Эти ребята скомпрометировали идею правового государства ошибка

Обновлено: 25.04.2024

О словарях, «содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации»

Варианты русского литературного произношения

Динамика сюжетов в русской литературе XIX века

Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа

К истокам Руси

О языке Древней Руси

Не говори шершавым языком

Доклад МИД России «Русский язык в мире» (2003 год)

МАТЕРИАЛЫ 1998 ГОДА

1. ПИШУЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ; ВЕДУЩИЕ ТЕЛЕ- И РАДИОПЕРЕДАЧ; РЕДАКЦИИ СМИ

Имя, фамилия, должность или профессия

Допущенное нарушение норм русской речи, ошибка, некорректный речевой оборот

Теле-, радиопередача, публикация, дата

Дмитрий МУРАТОВ,
главный редактор “Новой газеты”

“. Эти ребята СКОМПРОМЕНТИРОВАЛИ идею правового государства” (орфоэпическая ошибка)

ТВ-Центр, “Пресс-клуб”, 16 ноября

Сергей ЧЕСКИДОВ,
обозреватель

“Сейчас Иванишевич ДОВЛЕЕТ на француза. (не учтена семантика глагола)

ТВ-Центр, репортаж о теннисном турнире “Кубок Кремля”, 14 ноября

варианты в зависимости от смысла всей фразы: 1. давит; 2. оказывает давление; 3. имеет преимущество

Светлана БАБАЕВА, Александр САДЧИКОВ
журналисты + корректорская служба газеты “Известия”

“Прошло 60 дней с момента утверждения Думой Евгения Примакова премьер-министром, и депутатский кредит доверия Правительству начал ИССЕКАТЬ (орфографическая ошибка)

“Известия”, статья “Тайны думского двора”, 1 полоса, 11 ноября

Сергей МИНАЕВ,
корреспондент газеты “Вечерняя Москва”

“. В вечернем эфире грозненской телекомпании “Кавказ” Шамиль Басаев опять НАЕХАЛ на Аслана Масхадова, заявив, что. президент должен добровольно уйти в отставку” (стилистическая неряшливость)

“Вечерняя Москва”, заметка “Басаев обидел Масхадова”,4 ноября, 1 полоса

неуместное употребление слова из криминального жаргона в СМИ

Игорь СВИНАРЕНКО,
корреспондент +
Борис НЕМЦОВ,
экс-вице-премьер

“Говорят, политика — грязное дело, политика — ГОВНО и политики тоже. Но политики разные. Одних, когда опускают в ГОВНО, они, чтобы выжить, начинают походить на массу, которая вокруг, растворяются. Другие отбрыкиваются — хотя оно все равно липнет” (использование грубой лексики в СМИ недопустимо)

“Коммерсант-Daily”, статья “Моя профессия —Немцов”, 17 ноября

В расширенном виде “исповедь бывшего вице-премьера Игорю Свинаренко” (так жанр определила редакция) опубликована в журнале “Коммерсанта ВЛАСТЬ” в ноябре

Ада ВИЛЬЧИНСКАЯ,
корреспондент газеты “Вечерняя Москва”

“. Она вышла вся в черном — и в туалете, и в скупых декорациях. Тех, кто жаждал шоу с переодеваниями, ждал ОБЛОМ” (использование просторечного слова в СМИ нежелательно)

“Вечерняя Москва”, статья “Пугачева отстрелялась”, 20 ноября

создается экспрессия грубой фамильярности

Наталья ШИПИЦЫНА,
корреспондент газеты “Московский комсомолец”

“Патриоты и ИДИОТЫ. В борьбе с космополитами парламентарии готовы ЗАМОЧИТЬ отечественную полиграфию” (использование ивективной и криминальной лексики)

“Московский комсомолец”, статья “Патриоты и идиоты”, 20 ноября

такое объединение стилистически маркированных единиц в текстах СМИ нежелательно, т.к. создается экспрессия грубой фамильярности

Ольга РОМАНОВА,
телеведущая

“А что касается народа нашего жалостлИвого, то этому народу. ” (неправильное ударение)

ТВ-Центр, программа “На самом деле”, 5 ноября

Марина НАЗАРОВА,
тележурналист

“Суровый приговор вынес высокий трибунал ДЛЯ бывшей Югославии” (речевая небрежность, неправильный порядок слов) “Они высказали свою ГОТОВНОСТЬ в том, что они ГОТОВЫ. ” (тавтология, стилистическая неряшливость)

ОРТ, программа “Доброе утро”, 17 ноября

Л. ВЕРБИЦКАЯ,
тележурналист

“На сцене МХАТа сегодня ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА пьесы Шекспира “Сон в летнюю ночь” (плеоназм, неверный выбор слова)

ОРТ, программа “Доброе утро”, 17 ноября

варианты: 1. первая постановка; 2. премьера (без порядкового числительного)

Валерий КОМИССАРОВ,
телеведущий

“В этом браке у вас были СОВМЕСТНЫЕ ДЕТИ?” (стилистическая неряшливость, не учтена семантика слова); “Это уже возвЕдено в ранг высказывания” (неправильное ударение)

РТР, “Моя семья”, 14 ноября

варианты: общие дети; . дети (без определения)допускается только: возведенО

Сергей КОНДРАТЬЕВ,
телеведущий

“Правда ли, что люди, у которых нарушено обоняние, склоннЫ к агрессии?” (неправильное ударение)

Телеканал “Культура”, “Блеф-клуб”, 15 ноября

Корректоры редакции журнала “Берег”

“. Знает, что ЕГО ФОНЕ любят фотографироваться”. (пропущен предлог); “Нэоми Кемпбелл представляла прекрасные купальники, которые шли как ВТОРАЯ КОЖ этой топ-модели” (опечатка)

Журнал “Берег”, №7, с. 24, 110

надо: на его фоне, вторая кожа

Светлана СОРОКИНА,
телеведущая

“. Из его интервью многие ПОНЯЛИ О ТОМ, что Калмыкия. ” (неправильное управление)

“Московский комсомолец”, заметка “Мы скоробудем жить по карточкам”, 4 ноября

нужно: поняли, что

Артур КРУПЕНИН,
телеведущий

“Вы ПОНИМАЕТЕ О ТОМ, что жизнь Кати будет отличаться от неких стандартов. ” (неправильное управление)

ТВ-6, программа “Белаяворона”, 15 ноября

Ива БАРМИНА,
журналист

“. Но первый же звонок этим ЛОХАМ развеял мечты. ” (использование жаргонизма)

“Аргументы и факты”,статья “Требуются рвачи”, с. 2, 4 ноябряв авторской речи — нерекомендуется

в авторской речи — не рекомендуется

А. КОМАРОВА,
корреспондент +
корректорская служба “МК”

“. К концу 99-го года с карточкой можно будет ходить по магазинам, показывать вместо водительских прав ДОБЛЕСТНЫМ ПАТРУЛЯМИ ГИБДД и т.д.” (не правильная падежная форма)

“Московский комсомолец”, заметка “Мы скоробудем жить по карточкам”, 4 ноября

Яна ЖИЛЯЕВА,
корреспондент +
корректорская служба газеты “Московский комсомолец”

“Как только человек видит что-то неизвестное, он впадает ВТ транс на подсознании”; “. На нашей планете произЛойдет вооруженный конфликт”; “И НЕИСКЛЮЧЕНО, что здесь происходили наложения восприятия одного Явления на другое”; “В Комитете по биоэнергетике. из Новосибирского отЖделения АН СССР”; “Сначала бЛольшая концентрация, и отсюда резкая вспышка отношений” + др. примеры (опечатки)

“Московский комсомолец”, интервью с генералом Георгием Рогозиным, 25 октября

значительное число опечаток в одном материале — неуважение как к читателям,так и к русской речи

Юлия ХОДОРОВА,
корреспондент

“. выдающегося русского художника, КИСТЬ которого ПЕРЕДАЛА все те МЕСТА, где побывал Тургенев” (неправильная сочетаемость)

Михаил МАЛАХОВ,
телеведущий

“ПРОСНУВШИСЬ завтра, за окном уже БУДЕТ НОЯБРЬ” (неправильное использование деепричастного оборота)

OPT, “Утро”, 30 октября

Ср. у А.П. Чехова в “Жалобной книге”: “Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа”

Андрей РАЗБАШ,
телеведущий

“Давайте ПОВЕСИМ такой риторический ВОПРОС К Правительству” (неправильная сочетаемость, не учитывающая семантику словосочетания “риторический вопрос”; неправильное управление)

OPT, программа “Час пик”, 12 ноября

риторический вопрос адресата не имеет! вариант: зададим, поставим вопрос (кому? — без предлога)

Светлана СОРОКИНА,
телеведущая

“Почему тогда этот вопрос не ПОДЫМАЕТСЯ?” (речевая небрежность)

НТВ, “Герой дня”, 3 ноября

допустимо в разговорной речи, в эфире СМИ не рекомендуется

Ольга РОМАНОВА,
телеведущая

“И не надо делать вид, что у нас нет мощностей” (неправильное ударение, распространено в профессиональной речи)

ТВ-Центр, “На самом деле”, 20 октября

в эфире СМИ не рекомендуется, нужно: мощностей

Яна ЖИЛЯЕВА,
журналист

“У Егора Зайцева — мужской юмор. Это нам известно. У Егора Зайцева — богатый жизненный опыт. ЭТО мы тоже ДОГАДЫВАЕМСЯ” (неправильное управление)

“Московский комсомолец”, статья “Егор Зайцев как автор апокалипсиса”, 26 октября

Владимир ГАВРИЛОВ,
ведущий

“. И она гремит всевозможными емкос-тЯми. ” (неправильное ударение)

Р/с “На семи холмах”, 23 октября

литературная норма: ёмкостями

Юлия МЕНЬШОВА,
телеведущая

“. СПОСОБСТВО к коварству” (речевая небрежность)

ТВ-6, программа “Я сама”, 28 октября

такого слова в современном языке нет

Михаил ЛЕОНТЬЕВ,
телеведущий

“. На же тебе, ПАДЛА, социализм! . У народа достаточно ДЕРЬМА накопилось. ” (использование грубой инвективной лексики)

ТВ-Центр, программа “На самом деле”, 31 октября

использование грубой инвективной лексики в СМИ недопустимо

Анна ПРОХОРОВА,
телеведущая

“Это вопрос, связанный ВЧИСТУЮ с регионами. ” (использование просторечного слова создает экспрессию грубой фамильярности)

ОРТ, программа “Час пик”, 3 ноября

неуместно в тексте нейтральной и “книжной” тональности; допустимо только: целиком, непосредственно

Юлия МЕНЬШОВА,
телеведущая

“Вы бы РАСТАЛКИВАЛИСЬ друг от друга, как одноименные заряды” (ошибка в выборе однокоренных слов)

ТВ-6, программа “ Я сама”, 7 ноября

2. ПОЛИТИКИ, ЧИНОВНИКИ, БИЗНЕСМЕНЫ, ВОЕННЫЕ, ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ и др.

Имя, фамилия, должность или профессия

Допущенное нарушение норм русской речи, ошибка, некорректный речевой оборот

Теле-, радиопередача, публикация ,дата

Виктор ИЛЮХИН,
председатель Комитета Госдумы по безопасности

“. ОРТ обязано было выплачивать Президенту ПРИЧИТАЮЩИЕ ему ДИВИ[ДЭ]Н-ДЫ. ” (грамматическая ошибка, типичная для просторечия, и орфоэпическая ошибка)

ОРТ, “Время”, 18 ноября

надо: причитающиеСЯ диви[Д'Е]нты; звук [д] здесь следует произносить мягко

Геннадий СЕЛЕЗНЕВ,
спикер Госдумы

“А еще лучше, чтобы этот человек ДАВАЛ СЛЕДСТВИЕ где-нибудь в “Матросской тишине”. (неправильная сочетаемость)

НТВ, “Сегодня”, 18 ноября

вариант: давал показания на следствии

Юрий ЛУЖКОВ,
мэр Москвы

“И уже после этого провести СООТВЕТСТВУЮЩИЕ процедуры в СООТВЕТСТВИИ с законом” (тавтология, стилистическая неряшливость)

НТВ, “Итоги” (беседа с Е. Киселевым), 15 ноября

варианты: необходимые процедуры. в соответствии с законом

Александр ИВАНЧЕНКО,
председатель Центральной избирательной комиссии

“У нас НЕВОЗМОЖНО ВОЗВРАТА монопольной партии. ” (неправильная сочетаемость, безграмотная фраза)

РТР, “Вести”, 16 ноября

вариант: не возможен возврат

Юрий ЛУЖКОВ,
мэр Москвы

“Я лично ОТСЛЕЖИВАЮ ЗА УРОВНЕМ поставок продовольствия: масла, молока. ” (неправильная сочетаемость и неправильное управление)

НТВ, “Итоги”, 15 ноября

варианты: 1. я лично слежу за; 2. я лично отслеживаю поставки

Юрий ЛУЖКОВ,
мэр Москвы

“Нам не нужно ни перед кем, ТО ЕСТЬ, ЗНАЧИТ, КАК БЫ расшаркиваться” (стилистическая неряшливость)

ТВ-Центр, выcтуплен. в аген. “Интерфакс”, 27 октября

необходимо исключить слова-паразиты

Евгений САВОСТЬЯНОВ,
зам. главы Администрации Президента РФ

“Эти строки Лескова АДРЕСОВАНЫ В АДРЕС не милиционера, а квартального. ” (неправильная сочетаемость и тавтология)

РТР, концерт, посвященный Дню милиции, 10 ноября

варианты: 1. сказаны в адрес; 2. адресованы не милиционеру

Владимир ЛУКИН,
председатель Комитета ГД по междунар. делам

“Из этих семидесяти дел ДВОЕ приняты к рассмотрению” (неправильный выбор числительного)

НТВ, “Итоги”, 3 ноября

Анатолий ТЯЖЛОВ,
губернатор Московской области

“Камины я ЛОЖИЛ сам. ” (грубое нарушение литературной нормы)

НТВ, “Герой дня без галстука”, 31 октября

Юрий СКУРАТОВ,
генеральный прокурор РФ

“Я бы попросил вас не ДЕЛАТЬ ВОКРУГ ИЗ ЭТОГО ажиотаж” (речевая небрежность, контаминация двух конструкций, неправильное управление)

РТР, “Вести”, 30 октября

надо: вокруг этого

Юрий МАСЛЮКОВ,
первый вице-премьер

“Никаких намерЕний включить станок (для печатания денег) . нет” (неправильное ударение)

ТВ-6, ТСН, 11 ноября

Геннадий КУЛИК,
министр сельского хозяйства

“Не надо проверять ТОТ, КТО платит каждый день. ” (неправильное управление)

ОРТ, “Время и мы”, 1 ноября

Григорий ЯВЛИНСКИЙ,
лидер парламентской фракции “Яблоко”

“И мы хотим ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ общества К этой проблеме” (неправильная сочетаемость и неправильное управление)

РТР, “Зеркало”, 1 ноября

варианты: 1. обратить внимание на; 2. привлечь внимание к

Евгений ПРИМАКОВ,
председатель Правительства РФ

“. Здесь был председатель Газпрома. Он ВЕЛ здесь КОНТАКТЫ по этому поводу. ” (неправильный выбор слова, речевая небрежность в результате контаминации словосочетаний)

НТВ, “Сегодня”, 18 ноября

варианты: 1. осуществлял; 2. устанавливал; 3. вел разговоры

Альберт КОХ,
бывший член Правительства

“Двор на двор, квАртал на квАртал. ” (неправильное ударение)

НТВ, программа “Герой дня”, 11 ноября

Владимир ПУТИН,
директор ФСБ

“В тот период времени, о котором вы УКАЗЫВАЕТЕ. ” (неправильное управление)

РТР, “Парламентский час”, 8 ноября

варианты: 1. на который вы указываете; 2. о котором вы говорите

Геннадий ЗЮГАНОВ,
лидер КПРФ

“Попробовали расследовать самую крупную афЁру. ” (орфоэпическая ошибка)

НТВ, программа “Час пик”, 3 ноября

только: афЕру (не ё)

Виктор ХРИСТЕНКО,
первый зам. министра финансов

“Прибыло в полкЕ людей против Маслюкова. ” (ошибка в использовании фразеологизма)

РТР, “Вести”, 11 ноября

Виктор ГЕРАЩЕНКО,
председатель ЦБ России

“. ВОПРОС ИДЕТ только об одном. ” (немотивированная деформация устойчивого словосочетания)

ОРТ, программа “Час пик”, 28 октября

Были особо отмечены:

корреспондент ИД “Коммерсантъ” Игорь СВИНАРЕНКО и ведущий телепрограммы “На самом деле” Михаил ЛЕОНТЬЕВ (ТВ-Центр) — за использование грубой инвективной лексики, оскорбляющей читателей и телезрителей;

ведущий телепрограммы “Утро” Михаил МАЛАХОВ (OPT) — за “образцовое” нарушение норм литературной речи;

губернатор Московской области Анатолий ТЯЖЛОВ — за “образцовое” нарушение норм литературной речи.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Тема: Литературный язык как основа культуры речи. Виды норм русского литературного языка


  1. Понятие литературного языка. Его основные признаки.

Признаки литературного языка:

А) наличие письменности;

Б) нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка;

В) кодифицированность - закрепленность в научной литературе. Выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;

Г) стилистическое многообразие - многообразие функциональных стилей литературного языка;

Д) относительная устойчивость;

Е) распространенность;

Ё) общеупотребительность;

Ж) общеобязательность;

З) соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

Охрана литературного языка и его норм является одной из основных задач культуры речи. Литературный язык объединяет народ в языковом плане.


  1. Определите функционально-стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свою точку зрения. Укажите 1) лексические и 2) грамматические средства.

  1. Ирина Понаровская займется рекламой, – нет ошибок.

  2. Эти ребята скомпрометировали идею правового государства, – орфографическая ошибка.

  3. Последнее высказывание является кредо любой уважающей себя фотомодели, - существительное «кредо» - несклоняемое.

  4. Но никогда этот переговорный процесс так не освещался, не комментировался, не обсуждался, - «в процессе переговоров» — лишнее словосочетание

4. Определите место ударения в следующих словах:


  1. В городе построен памятник нашему земляку, Андрею Платонову.

  2. Я собираюсь предоставить свою работу на конкурс.

  3. Надо тактически намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные решения.

  4. Девушка одела пальто.

6. Определите род имен существительных. Составьте словосочетания с прилагательными.

Рояль – мужской род. Старый рояль.

Тюль – мужской род. Старый тюль.

Мозоль – женский род. Большая мозоль.

Шампунь – мужской род. Детский шампунь.

Вермишель – женский род. Длинная вермишель.

Толь – мужской род. Качественный толь.

Туннель – мужской род. Длинный туннель.

Вуаль – женский род. Красивая вуаль.

Бандероль – женский род. Тяжёлая бандероль.

Такси – средний род. Дорогое такси

Виски – средний род. Дорогой виски

Киви – несклоняемое заимствованное слово. Какого оно рода, зависит от значения. Если мы имеем в виду плод киви тогда - это средний род. Если мы имеем ввиду, птицу Киви тогда – это женский род. Сладкий киви.

Пари – средний род. Безумное пари

Жалюзи – средний род. Железные жалюзи.

Пони – мужской род. Красивый пони.

Алиби – средний род. Сильное алиби.

МВФ – мужской род. Крупнейший МВФ.

Кредо – средний род. Достойное кредо.

Колибри – может употребляться как в мужском, так и в женском роде. Красивая колибри.

Сочи – мужской род. Сказочный Сочи.

Миссисипи – женский род. Длинная Миссисипи.

Шимпанзе - может употребляться как в мужском, так и в женском роде. Причудливая шимпанзе.

Кофе – мужской род. Крепкий кофе.
7. Образуйте форму множественного числа существительных.

Бухгалтеры, директора, договоры, инженеры, доктора, мастера, округа, кондукторы, инструктора, фронты, профессора, сорта, сторожа, тенора - теноры, редакторы, режиссеры, слесари, хутора, поезда, торты, шоферы, крейсеры, тракторы(а), прожектора(ы), цеха(и).
8. Проспрягайте глаголы:


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Студент группы ИСз-198 Сучков В.Е.

Тема: Литературный язык как основа культуры речи. Виды норм русского литературного языка


  1. Понятие литературного языка. Его основные признаки.

  1. Определите функционально-стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свою точку зрения. Укажите 1) лексические и 2) грамматические средства.

( В.В. Виноградов)
Текст написан научным стилем, на это указывает наличие таких 1)лексических средств: отсутствует эмоционально окрашенная лексика, присутствует научная лингвистическая терминология: «лексико-семантический строй», «семантические группы слов»; 2)грамматических средств: наличие многокомпонентных сложных предложений с союзной связью, это хорошо просматривается на примере второго предложения из приведенного текста.


  1. Ирина Понаровская займется рекламой.

  2. Эти ребята скомроментировали идею правового государства.

  3. Последнее высказывание является кредом любой уважающей себя фотомодели.

  4. Но никогда этот переговорный процесс в процессе переговоров так не освещался, не комментировался, не обсуждался.

1) Ирина Понаровская займется рекламой чулков. – Ирина Понаровская займется рекламой чулок. – в соответствии с нормой нужно было написать «чулок»

2) Эти ребята скомпроментировали идею правового государства. – Эти ребята скомпрометировали идею правового государства.- орфоэпическая ошибка, правильно «скомпрометировать»

3)Последнее высказывание является кредом любой уважающей себя фотомодели. - Последнее высказывание является кредо любой уважающей себя фотомодели. - существительное «кредо» — несклоняемое

4)Но никогда этот переговорный процесс в процессе переговоров так не освещался, не комментировался, не обсуждался. - Но никогда этот процесс не был освещен на переговорах, не комментировался, не обсуждался…-тавтология

4. Определите место ударения в следующих словах:

Афера, баловать, балованный, валовой, вероисповедание, жалюзи, завидно квартал, маркетинг, сирота, сироты, столяр, торты, кусочек торта, украинский, усугубить, дешевы, дешев, дешево, дешева.
Ответ: АфеЕра, баловАть, балОванный, валовОй, вероисповЕдание, жалюзИ, завИдно, квартАл, мАркетинг, сиротА, сирОты, столЯр, тОрты, кусочек тОрта, украИнский, усугубИть, дЁшевы, дЕшев, дЕшево, дешевА.


  1. В городе построен памятник нашему земляку, Андрею Платонову.

  2. Я собираюсь предоставить свою работу на конкурс.

  3. Надо тактически намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные решения.

  4. Девушка одела пальто.

Ответ: 1)В городе построен памятник нашему земляку, Анрею Платонову. - В городе установлен памятник нашему земляку, Анрею Платонову. –смешение паронимов

2)Я собираюсь предоставить свою работу на конкурс.- Я собираюсь представить свою работу на конкурс.-смешение паронимов

3) Надо тактически намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные решения.- Надо тактично намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные решения.-смешение паронимов

4) Девушка одела пальто.-Девушка надела пальто-смешение паронимов.


  1. Рояль, тюль, мозоль, шампунь, вермишель, толь, туннель, вуаль, бандероль.

  2. Такси, виски, киви, пари, жалюзи, пони, , алиби, МВФ, кредо, колибри, Сочи, Миссисипи, шимпанзе, кофе.

Ответ: 1) Рояль(м.р), тюль(м.р), мозоль(ж.р), шампунь (м.р), туннель(м.р), вуаль(ж.р), бандероль(ж.р)

2) Такси(ср.р), виски(ср.р), киви(м.р), пари(ср.р), жалюзи(ср.р), пони(м.р), МВФ(м.р), кредо(ср.р),колибри(м. и ж. р), Сочи(м.р), Миссисипи(ж.р), кофе(м.р).

7. Образуйте форму множественного числа существительных.

Бухгалтер, директор, договор, инженер, доктор, мастер, округ, кондуктор, инструктор, фронт, профессор, сорт, сторож, тенор, редактор, режиссер, слесарь, хутор, поезд, торт, шофер, крейсер, трактор, прожектор, цех.
Ответ: Бухгалтеры, директора, договоры, инженеры, доктора, мастера, округа, кондукторы, инструкторы, фронты, профессора, сорта, сторожа, теноры, редакторы/редактора, режиссеры, слесари, хутора, поезда, торты, шоферы, крейсеры, тракторы, прожекторы/прожектора, цехи.

8. Проспрягайте глаголы:

Плескать, щипать, полоскать.

Ответ:
Плескать

Настоящее время, изъявительное наклонение


Лицо

Единственное число

Множественное число

1

плескаю

плескаем

2

плескаешь

плескаете

3

плескает

плескают

Прошедшее время, изъявительное наклонение


Единственное число

Множественное число

Мужской род

Женский род

Средний род

плескали

плескал

плескала

плескало

Условное наклонение


Единственное число

Множественное число

Мужской род

Женский род

Средний род

плескали бы

плескал бы

плескала бы

плескало бы

Повелительное наклонение


Единственное число

Множественное число

плескай

плескайте

Настоящее время, изъявительное наклонение


Лицо

Единственное число

Множественное число

1

щипаю

щипаем

2

щипаешь

щипаете

3

щипает

щипают

Прошедшее время, изъявительное наклонение


Единственное число

Множественное число

Мужской род

Женский род

Средний род

щипали

щипал

щипала

щипало

Условное наклонение


Единственное число

Множественное число

Мужской род

Женский род

Средний род

щипали бы

щипал бы

щипала бы

щипало бы

Повелительное наклонение


Единственное число

Множественное число

щипай

щипайте

Настоящее время, изъявительное наклонение


Лицо

Единственное число

Множественное число

1

полоскаю, полощу

полоскаем, полощем

2

полоскаешь, полощешь

полоскаете, полощете

3

полоскает, полощет

полоскают, полощут

Прошедшее время, изъявительное наклонение


Единственное число

Множественное число

Мужской род

Женский род

Средний род

полоскали

полоскал

полоскала

полоскало

Условное наклонение


Единственное число

Множественное число

Мужской род

Женский род

Средний род

полоскали бы

полоскал бы

полоскала бы

полоскало бы

Повелительное наклонение


Единственное число

Множественное число

полоскай, полощи

полоскайте, полощите


  1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И.А.Бунина, (пройдет – пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле.

  2. В группу студентов, направленных на полевую практику, (входит – входят) сорок один человек.

  3. Целый ряд выступающих (настаивал – настаивали) на отрицательном ответе.

  4. Несколько наших старшеклассников (принимало – принимали) участие в городской олимпиаде.

Ответ: 1) Ряд мероприятий пройдёт в Ельце. (В форме ед. числа из-за «пассивного» значения подлежащего, обозначающего совокупность действий)

2) В группу студентов входит сорок один человек. (В форме ед. числа, так как подлежащее содержит числительное «сорок один»)

3) Целый ряд студентов выступающих настаивали на отрицательном ответе.(«ряд студентов» является подлежащим)

4) Несколько наших старшеклассников принимало участие в городской олимпиаде.(«несколько старшеклассников» является подлежащим)


  1. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.

  2. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого.

  3. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

  4. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

Ответ: 1)Проработав всего два месяца , он испортил отношения с начальником цеха.

2)Выяснив, что объем производства уменьшился, мы задались вопросом о причине этого.

3) Придавая большое значение методологии исследования, мы выполнили ряд экспериментов.

4)Изучая процесс разгосударствления, мы обнаруживаем определенную закономерность.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

В России идеи правового государства были сформулированы в трудах:

a. С.А. Муромцева и И. Канта

c. С.А. Котляровского и К.Т. Вегеля

В структуру нормы права входят:

a. Санкция, приказ, повеление

b. Гипотеза, диспозиция, санкция

c. Запрет, дозволение, поощрение

Верно ли утверждение, согласно которому республика не может содержать в себе признаков монархии и наоборот?

Гражданское общество – это:

a. Совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических и семейных институтов

c. Граждане государства, объединенные в политические партии и союзы

a. Признание принципа равенства и свободы всех людей

b. Активное участие народа в политической жизни страны

c. Все вышеперечисленное

Исключите то, что не является разновидностью правоспособности

Какая из форм территориального устройства предполагает наибольшую самостоятельность субъектов, входящих в ее состав?

Какие типы государства существуют согласно формационному подходу к типологии?

a. Восточные и западные

b. Демократические и антидемократические

c. Рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические

Каковы первые источники, из которых возникло право?

a. Все вышеперечисленное

c. Мораль, религия

Какое слово пропущено: Все вышеперечисленные элементы политической системы активно проявляются в ______________деятельности, но степень их влияния на политику ограничена.

Какой признак права указывает на то, что нормы права взаимосвязаны и согласованы?

b. Волевой характер права

c. Формальная определенность

Какой формы правления в теории государства и права не существует?

a. Смешанная республика

b. Демократическая республика

c. Парламентская республика

Какую форму правления Аристотель назвал наилучшей из наихудших форм правления государства?

На какие разновидности подразделяются органы государственно власти в зависимости от видов ветвей государственной власти?

a. Федеральные и субъектов РФ

b. Коллегиальные и единоначальные

c. Законодательные, исполнительные и судебные

Общеправовой статус – это статус:

a. Лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ

b. Принадлежащий большинству членов общества

c. Принадлежащий всем людям, живущим на планете Земля

Организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы - это:

a. Социальные институты

b. Механизм регулирования режима

c. Всеобщие институты демократии

Основным признаком республиканской формы правления является…

a. Наличие коллегиального главы государства

b. Наличие разделения властей

c. Выборность и сменяемость главы государства

Политический плюрализм является признаком:

Политический режим - это:

a. Совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти

b. Совокупность политических партий и организаций, действующих в государстве

Понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе:

С точки зрения формационного подхода изменение типа государства обусловлено:

a. Изменением способа производства

b. Изменением формы правления

c. Изменением общественного сознания

Свободное демократическое правовое общество – это:

a. Гражданское общество

b. Аристократическое общество

c. Теологическое общество

Судебный прецедент широко распространен в:

Чем отличается федеративная форма государственного устройства от конфедеративного?

a. Члены федерации обладают ограниченным суверенитетом, а члены конфедерации полным суверенитетом

b. Федерация – это сложное государство, а конфедерация - это международная организация

c. Федерация включает в себя несколько независимых государств, конфедерация состоит из одного независимого государства

Что из перечисленного является формой правления?

Что означает принцип разделения властей в государстве?

a. Все ветви власти независимы друг от друга, и занимаются исключительно своими функциями и не подчиняются друг другу, подчиняются только закону

b. Все ветви власти подчиняются только конституционному совету

c. Все ветви власти подчиняются народу

Что является признаком дуалистической монархии?

a. Власть находится в руках монарха и парламента в равной мере

b. Народ фактически отстранен от управления страной

Что является признаком права?

a. Общеобязательность, обеспеченность государством

b. Связь с обычаями

c. Обеспеченность общественным мнением

Что является признаком правового государства?

a. Наличие границы государства

b. Наличие института президентства

c. Верховенство закона и реальность прав и свобод индивида;

Элементом механизма государства не является:

a. Государственное предприятие

b. Государственное учреждение

«Такой тип государства и права объявлялся более высоким по сравнению с предыдущими антагонистическими (рабовладельческим и феодальным) типами и исторически последним в ряду эксплуататорских типов государственно - организованных обществ и их нормативных систем…». О каком типе государства идет речь?

В основе идеологии буржуазных революций лежали идеи:

a. Исторического материализма

b. Исторической школы права

c. Естественно-правовой школы

В РФ правовая доктрина:

a. Не является источником права

b. Является источником права

c. Является источником только для некоторых субъектов права

В чем заключается принцип «верховенства права»?

a. В подчинении праву президента

c. Его всеобщности, обязательности для всех

Вставьте пропущенное слово: «Одной из основных правовых систем современности считается ___________ правовая семья»:

Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции).

a. Англосаксонская правовая система

b. Романо-германская правовая система

c. Религиозная правовая система

Единственным носителем суверенной власти является .

b. Общественные организации

Из перечисленного выберите то, что не регулируется нормами права:

a. Осуществление государственной власти

b. Отношения между классами

c. Свободы граждан

К обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность, относится:

a. Примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда

b. Отсутствие умысла

c. Необходимая оборона

К семье традиционного права относятся правовые системы:

c. Российской Федерации

К типам права относят:

a. Все вышеперечисленное

b. Феодальный тип

c. Рабовладельческий тип

Как называется форма права, при которой решение государственного органа (главным образом судебного) по конкретному делу становится общеобязательным при решении аналогичных дел?

a. Судебный прецедент

b. Правовой обычай

c. Д нормативный договор

Как называется элемент правовой нормы, закрепляющий правило поведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности?

ТЕКСТЫ МАССМЕДИА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА - тема научной статьи по народному образованию и педагогике из журнала Русский язык в школе

Текст научной статьи на тему «ТЕКСТЫ МАССМЕДИА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

п. Монино Тексты массмедиа московской обл. на уроках русского языка

На устную и письменную речь учащихся в настоящее время все большее влияние оказывают средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. В то же время, как отмечает В. Г. Костомаров, «непростительно малое внимание уделяется очевидной и весьма влиятельной, хотя часто воспринимаемой негативно, специфике функционирования языка в масс- и мультимедиа, приобретающих все больший вес в нашей жизни»1. На наш взгляд, использование текстов телерадиовещания на уроках русского языка поможет школьни кам осмыслить современную речевую стихию, научит критически относиться к тому, что они слышат по радио и с телеэкранов.

Как показало проведенное нами анкетирование, большая часть учащихся просто не замечает речевых ошибок и штампов в современных устных и письменных текстах. Поэтому учитель обязательно должен привлекать внимание школьников к тому, как говорят и пишут журналисты, как они используют языковые средства, а в ряде случаев — и к нарушению норм литературного языка. Обращая внимание на речевые ошибки в текстах средств массовой информации, учитель поможет школьни кам развить языковое чутье, что при вьет им вкус к хорошей' и правильной речи.

Проанализировав теле- и радиопередачи, учащиеся выделили:

— речевые недочеты («Каждый человек делает поступки», «Это наша собственная ответственность»);

— грамматические ошибки («Разбирали этот вопрос на правительстве», «60 тысяч — это является наш сюрприз», «со ста пятидесяти долларами»);

— речевые ошибки («Я краем глаза не обратила внимание», «в полный рост бюст Сергея Лазарева», «но с другой стороны — еще один вопрос к вам», «Поговорим об умении горожан парковать свои бибики»)2.

Учащиеся обратили внимание и на орфоэпические ошибки, например:

Ны, конечно, правы (вместо Вы, конечно, прЛвы)', Я родилсА на Урале (вместо Я родился на Урале)-, козырный туз (вместо козырнбй туз).

В процессе наблюдения за речью, звучащей по радио и с телеэкранов, учащиеся видят немало примеров образцовой речи. В частности, в проведенном анкетировании они называли такие телепередачи, как «Что? Где? Когда?» и «Кто хочет стать миллионером?». В то же время школьники отмечали, что радио- и телетексты могут содержать информацию, не связанную друг с другом по смыслу. Это подтверждают и исследования лингвистов: «Ра дийный и телевизионные тексты. демонстрируют чередования информации

'Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. - М., 2005. - С. 10.

2 При цитировании фрагментов, содержащих ошибки, из этических соображений источник и фамилии авторов не приводятся.

и комментария, телефонных звонков в студию, серьезных сведений и чисто развлекательных высказываний, неожиданной отсебятины дикторов или ведущих, обозревателей, корреспонден тов' с мест, просто приглашенных лиц»3.

Знакомство школьников с радио- и телеречью позволяет им увидеть, как используется «прием чередования стандартов и экспрессем»4, понять, как строятся тексты из блоков, что затрудняет восприятие информации. Учащиеся замечают, что восприятию информации часто мешает чередование изобразительных блоков с речевыми вставками, включение «бегущей строки», интервью с известными людьми.

Интересны наблюдения учащихся за темпом звучащей речи.

Дарья Д.: «Быстро проговаривая слова, дикторы телевидения допускают ошибки в их про изношении».

Александр Б.: «Звуки проглатываются, слова сливаются, и в конце концов дикторы сбиваются».

Алексей Б.: «У некоторых теле- и радиове-дущих странный темп речи. Концы фраз без пауз перетекают в начало следующей фразы, и непонятно, говорит ли человек о прежнем или о чем-то новом».

Школьники приводят в качестве доказательства быстрого темпа речи ведущих такие фразы:

4В последнее время Татьяна работала с настиранными [с иностранными] туристами»; «сегодня следователь осковско [Московской] прокуратуры раскрыл имя убицы [убийцы]»; «а сейчас пронос [прогноз] погоды»; «все объясняется отсутствием чистых [очистных] сооружений»; «они получат в качестве взме-щения [возмещения]».

Проанализировав подобные примеры, учащиеся приходят к выводу: манера говорить с экрана телевизора или в радиопередаче скороговоркой недопустима. Быстрый темп речи приводит к тому, что слушающий не может понять смысла фразы.

В наше время в радио- и телеэфире работает достаточно широкий круг лиц, и записи их речи позволяют предста-

3 К о с т о м а р о в В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. - М„ 2005. - С. 194.

4 Там же. - С. 197.

вить «своего рода речевой портрет эпохи»5. Телевидение является наиболее репрезентативным и влиятельным средством медиакультуры современности, поэтому необходимо обращать внимание на особенности телевизионной речи, которая в значительной мере определяет формирование современного литературного языка. Новая лексика, бурным потоком хлынувшая в телевизионный и радиоэфир, придает языку иной облик. Именно поэтому «телелексику» необходимо тщательно и критически анализировать.

«Ведущие молодежных радиостанций не утруждают себя заботой о чистоте языка и грамотности речи. Нередко можно услышать фразы, повергающие в шок: "Поздняк метаться!", "Вяло пастись!"» (Елена Ч.);

«Нам приходится «проглатывать» такие слова, как короче, типа, в натуре, прикинь, которые не соответствуют литературным пра вилам и мешают понимать услышанное. К сожалению, наше поколение воспринимает это нормально. Еще я заметил, что ведущие информационных программ часто употребляют в своей речи слова в общем, ну, э. » (Артем Е.);

«На экранах мы лицезреем красивых моло дых девушек или парней, а из их уст сыплются нерусские слова, точнее русские, но произнесенные с ошибками. Фразы переплетаются с жаргонными словечками: блин, оттяг, схвачено, клево, чувак, прикольно» (Феликс К.).

Школьники приходят к единодушному мнению: «Нужно говорить правильно, чтобы тебя понимали окружающие».

Наш опыт практической работы показывает, что эффективным средством повышения культуры речи учащихся является использование в качестве дидактического материала текстов, взятых из средств массовой информации, которые, с одной стороны, могут заинтересовать школьников, с другой — дополнительно активизировать мыслительную и речевую деятельность учащихся. Мы используем тексты СМИ при проведении практических занятий по стилистике текста, на уроках грамматики, для индивидуальных домаш

5 См. об этом: Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана (Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте). - 3-е изд. - М., 2001.

них заданий, в кружковой работе и на факультативных занятиях. Приведем примеры упражнений и задании, содержащих' указанный материал.

1. Рассмотрите таблицу и расскажите о наиболее типичных нарушениях норм русской речи. Проиллюстрируйте таблицу примерами, в третью колонку запишите правильный вариант.

Нормы русской речи Примеры нарушения норм речи Исправленный вариант

Орфоэпические Стилистические Морфологические Синтаксические

Материал для справок: «Итак, одевайте наушники. »; «Присаживайтесь вот на этом сиденье. »; «Дорогие друзья, через несколько времени мы узнаем, кто победил. »; «. Президентсегодня обратился с радиообра щением но случаю праздника. »; «Сейчас я вам прочитаю несколько звонков. »; «Многие утверждают о том, что черные лучше белых танцуют степ»; «. Л потом мы включим наш телефон. »; «Пожар начался. ».

2. Определите, в каком слове из указанных ниже выражений может быть допущена орфоэпическая ошибка. Запишите правильный вариант. Постарайтесь его запомнить, чтобы ошибка не повторилась. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.

1) «В половине десятого вечера инцидент на Васильевском спуске был исчерпан».

2) «. По многочисленным ходатайствам».

3) «Двор на двор, квартал на квартал. ».

4) «. ^>ги ребята скомпрометировали идею правового государства». 5) «. Департаменты взяты под охрану». 6) «Я не говорю, что весь процесс усугубится». 7) «Они стремятся к вер ховенству. ». 8) «Это первый официальный договор, по которому Россия утрачивает Севастополь». 9) «Да, вы совершенно правы». 10) «Они должны находить средства не за счет тех, кто живет в городе. ». 11) «. За счет обесценения рубля предполагается нрофинан сировать внешний дат г». 12) «Между тем меж дународные организации пытаются хоть как-то облегчить участь беженцев».

3. Устраните повторы в приведенных ниже выражениях, запишите фразы в исправленном виде.

«Он заявил любопытное заявление», «вопреки сложившейся ситуации, которая стожилась сейчас», «маленький исторический экскурс в историю Анастасии»-, «я слышал по слухам», «значение выделения денег МВФ Рос сии не имеет значения», «при ближайшем рассмотрении налицо просматривается кризис. », «они высказали свою готовность в том, что они готовы. », «возраст собравшихся уменьшился по меньшей мере вдвое».

4. Составьте текст на тему «;Совре менная речь в эфире», содержащий ответы на следующие вопросы:

1) Речь каких ведущих теле- и радиопередач, по вашему мнению, может служить образцом соблюдения литературных норм?

2) В каких программах радио и телевиде ния звучит правильная речь? Вы норекомен дуете смотреть их сверстникам?

3) Какие речевые ошибки не должны допускать профессионалы, работающие на радио и телевидении?

4) От каких речевых ошибок не может быть застрахован даже очень грамотный человек?

5) С какой целью нужно изучать новые процессы, наблюдаемые в современной речи (особенно в СМИ)?

5. Прочитайте текст. Соответствует ли он нормам культуры речи? Какие отступления от норм вы нашли? Объясните причины возникновения ошибок. Дайте исправленный вариант.

Телеведущий: «Ну, а у нас вести с полей, с полей футбольных. Сегодня в Германии определится четверка сильнейших мира. За выход в полуфинал спорят Бразилия и Франция, а также португальцы с англичанами. Последняя пара будет сводить и старые счеты. Два года назад. Португалия и Англия. Европейское пер венство. Тот же четвертьфинал. Те же тренеры. Почти те же самые игроки. Отлич

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: