Федеральный конституционный суд германии особенности института конституционного контроля в фрг

Обновлено: 24.04.2024

После Второй мировой войны Конституционный суд был создан в ФРГ (Конституционный суд ФРГ), затем при учреждении Пятой республики в 1958 году — во Франции (Конституционный совет Франции, с рядом судебных функций, но ограниченными полномочиями).

Конституционный суд Германии стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. Он возник практически на пустом месте: никаких процедур пересмотра законов судом в Германии ранее не было. Конституционный суд изначально сосуществует с пятью ветвями судов специальной юрисдикции. Во главе этих ветвей стоят пять федеральных верховных судов. В начале 1950-х годов остальные судебные органы были в процессе реформирования.

Полномочия: основной закон Германии наделяет суд правом отменять принятые в должном демократическом порядке законы, если суд придет к заключению, что они противоречат Конституции.

На протяжении первых десяти лет своей деятельности Конституционный суд Германии занял место на вершине новой конституционной системы. Он начал с утверждения своей структурной независимости — прежде всего по отношению к исполнительной ветви власти, а затем и по отношению к верховным судам. Одновременно Суд начал развивать идею прямого применения Основного закона и внедрять эту идею в других разделах судебной ветви власти. Здесь весьма полезным инструментом явилась процедура конституционного иска, хотя у неё по-прежнему не было чётких конституционных оснований. Суд распространил применимость конституционных исков на все ситуации, которые влекли конфликт с общим правом на «личную свободу», а также развил идею, согласно которой основные права создают объективный правопорядок, организованный вокруг некоторых общих ценностей и принципов.

Функции Конституционного совета напоминают функции конституционного суда в других странах, однако в ряде пунктов они существенно у́же. Например, Совет не может отменить действующий закон; он может вынести суждение о неконституционности законопроекта, находящегося в разработке. Конституционный совет не имеет право проверять конституционность законов по своей инициативе. Запрос о проверке могут дать только президент республики, премьер-министр, председатели Сената и Национального собрания.

Конституционный совет решает вопрос о статусе правовых документов («закон или подзаконный акт?») и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью. Конституционный совет следит за проведением выборов президента республики, определяет их итог, провозглашает вновь избранного президента республики, определяет порядок возглавления государства в случае вакансии на этом посту согласно ст 58.

Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат и согласно ст. 62 Конституции «обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов».

Конституционный Совет состоит из 9 человек, назначаемых сроком на 9 лет без права переназначения Президентом республики и спикерами Национального Собрания и Сената. В соответствии с конституционной реформой 23 июля 2008 г. сделанный ими выбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должны быть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота» рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий; в обоих случаях возможно наложение «вето» большинством в три пятых поданных голосов. Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет.

Революция Мэйдзи. Конституция Японии 1889 г.

В конце 60-х годов XIX в. в Японии свершилась буржуазная революция под названием "революция Мейдзи" ("просвещенного правительства").

Против существующего порядка выступили основные слои японского общества:

крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи

– военное сословие мелких дворян и даже многие князья, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении.

Во второй половине 70-х и начале 80-х годов XIX в. развернулось движение "за свободу и

народные права" (движение "Минкэн ундо"), в котором участвовали либеральные

слои правящих классов и демократические круги японского общества.

Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жалованье рисом; жалованье вассалов

В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского

движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.

Через несколько месяцев сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев – сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.

По своему содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии во многом обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее, странавступила на путь буржуазного развития. Об этом свидетельствовали начавшиеся

экономические и политические реформы, хотя и не всегда последовательные, но

объективно призванные модернизировать японское общество, приобщить его к более высокому техническому и государственно-правовому уровню.

Конституция 1889 г.

Следствием "революции Мэйдзи" явилось принятие в 1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру гос. власти.

Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором и буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве.

Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями:

- императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной;

- император обладал правом объявлять войну и мир;

- заключать международные договоры;

- вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил;

- в сфере гражданского управления - определять структуру министерств,

назначать и увольнять всех должностных лиц.

Император обладал полнотой исполнительной власти.

Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом.

Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях - Тайный совет и генро. В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военноморского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым военщина получила дополнительную возможность давления на правительство и парламент.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Согласно Основному закону ФРГ судебная власть в Германии осуществляется Федеральным конституционным судом, иными федеральными судами и судами земель (ст. 92). Система судебных органов в Германии имеет сложный характер, что предопределено федеративным устройством страны и многоплановой судебной юрисдикцией.

Существуют шесть ветвей юстиции:

  • конституционная,
  • общая,
  • административная,
  • финансовая,
  • трудовая и
  • социальная.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Федеральная судебная палата. Иные ветви судебной власти возглавляются соответственно Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым спорам и Федеральным судом по социальным вопросам (абз. 1 ст. 95 Основного закона).

Основной закон также устанавливает, что Федерация может учредить федеральный суд по делам о правовой защите промышленной собственности; она же может образовать федеральные суды для вооруженных сил – военно-уголовные суды; последние могут осуществлять свою юрисдикцию лишь в случае введения состояния обороны, а также в отношении лиц из состава вооруженных сил, направленных за границу или находящихся в море на военных кораблях. Верховным органом для этих судов является Федеральная судебная палата (ст. 96). Чрезвычайные суды не допускаются.

Правосудие в ФРГ осуществляется на началах равенства всех перед судом и законом, независимости судей и подчинения их только закону, гласности судебного процесса, состязательности и иных, закрепленных в Основном законе и других правовых актах.

Федеральный конституционный суд.Данный институт получил конституционное закрепление еще в Веймарской конституции. Его важность предопределяется особой ролью в защите конституционного порядка. Федеральный конституционный суд является самостоятельным и независимым от всех других конституционных органов судом Федерации.

Председатель и заместитель председателя Федерального конституционного суда избираются соответственно Бундестагом и Бундесратом из состава обоих сенатов. Каждый раз при выборах этих должностных лиц происходит чередование между палатами парламента относительно избрания председателя суда. Сложился своего рода обычай, согласно которому партия (или коалиция), имеющая большинство мест в палате, предлагает кандидатуру председателя суда, а вторая по величине партия – его заместителя.

ПолномочияФедерального конституционного суда весьма широки. Он рассматривает:

1) дела о толковании Основного закона по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или других участников, которые Основным законом или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;

2) дела о соответствии Основному закону других актов федеральных органов государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела рассматриваются по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или трети депутатов Бундестага);

3) споры о компетенции между Федерацией и ее субъектами, в частности при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;

4) споры публично-правового характера между Федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной судебный порядок;

5) конституционные жалобы, поданные в связи с нарушением органами государственной власти или должностными лицами конституционных прав и свобод;

6) конституционные жалобы общин или объединений общин в связи с нарушением права на самоуправление;

7) иные дела, отнесенные к ведению Федерального конституционного суда Основным законом (ст. 93).

Система судов общей юрисдикции включает в себя действующие в землях

  • участковые суды,
  • земельные суды,
  • высшие земельные суды и
  • действующую на уровне федерации Федеральную судебную палату,

т.е. четыре инстанции. Данные суды рассматривают уголовные и гражданские дела. Всего действует 706 участковых судов, 116 земельных и 24 высших земельных суда.

Система специальных судов имеет три уровня (кроме финансовых судов, имеющих двухуровневую систему) –

  • окружные,
  • земельные суды и
  • федеральный суд.

К судам по трудовым спорам относятся: Федеральный суд по трудовым спорам (располагается в г. Кассель), 19 высших судов земли по трудовым спорам, 124 суда по трудовым спорам. К компетенции этих судов относятся споры между профсоюзами и союзами работодателей, между отдельными предпринимателями, с одной стороны, и работниками наемного труда (рабочие, служащие) – с другой.

В ведении административных судовнаходятся все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых, прежде всего иски граждан к различным государственным органам, споры о правах государственных служащих, а также споры между некоторыми административными единицами (например, между городом и общинами); эти же суды разрешают конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций, охраной окружающей среды, предоставлением политического убежища и т.д. Система административных судов включает

  • Федеральный административный суд,
  • 16 высших административных судов и
  • 52 административных суда.

Суды по социальным вопросам относят к особому виду административной юстиции. Эти суды рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам о социальном страховании, о выплате пособий на детей и проч. Система судов этого вида включает:

  • Федеральный суд по социальным вопросам (г. Кассель);
  • 16 высших (земельных) судов и
  • 69 низовых судов по социальным вопросам

Суды, входящие в систему каждого из упомянутых видов судебной юрисдикции, самостоятельны и независимы в отношении друг друга. В случае возникновения между ними разногласий по существенным правовым вопросам в соответствии с Основным законом (ст. 95) созывается совместный Сенат высших судебных инстанций, который выносит решения, обеспечивающие единство судебной практики. В Основном законе закреплены положения о несменяемости судей. Судьи назначаются без указания срока полномочий, но состоят в должности до достижения возрастного предела, установленного законом о судьях. Предельный возраст для судей судов общей и специальной юрисдикции составляет 65 лет.

Прокуратура в Германии не образует самостоятельной системы, а организационно связана с судами различных инстанций. Все федеральные прокуроры находятся под общим руководством министра юстиции ФРГ. Общее руководство прокурорами в землях осуществляет соответствующий земельный министр юстиции. Прокуратура проводит расследование по уголовным делам, отличающимся большой сложностью. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры участвуют и в разбирательстве гражданских дел.

В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который осуществляет как предварительный, так и последующий контроль .

Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвен­ных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе про­порционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен полу­чить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие усло­вия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся:

1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отно­шений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли);

2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимо­отношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совмес­тимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.);

3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по сущест­ву, округа, единицы административно-территориального деления) по по­воду нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправ­ление;

4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституци­онных прав юридическими актами — законами, актами административ­ных органов, судебными решениями;

5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвине­нием, возбужденным против него парламентом;

6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб.

Конституционный суд начинает действовать только после обращения к нему. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства.

Кроме того, Основной закон наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах. Каждый германский суд обязан обращаться в конституционный суд, если он считает, что закон противоречит конституции.

Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В Федераль­ном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах зе­мель применяется устный состязательный процесс.

Решения Федерального конституционного суда обязательны для всех органов федерации, земель, всех ведомств и судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения имеют силу закона.

Конституция США не предусматривает института конституционного контроля. Как пишут некоторые исследователи, Верховный Суд самостоятельно присвоил себе полномочия по конституционному контролю, а так как прецедентная система, то вот так и получилось…

Особенности конституционного контроля:

1. Только конкретный конституционный контроль, отсутствует абстрактный: проверяются только акты, которые применяются в конкретном деле, и проверяются тем же судом, который и применяет эти акты.

2. Решения конституционного суда в порядке конституционного контроля имеют значение только для конкретного дела и признанная неконституционной норма не утрачивает силу.

3. В законодательстве США нет единого перечня субъектов, которые могут обращаться в порядке конституционного контроля в суд. Такой перечень обычно имеется в абстрактном контроле, а в конкретном только сторона, участвующая в деле.

Порядок рассмотрения дел в общих судах смотреть в 3 (третьем) вопросе. Общий суд рассматривает какое-то уголовное или гражданское дело. Одна из сторон, если считает, что к ней в этом процессе (в уголовном или гражданском) применяется не конституционный акт, то она подаёт заявление о проверке конституционности этого акта в этом же суде этому же судье, которое рассматривает это же уголовное или гражданское дело. Тогда суд приостанавливает рассмотрение уголовного/гражданского дела и начинает рассмотрение дела в порядке конституционного контроля. Рассматривает это дело суд по общим правилам гражданского процесса, то есть там участвуют стороны, свидетели, эксперты, которые могут устные и письменные доказательства предоставлять, и суд выносит решение о соответствии или несоответствии Конституции проверяемого акта. После этого возобновляет рассмотрение уголовного или гражданского дела, которое было приостановлено и, соответственно, применяет или не применяет акт, который проверил на соответствие Конституции. Имеет силу только в конкретном деле.

Особенности конституционного контроля во Франции.

Его осуществляет Конституционный Совет – квазисудебный орган. Его полномочия регулируются разделом 7 Конституции Французской республики и органическим законом «О Конституционном Совете» 1958 года (того же года, что и Конституция).

В него входят 9 членов, + все бывшие президенты, если они не занимаются политикой.

3 назначает президент, и по 3 председатели палат парламента.

Члены Конституционного Совета назначаются на 9 (девять) лет. Каждые 3 (три) года на треть ротация – изменяется на треть состав.

Полномочия Конституционного Совета:

1. Конституционный Совет рассматривает нормативные акты до вступления их в силу, то есть осуществляет предварительный конституционный контроль. Он проверяет органические законы, регламенты палат парламента в обязательном порядке, а обычные законы – по запросам уполномоченных субъектов. Делает он это после того, как законы приняты парламентов и до промульгации их президентом. То есть Конституционный Совет проверяет законы до вступления их в силу.

2. Конституционный Совет Франции проверяет жалобы, связанные с выборами в парламент, проверяет конституционность проведения выборов и референдума, определение их результатов.

Во Франции Государственный Совет также осуществляет конституционный контроль.

Государственный Совет проверяет на соответствие Конституции акты органов исполнительной власти, он является одновременно высшей судебной инстанцией по системе административных судов.

Конституция Франции не предоставляет права гражданам обращаться в Конституционный Совет.

С 1990 года граждане вправе в Конституционный Совет после того, как они обратились в административные суды и обжаловали это решение вплоть до Государственного Совета (который является высшей инстанцией по административным судам) и после этого, будучи недовольными этим решением административных судов, они могут обратиться в Конституционный Совет, если их права и свободы нарушаются каким-либо актом, законом…

Это случай последующего контроля, то есть проверяются уже действующие законы.

Это конкретный контроль.

Конституционный контроль в Германии.

Конституционный контроль в Германии осуществляет Федеральный Конституционный Суд.

Его полномочия отражены в статьях 92 и 94 Основного закона ФРГ и в федеральном законе «О Конституционном суде» 1951 года.

Федеральный Конституционный суд состоит из 16 судей, которые делятся на две палаты, которые ещё называются «сенаты».

8 судей избираются бундестагом, 8 судей – бундесратом избираются.

Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов (квалифицированное большинство). При этом трое (3) судей должны быть избраны из состава судей высших судов (в Германии нет единого высшего суда), а ещё пять человек должны быть не моложе 40 лет и иметь юридическое образование.

Они избираются палатами, а потом это избрание оформляется декретом президента.

Полномочия федерального Конституционного Суда в Германии очень близки к нашему суду.

Полномочия Федерального Конституционного Суда в Германии:

1. Толкование Конституции.

2. Проверка нормативных актов на соответствие Конституции.

3. Разрешение споров между федерацией и землями, а также земель друг с другом.

4. Рассмотрение жалоб граждан на нарушение их конституционных прав.

5. Рассмотрение жалоб органов местного самоуправления на нарушение их прав.

6. Лишение граждан конституционных прав и свобод (такого ни разу не было).

7. Запрет деятельности политических партий, признавая неконституционность их деятельности. Конституционный суд запретил деятельность коммунистической и неофашистской партий.

С 1 по 4 пункты есть и у нашего Конституционного Суда.

Конституционные суды в землях.

В землях существуют свои конституции и действуют свои конституционные суды. Они проверяют нормативно-правовые акты земель (законы, акты исполнительной власти земель…) на соответствие и федеральному законодательстве, и законодательству земли.

Они (суды) действуют на временной основе, то есть не на постоянной – они собираются для рассмотрения конкретного дела, если появляется запрос, жалоба…

В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который в отличие от Франции осуществляет как предварительный, так и последующий контроль (во Франции последний возможен только в случае нарушения конституционных прав граждан и сопряжен с дополнительными условиями). Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвенных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе пропорционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. (этот закон неоднократно изменялся и принимался в новой редакции) обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся: 1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отно­шений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли); 2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совместимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.); 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по сущест­ву, округа, единицы административно-территориального деления) по поводу нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправ­ление; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами — законами, актами административ­ных органов, судебными решениями; 5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвине­нием, возбужденным против него парламентом; 6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб. Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В отличие от французского Конституционного совета в Федеральном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах земель применяется устный состязательный процесс.

Конституционная история Польши. Конституция Польши 1997г.

1997 г.Здесь важно обратить внимание на особенности социально-экономического развития государств Восточной Европы в 90-х годах 20 века, начале 21 века, а также образование новых государств: Чехия, Словакия, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия и др.В Польше действует Конституция, принятая в 1997 году на референдуме. Действующая конституция провозгласила демократический и правовой характер государства, республиканскую форму правления. Законодательную власть в Польше осуществляет парламент (Национальное собрание), состоящий из Сейма и Сената. Парламент избирается на 4 года по смешанной системе. Польша - смешанная парламентарно-президентская республика, во главе которой стоит президент республики. Президент избирается всенародным голосованием на основании мажоритарной системы абсолютного большинства. Президентом может избран любой польский гражданин, достигший 35 лет и обладающий избирательным правом. Правительство (Совет министров) формируется совместными действиями Президента и парламента страны. Совет министров состоит из председателя, вице-председателей и министров.

Судебная система Польши состоит из Верховного суда, специальных судов, апелляционных, воеводских и районных судов. Отдельную систему судов составляют административные суды и Высший административный суд. Судей на должность бессрочно (до достижения пенсионного возраста - 65 лет) назначает Президент страны по предложению Всепольского судебного совета. Судьей может быть: польский гражданин: • достигший возраста 26 лет,

• не имеющий судимости,

• имеющий высшее юридическое образование,

• имеющий определенный стаж работы и сдавший специальный экзамен.

В Польше существует Конституционный трибунал - судебный орган по защите конституционности. В его состав входит 15 судей, избираемых индивидуально Сеймом только на один 9-летний срок. Трибунал большинством голосов принимает решения. Польша состоит из общин (гмин) - первичных и самых мелких единиц самоуправления. Совет общины - представительный орган общины, состоящий обычно из 15-45 человек. Совет избирает из своего состава председателя совета. Более высокий уровень - воеводство (области, их 49). Воеводства также имеют свою систему управления. Представительный орган воеводства - сеймик, состоящий из членов, избираемых советами гминов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: