Государство снг первое принявшее налоговый кодекс

Обновлено: 25.04.2024

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

2. Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях настоящего Кодекса также признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура без образования юридического лица) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), указанной в абзаце первом настоящего пункта, или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой без образования юридического лица).

При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте (иностранными структурами без образования юридического лица), а также принимаемые ими риски. При этом наличие фактического права на доходы определяется применительно к каждой отдельной выплате дохода в виде дивидендов и (или) к группе выплат дохода в рамках одного договора.

3. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

4. При выплате доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо (лица), имеющее (имеющие) фактическое право на такие доходы, то доходы, выплачиваемые иностранному лицу (иностранной структуре без образования юридического лица), не имеющему фактического права на такие доходы, считаются выплаченными лицу (лицам), имеющему (имеющим) фактическое право на выплачиваемые доходы, при этом налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:

1) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), признается в соответствии с настоящим Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации;

3) в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое не распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй настоящего Кодекса.

НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, представительного органа федеральной территории "Сириус" по установлению налогов и сборов

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в указанной территории в соответствии с настоящим Кодексом.

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Местные налоги и сборы в федеральной территории "Сириус" устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и обязательны к уплате в указанной территории, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать в федеральной территории "Сириус" в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

Во втором полугодии 2022 года организации и ИП вправе применять особый порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого платежа. С 2023 года эти правила станут обязательными. Такие поправки к НК РФ уже опубликовали. Отметим основные моменты.

Что такое единый налоговый платеж и единый налоговый счет

Вводят такой порядок: вместо разных платежек на отдельные налоги нужно перечислять общую сумму на единый налоговый счет в Казначействе. Счет будут вести по каждой организации и физлицу. Затем инспекция распределит сумму. На счет будут попадать деньги, которые, в частности:

  • перечислили или взыскали в счет уплаты налога, взносов, сборов;
  • начислили как проценты на излишне взысканные налоговиками суммы;
  • должна возместить инспекция.

Важным станет понятие совокупной обязанности по уплате. Речь идет о том, сколько нужно перечислить:

  • налогов и авансовых платежей по ним, кроме НДФЛ для отдельных иностранных работников;
  • сборов, кроме госпошлины, по которой не выдан исполнительный документ;
  • страховых взносов;
  • пеней, штрафов и процентов.

Эту обязанность считают на основании:

  • платежи, со срока перечисления которых прошло более 3 лет;
  • суммы, которые указаны в решении налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, если суд принял обеспечительные меры и приостановил действие решения;
  • НПД, а также сборы за пользование объектами животного мира или водных биоресурсов, которые перечислили не в составе единого налогового платежа.

Когда обязанность уплатить налоги будет исполненной

Обязанность по уплате налогов, сборов и взносов будут считать исполненной, в частности:

  • с даты перечисления единого налогового платежа;
  • со дня, на который приходится срок уплаты налога (в случае зачета);
  • со дня учета на счете совокупной обязанности, если на нем есть достаточное положительное сальдо;
  • со дня удержания суммы налоговым агентом.
  • недоимка начиная с наиболее раннего момента выявления;
  • налоги, авансовые платежи по ним, сборы, взносы с момента возникновения обязанности по уплате;
  • пени;
  • проценты;
  • штрафы.

Как будут взыскивать задолженность

По сути, задолженность — это отрицательное сальдо единого счета. Когда инспекция его обнаружит, она выставит требование. Если организация или ИП не исполнит требование добровольно, для взыскания долга налоговики должны будут разместить в специальном реестре решение. Там же разместят и поручение на перечисление долга. Это считают направлением документа в банк.

В реестре станут размещать также постановления о взыскании задолженности за счет имущества и информацию о блокировке счета.

Обращаем внимание: во время заморозки счета банки смогут открывать счета, однако по ним нельзя будет проводить расходные операции.

Как можно будет зачесть или вернуть переплату

Переплата — это положительное сальдо единого счета. Ее можно зачесть или вернуть. Для обоих случаев потребуется заявление.

Зачесть суммы можно в счет:

  • уплаты конкретного налога, сбора или взноса;
  • уплаты налогов, взносов, сборов, пеней, штрафов и процентов другого лица;
  • исполнения отдельных решений налоговиков;
  • погашения задолженности, по которой истек срок взыскания и которую не учитывают в совокупной обязанности.

Как будут считать пени

Ставка пеней будет разной для физлиц и организаций. Для граждан, в т.ч. ИП, планируют установить 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. У юрлиц могут быть две ставки пеней: 1/300 и 1/150 в зависимости от того, как долго сохраняется отрицательное сальдо или недоимка. Временные правила (ограничение ставки пеней для юрлиц) на период по 31 декабря 2023 года остаются.

Когда нужно будет перечислить налоги и взносы, а также сдать отчетность

Обращаем внимание, что особый порядок для зарплаты отменяют.

Изменяют и сроки подачи расчета 6-НДФЛ: за квартал, полугодие и 9 месяцев нужно отчитаться не позднее 25-го числа следующего месяца, а за год — не позднее 25 февраля.

Переходные положения

Отдельно закрепляют правила, по которым каждому налогоплательщику сформируют сальдо единого налогового счета на 1 января 2023 года. Устанавливают и особенности взыскания с этой даты недоимки и задолженности.

Обращаем внимание, что после 1 января 2023 года налоговики не будут рассматривать заявления о возврате переплаты, ее зачете и об отсрочке (рассрочке), если документы подали ранее, но инспекция не вынесла решение до 31 декабря включительно.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 27 ноября 2019 года провел заседание «круглого стола» на тему «О практике использования модельного Налогового кодекса для государств – участников Содружества Независимых Государств при совершенствовании законодательства Российской Федерации».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, представители сферы образования, коммерческих и негосударственных структур, эксперты.

Обсудив актуальное состояние модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ (далее – МНК СНГ) и возможность использования его положений в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Разработка МНК СНГ началась одновременно с разработкой первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Уже в 2000 году была принята Общая часть модельного Налогового кодекса и в дальнейшем, вплоть до 2010 года, разрабатывались и принимались главы Специальной части. На тот момент времени МНК СНГ установил общее направление реформирования налоговых систем стран СНГ и желаемые правила их функционирования. Одной из задач, стоящих перед Ассамблеей, является создание модельных законодательных актов, которые могут быть использованы при разработке или обновлении национального законодательства на всей территории СНГ и, как следствие, МНК СНГ – это возможность в перспективе гармонизировать, или даже унифицировать, налоговые законодательства в Евразийском экономическом союзе.

В 2013 году Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ была принята новая редакция Общей части МНК СНГ. В новой редакции (Глава 15 МНК) появилась статья о налогообложении микробизнеса, в которой были отражены нормы, относящиеся к специальному налоговому режиму «Налог на профессиональный доход» (т. н. «самозанятые»). Этот режим в качестве эксперимента в Российской Федерации начал действовать с 1 января 2019 года в более детализированном и развитом виде. Аналогичный режим («единый совокупный платеж»), и также с 2019 года, действует в Республике Казахстан, а в Республике Киргизия этот формат получил название «добровольного патента». Эти примеры указывают на возможность имплементации, предложенных в МНК СНГ, отдельных положений в национальные законодательства о налогах и сборах.

В апреле 2019 года МПА СНГ была принята самостоятельная третья часть МНК СНГ «Налоговое администрирование». В этой части достаточно четко прописаны основания для проведения налоговых проверок и в первую очередь – контроля на основании системы управления рисками.

В МНК СНГ представлен более прозрачный вариант определения налоговых льгот как для применения налогоплательщиками так и органами государственного контроля, состав участников налоговых отношений дополнен институтом налоговых консультантов.

Кроме этого, в ходе дискуссии, некоторыми участниками было предложено выделить, в рамках налогового права, самостоятельную область – процедурного налогового права и ряд других предложений, включенных в МНК, обсудить возможность применения механизма досудебного решения налоговых споров – институт налоговых омбудсменов, который был одобрен при разработке концепции раздел МНК СНГ «Налоговое администрирование», но был исключен из окончательной редакции МНК.

Участники «круглого стола» единодушно отметили, что Модельный кодекс имеет очень важное значение и несет в себе, как объединительную, так и имплементационную функции. Вместе с тем, такой документ не всегда успевает за динамичными изменениями национальных законодательств о налогах и сборах.

В ходе работы «круглого стола» обозначены предложения, которые могут, при определенной доработке, быть использованы в российском законодательстве о налогах и сборах, а сам модельный Налоговый кодекс СНГ должен стать документом, в котором регулярно будут находить отражение рекомендации по имплементации эффективных решений в области разработки налоговой политики и совершенствования налогового администрирования в национальные законодательства стран СНГ.

Учитывая изложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос о возможности расширения форм налоговых проверок;

— рассмотреть вопрос о дополнении участников налоговых отношений, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговыми консультантами;

— рассмотреть вопрос о выделении в Налоговом кодексе Российской Федерации части или раздела «Налоговое администрирование» (с учетом наработок МНК СНГ), включив в нее положения, как о функциях налоговых органов (порядок различных видов налогового контроля, услуги налогоплательщикам), так и механизмы предупреждения и разрешения налоговых споров;

— рассмотреть вопрос о разделении в Налоговом кодексе Российской Федерации понятий «налоговые льготы» и «налоговые преференции» (установить, что понятие «налоговые льготы» — уменьшение сумм налога к уплате (как приведено в МНК СНГ);

— рассмотреть возможность законодательного установления временного ограничения на применение налоговых льгот;

— рассмотреть вопрос о регистрации плательщиков внутреннего налога на добавленную стоимость;

— рассмотреть вопрос об упорядочивании нумерации и структуры статей Налогового кодекса Российской Федерации и о необходимости разработки новой его редакции;

— рассмотреть возможность формального выделения в общей части понятий «уклонение от уплаты налога» (нарушение налогового законодательства) и «избежание налогообложения» (злоупотребление нормами налогового законодательства) как различных причин неуплаты (неполной уплаты) сумм налога.

2. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

Новые налоговые льготы и другие поправки в НК РФ для бизнеса и физлиц

Внушительный пакет налоговых поправок утвержден Федеральным законом от 26.03.22 № 67-ФЗ (далее — Закон № 67-ФЗ). Большинство новшеств — это льготы, которые будут действовать в ближайшие несколько лет. Так, отменены штрафы для участников контролируемых сделок. Расширен перечень случаев, когда можно применить заявительный порядок возмещения НДС. Введены временные льготы по НДФЛ для тех, кто открыл вклад или взял кредит. Об этих и других изменениях читайте в нашей статье.

Изменения в критериях контролируемых сделок

Напомним, что контролируемые сделки (КС) условно делятся на две категории.

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами.
  2. КС, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами (хотя стороны не взаимозависимы).

Однако не любая сделка из первой категории признается контролируемой. Нужно, чтобы выполнились определенные условия: по сумме доходов, месту регистрации участников и ряд других (подробнее см. « Контролируемые сделки в 2022 году: критерии, сроки, штрафы »).

Комментируемый закон изменил одно из таких условий. Прежде говорилось: к контролируемым, относятся, в частности, сделки, если хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль.

Теперь появилось уточнение. Данное условие не распространяется на сделки, по которым доходы и расходы признаются в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, независимо от даты подписания договора. Другими словами, в указанный период использование инвестиционного вычета не делает сделку контролируемой ( новая редакция подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ).

Что касается сделок из второй категории (приравненных к КС), то для них также изменили один из критериев. Ранее в числе прочего требовалось, чтобы доходы по договору или контракту составляли в сумме более 60 млн руб. за календарный год. После вступления в силу комментируемых поправок (с 26 марта 2022 года) — более 120 млн руб. Обратите внимание: данное новшество будет действовать постоянно ( новая редакция п. 3 ст. 105.14 НК РФ ).

Временно приостановлено наказание участников контролируемых сделок за неуплату (не полную уплату) налогов. По общему правилу, штраф могут назначить, если условия КС не сопоставимы с условиями сделок между лицами, которые не являются взаимозависимыми. Размер санкции — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб. ( п. 1 ст. 129.3 НК РФ ). Однако, штрафа не будет, если доходы и (или) расходы по договору признаются в 2022 — 2023 годах, независимо от даты его заключения.

Новшества в заявительном порядке возмещения НДС

В общем случае возмещение НДС возможно после завершения камеральной проверки. Но в отдельных ситуациях у налогоплательщиков есть право на заявительный (досрочный) порядок. Для этого нужно подать соответствующее заявление, и инспекция зачтет или переведет деньги, не дожидаясь окончания «камералки».

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Запросить бесплатно

Условия, при которых можно применить заявительный порядок, изложены в статье 176.1 НК РФ . Это, в частности, перечисление налогов на сумму не менее 2 млрд руб. за три календарных года, предшествующих году подачи заявления (речь идет о совокупной сумме налога на прибыль, НДПИ, акцизов и НДС, кроме уплаченных в связи с импортом и экспортом). Либо наличие банковской гарантии или поручительства.

Законодатели добавили новые условия. Теперь на заявительный порядок возмещения НДС за периоды 2022 и 2023 годов могут претендовать организации и ИП, которые на дату подачи заявления не находятся в процессе ликвидации, реорганизации или банкротства. При этом совокупная сумма налогов, уплаченных в предшествующие годы, для них не важна. Они смогут до окончания камеральной ревизии возместить НДС:

  • в пределах суммы налогов и сборов, уплаченных за календарный год, предшествующий году подачи соответствующего заявления (без учета налогов, перечисленных в связи с экспортом и импортом, либо в качестве налогового агента) — без банковской гарантии и поручительства;
  • сверх указанной суммы — при наличии банковской гарантии или поручительства.

Такие правила закреплены в новых подпункте 8 пункта 2 и пункте 2.2 статьи 176.1 НК РФ и действуют с 26 марта 2022 года.

Новая формула для расчета дохода по банковским вкладам

Также поправки внесены в пункт 1 статьи 214.2 НК РФ. В нем говорится о доходах в виде процентов, полученных физлицом по банковским вкладам и счетам.

Раньше облагаемая база по НДФЛ равнялась разнице двух величин. Первая — это сумма процентов, полученных в течение календарного года. Вторая — 1 млн руб., умноженный на ключевую ставку Центробанка, действующую на 1 января этого же года. Подробнее см. « ФНС разъяснила, как и когда вкладчикам нужно будет уплатить НДФЛ с процентов по депозитам ».

Начиная с 26 марта 2022 года, вторая величина считается иначе. Чтобы ее найти, нужно сравнить все значения ключевых ставок, действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца текущего года. Из этих значений следует выбрать максимальное и умножить его на 1 млн руб.

Предусмотрены и временные льготы по НДФЛ. Доход, полученный в 2021 и 2022 годах в виде процентов по банковским счетам и вкладам, будет полностью освобожден от этого налога. Также не придется платить НДФЛ с материальной выгоды, полученной в 2021 — 2023 годах от экономии на процентах по кредитам. Это следует из новых пунктов 90 и 91 статьи 217 НК РФ , введенных законом № 67-ФЗ. Также см. « Вкладчиков временно освободят от уплаты НДФЛ с процентов по депозитам».

Какие еще поправки внесены в Налоговый кодекс законом № 67-ФЗ

Суть поправки

Норма Налогового кодекса

С какого момента действует

В 2023 году облагаемые базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций (по «кадастровым» объектам) и налогу на имущество физлиц определяются исходя из кадастровой стоимости объекта на 1 января 2022 года (если она меньше, чем по состоянию на 1 января 2023 года)

новые редакции п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 391 и п. 1 ст. 403 НК РФ

с 1 января 2023 года

При соблюдении ряда условий от НДФЛ освобождены доходы в виде имущества (кроме денег) и имущественных прав, полученных в 2022 году от иностранной организации или структуры. Установлено, как включать такие суммы в расходы при определении имущественного вычета

новый подп. 60.2 ст. 217 НК РФ; новая редакция п. 2 ст. 220 НК РФ

с 26 марта 2022 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года

От налога на прибыль освобождены долги по займам, полученным от иностранных кредиторов (если договор заключен до 1 марта 2022 года) и прощенные в 2022 году

новый подп. 21.5 п. 1 ст. 251 НК РФ

Установлено, на какую дату определять в 2022 — 2024 годах доходы в виде положительной курсовой разницы по требованиям и обязательствам в иностранной валюте

новый подп. 7.1 п. 4 ст. 271 НК РФ

Установлено, на какую дату определять в 2023 — 2024 годах расходы в виде отрицательной курсовой разницы по требованиям и обязательствам в инвалюте

новый подп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ

с 1 января 2023 года

По 31 декабря 2023 года продлено действие интервала предельных значений процентных ставок от 75 до 125% (используется для учета процентов по долгам при налогообложении прибыли)

новая редакция п. 1.2 ст. 269 НК РФ

с 26 марта 2022 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года

Установлены особые правила для определения величины контролируемой задолженности и собственного капитала в 2022 — 2023 годах (в отношении обязательств, возникших до 1 марта 2022 года)

ст. 4 Закона № 67-ФЗ

с 26 марта 2022 года

п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ, ст. 3 Закона № 67-ФЗ

с 26 марта 2022 года

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: