Какова роль арбитражного суда в процедурах назначения и отстранения арбитражного управляющего

Обновлено: 18.04.2024

1. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:

созывать собрание кредиторов;

созывать комитет кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;

запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с настоящим Федеральным законом для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, аудиторская организация (аудитор), оценщик, организатор торгов и оператор электронной площадки должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией и не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;

в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение арбитражным управляющим иных лиц для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, арбитражный управляющий обязан привлекать на договорной основе аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих лиц с оплатой их деятельности в соответствии со статьей 20.7 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

выявлять факты нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые предусмотрены статьей 9 настоящего Федерального закона, и принимать меры по привлечению лица, виновного в нарушении, к ответственности, предусмотренной статьей 61.12 настоящего Федерального закона, а также сообщать о выявленном нарушении в орган, уполномоченный составлять протокол о соответствующем правонарушении;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 186-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.

3. В случае, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

4. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

5. Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.

6. Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.

Более того, подведомственность арбитражным судам дел о несостоятельности носит исключительный характер: дела о банкротстве не могут передаваться на рассмотрение третейских судов.

Анализируя положение арбитражного суда в конкурсном процессе, следует признать, что суд в соответствии с действующим законодательством наделен реальными возможностями для достижения целей и задач процесса о несостоятельности, главной из которых является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 2 АПК РФ).

Законодатель наделяет суд достаточно широким кругом полномочий, среди которых можно выделить полномочия организационного и контрольного характера.

Полномочия организационного характера представляют собой совокупность действий арбитражного суда, осуществляемых в рамках подготовки и проведения судебного разбирательства.

В частности, арбитражный суд принимает заявление о признании должника банкротом при соблюдении требований, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве 2002 г., отказывает в принятии заявления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве 2002 г.

В рамках подготовительных мероприятий арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, принять меры по обеспечению требований кредиторов, как то: наложение ареста на имущество, запрещение должнику и другим лицам совершать определенные действия и т.д.

Одной из мер по обеспечению требований кредиторов является право арбитражного суда обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности, иное имущество должника на хранение третьим лицам.

Одним из полномочий арбитражного суда организационного характера является также принятие мер для примирения сторон, что одновременно не может служить основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.

В ходе всего судебного разбирательства арбитражный суд не должен допускать недобросовестных действий сторон в ущерб интересам друг друга. В связи с этим Закон о банкротстве 2002 г. наделяет арбитражный суд существенными полномочиями по осуществлению контроля за законностью действий участников процесса о несостоятельности. Так, арбитражный суд проверяет обоснованность возражений должника по требованиям кредиторов (ст. 47 Закона о банкротстве 2002 г.), освобождает внешнего управляющего от исполнения обязанностей (ст. 97), признает недействительными определенные сделки должника (ст. 103) и т.д.

Помимо этого, арбитражный суд рассматривает заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов, а также разрешает разногласия между ними. В частности, арбитражный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности (ст. 66 Закона о банкротстве 2002 г.).

Таким образом, практически все действия, совершаемые участниками процесса, подконтрольны рассматривающему дело арбитражному суду, а некоторые из действий приобретают юридическую силу только после соответствующего "одобрения" суда (например, утверждение мирового соглашения, утверждение арбитражного управляющего и т.д.).

Существенное значение в ходе рассмотрения дела о банкротстве придается порядку и процедуре представления и утверждения арбитражного управляющего. И это оправданно, так как роль и значение арбитражного управляющего при проведении в отношении должника любой процедуры, предусмотренной законодательством о банкротстве трудно переоценить. Зачастую исключительно от его профессиональных решений и действий зависит эффективность проведения процедуры и ее результат.

Представление и утверждение кандидатуры арбитражного управляющего происходит в следующем порядке.

Кредитор (собрание кредиторов) или должник (в своем заявлении о банкротстве) [114] вправе назвать или конкретную фамилию арбитражного управляющего, которого они предлагают утвердить или называют СРО, из числа членов которой будет утвержден арбитражный управляющий.

Во втором случае, когда указывается СРО, арбитражный суд в названную СРО направляет запрос на представление этой СРО списка арбитражных управляющих для утверждения одной из кандидатур арбитражным судом.

После получении запроса арбитражного суда о представлении кандидатур арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) оповещает своих членов о поступившем запросе. После получения письменных согласий от арбитражных управляющих-членов СРО, она составляет список тех арбитражных управляющих, которые дали согласие на утверждение их в качестве арбитражного управляющего в отношении названного в запросе должника.

Далее из этого списка отбираются три кандидатуры в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в указанном запросе. Указанные три кандидатуры, располагаются в порядке уменьшения соответствия требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе и снижения уровня их профессиональных качеств. Саморегулируемая организация обеспечивает свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего. Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

Завершиться процедура отбора кандидатов должна не позднее чем через 5 дней, с даты получения запроса суда о представлении кандидатур. В этот срок СРО направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику список кандидатур.

Помимо сведений о профессиональных качествах представление саморегулируемой организации должно содержать мотивированное заключение о соответствии названных в нем арбитражных управляющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего перечисленным в запросе суда.

По вопросу утверждения арбитражного управляющего арбитражный суд проводит судебное заседание. В судебном заседании должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, из указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением, случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры, требованиям закона (например, при выявлении заинтересованности кандидата в отношении должника или кредитора.

Арбитражный суд утверждает арбитражным управляющим кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном СРО. При этом отведенные кандидатуры не учитываются арбитражным судом.

4. Основания и порядок прекращения полномочий арбитражного управляющего[115]

Прекращение полномочий арбитражного управляющего связано с тремя группами причин.

К первой группе можно отнести основания, которые с одной стороны не связанны с волей арбитражного управляющего и в то же время не вызваны нарушениями с его стороны или неэффективным проведением процедуры банкротства. К этой группе относятся случаи, когда арбитражный управляющий прекращает свои полномочия в связи с прекращением дела о банкротстве или в связи с завершением процедуры банкротства и назначением нового арбитражного управляющего на следующую процедуру. Основаниями служат акты арбитражного суда о прекращении дела о банкротстве и о введении определенной процедуры банкротства и утверждении нового арбитражного управляющего. В перечисленных случаях суд в своих актах не делает специального указания об освобождении арбитражного управляющего от своих обязанностей, так как это происходит не на основании акта суда, а в силу прямого указания закона.

Второй группой причин служит добровольное сложение управляющим своих полномочий произведенное им по различным мотивам. Основанием в этом случае является заявление арбитражного управляющего в арбитражный суд о досрочном прекращении своих полномочий. Закон безразлично относится к причинам такого действия арбитражного управляющего. Поэтому суд, не выясняя причин, по которым арбитражным управляющим подано заявление о досрочном прекращении полномочий, обязан его удовлетворить.

К третьей группе причин прекращения полномочий относятся случаи, связанные с ненадлежащим или неэффективным исполнением арбитражным управляющим своих обязанностей: неэффективная работа арбитражного управляющего, нарушение им действующего законодательства, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством Российской Федерации или обнаружение несоответствия арбитражного управляющего общим или специальным требованиям закона, предъявляемым к кандидатуре управляющего. Основаниями отстранения арбитражных управляющих служат:

ходатайства собрания кредиторов, поданные в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, установленных законом о банкротстве;

заявления саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, поданные в связи с исключением арбитражных управляющих из числа членов СРО;

ходатайство СРО об отстранении арбитражного управляющего-члена организации, в чьих действиях (бездействии) установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве);

жалоба лица, участвующего в деле о банкротстве на несоблюдение арбитражным управляющим правил профессиональной деятельности;

жалоба лица, участвующего в деле о банкротстве на неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющим обязанностей, при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки для должника или его кредиторов.

В случае освобождения или отстранения арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает нового арбитражного управляющего в порядке, установленном законом о банкротстве.

Арбитражный управляющий, освобожденный или отстраненный от исполнения обязанностей, обязан обеспечить в течение трех дней передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей вновь утвержденному арбитражному управляющему.

Определение арбитражного суда об освобождении или отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей подлежит немедленному исполнению. Несмотря на это такие определения могут быть обжалованы. Обжалование названных определений не приостанавливает их исполнения.

Не подлежат утверждению арбитражным судом в деле о банкротстве в качестве временных, административных, внешних или конкурсных управляющих арбитражные управляющие, которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам. [1]

В ст. 19 Закона о банкротстве достаточно широко определен перечень лиц, заинтересованных по отношению к должнику. Это лица, входящие с должником в одну группу и лица, аффилированные с должником.

Заинтересованными лицами по отношению к должнику-юридическому лицу, признаются также его руководители, члены совета директоров, главный бухгалтер, в том числе освобожденные от своих обязанностей в течение 1 года до момента возбуждения дела о банкротстве, и их родственники.

По отношению к должнику-физическому лицу заинтересованными лицами признаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга.

Таким образом, законодатель раскрыл понятие заинтересованности по отношению к должнику. Более сложным представляется вопрос определения заинтересованности по отношению к кредиторам и иным лицам.

В силу п. 4 ст. 20 Закона о банкротстве саморегулируемые организации арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с общими требованиями вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

Это означает, что СРО арбитражных управляющих вправе устанавливать в отношении своих членов дополнительные и не противоречащие закону требования.

Например, в одном из СРО арбитражных управляющих утвержден Порядок проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего и определения добросовестности, компетентности и независимости арбитражного управляющего (далее – Порядок).

Согласно Порядку, арбитражный управляющий соответствует критерию независимости в том числе, если он, находящиеся с ним в родстве или свойстве, и (или) их аффилированные лица:

  • не являются арбитражными управляющими кредитора или дебитора должника;
  • в течение последних трех лет не выполняли управленческие функции либо другие оплачиваемые работы в отношении должника;
  • не являются конкурентами или постоянными партнерами (поставщиками, подрядчиками, комиссионерами или иными контрагентами) должника;
  • не являются участниками юридического лица – должника, его кредитора или дебитора;
  • не являются кредиторами или дебиторами должника.

Таким образом, данным Порядком существенно расширены требования к независимости арбитражного управляющего, однако, применяются они не ко всем арбитражным управляющим, а только членам данного СРО.

Судебная практика определяет независимый характер деятельности арбитражного управляющего как отсутствие у него самостоятельного интереса в исходе дела о банкротстве, осуществление своей деятельности в интересах гражданского правового сообщества, объединяющего кредиторов, и должника.

Какие последствия влечет заинтересованность арбитражного управляющего?

Для цели участия в деле о банкротстве арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом. Это необходимо для того, чтобы исключить любой конфликт интересов между арбитражным управляющим с одной стороны и должником и/или кредитором — с другой.

При рассмотрении дела о банкротстве суд не может допускать ситуацию, когда полномочиями арбитражного управляющего обладает лицо, в наличии у которого должной компетентности, добросовестности или независимости имеются существенные и обоснованные сомнения.

Установление фактов, свидетельствующих о заинтересованности арбитражного управляющего по отношению к должнику или кому-либо из кредиторов, может служить как препятствием к его утверждению, так и причиной отстранения от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, если он уже был утвержден.

Тем не менее, судебная практика не обязывает суд самостоятельно проверять достоверность представленной информации о соответствии арбитражного управляющего предъявляемым к нему требованиям. [2]

Суд вправе проверить достоверность представленных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих (далее – СРО) упомянутых сведений в случае представления участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве лицом доказательств несоответствия арбитражного управляющего установленным требованиям, предложив СРО и кандидату в арбитражные управляющие представить документы, подтверждающие необходимое соответствие.

В связи с этим, особенно важным представляется право лиц, участвующих в деле о банкротстве, возражать против кандидатуры утверждаемого или уже утвержденного арбитражного управляющего и представлять доказательства его несоответствия в материалы дела.

Анализ судебной практики показал, что суды не часто признают заинтересованность арбитражных управляющих по отношению к должнику или кредиторам. Разберем, какие обстоятельства считаются достаточными для признания заинтересованности арбитражного управляющего, а какие, наоборот, не свидетельствуют о его заинтересованности по отношению к должнику и кредиторам.

Аффилированность через СРО

В делах о банкротстве допустимо доказывание не только юридической, но и фактической аффилированности[3].

Это означает, что для сбора доказательственной базы необходимо проверять заинтересованность арбитражного управляющего не только через формальные критерии, установленные в Законе о банкротстве, но и посредством установления иных обстоятельств.

Так, в одном из дел, суд выявил заинтересованность конкурсного управляющего по отношению к кредитору через членство в СРО арбитражных управляющих.

Из материалов дела следует, что руководитель и учредитель кредитора-заявителя по делу о банкротстве одновременно является членом коллегиального органа управления СРО, членом которого является утвержденный в деле о банкротстве арбитражный управляющий.

Выявив подобную взаимозависимость с кредитором, суд отстранил арбитражного управляющего[4].

В другом деле суд не увидел взаимосвязи арбитражного управляющего с должником или кредитором, указав, что факт членства конкурсного управляющего в определенном СРО, членами которой также являются иные арбитражные управляющие во всех делах о банкротстве юридических лиц, входящих в одну группу компаний с должником и подконтрольных одному бенефициару, не презюмирует арбитражного управляющего аффилированным или заинтересованным лицом по отношению к должнику или кредиторам. Принимая во внимание эти обстоятельства, отказывая в установлении взаимозависимости, суд указал, что решение собрания кредиторов о выборе СРО не оспаривалось лицами, участвующими в деле [5].

Таким образом, в случае несогласия с выбранной или утвержденной кандидатурой арбитражного управляющего, необходимо также оспаривать все документы, на основании которых будет принимать решение суд, в том числе решения собрания кредиторов.

Партнерские отношения до введения процедуры банкротства

Законодатель и судебная практика исходят из того, что арбитражный управляющий обязан исключать конфликты интересов в своей деятельности и не должен ставить под сомнение законность и обоснованность своих действий.

Например, в одном из дел судом установлено, что за несколько лет до введения процедуры банкротства должник-гражданин выступал поручителем по кредитному обязательству арбитражного управляющего. По решению суда с указанных лиц солидарно была взыскана задолженность по кредитному договору. [6]

Отстраняя арбитражного управляющего в деле о банкротстве, суд отдельно отметил, что при даче согласия на назначение в качестве финансового управляющего должника, последний не указал сведения о том, что ранее он и должник вели предпринимательскую деятельность в одной отрасли и у них сложились партнерские отношения.

В действительности, подобное поведение арбитражного управляющего приводит к нарушению прав кредиторов.

Взаимозависимость через доверенность

По общему правилу, суды не считают свидетельством заинтересованности управляющего по отношению к кредитору тот факт, что арбитражный управляющий являлся представителем кредитора по доверенности (или наоборот) в деле о банкротстве[7].

Из судебной практики следует, что представление интересов арбитражного управляющего и кредиторов одним и тем же лицом безусловно (без анализа всей совокупности действий арбитражного управляющего) не свидетельствует однозначно о наличии заинтересованности арбитражного управляющего по отношению к тому или иному кредитору[8].

Однако, встречаются дела, где подобные обстоятельства исследуются более тщательно.

В одном из дел суд признал фактическую аффилированность арбитражного управляющего по отношению к кредитору, обусловив это тем, что представитель кредитора в другом деле о банкротстве представлял интересы действующего арбитражного управляющего, что явилось основанием для его отстранения. Суд также установил, что данный арбитражный управляющий осуществляет свои полномочия не только в рамках банкротства одного должника, но и в делах о банкротстве иных юридических лиц, входящих в одну группу с должником, где был выявлен ряд нарушений. [9]

Как указывают суды, выявление подобных обстоятельств может повлечь за собой возможный конфликт интересов, где личная заинтересованность арбитражного управляющего влияет на объективное исполнение им своих обязанностей и при которой возникает противоречие между личными и законными интересами лиц, участвующих в деле о банкротстве, способное привести к причинению вреда законным интересам таких лиц, а также интересам общества.

Однако, в некоторых случаях, выдача доверенности арбитражным управляющим должнику может быть признана обоснованной.

При рассмотрении спора об отстранении арбитражного управляющего в связи с выдачей доверенности на имя бывшего руководителя должника арбитражный управляющий представил доказательства, подтверждающие этому объективную и социально значимую необходимость.

Защищая свою позицию конкурсный управляющий указал, что к нему обратился кредитор с просьбой оформить трудовые отношения и выдать доверенность бывшему руководителю должника, ввиду того, что он имеет компетенцию в сфере управлением предприятием.

Мотивы и цель, побудившие кредитора обратиться с таким предложением, состояли в том, что кредитор и жители города нуждались в технологических ресурсах, которые обеспечивает предприятие должника (тепло и горячая вода). Возможные технологические аварии, которые могли бы произойти без надлежащей подготовки предприятия перед отопительным сезоном, нанесли бы ущерб для кредитора. В связи с этим, обращение к управляющему носило исключительно социальный характер и было обусловлено тем, что бывший руководитель знаком со спецификой деятельности предприятия.

Оценив данный довод суды пришли к мнению о том, что в данном случае факт выдачи конкурсным управляющим доверенности не свидетельствует о заинтересованности арбитражного управляющего по отношению к кредиторам, бывшему руководителю должника[10].

В разных делах предлагается одна и та же кандидатура арбитражного управляющего

Как указал суд, тот факт, что ранее в деле о банкротстве другого должника по заявлению того же кредитора был утвержден один и тот же арбитражный управляющий не свидетельствует о сговоре арбитражного управляющего, должника и иных кредиторов[11].

Отсутствие опыта ведения дел о банкротстве, единый адрес и бланки писем

В одном деле[12] суд не признал обстоятельством, свидетельствующим об аффилированности, факт вступления арбитражного управляющего в члены СРО за пять дней до подачи заявления в суд о его назначении в дело о банкротстве.

Также суд не признал достаточным и факт того, что адреса регистрации нового и отстраненного арбитражного управляющего практически совпадают (соседние дома).

Еще одним доводом, который не принял суд было то обстоятельство, что почерк на конвертах, направленных в адрес должника в период осуществления своих полномочий арбитражным управляющим, совпадает с почерком супруги одного из кредиторов, а бланки вновь назначенного арбитражного управляющего совпадали с бланками отстраненного.

Суд указал, что само по себе место жительства финансового управляющего в одном районе с кредиторами и иными лицами в деле о банкротстве, а также особенности оформления документации по делу о банкротстве, не является основанием к его отстранению и не указывает на аффилированность группы лиц. Законодательство о банкротстве не устанавливает каких-либо специальных требований для бланков арбитражных управляющих и их обязательного различия между разными арбитражными управляющими.

Из приведенной практики следует, что в последнее время суды стали более тщательно подходить к рассмотрению вопроса о заинтересованности арбитражного управляющего, с учетом обстоятельств конкретного дела, стараясь не допускать при этом недобросовестных действий со стороны участников дела о банкротстве и запрета на профессию.

[2] Пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

[4] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 № 09АП-76012/2019 по делу № А40-256683/2018.

[5] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 № 09АП-16305/2021 по делу № А40-59461/2017.

[6] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 № 17АП-2492/2021(1)-АК по делу № А60-35482/2019.

[7] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 № 13АП 4513/2020 по делу № А56-60435/2016.

[8] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 № 13АП-8376/2021 по делу № А56-143540/2018.

[9] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2019 № 20АП-5540/2019 по делу № А23-6717/2018.

[11] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 № 09АП-24889/2021 по делу № А40-175617/2019.

[12] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 № 09АП-34676/2020 по делу № А40-29757/2018.

[11] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 № 09АП-24889/2021 по делу № А40-175617/2019.

[12] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 № 09АП-34676/2020 по делу № А40-29757/2018.

Статья 20. Арбитражные управляющие

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 20

1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 429-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

3. Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

5. В период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.

Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.

С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2 - 4 настоящей статьи, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

6. В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов. В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены.

8. Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.

9. Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

10. В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

11. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с:

нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации;

нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего (в том числе о возмещении причиненных им убытков), его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.

(п. 12 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В случае, если в отношении арбитражного управляющего, подавшего в саморегулируемую организацию заявление о выходе из этой саморегулируемой организации, возбуждено дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о прекращении членства такого арбитражного управляющего принимается после завершения рассмотрения возбужденного в отношении такого арбитражного управляющего дела о применении к нему мер дисциплинарного воздействия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: