Государственная автоматизированная система российской федерации выборы как объект правоотношений

Обновлено: 30.04.2024

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие термины и понятия:

1) Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" - автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума;

2) база данных ГАС "Выборы" - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с использованием комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы";

3) безопасность информации в ГАС "Выборы" - состояние защищенности информации в ГАС "Выборы" от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации в ГАС "Выборы" или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации;

4) информационные процессы в ГАС "Выборы" - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации с использованием комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы";

5) информационные ресурсы ГАС "Выборы" - отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС "Выборы";

6) комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы" (далее - комплексы средств автоматизации) - совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации;

7) персональные данные - сведения, которые содержатся в ГАС "Выборы", позволяют идентифицировать личность гражданина и перечень которых устанавливается федеральными законами;

8) системный администратор - специалист, обеспечивающий эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;

Информация об изменениях:

Подпункт 9 изменен с 14 марта 2022 г. - Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 60-ФЗ

9) фрагмент ГАС "Выборы" - часть ГАС "Выборы", которая функционирует на территории субъекта Российской Федерации, в том числе на федеральной территории, и может быть использована отдельно при подготовке и проведении выборов и референдума соответствующего уровня, а также при решении задач, не связанных с выборами и референдумом;

10) использование ГАС "Выборы" - применение ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума, при осуществлении иных полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также при решении задач, не связанных с выборами и референдумом;

11) эксплуатация ГАС "Выборы" - обеспечение устойчивого функционирования ГАС "Выборы" при ее использовании;

12) развитие ГАС "Выборы" - целенаправленное улучшение характеристик ГАС "Выборы" или расширение ее функций;

Информация об изменениях:

14) юридическая сила документа - свойство документа в ГАС "Выборы", в соответствии с федеральным законодательством позволяющее использовать документ отдельно или в сочетании с другими документами для совершения юридически значимых действий.

2. Иные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, касающиеся подготовки и проведения выборов и референдума, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Использование, эксплуатация и развитие ГАС "Выборы" осуществляются на основе следующих принципов:

1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них;

2) обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума при использовании ГАС "Выборы";

3) оперативное информирование избирателей, участников референдума о ходе и результатах выборов и референдума;

4) недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС "Выборы" органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, которые в соответствии с федеральными законами не могут вмешиваться в данные процессы;

5) сочетание централизации и децентрализации в управлении процессами использования и эксплуатации ГАС "Выборы";

Информация об изменениях:

Подпункт 6 изменен с 14 марта 2022 г. - Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 60-ФЗ

6) обязательное применение ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС "Выборы" других автоматизированных систем и информационных технологий. Дополнительное использование иных государственных информационных систем при подготовке и проведении выборов, референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации допускается в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

7) обеспечение безопасности информации в ГАС "Выборы" в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах "ГАС Выборы", в соответствии с федеральными законами;

8) обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС "Выборы";

9) применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС "Выборы";

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в подпункт 10 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

10) недопустимость подключения ГАС "Выборы" к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

11) недопустимость подключения ГАС "Выборы" при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС "Выборы".

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные термины и понятия
    • Статья 3. Правовая основа использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы"
    • Статья 4. Основные принципы использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы"
    • Статья 5. Статус и назначение ГАС "Выборы"
    • Статья 6. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в области использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы"
    • Статья 7. Полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных, территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума в области использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы"
    • Статья 8. Структура ГАС "Выборы"
    • Статья 9. Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
    • Статья 10. Информационный центр избирательной комиссии субъекта Российской Федерации
    • Статья 11. Системный администратор
    • Статья 12. Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием ГАС "Выборы"
    • Статья 13. Обеспечение достоверности документов, подготовленных с использованием ГАС "Выборы"
    • Статья 14. Правовой режим имущества, входящего в состав комплексов средств автоматизации
    • Статья 15. Обеспечение размещения и эксплуатации комплексов средств автоматизации
    • Статья 16. Состав информационных ресурсов ГАС "Выборы"
    • Статья 17. Правовой режим информационных ресурсов ГАС "Выборы"
    • Статья 18. Доступ к информационным ресурсам ГАС "Выборы"
    • Статья 19. Развитие ГАС "Выборы"
    • Статья 20. Использование ГАС "Выборы" для решения задач, не связанных с выборами и референдумом
    • Статья 21. Обеспечение безопасности информации в ГАС "Выборы"
    • Статья 22. Использование сетей связи в ГАС "Выборы"
    • Статья 23. Контроль за использованием ГАС "Выборы"
    • Статья 24. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона
    • Статья 25. Финансирование использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы"

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ
    "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"

    С изменениями и дополнениями от:

    25 декабря 2008 г., 8 мая 2010 г., 11 июля 2011 г., 28 декабря 2013 г., 12 марта 2014 г., 29 мая 2019 г., 14 марта 2022 г.

    Принят Государственной Думой 20 декабря 2002 года

    Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.

    Президент Российской Федерации

    10 января 2003 г.

    В Законе закреплены правовые, организационные и программно-технические меры, обеспечивающих достоверность обработки данных средствами ГАС "Выборы".

    На уровне Закона регулируются отношения, возникающие при использовании и развитии ГАС "Выборы": определяется правовой режим комплексов средств автоматизации, информационных ресурсов и порядок доступа к ним; порядок финансирования системы; устанавливаются основы для обеспечения ее безопасности.

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 15 января 2003 г. N 5, в "Парламентской газете" от 15 января 2003 г. N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 172

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 14 марта 2022 г. N 60-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 14 марта 2022 г. и с 1 января 2023 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 29 мая 2019 г.

    Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

    Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 292-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Положения подпункта 9 пункта 2 и пункт 2.1 статьи 6, подпункт 6.1 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 292-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.


    ГАС “Выборы” - это ведомственная территориально-распределенная автоматизированная информационно-технологическая система, созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года №1723 “О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”. ГАС "Выборы" разрабатывалась на основе Концепции создания государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”, утвержденной постановлением ЦИК России от 12 июля 1994 года № 223. Генеральным заказчиком ГАС “Выборы” является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральным подрядчиком - Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, правопреемником которого является Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Головной исполнитель работ по созданию ГАС “Выборы” - Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт “Восход”.

    По завершении разработки и опытной эксплуатации система успешно выдержала государственные испытания (Акт государственных испытаний от 2 декабря 1999 года №2/9924) и с 1 июля 2000 года находится в постоянной эксплуатации (Акт ввода в эксплуатацию от 24 мая 2000 года № 1667-П30, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации).

    ГАС “Выборы” использовалась при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и местных выборов и референдумов и активно продолжает использоваться.

    Для информационной поддержки технологических процессов подготовки и проведения выборов и референдумов разработано и внедрено специальное программное обеспечение, состоящее из комплексов программ - функциональных комплексов задач (далее - ФКЗ): “Планирование”, “Кандидат/Депутат”, “Итоги”, “Территория”, “Избиратель”, “Контроль финансов”, “Картография”, “Право”, которые обеспечивают автоматизацию основных видов деятельности избирательных комиссий разных уровней.

    Специальное программное обеспечение разрабатывалось на базе различных аппаратно-программных платформ с использованием различных инструментальных средств программирования: операционных систем – MS DOS, MS Windows-3.1, MS Windows-95; локальных систем управления базами данных – Clipper, Paradox, клиент-серверной системы управления базами данных Oracle. Функциональная связь между ФКЗ осуществляется через файлы персональных баз данных Clipper и Paradox. Отсутствие в примененных системах управления базами данных развитых механизмов формирования и обработки транзакций снижает надежность и может привести к нарушению целостности и достоверности данных.

    Система включает более 3000 комплексов средств автоматизации (КСА) (Таблица). КСА представляют собой локальные вычислительные сети с автоматизированными рабочими местами (АРМ) или комплексы отдельно размещаемых АРМ на базе ПЭВМ. Комплектация КСА каждого уровня иерархии различается в зависимости от особенностей административно-территориального деления, численности и территориального распределения электората. Локальные вычислительные сети КСА ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации построены на базе сетевой операционной системы NetWare, сети КСА всех окружных и отдельных территориальных избирательных комиссий объединены в одноранговую Windows-сеть. Большая часть КСА территориальных избирательных комиссий состоит из двух отдельных, не связанных между собой АРМ.

    В субъектах Российской Федерации, имеющих единственный избирательный округ, КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий совмещены.

    КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

    КСА окружных избирательных комиссий

    КСА территориальных избирательных комиссий

    КСА территориальных избирательных комиссий, размещенные в консульских службах МИД России и удаленных отрядах Федеральной пограничной службы России

    В состав КСА ЦИК России входят более двухсот АРМ пользователей, объединенных в локальную вычислительную сеть ЦИК России, и Центр управления ГАС “Выборы”. В состав локальной вычислительной сети ЦИК России входят центральный файловый сервер, cервер базы данных, более 20 серверов cегментов cети, а также серверы электронной почты. Отдельным компонентом КСА верхнего уровня является оборудование и программное обеспечение Интернет-сервера ЦИК России. В состав КСА избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, совмещающего функции КСА окружной избирательной комиссии, входит пять АРМ. В состав КСА отдельной окружной избирательной комиссии входит три, а в состав КСА территориальной – от двух до пяти АРМ.

    Средства телекоммуникаций ГАС “Выборы” обеспечивают передачу данных между уровнями системы в режиме электронной почты. Между КСА ЦИК России и КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации используются арендуемые выделенные междугородние телефонные каналы связи, коммутируемые управленческо-производственной автоматической телефонной станцией, установленной в ЦИК России. На их основе организована телефонная связь и передача данных (электронная почта) с использованием модемов, которые обеспечивают передачу данных со скоростью до 19,2 Кбит/сек. Телефонная связь и передача данных (электронная почта) между избирательными комиссиями нижних уровней иерархии (избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные комиссии) осуществляется, в основном, с использованием коммутируемых каналов телефонной сети общего пользования.

    В целях обеспечения защиты информации используются специальные программно-технические средства, обеспечивающие защиту от несанкционированного доступа, и комплект средств антивирусной защиты.

    Управление, использование, эксплуатация и сервисное обслуживание построены на принципе делегирования полномочий. Распоряжением Госкомимущества России № 1492-р от 13 октября 1995 года имущественный комплекс ГАС “Выборы” закреплен на правах оперативного управления за Федеральным центром информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ФЦИ).

    ФЦИ на основании договоров, согласованных с ЦИК России, передает имущество ГАС “Выборы” в безвозмездное временное пользование и на ответственное хранение избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и иным организациям. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в свою очередь, также на основании договоров, согласованных с ФЦИ, передают соответствующую часть имущества ГАС “Выборы” во временное пользование и на ответственное хранение главам администраций по месту нахождения окружных и территориальных избирательных комиссий. Управление, использование и эксплуатация КСА обеспечивают системные администраторы, которые в большинстве случаев являются работниками органов местного самоуправления. Сервисное обслуживание и системную поддержку в регионах осуществляют внешние организации (монтажно-технологические организации) на договорной основе. Сопровождение системы осуществляет Головной разработчик.

    Описанный порядок использования имущественного комплекса ГАС “Выборы” предполагает использование полных возможностей системы в основном в периоды проведения избирательных кампаний. Между выборами КСА, переданные в распоряжение соответствующих администраций муниципальных образований, могут использоваться как средства оргтехники и связи, тогда как существующая система управления и эксплуатации ГАС “Выборы” позволяет использовать ее только в целях информационного обеспечения избирательных процессов и снижает эффективность использования системы в период между выборами.

    Модернизация программно-технических средств, сервисное обслуживание, то есть фактическое содержание имущественного комплекса ГАС “Выборы”, в основном осуществляется за счет средств федерального бюджета, но большую часть времени имущественный комплекс ГАС “Выборы” используется в интересах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, региональных и муниципальных (районных) администраций, а не в интересах федеральных нужд.

    Одним из существенных факторов успешного функционирования ГАС “Выборы” является уровень квалификации системных администраторов, их опыт участия в избирательных кампаниях разного уровня. В настоящее время текучесть кадров системных администраторов территориальных избирательных комиссий, в большинстве случаев связанная с отсутствием правовых актов, определяющих их статус, и относительно низким уровнем заработной платы, составляет 20-30 процентов ежегодно, что уменьшает эффективность функционирования ГАС “Выборы” и увеличивает затраты на ее содержание.

    Опыт использования ГАС “Выборы” показал верность направления автоматизации деятельности избирательных комиссий, однако используемая аппаратно-программная платформа системы к настоящему времени физически и морально устарела, используемые системы управления базами данных не развиваются и разработчиками не поддерживаются. В ходе использования ФКЗ в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и в ЦИК России выявилось, что ГАС “Выборы” обладает недостаточными возможностями для модификации и развития, имеет ограничения по адаптации к изменяющимся требованиям законодательства, реализации новых требований пользователей. Функциональное наполнение и различные форматы данных не позволяют интегрировать ФКЗ в единую систему без полной переработки.

    ГАС “Выборы” на существующей аппаратно-программной платформе не может обеспечить реализацию направлений развития, установленных постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года № 122/1221-3. Необходима существенная переработка системы при переводе ее на новую платформу. Проектирование компонентов системы должно ориентироваться на перспективу их дальнейшего развития и совершенствования.

    Анализ использования ФКЗ, средств связи и передачи данных, организации системного сопровождения и эксплуатации КСА, а также необходимость повышения уровня автоматизации избирательных комиссий и взаимодействия с различными государственными информационными системами и информационно-коммуникационными сетями общего пользования подтверждают необходимость развития ГАС "Выборы".

    1.2. Направления развития ГАС “Выборы”

    Исходя из анализа современного состояния ГАС “Выборы” и задач, стоящих перед избирательными комиссиями, комиссиями референдума в качестве основных направлений развития ГАС “Выборы” на 2001-2004 годы в соответствии постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года № 122/1221-3, определены следующие:

    · повышение уровня автоматизации избирательных процессов;

    · расширение функциональных возможностей КСА всех уровней с учетом их использования в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    · интеграция ГАС "Выборы" в единое информационное пространство России и создание соответствующих средств автоматизации;


    Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее ГАС «Выборы») была создана Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года № 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

    Сегодня ГАС «Выборы» стала неотъемлемой частью избирательной системы Российской Федерации.

    В ГАС «Выборы» реализуются современные компьютерные технологии учета избирателей, кандидатов в депутаты, регистрации избирательных объединений и блоков, планирования этапов избирательной кампании, контроля за поступлением и расходованием средств избирательных фондов, подведения итогов голосования и решения других задач, стоящих перед избирательными комиссиями.

    ГАС «Выборы» успешно использовалась в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго и третьего созывов (1995 и 1999 годы), выборов Президента Российской Федерации (1996 и 2000 годы), выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также при проведении референдумов регионального уровня.

    За период эксплуатации ГАС «Выборы» в Российской Федерации было проведено около 2200 избирательных кампаний различного уровня (в среднем более 10 голосований в неделю). Система использовалась при проведении всех выборов федерального уровня, в 95% выборов регионального уровня и в более 60% выборов местного уровня.

    Нормативно-правовую основу использования и развития ГАС «Выборы» составляют:

    Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»;

    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

    Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;

    Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»;

    Указ Президента Российской Федерации «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 23 августа 1994 года № 1723;

    Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 28 февраля 1995 года № 227;

    Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 18 августа 1995 года № 861;

    Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» от 28 февраля 1995 года № 228;

    распоряжение Президента Российской Федерации «О приемке в эксплуатацию государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 10 ноября 1999 года № 427-рп;

    постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на 1996 - 2000 годы» от 18 декабря 1995 года № 1242;

    постановление Правительства Российской Федерации «О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 25 августа 1999 года № 937;

    распоряжение Госкомимущества России «Об имущественном комплексе ГАС «Выборы» от 13 октября 1995 года № 1492-р.

    Существенная регулирующая роль в использовании региональных фрагментов ГАС «Выборы» принадлежит нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

    При подготовке к выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации третьего созыва ЦИК России и Федеральным центром информатизации были подготовлены и приняты документы, регламентирующие использование системы в избирательной кампании, в том числе:

    постановление ЦИК России от 13 августа 1999 года № 8/59-3 «Об использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

    постановление ЦИК России от 9 октября 1999 года № 21/223-3 «Об использовании функциональных комплексов задач при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва»;

    Положение об обеспечении информационной безопасности ГАС «Выборы», утвержденное постановлением ЦИК России от 9 июля 1999 года № 7/41-3;

    Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденная распоряжением Председателя ЦИК России от 8 ноября 1999 года;

    распоряжение Федерального центра информатизации от 17 сентября 1999 года № 42 «О переводе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в режим подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва» и другие.

    При подготовке к выборам Президента Российской Федерации ЦИК России и ФЦИ были подготовлены и приняты, в том числе, следующие документы:

    постановление ЦИК России от 4 февраля 2000 года № 77/901-3 «Об использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации и повторных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва»;

    постановление ЦИК России от 11 февраля 2000 года № 81/961-3 «Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов Президента Российской Федерации»;

    постановление ЦИК России от 13 февраля 2000 года № 82/979-3 «Об использовании сканеров избирательных бюллетеней на избирательных участках городов Вологда и Череповец Вологодской области при проведении выборов Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года»;

    постановление ЦИК России от 3 марта 2000 года № 90/1043-3 «Об использовании сканеров избирательных бюллетеней на избирательных участках города Москвы при проведении выборов Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года»;

    распоряжение Председателя ЦИК России от 24 января 2000 года № 9-р «Об образовании Федерального информационного центра «Выборы Президента Российской Федерации («Выборы-2000»)»;

    распоряжение ФЦИ от 10 февраля 2000 года № 4 о переводе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в режим подготовки и проведения досрочных выборов Президента Российской Федерации и повторных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва и другие.

    ГАС «Выборы» представляет собой территориально – распределенную систему, элементы которой размещаются в более чем 3000 районных центрах и городах России. Организационная структура ГАС «Выборы» определяется избирательной системой Российской Федерации и соответствует структуре избирательных комиссий.

    Система включает комплексы средств автоматизации, организованные в виде четырехуровневой иерархической структуры. Верхний (первый) уровень системы представляет собой комплекс средств автоматизации (далее – КСА) ЦИК России, второй уровень системы – КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень – КСА окружных избирательных комиссий, четвертый уровень – КСА территориальных избирательных комиссий. Развитие системы предусматривает в дальнейшем автоматизацию участковых избирательных комиссий и создание КСА пятого уровня – КСА участковой избирательной комиссии.

    КСА всех уровней состоят из технического, программного и информационного обеспечения, объединяются в информационно - коммуникационную сеть с использованием государственных и коммерческих каналов, сетей связи и передачи данных.

    Имущественный комплекс ГАС «Выборы» составляют:

    информационные ресурсы ГАС «Выборы»;

    финансовые и прочие средства, обеспечивающие функционирование и развитие ГАС «Выборы».

    В структуре ГАС «Выборы» существует 88 КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (34 из них совмещают функции КСА окружных избирательных комиссий), 190 КСА окружных избирательных комиссий и 2769 КСА территориальных избирательных комиссий. Общее количество КСА 3063. Количество единиц программно-технических средств, входящих в КСА комиссий всех уровней превышает 100 000 шт.

    Комплекс технических средств Центральной избирательной комиссии Российской Федерации является самым крупным в ГАС «Выборы». В его состав входят более двухсот автоматизированных рабочих мест (далее – АРМ) пользователей, подключенных к локальной вычислительной сети (далее ЛВС) ЦИК России, а также Центр управления ГАС «Выборы» Федерального центра информатизации.

    В состав ЛВС ЦИК России входят: Центральный Файл Сервер, Сервер Базы данных, Серверы Сегментов Сети, всего более 20-ти серверов, а также серверы электронной почты. ЛВС ЦИК России по выделенным каналам связи через хосты Дионис связана с 89 КСА избирательных комиссий субъектов Российской федерации (далее ИКСРФ).

    Состав программно-технических средств КСА ИКСРФ:

    файл сервер/сервер баз данных, сервер электронной почты, четыре АРМ, печатающие устройства (принтеры), сетевой концентратор, средства телекоммуникации (модемы).

    Все АРМ объединены в ЛВС, обеспечивающую одновременную работу пользователей с базами данных функциональных комплексов задач.

    Средства антивирусной защиты (Dweb), установленные на всех компьютерах, позволяют тестировать на наличие вирусов всю входную информацию (через электронную почту и с магнитных носителей).

    Средства защиты информации от несанкционированного доступа (Secret Net, аппаратная и программная части) позволяют разграничить доступ пользователей к информации и запретить несанкционированное включение компьютеров.

    В составе программно-технических средств КСА ИКСРФ, совмещающего функции КСА окружной избирательной комиссии, создано пять АРМ.

    Состав программно-технических средств КСА окружной избирательной комиссии включает три АРМ, сетевой концентратор, печатающие устройства, модемы; АРМ1 и АРМ2 объединены в одноранговую сеть, установлен Dimail (электронная почта), Secret Net, Dsav 2.51.

    Состав программно-технических средств КСА территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК), количество АРМ, количество принтеров и их тип зависит от количества участковых избирательных комиссий (далее – УИК) и численности избирателей, проживающих на данной территории.

    АРМ основного варианта КСА ТИК автономны, и на них установлены одинаковые программные средства. В составе КСА ТИК, имеющей более 70 УИК, существуют третий АРМ и сетевые средства, позволяющие соединить компьютеры в одноранговую сеть. В состав КСА ТИК, обслуживающей более 60 тысяч избирателей, включен лазерный принтер.

    КСА УИК представлены в ГАС «Выборы» опытными сериями сканеров избирательных бюллетеней, которые, начиная с 1996 года, использовались при проведении выборов в ряде регионов. Сканер избирательных бюллетеней (далее СИБ) устройство отечественной разработки, предназначенное для автоматизации деятельности УИК по обработке избирательных бюллетеней. СИБ производит автоматическое считывание информации с избирательных бюллетеней с учетом отметок, внесенных избирателями, подсчет поданных за кандидатов голосов, а также голосов, поданных против всех кандидатов, с нарастающим итогом и регистрацию результатов этой работы на магнитном и бумажном (бумажная лента) носителях. СИБ осуществляет проверку бюллетеней на их соответствие установленной форме и наличие печати соответствующей участковой избирательной комиссии, выявляет недействительные избирательные бюллетени и избирательные бюллетени неустановленной формы, которые сканер маркирует путем просечек на краях бюллетеня. Отличие результатов ручной и автоматической обработки бюллетеней составляет не более 0,05% от общего количества подсчитанных голосов. При этом основной причиной расхождения результатов явилось нарушение избирателями правил заполнения бюллетеней, установленных законом.

    При проведении выборов Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года устройствами для автоматического считывания избирательных бюллетеней была оснащена опытная зона, состоящая из 110 участков в г. Москве, 57 участков в г. Вологде и 90 в г. Череповце. Применение СИБ обеспечило получение предварительных итогов голосования от этих участков уже через 20 минут после их закрытия.

    При подготовке к федеральным выборам 1999-2000 годов была проведена частичная модернизация системы, дооснащение ее новыми, более производительными программно-техническими средствами. ИКСРФ, ОИК и ТИК были укомплектованы необходимым оборудованием, общим и специальным программным обеспечением, восстановлено более 2000 единиц оборудования.

    Программное обеспечение ГАС «Выборы» представляет собой совокупность общесистемных и специальных программных средств.

    Общее программное обеспечение ГАС «Выборы» используется для управления системой и поддержания протокола взаимодействия аппаратных средств, построения автоматизированных рабочих мест пользователей, создания и поддержки единой программной и информационной среды.

    Специальное программное обеспечение ГАС «Выборы» это разработанный в России пакет многоцелевых и многофункциональных программ, обеспечивающих решение задач, стоящих перед ГАС «Выборы» как во время выборов, так и между ними.

    Специальное программное обеспечение (далее СПО) представляет собой функциональные комплексы задач (далее – ФКЗ), автоматизирующие учет избирателей (ФКЗ «Избиратель»), избирательные процессы («Планирование», «Территория», «Кандидат/Депутат» и «Итоги»), подготовку картографических данных («Картография»), учет кадрового состава избирательных комиссий («Кадры»), учет и контроль использования избирательных фондов («Контроль финансов»), процессы делопроизводства («Делопроизводство»), а также предоставляющие информацию по правовому законодательству («Право»).

    В течение 1999 - 2000 годов ФКЗ ГАС «Выборы» были существенно доработаны (комплекс задач «Контроль финансов» полностью переработан) с целью подготовки системы к проведению федеральных избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва и Президента Российской Федерации.

    В действующей (5.1) версии ГАС «Выборы» обеспечивается информационно-функциональное единство автоматизирующих избирательные процессы четырех основных ФКЗ («Планирование», «Территория», «Кандидат/Депутат», «Итоги»), связанных в единый программный комплекс, позволяющий автоматизировать основные технологические процессы избирательной системы, а также оперативно представлять информацию в вышестоящие избирательные комиссии, в том числе для своевременного выявления нарушений законодательства.

    Практика показала, что такая масштабная система, как ГАС «Выборы», должна функционировать постоянно. Ресурсы ГАС «Выборы» сейчас используются не только для решения избирательных задач, но и общегосударственных. Только так можно сохранить ее работоспособность, обеспечить нормальную эксплуатацию и развитие. Перспективным в этом направлении является решение о создании автоматизированной системы «Государственный регистр населения». Действующий в настоящее время программно-технический комплекс ГАС «Выборы» позволяет осуществлять учёт более 109 миллионов избирателей. Это может стать основой создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения», что позволит на первом этапе значительно снизить финансовые затраты и сократить срок работ.

    К первоочередным работам по развитию ГАС «Выборы» необходимо отнести доработку типового комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии с целью обеспечения возможности ведения базы данных «Регистр населения» на ее программно-технической среде, а также обеспечить сопряжение комплексов средств автоматизации территориальных комиссий, расположенных в администрациях муниципальных образований, с внешними источниками и потребителями информации (миграционная, паспортно-визовая и другие службы).

    В настоящее время между Федеральным центром информатизации при ЦИК России и субъектами Российской Федерации заключены и действуют 15 генеральных соглашений о совместном использовании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», 76 соглашений о совместном использовании и развитии средств телекоммуникаций регионального фрагмента ГАС «Выборы».

    В рамках генеральных соглашений решаются вопросы создания региональных информационно-телекоммуникационных сетей или сетей передачи данных для информационного обеспечения, организации делопроизводства, создания баз данных в интересах территориальных подразделений федеральных государственных органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

    С позиции субъекта Российской Федерации весьма перспективным направлением использования ГАС «Выборы» может быть организация региональных информационно-телекоммуникационных сетей на базе развернутых в регионе КСА ГАС «Выборы» для информационного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, организации делопроизводства, проведения социально-экономического мониторинга и многое другое. Такие работы проведены при поддержке ЦИК России в 15 субъектах Российской Федерации и легли в основу созданных региональных информационно-телекоммуникационных систем Ивановской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Рязанской и других областей.

    КСА ГАС «Выборы» используются и в деятельности органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. При поддержке глав администраций ряда муниципальных образований созданы и успешно эксплуатируются локальные телекоммуникационные сети и созданы полномасштабные информационные базы данных с использованием КСА ТИК, чаще всего в интересах нужд закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). В качестве примера можно привести: г. Ангарск Иркутской области, г. Лесной Свердловской области, г. Магадан Магаданской области, г. Северск Томской области, г. Сосновый Бор Ленинградской области, г. Обнинск Калужской области, Советский район г. Новосибирска и др.

    Сегодня невозможно представить проведение избирательных кампаний без использования ГАС «Выборы», кроме того, ресурсы ГАС «Выборы» могут эффективно использоваться и в межвыборный период. Поэтому дальнейшее развитие системы является одной из первоочередных задач Центральной избирательной комиссии и Федерального центра информатизации при ЦИК России.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: