Что такое досудебная пробация

Обновлено: 28.03.2024

Минюстом России совместно с заинтересованными органами государственной власти, представителями правозащитных организаций и научного сообщества разработан и размещен для общественного обсуждения проект федерального закона "О пробации в Российской Федерации".

Законопроект направлен на реализацию актуальных вопросов социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и предусматривает создание системы пробации, деятельность которой будет направлена на ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных, как на этапе отбывания наказания, так и после освобождения.

В качестве мероприятий, направленных на ресоциализацию и социальную адаптацию, законопроектом предусмотрено оказание психологической помощи, оказание содействия в получении документов, необходимых для реализации своих прав, трудоустройстве, получении социального обслуживания, а также оказание иной помощи лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ.

В зависимости от этапов применения законопроектом закрепляются три вида пробации.

Приговорная (исполнительная) пробация - меры, применяемые уголовно-исполнительными инспекциями при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

Пенитенциарная пробация в учреждениях, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, - меры, направленные на исправление осужденных, а также на их подготовку к освобождению.

Постпенитенциарная пробация - меры, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В сфере постпенитенциарной пробации уголовно-исполнительные инспекции (во взаимодействии с органами, учреждениями и организациями, являющимися субъектами пробации, медицинскими, образовательными и иными организациями) будут оказывать содействие в трудоустройстве, получении социального обслуживания, общего (среднего профессионального) образования, прохождении профессионального обучения, повышении квалификации, выборе медицинской организации и получении полиса обязательного медицинского страхования (медицинской книжки) лицам, в отношении которых осуществляется пробация.

В число субъектов пробации будут включены федеральные органы исполнительной власти, такие как Минюст России, ФСИН России, Минтруд России, Минпросвещения России, Минздрав России, МВД России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждения уголовно-исполнительной системы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, государственные учреждения и службы занятости населения, организации социального обслуживания.

Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность привлечения к работе в сфере пробации коммерческих и некоммерческих (в том числе религиозных) организаций и общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных (медицинских) организаций, индивидуальных предпринимателей (в том числе на основании соглашений, заключенных с субъектами пробации), общественных наблюдательных комиссий и граждан, включая добровольцев (волонтеров), к полному или частичному социальному сопровождению лиц, в отношении которых осуществляется постпенитенциарная пробация.

Дополнительно предусматривается создание единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация.

Эффективность пробации будет оцениваться по ключевому показателю - снижению рецидива преступности.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Минюст разработал законопроект о пробации. Планируется урегулировать вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и создать систему пробации, деятельность которой будет направлена на ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных как на этапе отбывания наказания, так и после освобождения.

Предусмотрят оказание психологической помощи, содействие в получении документов, в трудоустройстве, в получении соцобслуживания, а также оказание иной помощи.

В зависимости от этапов применения законопроектом закрепляются три вида пробации:

Предусматривается создание единого реестра лиц, в отношении которых применяется пробация.

Эффективность пробации будет оцениваться по ключевому показателю - снижению рецидива преступности.

Информация Министерства юстиции РФ от 4 апреля 2022 г. "О создании системы пробации в Российской Федерации"

Законом Республики Казахстан «О пробации» от 30 декабря 2016 года (далее - Закон) введены четыре вида пробации: досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпенитенциарная.

Анализ деятельности служб пробации показал, что наибольшие трудности на практике вызвала досудебная пробация. Здесь выделяется ряд проблем, первая из которых вытекает из требования статьи 12 Закона, которая определяет досудебную пробацию как «деятельность и совокупность мер по оказанию социально-правовой помощи подозреваемому, обвиняемому, направленных на коррекцию их поведения». То есть, речь идет об оказании подозреваемым и обвиняемым помощи с целью коррекции их поведения.

Хотя статья 13 Закона говорит, что досудебная пробация применяется на добровольной основе, тем не менее на практике для служб пробации установлены показатели деятельности, в соответствии с которыми их работа оценивается от количества оказанной социально-правовой помощи подозреваемым (обвиняемым).

Это привело к тому, что от сотрудников пробации требуется оказывать подозреваемым и обвиняемым социальную и иную помощь с целью коррекции их поведения. Однако, как показывает практика, большинство подозреваемых (обвиняемых) не желают отвлекаться на такую помощь, так как прежде всего их интересуют юридические аспекты, от которых зависит предстоящий приговор суда. Получение от государства социально-правовой помощи еще на стадии досудебного расследования психологически расценивается ими как признание своей вины в инкриминируемом деянии.

С другой стороны, опрос сотрудников пробации также выявил их скептицизм в оказании подозреваемым (обвиняемым) социально-правовой помощи. Это объясняется следующими причинами:

- отсутствием заинтересованности со стороны самих адресатов получаемой помощи;

- осознанием бесполезности проделанной работы в случаях прекращения уголовного дела в отношении подозреваемого, например, по причине его примирения с потерпевшим;

- недостаточными полномочиями для организации должного взаимодействия всех субъектов пробации для оказания помощи подозреваемым и обвиняемым (местные исполнительные органы, органы здравоохранения, образования, трудоустройства, социальной помощи и др.);

- необходимостью составлять индивидуальные программы оказания социально-правовой помощи правонарушителям ( п.4 ст.13 Закона) на основе выявления, изучения и оценки их социальных проблем, что воспринимается сотрудниками пробации, являющимися исключительно юристами, как непрофильная деятельность;

- ограниченным сроком досудебного расследования, в течение которого невозможно качественно реализовать мероприятия индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи;

Следующая часть проблем досудебной пробации связана с досудебным докладом, который должен составляться службой пробации в отношении подозреваемого, обвиняемого. Статья 14 Закона определяет, что «досудебный доклад - информация о личностных особенностях подозреваемого, обвиняемого, выполнении ими мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи, следовании рекомендациям службы пробации и принятии ее помощи».

В соответствии со статьей 14 Закона описательная часть досудебного доклада помимо прочих элементов обязательно должна включать:

- результаты психосоциального тестирования личности;

- оценку рисков совершения ими уголовных правонарушений.

Очевидно, что социальная характеристика должна составляться не юристами, а социологами, которых, как отмечено выше, нет в службах пробации. Что касается психосоциального тестирования, то в приказе МВД от 4 февраля 2017 года № 90 прямо оговорено, что оно должно осуществляться «лицами, имеющими психологическое или педагогическое образование», которых тоже нет в службах пробации. Из этого следует, что для решения данных вопросов службы пробации вынуждены обращаться за внешней помощью.

В свою очередь, анализ проведения психосоциального тестирования подозреваемых (обвиняемых) показал отсутствие в республике единой практики. Каждая региональная служба пробации вынуждена решать эту проблему самостоятельно, в итоге: в одних областях тестирование проводится в медицинских организациях, в других - в центрах социальной адаптации, в-третьих - специалистами неправительственных организаций и т.д. Как следствие, разнообразный профиль этих организаций отражается на содержании тестов, методике тестирования и ее результатах.

Что же касается оценки рисков совершения подозреваемым (обвиняемым) новых уголовных правонарушений, то на данный момент какой-либо официальной, то есть утвержденной МВД, методики оценки рисков в деятельности служб пробации также не существует. В связи с чем, они вынуждены пользоваться неофициальными образцами, разработанными экспертами неправительственных организаций.

Изложенные проблемы возникли из-за не проработанности механизмов реализации отдельных положений Закона «О пробации». Кроме того, в самом Законе заложены очевидные противоречия, усложнившие толкование рассматриваемого социально-правового института. Например, статья 9 определяет, что служба пробации - это орган уголовно-исполнительной системы, осуществляющий исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества. А в статье 12, раскрывающей виды пробации, что пенитенциарная пробация - это деятельность и совокупность мер по ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

К сказанному можно добавить, что опрос сотрудников пробации выявил поверхностное их отношение к досудебным докладам. Многие из них с момента принятия Закона не составили ни одного досудебного доклада, в том числе по причине их не востребованности судами. Все это указывает на отсутствие должной системной подготовительной работы при внедрении досудебной пробации, которая в итоге существует формально.

Попытка разобраться в указанных проблемах через призму международного опыта показала следующее.

Прежде всего, главной функцией досудебной пробации в зарубежных странах является не оказание социальной или иной помощи правонарушителям, а подготовка досудебного доклада. В М инимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года № 45/110 (далее - Токийские правила) на этот счет сказано: «Если существует возможность составления докладов о социальном обследовании, судебный орган может воспользоваться докладом, подготовленным компетентным, уполномоченным должностным лицом или учреждением. Доклад должен содержать социальную информацию о правонарушителе, которая имеет отношение к характеру правонарушений, совершавшихся данным лицом, и к его нынешним правонарушениям. Он должен также содержать информацию и рекомендации, которые имеют отношение к процедуре вынесения приговора. Доклад составляется на основе фактического, объективного и беспристрастного материала, а мнения формулируются в четких выражениях».

Ни о какой социальной или иной помощи подозреваемым или обвиняемым с целью коррекции их поведения на досудебной стадии в Токийских правилах не говорится. Конечно, это не означает что такая помощь не должна или не может оказываться в принципе (подобные международные документы носят лишь рекомендательных характер). Но, этот вопрос должен решаться из практической целесообразности. Например, в отличие от правовой системы Нигерии, где обвиняемые ожидают суда по несколько лет (доходит и до 15 лет), в нашей стране досудебное расследование длится в основном 2-3 месяца, в течение которых не имеет большого смысла организовывать социальную или иную помощь подозреваемым по причинам, изложенным выше.

Нужно учесть и то, что социальную помощь службы пробации сами не оказывают, они лишь организуют ее, выступая связующим звеном между подозреваемым и местными исполнительными органами. Если подойти к этому процессу добросовестно, то изучение социальных проблем правонарушителя и процесс подключения местных исполнительных органов отнимает значительную часть времени, отведенного на досудебное расследование. В случае же вынесения судом наказания в виде лишения свободы социальная помощь от местных исполнительных органов прерывается, так как их компетенция не распространяется на пенитенциарные учреждения (финансируются из республиканского бюджета).

Таким образом, с практической точки зрения загружать на досудебной стадии службу пробации функцией оказания социально-правовой помощи подозреваемым и обвиняемым нецелесообразно. А если посмотреть на этот аспект через правовую призму, то согласно статье 77 Конституции РК виновность человека признается только вступившим в законную силу приговором суда, поэтому навязывание ему какой-либо помощи на стадии досудебного расследования с целью коррекции его поведения, мягко говоря, не гармонирует с основным законом нашей страны.

Далее. Существенные отличия казахстанской досудебной пробации от общепринятой в международной практике связаны с досудебным докладом. В Токийских правилах данные доклады именуются как «Доклады о социальном обследовании». Именно социальной характеристике преступника и социальным аспектам его преступления посвящены данные доклады (юридическая сторона раскрывается органом уголовного преследования и защитой). Поэтому в некоторых странах учреждения, занимающиеся их подготовкой называются Службой социального расследования, а сам документ социальным отчетом или социальным докладом. Учитывая природу данных документов их составлением занимаются социологи, иногда с участием психолога, педагога, медика и др.

В практике казахстанской службы пробации досудебные доклады составляются исключительно юристами, так как других специалистов в данной службе попросту нет. Говорить о качестве социальной составляющей этих докладов в нынешних условиях крайне сложно. Поэтому, правильное функционирование отечественной досудебной пробации без специалистов социологов априори не возможно.

Следующая проблема досудебной пробации обусловлена отсутствием в нашем законодательстве уголовно-процессуального статуса как сотрудника службы пробации, так и досудебного доклада. Сам смысл досудебного доклада заключается в оказании информационной помощи суду для правильного выбора уголовного наказания с учетом социальных аспектов. В этих целях досудебный доклад (социальный отчет), как правило, предварительно направляется судье, нередко сотрудник пробации лично выступает в суде со своим докладом и рекомендациями о виде наказания и мерах по управлению рисками совершения рецидива.

О том, что такой доклад должен содержать рекомендации, относящиеся к приговору суда, прямо указано в Токийских правилах. Поэтому, этот механизм, именуемый досудебной пробацией, работает только в тех правовых условиях, где он востребован судами.

В казахстанской практике в соответствии с Законом «О пробации» все обстоит иначе. Служба пробации передает доклад до начала судебного разбирательства только подозреваемому ( ст.13 Закона), при этом суду не направляет, представитель пробации в суде не выступает. Это и объясняет тот факт, что с начала действия Закона ни один досудебный доклад не был представлен сотрудником пробации в казахстанском суде.

Подобный подход полностью обнуляет смысл досудебного доклада, сложившийся за более чем полтора столетия его существования в мировой практике. Для исправления данной ситуации необходимо: в о-первых, сотрудника пробации включить в УПК в качестве участника уголовного процесса; во-вторых, прописать в УПК досудебный доклад, придав тем самым ему легитимность, без чего он не будет иметь значение для суда.

Еще один очень важный момент заключается в объективности и беспристрастности социального (досудебного) доклада, на что также обращено внимание в Токийских правилах. Для достижения этого результата службы досудебной пробации, как правило, не входят в систему исполнения наказаний, например, в г. Лондоне они являясь помощниками судей подчинены суду и, более того, дислоцированы в здании суда. В тех странах где досудебная пробация входит в пенитенциарную систему, ее сотрудники не выполняют функции исполнения наказаний. То есть, они равноудалены и не зависимы как от тюремных учреждений, так и служб, исполняющих альтернативные наказания. Это позволяет службе досудебной пробации быть объективной и беспристрастной при подготовке досудебного доклада и выработке рекомендаций для суда, касательно мер наказания.

Данный принцип объективности и беспристрастности нарушен в казахстанской практике. Подготовка досудебных докладов возложена на тех же сотрудников, кто непосредственно исполняет наказания, не связанные с лишением свободы. В ходе опроса данные сотрудники прямо и откровенно заявили, что если их доклад хоть как-то будет влиять на приговор суда, то они будут придерживаться репрессивного подхода и прилагать усилия к лишению свободы подсудимых, чтобы не увеличивать себе рабочую нагрузку.

Вполне логично и неутешительно.

Как решить эту проблему?

Есть два пути. Первый - это внутри службы пробации создать подразделение, занимающееся исключительно подготовкой досудебных докладов, то есть не исполняющее наказания. Ее сотрудники должны быть специалистами их числа социологов, психологов, педагогов. Однако, обеспечить абсолютную объективность и беспристрастность при таком подходе тоже будет сложно, так как все-равно данные сотрудники будут находиться внутри службы, исполняющей наказания, не связанные с лишением свободы.

Второй путь - радикальный, но, как нам представляется, более продуктивный. Это передать функцию досудебной пробации в судебную систему.

Как уже отмечено, главной функцией досудебной пробации является подготовка социального доклада для суда. Образно говоря, именно суд является потребителем ее продукции. Процесс реализации досудебного доклада и вынесения приговора совпадает во времени и находится на одной уголовно-процессуальной стадии. Поэтому, между судом и досудебной пробацией очень важно установление прямой связи, без лишних бюрократических преград. А это возможно только при нахождении суда и досудебной пробации в одном ведомстве. Чтобы не было путаницы с другими видами пробации, судебную пробацию можно назвать по опыту зарубежных стран - Службой социального доклада (или расследования).

В мире существуют и другие варианты организации работы досудебной пробации. Например, в США наряду с государственными успешно работают и частные службы пробации. Суть ее в том, что правонарушитель оплачивает из своих личных средств подготовку социального доклада в отношении себя. Деятельность коммерческих служб пробации лицензируется, в случае злоупотреблений в вопросах объективности и беспристрастности предусмотрено лишение лицензии. Данный подход конечно экономный для государства, но на данном этапе развития пробации в нашей стране является преждевременным.

В целом, Закон «О пробации» от 30 декабря 2016 года внес беспрецедентное изменение в функции тюремной системы, передвинув границы ее компетенции на досудебную стадию. Если раньше функции уголовно-исполнительной системы начинались с момента вступления приговора в силу и заканчивались в момент истечения срока наказания, то теперь ее функции начинаются в период, когда даже не известно будет ли лицо признано судом виновным.

Рассуждения, изложенные в данной статье, являются субъективными и не претендуют на истину в последней инстанции. Сам институт пробации во многих аспектах не обладает единообразием и в разных странах действуют различные конструкции. Автор статьи попытался лишь адаптировать ее под отечественную правовую систему.

Законом Республики Казахстан «О пробации» от 30 декабря 2016 года (далее - Закон) введены четыре вида пробации: досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпенитенциарная.

Анализ деятельности служб пробации показал, что наибольшие трудности на практике вызвала досудебная пробация. Здесь выделяется ряд проблем, первая из которых вытекает из требования статьи 12 Закона, которая определяет досудебную пробацию как «деятельность и совокупность мер по оказанию социально-правовой помощи подозреваемому, обвиняемому, направленных на коррекцию их поведения». То есть, речь идет об оказании подозреваемым и обвиняемым помощи с целью коррекции их поведения.

Хотя статья 13 Закона говорит, что досудебная пробация применяется на добровольной основе, тем не менее на практике для служб пробации установлены показатели деятельности, в соответствии с которыми их работа оценивается от количества оказанной социально-правовой помощи подозреваемым (обвиняемым).

Это привело к тому, что от сотрудников пробации требуется оказывать подозреваемым и обвиняемым социальную и иную помощь с целью коррекции их поведения. Однако, как показывает практика, большинство подозреваемых (обвиняемых) не желают отвлекаться на такую помощь, так как прежде всего их интересуют юридические аспекты, от которых зависит предстоящий приговор суда. Получение от государства социально-правовой помощи еще на стадии досудебного расследования психологически расценивается ими как признание своей вины в инкриминируемом деянии.

С другой стороны, опрос сотрудников пробации также выявил их скептицизм в оказании подозреваемым (обвиняемым) социально-правовой помощи. Это объясняется следующими причинами:

- отсутствием заинтересованности со стороны самих адресатов получаемой помощи;

- осознанием бесполезности проделанной работы в случаях прекращения уголовного дела в отношении подозреваемого, например, по причине его примирения с потерпевшим;

- недостаточными полномочиями для организации должного взаимодействия всех субъектов пробации для оказания помощи подозреваемым и обвиняемым (местные исполнительные органы, органы здравоохранения, образования, трудоустройства, социальной помощи и др.);

- необходимостью составлять индивидуальные программы оказания социально-правовой помощи правонарушителям ( п.4 ст.13 Закона) на основе выявления, изучения и оценки их социальных проблем, что воспринимается сотрудниками пробации, являющимися исключительно юристами, как непрофильная деятельность;

- ограниченным сроком досудебного расследования, в течение которого невозможно качественно реализовать мероприятия индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи;

Следующая часть проблем досудебной пробации связана с досудебным докладом, который должен составляться службой пробации в отношении подозреваемого, обвиняемого. Статья 14 Закона определяет, что «досудебный доклад - информация о личностных особенностях подозреваемого, обвиняемого, выполнении ими мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи, следовании рекомендациям службы пробации и принятии ее помощи».

В соответствии со статьей 14 Закона описательная часть досудебного доклада помимо прочих элементов обязательно должна включать:

- результаты психосоциального тестирования личности;

- оценку рисков совершения ими уголовных правонарушений.

Очевидно, что социальная характеристика должна составляться не юристами, а социологами, которых, как отмечено выше, нет в службах пробации. Что касается психосоциального тестирования, то в приказе МВД от 4 февраля 2017 года № 90 прямо оговорено, что оно должно осуществляться «лицами, имеющими психологическое или педагогическое образование», которых тоже нет в службах пробации. Из этого следует, что для решения данных вопросов службы пробации вынуждены обращаться за внешней помощью.

В свою очередь, анализ проведения психосоциального тестирования подозреваемых (обвиняемых) показал отсутствие в республике единой практики. Каждая региональная служба пробации вынуждена решать эту проблему самостоятельно, в итоге: в одних областях тестирование проводится в медицинских организациях, в других - в центрах социальной адаптации, в-третьих - специалистами неправительственных организаций и т.д. Как следствие, разнообразный профиль этих организаций отражается на содержании тестов, методике тестирования и ее результатах.

Что же касается оценки рисков совершения подозреваемым (обвиняемым) новых уголовных правонарушений, то на данный момент какой-либо официальной, то есть утвержденной МВД, методики оценки рисков в деятельности служб пробации также не существует. В связи с чем, они вынуждены пользоваться неофициальными образцами, разработанными экспертами неправительственных организаций.

Изложенные проблемы возникли из-за не проработанности механизмов реализации отдельных положений Закона «О пробации». Кроме того, в самом Законе заложены очевидные противоречия, усложнившие толкование рассматриваемого социально-правового института. Например, статья 9 определяет, что служба пробации - это орган уголовно-исполнительной системы, осуществляющий исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества. А в статье 12, раскрывающей виды пробации, что пенитенциарная пробация - это деятельность и совокупность мер по ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

К сказанному можно добавить, что опрос сотрудников пробации выявил поверхностное их отношение к досудебным докладам. Многие из них с момента принятия Закона не составили ни одного досудебного доклада, в том числе по причине их не востребованности судами. Все это указывает на отсутствие должной системной подготовительной работы при внедрении досудебной пробации, которая в итоге существует формально.

Попытка разобраться в указанных проблемах через призму международного опыта показала следующее.

Прежде всего, главной функцией досудебной пробации в зарубежных странах является не оказание социальной или иной помощи правонарушителям, а подготовка досудебного доклада. В М инимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года № 45/110 (далее - Токийские правила) на этот счет сказано: «Если существует возможность составления докладов о социальном обследовании, судебный орган может воспользоваться докладом, подготовленным компетентным, уполномоченным должностным лицом или учреждением. Доклад должен содержать социальную информацию о правонарушителе, которая имеет отношение к характеру правонарушений, совершавшихся данным лицом, и к его нынешним правонарушениям. Он должен также содержать информацию и рекомендации, которые имеют отношение к процедуре вынесения приговора. Доклад составляется на основе фактического, объективного и беспристрастного материала, а мнения формулируются в четких выражениях».

Ни о какой социальной или иной помощи подозреваемым или обвиняемым с целью коррекции их поведения на досудебной стадии в Токийских правилах не говорится. Конечно, это не означает что такая помощь не должна или не может оказываться в принципе (подобные международные документы носят лишь рекомендательных характер). Но, этот вопрос должен решаться из практической целесообразности. Например, в отличие от правовой системы Нигерии, где обвиняемые ожидают суда по несколько лет (доходит и до 15 лет), в нашей стране досудебное расследование длится в основном 2-3 месяца, в течение которых не имеет большого смысла организовывать социальную или иную помощь подозреваемым по причинам, изложенным выше.

Нужно учесть и то, что социальную помощь службы пробации сами не оказывают, они лишь организуют ее, выступая связующим звеном между подозреваемым и местными исполнительными органами. Если подойти к этому процессу добросовестно, то изучение социальных проблем правонарушителя и процесс подключения местных исполнительных органов отнимает значительную часть времени, отведенного на досудебное расследование. В случае же вынесения судом наказания в виде лишения свободы социальная помощь от местных исполнительных органов прерывается, так как их компетенция не распространяется на пенитенциарные учреждения (финансируются из республиканского бюджета).

Таким образом, с практической точки зрения загружать на досудебной стадии службу пробации функцией оказания социально-правовой помощи подозреваемым и обвиняемым нецелесообразно. А если посмотреть на этот аспект через правовую призму, то согласно статье 77 Конституции РК виновность человека признается только вступившим в законную силу приговором суда, поэтому навязывание ему какой-либо помощи на стадии досудебного расследования с целью коррекции его поведения, мягко говоря, не гармонирует с основным законом нашей страны.

Далее. Существенные отличия казахстанской досудебной пробации от общепринятой в международной практике связаны с досудебным докладом. В Токийских правилах данные доклады именуются как «Доклады о социальном обследовании». Именно социальной характеристике преступника и социальным аспектам его преступления посвящены данные доклады (юридическая сторона раскрывается органом уголовного преследования и защитой). Поэтому в некоторых странах учреждения, занимающиеся их подготовкой называются Службой социального расследования, а сам документ социальным отчетом или социальным докладом. Учитывая природу данных документов их составлением занимаются социологи, иногда с участием психолога, педагога, медика и др.

В практике казахстанской службы пробации досудебные доклады составляются исключительно юристами, так как других специалистов в данной службе попросту нет. Говорить о качестве социальной составляющей этих докладов в нынешних условиях крайне сложно. Поэтому, правильное функционирование отечественной досудебной пробации без специалистов социологов априори не возможно.

Следующая проблема досудебной пробации обусловлена отсутствием в нашем законодательстве уголовно-процессуального статуса как сотрудника службы пробации, так и досудебного доклада. Сам смысл досудебного доклада заключается в оказании информационной помощи суду для правильного выбора уголовного наказания с учетом социальных аспектов. В этих целях досудебный доклад (социальный отчет), как правило, предварительно направляется судье, нередко сотрудник пробации лично выступает в суде со своим докладом и рекомендациями о виде наказания и мерах по управлению рисками совершения рецидива.

О том, что такой доклад должен содержать рекомендации, относящиеся к приговору суда, прямо указано в Токийских правилах. Поэтому, этот механизм, именуемый досудебной пробацией, работает только в тех правовых условиях, где он востребован судами.

В казахстанской практике в соответствии с Законом «О пробации» все обстоит иначе. Служба пробации передает доклад до начала судебного разбирательства только подозреваемому ( ст.13 Закона), при этом суду не направляет, представитель пробации в суде не выступает. Это и объясняет тот факт, что с начала действия Закона ни один досудебный доклад не был представлен сотрудником пробации в казахстанском суде.

Подобный подход полностью обнуляет смысл досудебного доклада, сложившийся за более чем полтора столетия его существования в мировой практике. Для исправления данной ситуации необходимо: в о-первых, сотрудника пробации включить в УПК в качестве участника уголовного процесса; во-вторых, прописать в УПК досудебный доклад, придав тем самым ему легитимность, без чего он не будет иметь значение для суда.

Еще один очень важный момент заключается в объективности и беспристрастности социального (досудебного) доклада, на что также обращено внимание в Токийских правилах. Для достижения этого результата службы досудебной пробации, как правило, не входят в систему исполнения наказаний, например, в г. Лондоне они являясь помощниками судей подчинены суду и, более того, дислоцированы в здании суда. В тех странах где досудебная пробация входит в пенитенциарную систему, ее сотрудники не выполняют функции исполнения наказаний. То есть, они равноудалены и не зависимы как от тюремных учреждений, так и служб, исполняющих альтернативные наказания. Это позволяет службе досудебной пробации быть объективной и беспристрастной при подготовке досудебного доклада и выработке рекомендаций для суда, касательно мер наказания.

Данный принцип объективности и беспристрастности нарушен в казахстанской практике. Подготовка досудебных докладов возложена на тех же сотрудников, кто непосредственно исполняет наказания, не связанные с лишением свободы. В ходе опроса данные сотрудники прямо и откровенно заявили, что если их доклад хоть как-то будет влиять на приговор суда, то они будут придерживаться репрессивного подхода и прилагать усилия к лишению свободы подсудимых, чтобы не увеличивать себе рабочую нагрузку.

Вполне логично и неутешительно.

Как решить эту проблему?

Есть два пути. Первый - это внутри службы пробации создать подразделение, занимающееся исключительно подготовкой досудебных докладов, то есть не исполняющее наказания. Ее сотрудники должны быть специалистами их числа социологов, психологов, педагогов. Однако, обеспечить абсолютную объективность и беспристрастность при таком подходе тоже будет сложно, так как все-равно данные сотрудники будут находиться внутри службы, исполняющей наказания, не связанные с лишением свободы.

Второй путь - радикальный, но, как нам представляется, более продуктивный. Это передать функцию досудебной пробации в судебную систему.

Как уже отмечено, главной функцией досудебной пробации является подготовка социального доклада для суда. Образно говоря, именно суд является потребителем ее продукции. Процесс реализации досудебного доклада и вынесения приговора совпадает во времени и находится на одной уголовно-процессуальной стадии. Поэтому, между судом и досудебной пробацией очень важно установление прямой связи, без лишних бюрократических преград. А это возможно только при нахождении суда и досудебной пробации в одном ведомстве. Чтобы не было путаницы с другими видами пробации, судебную пробацию можно назвать по опыту зарубежных стран - Службой социального доклада (или расследования).

В мире существуют и другие варианты организации работы досудебной пробации. Например, в США наряду с государственными успешно работают и частные службы пробации. Суть ее в том, что правонарушитель оплачивает из своих личных средств подготовку социального доклада в отношении себя. Деятельность коммерческих служб пробации лицензируется, в случае злоупотреблений в вопросах объективности и беспристрастности предусмотрено лишение лицензии. Данный подход конечно экономный для государства, но на данном этапе развития пробации в нашей стране является преждевременным.

В целом, Закон «О пробации» от 30 декабря 2016 года внес беспрецедентное изменение в функции тюремной системы, передвинув границы ее компетенции на досудебную стадию. Если раньше функции уголовно-исполнительной системы начинались с момента вступления приговора в силу и заканчивались в момент истечения срока наказания, то теперь ее функции начинаются в период, когда даже не известно будет ли лицо признано судом виновным.

Рассуждения, изложенные в данной статье, являются субъективными и не претендуют на истину в последней инстанции. Сам институт пробации во многих аспектах не обладает единообразием и в разных странах действуют различные конструкции. Автор статьи попытался лишь адаптировать ее под отечественную правовую систему.

Досудебная пробация заключается в том, что наши специалисты готовят «Пробационный доклад» об обвиняемом.

То есть, после того как обвиняемому в совершении правонарушения инкриминировали статью и его дело попало в суд, судья дает поручение органам пробации, чтобы мы провели всестороннее социально-психологическое исследование личности обвиняемого, собрали информацию о его характере, отношениях с людьми, это могут быть вплоть до его оценок в школе. Составляется психологический портрет. Собираются характеристика с места работы, с места жительства или с места учебы.

По итогам всей этой колоссальной работы составляется пробационный доклад, который носит рекомендательный характер для суда.

Данное социально-психологическое исследование должно обеспечить проведение объективной оценки личности обвиняемого с определением рисков рецидива с его стороны и его криминогенных потребностей, а также возможности его исправления без изоляции от общества.

По итогам этого исследования, суд может назначить наказание, не связанное с лишением свободы, тем самым дает шанс встать на путь исправления, не находясь в местах лишения свободы.

Досудебная пробация - пробация, применяемая к обвиняемым и заключающаяся в социально-психологическом исследовании его личности, по итогам которого составляется пробационный доклад. Она осуществляется в форме социально-психологического исследования личности обвиняемого на основе сбора и оценки информации, по требованию суда о подготовке пробационного доклада в отношении обвиняемого.

Собираются сведения о:

1) социальном статусе клиента пробации;

2) семье, других социальных связях;

3) жилищных и социально-бытовых условиях;

5) месте жительства, работы, учебы, роде деятельности;

6) состоянии здоровья;

7) склонностях и привычках;

8) наличии зависимости от алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, психических расстройств;

9) других обстоятельствах, приведших к трудной жизненной ситуации.

Сбор сведений осуществляется путем получения, истребования характеристик, отзывов, рекомендаций, объяснительных, справок, использования баз данных государственных органов, составления актов и иных документов. Порядок сбора сведений, права, полномочия и обязанности органа пробации определяются Правительством Кыргызской Республики. Он должен обеспечивать проведение объективной оценки личности обвиняемого с определением рисков рецидива и криминогенных потребностей клиента, а также возможности его исправления без изоляции от общества.

Обвиняемый, в отношении которого готовится пробационный доклад, вправе письменно сообщить и предоставить лично, через защитника, супруга (супругу) или близких родственников сведения для внесения в пробационный доклад.

На основе собранных сведений и их оценки выносятся рекомендации о возможности применения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и принудительных мер уголовно-правового воздействия, о чем составляется пробационный доклад.

При невозможности подготовки пробационного доклада вследствие отсутствия или наличия неполных сведений, не проживания обвиняемого по адресу, указанному в требовании суда, не установления личности обвиняемого, смерти обвиняемого, совершения более тяжкого преступления, по которому составление пробационного доклада не требуется, составляется мотивированное заключение о невозможности составления пробационного доклада, в котором отражаются собранные сведения.

Срок составления пробационного доклада и заключения о невозможности его составления - до 30 календарных дней со дня поступления требования суда.

Начальник Управления учета и мониторинга Департамента пробации при Минюсте КР Романов Руслан рассказал, что такое пробация.

Полный комментарий эксперта слушайте в аудиоверсии.

В беседе на радио Sputnik Кыргызстан он отметил, что пробация — это меры, применяемые по отношению к оступившемуся человеку.

"По сути, пробация — это комплекс мероприятий, направленных на создание условий для исправления клиентов пробации и приспособления к жизни в обществе, а также предупреждения совершения ими повторных правонарушений. Они включают в себя широкий спектр социальных и правовых мер со стороны соответствующего уполномоченного госоргана", — сказал Романов.

По его словам, для достижения этих целей госорганы, органы местного самоуправления, местные госадминистрации и общественность тесно взаимодействуют с клиентом и оказывают ему социально-правовую, психологическую и юридическую помощь.

"В итоге у испытуемого или, иначе говоря, у клиента пробации появляется шанс на исправление. Все это в совокупности и является институтом пробации. Наш департамент является уполномоченным госорганом, он начал работу 1 сентября 2019 года. У нас есть 53 территориальных подразделения районного/городского уровня и 3 межрегиональных управления по Кыргызстану", — пояснил чиновник.

Он отметил, что пробация охватывает весь процесс взаимоотношений человека с момента совершения им правонарушения.

"Чтобы гражданин, совершивший преступление, стал клиентом пробации, необходимо, чтобы его правонарушение не было тяжким или особо тяжким, а срок наказания не должен превышать 5 лет. Кроме этого, клиентом может стать осужденный, срок окончания наказания которого не превышает 5 лет. Например, у человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, предположим, болеет ребенок. У гражданина нет образования, и по этой причине он не может устроиться на хорошую работу и достаточно зарабатывать. Он идет на преступление, скажем, украл 10 000 сомов, чтобы купить ребенку лекарства. Конечно, его ловит милиция и ему грозит срок. Вот такой человек может стать клиентом пробации", — сказал Романов.

По его словам, у такого гражданина есть смягчающее обстоятельство.

"Он украл не потому, что хотел нажиться, а чтобы вылечить ребенка. Тут начинают работать наши специалисты. Психолог работает над его внутренним состоянием, выводит из депрессии, помогает определиться с профессией, настраивает на жизнь в мире с законом. Социальный работник начинает подбирать курсы, например, электрика или сантехника, или компьютерные курсы, на которых он сможет получить профессию. Если у клиента нет документов, удостоверяющих личность, наши сотрудники помогут в их восстановлении. Кроме этого, пробация ведет надзор за исполнением постановлений суда и многим другим", — сказал юрист.

По его словам, пробация делится на четыре вида: досудебную, исполнительную, пенитенциарную и постпенитенциарную.

Закон "О пробации" был принят 24 февраля 2017 года (№ 34) и вступил в законную силу 1 января 2019 года вместе с новыми кодексами, регулирующими уголовное законодательство в рамках мер по судебно-правовой реформе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: