Какие виды пожарной сигнализации устанавливают на судах

Обновлено: 28.03.2024

Пожарная сигнализация предназначена для обнаружения очага пожара в самом начале его возникновения. Пожарная сигнализация особенно необходима в помещениях где почти не бывает людей (грузовые трюмы, кладовые, малярные и т. п.). В систему пожарной сигнализации входят устройства, приборы и оборудование, служащие для автоматической передачи на пост управления судном и центральный пожарный пост (ЦПП) сигналов о начавшемся пожаре и месте его возникновения или о наличии реальной пожарной опасности в каком-либо отсеке или помещении судна.

Сигнал, поданный автоматической или ручной пожарной сигнализацией, поступает на специальный щит соответствующего поста и фиксируется на нем. Сигнал тревоги личному составу (сигнализация оповещения) может подаваться с поста вручную или автоматически. Машинные, котельные и насосные отделения, а также другие пожароопасные места должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией. Датчики ручной пожарно-извещательной сигнализации устанавливают в коридорах и вестибюлях жилых, служебных и общественных помещений.

Чаще всего на судах используется предусмотренная Правилами Регистра СССР сигнализация, с извещателями, реагирующими на температуру окружающей среды. На рис. 5.41 приведена принципиальная схема устройства пожарной сигнализации.



Рис. 5.41. Принципиальная схема работы электрической сигнальной системы

Сигнальный аппарат 2 установлен в охраняемом помещении. Аккумуляторные батареи 1 и 10 включены в электрическую сеть. Благодаря наличию значительного электрического сопротивления 4 ток проходит в основном через цепь с извещателем, поэтому в ветвях сила тока оказывается недостаточной для работы пожарного гонга 6, сигнального колокола. S и красных ламп 5 и 9. Когда сигнальный аппарат разомкнет электрическую цепь, соленоиды 3, 7 к 11 замыкают контакты ветвей (соленоид 3 шунтирует сопротивление 4) и электрический ток поступает в сигнальную сеть, приводя в действие соответствующие аппараты, находящиеся в ЦПП. Каждой зажигающейся краской лампе соответствует свой номер охраняемого помещения.

Конструкции некоторых сигнальных аппаратов приведены на рис. 5.42. Простейший максимальный температурный извещатель (рис. 5.42, а) представляет собой ртутный термометр с впаянными платиновыми контактами. При повышении температуры до определенного значения столбик ртути, расширяясь, достигает верхнего контакта и замыкает электрическую цепь. Максимальный извещатель термостатического типа представлен на рис. 5.42, б.



Рис. 5.42. Температурные извещатели

В качестве чувствительного элемента используется биметаллическая пластинка 2, закрепленная на фарфоровом или пластмассовом основании 1. Верхний слой пластинки сделан из материала с малым коэффициентом линейного расширения, а нижний — с большим. Поэтому при повышении температуры пластинка прогибается вниз. Когда температура достигнет заданного предельного значения, подвижный контакт 3 соприкоснется с неподвижным 4 и замкнет цепь. Контакт 4 выполнен в виде регулировочного винта, имеющего на диске шкалу настройки. С помощью винта можно настраивать извещатель в пределах от 303 до 343 К (от 30 до 70 ° С).

Наиболее распространенным является дифференциальный температурный извещатель (рис. 5.42, в).

Внутренняя полость его корпуса разделена мембраной 3 на две камеры. Верхняя камера 4 сообщается с помещением, а нижняя 1 (с глухими стенками) соединена с ней через втулку 2 с несколькими отверстиями очень малого диаметра. На втулке укреплен стержень 7, который упирается в подвижный контакт 6. Винт 5 служит упором, ограничивающим перемещение подвижного контакта.

При постоянной температуре воздуха контролируемого помещения давление в обеих камерах одинаково и контакт 6 замкнут с неподвижным контактом. Если же температура воздуха в помещении интенсивно повышается, воздух в корпусе извещателя нагревается. Из верхней камеры 4 он может свободно выходить через каналы в стенках корпуса. Выход же воздуха из камеры 1 возможен только через отверстия малого диаметра во втулке 2. Поэтому возникает разность давлений, под действием которой мембрана 3 прогибается вверх и стержень 7 отодвигает контакт 6 — цепь размыкается, вследствие чего в систему сигнализации подается импульс. Если температура воздуха помещения изменяется с небольшой скоростью, воздух из камеры 1 успевает вытекать из отверстия втулки 2 и контакты не размыкаются.

Кроме электрической системы сигнализации на судах применяются противопожарные дымовые системы, основанные на контроле задымленности воздуха с помощью сигнального аппарата пожарного поста. В этом случае сигнал пожарной опасности подается самим воздухом, засасываемым из помещения в сигнальный аппарат.

Результат борьбы судового экипажа с пожаром на судне во всех случаях зависит от своевременного обнаружения пожара. С помощью системы оповещения о пожаре вахтенная служба информируется о месте пожара на его ранней стадии и включается общесудовая тревожная сигнализация, могут включаться пожарные насосы и отключаться общесудовая вентиляция.

Любая система пожарной сигнализации состоит из пожарных извещателей, центральной (приемной) станции, линий связи между станцией и пожарными извещателями в контролируемых помещениях, питающего устройства и выносных устройств звуковой сигнализации. Центральные станции, собирающие и выдающие информацию, устанавливают в рулевой рубке. С помощью систем пожарной сигнализации, кроме информации о пожаре, обеспечивается постоянный автоматический контроль исправности и выдается информация о характере и месте повреждения, имеются устройства ручного контроля и проверки функционирования.

Системы пожарной сигнализации различаются по виду и местуустановки извещателей, по схеме соединения извещателей со станцией и по способу контроля пожарного состояния помещений.

Место установки извещателей предопределяется их видом и признаком пожара, на который они реагируют. Извещатели, реагирующие на температуру и открытое пламя, устанавливаются в неконтролируемых помещениях, а извещатели, реагирующие на дым, в контролируемых помещениях и в центральной станции.

  1. по способу подключения извещателей к станции — на лучевые и шлейфные;
  2. по способу определения пожара — на температурные и дымные;
  3. по способу контроля пожарного состояния помещений — на системы непрерывного и периодического (обегающего) контроля.

Общее устройство системы дымной сигнализации с пожарным извещателем в центральной станции и периодическим контролем пожарного состояния помещений показано на рис. 1. С помощью общих устройств станции ОУС контролируется состояние основных элементов системы и включаются приборы сигнализации управления. При пожаре включаются звонок Зв, лампа тревоги ЛТ и лампы индикации места пожара Л1—ЛN, выносные звонки тревоги ЗвТ и пожарный насос ПЖН, отключается вентиляция ОСВ. При повреждениях включается звонок Зв и лампы индикации ЛН1—ЛНЗ.


Системы пожарной сигнализации температурного типа в настоящее время нашли наибольшее распространение на судах.

Преимущественное распространение на судах получили также температурные системы пожарной сигнализации лучевого типа, например ТОЛ-10/50С.

В судовых системах пожарной сигнализации применяются ручные и автоматические пожарные извещатели. Основным элементом ручного извещателя является контактная группа с кнопкой.

Автоматические пожарные извещатели различаются по признакам пожара, на которые они реагируют, а также по принципам действия и устройству.

В основном на судах применяются два типа автоматических пожарных извещателей по принципу реагирования на пожар: температурные (или тепловые), дымовые.

Максимальные температурные извещатели с плавкой вставкой.

При плавлении вставки 6 (рис. 2, а) шток 5 под действием пружины 4 опускается и контакты 1 размыкаются. Корпус 2 крепится к подволоку, крышка 3 имеет резьбовое соединение с корпусом. Изменение настройки производится заменой крышки с плавкой вставкой.

Температурные пожарные извещатели с биметаллическими пружинами.

Простейший максимально дифференциальный извещатель (рис. 2,б) состоит из двух одинаковых биметаллических пружин 1, 2. При быстром повышении температуры пружина 1 прогибается вниз больше, чем экранированная пружина 2, контакты 3 размыкаются и извещатель срабатывает как дифференциальный. При медленном повышении температуры обе биметаллические пружины изгибаются одинаково вниз и контакты 3 не размыкаются, пока пружина 2 не достигнет упора 4. При дальнейшем увеличении температуры прогибает только пружина 1, которая размыкает контакты, и извещатель срабатывает как максимальный.

Бесконтактные температурные извещатели.

В качестве чувствительных элементов используются полупроводниковые терморезисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления — термисторы. Такие извещатели соединяются со станцией через специальные усилители.


Система пожарной сигнализации ТОЛ-10/50-С

Система пожарной сигнализации с приемно-сигнальной станцией лучевой системы с оптической фиксацией сигналов тревоги емкостью от 10 до 50 номеров типа ТОЛ-10/50-С устанавливается на морских и речных судах с неограниченным районом плавания. Кроме общестанционного блока, в систему пожарной сигнализации входят пожарные извещатели и источники питания.

В качестве пожарных извещателей могут применяться:

а) ручные контактные кнопочные извещатели типа ПКИЛ-4М;
б) контактные автоматические тепловые извещатели типов МДПИ, АТИМ-3 и др.;
в) бесконтактные автоматические тепловые извещатели ПОСТ-1-С с бесконтактными температурными датчиками типов ДМ-С, ДМД-С, ДМВ-70.

Эксплуатация систем пожарной сигнализации

Работоспособность систем пожарной сигнализации проверяется ежедневно при помощи встроенных контрольно-испытательных устройств. Периодичность технического обслуживания определяется Правилами технической эксплуатации судовых технических средств и инструкциями изготовителей систем. В первую очередь устраняются неисправности, вызывающие появление ложных и не прохождение действительных сигналов пожара. Следует учитывать, что из-за частых ложных срабатываний системы вахтенная служба начинает относиться к сигналам о пожаре с недоверием, может не принять экстренных мер по тушению пожара на ранней стадии. При этом будет упущено время, когда применение средств пожаротушения наиболее эффективно.

Судовая сигнализация подразделяется на пожарную, авральную и обиходную. На судах применяется автоматическая пожарная сигнализация, предназначенная для подачи сигнала тревоги в ходовую рубку в случае возникновения пожара или недопустимого превышения температуры воздуха в помещениях судна. Необходимость пожарной сигнализации на грузовых и буксирных судах объясняется отсутствием постоянной вахты в машинном отделении. Сигнал тревоги «Пожар» включается с помощью пожарных извещателей, которые могут быть ручного действия (кнопочные выключатели) и автоматические (тепловые, дымовые, инфракрасные и комбинированные).

Тепловые пожарные извещатели срабатывают при повышении температуры воздуха в районе их расположения до 70 °С. Принцип действия максимально-дифференциального пожарного извещателя (рис. 1) основан на свойстве термобиметалла деформироваться при изменении температуры. Чувствительный механизм извещателя находится в пластмассовом корпусе 2. Два биметаллических чувствительных элемента 3 и 4 неподвижными концами прикреплены к стойкам, а подвижными — к осям контактных шайб. Элемент 3 расположен в закрытой камере 7, а элемент 4 — в открытой камере 6. При медленном нарастании температуры оба элемента, одинаково нагреваясь, поворачивают контактные шайбы 9 и 10 с одинаковой угловой скоростью. Поэтому электрические контакты остаются замкнутыми. При достижении заданной температуры движение контактной шайбы 9 закрытого элемента ограничивается упором 1, вследствие чего контакты размыкаются, и происходит срабатывание извещателя при максимально допустимой температуре.

При резком скачкообразном повышении температуры окружающей среды открытый элемент 4 быстрее воспринимает ее, а следовательно, угловая скорость контактной шайбы 10 выше, чем шайбы 9. Происходит выключение контакта, т. е. извещатель срабатывает как дифференциальный. Чувствительный элемент 4 защищен от механических повреждений перфорированным пластмассовым чехлом 5. Два сальниковых ввода 8 служат для подключения проводов. Сигнал тревоги поступает в ходовую рубку на щите пожарной сигнализации, в котором смонтированы электромагнитное реле, конденсатор, лампа, сигнализирующая о пожаре, и два выключателя. Рядом с щитом установлен звонок.

Питание схемы пожарной сигнализации обычно обеспечивается от 24В и 220В судовой сети (в резерве, как правило, есть батарея на 24В), или от стартерной аккумуляторной батареи дизель-генераторов напряжением 24В через групповой щит.


При подаче напряжения на выводы соединительного щита схема автоматической пожарной сигнализации готова к действию.

На щите пожарной сигнализации (ЩПС) выключатели S1, S2 должны быть постоянно включены (рис. 2). Так как контакты пожарных извещателей при нормальной температуре замкнуты, ток проходит через катушку реле К1, однополюсный выключатель S1 и контакты всех извещателей, соединенных последовательно. Реле К1 срабатывает и размыкает свои контакты в цепях сигнальной лампы Н1 и звонка Н2.


Схема находится под напряжением и постоянно готова к действию.
При повышении температуры воздуха в машинном отделении до 70 °С один или несколько извещателей, находящихся наиболее близко от очага повышенной температуры, срабатывают. Размыкается цепь питания катушки реле К1 на ЩПС. Реле обесточивается и замыкает свои контакты в цепях питания сигнальной лампы и звонка. Лампа включается, а звонок звонит.
Подача сигнала «Пожар» продолжается до тех пор, пока температура воздуха в машинном отделении не станет ниже 70 °С и извещатель снова не замкнет свои контакты в цепи катушки реле К1.

Для снятия звукового сигнала на ЩПС установлен выключатель S2.

Наличие в схеме питания и исправность реле, звонка и лампы проверяют размыканием выключателя S1 цепи катушки реле. При выключении катушки реле К1 его контакты замыкаются и подается сигнал «Пожар», как и в случае автоматического срабатывания пожарных извещателей.

Конденсатор С предназначен для защиты от ложных срабатываний извещателя в условиях повышенной вибрации корпуса судна. При размыкании контактов извещателей реле кратковременно остается включенным из-за тока разряда конденсатора. Конденсаторы подобного назначения обычно встроены в извещатели.

Авральная сигнализация служит для подачи сигналов при проведении авральных работ и аварийной ситуации. На пассажирских судах она разбивается на две группы — для экипажа и пассажиров. Авральную сигнализацию включают из рубки. Колокола авральной сигнализации размещают в машинном отделении, коридорах, на наружных стенках надстроек. В шумных помещениях дополнительно устанавливают сигнальную лампу. Авральная сигнализация питается от аварийной аккумуляторной или отдельной батареи. Емкость батареи должна соответствовать работе сигнализации в течение 15 мин.

Обиходная сигнализация предназначена для вызова дежурного или обслуживающего персонала при помощи электрических звонков с номераторами, определяющими, откуда произведен вызов. Для этого в помещениях устанавливают кнопки вызова, а в дежурном помещении — номератор с электрическим звонком. Система обиходной сигнализации получает питание от судовой сети или от аккумуляторной батареи.

Основными приборами судовой электрической сигнализации являются электрические звонки, трещетки, ревуны, сигнальные лампы и номераторы.

Электрические звонки бывают двух типов: работающие на «обрыв» цепи (типа ЗВОФ) и на короткое замыкание (типа ЗВКФ). На рис. 3 представлены схемы включения звонков обоих типов. При работе на обрыв (рис. 3, а) контакт прерывателя 5 разрывает цепь электромагнита L звонка при притягивании якоря и опять замыкает его на возврате якоря в исходное положение. Для улучшения коммутации параллельно прерывателю включен конденсатор С. В звонке, работающем на короткое замыкание (рис. 3, б), при притягивании якоря катушки электромагнита шунтируются контактом прерывателя. Цепь питания при этом замыкается накоротко. Вследствие этого звонки на короткое замыкание можно включать только последовательно с каким-либо резистором или сигнальной лампой.

Ревуны и трещетки устроены так же, как и звонки. Ревущий звук получается в результате частых ударов бойка о мембрану. Для усиления звука применяется рупор.

У трещетки частота ударов бойка о мембрану меньше, чем у ревуна. Это достигается насадкой медных гильз на сердечник электромагнитов.



Номератор — прибор в виде ящика с рядом окошек на передней стенке. Число окошек соответствует числу кнопок вызова. Внутри прибора против каждого окошка устанавливается специальное электромагнитное реле-бленкер (рис. 4).



При нажатии кнопки вызова S1 по рабочей обмотке реле К 1.1 пойдет ток, якорь притянется и замкнет контакт К1 удерживающей обмотки К1.2. Последняя получит питание, и при отпускании кнопки якорь останется притянутым к сердечнику. Звонок Н звонит до тех пор, пока не будет отпущена кнопка S1. К якорю прикреплена алюминиевая полусфера 1, которая при его притяжении закроет окошко. По номеру на полусфере определяют, откуда поступил вызов. Сигнал в окошке будет сохраняться до тех пор, пока дежурный не нажмет кнопку Б2. При этом разрывается цепь питания удерживающей обмотки К1-2, и под действием пружины якорь возвращается в исходное положение, окошко освобождается.

По Правилам классификации и постройки морских судов Регистра все пассажирские суда валовой вместимостью свыше 100 peг. т, специальные и промысловые суда вместимостью свыше 1000 peг. т, а также суда, строящиеся на класс Регистра со знаком А2, оборудуют установками пожарной сигнализации.

Станции ТОЛ-10/50-с пожарной электрической сигнализации с оптической фиксацией сигналов устанавливают на судах отечественной постройки неограниченного района плавания. В качестве датчиков в станцию могут быть включены контактные температурные извещатели либо бесконтактный извещатель типа ПОСТ-1-с с резисторными датчиками. Схема станции ТОЛ-10/50-с с одним включенным лучевым комплектом показана на рис. 1. Реле в схеме показаны в обесточенном состоянии, все остальные элементы — в состоянии, готовом к приему сигналов.

Принципиальная схема станции пожарной сигнализации ТОЛ-10/50-С

Рис. 1. Принципиальная схема станции пожарной сигнализации ТОЛ-10/50-С с одним лучевым комплектом: РИ, АИ - ручной и автоматический извещатели; ТИ, ТС — зуммерные телефоны извещателя и станции; МК — микротелефонная трубка; 1P1, lP2— лучевые реле; СЧТ, СЧР — счетчики сигналов тревог и ревизий; РБ1, РБ2, РБВ1, РБВ2 — реле переключения питания

Перед подачей питания на схему нужно тумблеры всех лучевых комплектов перевести в положение «Выключение». При подаче напряжения 24 В от блока питания срабатывает реле РБ1 блока питания и своими контактами 14—15 и 24—25 подает напряжение в схему станции через предохранители Пр. При этом через контакты 3—5 выключателя В1 и 21—22 первого лучевого реле Р1 срабатывает реле 1Р1 и продолжает удерживать через экономический резистор реле Р1 и контакты 4—6 выключателя В1.

Величину напряжения блока питания можно изменить переводом тумблера ТВ в положение «Блок питания». При переводе выключателя В1 в положение «Включение» в цепи луча (плюс — первая обмотка реле 1Р1 — контакты 4—2 выключателя В1 — контакты автоматических АИ1 и АИ2 — и ручного РИ извещателей — резистор R2 ручного извещателя — вторая обмотка реле 1Р1 — обе обмотки второго лучевого реле 1Р2 — минус) протекает контрольный ток силой 7—9 мкА. Величина тока достаточна для удержания реле 1Р1 и недостаточна для срабатывания реле 1Р2. В таком состоянии станция готова к приему сигналов.

Резервный источник Б2 (аккумуляторная батарея) включается вслед за основным. При этом срабатывает реле аккумуляторной батареи вспомогательное РБВ2.

При пожаре размыкаются контакт 1—2 одного из АИ или ручного РИ извещателей и рвется цепь контрольного тока. Реле 1Р1 отпускает и размыкающим контактом 21—22 включает первое реле повреждения РП1, которое в свою очередь контактами 21—22 включает второе реле повреждения РП2, а контактами 11—12 подает «плюс» на вход электронного зуммера.

Транзистор ПП1 зуммера открывается и запускает мультивибратор на транзисторах ПП2 и ПП3. Во вторичной обмотке зуммерного трансформатора ТрЗ индуктируется переменный ток частотой 400—600 Гц, который через конденсатор С1, контакты выключателя В1 и реле 1Р1 поступает в цепь контрольного тока. Зуммерный ток протекает через конденсаторы С извещателей и благодаря шунтирующему диоду Д1 оживляет реле 1Р2. Реле РП2 контактами 12—13 включает звонок станции, зуммерный ток оживляет телефоны ТИ извещателя и ТС станции.

При обрыве линейных проводов луча нарушается контрольная цепь по постоянному и переменному току. Реле 1Р1 отпускает, 1Р2 не срабатывает; в работе находятся реле РП1, РП2, ТС, Зв, ЛО1, ЛП.

Выявление заземленной линии луча производится включением тумблера Т «Земля». При этом его контактами 4—6 включается табло Л «Земля», контактами 3—5 подается «плюс» источника на болт «Земля». Если заземлена линия Л2 луча, шунтируется обмотка реле 1Р1, тока в цепи недостаточно для срабатывания реле 1Р2 и удержания реле 1Р1. Сигнализация станции такая же, как при обрыве линий.

Питание микрофона извещателя осуществляется в контрольной цепи, а микрофона станции— через контакты 1—3 тумблера Т «Разговор» и реактивную катушку РК1.

В качестве предохранителей Пр применены термические катушки. При увеличении тока в защищаемой ветви освобождается контактная пружина 1—2, замыкающая последовательную цепь реле РП2 и табло перегорания предохранителей ЛПП, в работе РП2— Зв—ЛП—ЛПП.

При исчезновении напряжения батарея Б1 отпускает реле РБ1 и своими контактами 13—14 и 23—24 переключает станцию на напряжение аккумуляторной батареи Б2; контактами 11—12 включает реле аккумуляторной батареи вспомогательное реле РБ2. На время замедленного срабатывания реле РБ2 через контакты 13—23 и 14—24 подает шунтирующий «минус» на реле РП1 для исключения подачи ложного сигнала тревоги. Контактами 11—12 реле РБ2 включается табло «Нет блока питания», контактами 21—22 включается реле блока питания вспомогательное РБВ1.

При появлении напряжения в батарее Б1 вновь работает реле РБ1, станция переключается на блок питания, реле РБ2 отпускает. На время замедленного отпускания реле РБВ1 контактами 11—21 и 12—22 подается шунтирующий «минус» батареи Б1 на реле РП1 — табло «Нет блока питания» гаснет. При одновременном исчезновении напряжения в батареях Б1 и Б2 контактами 21—22 реле РБ1 и 14—15 реле РБВ2 включается реле контроля питания РКП на напряжение контрольной батареи Б3. Включаются ламповые табло «Нет блока питания» и «Нет аккумуляторной батареи».

Тумблерами «Проверка луча» и МА осуществляется подключение микроамперметра в контрольную цепь лучей для измерения величины тока в них.

Тумблерами «Проверка станции» и «Выключение внешнего сигнала» осуществляется проверка всех лучей станции поочередно на возможность приема сигнала тревоги.
Выводы 1—8 межблочного монтажа служат для подключения к станции еще 1—4 блоков лучевых комплектов с целью увеличения емкости станции до 50 лучей.

Бесконтактный автоматический извещатель ПОСТ-1-С (рис. 2) состоит из блока контрольных устройств, 10 оконечных устройств, резисторных максимальных и максимально-дифференциальных датчиков.

Принципиальная схема автоматического извещателя ПОСТ - 1 - С

Контрольное устройство КУ представляет собой несимметричный триггер на транзисторах ПП1, ПП2, ПП3, с усилителем на входе ПП5 и стабилизатор напряжения ПП4. Оконечное устройство ОУ представляет собой несимметричный триггер на транзисторах ПП1, ПП2, ПП3. Резисторы R1, R2, R3 датчиков и R3, R6 оконечного устройства образуют схему моста, в диагональ которого включен транзистор ПП1. В дежурном режиме он закрыт и в базу составного транзистора ПП2—ПП3 поступает ток смещения через резистор R2; он открыт, и в луче протекает контрольный ток 7—9 мА.

В дежурном режиме транзистор ПП5 контрольного устройства открыт, поэтому ПП3 также открыт, а составной транзистор ПП1— ПП2 закрыт. Транзистор ПП4 стабилизатора включен по схеме эмиттерного повторителя, поэтому независимо от сопротивления шлейфа от станции до ПОСТ и колебаний напряжения станции напряжение между проводами 1 и 3 остается постоянным. Диоды Д включены в схемы резисторных датчиков и исключают их взаимное влияние.

При пожаре диод Д открывается и в базу транзистора ПП1 ОУ поступает ток смещения; транзистор начинает открываться, ток в базу составного транзистора ПП2—ПП3 уменьшается, он начинает закрываться. Ток шлейфа уменьшается, запирающее ПП1 напряжение с резистора R5 уменьшается, транзистор ПП1 еще больше открывается, что вызывает еще большее запирание транзистора ПП2—ПП3. Процесс проходит лавинообразно, и триггер устройства ОУ переходит во второе устойчивое состояние: ПП1—открыт, ПП2—ПП3 — заперт. Ток в луче резко уменьшается, первое лучевое реле ТОЛ-10/50-С отпускает. Станция выдает сигнал «Пожар».

Конденсатор С1 предназначен для создания цепи переменного тока, вызывающего срабатывание второго лучевого реле станции. Диод Д1 осуществляет температурную стабилизацию; резистор R1 служит для регулирования тока срабатывания устройства ОУ; конденсатор С2 предотвращает срабатывание устройства от действия импульсных токов. В контрольном устройстве диод Д1 служит для температурной стабилизации, Д2 осуществляет защиту транзисторов от действия переменного тока, Д3 защищает ПП3 от открытия остаточным напряжением коллектора транзистора ПП5. Конденсатор С1 предотвращает срабатывание устройства КУ при размыкании линии оконечным устройством в режиме тревоги, он замедляет срабатывание КУ на время, необходимое для срабатывания второго лучевого реле станции. Конденсатор С2 защищает транзистор ПП4 от переменных токов в режиме «Пожар».

Извещатель ПОСТ-1-С уверенно срабатывает при обрывах I и II проводов шлейфа, при замыкании I и II, I и III, II и III проводов шлейфа. Станция при этом выдает сигнал «Повреждение».

Противопожарные судовые системы

Действие системы водотушения основано на принципе охлаждения горящего предмета и прекращения к нему доступа кислорода путем создания вокруг этого очага атмосферы, не поддерживающей процесс горения и насыщенной образующимися при испарении воды парами. Систему водотушения используют для тушения пожаров во внутренних помещениях, на открытых палубах, надстройках, но она мало эффективна для тушения пожара в толще груза и трюмах сухогрузных судов.

Этой системой нельзя пользоваться при тушении горящего электрического оборудования, аккумуляторных, фонарных, малярных, а также тушении нефтепродуктов на танкерах.

К системе водотушения предъявляются следующие основные требования:

  • в любую возможную точку пожара на судне вода должна подаваться не менее чем двумя струями от независимых пожарных рожков;
  • высота струй должна быть не менее 12 м;
  • производительность пожарных насосов должна одновременно обеспечить включение двух рожков и таких потребителей, как водотушение спринклерной системы, система водораспыления (для тушения пожаров в машинном и котельном отделениях), системы водяных завес, системы пенотушения и др.
  • Система должна обеспечить разветвление рожков таким образом, чтобы на открытых палубах и длинных коридорах рожки устанавливались бы на расстоянии один от другого не менее 20 м. Во внутренних помещениях корпуса и надстроек рожки размещают в коридорах у трапов и у входов в помещения. В машинном и котельном отделениях соответственно устанавливаются по два рожка.
  • Около каждого пожарного рожка размещают рукава с ручными стволами. На открытых палубах длина рукавов составляет 20, а во внутренних помещениях—10 м. Диаметр парусиновых рукавов должен быть не менее 50 мм, внутренний диаметр насадки не менее 13 мм.

На пассажирских судах система водотушения состоит из нескольких кольцевых систем, соединенных между собой вертикальными перемычками. Та магистраль системы, которая располагается в утепленных помещениях, находится под напором воды без круглосуточной работы пожарного насоса, с помощью напорных пневмогидравлических цистерн. С падением давления в пневмогидравлических цистернах сработает реле минимального давления и включит в работу пожарный насос.

Как правило, на пассажирских судах применяется спринклерная водяная система, предусматривающая размещение на трубопроводе спринклерных головок через каждые 2,5—3,5 м. Каждая спринклерная головка имеет клапан, который постоянно закрыт с помощью замка, скрепленного легкоплавким припоем. С повышением температуры в помещениях до 60—100°С припой плавится, замок освобождает клапан, и под давлением воды последний открывается.

Спринклерная головка имеет распылитель, с помощью которого вода при выходе разбрызгивается с радиусом полета 3—4 м. Трубопровод этой системы обычно заполняется сжатым воздухом, но при открытии хотя бы одного спринклера автоматически заполняется водой.

Принципиальная схема системы водотушения на Сухогрузном судне

На судах применяются также стационарные водораспыляющие устройства (дренчеры). Такое устройство состоит из укрепленных вверху у палубы труб, снабженных распыливающими гидравлическими головками через 350 мм. Вода к трубам подается с помощью пожарных рукавов. На сухогрузных судах, где большая часть трубопроводов системы проходит по верхней палубе, трубы находятся в осушенном состоянии. На рис. 147 показана схема системы водотушения на сухогрузном судне. На морских транспортных судах трубопровод водотушения смонтирован из стальных труб диаметром 50—75 мм, а также из медных и медноникелевых труб с бронзовой и латунной арматурой.

Чтобы ликвидировать пожар в самом его начале, необходимо его вовремя обнаружить. С этой целью суда оборудуют системами пожарной сигнализации. Сигналы могут подаваться по радио, колоколами, гудками, сиренами и сетью звонков.

Системы пожарной сигнализации в зависимости от принципа ,их действия бывают электрические и дымовые. С помощью датчиков-извещателей, приводимых вручную или срабатывающих автоматически при появлении дыма, пламени или повышении температуры воздуха в охраняемом помещении, замыкаются или переключаются электрические цепи, в результате чего на приемной станции сигналов приводится в действие световые или звуковые сигналы.

Сигнальная пожарная система ручного управления представляет собой развернутую сеть с датчиками-извещателями кнопочного типа, устанавливаемыми в контролируемых помещениях, коридорах, на палубах. Ею нельзя оборудовать грузовые трюмы, кладовые и другие помещения, где редко бывают люди.

Широкое распространение на судах получили автоматические извещатели, реагирующие на температуру воздуха, на дым или свет пламени возникшего очага пожара. На рис. 148 показана одна из принципиальных схем пожарной сигнализации.

Принципиальная схема системы автоматической электрической пожарной сигнализации

Через датчик-извещатель 2 и соленоид 3 от батареи 1 проходит электрический ток, предотвращая выпадение сердечника из соленоида. Через сопротивление 4 проходит сила тока недостаточная, чтобы привести в действие красную лампу 5 и тревожный колокол 6, установленные на станции приема сигналов от извещателей. Как только под действием температуры воздуха, дыма или пламени сработает извещатель 2, он разомкнет цепь, сердечник соленоида 3 выпадает, ток полной силой поступит в лампу 5 и колокол 6, которые известят обслуживающий персонал о пожарной опасности в районе нахождения извещателя по номеру на приемной станции. При такой системе каждый датчик-извещатель включается в самостоятельную пару проводов (луч), идущих на приемную станцию сигналов. Такая схема называется лучевой. Контроль за исправностью сигнальной пожарной системы, ее постоянной готовностью, осуществляется вторым лучом—контрольной цепью, состоящей из источника электроэнергии 9, белой лампы 10 и звукового сигнала 11 с более слабым звуком. При неисправности источника питания или обрыве провода прекращается снабжение луча током, сердечники соленоидов 7 и 8 выпадут, включится лампа 10 и звуковой сигнал 11. Вахтенная служба будет оповещена о неисправности этой пожарной сигнальной системы. Принцип работы современных датчиков-извещателей основан на преобразовании ультрафиолетового излучения открытого пламени в электрическую энергию или воздействии продуктов сгорания (дыма) на ток ионизированной камеры, используемой как датчик и т. д. Широкое распространение получили в качестве чувствительных элементов извещателей биметаллические пластинки, устанавливаемые в газонапорных корпусах.

Такие материалы, как горючие жидкости, волокнистые вещества и другие, можно тушить путем снижения в зоне очага количества кислорода за счет введения в помещение водяного пара или инертных газов. Система паротушения на судах является наиболее эффектной при тушении пожаров в грузовых трюмах, топливных и масляных цистернах, котельных, машинных и грузовых насосных отделениях, малярных и других помещениях. В паротушении используется насыщенный пар с давлением 6—7 кГ/см 2 . На судне может быть 1—2 или более станций паротушения, от которых пар по независимым трубам поступает в охраняемые помещения. Диаметр труб подбирается так, чтобы помещения можно было заполнить паром не более чем за 15 мин. Открытые отверстия отростков располагаются в верхних частях емкостей, служащих для хранения нефтепродуктов, а в сухогрузных трюмах — на высоте 0,8— 1,0 м от настила пола. Принципиальная схема системы паротушения на сухогрузном судне показана на рис. 149. На каждой станции паротушения имеется табличка с указанием назначения каждого стопорного клапана.

Принципиальная схема системы паротушения на сухогрузном судне

К паротушению предъявляются, кроме отмеченных выше, следующие требования:

  • присоединение трубопровода паротушения к магистрали паровых механизмов не допускается;
  • клапаны для пуска пара должны быть легкодоступны, снабжены отличительными надписями и окрашены в красный цвет;
  • диаметр трубопроводов паротушения должен быть не менее 20 мм;
  • трубопровод должен быть изготовлен из стальных цельнотянутых труб, арматура — из стали, с бронзовыми гнездами и направляющими;

Химическая пена представляет собой продукт реакции щелочных и кислотных растворов в присутствии стабилизаторов, а воздушно-механическая пена — механическую смесь пенообразователя, воды и воздуха. Для получения химической пены применяют, например, смесь сернокислого алюминия и каолина с добавками экстракта лакричного корня и другие составы в виде порошка.

На судах широкое распространение получил пеногенератор ПГ-50-С, применяемый в системах для выработки химической пены. Порошок засыпается в бункер, имеющий защитную сетку, и через невозвратный клапан подсасывается потоком воды. От смешания порошка и воды в выходном диффузоре и трубопроводах за пеногенератором образуется пена.

Химическая пена является достаточно эффективным средством тушения пожара в машинно-котельных отделениях, в топливных отсеках и других помещениях. Однако системы химического пенотушения имеют ряд недостатков, которые дают основание на новых судах отдать предпочтение системам, вырабатывающим воздушно-механическую пену. К недостаткам можно отнести, например, разрушение пены при посылке ее через трубопровод, превышающий длину 60—80 м, при длительном хранении пенопорошок комкается и теряет пенообразующие качества.

Для получения воздушно-механической пены в качестве пенообразователя используют не порошок, а пенообразующую жидкость, при взаимодействии которой с водой и воздухом образуется пена. Применяется пресная и морская вода, но интенсивность пенообразователя при морской воде несколько меньшая. На рис. 150 показана схема станции воздушно-механического пенотушения, в которой пена образуется непосредственно за резервуаром, хранящим смесь пенообразователя с пресной водой. От системы сжатого воздуха по трубопроводу к резервуару подается воздух, когда открывается клапан. Смесь пенообразователя с водой вытесняется из резервуара воздухом по сифонной трубке, в которой имеется отверстие, расположенное под свободным уровнем жидкости в резервуаре. Через отверстие воздух также попадает в сифонную трубку и, насыщая смесь пенообразователя с водой, способствует образованию воздушно-механической пены. По пенопроводу пена поступает в охраняемое помещение (на участок пожара) и с помощью крана, шланга и крана с соплом подается на очаг пожара. Как правило, систему обслуживают две станции, рассредоточенные в отдельных отсеках. По устранению пожара система продувается воздухом. Практически на 1 м 3 воздушно¬механической пены необходимо 1—1,5 кг пенообразователя и 100 л воды.

Схема станции воздушно-механического пенотушения ПГ-50-С

Существует и ряд других устройств воздушно-механического пенотушения. Утечки воздуха из баллонов контролируют показанием манометров. Если показание анализов отрицательное, пенообразователь следует сменить. Температура в помещениях станций должна быть не ниже +3°С. В процессе подготовки системы к действию проверяют наличие пенообразователя в резервуарах и воздуха в воздушных баллонах. Со щита дистанционного управления проверяют работу дистанционных клапанов и клинкетных задвижек, а также выполняют другие манипуляции в соответствии с инструкцией.

Для тушения пожаров легко воспламеняющихся жидкостей, волокнистых материалов и находящегося под напряжением электрического оборудования применяется углекислота. Запасы углекислоты хранятся на станциях углекислотного тушения в стальных баллонах емкостью 40 л, размещенных группами (батареями). Расположение помещений для углекислотных станций подбирается таким образом, чтобы оно было изолировано от жилых и служебных помещений газонепроницаемыми перегородками. Углекислотное помещение обязательно должно иметь непосредственный выход на палубу, хорошую вентиляцию и тепловую изоляцию стенок. Температура помещений не должна быть выше +40° С и ниже +2° С. В углекислотных станциях баллоны размещают обычно двумя-тремя группами (батареями), причем каждая группа, состоящая более чем из 6 баллонов, имеет ручное управление пуска, осуществляемое перемещением штанги или натяжением троса усилием одного человека. Ручное управление используется в качестве резервного, при наличии пневматического или электрического привода на более крупные батареи. Система с двумя станциями тушения показана на принципиальной схеме рис. 151.

Принципиальная схема углекислотной системы с двумя станциями тушения

При произвольной разрядке углекислота из баллона поступает в предохранительный трубопровод 9, отводящий ее в атмосферу. Свисток 10 извещает о саморазрядке баллонов. Давление углекислоты в трубопроводе контролируется манометром 7. Работает система следующим образом. Пневматическое управление открывает доступ углекислоты в систему из основной батареи. Ручным приводом можно добавочно включить резервную группу. С помощью стопорных клапанов 8 и 5 углекислый газ через кольцевой трубопровод 2 и насадку 1 подается в помещение, охваченное пожаром.

Углекислотная установка должна обеспечить заполнение помещения с очагом пожара на 30% его объема не более чем за 15 мин. От баллонов до стопорного клапана 8 применяют медные, а на участке от этого клапана до выпускных насадок— стальные оцинкованные трубы. В соединениях применяются фибровые прокладки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: