответствующие статьи ГК союзных республик устанавливают, что при осуществлении прав и исполнении обязанностей граждане и организации должны соблюдать законы.

Между тем в литературе неоднократно отмечалось, что, осуществляя свое право, управомоченное лицо действует правомерно, что неправомерного (а следовательно, и незаконного) осуществления права быть не может[384]. В связи с этим естественно возникает вопрос о том, что же именно означает требование соблюдения законов при осуществлении права?

Осуществление права есть реализация тех возможностей, которые дает управомоченному само субъективное право. Выход за рамки содержания субъективного права не есть его осуществление, так как в этом случае лицо уже не действует как управомоченный субъект. Требование соблюдения законов при осуществлении гражданских прав и есть прежде всего требование к управомоченному лицу не выходить за рамки предоставленного ему субъективного права.

Следовательно, в данном случае речь идет о соблюдении границ самого субъективного права.

Было бы, однако, неправильным считать, что требование соблюдения законов вообще не относится непосредственно к осуществлению гражданских прав. Гражданское законодательство не допускает осуществления прав в противоречии с их назначением в нашем обществе и, более того, предусматривает ряд конкретных составов гражданских правонарушений, связанных именно с недозволенным осуществлением права (см. ст. ст. 111, 141, 142 ГК РСФСР). В данном случае речь идет именно об осуществлении права, которое запрещено законом и, следовательно, незаконно. А из этого следует, что требование соблюдения закона относится как к соблюдению границ субъективного права, так и к соблюдению пределов его осуществления.

б) Важное значение имеет также принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав. В период строительства коммунизма значительно повышается роль моральных начал в жизни нашего общества. Строгое соблюдение правил социалистического общежития и моральных принципов общества, строящего коммунизм, становится одним из важнейших начал социалистического общества. Эта закономерность общественного развития естественно находит свое выражение и в гражданском законодательстве. Часть 2 ст. 5 Основ гражданского законодательства наряду с требованием соблюдения законов при осуществлении гражданских прав требует также уважать правила социалистического общежития и моральные принципы общества, строящего коммунизм. Принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав закреплен также и в гражданском процессуальном законодательстве. Статья 30 ГПК РСФСР прямо предусматривает, что .

Лица, совершившие поступки, противоречащие правилам социалистического общежития или нормам морали, могут быть по закону ограничены в правах (ст. 16 ГК РСФСР) и даже лишены принадлежащих им прав (права на пользование жилым помещением - ст. 333 ГК, права наследования - ст. 531 ГК).

в) Как и ранее действовавшее гражданское законодательство, Основы гражданского законодательства и новые ГК союзных республик закрепляют принцип осуществления гражданских прав в соответствии с их назначением. .

[367] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 133.

[368] Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., Госполитиздат, 1950, стр. 34.

[369] Именно по этому прежде всего и нельзя согласиться с идеей проф. С. Н. Братуся о том, что принципы есть . Законы движения материи есть категории объективные, существующие независимо от нашего сознания. Отождествить их с принципами - значит, говоря словами Ф. Энгельса, .

[370] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв., т. II. М., Госполитиздат, 1948, стр. 473.

[371] Нельзя в связи с этим согласиться с А. Ф. Шебановым в том, что (см.: А. Ф. Шебанов. О понятиях источника права и формы права. , 1965, N 4, стр. 28, сноска). Право есть одна из форм выражения этой воли, если хотите, основная форма выражения этой воли, но не сама воля.

[372] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв., т. II, стр. 474.

[373] С. Н. Братусь. Предмет и система советского гражданского права, стр. 138.

[374] Г. М. Свердлов. Советское семейное право. М., Госюриздат, 1958, стр. 168.

[375] См.: Б. В. Шейндлин. Ук. работа, стр. 67.

[376] , под ред. проф. Н. Г. Александрова, стр. 205; С. Н. Братусь. Предмет и система советского гражданского права, стр. 137.

[377] Б. В. Шейндлин. Ук. работа, стр. 67.

[378] Н. Г. Александров. Социалистические принципы советского права. , 1948, N 11, стр. 17; , под ред. проф. Н. Г. Александрова, стр. 205.

[379] См. там же, стр. 205, 207 - 217.

[380] Нельзя признать эту формулировку достаточно точной, так как из сказанного можно сделать вывод, будто бы философские принципы - ненаучны. Между тем принципы, выведенные материалистической философией, в такой же степени научны, как и принципы, выведенные другими науками.

[381] Н. А. Чечина. Ук. статья, стр. 79.

[382] К. Маркс. К критике политической экономии. М., Госполитиздат, 1949, стр. 7.

[383] Следует иметь в виду, что принципы осуществления гражданских прав полностью подпадают под общее определение правового принципа. В данном определении отражены лишь их специфические особенности, дополняющие признаки, указанные в общем определении правового принципа.

[384] См.: М. М. Агарков. Проблема злоупотребления правом в советском гражданском праве. , отд. экономики и права, 2946, N 6, стр. 427; М. В. Самойлова. Право личной собственности граждан СССР (понятие, осуществление, основные средства защиты). Автореферат канд. диссертации. Изд-во ЛГУ, 1965, стр. 11.

Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений. В нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая формы сознания и соответствующие учреждения.

производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные, формы общественного сознания.

Конкретный исторический базис определяет собой характер и тип общественной надстройки. Поворот в экономическом строе Данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.

Процесс возникновения и развития общественных идей — сложный и часто противоречивый. Эти идеи, а также соответствующие им учреждения, не появляются на свет автоматически как продукт базиса, развития экономики. Последняя не создает ни философских, ни религиозных, ни нравственных, ни этических, ни политических идей. Идеи и учреждения (как и сами экономические отношения) создаются людьми не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими условиями (т.е. базисом) и общественными законами. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Разрыв с традициями, нормами, господствующими идеями происходит у образованных слоев общества под влиянием общественных условий, противоречий, борьбы классов. Лишь, в конечном счете, философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий.

Связь базиса и надстройки носит диалектический характер. Возникнув однажды на определенном базисе, надстройка оказывает обратное и притом мощное воздействие на базис и развитие общества в целом, но в этом взаимодействии определяющую роль, в конечном счете, играет базис. При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия). Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф.Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда дело идет быстрее;

она может действовать против экономического развития — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах, через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и

третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве». То, что сказано Энгельсом о роли государства, можно сказать и о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАДСТРОЙКА — понятие, получившее широкое применение в марксистском правоведении для характеристики части надстройки всякого классового общества, которая возникает на основе экономического базиса данного общества, отражает его в специфического правовой форме и активно, посредством всей системы юридических средств, воздействует на него. Отсюда назначение понятия «юридическая надстройка» в понятийном аппарате науки состояло в том, чтобы, с одной стороны, показать зависимость всех правовых явлений от производственных отношений, т.е. вскрыть их надстроечный характер, а с другой — указать на возможность их обратного воздействия на экономический базис. В правовую надстройку включаются различные правовые явления: законодательство, правоотношения, акты применения права и т.д. При этом каждое из них «размещается» в той близости от экономического базиса, в каковой мере оно воздействует на него. Для юридической надстройки характерна тесная взаимосвязь правовых явлений, в нее входящих, носящая характер устойчивой закономерности.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое "Юридическая надстройка" в других словарях:

НАДСТРОЙКА — БАЗИС И НАДСТРОЙКА (греч. basis основание) основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру «общественно экономической формации». С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята… … Новейший философский словарь

БАЗИС И НАДСТРОЙКА — категории исторического материализма, характеризующие структуру обществ. экономич. формации и качеств. своеобразие составляющих её обществ. отношений, процесса их диалектич. взаимодействия. По определению К. Маркса, «совокупность. … … Философская энциклопедия

Базис и надстройка — понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и… … Большая советская энциклопедия

БАЗИС И НАДСТРОЙКА — (греч. basis основание) основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру «общественно экономической формации». С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить… … Новейший философский словарь

БАЗИС/НАДСТРОЙКА — (base/superstructure) Под базисом понимают экономическую основу общества, а под надстройкой – общественные и идеологические отношения, основанные на базисе. Это топографическое соотношение, приписываемое Марксу (Marx), вызвало большое… … Политология. Словарь.

БАЗИС и НАДСТРОЙКА — (греч. basis основание) основные понятия марксистской версии социологии , характеризующие структуру общественно экономической формации . С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить… … Социология: Энциклопедия

«ВВЕДЕНИЕ К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ» — – одна из наиболее известных работ К.Маркса, написана в сентябре 1857 (рус. пер. 1922; см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 709–38), представляет собой начало экономических рукописей («Основные черты критики политической экономии»). Она… … Философская энциклопедия

Глава 2. Методология познания права и государства — Глава 2 МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Методология правоведенияНаучные подходыИнтегративный подход в правеАксиологический подход в праве … Элементарные начала общей теории права

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — или материалистическое понимание истории марксистская философия истории и социология. В 20 в. И.м. превратился в идеологическую доктрину. Сам термин «И.м.» впервые использован Ф. Энгельсом в письмах 1890 х гг. Основные идеи разрабатывались К.… … Философская энциклопедия

Исторический материализм — (материалистическое понимание истории) марксистская теория развития общества и методология его познания. Предметом И. м. является общество как целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического… … Большая советская энциклопедия

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: