Фирма может быть по решению суда и в добровольном порядке

Обновлено: 25.04.2024

(см. текст в предыдущей редакции)

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Статья 57. Ликвидация общества

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 57

1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

4. В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

6. Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

7. В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

Конец фирмы. Как правильно проводить процесс банкротства и ликвидации юрлица

Конец фирмы. Как правильно проводить процесс банкротства и ликвидации юрлица

Ни одна компания, начиная свою деятельность, не планирует разоряться. Однако обстоятельства часто оказываются сильнее любых расчетов и смет, а потому следует знать, как провести процедуру банкротства с минимальными потерями для фирмы. Финансовая несостоятельность компании, когда она не может удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в полном объеме, требует открытия процедуры банкротства. Признать фирму банкротом может только суд, а вот настоять на этой процедуре имеет право как сам собственник умирающего предприятия, то есть должник, так и кредитор или налоговые органы.

Признать организацию банкротом могут в случае, если оно не в состоянии погасить долги по налогам и сборам в течение трех месяцев с момента, когда они должны были быть погашены. При этом сумма задолженности должна составлять не менее 100 тыс. руб.

Процедура банкротства организации

Процедура банкротства организации отнюдь не означает полного разорения, она может быть направлена на сохранение активов организации. То есть адвокаты финансово несостоятельной компании пытаются всячески очистить фирму от долгов, защищая ее при этом от неправомерных действий кредиторов, и ищут возможность продать или реструктуризировать бизнес, чтобы собственник не прибегал к полной ликвидации бизнеса.

Процедуру банкротства организации должны проводить исключительно профессионалы, которые защитят интересы собственника, максимально уменьшив его потери.

Сложности процедуры банкротства

Кстати, ликвидировать бизнес довольно сложно, особенно если предприятие не первый день на рынке и уже имеет какие-то устойчивые отношения с партнерами и другими структурами. Чем больше сторон заинтересовано в существовании фирмы, тем труднее ее закрыть, поскольку необходимо грамотно прерывать контакты с государственными контролирующими органами, контрагентами, партнерами.

Добровольная ликвидация юридического лица

Процедуру банкротства организации нужно доверить профессионалам

Кстати, если дела у компании плохи, то об этом обычно подозревают не только собственники, но и партнеры с кредиторами. А потому взыскивать долги они начнут до полного угасания фирмы. Следует знать, что процедура банкротства дает кредиторам шанс приобрести имущество должника по цене значительно ниже рыночной или, например, позволяет сменить все менеджерские структуры организации, которая имеет перед ними определенные финансовые обязательства. Поэтому процедуру банкротства должны проводить исключительно профессионалы, которые защитят интересы собственника, максимально уменьшив его потери.

Преимущества добровольного проведения процедуры банкротства юридического лица

Провести процедуру банкротства могут предприятия с организационными формами ООО, ОАО и ЗАО. После признания предприятия банкротом оно исключается из единого государственного реестра юридических лиц. Стоит учитывать, что проведение процедуры банкротства зависит от ее инициатора. Если сам должник пошел на этот шаг, то он получает преимущества, к примеру имеет право продолжать хозяйственную деятельность до момента ликвидации юридического лица. К тому же активы компании, которые представляют собой наибольшую ценность, могут быть проданы заранее кому-то из своих, хотя подобные сделки чреваты рисками получить обвинение в преднамеренном или фиктивном банкротстве.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Примите на общем собрании акционеров решение о ликвидации, назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и об определении порядка и срока ликвидации.

Дальше всю процедуру проведет ликвидатор (ликвидационная комиссия), который уведомит о предстоящей ликвидации регистрирующий орган и кредиторов АО, внесет сведения в ЕФРСФДЮЛ, рассчитается с кредиторами и выполнит иные действия. Акционеры должны будут только утвердить промежуточный и окончательный ликвидационные балансы.

Срок добровольной ликвидации АО не ограничен, он устанавливается произвольно решением собрания акционеров. Если не соблюсти этот срок, то заинтересованное лицо или уполномоченный госорган вправе требовать в судебном порядке ликвидации общества и назначения арбитражного управляющего.

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение (п. 3 ст. 47, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Для принятия решения о ликвидации:

1) созовите общее собрание акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;

2) проведите собрание и примите решение по вопросу ликвидации. Включите в решение о ликвидации вопросы: о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

  • о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) — 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции также являются голосующими по вопросам ликвидации (п. 4 ст. 32, п. 4 ст. 49 Закона об АО);
  • об определении порядка и сроков ликвидации — большинством голосов — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции не голосуют по данному вопросу (п. 4 ст. 32, п. 2 ст. 49 Закона об АО);

3) оформите решение в виде протокола.

Как отменить решение о ликвидации АО

Ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим деятельность (существование) с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, ст. 24 Закона об АО, п. 9 ст. 63 ГК РФ).

До указанного момента общество может принять решение об отмене ранее принятого решения о ликвидации.

Если решение об отмене ликвидации принято обществом до направления в регистрирующий орган заявления (уведомления) по форме N Р15016, уведомлять регистрирующий орган об отмене решения о ликвидации не нужно.

В заявлении (уведомлении) по форме N Р15016 нужно также заполнить листы А и В (п. п. 102, 106 разд. VII Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@). При необходимости ограничить доступ к сведениям о юрлице заполните лист Б (п. 105 разд. VII Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@).

1.1. В каких случаях назначается ликвидатор, а в каких ликвидационная комиссия

По общему правилу акционеры на общем собрании сами решают, кто будет заниматься ликвидацией АО: ликвидатор или ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

Но учтите: если акционером является государство или муниципальное образование, то можно назначить только ликвидационную комиссию. В ее состав обязательно включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

Кроме того, рекомендуем назначать ликвидационную комиссию при ликвидации АО со значительным объемом имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, а также большим штатом сотрудников.

  1. Как уведомить регистрирующий орган и кредиторов АО о принятии решения о ликвидации и внести сведения в ЕФРСФДЮЛ

Порядок уведомления регистрирующего органа и кредиторов о принятии решения о ликвидации АО аналогичен порядку уведомления при ликвидации иных юрлиц. Так, для того чтобы уведомить:

Кроме того, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации следует внести уведомление о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ. В нем нужно указать, в частности, сведения о принятом решении о ликвидации, порядке, сроках и условиях предъявления требований кредиторами (пп. «н.5» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

За невнесение или несвоевременное внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ установлена ответственность.

  1. Как составить промежуточный ликвидационный баланс

Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Кроме того, рекомендуем, хоть ГК РФ и не обязывает, указать в промежуточном ликвидационном балансе информацию о кредиторах, которые не предъявили требования ни ликвидатору, ни в суд. Это позволит в случае возникновения спора с такими кредиторами подтвердить, что ликвидатор подавал в регистрирующий орган достоверную информацию и не нарушал порядок ликвидации, предусмотренный законодательством.

3.1. Какие действия должно совершить АО после составления промежуточного ликвидационного баланса

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, в первую очередь, необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества общества достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подавайте в суд заявление о признании должника банкротом (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Если денег и иного имущества достаточно, сделайте следующее:

1) утвердите промежуточный ликвидационный баланс на общем собрании акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса составляется в обычном порядке;

2) подайте заявление (уведомление) о составлении промежуточного баланса в регистрирующий орган по форме N Р15016 (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Срок подачи заявления (уведомления) о составлении промежуточного ликвидационного баланса — не ранее (п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
  • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к АО, находящемуся в процессе ликвидации;
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, такой проверки;
  • завершения таможенной проверки в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, составления акта такой проверки и принятия по ее результатам решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании);

3) рассчитайтесь с кредиторами общества. Расчеты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то продайте имущество на торгах, за исключением имущества стоимостью до 100 тыс. руб. Такое имущество продается без проведения торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Правила очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юрлица установлены в ст. 64 ГК РФ.

При ликвидации юрлица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования кредиторов юрлица нужно удовлетворять в следующей очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ):

  • в первую очередь удовлетворяются, в частности, требования граждан, перед которыми ликвидируемое юрлицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь выплачиваются выходные пособия и оплачивается труд лиц, работающих или работавших по трудовому договору, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

По общему правилу требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

После удовлетворения требований кредиторов указанных очередей удовлетворяются требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 64 ГК РФ);

4) распределите оставшееся имущество между акционерами ликвидируемого АО (верните акционерам доли в уставном капитале) в порядке, установленном ст. 23 Закона об АО.

Учтите, имущество распределяется после расчетов с кредиторами, но законодатель не устанавливает, в какой момент это можно делать — до составления ликвидационного баланса или после его составления.

Рекомендуем делать это до составления ликвидационного баланса. Это позволит снизить риски споров с регистрирующим органом, который может отказать в регистрации ликвидации, признав недостоверным ликвидационный баланс, содержащий сведения об оборотных активах и нераспределенной прибыли. Есть примеры судебных решений, когда такой отказ регистрирующего органа признается ошибочным;

5) подайте в территориальный орган ПФР и налоговый орган сведения о своих работниках. Перечень сведений, которые нужно представить в территориальный орган ПФР, предусмотрен пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. п. 2 — 2.2, 2.4 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Непредоставление большей части этих сведений в территориальный орган ПФР является основанием для отказа в госрегистрации ликвидации (пп. «г» п. 1 ст. 21, пп. «з» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 9, п. п. 1, 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Учтите, что расчет по страховым взносам представляется в налоговый орган до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (п. п. 1, 2.3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, п. 15 ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.02.2020 N 03-15-05/14267).

  1. Как составить окончательный ликвидационный баланс АО

Ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Окончательный ликвидационный баланс АО утверждается на общем собрании большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении окончательного ликвидационного баланса нужно составить в обычном порядке.

Форма такого баланса законодательно не утверждена, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@).

Содержание ликвидационного баланса зависит от того, распределили вы имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, между акционерами или нет.

Если распределили, то тогда в балансе отражается информация об отсутствии у общества каких-либо активов и пассивов.

Если не распределили, то в балансе отражается информация об оставшихся активах и пассивах общества.

Для этого подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общества (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Заявителем является ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) (п. п. 1, 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц).

Документы, которые необходимо представить для регистрации ликвидации (п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ):

1) заявление (уведомление) по форме N Р15016, подписанное руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) (пп. «г» п. 1.3 ст. 9, п. 4 ст. 22 Закона N 129-ФЗ);

2) ликвидационный баланс;

3) документ об уплате государственной пошлины. Размер пошлины составляет 800 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его приложить к пакету документов;

4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Данный документ тоже не является обязательным, так как он может быть получен регистрирующим органом по межведомственному запросу. Однако рекомендуем его представить (пп. «г» п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Способ подачи документов может быть одним из следующих:

1) непосредственное обращение в инспекцию;

2) через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ;

3) почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;

4) через Единый портал госуслуг, интернет-сервис ФНС России или мобильное приложение — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае удостоверять подпись заявителя у нотариуса не требуется (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. п. 4, 5 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@);

5) через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. ст. 22, 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: