Формы государственного принуждения налоги государственные законы

Обновлено: 27.04.2024

Юридическая ответственность – это предусмотренная нормами права обязанность лица претерпевать за совершенное правонарушение неблагоприятные последствия (лишения) личного, имущественного или организационного характера.

Признаки юридической ответственности:

1. Устанавливается в нормах права.

2. Предполагает государственное принуждение и является одним из видов государственного принуждения.

3. Связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя.

4. Связана с возложением на правонарушителя новой, дополнительной обязанности.

5. Влечет за собой неблагоприятные последствия (лишения) личного, имущественного или организационного характера.

6. Применение мер юридической ответственности осуществляется в строго установленном законом порядке.

7. Применение мер юридической ответственности осуществляется только уполномоченными субъектами.

Основания юридической ответственности – это те обстоятельства, наличие которых делает юридическую ответственность возможной, а отсутствие их исключает юридическую ответственность.

Основания юридической ответственности:

1) фактическое (им является правонарушение, характеризующееся совокупностью элементов, образующих состав правонарушения);

2) нормативное (им является норма права, предусматривающая юридическую ответственность за данное правонарушение);

3) процессуальное (им является правоприменительный акт, которым на правонарушителя возлагается юридическая ответственность).

Цели юридической ответственности:

1) защита права и правопорядка;

2) воспитание граждан в духе уважения к праву;

3) восстановление социальной справедливости;

4) предупреждение новых правонарушений.

Функции юридической ответственности:

1. Репрессивно-карательная (штрафная). Выражается в том, что юридическая ответственность представляет собой акт возмездия со стороны государства по отношению к правонарушителю. Она присуща в первую очередь уголовной и административно-правовой ответственности.

2. Правовосстановительная (компенсационная). Выражается в восстановлении нарушенного права потерпевшей стороны, в возмещении причиненного ей имущественного или неимущественного вреда. Она присуща в первую очередь гражданско-правовой и материальной ответственности.

3. Превентивная (предупредительно-воспитательная). Заключается в том, что юридическая ответственность представляет собой средство предотвращения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны иных субъектов (общая превенция). Она присуща всем видам юридической ответственности.

Принципы юридической ответственности:

1. Законность. Юридическая ответственность применяется на основе норм права.

2. Справедливость. Означает соответствие избираемой меры юридической ответственности нравственным принципам.

3. Целесообразность. Означает соответствие избираемой меры юридической ответственности ее целям.

4. Неотвратимость. Означает обязательность применения мер юридической ответственности к правонарушителю.

5. Своевременность. В законе установлены сроки привлечения к юридической ответственности, по истечении которых привлечь к ответственности нельзя.

Виды юридической ответственности:

1. Гражданско-правовая ответственность. Ее основанием является совершение гражданско-правового проступка. Она выражается, как правило, в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (кредитора) установленных мер юридической ответственности. Она носит, как правило, правовосстановительный, компенсационный характер, и основана на принципе полного возмещения ущерба, включая упущенную выгоду.

Виды гражданско-правовой ответственности: а) договорная; б) внедоговорная.

2. Административно-правовая ответственность. Ее основанием является совершение лицом административного проступка.Выражается в применении к правонарушителю административных наказаний. Она налагается во внеслужебных отношениях.

3. Дисциплинарная ответственность. Ее основанием является совершение работником дисциплинарного проступка. Выражается в применении дисциплинарных взысканий. Она возлагается властью руководителя.

4. Материальная ответственность. Ее основанием является причинение работником в процессе выполнения своих трудовых обязанностей имущественного вреда работодателю в результате неправомерных действий. Выражается в возмещении причиненного вреда. Возлагается властью руководителя или судом.

5. Уголовная ответственность. Ее основанием является совершение преступления. Выражается в применении к виновному лицу наказания, предусмотренного уголовным законодательством. Применяется только судом.

Виды юридической ответственности не следует путать с порядком ее наложения. Юридическая ответственность может быть наложена в судебном, административном или ином порядке.

Государственное принуждение

Государственное принуждение – это урегулированное нормами права и осуществляемое в процедурной форме уполномоченными органами (должностными лицами) властное воздействие на поведение людей и их объединений в целях его подчинения воле государства.

Признаки государственного принуждения:

1. Осуществляется только уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции.

2. Осуществляется на основе норм права.

3. Осуществляется в порядке, предусмотренном нормами права.

4. Представляет собой властное воздействие на поведение людей и их объединений.

5. Его целью является подчинение поведения людей и их объединений воле государства.

Виды государственного принуждения:

1. Меры предупреждения. Они применяются с целью предупреждения новых правонарушений, а также предотвращения иных вредных обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

Основанием применения мер предупреждения является реальное предположение о намерении лица совершить общественно вредное противоправное деяние, а также возникновение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Такие меры применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для обеспечения безопасности, здоровья и жизни людей, нормальных условий работы организаций. Эти меры не связаны с совершением правонарушения, а направлены на их предотвращение. В этом смысле они предшествуют применению иных мер государственного принуждения, направленных против виновных в совершении правонарушений. Как правило, они выражаются в виде определенных ограничений и запретов. Наиболее распространенными предупредительными мерами являются: контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр; проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; введение карантина и др.

2. Меры пресечения. Они представляют собой использование юридических средств в целях принудительного прекращения правонарушений и их вредных последствий.

Основанием применения мер пресечения является противоправное деяние. Они могут применяться только в момент его совершения. К числу таких мер относятся: требование прекратить противоправное деяние; временное отстранение от работы; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия и др.

3. Меры защиты. Они представляют собой средства правового принуждения, направленные на осуществление правовосстановительной функции – восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. Меры защиты отличаются от юридической ответственности тем, что они наступают за правонарушение, обладающее часто минимальной степенью общественной вредности, или поведение, представляющее собой незначительные отклонения от нормального правопорядка, не приобретающее характера правонарушения. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но не исполнило. Дополнительных лишений (помимо исполнения обязанности) в этом случае для лица не наступает. Например, если гражданин не исполняет возложенные на него законодательством обязанности по содержанию и воспитанию детей, с него в принудительном порядке могут быть взысканы алименты. Взыскание алиментов представляет собой не меру юридической ответственности неплательщика, а меру защиты интересов несовершеннолетнего или иного лица, на содержание которого они взыскиваются. Ответственность наступает лишь в случае злостного уклонения от уплаты алиментов.

К мерам защиты относятся: признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, перевод неисправного плательщика на предварительную оплату счетов, реальное исполнение договорных обязательств (допоставка, доукомплектование продукции) и др. – в гражданском праве; взыскание алиментов, отобрание детей без лишения родительских прав – в семейном праве; восстановление на работе незаконно уволенного работника – в трудовом праве и пр.

4. Меры юридической ответственности. Их основанием является совершение правонарушения. Они связаны с возложением на правонарушителя дополнительной обязанности, не существовавшей до правонарушения.

Таким образом, юридическая ответственность является одним из видов государственного принуждения.

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Законность

Законность – это требование общества и государства, состоящее в полном, точном и неуклонном осуществлении правовых норм всеми субъектами права. Выполнение этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении и применении правовых норм.

Принципы законности:

1. Всеобщность законности. Заключается во всеобщей обязательности ее требований, обращенной ко всем субъектам права.

2. Единство законности. Означает единообразное понимание и реализацию правовых норм на всей территории их действия.

3. Верховенство закона. Все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности.

4. Равенство всех перед законом. Означает равный объем прав и обязанностей субъектов и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку.

5. Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения. Означает обязательность применения мер юридической ответственности за совершенное правонарушение.

6. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Означает наличие объективных условий и специальных юридических механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

7. Недопустимость противопоставления законности и целесообраз­ности. Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность – это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания. Если закон устарел, стал нецелесообразным, его необходимо изменить или отменить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая определена законом. До тех пор пока закон не изменен или не отменен в установленном порядке, его предписания обязательны для всех субъектов права.

8. Связь законности и культуры. От уровня общей, политической и правовой культуры личности и общества зависит состояние законности. И наоборот, состояние законности является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества.

Гарантии законности – это совокупность объективных условий существования общества и специально выработанных государством и обществом средств, обеспечивающих точную реализацию норм права всеми субъектами.

Виды гарантий законности:

1) экономические (уровень экономического развития общества, уровень жизни населения);

2) политические (демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы общества в целом с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, многопартийностью, разделением властей, правовым государством);

3) организационные (деятельность специальных органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов и подзаконных нормативных правовых актов, эффективность деятельности государственного аппарата в целом);

4) общественные (система профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с правонарушениями);

5) идеологические (уровень развития правосознания, общей, политической и правовой правовой культуры личности и общества, уровень идейного, нравственного воспитания в обществе);

6) юридические гарантии (система специальных юридических средств и способов укрепления законности).

Действенность гарантий законности достигается только в их взаимосвязи, единстве, в системе.

Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий, ликвидацию негативных факторов, явлений, процессов, которые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает:

а) анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения;

б) разработку мер по профилактике правонарушений;

в) совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов;

г) разработку мер по укреплению законности;

д) совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности;

е) формирование практических умений и навыков осуществления служебных обязанностей.

Обеспечение законности связано с общей задачей укрепления государственности. Создание гарантий законности – одна из задач правовой реформы.

Правопорядок

Правопорядок – это система общественных отношений, которая формируется на основе и в результате осуществления правовых норм субъектами права.

1) он представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений;

Государственное принуждение осуществляется в различных формах. Прежде всего, в качестве основных форм государственного принуждения следует выделить правовое и неправовое принуждение. Нас в данном вопросе интересует только правовое принуждение.

Правовое принуждение имеет ряд разновидностей, которые могут быть выделены, во-первых, по отраслевому и, во-вторых, по функциональному признакам.

По отраслевому признаку обычно выделяют четыре вида правового принуждения: уголовно-право­вое принуждение, административно-правовое принуждение, гражданско-правовое принуждение и дисциплинарное принуждение.

Уголовно-правовое принуждение является наиболее суровым видом правового принуждения. Оно предусмотрено нормами уголовного права и связано с применением наказаний за совершенные преступления.

Административно-правовое принуждение предусмотрено нормами административного права и связано с применением административных санкций. Примером может служить привлечение лица к административной ответственности за мелкое хулиганство.

Гражданско-правовое принуждение предусматривается нормами гражданского права. В качестве примера гражданско-правового принуждения может выступать возмещение гражданином имущественного или морального вреда.

Дисциплинарное принуждение предусмотрено нормами трудового права. Примером данного вида правового принуждения является объявление работнику выговора за нарушение трудовой дисциплины.

По функциональному признаку принято выделять различные виды правового принуждения, большинство из которых называют мерами государственного принуждения.

Меры предупредительного воздействия применяются в целях предупреждения возможных правонарушений, а также обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях и так далее. В качестве примеров таких мер могут служить: таможенный досмотр, проверка документов с целью предотвращения возможного правонарушения, прекращение или ограничение движения транспорта при авариях, введение карантина и другие.

Меры защиты связаны с применением ряда правовосстановительных санкций и направлены на защиту нарушенных субъективных прав. Поэтому их называют также правовосстановительными мерами. К мерам защиты относятся, например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановление на работе незаконно уволенного работника и другие. Следует заметить, что отдельные исследователи не выделяют меры защиты в качестве самостоятельного вида государственного принуждения, а считают их определенной разновидностью мер юридической ответственности.

Принудительные меры воспитательного воздействия. Согласно части 1 статье 90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. К принудительным мерам воспитательного воздействия относятся: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего и другие (часть 2 статья 90, статья 91 УК РФ).

Принудительные меры медицинского характера. В соответствии с частью 1 статьёй 97 УК РФ такие меры могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Принудительные меры медицинского характера назначаются данным лицам только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (часть 2 статья 97 УК РФ).

Реквизиция представляет собой принудительное изъятие имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости. Как гласит пункт 1 статьи 242 ГК РФ, «в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция)».

Государственное принуждение – необходимое средство обеспечения общественного порядка, направленное на защиту законных интересов личности, общества и государства. Различные формы государственного принуждения используются самими людьми для предотвращения или пресечения противоправного деяния.

Практический раздел

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Какие две формы государственного принуждения названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого — ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности В большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь межу такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки.

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя В то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением.

Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:

1. Современная передовая промышленная технология основана на привлечении значительных масс капитала: сложное машинное оборудование, крупные фабрики и заводы, большие запасы готовой продукции, полуфабриката и сырья. Поскольку этот капитал находится в условиях наших стран в руках частного владельца, то он как собственник капитала получил имя капиталиста, а сама экономика — капитализма.

2. Для современной экономической системы характерны усложнённые до чрезвычайной степени специализация и разделение труда.

3. И наконец, деньги, нашедшие широчайшее применение в нашей системе, жизненная сила которой зависит от денежного потока. Деньги выполняют также и функцию меры стоимости.

Принуждение, которое используется в государственных организациях, неоднородно, оно имеет различные формы, исходит и поддерживается различными источниками.

Поведение людей, которое соответствует интересам общества, не препятствует его укреплению и развитию, одобряется государством, отрицательное поведение и деятельность сопряжены с использованием различных форм государственного принуждения. Любое общество, используя силу государства, решает, как удовлетворить свои потребности, какие формы и виды принуждения использовать, чтобы оградить себя от нежелательных, вредных действий и поступков со стороны отдельных людей. Применение принуждения, его субъективные формы и виды обусловлены социально-экономическими, политическими условиями, а также самими субъективными формами и видами принуждения.

Неоднородность, многогранность государственного принуждения приводит к постановке вопроса о его классификации. Несмотря на огромное количество общетеоретических и отраслевых исследований, данная проблема остаётся открытой. Необходимость создания классификации государственного принуждения обусловлена тем, что её построение позволяет вести исследования по самым различным проблемам как теории права, так и отраслевых юридических наук. В общетеоретической литературе проблема структуры государственного принуждения, его видов не получила достаточного разрешения. Об этом свидетельствует тот факт, что одни и те же принудительные меры относят к различным формам государственного принуждения, что обусловлено отсутствием в юридической литературе общепризнанного критерия классификации государственного принуждения на формы.

Классифицируя меры государственного принуждения, наиболее рационально подходить к этой проблеме в связи с философскими категориями формы и содержания. Внутренняя неоднородность мер государственного принуждения обусловлена сложностью государственного принуждения как целостного явления.

Формы государственного принуждения следует отличать от мер государственного принуждения. Форма государственного принуждения представляет собой способ государственно-властного воздействия на поведение человека, который обусловлен характером применения принудительных мер.

Принимая во внимание то, что любая классификация носит относительный характер, можно выделить следующие критерии деления государственного принуждения на формы, выраженные в конкретных принудительных мерах:

1) По характеру государственного принуждения (физическое, психическое, идеологическое, имущественное, организационное);

2) По способу обеспечения правопорядка и по функциональному значению мер (предупредительные меры, меры пресечения, правовосстановительные меры, обеспечительные меры, юридическая ответственность);

3) По субъекту применения (применяемые судебными органами, применяемые несудебными органами);

4) По предметному основанию государственно-властного воздействия (государственно-правовое, гражданско-правовое, уголовно-правовое, административно-правовое и так далее);

5) По правовому значению воздействия (дающее итоговую оценку; не содержащее итоговой оценки);

6) По фактическим основаниям (применяемое в связи с правонарушением, применяемое в связи с правовыми аномалиями).

Предложенная классификация государственного принуждения отражает существующую в законодательстве систему мер государственного принуждения.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Юридическая ответственность – это прежде всего принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами и основывается на юридических нормах, в силу чего имеет характер правового принуждения. Правовой характер заключается и в том, что государственное принуждение осуществляется в определенных законом процессуальных формах и на законных основаниях.

Нередко государственное принуждение сводится к юридической ответственности, однако анализ действующего законодательства и практики показывает, что юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения.

Государственное принуждение – осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Санкционированность так или иначе присуща социальному регулированию в целом, и любые разновидности социальных норм имеют свои средства обеспечения, в том числе и принудительные. Однако в праве принудительность находит глубокое и своеобразное выражение.

Принудительность обусловлена властной природой права, государственно – волевым характером правовых предписаний и проявляет себя в конкретных актах правового принуждения.

Принуждение в праве имеет ряд специфических черт:

1) это государственное принуждение, под которым понимают внешнее воздействие на поведение, основанное на организованной силе государства и направленное на безусловное утверждение государственной воли;

2) оно является разновидностью государственного принуждения, т.к. государственное принуждение бывает не только правовым, но и выражается в прямых, фактических актах принуждения, т.е. своего рода актах государственного насилия;

3) правовое принуждение отличает особая цель – оно всегда есть принуждение к осуществлению юридических норм, предписаний права;

4) это принуждение осуществляется на законных основаниях. Ведь и к выполнению юридических предписаний можно принуждать незаконно, например возлагать юридическую ответственность без достаточных на то оснований;

5) правовому принуждению свойственны определенные процедурные формы, т.е. процесс реализации правового принуждения должен быть регламентирован правом. Эти процедурные формы для различных случаев могут различаться по степени сложности и развитости, но они должны быть. Так, в системе права существуют целые правовые отрасли, которые имеют лишь одно назначение – установить порядок, процедуру реализации правовых санкций.

- меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор и др.). Основанием юридической ответственности является правонарушение. Поэтому меры ответственности, наряду с функцией правовосстановления, преследуют и более глубокую цель – преобразить нравственно – психологическое сознание правонарушителя путем специфических средств, которые отсутствуют у мер защиты;

- меры предупреждения правонарушений и других нежелательных явлений (проверка документов, прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Юридическим основанием превентивного предупреждения являются обстоятельства, позволяющие с высокой степенью вероятности предположить возможность нанесения обществу необратимого ущерба. Таким образом, в данном случае действуют юридические презумпции, которые базируются на длительных наблюдениях жизненной практики, обобщенные законодательством и юридической наукой. В основе превентивных мер может лежать и стихийное бедствие (в этом случае возможна реквизиция транспорта для борьбы со стихийным бедствием), и правомерное поведение (досмотр авиапассажиров и багажа), и отрицательная характеристика личности. Назначение превентивных мер как раз и состоит в том, чтобы предотвратить презюмируемые негативные события;

- меры защиты (правовосстановительные) - восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др. Основанием мер защиты являются деяния, которые объективно противоправны и нанесли ущерб, но при этом не являются виновными. Отсутствие вины – их характерный признак. И те меры, которые в теории гражданского права называют «безвиновной» юридической ответственностью, как раз и являются гражданско – правовыми мерами защиты, т.к. не может и не должно быть юридической ответственности без вины. Примером гражданско – правовой защиты является принудительное изъятие вещи на основе виндикационного иска у добросовестного покупателя.

Назначение мер защиты – восстановить прежнее нормальное правовое положение путем принуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не выполненной юридической обязанности. Дополнительные негативные последствия для субъекта, совершившего объективно противоправное деяние, могут наступать, но они имеют не основной, а сопутствующий характер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: