Эта палата считает что у молодежи казахстана есть моральные обязательства перед государством

Обновлено: 26.04.2024

В современном обществе проблема само­определения и самоутверждения личности молодого человека является сверхактуальной и приоритетной задачей государства. Молодежи Казахстана необходимо помочь четко обозна­чить пространство для приложения своего интеллектуального и инновационного потен­циала. В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева « Новоедесятилетие - новый эко­номический подъем - новые возможности Казахстана » определено, « молодежь - основа будущего, получит новые возможности строить свое будущее » [1].

В настоящее время происходит расширение инвестиций в собственный человеческий капи­тал, вложение капитала в самого человека. Чело­веческий капитал определяется как образова­тельный, социальный ресурс человека, его культурный потенциал. В быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапли­вать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Молодежь выступает как совокупность воплощенных в нем ценных ресурсов - знаний, способностей, мотиваций, навыков к восприятию и продуцированию ин­формации, полученных в процессе образования, самообразования, практической деятельности.

Фундаментом миропорядка современного бытия в глобализирующемся мире является гуманистически-ориентированная культура. В современных условиях молодежь Казахстана отличается большей мобильностью и избира­тельностью в своем отношении к миру ценнос­тей, поиском себя, своей индивидуальности. Современная шкала ценностей осложняется изобилием выбора, в системе ценностных ориентаций проявляются ситуативные и долго­временные представления молодежи. Молодежь восприняла ценности рынка, поставив популяр­ность жизненных стратегий социального успеха на первые места: среди целеполагающих цен­ностей молодежи доминирует образование, которое оказывается на самых верхних ступенях иерархии, а также принцип индивидуального планирования собственной жизни самим чело­веком, личная инициатива, ценность свободы личности, ее суверенитет, свободная конкурен­ция, плюрализм, важность влиятельных друзей и знакомых, помощь «нужных» людей, гедо­нистические ценности, прагматизм. Экономиче­ский, духовный кризис породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации среди молодых людей, и не следует думать, что ситуация разрешится сама по себе, в этих реалиях необходимо вовлекать молодежь Казахстана в общественную жизнь социума, общество нуждается в жизненных силах, свежих идеях. В лице современной молодежи в казах­станском обществе сформировался абсолютно новый культурный тип, существенно отличаю­щийся от прежних поколений: сформировался слой молодежи с новыми ориентирами, цен­ностными установками на достижение успеха, рациональным экономическим поведением. В этом плане, на своих многочисленных встречах с молодежью Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире» [2].

Образ культуры и мышления современной казахстанской молодёжи станет типичным для нашей социокультурной действительности уже через несколько лет. По природе своей молодежь значима для общества, это тот чело­веческий капитал, инновационный, стратеги­ческий ресурс общества. Молодежь в настоящее время воспринимается как субъект истории, в которой общество воспроизводит себя на каждом следующем этапе собственного разви­тия, ей не отводится второстепенная роль, напротив, возросла ее статусная позиция. Отводя ей позитивную роль, связывая с ней прогрессивные перемены, нельзя не обращать внимания на то, что она является носительницей социальной нестабильности, ее потенциал может иметь разную направленность: от позитивно-созидательной, конструктивной до экстремистско-революционной. В этом ключе необходимо помочь молодому поколению усвоить мировоззренческие представления о том, что полезно освоить, важно выработать, разрешено осуществлять в практической дея­тельности, показать негативные стороны жизни, что является вредным для здоровья, жизни в целом, запрещено претворять в личностных поступках.

Высокий динамизм общества, большой поток информации, сложные отношения между людьми требуют постановки вопроса о компе­тенции в образовательном процессе, которой должна овладеть современная молодежь.

Ключевые компетенции современной молодежи: способность учиться всю жизнь:

«непрерывная модель образования», «образование всю жизнь»;

личностный рост: самообразование, активизация внутренних ресурсов, выстраивание жизненной стратегии; развивать в себе высокий коммуникативный уровень:

парт­нерские отношения в команде, уважение к представителям различных культур, религий, профессий и т.д.;

овладеть в совершенстве род­ным и иностранными языками; владеть навы­ками информационной технологии: уметь ис­пользовать новые технологии информации, работать с документацией, упорядочивать и классифицировать их, пользоваться моделирую­щими и вычислительными приборами.

Культ знания, стремление к знанию - верх­няя ступень в иерархии ценностей современного молодого человека. Образование выступает в современном обществе как одна из главных ценностей, эталон времени - высокообразован­ная, конкурентоспособная личность. Здесь налицо совпадение интересов молодежи и госу­дарства, ведь только образованная нация в дальнейшем успешно будет решать задачи социума. Об этом концептуально изложено в актовой лекции, прочитанной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Казахском национальном университете им. аль-Фараби «Казахстан в постиндустриальном мире: интеллектуальный прорыв в будущее»: «Перво­степенная задача современной системы образо­вания - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориен­тироваться в информационных потоках» [3]. Особый приоритет в сфере образования в Казахстане в настоящее время отводится проектам «Интеллектуальные школы», програм­ме «Балапан», «Ауыл жастары». Реализация инновационного проекта «Новый Международ­ный университет имени Н.А. Назарбаева» будет способствовать формированию в стране совре­менной модели интеграции образования, науки и производства, в создании эффективной академической среды.

Молодой человек XXI в. должен четко определить для себя приоритетные ценностные установки, тренды, которые помогут ему реализоваться в жизни, выстроить собственную ценностную планку, иерархическую лестницу предпочтений. Каждому необходимо реализо­вать личностный потенциал, имеющиеся способности, стать полноправным членом общества, здесь, не последнюю роль играет фактор, что, молодой человек ощущает себя частью социума.

Первыми социальными трендами, проник­нувшими с Запада, были институты субкультур, в основном определявшимися многочислен­ными музыкальными стилями и направлениями.

В дальнейшем появилось новое модное понятие в молодежной среде, которое обознача­лось «кулхантингом» - выявление новых, оригинальных, креативных трендов и стилей, соответствующих вкусам и предпочтениям молодежи. Современные кулхантеры выявляют, анализируют ростки новых явлений, течений, которые зарождаются в массах.

С началом социально-экономических преобразований перед казахстанской моло­дежью встали новые задачи, решение которых требует от каждого молодого человека личност­ного миропонимания и следование им в своей жизни.

  1. Тренд «Блестящее, качественное образо­вание» - национальный проект казахстанского общества. Образование - высшая ценность, приоритет мировоззренческих установок моло­дого поколения, это и мотивационная и культур­ная составляющая социума, человеческий капи­тал, путь преодоления финансового и духовного кризиса.
  2. Тренд «Креативная, мобильная личность» - успешная, динамичная, инновационная экономика Казахстана будет создана на основе воспитания креативных, мобильных личностей, способных генерировать и реализовывать новые компетентностные идеи, умеющих находить и принимать нестандартные решения, имеющих желание к творческой самореализации внутрен­них ресурсов человека, воплощение их в жизнедеятельности.
  3. Тренд «Конкурентоспособная, профессио­нальная личность» - стратегическая задача государства. Данный тренд предполагает воспитание людей новой формации нацеленных на достижение успеха. В условиях рыночных отношений - профессионал в определенной области, высококонкурентоспособная личность, четко определяющая цель деятельности, умею­щая прогнозировать варианты, умеющая выби­рать наиболее рациональный и нравственно оправданный путь, способствующий развитию профессиональной и жизненной карьеры.
  4. Тренд «Высокая информационнаякультура» - современный уровень овладения новыми информационными технологиями, умение человека систематизировать, анализи ровать, перерабатывать колоссальную информа ционную базу, доступную человеку XXI века, использование ее данных в морально - эти ческом аспекте для личностного и профессио нального роста.
  5. Тренд «Четкая жизненная стратегия» -целостное и многоаспектное образование необходимых компонентов в выстраивании мировоззренческих ориентиров индивида, включающей в себя: жизненное целеполагание основных ориентиров, выстраивание определен­ной жизненной концепции человека, наличие конкретных ценностных ориентаций, готов­ность к преодолению жизненных коллизий и трудностей, желание извлекать уроки из вре­менных неудач и проявлять инициативу, адек­ватно оценивать результаты и т.д.
  6. Тренд «Высокая компетентность»: в содержание данного тренда включены следую­щие аспекты: проблемно-практический - адек­ватное понимание ситуации каждым человеком, постановка и выполнение целей, задач, норм в определенной профессиональной области; смыслосодержательный - способность индиви­да содержательно реализовать жизненную стра­тегию, желание к непрерывному выявлению своих неограниченных возможностей для личностного роста; аксиологический - способ­ность личности адекватно оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных и обще­значимых ценностей.
  7. Тренд «Личностный рост» - процесс внутренних изменений, самосовершенствова­ния, преодоления конфликтов (внешних, внут­ренних), выявление личностного потенциала, не имеющего логического завершения, реализация обозначенных задач.

Конкурентоспособность государства в значительной степени определяется его возмож­ностью и способностью по сравнению с други­ми государствами: формировать у молодежи прогрессивные, общественно значимые цен­ности и доминирующие ценностные ориентации на самоконструирование жизненной стратегии жизни, самосовершенствование и самоменедж­мент.

В связи с этим представляется, что главной задачей современной молодежной политики должно стать создание условий для расширения возможностей молодого поколения в участии жизни общества и направления молодежного потенциала на развитие Казахстана, обеспече­ния должного уровня ее конкурентоспособ­ности. Прагматичность современной молодежи требует инновационных подходов к молодежной работе. Существует необходимость разработать методы, предполагающие переориентацию ценностных установок молодежи с карьерно-потребительского на творческо-созидательное отношение к самому себе и обществу.

Молодежь, как поколение, вступающее в жизнь, проявляет особый интерес к собст­венному будущему. Молодое поколение верит в свои возможности, четко знает, какие знания и умения могут стать ему полезными в будущем.

Современная молодежь Казахстана является субъектом истории, казахстанское общество открыло его для себя как социальную ценность особого рода. Нынешняя молодежь исклю­чительный и важный фактор перемен, носитель новых идей. В связи с этим и необходима современная государственная молодежная политика, отвечающая запросам XXI века.

Новая философия формирования молодеж­ной государственной политики Казахстана исходит из современных реалий. Приоритет­ными для молодежной государственной политики Казахстана должны стать: раскрытие индивидуальных способностей молодежи к выполнению общественно значимых социаль­ных ролей; выработка позитивного отношения молодежи к браку, подготовке молодежи к семейной жизни, материнству; развитие новых досуговых практик, влияющих на интеллек­туальное, нравственное самочувствие совре­менной молодежи.

Назарбаев Н.А. Послание Президента Казахстана: Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана // Казахстанская правда. - 2010. - 30 января.

Назарбаев Н.А Актовая лекция Президента РК. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. - Алматы: Казак, университеті, 2009. - С. 20.

Молодежь: права, обязанности, ответственность

В последнее время все больше обсуждаются темы защиты прав гражданина и человека, а также вопросы основ правового статуса личности людей того или иного государства. И связано это с тем, что любое государство устанавливает и гарантирует возможности, правомочия, потенции действий в различных сферах и направлениях деятельности не только человека и гражданина, а индивида – отдельного человека с его индивидуальными особенностями. При этом государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной законом сфере или области. Основой же правового статуса личности человека являются его права – обладание ими, гарантии и реализация этих прав, а также их законная защита и восстановление при нарушении.

Почему молодежь должна знать о своих правах?

Молодой… Молодежь… С чем ассоциируем мы эти понятия? С молодостью и свежими мыслями, силами, амбициями и стремлениями идти только вперед? Или, наоборот, с неопытностью, незащищенностью и неопределенностью что делать и как быть дальше?

Молодежь – это действительно будущее, это чаяния и надежды не только родителей, но и всего государства. При этом в понятие грамотная и современная молодежь вкладываются такие основные характеристики, как грамотность, образованность, активность, мобильность, новаторство, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность, и еще масса различных качеств. Но именно правовая грамотность дает некие перспективы и гарантии правовой защищенности и полноценной личностной самореализации при реализации основных конституционных прав и свобод молодого человека и гражданина.

На сегодняшний день, молодежь все еще остается социально уязвимой группой населения, и в первую очередь, ввиду своей возрастной принадлежности: отсутствия жизненного опыта, незнания своих прав, обязанностей, возможностей, неосознания всей полноты и серьезности нести ответственность за несоблюдение или переступление черты закона.

Поэтому очень важно знать о том, что в основном законе Республике Казахстан - Конституции РК от 30.08.1995 года всем гражданам РК гарантированы основные права, свободы и обязанности человека и гражданина: права личные, социально-экономические, культурные и политические. Ведь личные права – право на жизнь – мы приобретаем только появившись на свет. Личные права – это право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.

Права культурные и социально-экономические проникают в нашу жизнь с момента взаимодействия с окружающим нас миром, обществом. Это те права, которые дают возможности человеку действовать в экономической, социальной и культурной сферах общественной жизни. Иными словами, это права, которые дают человеку возможности удовлетворять свои потребности и реализовывать свои инициативы в различных направлениях. Они касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха за свой сегодняшний и будущий день, от нужды. К социально-экономическим правам относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; на достойный уровень жизни; право на частную собственность, свобода предпринимательства, право на охрану здоровья и др.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социума. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в культурной жизни общества; право на творчество, и др.

И особой группой прав можно выделить права политические, которые дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством. Их отличительной чертой является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия. Это право на управление делами государства; свобода передвижения; свобода слова; право на мирные собрания; право на создание союзов и объединений, право избирать и быть избранным, и др.

Когда мы несем ответственность?

Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности - конституционные, гражданские, семейные, трудовые, и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере приобретения дееспособности - способности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

В ст. 12, ст. 34-39 Конституции РК содержат нормы, регламентирующие обязанности гражданина и человека. А с возрастом у каждого гражданина и человека появляется ответственность, в том числе и перед государством за нарушение, неисполнение закона, неправомерное поведение, и пр.

Общая ответственность наступает в 18 лет. Однако в законах РК имеют место случаи наступления ответственности с 14 лет. Ответственность может быть гражданской, уголовной, административной и т.д.

Если ваши законные права, свободы и интересы нарушены, вы можете защитить и восстановить их в судебном и внесудебном порядке.

Внесудебная защита прав - это обращение в государственные, уполномоченные, ведомственные органы в целях реализации, восстановления и защиты прав, свобод и законных интересов. Порядок и процедуры подачи и рассмотрения обращений регулируются Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12.01.2007 г. Формы обращений могут быть разными: заявление, обращение, запрос, предложение, жалоба, ходатайство, и т.д.

Судебная защита и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов осуществляется путем обращения в судебные органы РК. Задачами гражданского судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, государства и организаций, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.

Вопросы защиты прав в суде регулируются Гражданско-процессуальным Кодексом РК. Для обращения в суд необходимо подать заявление (исковое заявление) установленной формы с приложением документов, необходимых для объективного и полного рассмотрения вашего обращения.

В современном мире молодежь считается потенциально перспективным «ресурсом». И это неоспоримо. Молодость – это, в первую очередь, возможности идти только вперед, с реализацией и внедрением в жизнь новых идей и проектов. Перед молодыми – тысячи открытых дорог, среди которых важно выбрать лишь одну – верную, открытую, перспективную. Нелегко понять – твоя ли она, эта дорога, когда столкнешься с трудностями и сделаешь шаг назад…Но важно всегда помнить, что твой путь – это твое право. Право быть успешным и независимым, право покорять вершины или покориться им, право самому решать, каким быть твоему городу, государству, или же просто остаться в стороне. Но право на жизнь – право быть здесь и сейчас – определяет многие «ступени лестницы» твоего пути – иметь права, нести обязанности и ответственность.

Фото с сайта en.egemen.kz

Фото с сайта en.egemen.kz

Молодёжь в бывших странах СССР в основном либо не участвует в политической жизни страны, либо поддерживает власть.

Принято считать, что казахстанская молодёжь не участвует в политике, однако это не так. Судите сами. Две тысячи студентов и студенток встречали Нурсултана Назарбаева в аэропорту в Алматы. Волонтёры молодежной организации "Лига волонтеров" собрали 100 тысяч подписей в поддержку строительства горнолыжного курорта Кок-Жайляу, против которого выступают экологи и городские активисты. На праздновании Наурыза молодые парни и девушки мешали работе журналистов, снимавших протест астанчан против переименования города. Повторяя фразу "Никакого негатива! Наурыз", они загораживали собой камеры. По имеющимся сведениям, это были волонтёры организации "Астана жастары", функционирующей при акимате столицы.

Молодые люди принимают участие в политике, просто не так, как бы того хотелось либерально настроенной общественности. Собственно, молодёжь (и не только) действует в соответствии с существующей политической конструкцией.

Политическое устройство в этом смысле определяет, пожалуй, главное: кем будет молодёжь в своей политической деятельности – объектом или субъектом. Исторические примеры показывают, что быть субъектом, то есть самостоятельно определять повестку дня, легче всего в демократических государствах, в которых не только молодёжь, но и граждане вообще обладают субъектностью. И наоборот, чем более закрытым и тоталитарным является общество, тем выше шанс растерять любую самостоятельность, превратившись в инструмент властей.

От костров Ренессанса до хунвейбинов Мао

Эпоха Просвещения знает много ярких моментов, одним из которых является падение светской власти клана Медичи во Флоренции и установление теократической власти монаха Джироламо Савонаролы. Благодаря своим проповедям и обличениям светских и духовных властей, он снискал большую популярность, и когда в Италию вторгся французский король Карл VIII, поддержавший его, Савонарола де факто захватил власть в городе.

Статуя Джироламо Савонаролы

Нужно сказать, что эта власть удерживалась не только силой авторитета проповедника. На его службе были тысячи детей, из которых он создал своеобразную полицию нравов. Тут следует сказать, что "детьми" в XV веке называли молодых людей вплоть до 20 лет. Одетые в белое "банды невинных" или "белых рубашек" имели право вторгаться в любые дома, которые они обыскивали на предмет наличия предметов роскоши. Найденные музыкальные инструменты, украшения, книги и картины, которые считали непристойными, сжигались. Они громили таверны и запрещали азартные игры. Одним из действенных методов преследования политических врагов Савонаролы было обвинение в содомии – на пике власти с 1495-го по 1497-й молодые люди обвинили более 700 человек в содомии, которая наказывалась общественными работами, позорным шествием по улицам; обвиненных иногда клеймили или даже сжигали. Группировки подростков внушали такой страх горожанам, что с ними никто не хотел связываться.

Спустя почти 500 лет дети снова стали инструментом террора. Только теперь место действий – не итальянский город-государство, а огромная Китайская народная республика под управлением Мао Цзэдуна.

5 августа 1966 года председатель Мао заявил, что пришла пора борьбы с внутренними врагами, которые не хотят принимать коммунистическую идеологию и жаждут реставрации буржуазного строя. В тот же самый день 17-летняя Сун Биньбинь повесила в своей школе призыв атаковать учителей-контрреволюционеров. Вдохновлённые этим призывом друзья Сун поймали директора школы, долго мучали её, а затем забили палками до смерти. Через несколько дней, 18 августа, Мао Цзэдун принял первый парад детей-хунвейбинов – этот день принято считать началом так называемой "культурной революции", целью которой было уничтожение политических оппонентов. За следующий месяц только в Пекине дети убили 1722 человека, изъяли имущество более, чем у 33 тысяч граждан, а 85 тысяч изгнали из города. Говоря об итогах "культурной революции" обычно говорят о 100 миллионах пострадавших, миллион из которых был убит. Таких масштабов удалось добиться благодаря популярности движения – к концу 1966 года число хунвейбинов насчитывало 20 миллионов человек.

Танец верности, исполняемый молодой участницей движения хунвэйбинов

Как и Савонарола, Мао Цзэдун дал детям большое количество полномочий, более того, полиции было приказано не мешать, а наоборот, помогать и информировать хунвейбинов. А для того, чтобы юных палачей ничто не отвлекало, правительство на полгода отменило занятия в школах.

Сами хунвейбины тоже закончили плохо, когда их разгул стал выходить из-под контроля, против них была направлена армия. Лидеры движений были казнены, отряды разогнаны. Сейчас, спустя много лет, бывшие хунвейбины каются в совершенных преступлениях, уверяя, что действовали будто бы под гипнозом.

Свобода своими руками

В то же самое время, когда школьники и студенты в Китае убивали своих учителей, ученых, артистов и журналистов, во Франции проходили знаменитые студенческие волнения 1968 года. Уставшие от затянувшегося правления генерала де Голля, недовольные ростом безработицы, государственной монополией в СМИ, да и вообще большим влиянием госмонополий в экономике, студенты и студентки как будто лишь ждали повода, чтобы выразить своё недовольство. Повод представился, когда в 1966 году было объявлено об университетской реформе, которая пришлась студенчеству не по душе. К 1968 году акции протеста студенчества привели к тому, что против них были направлены силы полиции.

Дальнейшие события хорошо известны – к студентам примкнули члены рабочих профсоюзов, на улицах строились баррикады, а главным оружием против полиции были булыжники, выкорчеванные из мостовых. Другой формой борьбы стали массовые забастовки – по всей стране останавливались заводы, и к концу мая бастовали 10 миллионов человек по всей республике. И хотя Шарлю де Голлю удалось выйти из ситуации победителем, уже через некоторое время он был вынужден уйти в отставку.

Значение студенческих протестов, прокатившихся не только по Франции, но и по ряду других европейских государств сложно переоценить – они стали символом послевоенной либерализации, изменения консервативного курса общества на большую открытость, свободу и разнообразие.

События, происходившие в Китае и во Франции в одно и то же время, объединяет лишь активное участие молодёжи в политике, на этом все сходства заканчиваются. В одной стране действия молодёжи привели к одной из крупнейших гуманитарных катастроф, в другой – к свободе. Но самое главное отличие заключается именно в той политической модели, которая обусловила субъектность или объектность молодёжи. Именно политическое устройство определяет, будут ли студенты инструментом политиков или же у них будет возможность самим определять политическую повестку.

Этот тезис подтверждается в наше время на примере международного политического школьного движения "Пятницы ради будущего" (Fridays for Future). Оно началось с одиночного пикета шведской школьницы Греты Тунберг, которая устроила забастовку возле здания шведского парламента. Школьница требовала власти обратить внимание на проблему глобального потепления.

"Зачем учиться для будущего, которого может не быть? Зачем тратить много усилий, чтобы стать образованными, если наши правительства не слушают образованных?", – это основная мысль девочки, к которой постепенно стали присоединяться другие школьники не только по всей Швеции, но и в других странах, преимущественно демократических.

Наибольший размах акции пришелся на 15 марта, когда в школьной забастовке приняли участие 1,4 миллиона человек из 2000 городов. Основные участники из стран Европы, Австралии, США и Японии. Если говорить о постсоветском пространстве, то акцию 15 марта поддержали сотни школьников в Латвии и более ста в Украине. В Казахстане и в других странах ближнего зарубежья забастовка не только не проводится – о ней даже знают немногие. Политические условия в подавляющем большинстве стран бывшего СССР не предполагают молодежной субъектности, её политическая жизнь проходит либо в форме неучастия, либо в поддержке властей.

Надежда Нурсултана Назарбаева

Ученая Марлен Ларуэль в статье "Назарбаевское поколение. Казахстанская молодёжь, трансформация национальной идентичности и её политические последствия" указывает, что молодые люди достаточно консервативны – верят в семейные ценности, брак, хотят иметь детей, быть здоровыми и жить в достатке. Она опирается на исследование фонда Фридриха Эберта и коллективное исследование, выполненное Алмасом и Барбарой Жунисбай, а также Данияром Косназаровым.

Молодёжь, выросшая в независимом Казахстане, впитала в себя дух либеральной экономики; это значит, что они в большей степени индивидуалисты, их меньше беспокоит социальное неравенство и они в меньшей степени, чем более старшее поколение, поддерживают государство в борьбе с социальным неравенством. Но видимо вследствие того, что в Казахстане строилась либеральная модель экономики без соответствующей либеральной политики, это отразилось и на взглядах молодёжи. Данные исследования Глобальных ценностей в 2011 г. показали, что поколение от 18 до 29 в меньшей степени поддерживали концепцию демократических ценностей, чем даже поколение старше 50 лет (84 и 90 процентов соответственно). При этом исследование показало явный запрос на "сильного лидера".

Исследование Алмаса и Барбары Жунисбай также показывает, что молодежь в возрасте от 18 до 29 реже выражает поддержку демократическим ценностям, чем более старшее поколение. И если в среднем по стране 87 процентов считает, что необходимо более критически относиться к действиям лидеров, среди молодежи такое мнение разделяет лишь четверть. Менее 10 процентов обсуждают политику с друзьями или с семьёй.

Похожие результаты показывает исследование фонда Фридриха Эберта "Молодежь Цетральной Азии. Казахстан". Респондентов спрашивали, что они считают важным в своей жизни. Заниматься политикой важным считают 17,8 %, не таким важным 44,6, а совсем не важным 34,5 %. На вопрос, как они относятся к участию в мероприятиях и гражданских инициативах 21,6% ответили, что это важно 47,1 %, что не так важно, а 26,1 %, что совсем не важно. Другой показательный вопрос касался волонтёрской деятельности. На вопрос "Занимались ли вы волонтёрской деятельностью, за которую не получали оплату за последние 12 месяцев" положительно ответили всего 9,3 %, тогда как 89,1 % бесплатной волонтёрской деятельностью не занимались.

Все перечисленные данные показывают, что Казахстан совсем не исключение, и политическая активность молодёжи зависит от существующего политического устройства. Молодёжь все-таки – это часть общества, и если мы утверждаем, что в казахстанском обществе растут патерналистские настроения, то почему как-то иначе должно быть в случае с молодёжью?

Мы видим, что молодые парни и девушки действуют в фарватере существующих возможностей. Одни готовы участвовать в Лиге волонтёров, в молодёжных крыльях партий, в организациях при акиматах, поскольку на их взгляд это возможность приблизиться к кругу чиновников и найти среди них свое место.

Вот, например, как это произошло с Арнуром Ахметжановым: "Прошёл отбор на ЭКСПО из города Алматы. Затем я втянулся в волонтёрскую деятельность. Вначале я был простым волонтёром, как все. Потом поднялся на ступеньку координатора, то есть я уже смог координировать многие мероприятия волонтёров. Затем меня пригласили и предложили должность заместителя председателя (Лиги волонтёров – Авт.)".

Другие хотят, чтобы их оставили в покое и дали доучиться и получить диплом. Поэтому, когда в вузы от акиматов приходит задание поменять аватарки в соцсетях на логотип "Года молодёжи", подписать заявление против рекламного агентства или петицию за строительство "Кок-Жайляу", они это делают. Здесь можно говорить о политической пассивности, но ни в коем случае – о том, что молодёжь не участвует в политике.

Конечно же казахстанская молодёжь – объект. Её используют нынешние власти и её хотели бы использовать те, кто этой власти оппонирует. К сожалению, нынешняя политическая реальность не предполагает даже российского сценария, где одновременно с пропутинскими участниками всероссийского форума "Селигер" есть участники митингов школьников и студентов, выступающих против политики властей.

У казахстанской молодёжи нет собственной повестки, поскольку этого не позволяет текущая политическая система. Однако вот что интересно, на вопрос "Если бы у вас был шанс, участвовали ли бы вы лично в развитии вашей страны?" 60 % молодых граждан и гражданок, как гласит исследование фонда Фридриха Эберта, ответили: "Обязательно бы участвовал".

Таким образом, определённый запрос на участие в жизни собственной страны есть. Для его реализации нужны другие политические условия. Правда, ответственность за их создание, как ни парадоксально, лежит на активистах и активистках более старшего поколения, которые обладают знаниями процедур и желанием участвовать в политике.

На современном этапе большую роль в развитий любой страны играет молодежь, поскольку она определяет будущее развитие общества в целом.Роль молодежи заключается в преемственности социальной культуры, и построении общества. А так же внедрений проектов в дальнейшей реализаций многих социальных, политических и культурных программ.

Молодѐжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учѐными молодѐжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определѐнных сферах жизни социума.

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодѐжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодѐжи — 14-16 лет, высшая — 25-35 лет.Молодѐжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает еѐ от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несѐт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодѐжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодѐжь как особая возрастная и социальная группа всегда по- своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодѐжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги в СССР и постсоветском

Молодѐжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции

Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: Молодѐжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодѐжи:

Молодость как определѐнная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но еѐ конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Результаты некоторых исследований показывают, что молодѐжь в целом политична. В выборах участвует более половины молодых людей, многие из молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой.[3] При чем и политика интересуется молодѐжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний. Как показал опыт, активное вовлечение молодѐжи в избирательный процесс было актуальным и принесло высокие результаты. Организаций партий Жас Отан» способствовали поддержанию интереса в области политики.

Жас Отан» (каз. жас — молодой, молодѐжь, каз. Отан — Отечество) — молодѐжное крыло Народно-демократической партии «Нур Отан», которое было создано в форме общественного объединения на I съезде «Жас Отана» 14 мая 2008 года в Астане. Организация имеет филиалы во всех областях страны, городах Астане и Алма-Ате, а также отделения на районном и городском уровне. В центральный совет молодѐжного крыла «Жас Отан» входят депутаты мажилиса парламента Казахстана, маслихатов всех уровней, лидеры молодѐжных НПО, молодые спортсмены и деятели культуры. Численность организации на 2010 год составляет более 170 тысяч членов.

Молодѐжное крыло «Жас Отан» разделяет и поддерживает идеи Народно-демократической партии «Нур Отан»[27]. Заявленная миссия организации — консолидация молодѐжи Казахстана на основе платформы политики президента страны с целью обеспечения модернизационного рывка в развитии страны, цель — создать сильную и авторитетную политическую молодѐжную организацию, способную вести за собой молодѐжь.Для выполнения заявленной миссии и достижения основной цели «Жас Отан» поставил ряд первоочередных задач, которые определяют основные направления работы организации:

Консолидация молодѐжи в поддержку политики президента страны. Данная задача подразумевает обеспечение объединения молодѐжи страны на государственно-патриотической основе, разработку комплексных мер по повышению уровня доверия молодѐжи к партии «Нур-Отан», дальнейшее укреплению авторитета президента страны в молодѐжной среде.

Создание эффективной системы развития молодежи. В рамках этой задачи организацией разработан комплекс мер, с целью обеспечить эффективное участие молодѐжного крыла «Жас Отан» в процессе обретения молодыми гражданами страны опыта социально- экономической, гражданской, политической и другой общественно- значимой активности.

Защита прав и интересов молодѐжи — обеспечение полноты и качества реализации прав и государственных гарантий для молодѐжи, предусмотренных действующим законодательством.

Расширение социальной базы НДП «Нур Отан» через вовлечение широких слоѐв молодѐжи в деятельность молодѐжного крыла «Жас Отан».. Формирование кадрового резерва для партии и государственных органов. Задача подразумевает создание системы выявления, подготовки и рекрутирования молодых лидеров, способных стать кадровым пополнением для партии «Нур Отан» и государственных органов власти.

Даулет Кармен

РЕЗОЛЮЦИИ НА ТРЕНИРОВКИ

1. ЭПСЧ правительства стран во всем мире должны провести масштабные кампании борьбы с курением.
2. ЭПСЧ клонирование человека оправдано.
3. ЭПСЧ цензура книг, спектаклей, фильмов оправдана.
4. ЭП введет закон, который запретит все виды спорта, связанные с опасностью и насилием.
5. ЭПСЧ экономика должна быть экономной.
6. ЭПСЧ платное медицинское обслуживание оправдано.
7. ЭП разрешит допинг в спорте.
8. ЭП отменит вступительные экзамены.
9. ЭПСЧ курение марихуаны должно быть легализировано.
10. ЭПСЧ телесное наказание в школах является оправданным.
11. ЭПСЧ просмотр телевидения наносит ущерб умственному здоровью.
12. ЭПСЧ социальная ответственность самое важное, чему должны учить в наших школах.
13. ЭПСЧ мужчины еще большие сплетники, чем женщины.
14. ЭПСЧ женщин интересует только одно - как выйти замуж.
15. ЭП удлинит школьные и студенческие каникулы.
16. ЭПСЧ технический прогресс изменил нашу жизнь к худшему.
17. ЭПСЧ история ничему нас не учит.
18. ЭПСЧ использование животных в научных исследованиях оправдано.
19. ЭПСЧ иметь несколько детей в семье лучше, чем только одного.
20. ЭПСЧ воинская обязанность оправдана.
21. ЭП будет использовать силу ради установления мира.
22. ЭП заново построит Берлинскую стену.
23. ЭП предпочитает суд присяжных.
24. ЭПСЧ сильная диктатура лучше слабой демократии.
25. ЭПСЧ журналистская этика мертва и не работает.
26. ЭПСЧ образование должно иметь приоритет над армией.
27. ЭПСЧ дебаты должны быть запрещены.
28. ЭПСЧ Linkin Park лучше любой поп-группы.
29. ЭПСЧ США – террористическое государство.
30. ЭПСЧ профессиональные спортсмены получают слишком много денег.
31. ЭПСЧ мы не одиноки во Вселенной.

Амира Амиржанова

Амира Амиржанова

Не плохие темы для дебатов:

Детские организации лучший путь воспитать личность.
Телевидение разрушает нравственность молодого поколения.
В городе жить лучше, чем в деревне.
Коррупция ведет к стабильности государства.
Надо запретить Интернет.
Надо сделать Интернет бесплатным.
Школьная форма оправдана.
Атомные электростанции оправданы.
Смертная казнь в Казахстане нужна.
СМИ под жесткий контроль государства.
Граждане Казахстана имеют возможность участвовать в корректировке законов.
Учащейся молодежи нужна материальная поддержка государства.
Альтернативная военная служба и предоставление отсрочек по призыву в связи с учебой и семейным положением нужны.
Социальное неравенство между подростками существует.
Проблема взаимоотношений между детьми и родителями разрешима.
Употребление нецензурных выражений в обществе растет.
Каждый сегодняшний подросток может стать руководителем государства.

Даулет Кармен

ЭП подарит ЧУДО на новый год
ЭП подарит детям счастье
Дети - цветы жизни
ЭПС что операции по перемене пола следует запретить
ЭПС что аборты следует запретить
ЭПС что эвтаназия оправдана
ЭПС что смертная казнь оправдана
Эта палата назовет главную семейную ценность.
Эта палата против пацифизма.
Эта палата назовет новую статью дохода в гос.бюджет
Эта Палата считает, что государства, проводящие военные операции против других стран, после достижения поставленных целей обязаны оказывать побежденным интенсивную экономическую помощь вплоть до достижения довоенных уровней развития.
Эта Палата считает, что сильная диктатура лучше, чем слабая демократия.
Эта Палата считает, что ограничение суверенитета стран, неспособных бороться с террористами на своей территории, оправдано.
Эта Палата выступает против предпочтительного отношения к этническим меньшинствам.
Эта Палата считает, что спецслужбы имеют право убивать ученых, работающих на государства, занимающиеся разработкой оружия массового поражения.
Эта Палата поддержит избрание Барака Обамы на второй президентский срок.
Эта Палата считает, что введение физического увечья как формы уголовного наказания оправдано.
Эта Палата поддержит возможность голосования на политических выборах посредством Интернета.
Если Всевышний предоставит мне возможность узнать дату моей смерти, я обязательно ее узнаю.
Лучше умереть, чем стать каннибалом.
Эта Палата считает, что близкие родственники уличенных в коррупции чиновников, работающие на государственной службе, должны подавать в отставку вне зависимости от занимаемого поста.
Эта Палата поддержит вынесение смертного приговора Хосни Мубараку.
Эта Палата считает, что институт брака устарел.
Эта Палата считает, что евразийская экономическая интеграция угрожает казахстанской независимости.
Эта Палата считает, что проведение военных операций против стран, разрабатывающих оружие массового поражения, оправдано.
Эта Палата считает, что введение системы индивидуальных государственных автомобильных номеров оправдано.
Эта Палата считает, что прием Палестины в состав Организации Объединенных Наций оправдан.
Эта Палата выступает за всемирную политику ограничения рождаемости.
Эта Палата считает оправданным уголовное преследование Юлии Тимошенко.
Эта Палата считает, что государство не должно вмешиваться в ценовую политику операторов мобильной связи.
Эта Палата считает, что привлечение Тони Блэра в качестве консультанта казахстанского правительства оправдано.
Эта Палата считает, что спецслужбы должны иметь право на перлюстрацию электронной почты.
Эта Палата выступит за свержение политического режима Михаила Саакашвили.
Эта Палата предложит новую номинацию для Нобелевской премии.
Эта Палата считает, что национальные суды должны судить иностранных граждан, совершивших преступления за рубежом.
Эта Палата отдаст приоритет в усыновлении детей представителям той же расы.
Эта Палата считает, что введение обязательного брачного контракта оправдано.
Эта Палата считает, что необходимо разрешить создание политических партий на религиозной основе.
Эта Палата считает, что все страны должны обладать правом на ядерное оружие.
Эта Палата считает, что преступники, осужденные на пожизненное заключение, должны иметь право предпочесть ему смертную казнь.
Эта Палата считает, что легализация каннибализма по взаимному согласию сторон оправдана.
Эта Палата считает, что проведение операций по смене пола необходимо запретить.
Эта Палата считает, что введение налога на граждан, не состоящих в официальном браке, оправдано.
Этв Палата считает, что строительство атомной электростанции в Казахстане оправдано.
Эта Палата считает, что международное военное вторжение в Северную Корею оправдано.
Эта Палата считает, что открытие частных тюрем оправдано.
Эта Палата считает, что правительства стран имеют право на сок

Олжас Нуралинов

Темы на турнир Astana-Open II
Резолюции БПФ:
1. Основные идеи кинокартины "Три метра над уровнем неба" - не подходят для казахстанской молодежи;
2. Эта палата расскажет об основных идейных минусах серии фильмов о Гарри Поттере;
3. Эта палата объяснит популярность у молодежи конца XX века фильма "Меня зовут Кожа";
4. Эта палата докажет бесполезность американского фильма "Мстители" 2012 года выпуска, для качественного развития детей и молодежи в мире;
5. Эта палата найдет и объяснит разницу между казахстанской молодежью и молодежью всего мира (молодежь в данной резолюции - это все вы от 13 до 18 лет);
6. Эта палата докажет, что "анимэ" следует запретить к показам в Казахстане;
7. Эта палата докажет, что фильм "Хроники темного рыцаря: возрождение легенды" следует запретить к показу для детей в возрасте до 16 лет;
8. Резолюция - секрет. (будет сыграна в 4 раунде БПФ);
***
Резолюции на Линкольн-Дуглас:
1. Главные герои фильмов всегда должны оставаться в живых.
2. Казахстан не должен отпускать лучших отечественных работников киноиндустрии за границу на основное место работы.
3. У каждого человека с момента наступления 16 лет не должно быть ограничений в выборе фильма. (кроме фильмов запрещенных для просмотра в стране)
4. Режиссеры не имеют права снимать фильмы, понижающие достоинство государств, наций или религий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: