Судебный пристав как субъект административного права

Обновлено: 17.04.2024

Происходящее в рамках исполнительного производства редко когда устраивает обе стороны – или должник останется недоволен, или взыскатель. Но ладно-бы если все по закону, куда уж деваться. А что, если постановление судебного пристава-исполнителя нарушает закон? Если действия пристава неправомерны – в руках у заинтересованной стороны карт-бланш! Такое постановление вполне успешно можно оспорить, и если не у начальника ОСП, так в суде уж точно.

Какие постановления и кто может оспорить?

Право на оспаривание постановления пристава предоставлено как сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), так и иным лицам, если они считают, что (ст. 121 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»):

  • нарушены их права и законные интересы;
  • созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов;
  • на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Это могут быть не только физические лица или предприятия, но и государственные органы и учреждения, а также прокурор. Характер постановления значения не имеет – главное, чтобы оно нарушало чьи-либо интересы или было вынесено незаконно. Ну, например, должники обычно обжалуют постановления:

  • о наложении ареста на счета или иное имущество, когда ценность арестованного имущества явно превышает задолженность;
  • о запрете выезда за границу, когда основания для его наложения отсутствовали;
  • об обращении взыскания на зарплату, если было другое имущество, на которое можно было обратить взыскание;
  • о взыскании исполнительского сбора, если долг был погашен добровольно в пределах установленного для этого срока и т.д.

Взыскатели, наоборот, обычно обжалую т:

  • вынесение постановления судебным приставом-исполнителем о прекращении или окончании исполнительного производства;
  • бездействие пристава в части невыявления ликвидного имущества, неналожения на него ареста;
  • постановления о снятии ареста;
  • постановления о назначении эксперта-оценщика;
  • постановления об исключении имущества из под ареста и т.д.

Как обжаловать?

Закон разрешает обжаловать постановление судебного пристава в порядке подчиненности либо оспорить его в суде . Какой способ защиты выбрать, заинтересованное лицо выбирает самостоятельно. Оба эти способа можно использовать параллельно либо последовательно, если жалоба в порядке подчиненности желаемого результата не принесла. Оба эти порядка мы рассмотрим «под лупой».

Жалоба в порядке подчиненности

В порядке подчиненности, это значит вышестоящему руководству. Обычно такие жалобы рассматривает старший судебный пристав – начальник районного ОСП. Но если обжалуемое постановление было вынесено либо утверждено им, в таком случае жалобу нужно подавать заместителю или главному приставу субъекта РФ. Жалобу можно подать как непосредственно лицу, которое будет ее рассматривать, так и через пристава, чье постановление обжалуется – он обязан передать ее в порядке подчиненности (ст. 123 ФЗ № 229).

У заинтересованной стороны есть 10 дней с момента вынесения обжалуемого постановления (или с момента как она узнала о его вынесении) на подготовку и подачу жалобы (ст. 122 ФЗ № 229).

Действовать нужно в следующем порядке:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства , делаем копии. Находим основания для обжалования постановления.
  2. Готовим жалобу на постановление судебного пристава. Она составляется в письменной свободной форме, с учетом требований ст. 124 ФЗ № 229. Потому в ней обязательно должны быть указаны:
  • должность и ФИО пристава;
  • реквизиты обжалуемого постановления;
  • ФИО и адрес заявителя;
  • основания, по которым обжалуется постановление;
  • требования лица, подавшего жалобу.

Пример удачно составленной жалобы смотрите здесь. К жалобе не обязательно прикладывать документы, ее обосновывающие. Если они имеют значение и не находятся в распоряжении пристава, тот вправе запросить их дополнительно (п. 3 ст. 124 ФЗ № 229).

Оспаривание в судебном порядке

Чтобы оспорить постановление пристава в суде, рекомендуем соблюдать такой алгоритм действий:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства, делаем копии . Находим основания для оспаривания постановления.
  2. Готовим административное исковое заявление об отмене постановления судебного пристава. Такой иск должен соответствовать требованиям ст. 125 и ст. 220 КАС. С образцом такого иска можно ознакомиться ниже. К нему необходимо приложить комплект документов, включающий:
  • копию исполнительного документа;
  • копию постановления пристава;
  • документы, подтверждающие незаконность постановления;
  • документы, подтверждающие, что постановление нарушает права и интересы истца;
  • копия постановления по жалобе в порядке подчиненности;
  • иные документы по ситуации.


Если оно положительное, дополнительно подавать его копию в ФССП не нужно. Приставы получат свою копию и отменят оспоренное постановление. Правда, если они будут не согласны с решением, у них есть право на его обжалование по правилам Главы 34 КАС. Ровно, как и у истца, если решением суда постановление пристава оставили в силе. Но это уже совсем другая история!

Судебный пристав как субъект административного права. Административно-правовое положение судебного пристава, основные элементы данной юридической категории. Цели деятельности судебного пристава, место данной должности в системе государственной службы РФ.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 16.04.2017
Размер файла 19,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

некоторые аспекты административно-правового статуса судебного пристава

П. О. Шкильнюк

Тульский институт (филиал)

ВГУЮ (РПА Минюста России)

Научный руководитель:

старший преподаватель Иванова А.А.

Административно-правовое положение судебного пристава представляет собой сложную юридическую категорию, зависящую от множества факторов. Административно-правовое положение судебного пристава составляет часть его общего правового положения, но также структурно связано с политикой государства, его политической системой, социальной структурой общества, общей и правовой культурой, правосознанием судебных приставов и тех субъектов права, с которыми они вступают в правоотношения по долгу службы.

Среди составляющих элементов данной категории можно выделить административную правосубъектность судебного пристава, цели, задачи, функции, принципы его деятельности, полномочия, правовые гарантии, поощрения и награждения на государственной службе, юридическую ответственность. Указанные элементы в комплексе определяют административно-правовое положение судебного пристава как сложную, многостороннюю юридическую категорию, которая дает возможность с помощью административно-правовых норм определить социальное назначение судебного пристава, его правовое состояние, место и роль в механизме государственного управления.

Одновременно административно-правовое положение судебного пристава определяется и иными компонентами. Условно их можно разделить на три группы, связанных с моментов их применения. Так, первую группу будет составлять часть вышеназванных, предшествующих появлению прав и обязанностей судебного пристава, создающих условия для наделения ими и дальнейшего правомерного применения. Другая группа элементов административно-правового положения определяет использование полномочий. Третья - будет востребованной при неправомерности их применения. пристав судебный административный государственный

Судебный пристав как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в правовых актах в сфере государственного управления конкретных прав и обязанностей (полномочий), занимающих в его правовом положении центральное место и составляющих основу его административно-правового положения. Полномочиями судебного пристава гражданин наделяется в связи с замещением должности судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, учрежденных в Федеральной службе судебных приставов для осуществления соответствующих государственных функций: по исполнению юрисдикционных актов, обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве.

Исходной точкой для определения административно-правового положения судебного пристава является его законодательное закрепление. В связи с этим, важно, чтобы правовые нормы, регулирующие деятельность судебного пристава, имели прочную теоретическую основу, были согласованы с правовыми нормами, регулирующими правовое положение тех субъектов права, с которыми судебный пристав взаимодействует по долгу службы. При соответствии данным требованиям, они способствуют эффективности деятельности судебного пристава, успешному применению их на практике.

Рассмотрим некоторые элементы административно-правового статуса судебного пристава.

Административная правосубъектность судебного пристава - часть его общей административной правосубъектности, представляющая собой способность быть участником конкретных административных правоотношений, связанных с выполнением полномочий судебного пристава (в зависимости от замещаемой должности), и включает в себя способности:

- иметь права и обязанности судебного пристава (административная правоспособность);

- своими действиями осуществлять их (административная дееспособность);

- нести юридическую ответственность за свои действия (бездействие) в связи с выполнением служебных обязанностей (деликтоспособность).

Административная правосубъектность судебного пристава наступает с момента наступления одновременно трех составляющих:

а) административной правоспособности, которая наступает с момента назначения его на должность судебного пристава и принесения присяги;

б) административной дееспособности - наступает с момента фактического допуска к работе, наличия способности и возможности реально осуществлять необходимые действия для решения задач судебного пристава;

в) административной деликтоспособности - наличия способности судебного пристава нести юридическую ответственность за совершенное им правонарушение, дисциплинарный проступок.

Нужно отметить, что законодатель совершенно точно подходит к регулированию вопроса качественной составляющей судебных приставов, так как эффективность его работы напрямую зависит от профессиональных знаний, уровня правосознания, социального поведения и ряда других категорий.

Для того чтобы гражданин был назначен на должность судебного пристава, он должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым к кандидату для замещения этой должности.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О судебных приставах" к числу таких требований относятся: а) наличие гражданства Российской Федерации; б) достижение возраста двадцати одного года; в) наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования (для судебного пристава-исполнителя с 7 декабря 2014 г. наличие высшего юридического или высшего экономического образования); для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшего юридического образования; г) наличие способности по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные в связи с замещением должности судебного пристава обязанности; д) принесение при вступлении в должность присяги определенного содержания; е) правомерное поведение в уголовно-правовой сфере (на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием).

Для замещения должностей судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов не требуется наличие стажа государственной службы или стажа работы по специальности.

Законодатель называет в качестве требований к лицу, назначаемому на должность судебного пристава, его способность по личным качествам выполнять возложенные на него обязанности, не конкретизируя их. Представляется, что к ним относятся прежде всего честность, трудолюбие, добросовестность, бескорыстность, пунктуальность и другие, наличие которых также является одной из предпосылок наделения данного лица административной правосубъектностью судебного пристава.

В условиях противодействия коррупции вопросу моральных качеств судебных приставов следует уделять больше внимания, кроме того, возможно, с целью выяснения истинной мотивации лиц, поступающих на государственную службу для замещения должности судебного пристава, при отборе кандидатов следовало бы использовать полиграф (детектор лжи).

Цели деятельности судебного пристава - также одно из основополагающих элементов его административно-правового статуса. Именно они являются "маяком" и смыслом деятельности. Цели напрямую зависят от вида государственной службы, к которому отнесена должность судебного пристава. Однако, для того чтобы это определить, требуется системное толкование нескольких нормативных правовых актов: Федеральных законов "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "Об исполнительном производстве", а также Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, Положения о Федеральной службе судебных приставов, Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденных указами Президента Российской Федерации. Только анализ положений указанных актов позволяет заключить: 1) судебный пристав - должность федеральной государственной гражданской службы; 2) данная должность учреждена для осуществления профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы судебных приставов (ФССП России); 3) назначение судебного пристава - непосредственное обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, исполнение в пределах своей компетенции законодательства об уголовном судопроизводстве.

Правовая норма о месте должности судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации в Законе "О судебных приставах" отсутствует, в то же время она помогла бы более четко определить административно-правовое положение данного должностного лица.

В то же время анализ направлений деятельности и полномочий судебных приставов дает возможность сделать вывод о том, что есть основания для отнесения должности судебного пристава к должности правоохранительной службы. Поскольку судебные приставы призваны обеспечивать безопасность, законность и правопорядок, защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина, они осуществляют борьбу с преступностью, являются субъектами административной юрисдикции, все это характерно для государственных служащих правоохранительной службы.

Именно поэтому теоретически важным и острым вопросом является вопрос о месте должности судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации, отнесении ее к правоохранительной службе. По моему мнению, определение понятия правоохранительной службы, которое содержится в ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", в полной мере относится к должности судебного пристава, является целеполагающим в его деятельности.

Подобные документы

Правовой статус судебного пристава-исполнителя. Федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего. Ограничения, связанные со службой.

контрольная работа [41,0 K], добавлен 17.01.2009

Возникновение и развитие института судебных приставов в России. Понятие, сущность и механизм исполнительного производства. Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего. Специальный статус судебного пристава-исполнителя.

дипломная работа [101,4 K], добавлен 26.07.2015

Государственная служба судебных приставов. Принудительное исполнение судебных решений и постановлений как основные обязанности судебного пристава. Правовой статус и ограничения, связанные с государственной службой. Обжалование действий судебного пристава.

презентация [32,9 K], добавлен 11.12.2011

Понятие и виды судебной деятельности. Общие положения и тактика деятельности судебного пристава. Психология деятельности судебного пристава. Оружие, технические и специальные средства Службы судебных приставов. Взаимодействие службы судебных приставов.

дипломная работа [99,3 K], добавлен 08.12.2007

Возбуждение исполнительного производства. Рассмотрение жалобы в судебном порядке. Действия судебного пристава-исполнителя. Отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения. Государственная регистрация имущества.

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель:

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов федерального органа принудительного исполнения и территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности органов принудительного исполнения (далее - подразделение судебных приставов).

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Старший судебный пристав:

организует работу подразделения судебных приставов;

обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве";

организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;

взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений органов принудительного исполнения;

(см. текст в предыдущей редакции)

организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;

в случае принятия решения о необходимости открытия подразделению территориального органа принудительного исполнения депозитного счета службы судебных приставов обеспечивает открытие такого счета;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 495-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

является распорядителем денежных средств, находящихся на депозитном счете службы судебных приставов, открытом подразделению территориального органа принудительного исполнения;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 495-ФЗ)

осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

при необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

(см. текст в предыдущей редакции)

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия;

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

(абзац введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя, а в случае, если они прошли специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, - судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные соответственно для судебных приставов-исполнителей или судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Судебные приставы — это государственные служащие, которые следят за безопасностью и соблюдением порядка в судах, исполняют вступившие в силу судебные акты и контролируют работу коллекторских агентств. Они работают в Федеральной службе судебных приставов.

Есть два вида судебных приставов. Приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов — ОУПДС — следят за безопасностью и поддерживают общественный порядок в здании суда.

Приставы-исполнители исполняют решения суда: арестовывают счета, списывают деньги с карты в счет уплаты штрафов и алиментов, изымают имущество. Еще они контролируют исполнение решений суда, не связанных с имущественными требованиями: например, если нужно восстановить незаконно уволенного сотрудника.

В статье расскажем о приставах-исполнителях.

Чем занимаются судебные приставы-исполнители

Судебные приставы исполняют решения суда или других органов власти. Для этого закон предоставляет им особые полномочия: взыскивать долги и контролировать исполнение обязательств, которые прописаны в исполнительных документах.

Взыскивают долги. Чаще всего судебные приставы исполняют постановления о взыскании долгов. Они собирают информацию о должнике и его имуществе и делают запросы:

  • в банк: проверяют счета и деньги должника;
  • в пенсионный фонд: предупреждают работодателя о долге или выясняют, получает ли должник пенсию;
  • в миграционную службу: подтверждают место жительства;
  • в Росреестр: получают выписку о недвижимости;
  • в Госавтоинспекцию: проверяют, есть ли у должника машина.

Иногда данные о должнике может предоставить взыскатель.

Сначала судебные приставы списывают деньги со счетов, в том числе с валютных и металлических. Если денег не хватает, банк будет перечислять приставам все пополнения, пока долг не будет погашен.

Приставы могут удержать до 50% зарплаты, пенсии, пособия по безработице или других доходов. В некоторых случаях могут забрать до 70% — например, по долгам за алименты.

Когда денег нет, приставы на время арестовывают имущество. Если должник погасит долг, ему вернут все, что забрали. А если нет — вещи могут продать на торгах. Пристав имеет право передать изъятое имущество на хранение организации, с которой у службы заключен договор.

Пристав не может самостоятельно продать имущество должника. Он проводит оценку по специальной методике, принятой в службе. Если предварительная стоимость составляет более 30 000 ₽, к оценке привлекают профессионального оценщика.

У должника есть 10 дней на обжалование постановления об аресте. Если он не обжалует его, пристав вынесет постановление о продаже арестованной собственности и передаст документы на нее в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое организует торги.

В некоторых случаях приставы запрещают неплательщикам управлять машиной или покидать страну.

Контролируют исполнение неимущественных требований. Приставы контролируют исполнение решений суда, которые не связаны с уплатой долгов. Например, проверяют, чтобы незаконно уволенного сотрудника восстановили на работе, и следят за сносом незаконных построек.

Как взыскивают долги

Суд выносит решение, взыскатель получает исполнительный документ и отдает его приставу. На основании этого документа пристав взимает долг с виновной стороны.

Некоторые решения суд выносит без присутствия должника, и исполнительный документ сразу направляют приставам. В течение 6 дней они должны начать исполнительное производство — мероприятия по принудительному взысканию долга. Приставы отправляют должнику извещение о возбуждении исполнительного производства в письменном виде или через портал госуслуг и дают ему время добровольно исполнить обязательства.

Проверить свои задолженности можно на официальном сайте службы судебных приставов, в банке данных исполнительных производств.

банк данных исполнительных производств

Проверить задолженности можно по номеру исполнительного производства или документа. Если их нет под рукой, физлица могут воспользоваться поиском по паспортным данным, а компании — по названию и адресу.

Приставы следят, чтобы должник выполнил требования в течение 2 месяцев, но этот процесс может затягиваться, если должники уклоняются от уплаты долга, не приходят в территориальное отделение службы и скрывают доходы.

Исполнительное производство закончится, когда должник погасит задолженность или выполнит требования. В случае уклонения от уплаты пристав может наложить арест на имущество или изъять его.

Какое имущество могут забрать

Имущество могут описать и арестовать, только если сумма долга превышает 3 000 ₽. Закон разрешает приставам входить в помещения должника без его согласия: даже если дверь открыли родственники, пристав может начать осмотр и опись имущества.

Вот что могут забрать:

  • дом, квартиру и земельные участки, если должник не платит за них ипотеку;
  • гараж и транспорт, если он не нужен для работы;
  • некоторые виды бытовой техники: например, микроволновку, гриль или тостер;
  • предметы роскоши: драгоценности, шубы, дорогую одежду;
  • мебель, которую нельзя считать жизненно необходимой: журнальный столик, кресла, диван;
  • предметы декора: ковры, вазы, картины и предметы искусства.

Некоторые виды имущества нельзя забрать за долги. К ним относятся:

  • единственное жилье;
  • вещи, необходимые для жизни: холодильник, плита, сантехника, повседневная одежда и обувь;
  • продукты питания и деньги на общую сумму больше прожиточного минимума;
  • имущество, которое используют для заработка: например, ноутбук, если должник — программист, автомобиль — если таксист;
  • транспорт и имущество инвалидов: слуховые аппараты, инвалидные коляски;
  • предметы, необходимые для выживания семьи: например, топливо для отопления жилья и приготовления пищи — дрова, газовые баллоны.

Судебный пристав обязательно привлекает понятых — незаинтересованных лиц, которые присутствуют при оформлении документов и подтверждают, что госслужащий не нарушал закон. В присутствии понятых пристав описывает имущество и составляет акт, где указывает дату и данные всех лиц, которые участвовали при аресте.

В документ включают опись имущества с примерной стоимостью. Пристав должен указать вид, объем и срок ограничения права, а если имущество изымают — сделать отметку об этом. Еще в акт включают информацию о лице, которому передают имущество на хранение. Это может быть организация, с которой служба заключила договор, или члены семьи должника. Копию акта вручают должнику.

В какое время приходят приставы

Приставы имеют право приходить к должнику в рабочие дни с 6 до 22 часов, при этом госслужащий сам выбирает время для визита. Обычно они приходят до 11:00 и после 16:00, потому что днем люди работают и редко бывают дома.

Бывают исключения. Пристав может прийти ночью или в выходной день, если решение суда требует немедленного исполнения. Например, если нужно снести постройку, которая угрожает безопасности граждан, или разыскать ребенка.

Как избежать визита

Когда исполнительное производство уже началось, нужно обратиться к приставу напрямую, чтобы уточнить сроки и дело не дошло до ареста и изъятия имущества.

Если нет возможности выплатить долг сразу, можно договориться о рассрочке — погашении задолженности небольшими ежемесячными платежами. За рассрочкой или отсрочкой погашения долга можно обратиться в суд. Но нужно учесть, что судебный пристав или суд предоставят отсрочку только по уважительной причине: например, если должник не может работать по состоянию здоровья. Подтвердить обещание можно распиской.

Что будет, если не выполнять требования приставов

Требования судебных приставов обязательны для всех: органов власти, должностных, юридических и физических лиц. Если их не выполнить, придется заплатить штраф. Штраф для физлица — от 1000 до 2500 ₽, для ИП — от 10 000 до 20 000 ₽, а для компании — от 30 000 до 100 000 ₽.

Когда пристав начинает исполнительное производство, он изучает документы и вызывает должника на беседу. Дополнительно он может запросить документы с места работы, справку о доходах и сведения о месте жительства. Это нужно, чтобы понять, сможет ли он погасить долг и сколько времени ему на это понадобится. Если должник предоставит недостоверную информацию, например скроет увольнение или неофициальный источник дохода, его оштрафуют.

Оштрафовать могут и за другие правонарушения. Например, за то, что должник не уведомил об увольнении или скрыл информацию о доходах.

За препятствование работе пристава могут привлечь к административной ответственности. Например, за отказ передать имущество под арест придется заплатить от 1000 до 1500 ₽.

Если должник препятствует исполнению решения суда и после наложения административного штрафа, его могут привлечь к уголовной ответственности. Назначить штраф в размере 50 000 ₽ или дохода за 6 месяцев, обязательные работы до 240 часов, исправительные работы до года или лишить свободы на срок до одного года.

Ответственность пристава

Если пристав плохо исполняет служебные обязанности, например затягивает сроки, его привлекут к дисциплинарной ответственности. В зависимости от проступка могут наказать замечанием, выговором, строгим выговором, предупреждением и увольнением.

В некоторых случаях пристава могут привлечь к административной и даже уголовной ответственности — например, если докажут, что он брал взятку.

Как пожаловаться на пристава

Если вы считаете, что судебный пристав нарушает закон, нужно написать жалобу в течение 10 дней с момента нарушения. Укажите в документе свои данные и данные пристава, опишите нарушение, ссылаясь на нормы закона, и предъявите требование.

Информацию о судебном приставе можно найти там же, где и о задолженностях, — на официальном сайте службы судебных приставов. Достаточно ввести паспортные данные должника.

Подавать жалобу нужно в порядке подчиненности: пожаловаться на рядового пристава можно старшему приставу отдела. Если проблема не решилась — главному судебному приставу субъекта. Также за защитой прав можно обратиться в городскую прокуратуру или в суд.

Жалобу рассмотрят в течение 10 дней. Если ее признают обоснованной, незаконное постановление отменят, а пристава могут привлечь к ответственности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: