Формы деформации законности в государстве причины формы пути преодоления

Обновлено: 03.05.2024

Деформация законности в государстве: причины, формы, пути преодоления. В неправовом государстве может наступить искажение законности. Эта деформация может быть вызваны политическими идеологическими причинами, элитарными притязаниями и др.

Что наблюдалось и в истории нашего государства. Советское социалистическое государство вмешивалось почти во все сферы жизни гражданина, личности, причем обеспечивало оно себе эту возможность, почти беспредельную степень вмешательства изданием и применением соответствующих законов. Поэтому объективной задачей было теоретическое изучение того, как во-первых, законы и их исполнение работали на тотальное огосударствление личной жизни, общественной деятельности каждой личности, во-вторых, как законы и их исполнение защищали органы государства, должностных лиц, чиновников-распределителей от угроз поставить их под контроль общества, граждан, лишить привилегий, и, наконец, в-третьих, как законы и их исполнение обеспечивали безопасность личности, а также дарованную в ограниченных размерах этой личности свободу, например свободу голосовать, именно голосовать, а не выбирать. Некоторые теоретики вообще развивали концепцию так называемого государства социалистической законности, противопоставляя эту концепцию идее правового государства, всячески обрушивались на правовое государство как на буржуазную фикцию, как на прикрытие кулачного права, которое буржуазия применяет фактически против трудящихся. Еще один тезис-догма: буржуазное правовое государство – это олицетворение такого же кулачного права, как и в средневековье. Ему противостоит государство революционной, подлинно социалистической законности. Пути преодоления. Верховенство права, закона постепенно пришло на смену понятию законности, хотя, разумеется, и законность как одна их общих характеристик правового состояния общества сохраняет все свое теоретическое и практическое значение. Законность и произвол.

Теоретическое понимание необходимости защищать человека от вмешательства в его жизнь полицейского, тоталитарного государства привело уже в начале XIX века многих философов и юристов к воссозданию из античного философского и юридического багажа человечества идеи гражданского общества и правового государства. Гегель блистательно разработал в «философии права» концепцию гражданского общества как средоточия и воплощения свободы личности. Он четко разграничил сферу деятельности относительно самостоятельных образований, в которых и вращается каждый человек, каждая личность. В сущности, эта концепция была концепцией все той же защиты свободы личности от полицейского государства (для Гегеля это было Прусское государство). Гегель к гражданскому обществу относил те сферы жизнедеятельности человека, которые были связаны с его творческой деятельностью, бытом, семьей, трудом, собственностью. И для государства вход в эту сферу был закрыт. Терроризм, захват заложников как крайняя форма проявления произвола. На современном этапе теоретического знания борьба за законность сменилась борьбой против организованной преступности, коррупции, мафии и т. п. По крайней мере, именно так во многих теоретических работах формулируются задачи правоохранительных органов, граждан в социально-правовой сфере общества. Терроризм и захват заложников можно считать высшей формой произвола. Общество рассматривает их как уголовно наказуемое деяние, особо общественно опасное. Сегодня терроризм вышел за рамки национального преступления и приобрел международный масштаб, превратившись в глобальную проблему. Поэтому демократическое правовое государство осуждает подобные проявления и жестко пресекает, обеспечивая законность и правопорядок в стане.

Деформации законности — эҭо такое искажение права в любом его легальном проявлении, которое ведет к разрушению права, утраты им фундаментальных категорий гуманизма, равенства и справедливости. Например, искажение принципов законности, когда при сохранении внешних форм, изменяется сущность правоотношения, которое пеҏестает отвечать требованиям законности, оставаясь формально легальным. Самые опасные деформации от лица государства (деформации по ветвям власти), а не от общества.

Назовем формы деформаций законности: 1) злоупотребление правом; 2) нарушение права действиями или бездействиями уполномоченного государством правопрᴎᴍеʜᴎтеля (внутриотраслевой дефект).

Видами дефектов законности являются: 1) дефекты правопрᴎᴍеʜᴎтельной практики (коррупция, дефекты судебных ҏешений или актов государственных органов); 2) правовые коллизии (противоҏечия между нормативными правовыми актами, ҏегулирующими одни и те же общественные отношения, а также противоҏечия в процессе осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий); 3) низкий уровень правовой культуры субъектов права; 4) дефекты правосознания.

Причины деформаций бывают как объективные (например, низкое качество законодательства, правовые коллизии), так и субъективные (связанные с дефектами правосознания конкретных лиц и коллективного общественного сознания). Среди конкретных причин деформаций законности называют коррупцию и бюрократизм.

Систему обеспечения законности составляют:

1) предупреждение их и принятие мер к ликвидации причин, их порождающих;

2) пресечение малейших нарушений закона;

3) восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций;

4) привлечение к ответственности виновных;

5) воспитание граждан и должностных лиц государства в духе строжайшего соблюдения закона.

Методы обеспечения законности — это политические, организационные и иные меры по обеспечению действия права, например, действия по обеспечению: 1) «прозрачности» государства; 2) открытости и осведомленности общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям; 3) независимости судебной системы; 4) активной защите гражданами своих прав; 5) персонализации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений; 6) воплощения идеи господства права в жизни общества и государства; 7) равенства всех перед законом и судом; 8) неукоснительного соблюдения (исполнения) правовых актов всеми; 9) обеспечению неукоснительной реализации прав и свобод; 10) повышению качества законодательства; 11) обеспечению конституционной законности специальными структурами (Конституционным судом) и верховенства закона; 12) введению механизма конституционной ответственности должностных лиц всех государственных органов; 13) практическое обеспечение принципа «вся власть закону» в деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; 14) эффективной работы Парламента; 15) решительного предупреждения и пресечения любых правонарушений, от кого бы они ни исходили; 16) неотвратимости наказания за совершенное правонарушение; 17) гарантированности от незаконного, необоснованного привлечения к ответственности; 18) искоренения коррупции и бюрократизма.

Законность обеспечивается всеми видам государственной деятельности, особенно контрольной и надзорной.[79]

Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Предметом прокурорского надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми физическими и юридическими лицами.

Формами деятельности по укреплению законности могут быть: 1) убеждение; 2) государственное принуждение; 3) профилактика правонарушений; 4) общественное воздействие на правонарушителей.

Проблема обеспечения законности — не только юридическая проблема: кроме правовых методов необходимы устойчивое развитие экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное совершенствование, солидарность, развитие плюралистической демократии.

Деформация правосознания – это его искажение, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок.

К основным видам деформации правосознания относятся:

1. Правовой нигилизм – осознанное преуменьшение силы и значения права, уклонение от исполнения правовых требований, связанных с отсутствием у субъектов веры в справедливость и оправданность правовых норм.

2. Правовой инфантилизм – недооценка действенной роли права вследствие его незнания или недостаточности знания.

3. Профессиональная деформация (например, для лиц в ПВО системе).

4. Правовой идеализм – (правовой фетишизм) – преувеличение роли и значения права в жизни общества, стремление решить при помощи правовых средств неправовые задачи.

Правовой нигилизм и пути его преодоления

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений является антиподом правовой культуры.

Нигилизм вообще (в переводе с лат. - "отрицание") выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.

Формы проявления правового нигилизма в обществе:

1. Прямое сознательное нарушение законов, если оно основано на убеждённости нарушителя, что противозаконного он ничего не делает.

Преступность - мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые "дыры" и "щели". Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене. "Девятый вал" преступности угрожает захлестнуть все общество, приостановить его демократическое развитие. Слово "нигилизм" - слишком мягкое для отражения всего происходящего в данной области.

2. Массовое неисполнение норм права значительной частью населения

3. Распространение антиправовой психологии (например, эстетизация преступности)

4. Распространение настроений в обществе, оправдывающих преступность

5. Война законов (например, противоречие ФЗ и субъектов ФЗ)

6. Нарушение норм права в угоду целесообразности

7. Низкий авторитет суда и иных ПВО

8. Массовое нарушение прав и свобод Человека государственно-властными структурами.

Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.

Основные направления преодоления правового нигилизма:

· Укрепление режима законности;

· Наличие реальных механизмов отстаивания прав и свобод, их многообразие;

· Совершенствование правовой системы, т.е. минимизация подзаконных актов;

· Пропаганда правомерного поведения;

· Повышение авторитета судебной и ПВО системы.

Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:

ü во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

ü во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

ü в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых;

ü в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

ü в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

ü в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

В настоящее время широкое распространение в нашем обще­стве, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой ни­гилизм, выражающийся в девальвации права и законности, иг­норировании законов или в недооценке их регулирующей, соци­альной роли. Правовой нигилизм представляет собой направле­ние общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совер­шенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его по­тенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилиз­ма относят:

1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовер­шенства правосудия;

2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;


3) правовую систему, в которой господствовали администра­тивно-командные методы, секретные и полусекретные подзакон­ные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочислен­ные демократические законы в значительной степени только дек­ларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых за­конов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с другой - стремить­ся избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют

Рис. 1. Виды правосознания роли права и других правовых средств.


В качестве специальных средств сведения к минимуму право­вого нигилизма следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведение в соот­ветствие с потребностями времени правового воспитания населе­ния, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы (рис. 1- 4).


Рис. 2. Правовая культура

Понятие, сущность законности и ее место в системе российского права. Основные критерии оценки правовой жизни общества и его граждан. Виды и причины деформаций законности. Возможные способы укрепления законности, преодоления деформаций законности.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.12.2010
Размер файла 45,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что "даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона". И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Заключение

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что на сегодняшний момент проблема законности стоит перед нашим государством практически на первом месте. При написании курсовой работы я выяснила, что в нашем обществе сложилась традиционная концепция понимания законности, когда под законностью понимается соблюдение всего законодательства всеми субъектами права, а с функциональной точки зрения законность понимается, как неуклонное соблюдение законов всем народом, но не государством, при этом государство выступает как гарант законности, издавая нормативно - правовые акты. В сегодняшнее нелёгкое время, когда от государства понадобилась стабильность выполнения принципа законности, выяснилось, что оно не в состоянии обеспечить реализацию приведённого выше принципа. Многие научные деятели России приводят различные пут преодоления деформаций законности, но мне кажется, что, только соблюдая все эти рекомендации, которые являются достаточно объективными, можно, наконец, решить проблему законности.

Итак, на сегодняшний момент существуют разнообразные предложения по путям выхода из кризиса законности:

1.сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения;

3.обеспечить выполнение социальных программ - иначе говоря, устранить социальную почву роста преступности и нарушений законности;

4.формирование правовой базы и институционная реформа правоохранительной системы;

5.дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;

6.создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной; системы и органов юстиции;

7.законодательное обеспечение системы прав человека;

8. упрочение и защита конституционного строя;

9. реформирование системы государственного управления;

10. координация нормотворческой деятельности Российской Федерации и ее субъектов;

11. реформа местного самоуправления;

12. развитие системы правового воспитания,

13. образования и юридической науки;

14 организация правовой экспертизы;

15. создание широкодоступной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде.

Приведенные выше направления дальнейшей деятельности государственных органов свидетельствуют о большой работе, которую нужно провести государству для решения данной задачи. Осуществление данных мероприятий немыслимо без стремления к “светлому будущему”, без человеческих качеств, которых остаётся всё меньше и меньше в государственных структурах, без правовой идеологии, направленной на повышение правовой культуру населения и т.д. Но время существенно изменилось, и правовые реалии неизбежно возьмут свое. Неблагополучие с состоянием правопорядка и законности в стране служит в этом отношении достаточно серьезным предупреждением.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы Теории государства и права. С.-П. 2003;

3. Александров В. А. Формирование законопослушного гражданина - приоритетное направление правовой политики современной России// Правоведение, 1998, №1, с. 156;

4. Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М. 1992;

5. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы Теории государства и права. М. 2005;

6. Зайцев И. М. Законность и Россия//Российская юстиция. 1995, №11, с.3-9;

7. Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние// Журнал Российского права, 1998, №1, с. 7-12;

8. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М. 2006;

9. Проблемы теории права: Курс лекций в 2 томах. Т.1 Свердловск,1972;

10.Рабинович П. М. Упрочнение законности - закономерность социализма. Львов.1975.;

11.Сальников В. П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства \\ Демократия и законность. Самара 1991;

12.Строгович М. С. Теоретические вопросы советской законности//Советское государство и право, 1956, №4;

Понятие, сущность законности и ее место в системе российского права. Основные критерии оценки правовой жизни общества и его граждан. Виды и причины деформаций законности. Возможные способы укрепления законности, преодоления деформаций законности.

Подобные документы

Контроль за соблюдением законности в административной деятельности полиции. Функции внутриведомственного контроля. Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения федеральных органов исполнительной власти их должностных лиц, государственных служащих.

контрольная работа, добавлен 03.10.2014

Законность и правоохранительная деятельность ОВД. Соотношение законности и целесообразности в деятельности ОВД. Требования законности к правоприменительным актам.

курсовая работа, добавлен 04.04.2002

Понятие законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Главные направления осуществления контроля в сфере государственного управления. Надзор как предупреждение нарушений.

реферат, добавлен 26.02.2012

Теоретический анализ понятия и содержания принципа законности в решении задач уголовного судопроизводства. Соблюдение требований закона на различных стадиях производства в судовом процессе. Судебный контроль и прокурорский надзор за соблюдением законов.

реферат, добавлен 03.05.2009

Специфика и основные функции государственного управления и их реализация. Методы и средства государственного управления. Сущность законности и ответственности в государственном управлении. Виды обеспечения законности в государственном управлении.

курсовая работа, добавлен 28.07.2015

Общее понятие принципов управления. Особенности их осуществления в муниципальном образовании. Понятие законности в этой сфере. Основные черты прокурорского надзора при исполнении законодательства органами местного самоуправления в Красноярском крае.

курсовая работа, добавлен 19.06.2014

Принципы муниципального управления в условиях социального государства. Эффективность участия населения в управленческом процессе муниципального образования. Принцип вертикального и горизонтального разделения функций. Реализация принципа законности.

курсовая работа, добавлен 20.06.2014

дипломная работа, добавлен 05.11.2015

Законность как базовый правовой режим деятельности полиции. Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации. Направления обеспечения законности и прав и свобод граждан в административной деятельности полиции. Прокурорский надзор за законностью.

курсовая работа, добавлен 23.03.2015

Общественные отношения, связанные с прохождением государственной службы в России и Республике Казахстан. Понятие принципа законности на государственной службе, правовые механизмы его эффективной реализации, перспективы развития законодательства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: