Государственная измена и шпионаж проблемы квалификации и привлечения к уголовной ответственности

Обновлено: 02.05.2024

Каждое государство защищает свои интересы, в том числе и на законодательном уровне. Одним из опасных преступлений для страны является разглашение и передача её секретов другим государствам. Данное деяние подпадает под понятие шпионажа. Рассмотрим, что это такое и как наказывают за шпионаж в современной России.

Что такое шпионаж?

Шпионажем является передача сведений, которые затрагивают интересы государства представителям другого государства. Способ передачи, как и вид данных значения не имеют. Это могут быть различные документы, пробы материалов и т.п.

Шпион собирает данные, хранит их и передаёт. Для противоправной деятельности он использует целый комплекс методов. Шпионом может являться сотрудник разведки иностранного государства или гражданин России, завербованный спецслужбами другой страны.

Шпионаж, согласно закону, бывает нескольких видов. Каждый из них имеет свои особенности, которые важны для квалификации преступления.

Виды шпионажа

Российское уголовное право разграничивает следующие виды шпионажа:

  • Обособленное преступление (квалифицируется по статье 276 УК РФ).
  • Вид государственной измены (статья 275 УК РФ).
  • Промышленный шпионаж, затрагивающий экономические интересы (статья 183 УК РФ).

Различие между шпионажем и государственной изменой определено однозначно. По статье за шпионаж привлекают иностранных граждан и лиц без гражданства. Российские граждане за передачу государственных секретов отвечают по статье о государственной измене.

Особенность промышленного шпионажа в том, что злоумышленник не выдаёт государственные секреты, но передаёт информацию, которая может дать другому государству преимущество в сфере экономики.

Ответственность за шпионаж

Промышленным шпионажем занимаются организации частного и государственного сектора. Но для квалификации данного преступления важно доказать факт нарушения закона. Иначе получение и передача экономической информации будет трактоваться, как конкурентная разведка.

Статья 275 УК РФ

Данная норма уголовного права гласит, что за разглашение и передачу государственных секретов представителям другой страны виновному грозит лишение свободы на срок от 10 до 20 лет. Субъектом этого преступления может быть только гражданин другого государства или лицо без гражданства.

Состав преступления

Объект шпионажа по статье 275 УК РФ – государственная безопасность, а предмет – данные, которые желает получить другое государство.

Объективная сторона деяния выражается в сборе, обработке, хранении и передаче секретных данных.

Субъективная сторона заключается в прямом умысле, так как преступник осознаёт последствия своих действий и желает их наступления.

Субъект – гражданин другой страны или лицо без гражданства, которое является вменяемым и осознаёт свои действия. Момент передачи данных является временем окончания преступления.

Квалификация преступлений

Разграничение преступлений, связанных с передачей информации, связано с типом этой информации. Она может находиться в открытом доступе, как в случае с коммерческим шпионажем, так и представлять собой государственную тайну. При этом шпионаж делят на два правонарушения, в зависимости от инициатора сбора и передачи данных:

  • По инициативе виновного лица.
  • По заданию иностранной спецслужбы.

Ответственность за шпионаж

В некоторых случаях, когда не было факта передачи данных, содеянное может быть квалифицировано, как подготовка к совершению преступления.

Ответственность за шпионаж

Наказанием за шпионаж и государственную измену является лишение свободы. По статье 276 УК РФ виновным грозит от 10 до 20 лет заключения, а по 275-й статье за государственную измену от 12 до 20 с возможностью дополнительного наказания в виде штрафа на сумму полмиллиона рублей или в размере трёхлетнего дохода.

Можно ли доказать невиновность?

Один из ключевых принципов современной правовой системы – презумпция невиновности. Задача следственных органов доказывать причастность человека к преступлению. Соответственно, пока необходимые улики не собраны и вина не доказана, к ответственности подозреваемого не привлекут.

Однако, особенность шпионажа в том, что доказать невиновность в его совершении очень сложно. Уголовное дело по факту передачи данных возбуждается при наличии проверенных данных о таком деянии. В этом случае состав преступления возникает, если информация была секретной и она была передана. То есть доказать эти факты довольно легко.

Ответственность за шпионаж

За сотрудничество со следствием виновному могут уменьшить наказание, но полностью избежать его не удастся. Единственная возможность остаться на свободе в случае шпионажа российским законодательством предусмотрена для лиц, которые предотвратили преступление по своему желанию или своевременно сообщили о его подготовке.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Промышленный шпионаж

Передача экономической информации является довольно распространённым преступлением. Оно может совершаться на уровне фирмы и на уровне государства. В случае причинения ущерба компании виновный может отделаться мягким наказанием – увольнением. Нередко, ущерб оказывается незначительным и руководством компании не заинтересовано разглашать информацию о содеянном, поэтому не обращается в правоохранительные органы и уголовное дело по статье 183 УК РФ не заводят.

Когда наступает ответственность?

Преступление в виде промышленного шпионажа считается оконченным, когда:

  • Подозреваемый собрал соответствующие данные. Он может сделать это лично или с помощью других людей и специального оборудования.
  • Он хранил такие данные, которые не имел права хранить и которые не предназначены для всеобщего доступа.
  • Преступник вербовал людей, которые имели доступ к необходимым ему данным.
  • Он планировал передать или передал эти данные третьему лицу.

Доказательствами промышленного шпионажа могут быть аудио, видео и фотоматериалы, а также образцы и схемы, найденные у этого человека.

Ответственность по статье 183 УК РФ

Промышленный шпионаж в уголовном праве трактуется как разглашение конфиденциальной информации. За это предусмотрено наказание:

  • В виде штрафа на сумму 500 тысяч рублей или дохода за год, если доказан факт хищения информации.
  • Штраф в 1 миллион рублей и запрет на занятие определённых должностей до 3 лет, а также исправительные работы до 2 лет, принудительные работы или лишение свободы до 3 лет. Такие санкции предусмотрены за передачу и использование собранной информации.
  • Штраф до 1,5 миллиона рублей и запрет на занятие должностей в течение 5 лет, а также лишение свободы на тот же срок. Это наказание за промышленный шпионаж, повлёкший ущерб в крупном размере.

Максимальное наказание за данное преступление – принудительные работы до 5 лет и лишение свободы на 7 лет.

Ответственность за шпионаж

Избежать ответственности могут лица, признанные недееспособными, а также при отсутствии доказательств или состава преступления.

Особенности квалификации статуса шпиона

Поскольку шпионаж становится особенно актуальным во время военных конфликтов между государствами, то международная правовая система чётко определяет, когда лицо, похитившее секретную информацию, может быть признан шпионом. Это допускается, если преступник является гражданским лицом или служит в вооружённых силах, но действует на территории противника без военной формы, то он может быть привлечён к уголовной ответственности не получит статус военнопленного.

В обратном случае, когда он выполняет свои задачи в военной форме, то даже при доказательстве факта шпионажа его признают военнопленным. Важно учесть, что данное лицо обязано в полной мере соблюдать правила ношения военной формы. В случае их нарушений (использования формы лишь в некоторых ситуациях), он может быть признан шпионом, а не военнопленным.

Поскольку по статье 275 УК РФ за государственную измену могут быть осуждены только граждане РФ, а по статье 276 УК РФ только иностранные граждане, возникает вопрос о привлечении к ответственности обладателей двойного гражданства. Российское право запрещает двойное наказание, поэтому таких лиц привлекут к ответственности по одной из этих статей.

Осуждённые за шпионаж в России

Среди громких дел последнего десятилетия, в России за шпионаж и разглашение государственной тайны было немало судебных процессов. Но многие из них были засекречены, как дело преподавателя МГТУ им. Баумана и сотрудника «Росскосмоса» Владимира Лапыгина.

В 2016-м году к 12 годам лишения свободы был приговорён сотрудник ФСБ РФ и Московской Патриархии Евгений Петрин. Его судили за государственную измену.

В том же году был осуждён Евгений Матайтис, обладатель двойного гражданства РФ и Литвы. Его судили за шпионаж в пользу Литвы. Суд приговорил Матайтиса к 13 годам лишения свободы.

В этих процессах обвиняемые признали свою вину. А вот авиадиспетчер из Сочи Пётр Парпулов не признал обвинение в госизмене за разглашение информации, которую он нашёл в открытом доступе на сайте издания «Красная звезда». Однако, поскольку он разгласил эти данные на территории другого государства, его признали виновным и приговорили к 12 годам заключения.

Это дело показывает, что стать фигурантом разбирательства о шпионаже можно даже при разглашении данных, которые не являются секретными.

Ещё один показательный процесс – суд над бывшим сотрудником ГРУ РФ Геннадием Кравцовым, который хотел устроиться работать в шведскую фирму. В резюме, направленном в её офис, он указал данные, к которым имел доступ во время работы в ГРУ. За это он был приговорён по статье о госизмене к 14 годам лишения свободы.

Но большинство дел о шпионаже связано с деятельностью сотрудников спецслужб других государств или завербованных ими агентов.


В рамках настоящей статьи рассмотрены особенности уголовной ответственности за государственную измену, проанализирован состав указанного преступления.

Негласное получение различными спецслужбами других государств важной информации и соответственно проведение каких-либо иных мероприятий, нацеленных против безопасности России являются актуальной проблемой, которая требует адекватного и четкого реагирования. На основании этого предлагается совершенствование действующей конструкции статьи 275 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: безопасность государства, государственная измена, информация ограниченного доступа, иностранная разведка.

Within the limits of present clause features of the criminal liability for high treason are considered, the structure of the specified crime is analysed. Private reception by various special services of other states of the important information and accordingly carrying out of any other actions aimed against safety of Russia are an actual problem which demands adequate and precise reaction. On the basis of it, perfection of an operating design of clause 275 of the Criminal code of the Russian Federation is offered.

Keywords: safety of the state, high treason, the information of the limited access, foreign investigation.

Российская Федерация в силу исполнения ст. 4 Основного закона государства [1], защищает основы конституционного строя различными способами. Одним из наиболее действенных методов охраны и защиты суверенитета государства, территории России, безопасности и обороны выступают меры уголовной ответственности, к числу которых относится и ст. 275 УК РФ [2], закрепляющая ответственность за государственную измену.

Необходимо, прежде всего, отметить, что сам по себе факт совершения рассматриваемого деяния, образующего регламентированный ст. 275 УК РФ состав преступления, считается достаточным основанием для привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

«Малозначительной» государственной измены нет и быть не может, как не существует, к примеру, «малозначительного» изнасилования либо же «малозначительных» массовых беспорядков.

Наряду с этим, следует также отметить, что предмет государственной измены имеет определенную специфику, поскольку в этом качестве выступают сведения, которые составляют государственную тайну, а также иные сведения, используемые непосредственно против безопасности нашей страны.

Зачастую предметом рассматриваемого в рамках настоящей статьи преступления выступают сведения, являющиеся информацией ограниченного доступа. К ним, прежде всего, относятся те сведения, которые составляют государственную тайну, а также сведения конфиденциального характера.

Недооценка значимости конфиденциальной информации, как правило, несёт в себе определённую опасность, поскольку доступ к подобным сведениям предоставляет зарубежным странам соответствующие преимущества.

И наконец, согласно смыслу российского уголовного закона, в качестве предмета государственной измены может выступать также и общедоступная информация.

Здесь наибольший интерес, прежде всего, представляют сведения военного, внешнеполитического, а также экономического, общественно-политического и научно-технического характера, которые с формальной точки зрения не относятся к сведениям ограниченного доступа.

Таким образом, информация подобного характера, в результате их целенаправленного сбора из разнообразных источников, а также систематизации и анализа, приобретает весомую ценность и, тем самым, может нанести колоссальный вред в различного рода его проявлениях.

Кроме того, в силу указанных обстоятельств, вышеуказанная общедоступная информация, а особенно в совокупности с какой-либо конфиденциальной информацией, все же может изменить своё исходное качество и в совокупности отразить свойства государственной тайны [4, с. 290].

Отметим, что на практике зачастую встречаются именно собирание и передача информации о местонахождении объектов заинтересованности, а также режиме охраны, порядке их посещения и т. д., кроме того, о местонахождении тайников с целью передачи всех необходимых материалов.

Конструкция объективной стороны рассматриваемого в рамках настоящей статьи преступления относится к так называемым формальным составам, так как не включает в себя наступление каких-либо конкретных общественно опасных последствий.

При этом способы совершения государственной измены весьма разнообразны. Однако последствия не охватываются лишь конструкцией составов рассматриваемого преступления. На практике в случае, если изменническая деятельность не была своевременно пресечена, безопасности государства всегда причиняется определённый ущерб.

Таким образом, согласно п. «б» ч. 1 ст. 63 УК РФ при наступлении тяжких последствий они все же учитываются в процессе расследования и в результате назначения уголовного наказания как обстоятельство, которое отягчает наказание.

Для практической реализации мероприятий, нацеленных против безопасности нашего государства, используются граждане различных стран, а в отдельных случаях даже и лица без гражданства. При этом специальный субъект преступления, регламентированного ст. 275 УК РФ, прямо определен в самой норме уголовного закона по признаку гражданства.

Тем самым, наличие у гражданина России гражданства какого-либо иного государства на квалификацию государственной измены не оказывает никакого влияния. Весьма очевидно, что именно изменническая деятельность объективно представляет собой огромную общественную опасность, поскольку измена представляет собой предательство интересов своей Родины.

Полагаем, что под термином «Родина» в социально-политическом контексте следует понимать, прежде всего, систему «общество-государство» [3, с. 153].

Таким образом, субъект преступления, регламентированного ст. 275 УК РФ, по самой сути совершённого им преступного деяния является настоящим предателем, который оказывает определенную помощь иностранному государству в деятельности, нацеленной против безопасности нашего государства.

Следует отметить всю остроту межгосударственных проблем, имеющихся в современном мире, и решаемых не только привычными методами, а всё в большей степени с использованием технологии непрямых действий, которые подрывают государство-соперника изнутри. Это своего рода стратегия, которая имеет под собой цель оказания системного дестабилизирующего воздействия на определенное государство, а также целую группу государств или даже на целый регион.

При этом в рамках стратегии в качестве главного объекта геополитической агрессии выбираются правящие круги «государства-жертвы», целью которой выступает взятие под непрямой контроль высших эшелонов власти данной страны посредствам тайного воздействия с применением агентов влияния.

Рассматривая этот вопрос с позиции уголовного права, следует отметить, что агентами влияния необходимо, прежде всего, считать лиц, которые непосредственно занимают ответственное положение как в обществе, так и в государстве, которые установили преступный сговор с иностранными «адресатами» и соответственно по их заданиям и планам, меняющим в весьма выгодном для них направлении деятельность учреждений, организаций и общественных объединений.

Таким образом, в этом случае, как правило, речь идёт о специальном субъекте уголовного преступления, являющимся не только гражданином нашей страны, но и государственным либо же общественным деятелем. При этом если предательская деятельность указанного лица не была выражена в выдаче государственной тайны, то она соответственно представляет собой определенную форму государственной измены. Из этого следует, что отмеченные особенности рассматриваемого состава преступления требуют их усовершенствования, включая в себя большую унификацию диспозиции и санкций норм об государственной измене [5, с. 394].

Как мы видим, в вопросах установления уголовной ответственности за государственную измену существует целый ряд пробелов, которые следует устранить. Во-первых, представляется целесообразным в части усовершенствования ст. 275 УК РФ изменить, прежде всего, её название на более корректное, а именно «измена государству».

Во-вторых, невзирая на устоявшуюся конструкцию объективной стороны правовой нормы о государственной измене, представляется возможным и даже необходимым более кратко, однако, в то же время более емко сформулировать методы совершения и круг «субъектов-адресатов» рассматриваемого преступления следующим образом.

Прежде всего, ввиду обязанности граждан нашего государства быть верными своей стране следует сохранить их ответственность за оказание помощи иностранным «адресатам» в деятельности, непосредственно нацеленной против безопасности России.

На наш взгляд, нет никакой необходимости в выделении такой формы измены государству как собственно шпионаж, поскольку ее наличие вносит определенную путаницу в квалификацию содеянного как оконченного уголовного преступления и, тем самым, выглядит не вполне логичным в контексте состава, регламентированного ст. 275 УК РФ.

Достаточно серьёзной проблемой отечественного уголовного права считается отсутствие в нём правовых норм военного времени. Так, часть 3 ст. 331 УК РФ лишь гласит, что «уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». При этом применительно к государственной измене такое деяние, как собственно переход на сторону противника, все же формально охватывается иным оказанием помощи, поскольку фактически данное уголовное преступление, которое может быть непосредственно совершено исключительно в военное время либо же в боевой обстановке. Тем не менее, его общественная опасность все же носит повышенный характер, и в отдельных случаях переход на сторону противника в условиях современных войн, как правило, может повлечь катастрофические (то есть особо тяжкие) последствия для безопасности России.

Таким образом, современный уголовный закон должен предусматривать самые строгие и четкие меры уголовной ответственности, вплоть до применения смертной казни, за особо тяжкие преступления, которые совершены в военное время или в условиях боевой обстановке. Однако это потребует изменения ч. 2 ст. 20 Конституции России и ч. 1 ст. 59 УК РФ в части установления возможности назначения смертной казни за указанные преступления.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции от 21.07.2014 г.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря;
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации — 1996. — № 25 — Ст. 2954;
  3. Демчук С. Д. О совершенствовании норм закона об уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж // Военное право. 2019. № 5 (57). С. 153–164;
  4. Лавицкая М. И., Абашина Л. А. Зашита безопасности российского государства уголовно-правовыми средствами (на примере ст. 275 УК РФ «Государственная измена») // Правовая безопасность личности, государства и общества. 2019. С. 290–300;
  5. Рарог А. И. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект. 2020. 624 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная измена, УК РФ, уголовная ответственность, военное время, безопасность России, боевая обстановка, государство, государственная тайна, изменническая деятельность, Российская Федерация.


Основной закон Российской Федерации в ч. 3 ст. 4 [1] закрепляет конституционные принципы территориальной целостности и неприкосновенности российского государства. Обеспечение обороны страны и безопасности государства, в том числе в контексте достижения и реализации вышеприведенных конституционных принципов, является одним из важных направлений государственной политики.

Об особой значимости общественных отношений в сфере охраны и обеспечения защиты основ конституционного строя и государственной безопасности является выделение в Особенной части Уголовного кодекса РФ специальной главы, закрепляющей составы преступлений, нарушая которые, преступник посягает на указанные отношения. Одним из преступлений, направленных против безопасности России, является государственная измена, ответственность за совершение которой предусмотрена ст. 275 Уголовного кодекса РФ.

Ключевые слова: государственная измена, уголовная ответственность за государственную измену, современное состояние уголовной ответственности за государственную измену, преступления против государственной безопасности.

The basic law of the Russian Federation, in Article 3, 4 enshrines the constitutional principles of the territorial integrity and integrity of the Russian state. Ensuring the defence of the country and the security of the state, including in the context of achieving and implementing the above constitutional principles, is an important area of public policy.

On the special importance of public relations in the field of protection and protection of the foundations of the constitutional order and state security is the allocation in the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation a special chapter, enshrining the composition of crimes, violating which, the offender infalls on these relations. One of the crimes against Russia's security is treason, the responsibility for which is provided by Art. 275 Of the Russian Criminal Code.

Keywords: treason, criminal responsibility for treason, the current state of criminal responsibility for treason, crimes against state security.

В советское время, до 1961 года, ответственность за измену Родине (наряду с такими преступлениями, как теракт, диверсия, антисоветская пропаганда и пр.) предусматривалась ст. 58 Уголовного кодекса РСФСР [3]. Согласно докладу силовиков первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущеву число лиц, осужденных за совершение преступления, предусмотренного ст. 58 УК РСФСР, за период 19921–1953 гг. составляло 3,78 миллионов человек, из которых 643 000,00 человека были приговорены к смертной казни.

В новом Уголовном кодексе 1960 года преступление в виде измены Родине закреплялось в ст. 64 Кодекса.

Из записки 1975 года Ю. А. Андропова [4] следует, что за десять лет количество осужденных по ст. 64 составляло более 1200 человек, из них 457 человек осуждены в 1963–1966гг., 423 человека — в 1967–1970гг., 350 человек — в 1971–1974гг.

В настоящее время, в условиях развития современного российского государства, количество случаев привлечения к ответственности за совершение государственной измены существенно меньше. Так, согласно статистике, опубликованной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение государственной измены, распределено следующим образом: в 1997г. осуждены 2 человека, в 1998г. и 2000г. — по 1 чел. за год, в 1999г. и 2001г. — по 3 чел. за год, в 2002г. и 2003г. — по 2 чел. за год, в 2006–2008 г. — по 3 чел. за год, за период с 2009г. по 2013г. осуждены были от 4 до 7 человек ежегодно, в 2014г. — 15 чел., в 2016г. — 11 чел., в 2017г. — 14 чел., в 2017г. и 2018г. — по 4 чел. за год, в 2019г. — 6 чел.

Указанная статистика свидетельствует, что значительный прирост (в два раза) количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по ст.275 Уголовного кодекса РФ, наблюдался в период с 2014 по 2016 год, что связано с особенностями внешнеполитической деятельности России и формированием и активной эскалацией российско-украинского конфликта, обострением отношений между Россией и Западом.

Несмотря на действительное небольшое количество преступлений по ст. 275 Уголовного кодекса РФ в общем объеме всех совершаемых преступлений, охватываемые диспозицией указанной статьи преступные действия обладают повышенной степенью общественной опасности, поскольку посягают на безопасность государства и создают препятствия и угрозы для нормального функционирования и развития не только государства и его институтов, но и всего общества в целом. Кроме того, отмеченная выше тенденция к увеличению числа осужденных в зависимости от международных взаимодействий государств сигнализирует о непосредственной взаимосвязи внешнеполитической активности страны и возрастанию случаев привлечения к ответственности за государственную измену.

Указанные обстоятельства, а равно и недопустимость привлечения к уголовной ответственности лиц вследствие их правомерной, но «неудобной» для власти политической активности, обусловливает важность правильной квалификации деяния, что, в свою очередь, влечет необходимость формирования четкого и конкретного подхода в правоприменительной практике к установлению всех элементов состава преступления, предусмотренного ст. 275 Уголовного кодекса РФ, и их тождества конкретным фактическим обстоятельствам каждого дела.

Диспозиция статьи 275 Уголовного кодекса РФ сформулирована обобщенно и абстрактно, соответственно, конкретного перечня действий, образующих состав государственной измены, законодателем не предусмотрено. Фактически, правоприменители самостоятельно устанавливают наличие или отсутствие в действиях лица состава ст. 275 Уголовного кодекса РФ, руководствуясь не конкретными нормами права, а своим внутренним убеждением, сформированным подходом к работе и расследованию подобных преступлений [7].

Отсутствие конкретики порождает весьма актуальный вопрос: может ли лицо, оказывающее любую помощь иностранному государству, совершить государственную измену, и как коррелирует привлечение лица к ответственности за государственную измену к праву на свободное распространение информации?

В условиях активного развития цифровых технологий и массовой информатизации общества представляется очень важным отграничить государственную измену и свободное распространение информации. Формально, в диспозиции ст. 275 Уголовного кодекса РФ указано на отнесение выдаваемых лицом сведений к государственной тайне. Однако на практике такое различие не всегда удается однозначно установить.

Вместе с тем, сама по себе формулировка указанных условий и в целом примечания носит обобщенный характер. Само по себе действие примечания распространяется на ст.ст. 275, 276 и 278 Уголовного кодекса РФ, однако конкретизация его условий применительно к каждой норме законодателем не установлена. Кроме того, из содержания примечания следует наличие возможности у лица на протяжении долгого времени причинять существенный вред интересам страны до добровольного предотвращения им причинения ущерба. При этом границы отграничения первоначального размера ущерба от совершенного преступного деяния законодателем не проведены. Фактически, из общего восприятия содержания рассматриваемого примечания следует, что лицо может с легкостью избежать уголовной ответственности за уже причиненный вред интересам страны [6].

Рассматриваемые выше несовершенства юридической техники, касающиеся отсутствия дифференцированного подхода и конкретизирующих норм в части регулирования вопросов освобождения от уголовной ответственности за совершение государственной измены, а равно и использование обобщенных понятий и абстрактной формулировки ст. 275 Уголовного кодекса РФ, несомненно, является одним из главных обстоятельств возникновения правоприменительных трудностей и ошибок в квалификации указанного преступления.

Учитывая, что государственная измена посягает на безопасность и интересы государства и относится к числу особо тяжких преступлений, представляется, что лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности за совершение предусмотренного ст. 275 Уголовного кодекса РФ преступления только при наличии в его действиях признаков состава указанного преступления, которое максимально детально конкретизированы в диспозиции нормы, и им соответствуют признаки фактически совершенного деяния [5].

Для российской системы уголовного преследования характерен обвинительный уклон. Его проявления по делам, касающимся государственной измены, а равно и по иным делам, связанным с интересами страны и государственной тайной, влечет негативные последствия для реализации процессуальных прав лица, совершившего подобные преступления (или подозреваемого в их совершение). Обвинительный уклон, порождающий секретность и скрытность, вовлеченность в расследование государственной измены Федеральной службы безопасности, нередкое построение обвинения на основе секретных норм, содержание которых не известно самому подозреваемого и (или) обвиняемого, привлечение к участию в деле государственных защитников по назначению, по сути выступающих в качестве «карманных адвокатов» следствия, ограничение прав адвоката на работу с материалами дела в случае наличия в деле секретных материалов, невозможность рассмотрения дела судом присяжных, закрытость судебного разбирательства, — все эти проблемы, возникающие в связи с уголовным преследованием лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении государственной измены, являются недостатками уголовно-правовой системы и свидетельствуют о несовершенстве правового механизма установления в действиях лица состава ст. 275 Уголовного кодекса РФ и привлечения лица к ответственности по данной статье [9].

В условиях внешнеполитической активности государства, учитывая возрастание количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 275 Уголовного кодекса РФ, именно в периоды международных (в т. ч. политических) конфликтов представляется важным обеспечить независимость института привлечения к уголовной ответственности за совершение государственной измены от политических сил, властного влияния и невовлеченность дел о государственной измены в составную часть кампании против другого государства [9].

В заключении хотелось бы обратить особое внимание на то, что состояние уголовной ответственности за государственную измену напрямую зависит от взаимоотношений между странами и их конфликтами [10]. При этом возникающие правоприменительные проблемы могут быть устранены только комплексными мероприятиями, направленными на устранение несовершенства средств юридической техники при конструировании нормы с.275 Уголовного кодекса РФ и повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование, и судебной системы. Только в таком случае те проблемы, которые были рассмотрены в настоящей работе, включая секретность, обвинительный уклон, недоступность материалов дела для защитника и его клиента, будут успешно устранены, а лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении государственной измены сможет максимально полно реализовать гарантированные ему законодательством процессуальные права, в т. ч. право на защиту и право на справедливое и всестороннее судебное разбирательство дела.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная измена, Уголовный кодекс РФ, уголовная ответственность, интерес страны, лицо, преступление, свободное распространение информации, совершение, государственная безопасность, обвинительный уклон.


Освобождение от уголовной ответственности — это оставление уголовной ответственности без ее реализации, т. е. искусственное прерывание уголовного правоотношения. Освобождение от уголовной ответственности — это отказ государства от вынесения порицания лицам, совершившим преступления. Выражается оно в прекращении уголовных дел до момента вынесения обвинительных приговоров. Освобождение от уголовной ответственности регламентирует глава 11 Общей части УК РФ. В данной главе предусмотрены, в частности, такие основания освобождения как деятельное раскаяние (ст. 75 УК РФ), примирение с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), перечисление в федеральный бюджет денежного возмещения (ст. 76.1 УК РФ), назначение судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ), истечение срока давности (ст. 78 УК РФ).

Основание для такого освобождения — это нецелесообразность привлечения к уголовной ответственности лица, которое после совершения преступления в значительной мере утратило общественную опасность или в силу особых обстоятельств, обусловивших данное преступление, имеет небольшую степень опасности.

Поскольку такие преступления как государственная измена и шпионаж относятся к особо тяжким преступлениям, к ним не применимы основания освобождения от наказания, предусмотренные ч. 1 ст. 75, ст. ст. 76, 76.1, 76.2, 90 УК РФ. Также не известны случаи издания актов амнистии, которыми бы от уголовной ответственности освобождались лица, совершившие подобные преступления.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 75 УК РФ лицо, совершившее преступление иной категории (тяжкое или особо тяжкое), освобождается от уголовной ответственности в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Предусмотренные законом специальные виды освобождения от уголовной ответственности, как правило, преследуют цель стимулирования лиц, которые совершили преступления, к прекращению преступной деятельности либо к активным действиям, которые направлены на предотвращение, устранение или нейтрализацию вредных социальных последствий совершенных преступлений, и они связаны во многих случаях с дополнительными условиями освобождения. [1. c. 78]

Такая поощрительная норма должна показывать лицу, совершившему рассматриваемые преступления, путь к освобождению от уголовной ответственности при условии, что он выполнит условия, указанные в законе.

Примечание к ст. 275 УК РФ относится к случаям оконченного преступления, т. е. когда уже невозможен добровольный отказ от преступления. В данном примечании также идет речь о предотвращении дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации, поэтому нужно осознавать, что ущерб уже причинен. Как условие освобождения от уголовной ответственности требуется сочетание двух обстоятельств:

1) добровольности действий виновного;

2) своевременности таких действий.

− отсутствие принуждения на индивида со стороны кого-либо другого;

− неосведомленность органов власти, как о совершенном преступлении, так и о лице, которое его совершило;

− наличие у субъекта преступления реальной возможности в продолжении своей преступной деятельности. [2. C. 78]

Однако, применительно к данным составам преступлений, такие рассуждения законодатель считает неприемлемыми, т. к. прямо указывает на то, что лицо будет освобождаться от уголовной ответственности, если будет способствовать предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от достижения цели преступления одним или несколькими актами шпионажа или государственной измены должно применяться примечание об освобождении от уголовной ответственности, когда лицо, его совершившее, добровольно заявит о своей деятельности.

Примечание к ст. 275 УК РФ в этом плане выгодно отличаются от примечания к ст. 64 УК РСФСР 1960 года, которым предусматривалось, что завербованные лица могли освобождаться от уголовной ответственности, если они не выполняли никаких действий, а также добровольно заявили о своих актах государственной измены. [5. C. 23]

1. Антонов А. Г. Специальные основания освобождения от уголовной ответственности за государственную измену, шпионаж, насильственный захват или удержание власти // Уголовное право. — 2009. — № 3. — С. 9.

2. Антонов А. Г. Государственная измена и шпионаж: вопросы освобождения от уголовной ответственности // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Преступление. Наказание. Исправление. — 2011. — № 4 (16). — С. 78.

3. Леонтьевский В. А. К вопросу и конструировании примечаний к статьям Особенной части УК РФ, содержащих нормы об освобождении от уголовной ответственности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. — 2003. — № 6. — С. 148.

4. Дьяков С., Самойленко П. Изменения и дополнения Закона «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г. // Социалистическая законность. — 1984. — № 11. — С. 23.

5. Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — С. 152.

6. Потапова Д. К вопросу о нововведениях в составе государственной измены // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. — Иркутск, 2013. — С. 148.

7. Емельянов В. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение и разграничение // Законность. — 2002. — № 7. — С. 22.

Государственная измена – шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ (ст. 275 УК).

Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Суверенитет – это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти. Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.

Шпионаж как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только по субъекту преступления (см. ниже).

Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности РФ и которые составляют государственную тайну.

Полный перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне, в частности, относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против РФ заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами и т.п. Данный вид государственной измены считается оконченным с момента фактического оказания гражданином РФ помощи иностранному государству или иностранной организации в такой деятельности.

Понятие враждебной деятельности включает в себя любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической – срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной – поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки – расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.

Шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК, – передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Действия, имеющие своим предметом сведения, составляющие государственную тайну, состоят в:

- хранении этих сведений.

Похищение сведений – это незаконное их изъятие любым способом у законного обладателя.

Под собиранием понимается любой другой, помимо похищения, способ получения секретной информации (подслушивание, фотографирование, копирование и т.д.).

Хранение означает временное обладание сведениями, предназначенными для передачи и собранными либо похищенными не самим хранителем, а другими лицами, а также добровольно переданными хранителю их обладателем.

Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа, если:

- эти действия совершаются по заданию иностранной разведки;

- они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности РФ. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает оценку деяния как шпионажа.

Вопрос 68. Создание юридических лиц. Порядок образования, учредительные документы, государственная регистрация.

Вопрос 68. Создание юридических лиц. Порядок образования, учредительные документы, государственная регистрация. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной

Статья 121. Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга

Статья 121. Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга 1. Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской

Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российск

Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в

102. Государственная измена; шпионаж; разглашение государственной тайны

102. Государственная измена; шпионаж; разглашение государственной тайны 1. Государственная измена. Объект – внешняя безопасность РФ.Объективная сторонаГосударственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической,

Статья 275. Государственная измена

Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней

Статья 276. Шпионаж

Статья 276. Шпионаж Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки

Статья 275. Государственная измена

Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней

Статья 276. Шпионаж

Статья 276. Шпионаж Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки

1. Государственная измена

1. Государственная измена Объект преступления — внешняя безопасность государства, то есть защищенность его государственного и общественного строя от угроз извне. Посягательство на внешнюю безопасность затрагивает такие категории, как конституционный строй,

2. Шпионаж

2. Шпионаж Объектом преступления, как и в ст. 275, является внешняя безопасность РФ, ущерб которой наносится в результате незаконного распространения сведений, составляющих государственную тайну, или иных сведений, представляющих важность для основ конституционного

Статья 111. Государственная измена

Статья 111. Государственная измена 1. Государственная измена, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной

Статья 114. Шпионаж

Статья 114. Шпионаж 1. Передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, если эти действия совершены иностранцем или лицом без гражданства, — наказываются

7. Гражданское общество, государство и государственная измена

7. Гражданское общество, государство и государственная измена Эта тема такова, что начинать её освещение придётся с определения значений терминов. «Гражданское общество» — это термин, вошедший в политический лексикон СССР в годы перестройки. Для СССР его

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: