Федеральный конституционный суд существует в каких странах

Обновлено: 29.04.2024

Понятием «порядок формирования конституционного суда» охватываются органы, участвующие в формировании суда, процедура, т.е. последовательность действий указанных органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционного суда, сроки представления кандидатур и др. Эти вопросы, как правило, урегулированы в конституциях и в законах о конституционных судах.

Различают три вида процедур формирования органов конституционного контроля: парламентскую, внепарламентскую и смешанную. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / М.Ф. Чудаков. - Мн.: Новое знание, 2001. - С. 170.

Парламентская процедура сводится к тому, что весь состав органа конституционного контроля формируется парламентом. Классическим примером является формирование Конституционного суда Германии. Конституционный суд состоит из 16 членов, половина из которых избирается Бундестагом, а вторая половина - верхней палатой, Бундесратом. Для избрания каждому из кандидатов нужно набрать 2/3 голосов депутатов той или иной палаты. Интересно, что в случае несоблюдения Парламентом Германии требований закона о сроках проведения выборов судей Конституционного Суда (в течение 2 месяцев после истечения срока их полномочий) право выдвижения кандидатов для избрания судьи переходит самому Федеральному Конституционному Суду, который на своем Пленуме простым большинством голосов принимает соответствующее решение. Однако Парламент не связан этим предложением и вправе избрать кандидата, не выдвигавшегося Конституционным Судом. Утверждение на должность судей Федерального Конституционного Суда производит Президент ФРГ.

2. Смешанная процедура формирования органа конституционного контроля предполагает, что в ней участвует не один орган государственной власти, а два или три. Имеется в виду, что в назначении одного человека принимают участие два или три органа. Например, в США это выражается в том, что кандидатуры на должность в Верховном суде предлагает президент, но, согласно конституционной формуле, судьей Верховного суда становится кандидат с совета и согласия Сената. На практике это означает, что кандидатура, рекомендованная президентом, должна быть одобрена 2/3 членов Сената. Если Сенат не поддерживает кандидатуру, то кандидат не становится членом Верховного суда. С другой стороны, Сенат сам не предлагает, а только одобряет или не одобряет выбор президента, голосуя «за» или «против».

К смешанной относят такую процедуру, когда члены органа конституционного надзора на паритетных началах назначаются представителями разных ветвей власти. Например, во Франции в Конституционный совет входят 9 судей. Президент республики, председатель Национального собрания и председатель Сената назначают по три члена Совета сроком на 9 лет. Аналогичные процедуры применяются в Италии и Австрии, а также в Республике Беларусь, где шесть судей назначаются Президентом, шесть - избираются Парламентом, Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь.

3. Существует еще внепарламентский способ формирования органа конституционного контроля. Например, в Японии 15 членов конституционного суда назначаются Кабинетом министров, а председатель суда назначается императором, правда, по представлению Кабинета министров.

По Конституции Испании (ст. 159) формально все 12 членов назначаются королем. Однако, как гласит конституция, 4 из них назначаются по предложению нижней палаты, 4 - по предложению Сената, 2 - по предложению правительства, 2 - по предложению главного Совета судебной власти. Фактически это смешанная система, где представлены все ветви власти. Король формально назначает всех членов, но реально не имеет права отказать в назначении лиц, утвержденных нижней палатой, Сенатом, правительством и главным Советом судебной власти. Кандидаты от парламента утверждаются 3/4 голосов членов парламента.

Можно выделить также иной способ классификации способов формирования состава конституционных судов:

1) в формировании состава конституционного суда участвуют три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная;

2) в формировании состава конституционного суда участвуют две ветви государственной власти - законодательная и исполнительная;

3) в формировании состава конституционного суда участвует лишь одна ветвь государственной власти - либо законодательная, либо исполнительная. Существуют и другие модели формирования состава конституционных судов.

Три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - участвуют в формировании конституционных судов Болгарии, Грузии, Испании, Италии, Молдовы, Перу, Украины и др.

В Италии назначение членов Конституционного Суда осуществляется следующим образом: одна треть состава (пять судей) назначается Президентом Республики, одна треть - Парламентом на совместном заседании палат, одна треть - высшими магистратурами (трое - Кассационным судом и по одному - Государственным советом и Счетной палатой). Любопытно, что судьи, назначенные Парламентом, должны пройти утверждение Конституционным Судом Италии (требуется абсолютное большинство голосов). Президент назначает судей без представления правительства, хотя декрет о назначении контрассигнуется председателем правительства. Для избрания судей Парламентом требуется большинство в две трети от общего числа членов Палаты депутатов и Сената в двух первых турах выборов и в три пятых - в последующих турах. Квалифицированное большинство предусмотрено для того, чтобы устранить партийное влияние на избрание судей. Судьи Конституционного Суда от судебной власти избираются тремя коллегиями, в которые входят высшие должностные лица Кассационного Суда, Государственного совета и Счетной палаты.

В Болгарии одна треть (четыре судьи) состава Конституционного Суда избирается Народным Собранием, одна треть - назначается Президентом, а одна треть - избирается общим собранием судей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда.

В Республике Молдова двое судей из шести назначаются Парламентом, двое - Президентом Молдовы и двое - Высшим советом магистратуры. Трех судей из девяти членов Конституционного Суда Грузии назначает Президент Грузии, трех - избирает Парламент большинством не менее трех пятых списочного состава и трех - назначает Верховный Суд.

Законодательная и исполнительная ветви государственной власти участвуют в формировании конституционных судов Австрии, Болгарии, Чехии и др. Трое из девяти судей Конституционного Суда Румынии назначаются Палатой депутатов, трое - Сенатом и трое - Президентом Румынии. В Республике Армении пятерых из девяти судей Конституционного Суда назначает Парламент - Национальное Собрание по предложению его Председателя, четырех - Президент Республики.

Исключительно представительными (законодательными) органами государственной власти назначаются конституционные судьи Венгрии, Германии, Кыргызстана, Литвы, Эстонии, Польши, Узбекистана и др.

Пятнадцать членов Конституционного Суда Венгрии избираются Государственным собранием. Предлагает кандидатуры комиссия, состоящая из членов депутатских партийных фракций, обладающих представительством в Государственном собрании. Для избрания членов Конституционного Суда необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.

Исключительно исполнительной властью в лице главы государства конституционные судьи назначаются в Австрии, Бельгии, Испании, и др.

В Испании члены Конституционного Суда назначаются главой государства (королем) из числа кандидатов, представляемых палатами Парламента - по 4, Правительством и Генеральным (Высшим) Советом судебной власти (орган высшего правления судебной власти) - по 2.

В Австрии назначение 14 судей и 6 заместителей судей Конституционного Суда производится главой государства - Президентом Республики: председатель, заместитель председателя, 6 судей и 3 заместителя судей - по представлению Федерального Правительства, 6 членов и 3 заместителя судей - по представлению палат Парламента.

Арбитражный Суд Бельгии, осуществляющий конституционный контроль, состоит из 12 судей. Они назначаются монархом из списка, представленного раздельно палатами Парламента 6 судей образуют франкоговорящую группу, 6 - фламандскоговорящую. Один судья должен хорошо владеть немецким языком.

Положительной тенденцией в посттоталитарных государствах можно назвать формирование конституционных судов в равных пропорциях тремя ветвями власти (главой государства, парламентом и высшими судебными инстанциями и/или судейским сообществом), что в большей степени обеспечивает сбалансированность их состава.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Орган, принимающий документ, по которому выделяются денежные средства на содержание монарха в Великобритании
правительство
парламент
сам монарх
Тайный совет

2. Источники, которые относятся к Конституции Великобритании
судебные прецеденты
конституционные обычаи
религиозные акты
доктрина

3. Орган во Франции, осуществляющий контроль в отношении актов исполнительной власти
Конституционный совет
Административный суд
Министерский суд
Государственный совет

4. Государство, закрепляющее в Конституции принцип «Правление народа, по воле народа и для народа»
Франция
Германия
Италия
Россия

5. Разновидности законов, принимаемых парламентом Великобритании
государственные
публичные
частные
общественные

6. Государство, где применяется процедура « поймать глаз спикера» и ее смысл.
Великобритания, при обсуждении законопроекта для получения права на выступление
Франция, для получения разрешения выйти во время заседания
Германия, при голосовании за законопроект показать партийную карточку
США, для получения разрешения выйти во время обсуждения законопроекта

7. Разновидность мажоритарной избирательной системы, применяемой во Франции при избрании президента — мажоритарная система …
абсолютного большинства
относительного большинства
квалифицированного большинства
простого большинства

8. Федеральный конституционный суд существует …
во Франции
в США
в Германии
в Великобритании

9. Нижняя палата (Бундестаг) парламента Германии формируется путем …
прямых выборов
косвенных выборов
назначения
многостепенных выборов

10. Территории США, не являющиеся субъектами федерации
штаты
владения
федеральные округа
ассоциированные штаты

11. Составные части парламента Великобритании
Палата лордов и Палата общин
Палата лордов, Палата общин и Тайный совет
Палата лордов, Палата общин и монарх
Палата общин и монарх

12. Заседаниями Палаты общин в Великобритании руководит …
Премьер-министр
Лорд-канцлер
Канцлер Великобритании
спикер

13. Племенные суды, существующие в некоторых странах Тропической Африки и Океании
мусульманские суды
суды обычного права
государственные суды
чрезвычайные суды

14. Невозможность нести ответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые парламентарий поддерживал своим голосованием – это …
депутатский иммунитет
депутатская неприкосновенность
депутатский индемнитет
депутатская привилегия

15. Система престолонаследия существует в Великобритании
салическая
австрийская
шведская
кастильская

16. Орган, осуществляющий конституционный контроль во Франции
Конституционный Суд
Конституционный совет
Конституционный трибунал
Верховный суд

17. Способ голосования в парламенте Великобритании
поднятием руки
криком
«ногами»
электронными карточками

18. Способ формирования верхней палаты парламента (сенат) во Франции – путем …
прямых выборов
косвенных выборов
назначения
смешанных выборов

19. Парламентарий во Франции обладает … мандатом.
императивным
ограниченным
свободным
диспозитивным

20. Палаты парламента Франции
Палата лордов и Палата общин
Национальное собрание и Сенат
Палата представителей и Сенат
Национальное собрание и Палата советников

21. Дело в Конституционном совете Франции рассматривается по …
правилам гражданского судопроизводства
системе досье
правилам административного судопроизводства
правилам конституционного судопроизводства

22. Виды судебных приказов, которые принимает федеральный судья в США
мандамус
инджанкш
народное действие
ампаро

23. Правовое положение президента во Франции — он является …
только главой государства
одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти
главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра
главой государства и главой правительства

24. Государство, где применяется конструктивный вотум недоверия
Германия
США
Франция
Великобритания

25. Государственный орган, осуществляющий исполнительную власть по Конституции США
правительство
вице- президент
президент
совет министров

26. Обязанности Президента Германии в случае отрешения его от должности исполняет …
председатель Бундестага
председатель Бундесрата
Федеральный Канцлер
Вице-Президент

27. Условия формирования Верховного суда США
судьи назначаются президентом
судьи назначаются только президентом
необходимо согласие Сената
судьи назначаются Сенатом

28. Способ формирования верхней палаты (Бундесрат) в Германии – путем …
прямых выборов
косвенных выборов
назначения
многостепенных выборов

29. Нормативные акты, которые издает монарх Великобритании
статуты
«скелетное законодательство»
«приказы в Совете»
делегированные акты

30. Президент Франции избирается … выборами.
косвенными
многостепенными
многоступенчатыми
прямыми

в ряде стран особый судебный орган. главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. К.с. - важнейший институт современной демократической государственности. обеспечивающий верховенство конституции и укрепление законности и правопорядка в целом,стабильность политической системы и защиту прав и свобод человека (см. Конституционная жалоба).

Впервые К.с. учрежден в Австрии в 1920 г. по предложению Кельзена, что положило начало так называемой европейской модели конституционного контроля. С тех пор К.с. получил широкое распространение в Западной и Восточной Европе, а также был воспринят некоторыми странами Азии, Африки и Аме\'-рики.

К.с. не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ и другие бывшие союзные республики СССР, Турция, Чехия, Португалия) К.с. считается судом особой категории и входит, соответственно, в судебную систему, в других Германия, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) - особым органом контроля, не относящимся к судебной власти.

Полномочия и порядок формирования К.с. обычно подробно определяются в конституции государства, что объясняется исключительной ролью К.с. в обеспечении стабильности конституционного порядка и верховенства конституции.\'

Почти во всех странах решения, вынесенные К.с., являются окончательными и имеют общеобязательную силу.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД" в других словарях:

Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Конституционный Суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе… … Википедия

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации… … Политология. Словарь.

Конституционный суд РФ — 23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года О Конституционном Суде Российской Федерации . Согласно действующей редакции закона Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) судебный орган… … Энциклопедия ньюсмейкеров

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в РФ является высшим судебным органом конститу ционного контроля, осуществляющим судебную власть в форме конституцион ного судопроизводства. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ осуществляет судебнуювласть путем: рассмотрения в заседаниях дел о… … Финансовый словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Современная энциклопедия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (напр., в … Большой Энциклопедический словарь

Конституционный суд — КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Конституционный Суд РФ — Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Источник: Федеральный конституционный закон от… … Официальная терминология

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой… … Юридический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных… … Юридический словарь

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить неконституционный закон или иное правовое положение.

История

Впервые конституционный суд появился в Австрии (Конституционный суд Австрии) в 1920 году, его концепцию разработал австрийский юрист Ганс Кельзен.

После Второй мировой войны Конституционный суд был создан в ФРГ (Конституционный суд ФРГ), затем при учреждении Пятой республики в 1958 — во Франции (Конституционный совет Франции, с рядом судебных функций, но ограниченными полномочиями), в 1980 в Бельгии при федерализации страны (Конституционный суд Бельгии, первоначально называвшийся Арбитражным, но изначально имевший конституционные полномочия). В 1986 Конституционный трибунал был создан в Польше, а в начале 1990-х — практически во всех восточноевропейских государствах (в том числе в России — Конституционный суд России).

В ряде государств нет конституционных судов, а полномочиями определять конституционность законов (и отменять те из них, что противоречат Конституции) обладает Верховный суд (например, в США, см. также Швейцарский Верховный суд).

В Советском Союзе Законом СССР «О конституционном надзоре в СССР» от 23 декабря 1989 г. № 973-I функции конституционного надзора возлагались на законодательные органы — Советы народных депутатов. При Верховном Совете был образован Комитет конституционного надзора. Такие же комитеты были созданы и при Верховных Советах союзных и автономных республик.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Конституционный Суд" в других словарях:

Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации… … Политология. Словарь.

Конституционный суд РФ — 23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года О Конституционном Суде Российской Федерации . Согласно действующей редакции закона Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) судебный орган… … Энциклопедия ньюсмейкеров

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в РФ является высшим судебным органом конститу ционного контроля, осуществляющим судебную власть в форме конституцион ного судопроизводства. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ осуществляет судебнуювласть путем: рассмотрения в заседаниях дел о… … Финансовый словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Современная энциклопедия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (напр., в … Большой Энциклопедический словарь

Конституционный суд — КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Конституционный Суд РФ — Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Источник: Федеральный конституционный закон от… … Официальная терминология

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД — в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой… … Юридический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных… … Юридический словарь


Список высших судов содержит перечень главных судебных инстанций государств мира, которые возглавляют национальную судебную систему или являются самостоятельными высшими судами вне общей иерархии. Высшие суды непризнанных или частично признанных государств приводятся в самостоятельном разделе.

В конституционном праве классически выделяются следующие модели построения судебной системы [1] [2] [3] :

  • моносистемная — в государстве действует единая система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, который одновременно осуществляет все виды судопроизводства (уголовное, гражданское, административное и конституционное); при этом специализированные суды не создаются.
  • полисистемная — в государстве помимо судов общей юрисдикции существует целая система самостоятельных специализированных судов, имеющих собственную компетенцию, которая не пересекается с компетенцией общих судов. Как правило отдельно создаются конституционные, административные, экономические, избирательные и другие суды.

Суды общей юрисдикции — суды, осуществляющие правосудие как правило по гражданским и уголовным делам, также могут рассматривать административные дела.

В качестве специализированных судов на практике чаще всего отдельно формируются конституционные и административные суды, также возможно создание иных судов с особой отраслевой юрисдикцией.

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм актов различного уровня нормам конституции. В большинстве стран имеет статус суда sui generis и не входит в общую судебную систему, а является независимым специализированным органом вне разделения властей. В таких странах как Китай, Вьетнам, КНДР, Лаос, Куба, Нидерланды и Финляндия институт судебного конституционного контроля вообще отсутствует [4] [5] .

Административный суд — специализированный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения жалоб граждан на решения и действия органов государственного управления или их должностных лиц. В станах, которые копируют модель французского Государственного совета, такой орган одновременно является и органом исполнительной власти, и высшим судом административной юстиции [6] . Противоположной является модель построения административных судов в Германии и в странах, перенявших её опыт, где подобное учреждение считается только органом правосудия [7] .

Самостоятельную систему в некоторых странах образуют экономические (арбитражные) суды, которые разрешают коммерческие споры между различными хозяйствующими субъектами. В странах Латинской Америки хорошо развита система специальных избирательных судов (трибуналов) для разрешения вопросов, связанных с выборами и референдумами. В некоторых странах отдельно организованы главные военные, трудовые и счётные суды [комм. 1] , а также высшие государственные трибуналы для привлечения к ответственности высших должностных лиц. В ряде мусульманских стран государством сформирована система шариатских судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: