Государства с которыми рф осуществляет автоматический обмен финансовой информацией

Обновлено: 02.05.2024

Российская Федерация в рамках соответствующих международных договоров осуществляет автообмен финансовыми сведениями с уполномоченными органами иностранных государств.

Правовым основанием для автоматического обмена являются многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 года и Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 года.

В соответствии со статьей 142.3 НК РФ перечень территорий, с которыми Россия участвует в обмене финансовой информацией, утверждает Федеральная налоговая служба РФ.

Новый перечень юрисдикций

Документом утвержден новый перечень юрисдикций, с которыми РФ обменивается финансовыми сведениями в автоматическом режиме.

Ранее действовавший перечень, утвержденный уже утратившим силу Приказом ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@, содержал 75 государств и 13 территорий.

Что изменилось?

В новом списке государств 77, а территорий 12. Из прежнего перечня исключили Остров Мэн и Нормандские острова, Соединенное королевство, Литву. В то же время к автообмену с РФ присоединились Гана, Доминика, Израиль, Панама.

Почему это важно знать?

Указанные изменения важно учитывать при зачислении средств на иностранные счета.

Согласно нормам действующего валютного законодательства (статья 12 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), с начала 2020 года российские резиденты могут зачислять полученные от нерезидентов денежные средства без ограничений в зарубежные банки при выполнении одного из условий:

  • банк располагается на территории страны - члена ЕАЭС;
  • банк располагается на территории государства, осуществляющего автообмен финансовой информацией с РФ.

Во избежание санкций за совершение незаконных валютных операций, при решении вопроса о зачислении денежных средств необходимо руководствоваться действующим перечнем территорий, с которыми РФ осуществляет автообмен финансовыми сведениями.

Приказом ФНС России от 27 мая 2022 г. N ЕД-7-17/450@ настоящий документ признан утратившим силу с 16 июля 2022 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2017; N 49, ст. 7312) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2017, N 15, ст. 2194), в целях обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам и в связи с изменением состава юрисдикции по международному автоматическому обмену финансовой информацией с Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по налоговым вопросам.

Руководитель Федеральной
налоговой службы

Регистрационный N 61363

ФНС обновила перечень государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. В новый список вошли в т. ч. Нигерия и Турция.

Приказ Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2020 г. N ЕД-7-17/788@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией"

Регистрационный N 61363

Вступает в силу с 21 декабря 2020 г.

Приказом ФНС России от 27 мая 2022 г. N ЕД-7-17/450@ настоящий документ признан утратившим силу с 16 июля 2022 г.

от 21 ноября 2019 года N ММВ-7-17/582@

____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 декабря 2020 года на основании
приказа ФНС России от 3 ноября 2020 года N ЕД-7-17/788@
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 1 статьи 142_3 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2017; N 49, ст.7312; 2019, N 39, ст.5375) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2019, N 35, ст.4965), в целях обеспечения исполнения международных обязательств Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам и в связи с изменением состава юрисдикции по международному автоматическому обмену финансовой информацией с Российской Федерацией

1. Утвердить Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по налоговым вопросам.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

в Министерстве юстиции

24 декабря 2019 года,

регистрационный N 56967

Приложение
к приказу ФНС России
от 21 ноября 2019 года N ММВ-7-17/582@

Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

Автоматический обмен информацией с Россией дает возможность фискальным ведомствам получать финансовые данные налоговых резидентов страны. И как следствие – удерживать неоплаченные налоги с незадекларированной прибыли, а также начислять штрафы и пеню за нарушение налогового законодательства. Осуществляется автоматический обмен информацией с Россией и другими странами в рамках проекта Common Reporting Standard (CRS). Следует отметить, что кроме последнего между странами могут быть заключены отдельные соглашения об обмене финансовой информацией.

автоматический обмен информацией с Россией

Что представляет собой система автоматического обмена финансовой информацией

Стандарт Common Reporting Standard был принят 15 июля 2014 года Советом ОЭСР. Его главная задача – ежегодно обмениваться финансовой и налоговой информацией между странами-участниками CRS с целью борьбы с оптимизацией налогообложения. Обязательства внедрить стандарт взяли на себя 102 страны, что прямо указывает на масштабность проекта. Участниками CRS являются практически все страны Европы, Канада, часть островных государств и некоторые государства Азии, Африки, Южной Америки. Следует отметить, что количество участников автоматического обмена финансовыми данными стабильно растет. В 2020 году к нему присоединились: Албания, Эквадор, Мальдивы, Казахстан, Нигерия, Оман, Перу. Автоматический обмен информацией с Россией в рамках Стандарта начался в 2018 году.

CRS обязывает все финансовые организации, которые работают на территории страны-участника автоматического обмена предоставлять данные о налоговых резидентах других государств.

Кто обменивается финансовой информацией

Под финансовыми учреждениями, которые обязаны предоставлять данные в фискальные органы в рамках CRS подразумевают:

  • депозитарные учреждения – сберегательные банки, коммерческие банки, сберегательные и кредитные ассоциации, кредитные объединения;
  • депозитные учреждения – кастодиальные банки, брокеры, центральные депозитарии ценных бумаг;
  • инвестиционные институты – организации, которые занимаются инвестирование, реинвестированием или торговлей финансовыми инструментами, управлением портфелем, администрированием финансовых активов;
  • страховые компании, которые заключают договора страхования жизни.

Именно поступление данных из этих организаций предусматривает автоматический обмен информацией с Россией и другими странами мира.

Но, как видно из вышеуказанного перечня не все организации обязаны передавать данные в налоговые органы. В частности не являются участниками финансового рынка:

  • государственные учреждения, в том числе пенсионные фонды;
  • международные организации;
  • Центробанки;
  • некоторые пенсионные фонды;
  • квалифицированные эмитенты кредитных карт;
  • средства коллективного инвестирования, освобожденные от уплаты налогов;
  • трасты доверительного управляющего;
  • другие финансовые учреждения с низким уровнем риска.

Внимание. Под действие соглашения об автоматическом обмене информацией с Россией и другими странами не подпадают такие участники финансового рынка как: криптобиржи, обменники, платежные институты, эмитенты электронных денег, страховые брокеры.

Какую информацию требуют участники финансового рынка

Обычно для выполнения обязательств перед CRS банки и другие участники финансового рынка требуют от клиентов следующую информацию:

  • имя, фамилия;
  • адрес проживания;
  • место и дату рождения;
  • страну/юрисдикцию налогового резидентства;
  • идентификационный номер налогового резидентства (TIN);
  • место регистрации (для юридических лиц);
  • форма субъекта хозяйственной деятельности (для юридических лиц);
  • вид контролирующего лица (для контролирующих лиц).

Сейчас при открытии счетов в иностранных банках в анкете-клиента обязательно требуется указать свое налоговое резидентство и налоговый код (TIN). Причем если последних несколько, то нужно написать их все.

На основании предоставленных данных банки и другие организации определяют налоговое резидентство клиента и принимают решение о передаче данных в местные налоговые органы.

Обмен, какими данными осуществляется в рамках CRS

Автоматический обмен информацией с Россией и другими государствами предусматривает обязательства участников финансового рынка уведомлять местные налоговые органы об операциях нерезидентов, а те в свою очередь полученные данные должны передать своим коллегам в соответствующей юрисдикции.

Налоговые органы обмениваются следующей информацией:

  • финансовые продукты (разновидность счета: депозитный, текущий, карточный и т.д., кредит, овердрафт, гарантия, страхование имущества или другая услуга);
  • номер и дата открытия счета, номер и дата договора, валюта, а также другие параметры финансового продукта;
  • остатки на счетах или оценочная стоимость активов;
  • движение средств по дебету и кредиту по всем счетам.

Вышеуказанные данные дают возможность фискальным органам в «родных» юрисдикциях нерезидентов определить полноту уплаты налогов.

Какие счета и услуги попадают в отчет CRS

  • все депозитные счета, в том числе текущие и сберегательные;
  • кастодиальные счета – банковские счета в пользу другого лица, на котором хранятся финансовые активы;
  • акции и кредиты, в том числе доли участия в капитале, в партнерстве, в трастах или аналогичные сделки;
  • договора страхования – в частности: страхование от смерти, от болезней, несчастного случая, ответственности или имущественного риска, а также контракты выплаты по которым производятся в течение времени, полностью или частично определяемого продолжительностью жизни.

При этом участники рынка не обязаны отчитываться о следующих финансовых продуктах:

  • пенсионные счета;
  • другие счета со льготным налогообложением;
  • срочные договора страхования жизни;
  • имущественные счета;
  • эскроу счета;
  • депозитные счета по которым не осуществляется выплата;
  • другие счета с низким уровнем риска.

Следует отметить, что далеко не все страны осуществляют автоматический обмен информацией с Россией. Даже являясь участником CRS, они могут отказаться от сотрудничества в рамках данного стандарта.

Внимание. По состоянию на середину августа 2020 года было активировано более 4 200 двусторонних соглашений по обмену финансовыми данными между более чем 100 юрисдикциями. И еще 2 500 двусторонних соглашений по обмену в рамках CbC.

Законы, регулирующие автоматический обмен информацией с Россией

Россия стала участником CRS 16 июля 2018 года. Тогда было подписано соответствующее постановление Правительства № 693. Указанный нормативный акт регулирует все аспекты касательно автоматического обмена налоговыми данными.

Страны и территории, с которыми Россия автоматически обменивается финансовой информацией и которые являются членами ЕАЭС, публикуются в приказах ФНС. Эти данные необходимы в работе, так как с первого дня 2020 года резидентам разрешено зачислять без ограничений денежные средства, полученные от нерезидентов в иностранные банки, которые находятся в вышеуказанных странах.

А еще резиденты могут не подавать отчеты о движении денежных средств по счетам, открытым в иностранных банках или у других участниках финансового рынка, если соблюдаются следующие условия:

  • финансовое учреждение (банк, финансовая организация) находится на территории государства-члена ЕАЭС или государства, которое автоматически обменивается информацией с Россией;
  • совокупная сумма поступлений/списаний со счета или остаток на счете на отчетную дату не превышает 600 000 рублей/эквивалент.

Кроме вышеперечисленного, в последних разъяснениях ФНС указано:

  • не требуется финансовая информация о следующих продуктах: кредитные договора, договора аренды банковской ячейки или сейфа, договора банковской гарантии, договора РЕПО;
  • счета-эскроу для обслуживания участия в долевом строительстве и договора добровольного страхования жизни являются финансовыми услугами, а значит информация о них должна предоставляться в налоговые органы.

Кто попадает в автоматический обмен информацией со стороны России

Российские налоговые органы же собирают и отправляют информацию об иностранных налоговых резидентах, которые соответствуют следующим условиям:

  • физлица, которые имеют заключенные договора с участниками финансового рынка на сумму от 1 млн. USD/эквивалент в другой валюте;
  • юрлица, заключившие договора на сумму более 250 000 USD/эквивалент в другой валюте.

Список стран и территорий, с которыми работает автоматический обмен информацией с Россией

Последний приказ ФНС от 21.11.2019 года содержит следующий список государств и территорий (вместе 89 юрисдикций), с которыми Россия обменивается налоговой информацией в автоматическом режиме:

Государство Территория
1.Австралия1.Бермуды
2.Андорра2.Британские Виргинские Острова
3.Австрия3.Гибралтар
4.Антигуа и Барбуда4.Гонконг
5.Азербайджан5.Гренландия
6.Аргентина6.Кюрасао
7.Аруба7.Макао
8.Багамы8.Монтсеррат
9.Барбадос9.Острова Кайман
10.Бахрейн10.Острова Кука
11.Белиз11.Острова Теркс и Кайкос
12.Бельгия12.Фарерские острова
13.Болгария
14.Бразилия
15.Вануату
16.Венгрия
17.Гана
18.Германия
19.Гренада
20.Греция
21.Дания
22.Доминика
23.Израиль
24.Индия
25.Индонезия
26.Ирландия
27.Исландия
28.Испания
29.Италия
30.Катар
31.Кипр
32.Китай
33.Колумбия
34.Корея, Республика
35.Коста-Рика
36.Кувейт
37.Латвия
38.Ливан
39.Лихтенштейн
40.Люксембург
41.Маврикий
42.Маршалловы острова
43.Малайзия
44.Мальта
45.Мексика
46.Монако
47.Науру
48.Нидерланды
49.Новая Зеландия
50.Норвегия
51.ОАЭ
52.Пакистан
53.Панама
54.Польша
55.Португалия
56.Румыния
57.Самоа
58.Сан-Марино
59.Саудовская Аравия
60.Сейшелы
61.Сент-Винсент и Гренадины
62.Сент-Люсия
63.Сент-Китс и Невис
64.Сингапур
65.Словакия
66.Словения
67.Уругвай
68.Финляндия
69.Франция
70.Хорватия
71.Чехия
72.Чили
73.Швейцария
74.Швеция
75.Эстония
76.Южная Африка
77.Япония

В этом перечне отсутствует Великобритания, так как начиная с 2019 года, Соединенное Королевство прекратило обмен данными в одностороннем порядке. Первый и единственный раз страны обменялись данными за 2017 год. По состоянию на сентябрь 2020 года Россия и Великобритания обмениваются информацией только в рамках конкретных запросов по определенным лицам и в рамках CbC-reporting (операции транснациональных компаний в разных юрисдикциях).

Можно не сообщать налоговой службе об иностранных счетах

Российское законодательство обязывает всех налоговых резидентов уведомлять фискальные органы об открытых счетах в иностранных банках, а также о движениях по счету. Если этого не делать предусматриваются штрафы и санкции.

Избежать обмена автоматического обмена налоговой информацией с Россией удастся, если бизнесмену удастся изменить свое налоговое резидентство с российского на иностранное. Обычно, чтобы стать налоговым резидентом другого государства требуется прожить там как минимум 183 дня в течение года и иметь центр жизненных интересов (дом, семью, бизнес). Но это еще не гарантирует потерю российского налогового резидентства. Заинтересованному лицу необходимо предоставить в ФНС соответствующее заявление и сертификат иностранного налогового резидентства. И только тогда он перестанет быть налоговым резидентом России.

Если вы хотите получить больше информации о налоговом резидентстве и подробнее узнать, как происходит автоматический обмен информацией с Россией обращайтесь к нашим экспертам. Они предоставят качественную консультацию и подберут оптимальную юрисдикцию для защиты вашего бизнеса.

Что нужно, чтобы выйти с налогового резидентства России?

Необходимо предоставить заявление о непризнании налоговым резидентом и сертификат налогового резидентства иностранного государства или же в произвольной форме обосновать невозможность получения такого сертификата с приложением подтверждающих документов.

Как получить иностранное налоговое резидентство?

Обычно, чтобы стать налоговым резидентом другой страны требуется прожить там как минимум 183 календарных дня в течение года.

Все финансовые учреждения подают информацию в налоговые органы?

Нет, в обмене налоговой информацией не участвуют такие организации: криптобиржи, обменники, страховые брокера, эмитенты электронных денег, платежные институты и т.п.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

23 марта австрийское правительство официально объявило о приостановлении автоматического обмена налоговой информацией с российской стороной. По утверждению властей Австрии, мера не имеет отношения к антироссийским…

Обострение российско-украинских отношений и начало военной операции на территории Украины стали причинами принятия беспрецедентных антироссийских санкций. Одним из следствий этого стал уход из РФ международных…

Межстрановый обмен (Country-by-country reporting)Обновленный списокОтчетность ТНК в России и мире Французское правительство выпустило официальное Постановление об обновлении списка стран, участвующих в двустороннем обмене…

Конец 2021 года в Швейцарии запомнится многим вкладчикам и корпоративным клиентам банков, как старт в преддверии полного уничтожения анонимности бенефициаров. 3 декабря, Федеральный совет юрисдикции…

Закон об ответственности и штрафах организаций финансового рынка за непредоставление информации о клиентах накануне был подписан президентом России Владимиром Путиным и опубликован на портале правовой…

Десятилетие работы Глобального форума – что это для юрисдикцийКакие юрисдикции участвуют в автоматическом обмене информациейГлобальный форум по прозрачности и обмену информацией в налоговых…

Историческая справкаЧто предлагает ОЭСР?Функции координационного советаИнструментарий MAACСоветы и рекомендации Информация о том, что ОЭСР выпустила специальную инструкцию для стран, желающих внедрить стандарты автоматического…

Наиболее важные цифрыАвтоматический обмен информацией и РоссияСоветы и рекомендации До недавнего времени перспективы автоматического обмена финансовой информацией представлялись весьма призрачными. Аналитики утверждали, что…

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: