Где рассматривались судебные дела в средневековом китае

Обновлено: 26.04.2024

Судебный процесс в средневековом Китае носил инквизиционный характер. Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд. Жалоба составлялась по определенной форме, которую хорошо знали уличные писцы, сидящие у ворот суда.

Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок (по своду законов 1690 гида за один месяц). Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Просрочка в два месяца стоила ему 30 ударов палками. Это создавало условия для час того привлечения к ответственности невиновных. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа.

В судах кроме судей и чиновников, расследующих преступление, были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы. За неявку в суд свидетелю полагалось 40-50 ударов палками. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки, которые применялись к тем, кто не сознавался. Они исходили из презумпции виновности обвиняемого, ставили своей главной целью добиться признания последнего. Если признание вины не было вырвано после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Рабы не могли давать показаний против своих хозяев. Приговор записывался. Обвиняемый в танском Китае мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.

Об отходе от жестких легистских методов в танском суде свидетельствовало следующее. При вынесении приговора о наказании каторжными работами (или более суровом) требовалось согласие обвиняемого. Если он не соглашался, дело подлежало пересмотру, Если доказательств было недостаточно и обвиняемый не признавался, приглашали поручителей и его отпускали на свободу. При сомнительном решении обвиняемому давалась также возможность откупиться. Приговор к смертной казни утверждался императором. Тела и головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения. Простолюдинов казнили на рыночной площади, а чиновников дома.

Воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне - податными держателями государственных наделов: 1) податные первого разряда - мужчины и женщины от 16 до 60 лет, получившие "наделы в пользование" и "податные наделы", урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю; 2) податные второго разряда — все другие члены крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получивших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности. Большая часть земельного участка, предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству. Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственнической эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству.Традиционные основы системы высших и местных органов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функций отдельных органов управления: общеадминистративных; надзорно-контрольных; судебных; военно-командных. Состав системы государственного управления средневекового Китая: 1)император; 2)Государственный совет; 3)канцлеры - левый (старший) и правый (младший); 1) - 6 ведомств (министерств): чинов (назначений); обрядов; налогов (доходов); военное; судебное (наказаний); общественных работ. Во главе сложной, но достаточно стройной системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров - левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ. Возглавлявший этот аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья получали княжества - уделы, земли которых считались их собственностью. Императорский двор, включавший большое число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в государственном управлении. Одновременно развивался и усложнялся специальный иерархически организованный центральный аппарат чиновников, на вершине которого находились, как и в танском Китае, главы шести ведомств, своеобразных министерств, а также цензората, высшего надзорно-контрольного органа, и пяти комиссариатов, высших военно-командных органов. Местное управление Империя Тан включала десять провинций (дао) - области (чжоу) - уезды (сянь). Все адм. единицы различались по размерам сумм уплачиваемых налогов и соответственно делились на категории, что отражалось на статусе и количестве работавших в них чиновников, назначаемых из центра и контролировавшихся им. В провинции действовала триада управленческих органов: адм., военных и надзорно-контрольных, во главе которых стояли уполномоченные, чиновники высоких рангов. Суд в средневековом Китае В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах адм-х, выполняющих судебные функции. Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительственные органы: 1)"управа административных дел", осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел; 2)"управа по военным делам", где расследовались дела военных; 3)"управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения. Армия средневекового государства в Китае В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью. С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр. Вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена. В Минской империи сохранялась старая система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти. Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами. Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно-территориальными округами, входили в правительство. Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








Что вы можете сделать для укрепления мира во всем мире? Идите домой и любите свою семью. © Мать Тереза ==> читать все изречения.

•На какие этапы подразделяется византийская государственность?

• Что обозначает слово «Василевс» применительно к государственному строю Византии?

• На какие группы подразделялось византийское крестьянство?

• Перечислите источники права Византии.

В Китае, начиная с первых веков н. э. окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения. Крупная фео­дальная собственность на землю с правом купли-продажи укрепила свое положение, окрепло круп­ное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под влас­тью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничто­жена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Ки­тая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317-420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь­бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, на­зывавшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение. Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой ди­настии стремились к установлению единодержавия. Усиление централь­ной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и уве­личение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и со­здать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорско­го двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача ко­торых и получение ученой степени открывали доступ к государствен­ной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюро­кратический аппарат управления.

Ученые выделяют в социальной структуре Китая три основных сословия:

1. Так назывемые благородные люди, т.е. светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были наиболее привилегированные лица, которые освобож­дались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Вось­ми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - - "Ба и", наделив­ший чиновничество особым статусом и официально поставивший бю­рократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в. Богатые купцы, ростовщики, крупные земле­владельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почет­ных званий и ученых степеней;

2. Во вторую категорию входил добрый народ, или добрые люди, - - простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

3. Низшую категорию составлял дешевый народ, или подлые люди, - - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батра­ками, стражниками, слугами и т. д. (сх. 13).


Характерно, что каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, они должны были строго соблюдать определенные правила поведения, опреде­ленный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близле­жащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Главой государства был император - - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верхов­ным жрецом) и имел неограни­ченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные са­новники. Совет возглавляли два канцлера - - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государствен­ные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств).

Первому канцлеру подчинялись:

1. "ведомство чинов", занимавшееся назначением и увольнением чиновни­ков;

2. "ведомство обрядов", наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

3. "ведомство финансов", осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

Соответственно, второму канцлеру были подчинены:

1. "военное ведомство", занимавшееся организацией военного дела в импе­рии;

2. "ведомство наказаний", которому подчинялись суды и тюрьмы;

3. "ведомство общественных работ", осуществлявшее организацию трудо­вой повинности податных сословий.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата ру­ководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торже­ственные церемонии.

Управление на местах было основано на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, ко­торые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из цен­тра, причем в провинциях действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

1. административная, в обязанности которой входили учет людей и зе­мель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

3. надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борь­бу с коррупцией и со злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судопроизводство производилось не только в судебных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV- -XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, а на низшей - - старейшина деревни, избираемый жителями.

Судебные дела в основном решались в уездных управах - - ямынях. В слу­чае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими пре­ступлениями - убийством, крупным хищением и т.д. В том случае, когда дело не было окончательно решено в области или провинции - - оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где реше­ния выносились от имени самого императора.

Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла цер­ковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским мона­стырям) (сх. 14).


В китайском обязатель­ственном праве Договор купли-продажи занимал особое место. Главным условием его действительности являлось со­глашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления письменной купчей. Отсутствие купчей наказыва­лось битьем палками. При продаже людей необходимо было свидетельст­во, что продаваемый человек с рождения был лично свободен.

Гражданское и семейное право в Китае (а также другие отрасли частного права) базировались главным образом на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианство привело к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде (сх. 15).


Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было по­явление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обяза­тельно предусматривавшее согласие отца.

Характерно, что развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - - китайс­кий брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях: 1) бесплодие жены, 2) распутство, 3) проявление непочтения к мужу и его родителям, 4) болтливость, 5) склонность к во­ровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к амо­ральному поведению.

Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопро­вождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовались чин (титул, должность), если он передавался по наслед­ству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственни­кам по мужской линии. Чин мог быть унаследован только старшим сы­ном. Замужние дочери не имели права на наследство; незамужние получали половину доли братьев. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого.

В уголовном праве средневекового Китая идеология конфуци­анства возобладала над концепцией легистов, считавших, что все должны быть равны перед законом. Конфуцианцы утверждали, что наслед­ственная аристократия и администрация должны стоять выше закона. Конфуцианство проявилось также и в вере в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм и жестких правовых норм. Неопределенность границ моральной нормы и отсутствие сформули­рованного в законе этого понятия препятствовали разгра­ничению в праве форм вины, и поэтому при вынесении наказаний ис­пользовались такие категории, как неведение, неумышленность, не­брежность, забывчивость, ошибка.

Законодательство не знало института необходимой обороны, но оно осво­бождало от ответственности ближайших родственников, защищавших от нападения своих отца, мать, деда, бабку, объясняя негативные последствия этих действий (вплоть до убийства нападавшего) тем, что они не были продиктованы преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опас­ности основывалась на концепции так называемых "10-ти зол":

§ первой, второй и третьей формами зла считались преступные посяга­тельства на императора, а также заговор о мятеже против государя, непо­корство и измена;

§ четвертой - - преступления против близких родственников: убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;

§ пятой - - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью; сюда были отнесе­ны убийства в одной семье трех и более человек, совершение преступления с особой жестокостью, колдовские магические действия, приго­товление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;

§ шестой - - преступления, связанные с нарушением особо значимых зап­ретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;

§ седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защи­той нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве ос­новы социального порядка.

Средневековый Китайский судебный процесс откровенно носил инквизиционный характер. Обычно дело начиналось с письменной или устной жалобы потерпев­шего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специаль­ные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, то чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.

До суда преступника держали в тюрьме (женщин отдавали на поруки в дом мужа). Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи ис­ходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, оч­ные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть приме­нены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть при­знано сомнительным.

Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах также были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.
В силу конкретно – исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права.
Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.
Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере условными широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим обществам наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в средине века, а некоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и средневековому Востоку.

Содержание работы

Введение
1.Источники права в средневековом Китае
2.Особенности уголовного процесса в средневековом Китае
3. Судебный процесс
Заключение

Содержимое работы - 1 файл

Особенности Судебно - Правовой Системы Средневекового Китая.docx

6. "Высокочтимые" (лица, обладавшие высоким чиновным рангом);

6 Тень императора была самой мощной, и в период династии Мин охватывала более 100 тыс. человек.

7. "Усердные" (чиновники государственной службы и послы);

8. "Гости" (потомки ранее правивших династий).

Смягчение наказания обеспечивалось определенной и восходящей к династии Хань процедурой в такой последовательности: 1) обсуждение вопроса о социальном статусе преступника; 2) подача прошения о смягчении ему наказания; 3) смягчение меры наказания.

Одним из самых типичных и тяжелых преступлений считалось взяточничество, которое сближалось с разбоем и воровством в рамках

Таблицы наказаний за "шесть видов присвоения" казенного и частного имущества. Согласно Танскому кодексу, наказуемые виды присвоения, расположенные по принципу убывающей общественной опасности

("злостности"), выглядят следующим образом: грабеж или разбой в двух разновидностях: с применением угроз или силы и с применением оружия; взяточничество с нарушением закона в двух разновидностях: взяточничество получающих жалование и не получающих его. Перечисленные преступления подразумевают в качестве наказания смертную казнь через удавление (по всем этим видам) и через обезглавливание (для разбоя в обоих случаях).

Далее следуют взяточничество без нарушения закона получающими и не получающими жалование, воровство, присвоение подведомственного имущества и наказуемое присвоение. Обращает на себя внимание такой род смягчающего вину обстоятельства для чиновников – казнокрадов, как взяточничество без нарушения закона по сравнению со взяточничеством с нарушением закона.

Широко распространенной практикой в применении наказаний в средневековом Китае стало предоставление возможности избежать или сократить срок вынесенного наказания (в случаях, когда совершенное преступление не входило в описанный перечень 10 зол) с помощью материального откупа или осуществлением определенной физической работы.

Так, наказание битьем палками можно было заменить работой в месяцах, либо пересчетом на серебро, зерно и т.п. Однако возможность откупиться от наказания предоставлялась не всем и при наличии определенных условий.

Принимались во внимание возраст, социальное положение, состояние здоровья, род занятий, характер преступления и вид наказания. Дозволялся откуп для гражданских и военных чиновников за совершение лично- бескорыстных преступлений. Взамен всех видов наказаний откуп дозволялся для лиц старше 75 и моложе 15 лет.

В состязательном по своему характеру процессе в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику ("линьши") по заявлению потерпевшего. Жалоба составлялась писцами, сидевшими у входа в здание суда. Ответственный за поиск преступника "линьши" имел месячный срок, и если преступника не находили, то за просрочку он наказывался битьем палками.

Жестко, по принципу "возврата обвинения", карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась обвиняемому в случае, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на кровных родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на родственников.

"Линьши" вели следствие и они же приводили в исполнение приговор, например, битье палками осуществлялось тут же, в суде. Расследование тяжких преступлений (мятежи, измены и пр.) передавалось в окружные управления.

Одним из важных доказательств, наряду со свидетельскими показаниями, считалась клятва. Действовал принцип презумпции виновности обвиняемого.

Пытки применялись в том случае, если преступник был изобличен, но отказывался признать себя виновным или менял показания в ходе следствия.

Широко применялась практика вынесения решения по делу по аналогии.

Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным. Тела и головы преступников, подвергшихся смертной казни, выставлялись для публичного обозрения. Чиновников казнили у них дома, а простолюдинов – на рыночной площади.

В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В

минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей - выборный старейшина деревни. Большинство дел решалось в уездных управах - где вершил суд уездный начальник. В случае недостаточности доказательств дело или

откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам. который но своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела. связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительственные органы: "управа административных дел", осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел: "управа по военным делам", где расследовались дела военных; "управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения. Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не былоокончательно решено в области или провинции, оно направлялось в тот или другой столичный судебно-следственный орган. В эпоху Мин это были Ведомство наказаний (син бу), Храм большой истины (далиса), Центральный ревизионно-следственный уголовный суд, в который поступали дела особой сложности. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять амнистии, а также смягчать наказание.

Очевидно, что самой развитой областью традиционного законодательства в Китае стало карательное законодательство. Однако здесь существовала особая, строгая иерархия норм: по традиции конфликт должен был решаться на основе требований ритуала и этикета, затем на основе требований человеколюбия, затем разума и лишь в самую последнюю очередь – на основе обращения к требованиям права. Но когда европейцы впервые стали знакомиться с многотысячными статьями уголовных кодексов Древнего и средневекового Китая, они нередко приходили к выводу о том, что карательная политика и законодательство в Китае находилось на более высоком уровне, чем в этот же период в странах Европы.

Влияние конфуцианства, а впоследствии – его компромиссного с легизмом варианта на законодательную практику очевидно. Однако не менее очевидно и то, что основным фактором при разрешении конфликтов в правоотношениях всегда являлась традиция. Структуры и институты западного типа, введенные в Китае, в подавляющем большинстве случаев остаются простым фасадом, за которым регламентация общественных отношений строится в соответствии с традиционными моделями. Труды нескольких человек, желавших в течение нескольких лет перестроить китайское мышление, не могли укоренить в умах юристов романскую концепцию права, разрабатывавшуюся в течение тысячи лет юристами Запада. Практика игнорировала законы, как только они нарушали традицию. Именно поэтому и необходимо говорить о традиционной правовой системе в Китае, которая, несмотря ни на какие реформы и законодательства, действовала на протяжении двух с лишним тысяч лет.

Список использованной литературы

1. Алексеев С.С. Теория права - М.: Изд-во БЕК, 1994.- 224с.

2. Всеобщая история государства и права: Учеб. пособие /Под ред. К.И.

Батыра - М.: Манускрипт, 1993.- 374с.

3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского - М., 1994.- 413с.

4. Общая теория права: Учеб. пособ. для юридич. вузов /Под ред. А.С.

Пиголкина - М.: Манускрипт, 1994.- 396с.

5. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. 4.1. - Ростов на/Д.: Изд-во Рост, ун-та,

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.
В силу конкретно – исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права.
Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.
Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере условными широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим обществам наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в средине века, а некоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и средневековому Востоку.

Содержание работы

Введение
1.Источники права в средневековом Китае
2.Особенности уголовного процесса в средневековом Китае
3. Судебный процесс
Заключение

Содержимое работы - 1 файл

Особенности Судебно - Правовой Системы Средневекового Китая.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ (г. Челябинск)

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ЮРИДИЧЕСКИЙ)

Контрольная работа

(фамилия, имя, отчество)

1.Источники права в средневековом Китае

2.Особенности уголовного процесса в средневековом Китае

3. Судебный процесс

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве.

В силу конкретно – исторического подхода к государственно- правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права.

Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Эволюция восточного средневекового общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер этой эволюции, что делает в значительной мере условными широко применяемое в учебной литературе понятие феодализм к этим обществам наряду с понятием рабовладения к предшествующему периоду их древней истории. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в средине века, а некоторые социальные институты европейского феодализма не были чужды и древнему, и средневековому Востоку.

Представления о Средневековье сформировались в буржуазной историографии вместе с понятием новая история в результате эпохи Просвещения и революционных перемен XVII – XVIII вв. Новая история Западной Европы при этом противопоставлялась ее прошлому, которое, в свою очередь, воспринималось как смена двух предшествующих периодов: античной древности и средневековья. Эта трех этапная схема получила законченные формы, когда античная древность стала связываться с рабовладением, а феодализм – со средневековым, рассматриваемым в буржуазной историографии в основном как особый социально-политический строй, политическая организация средневекового общества с характерной централизацией и системой вассально-ленных отношений.

Основными и практически единственными источниками права в Древнем и средневековом Китае были обычай и закон. Значение обычая как источника права достаточно четко и подробно описано в предыдущей главе.

Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс, разработанный, по преданию, в X в. до н.э. и состоявший из 3 тысяч статей. Такое обилие объяснялось в достаточной степени казуистическим способом изложения, тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые в то время различались 500 разновидностями. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов – дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель "не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их".

Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI – V вв. до н.э. Одним из первых был закон о поземельном налоге, принятый в VI в. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения. Усиление законодательной деятельности в период "борющихся царств" было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы отдельных княжеств между собой.

Результативность управления с опорой на законы не всегда достигала желанных целей. В документах периода династии Хань отмечалось, что в начале династии имелись необходимые законы, но при этом "через сеть закона могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли".

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов стал бронзовый треножник с текстом " обозрения законов", относящийся к 536 г. до н.э., основой которого стало понятие "у син", пяти видов наказания за преступление: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая самым распространенным наказанием. На рубеже V – IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.

Этот сборник положил начало последующей практике разработки законов.

В Ханьском Китае в III – II вв. до н.э. проводилась огромная работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов.

Упомянутая "Книга древних царства Вэй" была в это время дополнена еще рядом глав, в частности, нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах.

Появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, отводилось существенное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Не вытеснили писаные законы и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности, земельных.

Начиная с династии Хань, сборники законов неизменно строились на закреплении стабильного ядра традиционных уголовно-правовых норм "люй", которые дополнялись новыми – "лин". Постепенно между "люй" и "лин" произошло разделение по сферам правового регулирования: "люй" включали уголовные законы, а "лин" – административные постановления и пр.

Для средневекового Китая характерно появление династийных сводов законов, у истоков которых обычно находился основатель династии, а его преемники расширяли, дополняли их своими законодательными постановлениями, совершенствуя и корректируя их в соответствии с веяниями времени. Широкое практическое применение получило заимствование из предыдущего династийного законодательства. Самыми разработанными кодификациями начального периода средневековья стали законы династии Суй

(581 – 618 гг. н.э.), династии Тан (618 – 907 гг.) и династии Сун (907 –

В связи с резким увеличением текущего законодательства работа по классификации законов и постановлений продолжалась и в последующее время.

В конце XI в. в Китае было создано специальное бюро по пересмотру и классификации законов, которое, в частности, подготовило " Свод законов из

900 статей". В конце XIV в. увидел свет "Свод законов династии Мин", воспроизводивший многие положения предшествующих кодексов. Характерно, что эта практика не была изменена и после установления в Китае маньчжурской династии Цин (1644 – 1911 гг.). Уже в 1644 г., после захвата маньчжурами Пекина, началась работа по изучению Минского кодекса, одной из целей которой было внесение в него исправлений и изменений в соответствии с новыми политическими и социальными реалиями. В результате в 1647 г. был создан кодекс, подавляющее большинство положений которого было заимствовано из старого кодекса династии Мин (1369 – 1644 гг.), причем часть в виде основных положений ("люй"), которые не разрешалось изменять. Составленные на основе старых кодексов маньчжурские кодексы

XVII в. почти без изменений действовали в Китае вплоть до начала XX в., определяя содержание принципов и норм традиционного китайского права.

В завершении темы источников права в Китае необходимо сказать несколько слов об остальных источниках права. Значение юридического прецедента крайне мало. На протяжении всей многовековой истории Китая юридический прецедент практически не использовался в суде в качестве аргумента в пользу судебного решения. Можно с уверенностью сказать, что института юридического прецедента в качестве источника права в Древнем и средневековом Китае не существовало.

Конституция, так же как и юридическая доктрина стала реальной в качестве источника права лишь во второй половине XX в., после прихода 1 октября 1949 г. к власти коммунистической партии, возглавляемой Мао

Цзэдуном. В 1954 году была создана конституция, построенная по модели советской конституции 1936 г. Она содержала широкую декларацию прав и гарантировала независимость судей. Следующие конституции – 1975, 1978 годов закрепляли коммунистический режим в стране. Конституция 1982 года отражала основные идеи реформ, принятых Дэн Сяопином – модернизации промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и технологии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: