Системы пожаротушения на судах виды

Обновлено: 18.04.2024

Системы пожаротушения на корабле являются [link_webnavoz]чрезвычайно важными составляющими[/link_webnavoz] конструкции судна. При их проектировании учитываются многие факторы: автономность судна, наличие горючих материалов в конструкции, размещение рядом помещений с различными уровнями пожарной опасности, ограничения по ширине путей эвакуации.

Все перечисленные факторы только усугубляют пожарную опасность плавательных средств, по этому внедрению различных способов обеспечения безопасности пассажиров, а также разработкам новых более эффективных [link_webnavoz]систем автоматического пожаротушения[/link_webnavoz] уделяется особое внимание.

Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

  • Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;
  • Водяных завес;
  • Водяного распыления или орошения;

В ряде случаев в качестве [link_webnavoz]огнетушащего вещества[/link_webnavoz], которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

  • Водяные – используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;
  • Пенные – устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;
  • Газовые и порошковые – используются для защиты от возгорания класса С.

Система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ)

Система объемного пожаротушения на судне устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

Система объемного пожаротушения на судне

Она размещается в следующих местах:

  • Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;
  • В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;
  • В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;
  • В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных – гребных;
  • В сетях вентиляции оборудования.

Читайте так же: Строение и технические характеристики спринклерных оросителей, обзор распространенных моделей

Все основные рабочие [link_webnavoz]параметры установки[/link_webnavoz] должны соответствовать требованиям технического регламента, в соответствии с которым производится классификация и постройка судов. Представленная аппаратура автоматического пожаротушения объемного типа была разработана лабораторией «Пламя» при военно-морском инженерном институте.

Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения. Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

Проверка поступающей информации по нескольким параметрам существенно снижает риск ложного срабатывания.

Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

Испытания, проводимые в 2011 году, показали высокую эффективность установленной системы. Она в состоянии тушить горящие и [link_webnavoz]тлеющие материалы[/link_webnavoz]. В частности, на испытаниях было потушено тлеющее дерево, и погашен поддон с горящим дизельным топливом.

Водяное пожаротушение на судне

Система водяного [link_webnavoz]пожаротушения[/link_webnavoz] на корабле монтируется при его закладке. Она может быть двух типов – кольцевая и линейная. Магистральные трубы, по которым поступает вода, имеют диаметр до 150 мм, а рабочие до 64 мм. Такой диаметр должен обеспечивать напор воды, в самой дальней точке подключения на судне, 350 кПа на грузовых судах и 520 кПа.

Водяное пожаротушение на судне

Участки трубопровода, которые подвергаются воздействию внешней среды и могут замерзнуть подвергаются обвязке с использованием спускного и отсечного клапана, для того чтобы при их исключении из общей системы она продолжала функционировать. Расстояние между пожарными кранами различное. Внутри судна оно составляет до 20 м при комплектации 10-15 м пожарными рукавами. На палубе дальность может составлять до 40 м при комплектации каждого крана рукавом 15-20 м.

Жилые отсеки комплектуются спринклерными системами, оборудованными распылителями с плавкими вставками, с максимальной температурой разрушения 60°С. Устройство состоит из распылителей (спринклеров) трубопровода и пневмогидравлической цистерны под давлением. Минимальная производительность одного спринклера, регламентированная нормативами, составляет 5л на 1 м 2 каюты.

Дренчерными системами комплектуются в основном грузовые суда: газовозы, танкеры, сухогрузы и контейнеровозы — размещение груза на которых осуществляется горизонтальным способом. Основной конструктивной особенностью является наличие насоса, который при срабатывании сигнала тревоги начинает забор воды и ее подачу к в дренчерный трубопровод. Дренчерные [link_webnavoz]системы используются[/link_webnavoz] для формирования водяных завес в тех местах корабля где невозможно установить противопожарные перегородки.

Газовые системы пожаротушения на суднах

Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе. В двигательном отделении как [link_webnavoz]во всем помещении[/link_webnavoz], так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы. Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

Огнетушащее вещество

В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

  • Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;
  • Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.

В отличие от зданий и сооружений суда постоянно совершенствуются и использование старых правил монтажа устройств пожаротушения зачастую неэффективно. Типовые расчеты для систем используются очень редко и только для небольших суден серийного производства.

Противопожарные судовые системы

Действие системы водотушения основано на принципе охлаждения горящего предмета и прекращения к нему доступа кислорода путем создания вокруг этого очага атмосферы, не поддерживающей процесс горения и насыщенной образующимися при испарении воды парами. Систему водотушения используют для тушения пожаров во внутренних помещениях, на открытых палубах, надстройках, но она мало эффективна для тушения пожара в толще груза и трюмах сухогрузных судов.

Этой системой нельзя пользоваться при тушении горящего электрического оборудования, аккумуляторных, фонарных, малярных, а также тушении нефтепродуктов на танкерах.

К системе водотушения предъявляются следующие основные требования:

  • в любую возможную точку пожара на судне вода должна подаваться не менее чем двумя струями от независимых пожарных рожков;
  • высота струй должна быть не менее 12 м;
  • производительность пожарных насосов должна одновременно обеспечить включение двух рожков и таких потребителей, как водотушение спринклерной системы, система водораспыления (для тушения пожаров в машинном и котельном отделениях), системы водяных завес, системы пенотушения и др.
  • Система должна обеспечить разветвление рожков таким образом, чтобы на открытых палубах и длинных коридорах рожки устанавливались бы на расстоянии один от другого не менее 20 м. Во внутренних помещениях корпуса и надстроек рожки размещают в коридорах у трапов и у входов в помещения. В машинном и котельном отделениях соответственно устанавливаются по два рожка.
  • Около каждого пожарного рожка размещают рукава с ручными стволами. На открытых палубах длина рукавов составляет 20, а во внутренних помещениях—10 м. Диаметр парусиновых рукавов должен быть не менее 50 мм, внутренний диаметр насадки не менее 13 мм.

На пассажирских судах система водотушения состоит из нескольких кольцевых систем, соединенных между собой вертикальными перемычками. Та магистраль системы, которая располагается в утепленных помещениях, находится под напором воды без круглосуточной работы пожарного насоса, с помощью напорных пневмогидравлических цистерн. С падением давления в пневмогидравлических цистернах сработает реле минимального давления и включит в работу пожарный насос.

Как правило, на пассажирских судах применяется спринклерная водяная система, предусматривающая размещение на трубопроводе спринклерных головок через каждые 2,5—3,5 м. Каждая спринклерная головка имеет клапан, который постоянно закрыт с помощью замка, скрепленного легкоплавким припоем. С повышением температуры в помещениях до 60—100°С припой плавится, замок освобождает клапан, и под давлением воды последний открывается.

Спринклерная головка имеет распылитель, с помощью которого вода при выходе разбрызгивается с радиусом полета 3—4 м. Трубопровод этой системы обычно заполняется сжатым воздухом, но при открытии хотя бы одного спринклера автоматически заполняется водой.

Принципиальная схема системы водотушения на Сухогрузном судне

На судах применяются также стационарные водораспыляющие устройства (дренчеры). Такое устройство состоит из укрепленных вверху у палубы труб, снабженных распыливающими гидравлическими головками через 350 мм. Вода к трубам подается с помощью пожарных рукавов. На сухогрузных судах, где большая часть трубопроводов системы проходит по верхней палубе, трубы находятся в осушенном состоянии. На рис. 147 показана схема системы водотушения на сухогрузном судне. На морских транспортных судах трубопровод водотушения смонтирован из стальных труб диаметром 50—75 мм, а также из медных и медноникелевых труб с бронзовой и латунной арматурой.

Чтобы ликвидировать пожар в самом его начале, необходимо его вовремя обнаружить. С этой целью суда оборудуют системами пожарной сигнализации. Сигналы могут подаваться по радио, колоколами, гудками, сиренами и сетью звонков.

Системы пожарной сигнализации в зависимости от принципа ,их действия бывают электрические и дымовые. С помощью датчиков-извещателей, приводимых вручную или срабатывающих автоматически при появлении дыма, пламени или повышении температуры воздуха в охраняемом помещении, замыкаются или переключаются электрические цепи, в результате чего на приемной станции сигналов приводится в действие световые или звуковые сигналы.

Сигнальная пожарная система ручного управления представляет собой развернутую сеть с датчиками-извещателями кнопочного типа, устанавливаемыми в контролируемых помещениях, коридорах, на палубах. Ею нельзя оборудовать грузовые трюмы, кладовые и другие помещения, где редко бывают люди.

Широкое распространение на судах получили автоматические извещатели, реагирующие на температуру воздуха, на дым или свет пламени возникшего очага пожара. На рис. 148 показана одна из принципиальных схем пожарной сигнализации.

Принципиальная схема системы автоматической электрической пожарной сигнализации

Через датчик-извещатель 2 и соленоид 3 от батареи 1 проходит электрический ток, предотвращая выпадение сердечника из соленоида. Через сопротивление 4 проходит сила тока недостаточная, чтобы привести в действие красную лампу 5 и тревожный колокол 6, установленные на станции приема сигналов от извещателей. Как только под действием температуры воздуха, дыма или пламени сработает извещатель 2, он разомкнет цепь, сердечник соленоида 3 выпадает, ток полной силой поступит в лампу 5 и колокол 6, которые известят обслуживающий персонал о пожарной опасности в районе нахождения извещателя по номеру на приемной станции. При такой системе каждый датчик-извещатель включается в самостоятельную пару проводов (луч), идущих на приемную станцию сигналов. Такая схема называется лучевой. Контроль за исправностью сигнальной пожарной системы, ее постоянной готовностью, осуществляется вторым лучом—контрольной цепью, состоящей из источника электроэнергии 9, белой лампы 10 и звукового сигнала 11 с более слабым звуком. При неисправности источника питания или обрыве провода прекращается снабжение луча током, сердечники соленоидов 7 и 8 выпадут, включится лампа 10 и звуковой сигнал 11. Вахтенная служба будет оповещена о неисправности этой пожарной сигнальной системы. Принцип работы современных датчиков-извещателей основан на преобразовании ультрафиолетового излучения открытого пламени в электрическую энергию или воздействии продуктов сгорания (дыма) на ток ионизированной камеры, используемой как датчик и т. д. Широкое распространение получили в качестве чувствительных элементов извещателей биметаллические пластинки, устанавливаемые в газонапорных корпусах.

Такие материалы, как горючие жидкости, волокнистые вещества и другие, можно тушить путем снижения в зоне очага количества кислорода за счет введения в помещение водяного пара или инертных газов. Система паротушения на судах является наиболее эффектной при тушении пожаров в грузовых трюмах, топливных и масляных цистернах, котельных, машинных и грузовых насосных отделениях, малярных и других помещениях. В паротушении используется насыщенный пар с давлением 6—7 кГ/см 2 . На судне может быть 1—2 или более станций паротушения, от которых пар по независимым трубам поступает в охраняемые помещения. Диаметр труб подбирается так, чтобы помещения можно было заполнить паром не более чем за 15 мин. Открытые отверстия отростков располагаются в верхних частях емкостей, служащих для хранения нефтепродуктов, а в сухогрузных трюмах — на высоте 0,8— 1,0 м от настила пола. Принципиальная схема системы паротушения на сухогрузном судне показана на рис. 149. На каждой станции паротушения имеется табличка с указанием назначения каждого стопорного клапана.

Принципиальная схема системы паротушения на сухогрузном судне

К паротушению предъявляются, кроме отмеченных выше, следующие требования:

  • присоединение трубопровода паротушения к магистрали паровых механизмов не допускается;
  • клапаны для пуска пара должны быть легкодоступны, снабжены отличительными надписями и окрашены в красный цвет;
  • диаметр трубопроводов паротушения должен быть не менее 20 мм;
  • трубопровод должен быть изготовлен из стальных цельнотянутых труб, арматура — из стали, с бронзовыми гнездами и направляющими;

Химическая пена представляет собой продукт реакции щелочных и кислотных растворов в присутствии стабилизаторов, а воздушно-механическая пена — механическую смесь пенообразователя, воды и воздуха. Для получения химической пены применяют, например, смесь сернокислого алюминия и каолина с добавками экстракта лакричного корня и другие составы в виде порошка.

На судах широкое распространение получил пеногенератор ПГ-50-С, применяемый в системах для выработки химической пены. Порошок засыпается в бункер, имеющий защитную сетку, и через невозвратный клапан подсасывается потоком воды. От смешания порошка и воды в выходном диффузоре и трубопроводах за пеногенератором образуется пена.

Химическая пена является достаточно эффективным средством тушения пожара в машинно-котельных отделениях, в топливных отсеках и других помещениях. Однако системы химического пенотушения имеют ряд недостатков, которые дают основание на новых судах отдать предпочтение системам, вырабатывающим воздушно-механическую пену. К недостаткам можно отнести, например, разрушение пены при посылке ее через трубопровод, превышающий длину 60—80 м, при длительном хранении пенопорошок комкается и теряет пенообразующие качества.

Для получения воздушно-механической пены в качестве пенообразователя используют не порошок, а пенообразующую жидкость, при взаимодействии которой с водой и воздухом образуется пена. Применяется пресная и морская вода, но интенсивность пенообразователя при морской воде несколько меньшая. На рис. 150 показана схема станции воздушно-механического пенотушения, в которой пена образуется непосредственно за резервуаром, хранящим смесь пенообразователя с пресной водой. От системы сжатого воздуха по трубопроводу к резервуару подается воздух, когда открывается клапан. Смесь пенообразователя с водой вытесняется из резервуара воздухом по сифонной трубке, в которой имеется отверстие, расположенное под свободным уровнем жидкости в резервуаре. Через отверстие воздух также попадает в сифонную трубку и, насыщая смесь пенообразователя с водой, способствует образованию воздушно-механической пены. По пенопроводу пена поступает в охраняемое помещение (на участок пожара) и с помощью крана, шланга и крана с соплом подается на очаг пожара. Как правило, систему обслуживают две станции, рассредоточенные в отдельных отсеках. По устранению пожара система продувается воздухом. Практически на 1 м 3 воздушно¬механической пены необходимо 1—1,5 кг пенообразователя и 100 л воды.

Схема станции воздушно-механического пенотушения ПГ-50-С

Существует и ряд других устройств воздушно-механического пенотушения. Утечки воздуха из баллонов контролируют показанием манометров. Если показание анализов отрицательное, пенообразователь следует сменить. Температура в помещениях станций должна быть не ниже +3°С. В процессе подготовки системы к действию проверяют наличие пенообразователя в резервуарах и воздуха в воздушных баллонах. Со щита дистанционного управления проверяют работу дистанционных клапанов и клинкетных задвижек, а также выполняют другие манипуляции в соответствии с инструкцией.

Для тушения пожаров легко воспламеняющихся жидкостей, волокнистых материалов и находящегося под напряжением электрического оборудования применяется углекислота. Запасы углекислоты хранятся на станциях углекислотного тушения в стальных баллонах емкостью 40 л, размещенных группами (батареями). Расположение помещений для углекислотных станций подбирается таким образом, чтобы оно было изолировано от жилых и служебных помещений газонепроницаемыми перегородками. Углекислотное помещение обязательно должно иметь непосредственный выход на палубу, хорошую вентиляцию и тепловую изоляцию стенок. Температура помещений не должна быть выше +40° С и ниже +2° С. В углекислотных станциях баллоны размещают обычно двумя-тремя группами (батареями), причем каждая группа, состоящая более чем из 6 баллонов, имеет ручное управление пуска, осуществляемое перемещением штанги или натяжением троса усилием одного человека. Ручное управление используется в качестве резервного, при наличии пневматического или электрического привода на более крупные батареи. Система с двумя станциями тушения показана на принципиальной схеме рис. 151.

Принципиальная схема углекислотной системы с двумя станциями тушения

При произвольной разрядке углекислота из баллона поступает в предохранительный трубопровод 9, отводящий ее в атмосферу. Свисток 10 извещает о саморазрядке баллонов. Давление углекислоты в трубопроводе контролируется манометром 7. Работает система следующим образом. Пневматическое управление открывает доступ углекислоты в систему из основной батареи. Ручным приводом можно добавочно включить резервную группу. С помощью стопорных клапанов 8 и 5 углекислый газ через кольцевой трубопровод 2 и насадку 1 подается в помещение, охваченное пожаром.

Углекислотная установка должна обеспечить заполнение помещения с очагом пожара на 30% его объема не более чем за 15 мин. От баллонов до стопорного клапана 8 применяют медные, а на участке от этого клапана до выпускных насадок— стальные оцинкованные трубы. В соединениях применяются фибровые прокладки.

Пожарная безопасность распространяется не только на береговые объекты, но и на водный транспорт. Суда в зависимости от их назначения и вида оборудуются различными установками пожаротушения.


Судовые системы пожаротушения

Морские и речные суда представляют собой места повышенной пожарной опасности. Пассажирские пароходы и паромы опасны большим скоплением людей в тесных помещениях, корабли типа «карго» осуществляют перевозку контейнеров, иногда с опасным содержимым, а нефтеналивные танкеры несут в себе угрозу воспламенения и взрыва.

Несмотря на обилие воды за бортом судна, потушить пожар может быть нелегко: вода не подходит для тушения некоторых классов возгораний. На происшествие в открытом море можно вызвать спецтехнику, но ей понадобится время, чтобы добраться до места катастрофы.

При трансатлантическом переходе пожар на круизном лайнере может начаться посередине океана. Суда планируют свои маршруты так, чтобы максимально сократить расстояние между локацией корабля и ближайшим берегом. Этот прием в некотором смысле помогает сократить время прибытия помощи, но при отсутствии каких-либо действий судно может не дождаться спасателей.

Обычно корабль оснащается первичными средствами пожаротушения, в числе которых наиболее часто используются:

  • огнетушители с разным веществом;
  • пожарные покрывала;
  • маски-самоспасатели;
  • пожарные краны.

Помимо первичных средств, на судне устанавливается организованная система пожаротушения.

Что это

Судовая система пожаротушения – это основной инструмент борьбы с огнем на борту. Именно установка срабатывает первой, а уже потом к месту происшествия прибывает экипаж судна. Система может быть представлена несколькими устройствами:

  1. Комплекс разветвленных магистралей с насадками на местах выхода вещества. К таким установкам относят водяные и пенные устройства, реже – газовые. При пожаре средство поступает через насадки в пораженную зону.
  2. Модули. Представляют собой автономно работающие устройства, срабатывающие при повышении температуры в помещении или задымлении воздуха. К ним также относятся самосрабатывающие статичные огнетушители.
  3. Дымодетекторы. Датчики, улавливающие продукты горения в воздухе и передающие сигнал на капитанский мостик.
  4. Системы сигнализации.

На заметку. Установками пожаротушения должны быть снабжены все суда. Систему планируют еще на этапе проекта корабля, в судостроительной компании. Все устройства могут работать как автоматически, так и по ручному запуску.

Назначение

Главная особенность возгорания на борту судна в его удаленности от берега. Специальным пожарным кораблям нужно время, чтобы добраться до очага возгорания. В таком случае, как говорят, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Системы пожаротушения на судах используют в следующих целях:

  • быстрая локализация и тушение пожара;
  • если ликвидация возгорания невозможна – сдерживание огня до полной эвакуации людей или прибытия специалистов;
  • спасение человеческих жизней и по возможности имущества.

Основные требования

В своде морских законов СОЛАС-74 прописана необходимость систем пожаротушения на всех морских и речных судах. Любая установка должна отвечать требованиям. Необходимо, чтобы:

  • вещество подходило для тушения предполагаемых классов пожара в помещении;
  • количество средства было рассчитано с запасом для ликвидации возможного возгорания.
  • показатели выхода вещества также учитывались в расчете.

Закон РФ регламентирует места на судне, которые следует защищать системами пожаротушения:

  • места общего назначения для экипажа и пассажиров;
  • вентиляционные системы в помещениях с оборудованием;
  • места хранения ЛВЖ и газов;
  • машинные отделения, генераторные, щиты распределения, котельные и насосные помещения;
  • места хранения цистерн с маслом и топливом.

Классы пожаров на судне

Категории возгораний определяются по виду горящего материала. Официальной классификацией приняты следующие виды пожаров:

  1. А – твердые материалы. Делятся на волокнистые и сыпучие. К этой категории также относятся вещества в твердом агрегатном состоянии, которые плавятся под воздействием температур, например, пластмассы. На борту из таких материалов чаще всего встречается мебель и личные вещи экипажа и пассажиров.
  2. В – горючие жидкости. К этой категории относят ЛВЖ, нефтепродукты, смазочные материалы и жиры для приготовления пищи. Пожары класса В грозят не только танкерам – на кухне любого судна может загореться масло.
  3. С – газообразные вещества. Такие возгорания грозят всем судам, использующим сжиженный газ в качестве топлива. Под воздействием высокой температуры вещество может перейти в газообразное агрегатное состояние и спровоцировать взрыв. Чаще всего является следствием пожара, перешедшего в активную стадию.
  4. D – металлы. В первую очередь подразумевается горение металлической стружки и пыли. Однако при активном горении пламя может перейти на тонкие листы алюминия.
  5. Е – оборудование под напряжением. Чаще всего встречается в радиорубках, узлах управления и капитанских мостиках.

Систему и огнетушащее вещество выбирают по составу пожарной нагрузки конкретного помещения судна, проще говоря – по тому, какие материалы находятся на борту.


Функция обнаружения пожара

Для своевременного обнаружения возгорания на борту применяются системы сигнализации и оповещения. Такие установки состоят из нескольких элементов:

  • датчиков температуры или дыма;
  • узла управления;
  • оповестительных табло и громкоговорителей.

Часто система оповещения связана с установкой пожаротушения. Работа устройства проста: датчики считывают информацию о температуре и задымлении в помещении, отправляют ее на узел управления. Система сравнивает показатели с номинальными. При превышении параметров срабатывают табло и громкоговорители.

Главная пожарная система судна

Вид главной системы определяется в зависимости от классов возможных возгораний и назначения судна. Несколько примеров:

  1. Для пассажирских пароходов нужно выбирать вещество, безопасное для людей. Хорошо подойдут пена или вода.
  2. Для танкеров лучше планировать систему, использующую состав для тушения горючих жидкостей, то есть пену или порошок.
  3. На борту суден, перевозящих технику или ценности, уместным будет использование углекислоты, так как это вещество не вредит имуществу.

Типы и характеристика других систем

Для различных помещений судна предусматриваются системы с различным веществом по составу пожарной нагрузки.


Водяная

Под водяной системой пожаротушения подразумевают пожарные краны на борту судна. Ими оборудуются коридоры и проходы, пассажирские зоны и зоны экипажа на пароходах. Вода эффективна против возгораний класса А. Допускается применение тонкораспыленной воды при тушении горючих жидкостей (В). Комплекс состоит из следующих элементов:

  • трубопровод;
  • вентиль;
  • пожарный рукав;
  • ствол.

Такая система рассчитана на ручную активацию. Как правило, смотанный пожарный шланг находится в специальном шкафу или подсобке. Человек, обнаруживший возгорание, может начать борьбу с огнем. Для этого нужно:

  1. Открыть шкаф.
  2. Размотать рукав по направлению к очагу возгорания.
  3. Открыть вентиль.
  4. Повернуть насадку в открытое положение.

На заметку. Концентрированная струя воды подходит только для тушения твердых материалов (А).

Спринклерная

Относится к автономным системам пожаротушения. Состоит из нескольких элементов:

  • разветвленная магистраль;
  • насадки-распылители (спринклеры) в местах выхода вещества из труб;
  • термозамки.

Действие системы выглядит следующим образом:

  1. В обычном состоянии вода постоянно находится в трубе под напором, а термозамки на спринклерах закрыты.
  2. При повышении температуры в помещении термозамок-колба на спринклере лопается, открывая распылитель.
  3. Вещество поступает из магистрали в зону поражения. Активируются только те оросители, которые находятся в районе очага горения.

У установки есть несколько положительных качеств:

  • термозамки подбираются под необходимую температуру реакции;
  • при задержке активировать ороситель можно, разбив колбу;
  • низкий расход тушащего вещества из-за выборочной активации распылителей.

Тем не менее у системы есть свои негативные стороны:

  • из-за нахождения воды в трубах использовать установку при низких температурах нельзя;
  • система срабатывает довольно медленно, среднее время активации пускового устройства от 5 до 10 минут;
  • спринклерные системы одноразовы, после первого же использования все сработавшие оросители придется заменить.

Дренчерная

Состоит из тех же элементов, что и спринклерная, за двумя небольшими отличиями:

  1. В качестве распылителей используются дренчеры – открытые оросители.
  2. Магистраль чаще всего держат пустой. Допускается подача воды в трубы без напора для более быстрой реакции, но в этом случае дренчеры монтируют головками вверх, чтобы избежать протекания.

Дренчерные системы отличаются от спринклерных в следующих показателях:

  • установка может срабатывать автоматически при наличии дополнительных датчиков, в противном случае происходит ручной запуск;
  • при срабатывании системы вещество подается одновременно через все оросители;
  • скорость срабатывания составляет примерно 5 минут;
  • дренчеры можно применять повторно.

Свой «минус» у системы тоже есть – она использует больше вещества из-за одновременной работы всех оросителей. Однако данное качество можно назвать «плюсом» – именно из-за этой особенности дренчерные установки применяют для создания водной завесы.

Пенная

Тушение пожаров на морских судах чаще всего осуществляется или пеной, или водой. Пена – химическая или механическая – подается к месту возгорания по сухотрубу, как и в случае со спринклерной или дренчерной системой. Это вещество подходит для работы с пожарами классов А, В и С, при этом полностью безопасно для человека.

Часто пенообразователь закачивают в спринклерные магистрали. Из-за безопасности средства его используют в автономном режиме.

Порошковая

Большая часть порошковых составов применяется при возгораниях классов А, В, С и Е. Состав может подаваться по сухотрубам, а может быть представлен в виде модулей пожаротушения. Порошковое вещество универсально в использовании на судне, но опасно для людей. При работе системы загораются предупреждающие табло.

На заметку. Порошковые составы специального назначения используются для тушения металлов (класс D).

Углекислотная

Используется в качестве активного вещества диоксид углерода – газ, быстро охлаждающий окружающую среду и не вредящий имуществу. Установка подходит для тушения пожаров классов А, В, С и Е, но из-за своей способности не вредить имуществу и технике при тушении используется в местах скопления оборудования – радиорубках и капитанских мостиках.

В случае пожара система активируется вручную или автоматически, и углекислота поступает в помещение.

Внимание! Предпочтительнее выбирать ручной пуск установки из-за опасности диоксида углерода для человека. Перед началом работы системы рекомендована полная эвакуация из зоны поражения.

Аэрозольная

Относится к модульным системам. Представляет собой несколько автономно действующих устройств, соединенных в одну сеть. Каждый модуль оснащен встроенным датчиком задымления. Вся система состоит из следующих деталей:

  • генераторы аэрозоля;
  • блок управления;
  • оповестительные табло.

Система действует следующим образом:

  1. Срабатывает детектор задымления, или установка запускается вручную.
  2. Внутри модуля возникает искра, поджигающая аэрозольный заряд, который полностью сгорает, выделяя огнетушащий аэрозоль.
  3. Частицы аэрозоля, попадая в пораженную зону, связывают продукты горения в соединения, прекращая реакцию.

На заметку. Такая установка подходит для тушения пожаров классов А и В. Главный ее недостаток – одноразовость. На борту судна должен быть запас модулей для замены уже использованных.


Система «ЛОХ» для подводных лодок

Система пожаротушения на подводной лодке основана на газе – фреоне. На подлодках используется метод деления судна на отсеки. Газовая среда внутри лодки создается искусственно, поэтому концентрация кислорода в воздухе довольно высока. Хладон при попадании в очаг горения замедляет реакцию за счет связывания продуктов горения со свободными радикалами вещества.

В каждом из отсеков находится ответвление системы ЛОХ, с которой состав можно подать в этот или соседний отсек.


Предупредительные меры

Помимо основных средств защиты от пожара, на борту используются предупредительные меры, к которым относятся:

  • огнеупорные двери и стены;
  • разделение судна на части, каждую из которых можно изолировать в случае пожара;
  • размещение первичных средств пожаротушения;
  • обучение сотрудников мерам пожарной безопасности и борьбе с огнем;
  • патрулирование судна.

Нормы и правила

Все требования к системам пожаротушения на борту собраны в следующих документах:

  1. СОЛАС-74.
  2. «Правила водолазной службы ВМФ».
  3. РД 31.21.44-86.
  4. ГОСТ 648860 Системы пожаротушения судовые.
  5. «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ».
  6. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ.

Выводы

Судовая система пожаротушения монтируется еще в судоремонтном цеху, во время постройки судна. Вещество в установке, а также способ пуска (ручной или автоматический) выбирают исходя из специфики помещения и состава пожарной нагрузки. Правила монтажа, эксплуатации и техосмотра систем регламентированы законом.

Совместно с установкой пожаротушения на борту монтируют систему пожарного оповещения. Ее функция состоит в обнаружении возгорания и предупреждении пассажиров и экипажа об опасности. Автоматические устройства оповещения используются на небольших судах. На крупных кораблях все сигналы отдаются с капитанского мостика.

Системы борьбы с огнем на водном транспорте так же важны, как и в береговых объектах.

Системы пожаротушения на судах, поставляемые компанией «Кронштадт», делятся на два типа в зависимости от их назначения. Это внешние системы пожаротушения для оборудования специальных пожарных судов и береговых установок и внутренние системы, предназначенные для ликвидации пожаров на самом судне.

оборудование пожарных судов, пожарные суда, пожарный буксир, пожарный катер, пожарный монитор, пожарные насосы, пожарные стволы, пенные насосы

инертный газ пожаротушение, пожаротушение азотом, пожаротушение углекислым газом, система газового пожаротушения

спринклерная система пожаротушения на судне, спринклерная автоматическая установка пожаротушения, спринклерная установка водяного пожаротушения

пожаротушение тонкораспыленной водой, пожаротушение трв, трв системы пожаротушения, установка пожаротушения трв, установки пожаротушения тонкораспыленной водой

Оборудование пожарных судов и береговых установок

Внешняя система пожаротушения

Оборудование специализированных пожарных судов и противопожарных береговых установок предназначено для ликвидации пожаров на терпящих бедствие судах, морских платформах и на портовых сооружениях. Их называют внешними системами пожаротушения. В них входят противопожарные системы с гидромониторами и насосами высокого давления, обеспечивающие дальность выброса воды на расстояние до 180 метров, и пенные установки для тушения горящих нефтепродуктов. Таким системами оборудуются спасательные суда, пожарные катера и буксиры, а также стационарные и мобильные береговые установки.

Виды систем пожаротушения на судне

Судовые системы внутреннего пожаротушения предназначены для ликвидации пожаров техническими средствами самого судна. В них входят следующие виды систем пожаротушения на судне:

  • системы водяного пожаротушения на судах;
  • углекислотная система пожаротушения на судне;
  • система пожаротушения азотом;
  • спринклерная система пожаротушения на судне;
  • система аэрозольного пожаротушения на судах.

Система водяного пожаротушения на судне

Система пожаротушения на судах

Система водяного пожаротушения на судах - это пожарные насосы, магистрали, гидранты, комплекты пожарных рукавов и брандспойтов. Эти средства используются экипажем судна или прибывшей на борт спасательной командой.

Стационарные системы пожаротушения на судах

Стационарные системы пожаротушения на судах способны работать в автоматическом режиме.

Углекислотная система пожаротушения и система пожаротушения азотом заполняют объем с очагами возгорания негорючими и не поддерживающими горения газами. Поэтому их называют объемными системами пожаротушения на судах.

Спринкелерная система представляет собой сеть трубопроводов для воды низкого давления с присоединенными к ней спринклерами-форсунками. Каждый спринклер срабатывает независимо от остальных и разбрызгивают воду только над локальными очагами возгорания.

Системы аэрозольного пожаротушения на судах, называемые также установками пожаротушения тонкораспыленной водой (ТРВ), подают воду под высоким давлением, создавая аэрозоли с размерами капель 100 – 150 микрон. Мелкодисперсный аэрозоль легко проникает в труднодоступные места. Кроме того, для тушения пожара той же сложности воды требуется намного меньше, что сводит к минимуму ущерб, причиняемый оборудованию, пассажирам и интерьеру судна.

Компания «Кронштадт» предлагает внешние водяные и пенные системы пожаротушения для любого класса пожарных судов и комплектующие к ним. Внешняя система пожаротушения предназначена для ликвидации возгораний на других судах и морских платформах, на причалах и в порту. Кроме специализированных пожарных судов такие системы могут быть установлены на спасательных и грузовых судах, буксирах и катерах, а также на платформенных и береговых сооружениях и автотрейлерах.

Пожарные катера и буксиры

Пожарный катер

Под пожарные катера и буксиры можно переоборудовать уже построенные суда соответствующего типа посредством установки морских систем пожаротушения.

Пожарные катера обладают высокой скоростью и способны быстро прибыть на место пожара. Как правило, на них устанавливают системы пожаротушения класса FiFi1, так их силовые установки не способны обеспечить более производительные системы, а из-за небольшой массы их будет сложно удержать в заданной позиции при реактивной отдаче мощной струи.

Пожарные буксиры очень маневренны и оснащены мощными двигателями, что делает их незаменимыми при ликвидации возгораний в порту и на морских сооружениях, расположенных недалеко от берега. Для этого на них обычно устанавливают системы пожаротушения средней производительности класса FiFi2.

Оборудование пожарных судов

Пожарные мониторы и стволы

В оборудование крупных пожарных судов входят не только мощные системы пожаротушения, но спасательное и медицинское оборудование, а также средства для эвакуации людей из зоны пожара. Как правило, их проектируют и строят специально для этих задач и устанавливают системы пожаротушения самого высокого класса - FiFi3.

Пожарные мониторы и стволы

Компания «Кронштадт» предлагает пожарные мониторы для систем любого класса с ручным и дистанционным управлением производительностью от 4 000 до 83 000 л/ мин, изготовленные из прочных антикоррозийных материалов, устойчивых к соленой морской воде. Доступен широкий ассортимент конструкций форсунок для решения различных задач. Для тушения локальных очагов пожара предлагаем ручные пожарные стволы любых типов и конфигураций.

Водяные пожарные насосы

Водяные пожарные насосы

Предлагаемые компанией «Кронштадт» пожарные насосы для морских систем пожаротушения рассчитаны на работу с соленой морской водой, имеют небольшой вес и габариты, обладают хорошими характеристиками всасывания (NPSH) и развивают давление, обеспечивающее выброс воды на расстояние до 180 и на высоту до 110 м.

Пенные насосы и дозаторы пены

Дозатор пены

Для тушения нефтепродуктов мы предлагаем пенные насосы под пенообразующие жидкости различной концентрации и вязкости и дозаторы пены - от стандартных индукторов с фиксированной подачей до систем с динамически регулируемым расходом.

Контейнерные, трейлерные и мобильные системы пожаротушения

Контейнерные, трейлерные и мобильные системы пожаротушения - это полностью укомплектованные и протестированные функциональные блоки для использования на судах и береговых территориях. Они имеют небольшой вес, компактные размеры и не требуют сложного монтажа и ввода в эксплуатацию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: