Государственная идеология как социальная ценность политико правовое значение

Обновлено: 04.05.2024

Идеология как атрибутивный признак государства. Мобилизация людей на реализацию поставленных целей. Идеологическая доктрина и мировоззренческая основа. Идейный плюрализм гражданского общества и бесцензурное обсуждение социально-политических проблем.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.06.2011
Размер файла 27,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

здравоохранения Республики Беларусь

Уо «Витебский государственный Ордена дружбы народов медицинский университет »

Кафедра «Социально-гуманитарных наук»

«Государственная идеология как социально-политический феномен»

Подобные документы

Представления народа о политическом устройстве Республики Беларусь. Народовластие, политический плюрализм, разделение властей. Механизм взаимодействия органов государственной власти, место и роль общественно-политических сил в политическом процессе.

реферат [19,9 K], добавлен 25.11.2009

По сферам социальной жизни идеология классифицируется на гуманитарную, экономическую, социальную. Политическая идеология как форма общественного сознания. Государственная власть, финансово-экономическое могущество как важнейшие объекты идеологии.

реферат [22,7 K], добавлен 12.11.2008

Исследование гражданского общества, социально-экономической и личной сферы жизнедеятельности людей и отношений между ними. Анализ соотношения представительной демократии и взаимодействия власти и общества, уровня правовой культуры и активности населения.

реферат [21,2 K], добавлен 29.08.2011

Партия – социально-политический институт, посредством которого осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства. Признаки, виды, структура и принципы деятельности политических партий и движений, современные тенденции их развития в РФ.

контрольная работа [33,6 K], добавлен 20.11.2012

Сущность и развитие концепции гражданского общества. Его структура социально-политическая и духовная сферы. Программы государственной поддержки неправительственных некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества.

реферат [43,7 K], добавлен 11.02.2015

Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности. Понятие и признаки правового государства. Понятие гражданского общества. Структура (системы и институты) гражданского общества.

реферат [32,3 K], добавлен 25.06.2008

Полемика нестяжателей и иосифлян по политико-правовым вопросам. Концепция Филофея "Москва–третий Рим". Политическая идеология Московского государства. Особенности политико-правовых взглядов Грозного и Курбского. Содержание "Временника" И. Тимофеева.

Государство сильно законами, общими правилами, целями, стратегией развития, которые находят свое отражение в идеологии. Ни одно государственное образование не может существовать без духовно-идеологических основ, которые составляют фундамент его единства, целостности и одновременно содержат целенаправленную программу социальной жизнедеятельности народа, общества и государства.

Сл. Идеология государства – это национальная объединяющая и мобилизующая идея. Через пропаганду этой идеи, воздействуя на сознание людей, государство преследует цель, чтобы проживающее на его территории население осознавало себя как единое общественное целое в культурно-историческом, государственно-политическом, экономическом, нравственно-духовном и территориальном планах. Она позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания.

Государственная идеология – атрибутивный (неотъемлемый, существенный) признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета, территории, власти, права. Государства без идеологии не бывает.

Государственная идеология по степени организации является более высокой системой, чем любая другая идеология в обществе, так как у государства имеются самые сильные ресурсы для литературного оформления и юридического закрепления (в правовых нормах) идей и ценностей, лежащих в основе государственной политики. Это, прежде всего, Конституция страны, совокупность законодательных актов, государственных программ, которые обязательны для соблюдения и исполнения всеми членами общества.

В демократических режимах каждая общественная сила (класс, социальная группа, политическое движение) вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, приходит к власти, а ее идеология на определенный период времени становится официальной и ориентирует государственную деятельность в конкретном направлении. В обществе всегда имеются особые лица (философы, социологи, историки, политологи, политики, высшие должностные государственные лица) и учреждения, которые заняты постоянным обновлением государственной идеологии.

Истоки идеологии белорусского государства следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности. Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния – это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

В системе ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Сл. Идеология белорусского государства– юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей, которая отражает цели и особенностям белорусского пути общественного развития.

Базовые принципы и цели развития белорусского государства закреплены в Конституции Республики Беларусь, которая является правовой основой государственной идеологии.

На сегодняшний день наиболее универсальной ценностью, несущей в себе консолидирующий потенциал, является суверенное белорусское государство.

Идеология Республики Беларусь призвана обеспечить реализацию главной миссии белорусского государства на первую четверть ХХІ века – способствовать устойчивому социально-культурному развитию страны в условиях суверенитета.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит:

«Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство»

Унитарное– государство не имеет в составе федеративных единиц (штатов, заморских

департаментов и др.), подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области). Центральные государственные органы наделены всей полнотой власти.

Демократическое -организация и деятельность государства направлены на признание и обеспечение полновластия народа, прав и свобод человека и гражданина. В Конституции Республики Беларусь (Статья 3) указано: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».

Социальное– государство стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность. В Статье 2 Конституции Республики Беларусь заявлено: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Правовое- организация и деятельность государственной власти во взаимоотношениях с гражданами и их объединениями основана на праве и соответствует законам. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы исключить её монополизацию. В Конституции Республики Беларусь (Статья 2) прописана взаимная ответственность государства и гражданина: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Сл. Структурные компоненты идеологии белорусского государства:

- политическая модель белорусского государства, основанная на принципах суверенитета, народовластия, свободы мнений, разделения властей и верховенства права;

- экономическая модель, основанная на принципах многоукладной рыночной экономики, равенстве форм собственности и социальных гарантиях для населения;

- мировоззренческая составляющая, основанная на принципах патриотизма, гражданственности, солидарности.

Сл. Среди наиболее значимых приоритетов идеологии белорусского государстваможно выделить:

-государственный суверенитет Беларуси и международное сотрудничество на взаимовыгодных условиях, интеграция с Российской федерацией и странами Содружества Независимых Государств;

-признание человека как высшей общественной ценности и цели государства, обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;

-принцип верховенства права;

-многоукладный, рыночный, социально ориентированный характер экономики страны;

-справедливость, солидарность и партнёрство в отношениях между различными социальными группами;

-веротерпимость и свобода совести;

-патриотизм и гражданственность.

Стержневыми ценностями идеологии белорусского государства являются: безопасность, благосостояние граждан, независимость государства.

Идеология государства призвана сформулировать идеал современного белорусского общества, составными элементами которого являются: построение демократического правового государства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности, достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность. Таковы основные приоритеты идеологии белорусской государственности.

По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».

Создание единой идеологии не означает, что в государстве не допускается или серьезно ограничивается существование других идеологий.

Государственная идеология - система знаний и ценностей, задающая цели и ориентиры развития общества.

Государственная идеология, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Государственная идеология, давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться граждане, организует и регулирует поведение личности в обществе. Поэтому идеология, с одной стороны, направляет деятельность государственной власти, а с другой — управляет поведением индивидов.

Вместе с тем на протяжении многих веков государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. Идеологические ценности определяли образование новых социальных структур и институтов, так как вначале создавались идеологические учения, а затем уже на их основе преобразовывались социальные отношения.

Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.

5. Соц носители, источники, ресурсы полит власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

6.Понятие политики.Многообразие подходов к определению политки.

Политика — общее генеральное управление, стратегия принятия решений и согласованных действий, которые облегчают достижение декларируемых, согласованных и запланированных программных целей. Политика направляет действие на достижение генеральных, общественных многопрофильных и многоуровневых целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные принципы и механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях. • экономические определения политики наиболее ярко пред­ставлены в марксизме: политика - концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая сфера общественной жизни утрачивает свою самостоятельность; ПОДХОДЫ

• правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Яркий пример правового определения политики - теория общественного договора (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо). Теория общественного договора трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека. В современной литературе существуют и противоположные трактовки: право - это порождение политики, важнейшее средство ее реализации, создания и закрепления стабильного общественного порядка;

• нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства - справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла еще в древности. Платон создал модель идеального государства. Аристотель писал, что справедливость имеет место только в политической жизни, политика является высшей формой жизнедеятельности людей;

• культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей. Качество политики зависит от культурных составляющих - менталитета, ценностных ориентации, норм, воплощающихся в моделях поведения.

Вторая группа - субстанциальные (сущностные) определения политики- ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики. Для этой группы характерны следующие определения:

-силовые, или директивные (властные). В них политика - это Действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, Удержание и использование. Сущность власти определяется через механизмы социального господства, как считали Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс;

• институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства. Политика «материализуется» в таких институтах, как государство, политические партии, общественные организации. Так, В.И. Ленин утверждал, чтополитика-это участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности;

• конфликтно-консенсусные определения показывают, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей. Социум не монолитен, он имеет сложную структуру. Французский политолог М. Дюверже отмечал, что политическая теория колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной - политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет собой попытку осуществить правление порядка и справедливости, обеспечить интеграцию всех граждан в сообщество.

Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р. Дарендорф): политика - это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов; борьба за власть; навязывание воли господствующего класса.

Консенсусное направление получило обоснование в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии (А. Бентли, Г. Ласки, Р. Даль). Политика - это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;

• антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К. Шмидт рассматривал политику как отношения друзей - врагов.

Третья группа включает системные определения политики. Политика - это не застывшее, законченное явление, а постоянно возобновляющийся процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политическая система включает следующие механизмы: обеспечение целостности общества; определение стратегических целей обществен­ного развития; выработку механизма по коллективному достижению стратегических целей; распределение и перераспределение ценностей и ресурсов. Политика - это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс. Основные теоретики системного подхода - Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд.

7Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Базовым принципом либерализма является индивидуальная свобода, права и возможности человека самому определять свои жизненные цели, нести личную ответственность за свое благополучие и общественное положение. Либерализм провозгласил абсолютную ценность человеческой личности, существование неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность), верховенство закона как инструмента социального контроля, ограничение функций государства, возможность установления социального порядка на основах разума и свободы. Основные идеи классического либерализма были сформулированы по отношению к экономической, политической, духовной и социальной сферам. В экономической области либералы отстаивали свободу предпринимательства и конкуренции, которая дает каждому шанс разбогатеть. Они осуждают вмешательство государства в экономику и протекционизм. Функции государства должны сводиться к охране частной собственности, порядка в стране и защиты ее суверенитета, т.е. государство должно быть «ночным сторожем». В политической области либерализм утверждал равенство всех граждан перед законом, признавал за каждым человеком основные политические права и свободы. Рассматривая монопольную власть как угрозу правам и свободам индивида, представители либерализма сформулировали идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Исходя из теории общественного договора, народ признавался источником власти, что предполагало взаимную правовую ответственность между государством и гражданами. Либерализм признавал также право народа на революцию по отношению к деспотической власти. В духовной сфере либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мнения и слова, способность к компромиссу и терпимости. В социальной области либерализм делал ставку на уверенных в своих силах людей, которые способны самостоятельно утвердиться в жизни. Признавая равенство возможностей, либералы отрицали социальное равенство в силу «естественного неравенства» людей. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в результате эволюции либерализма возникает неолиберализм. В концепции неолиберализма по-новому рассматривается роль государства и признается необходимость расширения его функций. Государство – это не «ночной сторож», а активный участник экономической жизни, который через принятие антимонопольного или антитрестовского законодательства в состоянии защитить свободу предпринимательства и конкуренции от монополий и тем самым поддержать мелкий и средний бизнес. Одной из самых важных целей при этом становится неуклонное расширение числа собственников.

Неолиберализм признает значение социальных проблем в обществе и необходимость проведения государством активной социальной политики. Ее цель – создание условий, обеспечивающих уверенность членов общества в завтрашнем дне. Важнейшей функцией государства рассматривается поддержка социально незащищенных слоев путем перераспределения доходов и осуществления широких социальных программ. Выдвигается идея создания «государства всеобщего благоденствия». Однако во второй половине 70-х годов ХХ в. неолиберальные программы оказались нереализованными вследствие падения темпов роста экономики в ряде западных стран ухудшения экологической ситуации и качества жизни. В такой обстановке укрепляются позиции неоконсерватизма.

8.Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.

Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, по-литике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе поня-тий.

В ходе эволюции политических знаний, наряду с глубоким пониманием сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются. Их круг достаточно широк:

это политические пар-тии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения и т.д.

Государственно-правовые отношения людей – это специфическая сфера социального бытия со своими фундаментальными закономерностями, внутренними взаимосвязями, источниками раз-вития и каналами зависимости от внешней среды. В политической и правовой науке зреет пони-мание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых явлений нового понятия, способного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несо-мненное влияние на рождение этой идеи оказал показавший к середине XX в. свою эвристическую ценность системный метод познания, среди важнейших принципов которого выделяют:

• идею целостности системы – образования в результате сочетания разнообразных факторов новых качеств, свойств, не проявляющих себя в разрозненном состоянии;

• значение выявления всего многообразия отношений системы с внешней средой, описание каналов, способов взаимодействия с которой имеет большое значение для правильного понимания связей внутри системы;

Политическая система — это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть. Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативноправовую и функционально-коммуникативную.

1. Институциональная подсистема включает всю совокупность политических институтов как формализованных, так и неформализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно-политические объединения и организации, группы давления и др. Формализованные институты по сути создают политическую организацию общества с относительно устойчивой структурой и функционально-ролевой определенностью. К неформализованным относятся институты, не имеющие своего «постоянного» места (и роли) в политической организации. Они возникают спонтанно (эпизодически) по мере необходимости, но тем не менее могут оказывать значительное влияние на принятие политических решений. К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов и др.) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

В этот период, как правило, появляется большое количество политических блоков, движений, групп поддержки и т. д. На выборах по сути каждый избиратель становится субъектом политики, от которого зависит формирование тех или иных органов власти или стратегия развития политической системы и общества.

Каждый институт занимает определенное место в политической системе, и эти места неравнозначны. Поэтому одни институты имеют больше возможностей влиять на политический процесс.

Но тем не менее каждый институт выполняет свои функции по принятию политических решений и контролю за их исполнением.2. Нормативно-правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают

23:00:34 пределы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно-правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.Нормативно-правовая подсистема задает общую направленность во взаимодействии всех субъектов политики, предписывает им общие «правила игры», придает системную целостность всем институтам политической системы.3. Функционально-коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культурой, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствамиФорма политической системы зависит не только от наличия тех или иных политических институтов и правовых норм, но и от того, какими людьми «наполняются» эти институты и какие отношения между ними возникают; имеют ли возможности и способности эти люди исполнять принятые законы, защищать свои интересы и «играть по правилам». Например, в политической системе Советского Союза имелись в наличии все необходимые для демократического общества институты, а конституция СССР 1937 года до сих пор считается одной из самых демократических в мире. Однако приоритет одной партии (ВКП(б)—КПСС) над всеми иными политическими институтами и доминирование патриархальной политической культуры в обществе позволили партийно-государственной элите установить тоталитарный режим власти в стране.Демократическая политическая система предполагает правовое равенство основных политических институтов и соблюдение принципа их функциональной независимости. А определенный уровень политической культуры является необходимым условием для поддержания и воспроизводства демократических политических отношений.

1. Национальная и государственная идеология как социально- политический феномен.

2. Составные элементы и уровни государственной идеологии.

3. Формы и методы функционирования государственной идеологии.

4. Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология.

4.1. Национальная и государственная идеология.

В ходе исторического развития нация приходит на смену народности и является более высокой ступенью самоорганизации и консолидации этноса, т.е. коренного народа или, как говорят, титульной нации, давшей название себе и своему государству.

Нации и их самоназвание формировалось также не только на основе единения титульной нации (этноса), одной народности. Некоторые нации сформировались путем объединения близких по языку и культуре народов. Например: французская нация образовалась в результате смешения галлов, германцев, норманнов и других народов.

Северо-американская нация возникла из переселенцев почти всех европейских стран, смешавшись с местными народностями.

Осознание себя как нации особенно рельефно выражается в стремлении к такой форме самоорганизации, как государство. Каждый народ вырабатывает какую-то сумму идей относительно своего прошлого, целей развития, отношений с другими народами. Эту совокупность воззрений и принято называть национальной идеологией.

Важнейшие, доминирующие представления, которыми народ выражает смысл своего существования, народ называет национальной идеей. Что это за идеи? Это представления о начале своей исторической судьбы, национальных истоках (начале своего существования, своего места в мире, осознание своей самобытности, уникальности, если хотите – исключительности. Вот мы такие. Никто лучше нас этот танец не танцует, никто лучше нас не живет, у нас никогда нет детей-сирот. Это все наши дети).

Национальная идея выступает как главный компонент, ядро национального сознания народа. Нациями не рождаются, нациями становятся.

Таким образом, национальная идея не изобретается, а вырастает из характерных (ментальных) черт, ценностей того или иного народа.

Выразителем интересов, устремлений любого народа, нации является создаваемое ими государство. Оно формирует из всей совокупности черт народа национальную идеологию. (Из легенд, верований, образа жизни). И это позволяет называть национальную идеологию государственной идеологией или, что одно и тоже, идеологией государства.

Подчеркну, вслед за профессором В.А. Мельником, что не существует государственно оформленных сообществ людей, т.е. наций, народов без своей идеологии.

Представленная таким образом государственная идеология является характерным признаком нации-государства.

Вместе с тем отметим, что эти национально-окрашенные идеологии, как правило, вбирают и ряд духовных ценностей своего времени. Г.В. Плеханов утверждал, что "…все идеологии имеют один общий корень – психологию эпохи".

4.2. Составные элементы и уровни государственной идеологии.

Представляя собой многоуровневое явление, государственная идеология имеет ряд компонентов, своего рода фундамент деятельности государства, поддерживаемый всеми ресурсами и института системы управления. Именно эту совокупность и называют элементами содержания государственной идеологии.

Что это за элементы? Это идеи, ценности культуры, слагаемые политического, экономического и социально-гуманитарного характера.

1. Культурно-исторические ценности еще называют цивилизационными компонентами государственной идеологии. Среди них сложившиеся идеи, представления о происхождении, формировании народа, особенности его самосознания и становления его как самобытной общности или нации. Сюда мы относим и представления о месте и роли данного народа в мировом историческом процессе.

2. Политическую составляющую государственной идеологии образуют идеи и представления народа о становлении институтов политической системы государства, о ее соответствии современным требованиям и направлениям дальнейшего развития. Сюда же мы отнесем и представления о месте и роли народа, различных социальных сил, партий, общественных объединений.

Экономическая составляющая государственной идеологии включает комплекс форм, методов развития экономики, реализующей важнейшие нужды и потребности народа.

3. Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс идей о взаимоотношении человека и общества. Человек в данном случае предстает как высшая цель общества и государства. Это запечатлено в Конституции Республики Беларусь.

Государственная идеология, как видим, имеет ряд уровней. К высшему уровню мы относим высокого уровня труды научного, литературного, публицистического характера, содержащие системный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Идеологическую направленность жизни народа, общества мы видим в произведениях Я. Купалы, Я. Коласа, А. Пушкина, Ф. Достоевского и других выдающихся деятелей культуры.

Средний уровень государственной идеологии составляют документы, материалы государственной важности, в которых отражены основные принципы, ценности, идеалы, направления внутренней и внешней политики. Прежде всего, это Конституция страны, программы развития, концепции, доктрины и т.д.

Низший уровень государственной идеологии образуют средства человеческой деятельности: политическая символика, популярные кинофильмы, книги, статьи, лекции, концертные программы и многое другое, с помощью чего пропагандируется идеология. Отметим особо важность символики, носящей огромную идеологическую нагрузку. Это могут быть исторические даты, подвиги соотечественников, победы полководцев и т.д.

Государственная идеология призвана крепить духовное единство народа, служить средством мобилизации на творческий труд, достижение высоких результатов в экономике, политике, культуре.

Государственная идеология выполняет, таким образом, целый ряд функций:

– создания позитивного образа общественного устройства;

– прогностическую и др.

4.3. Формы и методы функционирования государственной идеологии.

Идеология нуждается в усилиях по формированию, утверждению, распространению. Это должно стать уделом знающих людей, идеологов, учреждений, организаций, механизма всех систем управления делами общества.

Опыт показывает, что этот механизм может быть централизованным и децентрализованным. Всеохватный механизм нашей прежней политической системы вошел в противоречие с реальной жизнью и сам себя дискредитировал.

Сложившийся по инициативе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко механизм проведения идеологической работы содержит в себе новые черты и направления. Он тесно увязан с работой управленческой вертикали, сопряжен с деятельностью идеологического звена, направляется подготовленными кадрами. Успехи в экономике, реализация целого ряда информационно-технических программ, реальные перемены в социокультурной и духовной сфере позволяют сказать, что механизм государственной идеологии действует слаженно.

Вместе с тем было бы преждевременно говорить, что найдены и приведены в действия все рычаги воздействия на сознание наших граждан, что идеологическая работа не дает сбоев. Сказывается инерционное воздействие слагаемых прежней идеологии, имеют место не достаточно эффективные формы и методы работы идеологических кадров в учреждениях, организациях и предприятиях. Тем самым подтверждается суждение, что идеология требует постоянного внимания, обновления форм и методов работы, которые приносят несомненные плоды.

4.4. Идейный плюрализм гражданского общества и идеология.

Практика налаживания идеологической работы показывает, что проводимая работа требует настойчивости, последовательности, творчества. Здесь у нас есть позитивные результаты. Однако при этом необходимо исходить из важности учета соотношения государственной идеологии и идеологии структур государственного общества. В условиях провозглашенного в нашем государстве идейно-политического плюрализма гражданского общества право на свою, частную идеологию имеют различного рода организации, партии, общественные объединения. Но в предыдущих лекциях отмечалось, что народ, нация, государство также имеют идеологию, общезначимую для всего общества.

Поборники гражданского общества склонны отказывать государственной идеологии в праве на существование, считая, что там, где разнообразие, плюрализм мнений и подходов там и устанавливается "истинно верная научная идеология, наступает конец демократическим началам".

Другие считают, что идеология партий, общественных объединений по определению не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Третьи предлагают вообще отказаться от понятия "государственная идеология", предполагая, что она может отождествляться каждый раз с новым президентом, правительством.

Сложность вопроса, его новизна для нашего общества побуждают нас исходить из того, что государство, его идеология призваны интегрировать интересы всего многоликого общества, что не противоречит гражданскому обществу и его прерогативам. Идеи политических партий, лидеров в случае их победы на выборах, получение поста Президента, большинства в парламенте становятся, обогащают государственную идеологию, не входя в противоречие с ней: отслеживать это состояние призвано гражданское общество в лице многообразных его объединений, не допуская навязывания обществу чуждых ему постулатов, мешая легитимности их носителей. Вот почему весьма важно, чтобы государственная идеология зиждилась на исконном базисе духовности, традиций, интересов народа, нации, а не на призрачных идеалах.

Государственная идеология – совокупность идей, идеалов, ценностей, концепций и доктрин систематизированная и юридически закреплённая государством.
Правовой основой государственной идеологии является Конституция. Государственная идеология дает представление гражданам о направлении развития общества и государства, утверждает общие принципы существования государства и его политики.
Государственная идеология отражает соотношение влияния в обществе различных политических идеологий относительно перспектив экономического, социального и политического развития государства.

Чем стабильнее экономическая, социальная, политическая ситуация в государстве, тем меньше людей поддерживают радикальные политические идеологии, которые пропагандируют идеи расовой, национальной, религиозной, половой дискриминации.

Структура идеологии бел. Гос-ва

Идеология белорусского государства представляет собой сложноорганизованную систему, поскольку каждый из ее компонентов может сам рассматриваться как система (рисунок).

Идеология белорусского государства представляет собой в общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития.

Идеология белорусского государства - это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.

На политическом уровне идеология обретает форму идеологической доктрины. Белорусская идеологическая доктрина является мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях. Формой существования нашей идеологической доктрины является национальная идея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Однако белорусская идеологическая доктрина, или национальная идея, как мировоззренческая основа государственной идеологии, составляет ее очень важную, существенную, но все же часть идеологии белорусского государства. Если же подходить к анализу идеологии системно и рассматривать ее как системную конструкцию, как системную модель, необходимо учитывать все сферы жизнедеятельности нашего государства и белорусского пути развития.

Итак, правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующем разделе книги.

Следующей составной частью Белорусской идеологии белоруссского государства является белорусская политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская политическая система основана на Конституции Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития со стороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков.

16.1

Четвертой составляющей, или составной частью идеологии белорусского государства, является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, о которой было сказано выше. Это - мировоззренческая основа идеологии государства.

На сегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

Что касается диалога ученых и специалистов по поводу, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, то такой документ нужен, но конкретный, в виде концепции государственной идеологической политики. Этот документ должен быть конкретизирован на уровне отраслей, ведомств и регионов в виде программ информационно-аналитического обеспечения государственной идеологической политики. Программа должна включать четкие параметры: цель, задачи, сроки, проблемы, приоритеты, нормативную базу, механизмы реализации, ресурсы оценку эффективности идеологической политики.

Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

1) теоретико-методологический (базис системы). Цель -определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;

3) институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель - определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие;

4) инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель -определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: