Где находится экономический суд снг

Обновлено: 26.04.2024

Экономический Суд Содружества Независимых Государств образован в соответствии со статьей 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года. Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств определяют компетенцию, порядок организации и деятельности Суда. Участниками названного Соглашения являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;

о соответствии нормативных и других актов государств – участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств – участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.

Сторонами (участниками) спора могут быть государства – участники Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также другие государства Содружества, предусмотревшие возможность рассмотрения спора Экономическим Судом в межгосударственных, межправительственных соглашениях и договорах.

Экономический Суд осуществляет также толкование:

применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов;

актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших судебных органов, разрешающих в государствах экономические споры.

В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ Суд образуется из равного числа судей от каждого государства – участника. Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах – участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств – участников Содружества, сроком на 10 лет на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель и заместители Председателя Экономического Суда избираются судьями большинством голосов и утверждаются Советом глав государств СНГ сроком на 5 лет.

Пленум Экономического Суда – его высший коллегиальный орган. В состав Пленума входят судьи Экономического Суда и председатели высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в деле экономики государств – участников Соглашения о статусе Экономического Суда – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан.

Пленум Экономического Суда СНГ выполняет различные функции: как высшая инстанция по осуществлению судопроизводства рассматривает жалобы на решения коллегий Суда; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, актов СНГ по экономическим спорам; разрабатывает и вносит на рассмотрение государств – участников вышеназванного Соглашения предложения по устранению коллизий в законодательстве стран Содружества; утверждает Регламент Суда и иные акты, регулирующие его деятельность.

Председатель Экономического Суда одновременно является Председателем Пленума Экономического Суда. Секретарь Пленума Экономического Суда избирается членами Пленума Экономического Суда из его состава большинством голосов открытым голосованием сроком на 5 лет.

Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года (в редакции Протокола от 13 сентября 2017 года), а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств определяют компетенцию, порядок организации и деятельности Суда.

Государствами-участниками Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года (в редакции Протокола от 13 сентября 2017 года) являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В соответствии со статьей 32 Устава СНГ «Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем, утверждаемым Советом глав государств».

Пунктом 1 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств определено, что Экономический Суд Содружества Независимых Государств создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств — участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.


Экономический Суд Содружества Независимых Государств
находится в Республике Беларусь, в центре г. Минска по адресу:
ул. Кирова, 17 (в здании Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств)

Место Экономического Суда СНГ в системе уставных органов СНГ наглядно закреплено в Схеме органов Содружества Независимых Государств.


После распада СССР в странах, которые ранее считались ее республиками, начала создаваться коалиция, которая получила название СНГ, или Содружество Независимых Государств. Ежегодно их правительства и главы принимают огромное количество соглашений и договоров, которые на международном уровне практически не котируются. В частности, подобная оценка имеется, поскольку процесс международной интеграции этих стран во многом так и не продолжился, а уже долгие годы стоит на одном месте. Только в последнее время созданные когда-то органы и институты начали работать на более или менее должном уровне. Одним из них смело можно назвать Международный экономический суд СНГ.

Историческая справка

Создание особого органа, который мог бы вмешаться в экономические споры между странами СНГ, было изначально предусмотрено по принятому ими Соглашению о мерах обеспечения улучшения расчетов между хозяйственными организациями. Именно этот документ был заложен в основу Положения об экономическом суде СНГ.

Флаг СНГ

Дальнейшее развитие данного органа продолжалось одновременно с иными институтами, однако при этом имелись свои особенности. К примеру, согласно заключенному соглашению, данный суд должен работать постоянно, а не периодами, как многие иные органы власти стран СНГ. Все это сделало экономический суд СНГ межгосударственным судебным органом, который имеет обязательную юрисдикцию в странах, подписавших Соглашение, то есть в СНГ.

Структура суда

На основании последних изменений, которые были внесены в 2017 году, экономический суд СНГ имеет следующую структуру (на ее основании он и функционирует):

  1. Пленум экономического суда Содружества Независимых Государств.
  2. В полном составе (то есть помимо Председателя суда) заседает по одному судье на каждую страну-участницу СНГ.
  3. В составе палат, в деятельность которых входит решение спорных ситуаций и рассмотрение проблем, касающихся толкования норм права.

экономический суд СНГ

Для разрешения любого дела собирается специальная палата, которая состоит из трех судей. Они назначаются Председателем экономического суда СНГ по запросу одного из государств-участников в соотношении по одному судье от каждой из сторон, а третьего - в качестве нейтральной стороны.

Председатель

На данный момент обязанности Председателя выполняет Каменкова Людмила Эдуардовна. Представляет она в экономическом суде СНГ Республику Беларусь. Свои обязанности исполняет с 15 декабря 2011 года, то есть уже довольно долгий срок. Выбрана она была на основе решения остальных судей. Имеет большое количество наград и званий. До непосредственного перехода в данный суд работала в Министерстве иностранных дел Белорусии.

Компетенция

На настоящий момент в компетенцию экономического суда СНГ входит обеспечение экономических обязательств между всеми этими странами. Непосредственно на их рассмотрение отправляются дела, которые возникли из-за споров в области экономических обязательств. Однако по решению стран-участниц им могут быть назначены и другие дела, предусмотренные соглашением. Довольно часто они также толкуют нормы экономического права и консультируют законодательные акты по вопросам в экономической сфере.

заседание экономического суда СНГ

Из этого следует, что в ведении данного суда находятся дела, которые:

  • возникли непосредственно при исполнении экономических обязательств между странами Содружества и их институтов;
  • дают заключение о том, что принятые в странах нормативно-правовые акты по экономическим соглашениям и вопросам соответствуют уже существующим актам и не затрагивают чьих-либо прав.

Права и обязанности

Как и любой государственный орган, Международный экономический суд СНГ имеет свой ряд прав и обязанностей. Например, он имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы у любой из участвующих стран и их органов власти. Все решения экономического суда СНГ должны приниматься внимательно и тщательно. Следует принять во внимание, что ответить отрицательно на требования суда не может ни одна из стран-участниц, пока он действует в пределах своей компетенции.

Закон и справедливость

Первым делом осуществлять свою деятельность они должны, полностью опираясь на существующий Регламент экономического суда СНГ. Ведется процесс судопроизводства на едином языке, признанном межгосударственным.

Принятые решения

Вопрос о том, являются ли решения данного суда обязательными, остается во многом спорным, поскольку их правовая сила не указана ни в одном из учредительных документов. Именно поэтому считается, что такие решения станут обязательными только в плане юридической квалификации имеющихся обстоятельств дела, а во всех остальных - в каком именно объеме следует устранять последствия и нарушения виновному государству - лишь рекомендательным. Несмотря на то, какую степень власти подобные решения имеют, они в обязательном порядке должны после принятия быть опубликованы в СМИ и официальных изданиях всех стран, которые входят в состав Содружества.

Порядок обращения в суд

Любое обращение в экономический суд СНГ изначально бесплатно и не облагается пошлиной. При желании заинтересованного государства-участника или их властных органов и представителей может быть направлено заявление. Оно обязательно должно быть оформлено в надлежащем письменном виде, а затем направлено по фиксированному виду связи. В таком документе должны быть перечислены все требуемые данные, а также дополнительные документы, которые могут помочь суду в принятии решения.

Молоток судьи

После того как заявление попадает в суд, оно направляется на рассмотрение Председателю, который передает дело коллегии и назначает судей в течение десяти дней. В течение месяца коллегия принимает решение, взять ли данное дело к производству или отказать. Единственным основанием для отказа является неподсудность дела данному судебному органу. Только после этого в пятидневный срок заинтересованные лица извещаются о том, что дело начало двигаться к решению, а также назначается дата его рассмотрения.

Практика экономического суда СНГ

Несмотря на то что данный орган власти функционирует почти 20 лет, количество рассмотренных им дел довольно мало, поэтому судебная практика их решений ничтожна. При этом следует учитывать, что основная часть из них касается исключительно толкования экономических норм. Всего судебных экономических споров между государствами было решено около 13. Единым значимым для международной практики делом было Решение по делу "о защите прав инвесторов", рассмотрение которого проходило в сентябре 2014 года.

Законные акты

Именно поэтому практический смысл данного судебного органа следует искать в сфере толкования. Оно достаточно масштабно используется в странах СНГ, особенно в Беларуси и России, а также часто учитывается экспертами, которые пишут содержание договоров.

Основные недостатки

Как можно понять из всего вышеперечисленного, экономический суд имеет ряд весомых проблем, которые не дают ему работать на полной мощности.

  1. Первым делом следует понять, что его компетенция весьма ограничена, особенно если сравнивать с полномочиями иных судов регионального уровня.
  2. Из-за отсутствия правового статуса решений данного суда они остаются рекомендательными, поэтому их неисполнение не ведет к наказанию.
  3. Состав аппарата суда назначается странами СНГ, что дает весомые ограничения, ведь сами участники не могут назначить желаемую кандидатуру.

Богиня правосудия

Все это ведет к тому, что становится просто не понятно, может ли такой орган считаться вообще судебным. Больше всего он напоминает попытку ранее единых стран создать структуру, напоминающую арбитражный суд, однако на практике получился какой-то наблюдательный орган, который только и может выступать в качестве советника и толкователя.

Именно поэтому важно реформировать данный институт, основательно изменив его учредительные документы, чтобы не только расширить компетенцию, но и сделать решения обязательными к исполнению.


Страны Содружества действительно многое связывает: это общая история, духовные корни, глубокое переплетение культур, обычаев, традиций 15.10.2021 Заседание Совета глав государств СНГ По видеоконференцсвязи -->


Сегодня уже никто не может остаться в стороне от влияния негативных трендов, инициированных коллективным Западом. Их последствия будут все больше ощущаться в каждой из стран СНГ. Попытки в одиночку защищать исключительно свои интересы могут в перспективе привести к сиюминутным результатам. Однако в конечном итоге мы рискуем потерять главное - единство и консолидацию, что особенно опасно в контексте современных угроз, общих для наших стран 20.05.2022 Заседание Совета глав правительств СНГ -->


/…/ Площадка СНГ дает возможность продолжать диалог между нашими странами — и находить решения существующих проблем. Мы здесь, мы готовы говорить, мы открыты для конструктивного диалога 15.10.2021 Заседание Совета глав государств СНГ По видеоконференцсвязи -->


Сотрудничество в культурно-гуманитарной сфере заложило прочную основу для укрепления дружбы между нашими странами и имеет нарастающую тенденцию развития 12.11.2021 Заседание Совета глав правительств СНГ -->


Кыргызстан выступает за наращивание транспортно-транзитного потенциала стран СНГ. Развитие железнодорожной транспортной инфраструктуры на территории государств СНГ будет содействовать торгово-экономическому развитию всего пространства Содружества 20.05.2022 Заседание Совета глав правительств СНГ -->

Экономический Суд Содружества Независимых Государств образован в соответствии со статьей 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года. Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств определяют компетенцию, порядок организации и деятельности Суда. Участниками названного Соглашения являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;

о соответствии нормативных и других актов государств – участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств – участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.

Сторонами (участниками) спора могут быть государства – участники Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также другие государства Содружества, предусмотревшие возможность рассмотрения спора Экономическим Судом в межгосударственных, межправительственных соглашениях и договорах.

Экономический Суд осуществляет также толкование:

применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов;

актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших судебных органов, разрешающих в государствах экономические споры.

В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ Суд образуется из равного числа судей от каждого государства – участника. Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах – участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств – участников Содружества, сроком на 10 лет на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель и заместители Председателя Экономического Суда избираются судьями большинством голосов и утверждаются Советом глав государств СНГ сроком на 5 лет.

Пленум Экономического Суда – его высший коллегиальный орган. В состав Пленума входят судьи Экономического Суда и председатели высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в деле экономики государств – участников Соглашения о статусе Экономического Суда – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан.

Пленум Экономического Суда СНГ выполняет различные функции: как высшая инстанция по осуществлению судопроизводства рассматривает жалобы на решения коллегий Суда; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, актов СНГ по экономическим спорам; разрабатывает и вносит на рассмотрение государств – участников вышеназванного Соглашения предложения по устранению коллизий в законодательстве стран Содружества; утверждает Регламент Суда и иные акты, регулирующие его деятельность.

Председатель Экономического Суда одновременно является Председателем Пленума Экономического Суда. Секретарь Пленума Экономического Суда избирается членами Пленума Экономического Суда из его состава большинством голосов открытым голосованием сроком на 5 лет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: