Государственная система правовой информации гспи особенности принципы построения ключевые элементы

Обновлено: 26.04.2024

Государственная система реализации государственной политики в области правовой информатизации представляет собой многоуровневую структуру, в состав которой входят организации системы Федеральной службы охраны Российской Федерации:

центры специальной связи и информации;

научно-технический центр правовой информации «Система»;

публичные центры правовой информации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. N 1013 (в ред. 23 декабря 2008 г.) осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере возложено на Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО России), которая обеспечивает Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также государственные органы правовой информацией.

Построение общенациональной системы правовой информации осуществляется на основе высших достижений науки и техники, интеграции действующих средств коммуникации и связи, а также сопряжения различных отечественных систем правовой информации, поэтому функция реализации программы правовой информатизации и координатора всех работ по правовой информатизации возложена на ФСО России, которая обладает мощным научно-техническим потенциалом в сочетании с развитыми средствами коммуникации.

1.Центры специальной связи и информации ФСО России функционируют во всех субъектах Российской Федерации и обеспечивают в соответствии с Указом Президента РФ от 22 марта 2005 г. N 329 организацию создания региональных центров правовой информации и эталонного банка данных правовой информации, необходимых для реализации правовой политики и правового обеспечения осуществляемых в Российской Федерации реформ.

2.При формировании общенациональной системы правовой информации привлекается федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-технический центр правовой информации "Система" (НТЦ «Система»), входящее в систему ФСО России.

На НТЦ "Система" с целью обеспечения целостности и непротиворечивости баз данных, входящих в эталонный банк данных, возлагается обязанность по:

организации приема и ввода поступающих нормативных актов;

формированию эталонного банка данных правовой информации;

созданию центрального узла системы правовой информации,

организации оперативного обслуживания и поддержки эталонного банка данных правовой информации.

НТЦ "Система" включена в перечень организаций, которым в обязательном порядке направляются акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Методическое руководство НТЦ "Система" и координация планов и работ по реализации программы правовой информатизации России осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

3.Первичной организационной структурой, обеспечивающей возможность ознакомления с достоверной правовой информацией, являются публичные центры правовой информации (ПЦПИ) – пункты свободного бесплатного доступа граждан к правовой информации в электронном виде.

Цель создания центров правовой информации – создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий.

Основные задачи центра:

развитие правовой культуры граждан;

удовлетворение потребностей в правовой информации различных категорий пользователей;

обеспечение свободного доступа пользователей к общедоступной правовой информации на печатных и электронных носителях;

организация сбора, хранения, обновления и распространения правовой информации, развитие сферы информационно-правовых услуг;

организация и осуществление поиска информации по запросам пользователей в локальном и удаленном режимах;

актуализация и пополнение информационно-правовых ресурсов за счет собственных фондов и баз данных;

разработка документов регламентирующих деятельность библиотек республики в области формирования и использования информационно-правовых ресурсов;

координация работы библиотек по формированию и использованию информационно-правовых ресурсов.

В настоящее время информационно-правовые системы ФСО России («Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации») установлены и поддерживаются более чем в 4200 публичных центрах правовой информации во всех регионах страны. Объём информационно-правовых фондов составляет 1 625 397 документов. Названные системы носят исключительно официальный характер, все пункты подключения работают на основании многостороннего акта установки, получением регистрационного номера в ФСО России и последующим поддержанием актуальности используемого информационно-правового фонда. Подобные центры созданы и успешно функционируют сегодня на базе практически всех федеральных и региональных библиотек и большинства библиотек муниципалитетов I уровня, органов государственной власти, средств массовой коммуникации, воинских частях, в учебных заведений, общеобразовательных школ, почтовых отделений ФГУП «Почта России» (136).

Обеспечение доступа населения к правовой информации через сеть ПЦПИ стало неотъемлемой составной частью государственной системы распространения правовых актов в электронном виде, функционирование которой поддерживает ФСО России. Весь информационно-правовой фонд в полном объеме доступен всем пользователям публичных центров правовой информации.

Создание центров правовой информации осуществляется ФСО России и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и ФГУП «Почта России» в рамках реализации Программы создания общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек.

В деятельности ПЦПИ особой популярностью пользуются общественные приемные. В процессе их деятельности происходит не только консультирование граждан по интересующим их юридическим вопросам, но и проводятся комплексные акции по актуальным темам, в ходе которых представители власти ведут разъяснительную работу с населением, отвечают на вопросы, совместно обсуждают проблемы жизнеобеспечения регионов, различные аспекты законодательного процесса. ПЦПИ сегодня становятся реальными общественными пунктами доступа граждан к официальной информации и имеют в будущем перспективу преобразования в центры общественного доступа получения публичных услуг в электронном виде.

Основные направления развития Государственной системы правовой информации

Волков А.А., ФСО России

Основные направления развития Государственной системы правовой информации

Позиция ФСО России в том, что на ближайшее десятилетие мы ставим перед собой задачу по развитию Государственной системы правовой информации (ГСПИ). Именно так сформулировано мероприятие в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Исполнителем мероприятия, как уже отмечалось, определена ФСО России.

На наш взгляд, ГСПИ будет состоять из набора функциональных подсистем, каждая из которых будет представлять собой сложную самостоятельную систему, функционирующую по единым нормативно-организационным и технологическим принципам, а именно, подсистем:

информационно-правого обеспечения правотворческого процесса органов государственной власти различных уровней;

официального опубликования правовых актов в электронном виде;

ведения банков правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления на технологической основе ИПС «Законодательство России»;

хранения правовой информации в электронном виде;

доступа к официальной правовой информации.

ГСПИ может быть условно централизованной и иметь два уровня управления:

федеральный, объединяющий системы правовой информации федеральных органов государственной и исполнительной власти,

региональный, объединяющий типовые системы правовой информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации с входящими в каждый субъект органами местного самоуправления.

Для разработки каждой из подсистем есть свои реальные предпосылки, которые сами по себе являются предметом для обсуждения и детального анализа. Очень кратко рассмотрим эти подсистемы.

Подсистема информационно-правового обеспечения правотворческого процесса органов государственной власти различных уровней.

На наш взгляд, создаваемые средства информационно-правового обеспечения правотворческого процесса должны в себя включать:

средства интеграции в электронный документооборот, обеспечивающий участникам правотворческого процесса возможность коллективной работы над проектами правовых актов, быстрого поиска необходимых документов, контроля за прохождением проектов правовых актов;

программные средства, позволяющие вести сравнительный анализ нормативных правовых актов разного уровня;

в перспективе - программные средства экспертных систем, позволяющие комплексно оценивать актуальность и непротиворечивость проекта правового акта в процессе его подготовки;

массивы правовых документов, необходимых участникам правотворческого процесса для принятия и реализации нормативных актов;

развитые средства телекоммуникаций, обеспечивающие прямой доступ к информационно-правовым ресурсам всех участников правотворчества на каждой стадии процесса;

средства комплексной информационной безопасности.

Следует отметить, что в 2010 году был завершен ряд проведенных по заказу ФСО России ОКР по созданию первой очереди перечисленных средств в интересах Аппарата Правительства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и органов государственной власти регионов страны. Мы намерены приступить в ближайшее время к их практическому внедрению.

Создание системы официального опубликования правовых актов в электронном виде.

Идея официального опубликования правовых актов в электронном виде не нова. Начиная с 1998 года, по нашей инициативе она проходила «обкатку» публичностью. И надо признать, что в тех технологических условиях вряд ли была бы успешно реализуема. В 2008 году эта идея по заказу ФСО России была научно проработана, сформулирована и обоснована творческим коллективом под руководством В.Б. Исакова и И.Л. Бачило в рамках НИР «Официоз».

В самом сжатом виде идея выглядит следующим образом.

Должна создаваться единая система, охватывающая официально публикуемые правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных государственных органов, на территории всей страны. Конечный состав участников (субъектов) системы будет насчитывать десятки тысяч абонентов и охватывать вертикаль власти от Президента Российской Федерации до руководителя муниципального образования.

Создание этой системы позволит обеспечить официальное электронное опубликование всех видов правовых актов в соответствии с едиными требованиями, а также обеспечить беспрепятственный доступ юридических и физических лиц к любому правовому акту независимо от места нахождения пользователя, уровня и формы искомого правового акта.

На наш взгляд, в системе электронного опубликования должны быть реализованы самые жесткие требования по обеспечению достоверности публикуемых документов, а также по обеспечению комплексной информационной безопасности. ФСО России намерена применять максимально возможные средства и технологии в данных вопросах.

И это только организационно-техническая сторона вопроса. В отдельной плоскости лежат вопросы организационно-правового характера. Поэтому одна из важнейших и масштабных задач заключается в том, чтобы определить направления формирования правовой базы, т.е. разграничить предметы правового регулирования, определить их содержание и правовую форму регулирования соответствующих отношений.

Естественно, реализация этих предложений выходит далеко за рамки компетенции ФСО России, но в данном случае именно ФСО России выступает инициатором изложенных изменений, затрагивающих вплотную как систему государственного управления, так и взаимоотношения между государством и обществом.

Следует отметить, что озвученная идея давно уже выскочила за рамки ФСО России и работавшего над НИР творческого коллектива. Более того, она уже овладевает умами региональных властей. Как часто уже бывало, регионы не ждут импульсов от федерального центра и на свое разумение двигаются в данном вопросе.

Задача центра, на наш взгляд – дать органам власти типовые организационно-правовые механизмы и единые технологический и технический инструментарии.

Посему нами начато движение одновременно по трем направлениям:

проведение соответствующей ОКР;

отработка с применением имеющихся технологий обеспечения информационной безопасности практических мероприятий по официальному опубликованию в электронном виде правовых актов Президента Российской Федерации;

практическая отработка аналогичных технологий в Ленинградской области.

Основное предназначение подсистемы ведения банков правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и подсистемы хранения правовой информации в электронном виде состоит в:

обеспечении единых технологий ведения эталонных банков органов государственной власти и местного самоуправления силами самих этих органов;

обеспечении гарантированного хранения официальных правовых актов в электронном виде (включая правовые акты федерального уровня ограниченного доступа), комментариев к ним;

обеспечении надежного хранения правовой информации в электронном виде продолжительностью не менее 50 лет;

обеспечении устойчивого функционирования дублирующего узла правовой информации и инфраструктуры государственного хранилища официальной правовой информации в электронном виде, в том числе в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях.

И, наконец, подсистема доступа к официальной правовой информации должна стать единым объединяющим инструментом в рамках ГСПИ.

Наиболее перспективным и динамично развивающимся способом публичного доступа к информации является Интернет. Мы считаем, что необходимое объединение информационно-правовых ресурсов и сервисов федерального, регионального и местного уровня, негосударственного сектора, а также информации о них возможно через Официальный интернет-портал правовой информации.

Официальный интернет-портал правовой информации призван обеспечивать:

оперативный широкий и безусловно свободный доступ к государственным информационно-правовым ресурсам, а также доступ к иным информационно-правовым ресурсам;

реализацию основного способа доступа к системе официального опубликования в электронном виде;

оперативное оповещение о событиях в сфере права и в области правовой информатизации России;

возможность обратной связи с пользовательской аудиторией посредством использования интерактивных сервисов;

возможности создания, хранения и управления сайтами заинтересованных структур в области правовой информатизации;

необходимый уровень информационной безопасности.

В то же время внутренние технологические потребности ГСПИ потребуют продолжить развитие наших корпоративных защищенных систем передачи данных «Паутина» и «Атлас» с учетом перспектив перехода на использование средств единой мультисервисной сети специальной связи.

В заключении необходимо отметить следующее. Во всей ГСПИ будут действовать единые нормативные и технологические механизмы. В том числе, требования и меры информационной безопасности, включая обеспечение достоверности и целостности правовой информации с использованием электронно-цифровой подписи через инфраструктуру корпоративных удостоверяющих центров ГСПИ. Проведение единой государственной политики в ходе развития ГСПИ должно оптимизировать и унифицировать имеющиеся технологии в правовой сфере. И как следствие, укрепить правовые механизмы функционирования российского государства и общества.


В рамках реализации Концепции правовой информатизации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации, подразделениями органов государственной охраны с 2010 года создается государственная система правовой информации.

Основным принципом данной системы является использование современных информационных технологий, электронного вида документа на всех этапах: от подготовки проекта правового акта до его официального опубликования и применения. Данный подход полностью соответствует таким современным понятиям, как «электронное правительство», «информационное общество». Система предоставляет свободный доступ к миллионам правовых актов в электронном виде федерального, регионального и муниципального уровней.

В целях расширения и развития возможностей свободного доступа к правовой информации ФСО России был создан и в марте 2011 года введен в эксплуатацию «Официальный интернет-портал правовой информации».

Портал, являющийся федеральной государственной информационной системой, создан в целях расширения и развития возможностей свободного доступа к правовой информации и является официальным публикатором правовых актов в соответствии с федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и введен в эксплуатацию в сети интернет в марте 2011 года.

В свободном доступе находится около 2,5 млн постоянно актуализируемых правовых актов органов государственной власти и муниципальных правовых актов. Информационную основу системы составляет интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) «Законодательство России», обеспечивающий предоставление правовых актов в актуальной редакции на конкретный момент времени.

Официальное опубликование законов и нормативных актов, для которых законодательно предусмотрена возможность их опубликования, законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.

Официальное опубликование нормативных правовых актов Главы Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл и Государственного Собрания Республики Марий Эл.

В разделе осуществляется мониторинг принятых правовых актов федерального уровня в виде обновляемого дважды в неделю бюллетеня и содержатся тексты правовых актов и краткая аннотация их содержания.

К понятию «правовая информация» можно отнести все правовые акты, законопроекты и материалы подготовки к ним, нормативные акты, толкования правовых норм, юридическую практику и документы, связанные с ее реализацией.

Правовая информация – система правовых актов и связанных с ними справочных, научных, нормативно-технических материалов, входящих в любые сферы правовой деятельности, практики и законотворчества.

В зависимости от автора информации, правовую информацию можно разделить на три группы:

1.Официальная правовая информация;

2. Индивидуально-правовая информация;

3. Неофициально-правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Виды официальной правовой информации:

1) Нормативная правовая информация - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

2) Иная официальная правовая информация. К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

- ненормативные акты общего характера;

- акты официального разъяснения;

Отличие официальной правовой информации от информации индивидуального правового характера состоит в том, что последняя появляется не благодаря деятельности государственных муниципальных органов, а благодаря субъектам права, не обладающим властными полномочиями. Такими субъектами являются, например, граждане или общественные организации.

Информация индивидуально-правового характера делится на:

· жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

1) материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

2) материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и др.);

3) материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и др.);

4) образцы деловых бумаг;

5) комментарии законодательства;

6) научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Основные принципы построения эффективной системы распространения правовой информации (далее СРПИ) в электронном виде:

1. Принцип свободного взаимодействия.

Взаимодействие между всеми участниками системы распространения правовой информации должно быть максимально свободным и не обремененным никакими ограничениями на возможности взаимодействия при обоюдном желании и выгоде сторон. Это положение объясняется природой и сущностью правовой информации, которая не имеет никаких исходных ограничений на распространение.

2. Принцип обязательного раскрытия информации органами власти.

Этот принцип предусматривает то, что каждый источник (орган власти и управления) обязан передавать свою информацию тем специализированным распространителям, которые:

- хотят получать официальную информацию и обращаются с соответствующим запросом;

- обязуются организовать оперативный бесплатный доступ через Интернет к полученной информации в базовом формате для неограниченного круга граждан.

Информация должна передаваться оперативно либо в виде стандартной рассылки на бумаге, либо на основе компьютерных технологий в базовом формате (графические компьютерные копии оригиналов). Отметим, что предлагаемый способ передачи информации, на бумаге или в базовом формате, что практически одно и то же, не исключает дополнительную передачу файлов в текстовом формате (в ASCII-кодах), формате Word и т.п. Это облегчит дальнейшую работу распространителей, но основным должен являться базовый формат, который простым и удобным способом позволяет самим же распространителям проверять полученные ими текстовые файлы на предмет аутентичности оригиналам.

3. Принцип обеспечения надежности функционирования системы распространения правовой информации.

Для обеспечения надежности и стабильности функционирования СРПИ специальный государственный или общественный орган, определяющий политику в сфере распространения правовой информации, должен на конкурсной основе отобрать не менее двух организаций, которые должны обеспечивать централизованное ответственное хранение эталонных фондов правовой информации в электронном виде. Этими организациями могут быть как государственные организации и компании, так и независимые специализированные распространители.

4. Принцип равенства возможностей для всех распространителей правовой информации.

Любая организация-распространитель правовой информации должна иметь возможность распространять правовую информацию в любом формате. Распространение правовой информации в базовом формате на бесплатной основе для потребителей может быть реализовано любой компанией: либо в рамках выполнения государственного заказа, либо по собственной инициативе и за свой счет. Распространение услуг с добавленной стоимостью может быть реализовано любой компанией за счет оплаты этих услуг потребителями.

Государственная система правовой информации (ГСПИ) РБ разрабатывалась и функционирует как целостный многокомпонентный механизм, позволяющий аккумулировать правовые акты, принимаемые (издаваемые) в стране, поддерживать их в контрольном состоянии и обеспечивать эталонной правовой информацией каждого, у кого возникнет потребность в ней.

В настоящее время ГСПИ включает в себя:

1) Национальный центр правовой информации (НЦПИ) Республики Беларусь (pravo.by) - центральное государственное научно-практическое учреждение, осуществляющее сбор, учет, обработку, хранение, систематизацию и актуализацию эталонной правовой информации, ее распространение (предоставление), а также официальное опубликование правовых актов.

2) автоматизированную систему формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса (эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ), Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА), Единый правовой классификатор Республики Беларусь).

3) комплексную систему распространения правовой информации:

- Национальный центр правовой информации Республики Беларусь;

- Национальный правовой Интернет-портала Республики Беларусь;

- Единая автоматизированная информационно-телекоммуникационная система правовой информации судебных органов;

- региональные центры правовой информации (филиалы НЦПИ);

- публичные центры правовой информации;

- иные организации, распространяющие правовую информацию в электронной форме.

4) система межгосударственного обмена правовой информацией, включающей обмен правовой информацией в рамках двусторонних договоров, межправительственных договоров и создание межгосударственной автоматизированной системы обмена правовой информацией.

ГСПИ позволяет пользоваться официальной и актуальной правовой информацией всем категориям граждан – работающим и неработающим, государственным служащим и предпринимателям, пенсионерам и школьникам, обладающим и не обладающим компьютерной техникой, т.е. реально создана система доступа широких слоев населения к правовой информации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: