Государственная статистическая отчетность судов и органов юстиции формируется каким органом

Обновлено: 26.04.2024

от 29 декабря 2007 года N 169

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
от 25 июня 2021 года N 124
____________________________________________________________________

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2008 года Инструкцию по ведению судебной статистики.

2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, председателям районных судов организовать изучение и обеспечить исполнение требований настоящей Инструкции.

3. Председателям окружных (флотских) военных судов, председателям гарнизонных военных судов организовать изучение настоящей Инструкции и обеспечить исполнение ее требований в части формирования и представления статистической отчетности о судимости.

4. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации ознакомить службы по обеспечению деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации с настоящим приказом и организовать исполнение Инструкции в части формирования и представления статистической отчетности о деятельности мировых судей.

6. Главному управлению организационно-правового обеспечения деятельности судов (Смертин Л.А.) произвести в срок до 15 января 2008 года рассылку электронной версии настоящей Инструкции.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Перепеченова А.Я.

УТВЕРЖДЕНА
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 29 декабря 2007 года N 169

ИНСТРУКЦИЯ
по ведению судебной статистики

I. Общая часть

1. Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение ведения судебной статистики

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует реализацию функции ведения судебной статистики в системе судов общей юрисдикции: верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, районных судах, участках мировых судей (далее - суды общей юрисдикции) и в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), а также взаимоотношения Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с указанными судами общей юрисдикции и органами по обеспечению деятельности мировых судей по вопросам ведения судебной статистики.

Ведение судебной статистики в военных судах регламентируется Инструкцией по составлению статистических отчетов военных судов, утвержденной приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента - начальником Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 12 февраля 2004 года N 8. Ведение первичного учета в делопроизводстве военных судов осуществляется в соответствии с Руководством по делопроизводству в военных судах, утвержденным приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента - начальником Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 28 ноября 2003 года N 40.

1.2. Целью ведения судебной статистики является обеспечение Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента, его структурных подразделений (включая территориальные органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации), судов общей юрисдикции, иных органов государственной власти данными, необходимыми для осуществления судебно-правовой реформы, законотворческой деятельности, анализа и обобщения судебной практики, организационно-правового обеспечения деятельности судов, обеспечения открытости и прозрачности судебной деятельности для общества.

1.3. Правовой основой осуществления Судебным департаментом и его территориальными органами функции ведения судебной статистики является Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". В соответствии с положениями названного Закона Судебный департамент и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации ведут судебную статистику (соответственно п.12 ч.1 ст.6 "Полномочия Судебного департамента" и п.4 ч.1 ст.14 "Полномочия управления (отдела) Судебного департамента").

1.4. В настоящей Инструкции определены правила формирования статистических отчетов по формам о деятельности судов общей юрисдикции и судимости на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах и на участках мировых судей в соответствии с правилами судебного делопроизводства; отражает порядок формирования первичной статистической отчетности, ее обработки, получение сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

1.5. Порядок и сроки сбора и обработки статистической отчетности устанавливаются Табелем форм статистической отчетности судов общей юрисдикции, утверждаемым ежегодными приказами Судебного департамента (далее - Табель форм статистической отчетности).

Положения Табеля форм статистической отчетности применяются к военным судам только в отношении единых с другими судами общей юрисдикции форм статистической отчетности.

1.6. Организационно-методическое руководство ведением судебной статистики осуществляет отдел судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента (далее - отдел судебной статистики), деятельность которого регламентируется Положением об отделе.

1.7. Отделом судебной статистики осуществляется разработка и совершенствование проектов форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и состоянии судимости, а также документов первичного статистического учета; организационно-методическое обеспечение ведения судебной статистики, ее развитие и взаимодействие с другими государственными информационными ресурсами; совершенствование аналитической деятельности на основании данных судебной статистики; координация деятельности территориальных органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в области ведения судебной статистики.

1.8. Сбор и обработка данных судебной статистики в системе Судебного департамента производится в автоматизированном режиме с использованием программного изделия "Судебная статистика" подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - ПИ "Судебная статистика"). Для работы с использованием специализированногр программного обеспечения необходимо руководствоваться Регламентом и Инструкцией пользователя, обязательными для применения в целях обеспечения единой технологической дисциплины.

Все указанные нормативно-технологические документы в актуальном состоянии помещаются на FТР-сервер Судебного департамента.

1.9. Программно-информационная поддержка территориальных органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и судов общей юрисдикции по вопросам ведения судебной статистики осуществляется путем размещения методических материалов и обновления настроек информационного обеспечения ПИ "Судебная статистика" в папке отдела судебной статистики "Stat", расположенной на FTP-сервере Судебного департамента.

1.11. В папке "Stat" в файле "Inf.xls" в хронологическом порядке размещается информация обо всех находящихся в ней документах, сообщаются пути доступа к ним.

1.12. Просмотр содержимого папки "Stat" отдела судебной статистики и копирование новой информации и обновлений программного обеспечения по судебной статистике и программных шаблонов работниками, ведущими судебную статистику в территориальных органах Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (далее - областные и равные им суды), должны производиться не реже 1 раза в неделю.

1.13. Формирование статистической отчетности осуществляется на основе документов первичного статистического учета судебного делопроизводства, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем судебного делопроизводства по правилам, определенным настоящей Инструкцией, и в соответствии с Регламентом расчета форм статистической отчетности по судебной статистике.

1.14. Использование автоматизированных технологий судебного делопроизводства должно обеспечивать единые алгоритмы формирования статистической отчетности и выгрузку данных в программные шаблоны форм, утверждаемые Судебным департаментом.

1.15. Централизованное сопровождение информационного обеспечения ПИ "Судебная статистика" осуществляется отделом судебной статистики в соответствии с Регламентом применения ПИ "Судебная статистика" и состоит в модификации справочников согласно изменениям в законодательстве Российской Федерации и подготовке программных шаблонов утвержденных статистических форм.

1.16. Специалисты по судебной статистике в территориальных органах Судебного департамента в субъектах Российской Федерации несут ответственность за поддержание в актуальном состоянии информационного обеспечения программного комплекса (справочников) и программных шаблонов.

2. Виды статистической отчетности. Структура форм статистической отчетности о деятельности судов и судимости

2.1. Статистическая отчетность о деятельности судов общей юрисдикции и судимости подразделяется на:

1) текущую - вводится на неограниченный срок с определенной периодичностью представления в течение года. Она подразделяется на регламентную, представляющую собой полный набор утвержденных форм, составляемых по итогам полугодия и года, а также оперативную отчетность, формируемую ежеквартально нарастающим итогом;

Регламентная статистическая отчетность на 2007 год включает в себя статистические отчеты о деятельности судов формы: N 1, N 1-АП, N 2, N 4; N 6-бМС, N 7-бМС; N 6, N 7; N 8, N 9 и о судимости формы: N 6-МВ-НОН, N 10.1, N 10.2, N 10.3, N 10-а, N 11, N 11-а, N 12 (приказ Судебного департамента от 20 апреля 2007 года N 46 "Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности").

Форма N 01 - Оперативная отчетность о деятельности судов. Представляется только в электронном виде.

2) единовременную - вводится на ограниченный период времени, который указывается в приказе, утверждающем эту отчетность.

К данному виду отчетности относится форма N 1-а "Отчет о работе судов по применению постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии".

2.2. Все формы статистической отчетности о деятельности судов и судимости на бумажном носителе имеют следующие обязательные составные части: заголовочная, адресная, содержательная, оформительская. На титульном листе отчета размещаются заголовочная и адресные части.

Заголовочная часть - включает название формы; номер формы; номер приказа, которым утверждена форма; периодичность и сроки ее представления.

Адресная часть - включает наименование структурного подразделения, в адрес которого должен представляться отчет; наименование органа, представляющего отчет.

Содержательная часть - включает показатели, характеризующие те или иные направления деятельности; состоит из одного или более пронумерованных и озаглавленных разделов и размещается на одном или нескольких листах. Каждый раздел представляет собой таблицу, имеющую два уровня расположения сведений: горизонтальный - строки (строка) и вертикальный - графы (графа). В ячейки таблицы вносятся цифровые показатели в целых числах.

Оформительская часть - содержит наименование должностей, Ф.И.О. и подписи руководителя, утвердившего отчет, и исполнителя (лица, составившего отчет); дату утверждения отчета; его исходящий номер, номер телефона и адрес электронной почты исполнителя.

Электронные формы статистической отчетности о деятельности судов и судимости являются файлами формата книги Excel.

3. Порядок подготовки проектов форм статистической отчетности

3.1. Отдел судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента с учетом изменения действующего законодательства и практической необходимости, а также с учетом предложений Верховного Суда Российской Федерации разрабатывает и представляет Генеральному директору Судебного департамента в установленном порядке проекты форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и состоянии судимости.

3.2. Территориальные органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, областные и равные им суды могут направлять в отдел судебной статистики свои предложения о внесении изменений и дополнений в действующие формы статистической отчетности в срок до 30 ноября текущего года.

3.3. В случае необходимости при введении новых форм ведомственной статистической отчетности и включении в действующие формы ведомственной статистической отчетности новых статистических показателей одновременно вносятся соответствующие изменения в документы первичного учета.

3.4. Вышеназванные проекты форм перед утверждением согласовываются с Верховным Судом Российской Федерации.

3.5. Произвольное изменение форм статистической отчетности, утвержденных приказом Судебного департамента, а также истребование по запросам руководителей структурных подразделений не утвержденной в установленном порядке статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости из территориальных органов без согласования с отделом судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента не допускается.

4. Методические рекомендации по заполнению форм статистической отчетности о деятельности судов и судимости

4.1. При внесении изменений и дополнений в действующие формы статистической отчетности или при утверждении новых форм статистической отчетности отделом судебной статистики одновременно разрабатываются методические рекомендации по их заполнению. Данные рекомендации в электронном виде размещаются отделом судебной статистики на FТР-сервере Судебного департамента.

4.2. Территориальные органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и областные и равные им суды могут направлять в отдел судебной статистики свои предложения о внесении изменений и дополнений в содержание методических рекомендаций по заполнению форм статистической отчетности и настоящей Инструкции, а также разрабатывать для судов общей юрисдикции методические рекомендации по ведению судебной статистики, содержащие обобщение практики работы судов и анализ допущенных ими ошибок при составлении статистической отчетности.

5. Организация ведения первичного статистического учета

5.1. Основой формирования статистических отчетов о деятельности судов общей юрисдикции являются учетно-статистические карточки и журналы, утвержденные инструкциями по судебному делопроизводству, или базы данных в автоматизированном судебном делопроизводстве. В этой связи председателями судов возлагаются обязанности по организации ведения первичного статистического учета в рамках судебного делопроизводства на конкретных работников аппаратов судов в соответствии с приказом о распределении обязанностей, которые несут ответственность по составлению первичных статистических отчетов.

5. Организация ведения первичного статистического учета

5.1. Основой формирования статистических отчетов о деятельности судов общей юрисдикции являются учетно-статистические карточки и журналы, утвержденные инструкциями по судебному делопроизводству , или базы данных в автоматизированном судебном делопроизводстве. В этой связи председателями судов возлагаются обязанности по организации ведения первичного статистического учета в рамках судебного делопроизводства на конкретных работников аппаратов судов в соответствии с приказом о распределении обязанностей, которые несут ответственность по составлению первичных статистических отчетов.

Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденная Приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. N 161 (с изм. и доп.), и Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная Приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 (с изм. и доп.).

5.2. Мировые судьи при ведении судебного делопроизводства должны руководствоваться документами первичного статистического учета дел по первой инстанции, утвержденными для районных судов за исключением показателей документов первичного учета, которые обеспечивают отражение характеристик по делам, не относящимся к подсудности мировых судей.

5.3. Руководитель территориального органа Судебного департамента по согласованию с органом в субъекте Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей устанавливает порядок организации ведения судебной статистики на участках мировых судей в соответствии с действующими в субъекте Российской Федерации законодательством и принятыми нормативными актами, регулирующими организационно-правовое обеспечение мировых судей.

5.4. Утвержденная статистическая отчетность о деятельности мировых судей на уровне субъекта Российской Федерации представляется по каждому судебному участку.

5.5. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, как и в случае его временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) и возложении постановлением председателя соответствующего районного суда исполнения его обязанностей на мирового судью другого судебного участка того же судебного района все поступающие уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях продолжают регистрироваться в соответствии с их подсудностью на судебном участке отсутствующего мирового судьи.

5.6. Все документы первичного учета в судебном делопроизводстве, а также дела после рассмотрения хранятся на этом участке и не передаются на участок заменяющего судьи. При этом в учетно-статистических карточках указывается фамилия, имя, отчество мирового судьи, на которого возложено исполнение обязанности рассмотрения поступивших дел взамен отсутствующего мирового судьи. Для учета числа дел, рассмотренных каждым мировым судьей, в субъекте Российской Федерации составляются статистические таблицы, где указывается: сколько дел рассмотрено им по различным судебным участкам, а также количество отмененных и измененных судебных решений по каждому мировому судье согласно данным районных судов.

5.7. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления статистической информации, а также за соблюдение логического и формального контроля данных, сопоставление их с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода несут председатели областных и равных им судов, районных судов, мировые судьи, начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также лица, на которых возложены обязанности по организации ведения судебной статистики и составлению отдельных отчетов. Указанные лица подписывают статистические отчеты.

6. Порядок представления статистической отчетности в судах

общей юрисдикции и системе Судебного департамента

6.1. Регламентная статистическая отчетность представляется в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде на электронных бланках. Отчеты на бумажных бланках должны иметь формат A4 и являться распечаткой электронной копии отчета.

6.2. Отчеты на бумажном носителе направляются по почтовым каналам связи, а электронные формы отчетности - на электронных бланках, подготовленных с использованием программных шаблонов по электронной почте на установленные адреса .

6.4. Документы первичной статистической отчетности о работе судов на бумажном носителе составляются в двух экземплярах, подписываются лицом, ответственным за составление отчета, и председателем суда (мировым судьей). Сводные формы статистической отчетности подписываются специалистом по статистике территориального органа Судебного департамента, ответственным за сбор и обработку статистических данных, поступающих из районных судов или участков мировых судей, и начальником (заместителем начальника) управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

6.5. Статистические документы регистрируются, пересылаются и хранятся по действующим правилам делопроизводства.

6.6. Первые экземпляры документов первичной статистической отчетности районными судами направляются в соответствующие управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, мировыми судьями в соответствии с установленным в соглашении между территориальным органом Судебного департамента и органом субъекта Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей порядком - в управления (отделы) Судебного департамента или вышеназванные органы. Вторые экземпляры этих документов остаются у составителей и хранятся в специальных нарядах.

6.7. Первые экземпляры сводных отчетов о деятельности судов и судимости по районным судам, мировым судьям, составленные территориальными органами Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, и первичной статистической отчетности областных и равных им судов направляются в Судебный департамент , вторые экземпляры этих документов остаются у составителей и хранятся в специальных нарядах.

Областные и равные им суды для формирования единой базы данных судебной статистики по субъекту Российской Федерации направляют копии всех отчетов суда как в электронном виде, так и на бумажном носителе, в соответствующий территориальный орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации после принятия их Судебным департаментом.

6.8. Впервые представляемые в отчетном периоде статистические отчеты, оформленные согласно требованиям п. 1.2.2 настоящей Инструкции, представляются без сопроводительного письма с указанием на бланках исходящего номера и даты.

6.9. Сопроводительное письмо к отчету прилагается только в тех случаях, когда требуется внести какие-либо пояснения к статистической информации, в том числе при повторном направлении отчетности после устранения выявленных недостатков.

6.11. Статистическая информация, представляемая в Судебный департамент и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации в электронном виде, должна удовлетворять следующим требованиям: идентичность статистической информации, представляемой отчитывающимися субъектами в электронном виде, информации на бумажном носителе; соблюдение установленного формата, структуры, имен файлов и их архивов, содержащих статистическую отчетность, а также направление информации на установленные электронные адреса.

6.12. При невыполнении требований, указанных в п. 1.6.11 настоящей Инструкции, статистическая отчетность в электронном виде считается непредставленной.

6.13. Хранение статистических отчетов на бумажном носителе производится в специально созданных нарядах с соответствующими сроками хранения .

Сроки хранения определены в Перечне документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Судебного департамента от 1 июня 2007 г. N 70 "Об утверждении Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения".

6.14. Статистическая отчетность и базы данных документов статистического учета по судимости в электронном виде за полугодие и год хранятся в судах общей юрисдикции и территориальных органах Судебного департамента в субъектах Российской Федерации на внешних электронных носителях с копиями версий программного обеспечения, на которых они были созданы.

6.15. Сведения в формы статистической отчетности вносятся нарастающим итогом с начала отчетного периода, если иное не указано в бланке формы статистической отчетности. В этой связи остатки нерассмотренных дел и других материалов на начало отчетного периода должны быть неизменны в отчетах за полугодовой и годовой период одного года.

6.16. В отчетах остатки нерассмотренных дел и других материалов на начало отчетного периода приводятся по состоянию на 1 число месяца текущего отчетного периода . Остатки на конец отчетного периода указываются по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетными периодами являются: первый квартал года - с 1 января по 31 марта, полугодовой - с 1 января по 30 июня, три квартала года - с 1 января по 30 сентября, годовой - 1 января по 31 декабря.

6.17. В остаток находящихся в производстве дел, не рассмотренных на конец отчетного периода, включаются и дела, производство по которым на конец отчетного периода приостановлено.

6.18. При заполнении показателей разделов "Движение дел" форм о деятельности судов общей юрисдикции используются: данные дел по массивам, не оконченным производством на начало отчетного периода, и по делам, поступившим за отчетный период, которые должны равняться данным по делам, оконченным производством по состоянию на отчетную дату, и остатку неоконченных дел на конец отчетного периода .

Формы: N 1, N 1-АП, N 2, N 4; N 6-бМС, N 7-бМС; N 6, N 7; N 8, N 9.

В сумме каждая из этих пар слагаемых представляет общее число дел, находившихся в производстве суда за отчетный период.

6.19. В случаях отсутствия статистических данных по какой-либо форме статистической отчетности в обязательном порядке направляется отчет по утвержденной форме с нулевыми значениями показателей (незаполненный).

6.20. Контрольным сроком представления статистического отчета считается день, указанный в бланке соответствующей формы отчетности. Если контрольный срок представления отчета приходится на выходные (праздничные) дни, то он переносится на следующий после выходного (праздничного) рабочий день.

6.21. Судебный департамент в целях обеспечения достоверности представленной статистической отчетности запрашивает копии необходимых судебных постановлений (п. 1 ч. 2 ст. 6 "Полномочия Судебного департамента" Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации").

6.22. Представлением недостоверной статистической информации считается неправильное отражение отчетных статистических данных в формах статистического наблюдения вследствие нарушения установленных в программных шаблонах контрольных соотношений, содержащих формально-логический и логико-юридический обязательный контроль корректности статистической информации.

6.23. Предоставление статистической отчетности с нарушением информационных контрольных соотношений не является недостоверной отчетностью в случае подтверждения этих сведений со ссылкой на реквизиты судебных постановлений.

6.25. В случае обнаружения недостоверных сведений в отчетах областных и равных им судов работникам этих судов, ответственным за ведение судебной статистики, необходимо сделать соответствующие изменения как в электронном виде, так и на бумажном носителе, и представить в отдел судебной статистики как в электронном виде, так и на бумажном носителе, с соответствующим сопроводительным письмом.

6.26. В случае необходимости внесения изменений в ранее присланные статистические отчеты до момента выдачи обобщенных данных по Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации направляются:

на бумажном носителе - исправленный отчет с сопроводительным письмом, в котором указывается, что ранее присланный подлежит замене. При этом на отчете в правом углу делается пометка "На замену ранее направленного от (дата) за номером".

6.27. Решение о внесении изменений в обобщенные данные по Российской Федерации (после выдачи сводных отчетов Верховному Суду Российской Федерации) принимается начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента по просьбе, изложенной в письмах руководителей территориальных органов Судебного департамента или председателей областных и равных им судов.

Статистическая отчетность органов МВД, прокуратуры и судов представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.

Формирование статистической отчетности по преступности осуществляется, как уже упоминалось, учетно-регистрационными подразделениями (информационными центрами МВД, ГУВД, УВДТ) МВД России.

Формирование статистической отчетности производится путем включения в статистические отчеты всех взятых на централизованный учет преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.

ГИЦ МВД России формирует статистическую отчетность о преступности в стране по преступлениям, расследуемым органами прокуратуры (в том числе и военной), МВД, ФСКН и ФТС России.

Статистическую отчетность по делам, расследуемым следователями и дознавателями системы органов федеральной службы безопасности, формирует ФСБ России.

Районные суды общей юрисдикции осуществляют статистический учет преступлений и лиц, их совершивших, по уголовным делам, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (дела частного обвинения - ст. 115, 116 , ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК).

Постановлением Госкомстата России 20 апреля 2000 г. № 31 «Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений» (№ 1-Е) утверждены и введены в действие следующие формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым не централизованы в органах государственной статистики (полугодовые с отчета за первое полугодие 2000 г.), касающиеся правоохранительных органов:

Отчет о следственной работе (№ 1-Е) - представляется районными, городскими прокуратурами, следственными подразделениями, ГРОВД, органами ФСКН России. Он включает показатели, которые сгруппированы в 12 разделов. Из них можно узнать о: оконченных следователями и органами дознания делах без повторных по видам преступлений; о работе следственного аппарата и органов дознания МВД (с повторными делами); о сроках расследования; о делах по преступлениям несовершеннолетних и при их соучастии (без повторных); о дополнительном расследовании; и его результатах дополнительного расследования дел (с повторными); о количестве задержанных подозреваемых в совершении преступлений; об основаниях прекращения дел (без повторно прекращенных).

Отчет о следственной работе таможенных органов (№ 1-Е (ФТС) - представляется таможенными прокурорами, начальниками таможен и региональных таможенных управлений - включает два раздела:

раздел 13. Дела органов дознания Федеральной таможенной службы России (без повторных по видам преступлений);

раздел 14. Работа органов дознания Федеральной таможенной службы России (с повторными делами).

Отчет о следственной работе органов безопасности (№ 1-Е (ФСБ) - представляется начальниками территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, прокурорами субъектов РФ и военными прокурорами. Содержит два раздела:

раздел 15. Оконченные следователями Федеральной службы безопасности РФ дела (без повторных по видам преступлений);

раздел 16. Работа следственного аппарата и органов дознания Федеральной службы безопасности РФ (с повторными делами).

Ряд отчетов носят внутриведомственный характер. Так, в органах внутренних дел введены следующие отчеты:

o оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений - форма 1 -А. Этот отчет телеграфный месячный представляют МВД, ГУВД, УВДТ в ГИЦ МВД России к 4-5-му числу месяца, следующего после отчетного периода;

В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и другие формы отчетности, отражающие различные стороны их деятельности.

Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей своими показателями деятельность судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности 1 . Именно по этой причине отчетность районного суда - самая подробная по сравнению с отчетностью апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Районные суды представляют статистические отчеты в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Федерации по следующим основным формам:

форма № 1 - отчет о работе судов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению уголовных дел;

форма № 1-АП - отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;

форма № 2 - отчет о работе судов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению гражданских дел;

форма № 4 - отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений.

Эти отчеты содержат такие показатели, по которым можно судить не только о количестве и характере судебных дел, рассмотренных судами, но и об оперативности правосудия, профилактической работе судей, суммах материального ущерба от преступлений и т.д.

Областные (краевые, городские, автономных областей, окружные) суды также составляют статистические отчеты, в частности по следующим формам:

форма № 1 и форма № 2 - отчеты, аналогичные отчетам по этим формам районных судов, т.е. отчеты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции;

форма № 6 - отчет о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел;

форма № 7 - отчет о работе по рассмотрению гражданских кассационных дел;

форма № 8 - отчет о работе по рассмотрению уголовных надзорных дел;

форма № 9 - отчет о работе по рассмотрению гражданских надзорных дел.

Название статистических отчетов раскрывает их содержание.

Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ составляет отчеты по аналогичным формам, что и нижестоящие суды, с той лишь разницей, что отчеты по формам № 8 и № 9 составляются раздельно о работе: а) Судебной коллегии по уголовным делам по первой и кассационной инстанции, б) Кассационной палатой; в) Судебной коллегией по гражданским делам по первой инстанции и в кассационном порядке; г) Кассационной палатой; д) Президиума в порядке надзора.

Ведение судебной статистики в судах общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ[7] Он осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краев и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов всех инстанций в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия. На Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его подразделения - управления (отделы) на местах возложена разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, ведение их статистического и персонального учета, делопроизводства и работы архива, а также ведение судебной статистики. При составлении сводного статистического отчета указанные подразделения Судебного департамента взаимодействуют с соответствующими управлениями (отделами) органов юстиции.

В арбитражных судах РФ организация учета и статистической отчетности возложена на организационно-контрольное управление и пресс-службу ВАС РФ.

Статистическая отчетность органов юстиции (нотариальных контор, загсов, коллегии адвокатов и судебно-экспертных учреждений) так же, как и отчетность судов предназначена для анализа состояния деятельности этих органов.

В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: признаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, могут соотноситься и изучаться в любом сочетании.

Статистическая отчетность формируется на основе документов первичного учета, журнальных учетов, протоколов, рапортов, статистических отчетов подчиненных подразделений, а также иных документированных источников.

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших. Он осуществляется в соответствии с Инструкцией о едином учете преступлений, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФКСН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/ 1021/253/780/353/399. Учет преступлений органами внутренних дел охватывает 95 % криминальных проявлений и дает довольно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.

Учетные документыслужат для сбора и систематизации сведений об объектах учета, подлежащих отражению в статистической отчетности.

Учетными документами являются статистические карточки, журналы учета, талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета.

Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек).Для обеспечения формирования государственных и ведомственных статистических показателей (статистического учета) используются следующие статистические карточки (или документы первичного учета):

- на выявленное преступлений (форма № 1);

- о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

- на лицо, совершившее преступлений (форма № 2);

- о движении уголовного дела (форма № 3);

- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);

- о потерпевшем (форма № 5);

- о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма № 6);

- приложение к статистической карточке формы № 6 на преступление по делу частного обвинения.

Реквизиты статистических карточек (за исключением статистической карточки формы № 6) с письменного согласия надзирающего прокурора могут быть расширены ИЦ дополнительными показателями для отражения специфики субъектов учета.

Приложение к статистической карточке формы № 6 представляет собой выборку показателей из статистических карточек форм №№ 1,1.1,2,5, необходимых для заполнения судьей в случае вынесения обвинительного приговора, вступившего в законную силу, по уголовным деоам частного обвинения, принятым судьей по заявлениям потерпевших или их законных представителей.

В информационных центрах на основе карточек ведутся по каждому району, городу контрольные журналы учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. На основе обработанных карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности о преступности.

Эффективность любой деятельности существенно зависит от качественно-количественных показателей ее информационного обеспечения и быстроты их получения. Поэтому проблеме информатизации различных аспектов правовой деятельности ныне уделяется самое серьезное внимание. Средства быстродействующей вычислительной техники, связи и информатики используются в правотворческой, правоприменительной и правоохранной деятельности.

В компьютеризации правовой деятельности можно условно выделить три группы автоматизированных информационных систем:

- нормативных актов, включающих в себя банки законодательных, правительственных и ведомственных актов, решения Конституционного суда, постановления пленума Верховного суда;

- обеспечивающих оперативно-разыскную деятельность, расследование преступлений, охрану общественного порядка, где в банках данных криминального учета лиц отражены сведения о владельцах оружия и автотранспорта, лиц, разыскиваемых и без вести пропавших, единицах разыскного оружия и т.д.;

- регистрации учета преступлений, лиц, их совершивших, осужденных, заключенных, иной статистической информации о деятельности правоохранительных органов, судов и других юридических учреждений.

Все эти системы тесно связаны между собой. Они могут формировать свою единую информационно-вычислительную сеть органов внутренних дел.

В настоящее время в России идет создание единой системы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел и правоохранительных органов в целом. В МВД внедрено несколько сотен локальных вычислительных сетей и территориально распределенных информационных систем. Создано нескольео тысяч автоматизированных рабочих мест.

Компьтеризация органов внутренних дел внесла коррективы и в обработку статистической информации. Вся технология заполнения и представления документов первичного учета проработана с учетом возможностей их дальнейшей автоматизированной обработки. Ныне учет преступлений и лиц, их совершивших, может осуществляться в учетно-регистрационных подразделениях с использованием средств вычислительной техники и связи. В этом случае показатели документов первичного учета переносятся на магнитные носители с последующей распечаткой введенных данных в форме соответствующих статистических карточек. Документы первичного учета на магнитных носителях немедленно пересылаются для обработки и хранения в информационно-вычислительные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, округов (субъектов федерации).

Открытость статистических сведений о преступности и судимости и их систематическая публикация позволяет широко использовать методы правовой статистики для анализа актуальных криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, пенитенциарных, административно-правовых и иных проблем борьбы с преступностью и правоохранительной деятельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: