Где находится триптих босха страшный суд

Обновлено: 27.04.2024

Это самый большой триптих Босха,дошедший до нас и думаю,что самый страшный.Здесь Босх дал волю своей фантазии в изображении страданий и зверств над грешниками.Если внимательно рассмотрите все детали,(помещу их в комментариях),то совсем не захочется грешить.
Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы.

Центральная панель триптиха представляет собой последний суд и семь смертных грехов. Внутренняя панель слева изображает падение ангелов с небес, сотворение Евы, Грехопадение и Изгнание, в то время как правое крыло показывает ад и князя тьмы.

На облаке мы видим Иисуса в окружении ангелов, Девы Марии, Иоанна Крестителя и Апостолов — традиционные иконографические признаки этой темы.Справа и слева от Христа - две маленькие группы из шести или семи апостолов и святых.Слева от ангелов несколько благочестивых душ возносятся на небеса через разрыв облаков.

Остальное пространство посвящено детальному представлению о земном мире и о грехах, мучениях и человеческих преступлениях, о кошмарном видении агонии человечества, которая умирает в катаклизмах.

Человечество видит этот огромный панорамный кошмар, наблюдая землю в последних предсмертных судорогах. Земля разрушается ,горит в огне, предсказанном в известном гимне тринадцатого века, посвященном мрачному судному дню:«День гнева, в тот же день, когда мир раствориться в светящемся пепле»

Огромный темный пейзаж, усеянный человеческими фигурами, по-видимому, является la valle di Giosafat, , и именно там, согласно Книге di Gioele, будет заключительный суд над людьми. На заднем плане отражены огни - это стены огненного земного Иерусалима. Слева небо остается синим, а справа чернильно-черным.

Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира.

Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек.

Террор инквизиции порождает такие страшные картины изуверств, изображенные на картинах Босха. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. Но первопричину всех земных настроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук.Например, на блюдце установлен мельничный жёрнов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.

На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заострённых стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.

В центральной части триптиха, в центре ее, мы видим огромную мясорубку, в которую попадают люди. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо.

На крыше дома слева, и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Везде режут, давят, насилуют, убивают. Ножи, острые палки и мечи - символы мучений - наполняют картину земных страданий.

На Страшном Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели.

Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер.

На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.

ЛЕВАЯ СТВОРКА -РАЙ.

Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия . Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.

В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. В более поздних преданиях приводится иная версия — Бог для того и сотворил Адама и Еву, чтобы их потомки заняли освободившиеся места падших ангелов. На этой картине Босх запечатлел пришествие Греха в мир, тем самым объяснив необходимость Страшного суда.

Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха. В деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию.

На Страшном Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели. Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер. На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.

Левая внешняя створка. Святой Иаков Великий. 167;60 см
Правая внешняя створка. Святой Бавон. 167;60 см

Апостол Иаков изображён на фоне угрюмого, внушающего беспокойство пейзажа. Ни это панно, ни парный к нему образ Святого Бавона не могут подготовить зрителя к восприятию апокалиптических сцены, разворачивающихся на трёх внутренних досках, где показана вся история человечества, начиная с грехопадения.

«Страшный суд» — наиболее масштабная из сохранившихся картин Иеронима Босха (Jheronimus Bosch), один из самых пугающих и зловещих шедевров мирового искусства. Произведение представляет собой триптих и состоит из частей:

  • левой створки под названием «Рай»;
  • центральной панели, изображающей Страшный суд;
  • правой стороны, рисующей картину ада;
  • портретов апостола Иакова и святого Бавона на внешних створках.

Рай на картине Босха вовсе не похож на идиллию. Перед зрителем последовательно снизу вверх разворачиваются несколько сцен. Вначале — это картина сотворения Евы: Господь рядом с лежащим Адамом держит женщину за руку и благословляет ее. Далее следует эпизод грехопадения — совращения первых людей Змеем. Затем предстает изображение ангела с мечом, который изгоняет первых людей из Эдема. Завершает эту створку сражение служителей тьмы и света, на которое взирает Бог. Таким образом, в первой части триптиха художник показывает первопричину Страшного суда. Именно из рая грех пришел на землю, поработив человечество.

Центральная панель картины представляет сцену Страшного суда. В верхней трети композиции в светлом облаке зритель видит Господа, Божью Мать и Иоанна Крестителя. Возле них совсем немного праведников, которых взяли на небеса. Несравнимо больше на земле остается осужденных грешников: они еще не в аду, но уже терпят нечеловеческие муки. Иероним Босх демонстрирует это множеством страшных сцен, например, изображает огромную мясорубку, через которую люди проходят как живое мясо, или рисует толстого обжору, которого бесы заставляют пить жижу из большой бочки. Одних грешников варят в большом казане, других жарят на сковороде. Людей режут, давят, пилят, кругом голые тела, которых совращают демонические существа.

Живописец обличает отдельные человеческие пороки и одновременно создает целостную кошмарную сцену человеческих страданий, агонии людей, гибнущих во вселенском катаклизме. Земля становится похожа на ад, изображенный на правой створке триптиха. Нижняя часть центральной композиции по контрасту с небесами предстает в темных, мрачных красках, по колориту тождественна преисподней.

«Ад» в произведении Босха — апогей ужаса и безысходности, устрашающее место с монстрами, пытающими грешников. Несчастных здесь протыкают мечами и копьями, подвешивают, как туши животных, рвут на куски. Среди всего этого кошмара торжествует Люцифер — он изображен в своей башне в нижней половине створки. Владыка преисподней назначает наказания грешникам, а те рыдают на крыше башни, в раскаянии заламывая руки. В верхней же части адской композиции разворачивается эффектный ландшафт пылающей Геенны огненной.

Иероним Босх. Картина «Страшный суд», 1504

На внешних створках религиозного триптиха автор изобразил святых Иакова и Бавона. Их портреты Босх воплотил с помощью техники гризайли, используя разные оттенки серого цвета. Иаков представлен странником в плаще и с посохом на фоне холмистого пейзажа. А Бавон окружен нищими, которым он подает милостыню. Справа от святого в дверном проеме открывается вид на город.

Иероним Босх. Внешние створки триптиха «Страшный суд», 1504

  • Название картины: «Страшный суд» (нид. Het Laatste Oordeel).
  • Автор: Иероним Босх (1450-1516).
  • Год написания: 1504 г.
  • Размер: 163,7 х 247 см.
  • Стиль: Северное Возрождение.
  • Жанр:Религиозная сцена, аллегория, портрет.
  • Техника:Масло.
  • Материал: Дерево.
  • Местонахождение: Академия изобразительных искусств, Вена.

Иероним Босх — легендарный нидерландский живописец XV-XVI вв., мастер аллегории и гротеска, известный своими странными сюжетами, экспрессивными образами, неповторимой манерой письма. Гений жил на стыке эпох Средневековья и Возрождения, в неспокойное время, пропитанное апокалипсическими предчувствиями. Тема конца света была созвучна мироощущению художника, поэтому картина «Страшный суд» вполне закономерно появилась в его творчестве.

По мнению исследователей, триптих заказал Филипп I Красивый, король Кастилии. Но размеры произведения, упоминаемого в документах, отличаются от параметров венского шедевра. Поэтому, возможно, музейный экспонат является уменьшенной авторской копией работы, заказанной знатной особой.

Апокалипсический сюжет довольно распространен в искусстве, но до Босха и после него живописцы не изображали расплату людей за грехи так неординарно, фантасмагорично. Созданные автором жуткие сцены пугают и завораживают одновременно, кажется, что гений своими глазами видел адских чудовищ и муки грешников. На спасение же человечества и мира автор смотрит пессимистично, потому и рай у него не столь выразителен, как преисподняя.

Картина «Страшный суд» Иеронима Босха — работа, на которую нельзя взглянуть мимолетно. Триптих можно рассматривать очень долго, поражаясь безграничной фантазии и творческой энергии мастера. Произведение, созданное в начале XVI века, сегодня воспринимается как шедевр сюрреализма.

Это самый большой триптих Босха,дошедший до нас и думаю,что самый страшный.Здесь Босх дал волю своей фантазии в изображении страданий и зверств над грешниками.Если внимательно рассмотрите все детали,(помещу их в комментариях),то совсем не захочется грешить.
Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.

Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА.

Под влиянием "Апокалипсиса" Cв. Иоанна Богослова, неотвратимость Страшного суда овладела верующими. Проповедники расписывали какие муки ожидают грешников. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание за них", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы с ужасом.

Число праведников, взошедших на голубую гладь небес, совсем невелико по сравнению с количеством осуждённых грешников. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира.Праведников вы увидите на небесах,они Разместились двумя группами возле бога.Явление Христа-Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы.

Ниже мы видим АД.

Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов . На блюдце установлен мельничный жернов, приводимый в движение одними грешниками и давящий других. Любопытно, что и в народном сознании с мельницей были связаны, в основном, негативные представления.

В земной преисподней (в верхней части) видны всполохи пожарищ, напоминающие костры инквизиции и предвещающие адский огонь. Пожарища становятся неотъемлемой частью всех картин Босха, где он сталкивается с темой Страшного суда, так же, как и неотъемлемыми становятся виселица (вверху и сбоку центральной части «Страшного суда») и колесо (в центре картины).

Такая мрачная картина связана не в последнюю очередь с тем, что в это время начинает постепенно набирать обороты инквизиция с ее кострами и охотой на ведьм. Даже животных начинают подозревать в нечистоте, как, например, кошек.

Террор инквизиции порождает такие страшные картины изуверств, изображенные на картинах Босха. Но самое ужасное, что они были недалеки от реальных пыток в тюрьмах. Но первопричину всех земных настроений Босх видит в первородном грехе, с которого он и начинает триптих «Страшный суд».

На картинах Босха грешники в аду часто представлены пронзёнными стрелами, копьями или ножами, что соответствует библейскому тексту пророчества Исайи о натянутых луках и заостренных стрелах, которыми будут поражены грешники в день Страшного суда.

В центральной части триптиха, в центре ее, мы видим огромную мясорубку, в которую попадают люди. Одни из них крутят ручку колеса мясорубки, другие попадают в нее, как живое мясо. На крыше дома слева, и внизу на земле мы видим голые тела, которых совращают монстры. На других телах верхом восседают какие-то чудища. Везде режут, давят, насилуют, убивают. Ножи, острые палки и мечи - символы мучений - наполняют картину земных страданий.

Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. В аду за разные грехи предусмотрены различные наказания: гневливых подвешивают на крюках, будто мясные туши; убийц поджаривают на сковороде, скупцов запекают в очаге — и всем этим с явным удовольствием занимаются чудовищные дьяволицы.

Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На переднем плане представлено сотворение Евы, а чуть поодаль — сцена искушения первых людей. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полёте с небес на землю превращаются в демонов.

В Книге Бытия ничего не говорится о том, как обуянный гордыней Люцифер и его сторонники подняли мятеж против Бога, но это было описано в иудейских легендах и вошло в христианское учение ещё на самых ранних стадиях его формирования. Эти ангелы грешили, и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.

Осуждённых Богом — а по мнению Босха, они составят большую часть рода людского — ожидают адский огонь, муки, стенания и скрежет зубовный. Такова страшная участь, которую Бог уготовил человечеству. На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха.

Есть ещё две внешних створки.На них изображены:

Левая внешняя створка. Святой Иаков Великий. 167;60 см
Правая внешняя створка. Святой Бавон. 167;60 см

Три века имя художника было в забвении и только в XX веке к нему приходит успех. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.


Шедевры мирового искусства

Картина состоящая из трех частей была написана на дереве, в качестве красок Босх использовал масло. Опираясь на официальные источники, работа была выполнена в 1504 году. Заказчиком известной картины являлся Филип Красивый, он же нидерландский наместник.На данном этапе произведение искусства находится в Академии изобразительных искусств в Вене.

Интересно, что в документации засвидетельствованы совершенно иные параметры картины, работа Босха получилась масштабной и одной из немногих которые уцелели до наших времен.

Общий сюжет картины

Немало художников изображали на своих полотнах страшную картину расправы за свои грехи. Картина Иеронима предстала перед человечеством в неординарной интерпретации триптиха. Изображая в одной композиции рай, страшный суд и ад, живописец приблизил людей к извечной проблеме порока, безысходности и покаяния.

Триптих состоит из таких частей:

  • Центральная части под названием “Страшный суд”;
  • Правая сторона “Ад”;
  • Левая сторона “Рай”;
  • Внешние створки.

Жители средневековой эпохи, то ли из-за ограниченного интеллекта или своего страха, считали Иеронима соратником нечистой силы. Они не могли поверить в выдуманные образы чудовищ из ада, поэтому любой полет фантазии художников того времени могли сравнять с бесовщиной.

Несмотря на то, что картина была рождена в начале 16 века, она подходит под сюрреалистические параметры современности.Зловещие жуткие образы интригуют и завораживают, произведение требует к себе уважительного отношения. Мимолетные взгляды не для этой работы, только долгое рассматривание достойно этого шедевра. Триптих Босха, считается одной из самых страшных и зловещих картин в мире. Слабонервным нелегко дается знакомство с картиной, агрессивный сюжет и мрачная экспозиция, может навредить неокрепшей психике.Картины такого характера не желательно показывать детям.

Центральная часть триптиха “Страшный суд”

Центральная часть


Рассмотрев внимательно картину, становится понятным мышление Босха. Две трети центрального изображения занимает ад с попадающими туда грешниками, остальная часть — это небесные светила решающие судьбу каждого из обитателей земли. Иисус находится в центре небесного царствия, рядом его мать Мария — вечная заступница порочных в своем грехе, вокруг них собрались праведники и ангелы. Сравнительно жалкое количество небесных обитателей, задает пессимистичную нотку всем завлеченным зрителям этой картины. Сложно не думать о своей благочестивой жизни или о порочности изучая каждую деталь триптиха.

Что бы мрачность достигла своего апогея, художник прорисовывает нижнюю часть картины самыми темными красками. Сюрреалистический сюжет вызывает бурю эмоций, иногда кажется что это работа клинического психопата, ведь для осознания происходящего как минимум необходимо быть помешанным.

Правая часть триптиха “Ад”


Безумные образы, иногда совершенно непонятные современным почитателям живописи смысловые идеологические позиции живописца. Одно понятно точно, ад переполнен, множество страдающих душ среди оружия и огня. Художник отчетливо дает понять, общество утопает в своих порочных деяниях, большинство из жителей нашей земли несомненно попадут в объятия ада, это мир который заслужил практически каждый. На этой части доски, зритель сможет увидеть как непонятные существа издеваются над душами грешников. Каждый получает свое наказание, для каждого греха своя страшная и мучительная пытка. Таких образом людей которые гневались при жизни подвешивают на крюках, как мясо, убийцы будут вечно томиться на раскаленной сковороде, пьяниц заливают огромным количеством жидкости прямо в глотку. Ужасает лишь одно, на земле человек живет совсем мало времени, но за содеянные грехи ему отвечать вечно.

Левая часть триптиха “Рай”


Многие ошибались, Босх изображает рай отнюдь не утопического характера. Здесь нет радости, плясок и веселия. Художник изображает картину связанную с искушением Адама и Евы, их изгнание из райского места. Босх изобразил бунт против Господа во главе с Люцифером. Таким образом, даже эдемский сад живописец изображает в греховном русле. Здесь присущи как демоны, так и порочные желания, предательство. Художник дает некий намек, грех спустился на землю именно из рая, он окутал весь мир своей чернью и поработил собой всех людей.

Внешние створки триптиха


Парные створки триптиха, предстают перед зрителями в образе Апостола Иакова и Святого Байонна, которые должны подготовить зрителя к зловещему деянию изображенного на триптихе.

Босх и его художественные замыслы, до сих пор остаются интересны современному обществу. Упоминания о картине “Страшный суд” можно встретить в разных произведениях, литературных композициях и кинематографе.

История одного шедевра. Триптих «Страшный суд», Иероним Босх 1504г. Дерево, масло. Размер: 163х128 см (центральная панель), 167 х 60 см (каждое крыло). Академия изобразительных искусств,

1504г. Дерево, масло. Размер: 163х128 см (центральная панель), 167 х 60 см (каждое крыло). Академия изобразительных искусств, Вена
Принято считать, что он выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Центральная часть
Центральная панель триптиха представляет собой последний суд и семь смертных грехов. Внутренняя панель слева изображает падение ангелов с небес, сотворение Евы, Грехопадение и Изгнание, в то время как правое крыло показывает ад и князя тьмы.
Наличие грехопадения Адама и Евы в триптихе Последнего Суда является необычным; две другие панели еще больше отходят от традиционной иконографии. Вообще Небесам отводилась главная роль в эсхатологической драме
.
В версии Босха божественный суд оказывается маленьким и незначительным в верхней части центральной панели, и очень немногие души в числе «избранных». Большая часть земли охвачена катаклизмом, который бушует по всему низу центральной части.
Человечество видит этот огромный панорамный кошмар, наблюдая землю в последних предсмертных судорогах. Земля разрушается посредствам огня, предсказанного в известном гимне тринадцатого века, посвященного мрачному судному дню:
Босх, вероятно, под влиянием книги, которая пользовалась популярностью в конце пятнадцатого века, «Откровение святого Иоанна», в которой был иллюстрирован Дюрером в 14971498. Большая долина, доминирующая на центральной панели, может представлять собой долину Иосафата, которая, на основе нескольких ссылок из Завета (Иоиль 4: 2,12), традиционно считается местом Страшного суда, со стенами Иерусалима пылающего на фоне. В любом случае, земля стала неотличима от ада, изображен на правом крыле. Вечность мучений началось.
Правая створка «Ад»
Сцена ада на правой части изображает наказания за смертные грехи. На Последнем Суде был вынесен приговор всем грешникам. Скупых варят в большом казане, расположенным под одним из зданий в центральной панели. Толстый обжора вынужден пить из бочки, под надзором двух дьяволов. Чуть выше, страдает похотливая женщина, по её спине скользит огромный ящер. На скалах правее, через реку, черти-кузнецы забивают жертв. Эти несчастные души виновны в грехе гнева.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению преисподней. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики.
Левая створка. Райский сад (Эдем)
Как и в большинстве других триптихов Босха, левая створка отдана под изображение райского сада. Она куда менее «многонаселённая», чем центральная и правая панели, и, в сравнении с ними, представляется довольно безыскусной. Это дало основание некоторым исследователям говорить, что Эдем художник пишет вполне равнодушно то ли дело грешная земная жизнь и в особенности ад, здесь изощрённому воображению Босха есть где развернуться!
Перемещая взгляд снизу вверх, мы видим на левой панели всего несколько персонажных групп. Внизу Бог держит за руку коленопреклонённую Еву. То, что Адам безучастно возлежит рядом, указывает на то, что он недавно пережил «операцию» по изъятию ребра, следовательно, перед нами сцена сотворения первой женщины.
Босх придерживается средневекового принципа симультанности одновременного сосуществования в одном пространстве событий, разделённых во времени. Поэтому чуть выше можно видеть Адама и Еву у Древа познания добра и зла. Змей, протягивающий первым людям плод прямо из густой яблоневой кроны, имеет антропоморфный облик, что тоже характерно для средневекового искусства, где змей нередко к тому же наделялся женскими чертами.
Еще выше разгневанный Ангел с мечом изгоняет грешников из Эдема, но в самом верху левой створки не поздоровилось и ангелам. Бог-Отец в сиянии света восседает на облаках, а мятежные ангелы низвергаются с неба на землю, успевшую после акта Творения превратиться из райского места в обитель греха, и в процессе падения превращаются в насекомых.
Все немногочисленные события створки «Райский сад» могут показаться исполненными Босхом вполне «дежурно» и без специфических «изюминок», но они необходимы художнику в качестве предыстории. Собираясь подробнейшим образом рассказывать в двух соседних створках о том, сколь разнообразны человеческие прегрешения и следующие за ними наказания, Босх вынужден сказать несколько слов о первоисточнике такого положения дел ветхозаветной истории грехопадения первых людей и апокрифического рассказа о низвержении ангелов. После изгнания Адама и Евы из Эдема людской род узнаёт, что такое искушение, грех и смерть. Воздаяние за грехи это тема, волновавшая Босха больше, чем кого бы то ни было из его современников.
Внешние створки
На внешних створках изображены святые Иаков и Бавон, написанные в технике гризайли в различных оттенках серого.
Святой Иаков с посохом, на котором закреплены его плащ и шляпа, странствует на фоне подробно выписанного пейзажа. Иаков ассоциируется со странничеством именно его образу жизни подражали многие паломники в Средние века. Как и босховского Странника с внешних створок триптиха «Воз сена», Иакова окружают опасности. И всё же он остаётся цел и невредим благодаря своей вере.
Святой Бавон считался покровителем города Гент. В дверном проёме справа от него открывается вид на фламандский город. Бавона окружают больные и нищие, которым он раздаёт милостыню.
Загадочной остаётся слабая сочетаемость внешних створок: почему на одной из них фоном выступает пейзаж, а на другой интерьер Почему створка со святым Бавоном закомпонована так, будто должна была служить не правой, а левой створкой на это указывает форма арки Убедительного ответа нет.
Под каждой створкой располагается орнаментальная рамка с формой для герба. Он мог бы подсказать зрителям, по чьему заказу Босх выполнил этот триптих. Но, к сожалению, место остаётся пустым на гербах ничего не написано. По мнению некоторых историков, это могло означать, что заказчик скончался еще до того, как работа была закончена.
О других шедеврах по тегу

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: