Государственная пошлина бывает двух видов законная и пропорциональная

Обновлено: 03.05.2024

Под государственной пошлинойпонимается установленный зако­ном обязательный и действующий на всей территории Российской Фе­дерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых дей­ствий (например, принятие искового заявления, апелляционной, кас­сационной, надзорной жалоб) либо выдачу документов. Размер и поря­док оплаты государственной пошлины регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» (с изм. и доп.).

Различают два вида государственный пошлины:

1) пропорциональная— взыскивается с исковых заявлений и жа­лоб на решения суда по делам имущественного характера и зависит от цены иска, определяемой по правилам, установленным ст. 91 ГПК;

2) фиксированная,которая определяется в зависимости от катего­рии или сущности требования, подлежащего оплате государственно!) пошлиной в размере, кратном установленному законом минимальному размеру оплаты труда.

Первый вид государственной пошлины — пропорциональная — за­висит от цены иска.

Цена искапредставляет собой институт искового производства, ха­рактеризующий стоимостное денежное выражение предмета спора ме-

§ 2. Государственная пошлина

жду истцом (третьим лицом, заявляющим самостоятельные требова­ния относительно предмета спора в порядке ст. 42 ГПК) и ответчиком. Цена иска не определяется по неимущественным взысканиям, а также по делам особого производства, перечисленным в ст. 262 ГПК, и произ­водства по делам, возникающим из публичных правоотношений, ука­занным в ст. 245 ГПК.

Что касается требований о возмещении морального вреда, то цена иска в них также не обозначается. Это связано с тем, что моральный вред, хотя и определяется судом в конкретной денежной сумме, при­знается законом вредом неимущественным, и, следовательно, государ­ственная пошлина по таким искам не зависит от денежного эквивален­та размера возмещения вреда (на данное обстоятельство специально указал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении су­дами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репу­тации граждан и юридических лиц» в ред. от 21 декабря 1993 г.) 1 .

Обозначение цены иска по исковым требованиям, подлежащим де­нежной оценке, в силу ст. 131 ГПК является обязательным реквизитом искового заявления, предъявляемого в суд первой инстанции. При от­сутствии указания на цену иска судья, руководствуясь ст. 136 ГПК, вы­носит определение об оставлении заявления без движения.

Если предметом искового требования выступает конкретная де­нежная сумма (например, иски о взыскании долга, понуждении к ис­полнению других обязательств в денежной форме и т.п.), то цена иска равна самой взыскиваемой сумме. В цену иска не должны включаться судебные расходы: на оплату помощи адвоката или иного представите­ля, на проезд истца к месту рассмотрения дела, почтовые расходы и т.п. издержки, которые истец понес или предполагает понести в связи с рассмотрением его дела в суде.

В виндикационных исках, предметом которых является конкретное имущество, цена иска определяется стоимостью отыскиваемого иму­щества. Как правило, имущество оценивается исходя из рыночных цен, действующих на день предъявления иска, за исключением случаев, ко­гда оценка производится по регулируемым ценам. Если объект иска со­ставляют ценные бумаги, то при оценке учитываются их котировки в российской торговой системе. Цена иска, объектом которого выступа­ют здания, сооружения и иное недвижимое имущество, не может быть

1 ВВС РФ. 1994. № 3

Глава 14. Судебные расходы

§ 2. Государственная пошлина

ниже балансовой оценки строения (для строений, принадлежащих юридическим лицам), инвентаризационной оценки строения, а если инвентаризация объекта по каким-либо причинам не проведена, то не ниже оценки по договору страхования.

Определение цены иска при предъявлении требований о взыскани­ях периодических платежей характеризуется законодательным огра­ничением наибольшего периода взыскания, с общей суммы которого и устанавливается цена иска. Например, в исках о взыскании алиментов цену иска составляет совокупность алиментных платежей за один год; в исках о взыскании иных срочных платежей и выдач — совокупность всех платежей или выдач, но не более чем за три года, в исках о бессроч­ных или пожизненных платежах и выдачах — совокупность платежей и выдач за три года, в исках об уменьшении или увеличении платежей или выдач — сумма, на которую уменьшаются или увеличиваются пла­тежи или выдачи, но не более чем за один год. Если в исковом заявле­нии речь идет о прекращении периодических платежей или выдач, цена иска рассчитывается исходя из суммы оставшихся платежей или выдач, но не более чем за один год.

Во избежание недобросовестности со стороны истца, желающего исказить настоящую цену иска в целях уменьшения размера подлежа­щей оплате государственной пошлины, судья вправе при принятии ис­кового заявления сам определить цену иска.

Пропорциональная пошлина с исковых заявлений имущественного характера рассчитывается следующим образом:

при цене иска до 1000 руб. — взыскиваются 5% от цены иска;

при цене иска свыше 1000 руб. до 10 000 руб. — 50 руб. + 4% от сум­мы свыше 1000 руб.;

при цене иска свыше 10 000 руб. до 50 000 руб. — 410 руб. + 3% от суммы свыше 10 000 руб.;

при цене иска свыше 50 000 руб. до 100 000 руб. - 1610 руб. + 2% от суммы свыше 50 000 руб.;

при цене иска свыше 100 000 руб. до 500 000 руб. - 2610 руб. + 1% от суммы свыше 100 000 руб.;

при цене иска свыше 500 000 руб. — 1,5% от цены иска.

При повторной подаче заявлений о выдаче судебного приказа рас­считанная по указанным правилам пошлина делится пополам.

Фиксированная пошлина определяется по следующим правилам:

с исковых заявлений о расторжении брака с лицом, признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособ-

ным вследствие психического расстройства, либо с лицом, осужден­ным к лишению свободы на срок свыше трех лет, — 20% от МРОТ;

с иных исковых заявлений о расторжении брака — однократный размер МРОТ;

с жалоб на решения и действия (или бездействие) органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, должностных лиц, нарушающих пра­ва и свободы граждан, — 15% от МРОТ;

с заявлений и жалоб по делам особого производства (перечень дан­ных дел указан в ст. 262 ГПК) - 10% от МРОТ;

с исковых заявлений неимущественного характера, а также с иско­вых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, для граждан 10% от минимального размера оплаты труда, а для юридиче­ских лиц — 10-кратный размер МРОТ.

С исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности (выделе доли из него), размер государственной пошли­ны определяется по пропорциональной схеме, если спор о признании права собственности на это имущество ранее не разрешался судом, либо по фиксированной ставке, если спор о признании права собствен­ности на это имущество судом ранее был разрешен.

При подаче кассационных и апелляционных жалоб на решения суда пошлина равна 50% от размера государственной пошлины, взи­маемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного ха­рактера, а по спорам имущественного характера — от размера государ­ственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле, по указанной пропорциональ­ной схеме. Аналогично рассчитывается размер государственной по­шлины с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке.

За повторную выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судом по просьбе сторон или других участвующих в деле лиц, а также за выдачу копий (дубликатов) названных документов, вы­даваемых судом по просьбе заинтересованных лиц, взыскивается 1 % от МРОТ за каждую страницу документа.

За исковые заявления, содержащие требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государствен­ная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.

Глава 14. Судебные расходы

§ 2. Государственная пошлина

Например, если истец желает расторгнуть брак и признать за собой право на имущество стоимостью 100 000 руб., то расчет пошлины, кото­рую необходимо заплатить при предъявлении иска, производится сле­дующим образом. За исковое заявление о расторжении брака следует заплатить фиксированную сумму — один МРОТ, установленный на день предъявления иска, плюс к этому за признание права на имущест­во, считая по пропорциональной схеме, 2610 руб.

Квитанция об оплате прилагается к исковому заявлению или иному документу, подлежащему оплате пошлиной. Отсутствие квитанции влечет за собой отказ в совершении требуемого процессуального дей­ствия при условии, что ходатай не освобожден от уплаты судебных рас­ходов в доход государства. Если же в нарушение требований ст. 132 ГПК документ, подтверждающий оплату государственной пошлины в полном объеме, не приложен к подаваемому в суд исковому заявлению, судья, руководствуясь ст. 136 ГПК, выносит определение об оставле­нии заявления без движения. В этом определении истцу устанавлива­ется разумный срок для оплаты (доплаты) пошлины, и если истец оп­латит недостающую пошлину в установленное время, исковое заявле­ние будет считаться поданным в день его первоначального представле­ния в суд. При непредставлении истцом в указанное судьей время документа об оплате (доплате) государственной пошлины заявление считается неподанным и все документы возвращаются заявителю.

Статья 89 ГПК и ст. 5 Закона «О государственной пошлине» уста­навливают случаи, когда отдельным субъектам гражданских процессу­альных правоотношений предоставляется процессуальная льгота по освобождениюот оплаты в доход государства одного из видов судеб­ных расходов — государственной пошлины. Например, от уплаты госу­дарственной пошлины в доход государства освобождены истцы по де­лам о взыскании алиментов, о защите прав потребителей, возмещении материального ущерба, причиненного преступлением. Кроме того, в отношении отдельных лиц установлено безусловное, вне зависимости от категории дела и процессуального положения, освобождение от оп­латы государственной пошлины.

К безусловнымслучаям освобождения от уплаты пошлины отно­сят следующие категории субъектов:

1) Герои Советского Союза;

2) Герои Российской Федерации;

3) полные кавалеры ордена Славы;

4) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

5) лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом рф от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 1 ;

6) лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с постановле­нием Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подверг­шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» 2 .

Установленный федеральными законами перечень случаев осво­бождения от уплаты государственной пошлины в доход государства является исчерпывающим только в отношении юридических лиц. Что касается граждан, то судья вправе освободить конкретное физическое лицо от оплаты государственной пошлины. Единственным основани­ем для такого освобождения является тяжелое имущественное поло­жение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Доказатель­ства тяжелого имущественного положения (справки о доходах членов семьи, о количестве иждивенцев, документы, подтверждающие необхо­димость затрат заявителя на лечение, и т.п.) должны быть представле­ны самим заявителем, однако критериев их достаточности не установ­лено. Вопрос об освобождении оформляется определением судьи, ко­торое может быть обжаловано в течение 10 дней путем подачи частной жалобы.

Кроме того, суд вправе предоставить отдельным субъектам граж­данских процессуальных правоотношений (гражданам и юридическим лицам) в силу их тяжелого имущественного положения процессуаль­ную льготу по рассрочке и отсрочке оплаты в доход государства госу­дарственной пошлины, а также по ее уменьшению.

Рассрочкауплаты государственной пошлины представляет собой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя тре­бования, подлежащего оплате государственной пошлиной, вносить ус­тановленную законом сумму платежа не единовременно в полном объ­еме, а по частям. Размер периодических платежей, порядок и срок их внесения должны устанавливаться судом, разрешающим вопрос о рас­срочке.

1 Указанный Закон действует с учетом внесенных в него изменений и дополнений, также постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П //

ВВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699; СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2779.

ВВС РСФСР. 1992. № 4. Ст. 138.

Глава 14. Судебные расходы

Отсрочкауплаты государственной пошлины — оформленная оп­ределением суда (судьи) возможность заявителя требования внести установленную законом сумму платежа через определенное время по­сле совершения судом необходимого процессуального действия, под­лежащего оплате государственной пошлиной. Отсрочка бывает, двух видов:

1) на конкретное календарное время (на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты) — например, на 30 дней со дня возбуждения производства по делу, до 30 января 2004 г.;

2) до наступления определенного юридического факта; чаще всего таким фактом выступает вынесение судом решения по рассматривае­мому делу.

Уменьшениеразмера государственной пошлины представляет со­бой оформленную определением суда (судьи) возможность заявителя требования, подлежащего оплате государственной пошлиной, внес!и сумму платежа в меньшем размере, нежели это установлено Законом «О государственной пошлине».

В отдельных, установленных ст. 93 ГПК, случаях предусмотрен возвратуплаченной государственной пошлины 1 . Например, основани­ем возвращения государственной пошлины является внесение ее и большем размере, чем установлено Законом «О государственной по­шлине». Между тем не подлежит возврату уплаченная пошлина, если истец уменьшил цену иска после принятия искового заявления судом к своему производству.

Возвращается государственная пошлина государственными нало­говыми органами по месту нахождения банка (его филиала), приняв­шего платеж, на основании определения суда о возврате пошлины. Го­сударственная пошлина, уплаченная в бюджет, возвращается в течение месяца со дня принятия определения суда о возврате государственной пошлины.

§ 3 Издержки, связанные с рассмотрением дела

1 Порядок возврата уплаченной в доход государства пошлины, помимо комменти­руемой статьи, регулируется Инструкцией Государственной налоговой службы РФ ° т 15 мая 1996 г. № 42 по применению Закона Российской Федерации «О государственно!' пошлине» (с изм и дои )

Государственная пошлина - это плата юридически заинтересованного лица за совершение правосудия по его заявлению или за отдельное действие (например выдачу копий судебных документов). Все вопросы, связанные со взиманием государственной пошлины, являются предметом регулирования налогового законодательства РФ.

Существуют следующие виды государственной пошлины:

- простая, взимаемая в твердых, заранее установленных ставках в рублях;

- пропорциональная, ее ставки определяются в процентах от цены иска;

- комбинированная, когда сочетаются простая и пропорциональная пошлина. Размер госпошлины тем больше, чем больше цена иска; при подаче кассационных жалоб он составляет половину от суммы, уплачиваемой при подаче иска, и т.д.

Размер государственной пошлины может быть уменьшен судом (мировым судьей) как для физического, так и для юридического лица. По их ходатайству им может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины на срок до одного года.

Учитывая имущественное положение гражданина, суд (мировой судья) может освободить его от уплаты пошлины.

Уплаченная государственная пошлина может быть возвращена (частично или полностью) в случае:

- уплаты в большем размере, чем это предусмотрено законом;

- возвращения судом заявления, жалобы или иного обращения;

- отказа в принятии судом заявления, жалобы или иного обращения;

- отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;

Примечание. Невозвращенная сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска (если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения, а к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате).

- прекращения производства по делу;

- оставления заявления без рассмотрения судом;

Примечание. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

- отказа плательщика пошлины от совершения юридически значимого действия до обращения в соответствующий уполномоченный орган (к должностному лицу);

- отказа в выдаче паспорта гражданина РФ, проездного документа беженца.

Не возвращается государственная пошлина, уплаченная за:

- государственную регистрацию заключения брака;

- государственную регистрацию перемены имени;

- внесение исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния.

- государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним (в случае отказа в регистрации).

Примечание. При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании заявлений сторон договора им возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

Возврат госпошлины производится по заявлению плательщика, поданному (в течение трех лет со дня уплаты) в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Необходимые документы

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются :

- решения, определения и справки судов (соответствующих органов, должностных лиц) об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата;

- акты налоговых проверок организаций и должностных лиц (в соответствующих случаях);

- платежные поручения или квитанции, подтверждающие уплату пошлины.

Примечание. Если пошлина возвращается полностью - с подлинной отметкой банка, если частично - копии.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии - присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека - семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Барсегян А. Г., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Обухова Н. В., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П., Трошина Т. А.

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ - Верховный Суд РФ

Вуз - Организация высшего образования

ГВЭ - Государственный выпускной экзамен

ГД - Государственная Дума

ГИА - Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК - Гражданский кодекс

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК - Государственная экзаменационная комиссия

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ - Единый государственный экзамен

ЕДВ - Ежемесячная денежная выплата

ЖК - Жилищный кодекс

ЖСК - Жилищно-строительный кооператив

ЗК - Земельный кодекс

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

КАС - Кодекс административного судопроизводства

КИМ - Контрольные измерительные материалы - комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ - Конституционный Суд РФ

МВД - Министерство внутренних дел

МРОТ - Минимальный размер оплаты труда

МСЭ - Медико-социальная экспертиза

НДФЛ - Налог на доходы физических лиц

НК - Налоговый кодекс

ОГЭ - Основной государственный экзамен

ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

Большинство сборов (за исключением сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов) с 1 января 2005 года будут взиматься в соответствии с главой 253 НК РФ в качестве госпошлины. При этом в некоторых случаях размеры платежей увеличатся.

Новая глава 25.3 «Государственная пошлина» введена в НК РФ Федеральным законом от 2 ноября 2004 г . № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (опубликован в этом номере «ДК» на стр. 39) и вступает в силу с 1 января 2005 года. С этой даты размер и порядок уплаты обязательных платежей при обращении в суды, нотариат, государственные органы за получением разрешений (лицензий) или регистрацией будет установлен этой главой.

ПОШЛИНЫ И СБОРЫ

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ

Государственная пошлина является сбором, то есть платежом за совершение государственными органами юридически значимых действий. Поэтому платить ее надо до обращения в госорган. А при обращении представить документ, подтверждающий уплату госпошлины. Это является одним из условий совершения в отношении обратившегося действий.

Общие сроки уплаты госпошлины установлены пунктом 1 статьи 333.18 НК РФ. Но по ходатайству заинтересованного лица суд может перенести уплату госпошлины на срок до шести месяцев (ст. 333.41 НК РФ).

Сейчас суды допускают уплату госпошлины за заявителя третьим лицом (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г . № 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине»; далее - постановление № 6). Однако с нового года НК РФ обязывает заплатить госпошлину то лицо, которое обращается за совершением юридически значимых действий (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

ОБРАЩЕНИЕ В СУД

Обязательные платежи при обращении в суд и сейчас называются государственной пошлиной. На практике существенных изменений порядка уплаты госпошлины не произойдет.

Однако размеры пошлины с 1 января 2005 года изменятся. За имущественные требования они немного снизятся, а за неимущественные - повысятся.

Размер пошлины

Новые размеры госпошлины установлены статьей 333.19 НК РФ для обращения в суды общей юрисдикции или к мировым судьям и статьей 333.21 НК РФ для обращения в арбитражные суды.

Напомним, что споры, не связанные с предпринимательской деятельностью, с участием хотя бы одного физического лица - не предпринимателя рассматривают суды общей юрисдикции. А экономические споры и дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - арбитражные суды. Мы будем рассматривать только случаи обращения в арбитражный суд.

Рассчитаем госпошлину при обращении в арбитражный суд по имущественному спору.

ПРИМЕР 1

Организация-поставщик собирается подать в арбитражный суд заявление о взыскании с покупателя неоплаченного долга за поставленную продукцию. Цена иска (сумма долга плюс штрафные санкции и проценты) составляет 800 000 руб.

1. Если исковое заявление подается до 1 января 2005 года, размер госпошлины в этом случае составит 11 600 руб. плюс 1% от суммы свыше 500 000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона № 2005-1). Размеры госпошлины в Законе № 2005-1 неденоминированы. Но в примере мы приводим цифры уже с учетом деноминации.

Госпошлина составит:
11 600 руб. + ((800 000 руб. - 500 000 руб.) х 1%) = 14 600 руб.

2. Если исковое заявление подается после 1 января 2005 года, госпошлина будет 11 500 руб. плюс 1% от суммы свыше 500 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

То есть
11 500 руб. + ((800 000 руб. - 500 000 руб.) х 1%) = 14 500 руб.

Если вы подаете заявление, содержащее требования как имущественного, так и неимущественного характера, пошлину надо платить одновременно за оба требования.

ПРИМЕР 2

Организация после 1 января 2005 года подает в суд заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции о бесспорном взыскании налога и пеней, а также о возврате излишне взысканной суммы налога и пеней на сумму 300 000 руб.

Требование о признании недействительным ненормативного акта налоговой инспекции (решения) - неимущественное. Размер госпошлины с 2005 года за это требование для организаций - 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). До 1 января 2005 года размер госпошлины за такое требование составляет 1000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 4 Закона № 2005-1).

Требование о возврате излишне взысканного налога - имущественное. Размер госпошлины с 2005 года за него 3500 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). До 1 января 2005 года размер госпошлины за такое требование составляет 3600 руб. плюс 2% от суммы свыше 100 000 руб. (подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона № 2005-1).

Размер госпошлины в 2005 году за имущественное требование составит:
3500 руб. + ((300 000 руб. - 100 000 руб.) х 2%) = 7500 руб.

Всего за оба требования в 2005 году надо будет заплатить госпошлину в размере 9500 руб. (2000 руб. + 7500 руб.).

Если в ходе судебного разбирательства размер требований возрастет или добавятся новые требования (говоря юридическим языком, изменится предмет иска), госпошлину нужно будет доплатить.

Порядок уплаты

Госпошлину за обращение в суд нужно заплатить до подачи искового заявления. Документ об уплате госпошлины (квитанцию или платежное поручение) надо приложить к исковому заявлению (п. 2 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Иначе арбитражный суд оставит исковое заявление без движения (п. 1 ст. 128 АПК РФ) и назначит срок на устранение этого недостатка. Если же в этот срок заявитель так и не представит в суд документ об уплате госпошлины, суд просто возвратит заявление и не будет его рассматривать (подп. 4 п. 1 ст. 129 АПК РФ).

Но если заявитель находится в затруднительном имущественном положении, одновременно с исковым заявлением (или жалобой) можно подать ходатайство об уменьшении госпошлины или об отсрочке (рассрочке) ее уплаты. К ходатайству надо приложить доказательства того, что заплатить госпошлину полностью для организации затруднительно. Это могут быть подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, подтвержденные банком данные об отсутствии на счете денег в необходимом размере, а также об общей сумме задолженности организации по исполнительным листам и платежным документам. Кроме того, к ходатайству прилагаются документы о находящихся на счете денежных средствах (п. 4 постановления № 6).

Добавим, что к ходатайству об уменьшении (отсрочке, рассрочке) госпошлины целесообразно приложить и заверенную копию кассовой книги со сведениями об остатке денег в кассе организации. А вот документы, подтверждающие недостаточность стоимости имущества организации, за счет реализации которого можно получить средства на уплату госпошлины, к ходатайству можно не прилагать. Суды их не требуют.

По каким реквизитам нужно платить госпошлину? Обычно эти реквизиты размещают на информационном стенде в самом суде. Как правило, адресатом выступает управление федерального казначейства по субъекту РФ через одну из налоговых инспекций. Важно не перепутать код бюджетной классификации (КБК). Для госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, КБК в 2005 году - 000 1 08 01000 01 0000 110 (указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 27 августа 2004 г . № 72н) опубликованы в «ДК» № 21, 2004).

Возврат госпошлины

Если ваше требование к ответчику удовлетворили, уплаченную госпошлину вам вернут не из бюджета. В таком случае госпошлину должны взыскать в вашу пользу с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований (по сравнению с заявленными; п. 1 ст. 110 АПК РФ). А если ваша организация была освобождена от уплаты госпошлины (ст. 333.37 НК РФ), госпошлину взыщут с ответчика в бюджет.

Если в удовлетворении требования суд откажет полностью или частично, то в отказанной части госпошлина пойдет в бюджет за счет организации, которой отказали в иске.

Но если вы заплатили госпошлину и по каким-либо причинам передумали подавать иск, за возвратом госпошлины нужно обратиться в налоговый орган (подп. 4 п. 1 и п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Для этого в налоговую инспекцию, которую вы указали в платежном поручении (или квитанции), нужно подать заявление о возврате госпошлины и справку суда о том, что вы в суд не обращались. Кроме того, к заявлению нужно приложить оригинал платежного документа об уплате госпошлины. Заявление можно подать в течение трех лет со дня уплаты госпошлины. Налоговый орган должен вернуть госпошлину за счет того бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления (ст. 78 НК РФ).

Аналогично можно поступить и в случаях, когда суд возвратил заявление (ст. 129 АПК РФ), оставил его без рассмотрения (гл. 17 АПК РФ) или прекратил производство по делу (гл. 18 АПК РФ). В таких случаях, а также если вы по ошибке заплатили госпошлину в большем размере, чем следовало, ее тоже можно вернуть (подп. 1-3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

ОБРАЩЕНИЕ К НОТАРИУСУ

Иногда организациям приходится обращаться к услугам нотариуса. Например, чтобы засвидетельствовать подлинность подписи уполномоченных лиц на банковской карточке.

В таких случаях необходимо заплатить госпошлину за совершение нотариальных действий или нотариальный тариф. Когда вы обращаетесь к государственному нотариусу, речь идет о госпошлине. А если вы обратились к частному нотариусу, платить нужно нотариальный тариф.

Разница между госпошлиной и нотариальным тарифом в том, что госпошлина платится в соответствии с законодательством о налогах и сборах. А нотариальный тариф - платеж другой природы. По сути это плата за услуги. Если вы обратились к частному нотариусу за совершением действия, требующего обязательного нотариального удостоверения, размер тарифа должен соответствовать размеру госпошлины. А если обращение инициативное, по вашему собственному желанию, то размер тарифа определяется в соответствии со статьей 221 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11 февраля 1993 г . № 4462-1).

Размеры госпошлины за совершение нотариальных действий установлены статьей 333.24 НК РФ, а особенности ее уплаты - статьей 333.25 НК РФ.

ДРУГИЕ ПОШЛИНЫ

Глава 253 НК РФ предусматривает и другие пошлины за иные действия госорганов: от регистрации актов гражданского состояния до получения ресурса нумерации оператором связи. Остановимся на наиболее распространенных из них.

Размеры госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не изменятся. Как и сейчас, они составят 2000 руб. для юридических лиц и 400 руб. для индивидуальных предпринимателей (подп. 1 и 8 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

А вот за госрегистрацию изменений в учредительные документы юридического лица госпошлина значительно уменьшится. Она составит всего 20 процентов от пошлины за регистрацию юридического лица, то есть 400 руб. До 1 января 2005 года за регистрацию изменений в учредительных документах нужно платить 2000 руб. (п. 6 ст. 4 Закона № 2005-1).

Если ваша организация выпускает ценные бумаги, нужно будет уплатить госпошлину в соответствии с подпунктом 44 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Например, если акционерное общество размещает акции при создании или увеличивает уставный капитал путем дополнительной эмиссии акций.

ПРИМЕР 3

Вновь созданное акционерное общество производит первичное размещение акций (оплата уставного капитала) по номинальной стоимости способом открытой подписки. Номинальный объем выпуска акций - 1 000 000 руб.

В связи с выпуском акций обществу нужно уплатить следующие пошлины:
- за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и о регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, если такая регистрация осуществляется одновременно, - 1000 руб.;
- за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, - 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 100 000 руб. То есть 2000 руб. (1 000 000 руб. х 0,2%).

За регистрацию проспекта эмиссии и отчета об итогах размещения акций отдельную пошлину платить не нужно, так как при открытой подписке на акции при создании общества проспект регистрируется одновременно с выпуском (п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 22 апреля 1994 г . № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Итого создаваемому обществу в связи с размещением акций нужно заплатить госпошлину в общем размере 3000 руб. (1000 руб. + 2000 руб.).

Еще одна широко распространенная группа случаев уплаты госпошлины связана с получением разрешений и лицензий на занятие лицензируемыми видами деятельности. До 1 января 2005 года за совершение таких действий взимаются лицензионные сборы. А после этой даты их заменит госпошлина. Ее размеры в общем случае составят (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
- за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;
- за предоставление лицензии - 1000 руб.;
- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб.

Однако за выдачу лицензий на отдельные виды деятельности установлены специальные размеры госпошлины (подп. 72-74 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Это деятельность по организации тотализаторов и игорных заведений, банковские операции, долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

ЛЬГОТЫ

Ряд плательщиков освобождаются от уплаты госпошлины. Общий перечень льгот содержится в статье 333.35 НК РФ. А в статьях 333.36-333.39 НК РФ предусмотрены льготы для обращения в суды, нотариат и регистрации актов гражданского состояния. Как правило, льготируются обращения государственных и судебных органов и некоторых категорий физических лиц.

Для организаций могут представить интерес следующие льготы.
Не надо будет платить госпошлину, если ваша организация выпускает ценные бумаги в целях реструктуризации задолженности перед бюджетами всех уровней (подп. 6 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Или в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, произведенной по решению Правительства РФ (подп. 7 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

В заключение отметим, что все платежи, предусмотренные главой 25.3 НК РФ, можно будет учесть при налогообложении прибыли организаций в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, если они произведены в целях осуществления приносящей доход деятельности (ст. 252 НК РФ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственной пошлине" государственная пошлина - обязательный и действующий на всей территории России платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Оплате государственной пошлиной подлежат юридически значимые действия, указанные в гл. 25 3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы. Не оплачиваются государственной пошлиной ходатайства, жалобы на определения арбитражного суда, которыми не завершается производство по делу, а также заявление о пересмотре дела в порядке надзора.

Плательщиками государственной пошлины являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Государственная пошлина подразделяется на три вида:

Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска.

Простаяпошлинаразмер имеет фиксированный в законе размер.

Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и в соответствии с ценой иска.

Государственная пошлина взимается по искам имущественного характера пропорционально цене иска. По остальным искам и заявлениям неимущественного характера государственная пошлина взимается в твердой сумме.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражном суде, уплачивается в следующих размерах (ст. 333 21 НК РФ).

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 100 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;

от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;

свыше 2 000 000 рублей - 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4 000 рублей;

3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 2 000 рублей;

4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 4 000 рублей;

5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 4 000 рублей;

6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 2 000 рублей;

7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 2 000 рублей;

9) при подаче заявления об обеспечении иска - 2 000 рублей;

10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 2 000 рублей;

11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 2 000 рублей;

12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей;

14) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 4 000 рублей.

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы в рублях в банки (их филиалы).

Ино­странные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в России, имеющих рублевые и валютные счета.

Допускается уплата государственной пошлины за истца (заявителя) другим лицом.

При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.

При уменьшении цены иска уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением и квитанцией только с подлинной отметкой банка, которые приобщаются к материалам дела.

Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения.

В частности, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случаях:

1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону.

2) возвращения заявления, жалобы и иного обращения судом;

3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

4) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Непосредственно в АПК предусмотрены два основания для возвратапошлины:

Во-первых, если заявление или жалоба, оплаченные государственной пошлиной, не поступили в арбитражный суд.

Во-вторых, при утверждении арбитражным судом мирового соглашения истцу возвращается из федерального бюджета половина уплаченной им государственной пошлины, за исключением случаев, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Согласно НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом следует иметь в виду правила НК, согласно которым сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику. Поэтому при наличии, например, какой-либо недоимки сумма излишне уплаченной пошлины может быть направлена на погашение недоимки.

Арбитражный суд, исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер. В этом праве арбитражного суда проявляется необходимость обеспечить доступ к правосудию для лиц, которые в силу самых разных причин не в состоянии уплатить государственную пошлину в полном размере в момент возникновения необходимости реализации своего права на судебную защиту.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по отдельному письменному ходатайству заинтересованной стороны или может быть изложено в иске.

В ходатайстве должны быть приведены обоснования, свидетельствующие, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере с приложением документов подтверждающих это состояние.

Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска, а размер простой пошлины фиксирован в законе. Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и от цены иска.

Пропорциональная государственная пошлина привязана к цене иска.

Под ценой иска понимается стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение.

В соответствии со ст. 103 АПК РФ цена иска определяется:

1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;

2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;

3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. Цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом.

По исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы. Ее размер самостоятельно исчисляется заявителем. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. Однако при ее неправильном исчислении размер государственной пошлины определяется самим судом, поскольку он вправе проверить и правильность указания цены иска. Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения в соответствии со ст. 128 АПК РФ.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований. Если исковое заявление содержит одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, то одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Государственная пошлина уплачивается самим заявителем. При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. Доплата происходит в 10-дневный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. При уменьшении размера исковых требований возврат излишне уплаченной государственной пошлины производится лишь в том случае, если уменьшение размера требований принято арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ.

В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований. При подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов государственная пошлина уплачивается при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: