Если ваш адвокат выглядит так

Обновлено: 25.04.2024

Многим из нас приходится обращаться в суд. Иногда это случается, когда просить судебной защиты приходится по своей инициативе. Иногда суды вызывают граждан в качестве ответчиков или иных лиц, участвующих в деле. И тогда возникает множество вопросов: как себя вести в суде? Что можно и чего нельзя делать в судебном заседании по гражданскому делу? Как добиться того, чтобы суд рассмотрел заявление или ходатайство? Как обращаться к судье? В этой колонке поделюсь несколькими советами, которые, надеюсь, помогут непрофессиональному участнику понять, что его ждет и как вести себя в судебном заседании по гражданскому делу.

Прежде всего, отмечу, что при разрешении конкретного спора суд принимает решение на основе законов, нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения. Например, в споре по поводу выселения лица из квартиры применяется Жилищный кодекс РФ, в споре о том, кто виновен в аварии, – ПДД, при споре о праве собственности на объект недвижимости – ГК РФ и другие законы. Кроме законов, регулирующих непосредственно спорные отношения, суды в своей деятельности руководствуются процессуальным законодательством, то есть применяют те процессуальные законы, которые регулируют правила рассмотрения соответствующих споров в соответствии с видом судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Для рассмотрения гражданских дел таким процессуальным законом является ГПК РФ. Поэтому изучить основные положения этого кодекса и периодически обращаться к нему будет нелишним.

Перейдем теперь к практическим рекомендациям.

Совет № 1. Ведите аудиозапись судебного заседания

Всем лицам, участвующим в деле, и гражданам, присутствующим в открытом судебном заседании, предоставлено право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись и трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда (п. 7 ст. 10 ГПК РФ).

Чтобы всегда иметь под рукой актуальную редакцию ГПК РФ и других кодексов, установите на свой смартфон приложение "ГАРАНТ. Все кодексы РФ".

По этой причине участвующему в деле лицу (истцу, ответчику, третьему лицу) можно производить аудиозапись, не спрашивая об этом разрешения у суда в открытом судебном заседании (бывают и закрытые, об этом суд должен объявить в начале заседания). Данный вид записи хода судебного заседания не является обязательным для судебного разбирательства, однако демонстративно лежащий на столе одного из участвующих в деле лиц диктофон "дисциплинирует" всех участников процесса.

Для убедительности можно в начале судебного заседания заявить об аудиофиксации судебного заседания. Но главное назначение такой записи – дальнейшая помощь для подготовки к следующему судебному заседанию в том случае, если текущее будет отложено. А если придется приносить замечания на протокол судебного заседания, можно будет сверить его с аудиозаписью (ст. 231 ГПК РФ).

Совет № 2. Встать, Суд идет! Соблюдайте порядок в судебном заседании

Непосредственно порядку в судебном заседании, той процедуре, что описывает, как должны вести себя участники судебного заседания, посвящена ст. 158 ГПК РФ, которая так и называется: "Порядок в судебном заседании".

Не буду останавливаться подробно, поскольку из содержания самой статьи правила поведения в зале судебного заседания будут понятны и неподготовленному читателю, а заострю внимание лишь на некоторых правилах, которые могут иметь серьезные последствия для участников процесса.

Во-вторых, уголовным законом предусмотрена ответственность в том случае, если участник дела (в том числе истец или ответчик) фальсифицировал доказательства (ст. 303 УК РФ).

Закон также предусматривает основания для привлечения к уголовной ответственности за неуважение к суду. Неуважением к суду признаются действия, выразившиеся в оскорблении участников судебного разбирательства (ч. 1 ст. 297 УК РФ), или такие же действия в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (ч. 2 ст. 297 УК РФ).

Совет № 3. Заявляйте отводы правильно

Расхожим является мнение о том, что если лицу, участвующему в деле, не нравится судья, председательствующий в судебном заседании, то такому судье можно заявить отвод и судья будет заменен. Это не так. ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отвода судьи. Таковыми признаются следующие обстоятельства (ст. 16 ГПК РФ):

  • при предыдущем рассмотрении данного дела судья участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
  • судья является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
  • судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

Однако заявление об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, рассматривает тот же судья, отвод которому заявлен. На практике это приводит к тому, и это подтвердит любой практикующий юрист, что заявления об отводе практически никогда не удовлетворяются судьями. Вместе с тем, если участник уверен, что основания для отвода судьи или иного участника процесса имеются, заявлять об отводе следует.

ФОРМЫ

Заявление об отводе судьи на основании ч. 1 ст. 16 ГПК РФ
Заявление об отводе судьи на основании ч. 2 ст. 16 ГПК РФ
Заявление об отводе судьи на основании ч. 3 ст. 16 ГПК РФ

По аналогичным основаниям и в таком же порядке, как и отвод судье, отводятся прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист и переводчик.

Заявление об отводе следует составлять письменно. А если об основаниях для отвода стало известно в ходе судебного заседания, заявлять об отводе следует устно и немедленно после того, как выявились такие основания. В случае, если дело будет разрешено без рассмотрения вопроса об отводе лица, которое подлежало отводу, или же судьи, без выяснения вопроса об основаниях и необходимости отвода, решение суда с большой вероятностью будет незаконным.

В тех же случаях, когда, по мнению лица, участвующего в деле, суд нарушает права участника, но основания для отвода судьи не усматриваются, можно заявить о возражениях на действия председательствующего. Если такие действия председательствующего в судебном заседании судьи происходят непосредственно в ходе рассмотрения дела, возражения заявляются устно. Возражения в таком случае заносятся в протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 156 ГПК РФ).

Совет № 4. Следите за протоколом судебного заседания

Протокол судебного заседания – важный процессуальный документ, отражающий ход судебного процесса и самые важные его моменты. Его содержание и правила составления регламентированы ст. 229-230 ГПК РФ.

Следует знать, что протокол обязательно ведется в судебном заседании и в предварительном судебном заседании (ст. 228 ГПК РФ). Но на стадии подготовки к делу, а это обычно обозначается как беседа, протокол судебного заседания суд может не вести. По этой причине свидетели в стадии подготовки не допрашиваются, и свои навыки красноречия показывать суду в этой стадии не следует, поскольку отражено в деле это не будет. Лучше свою позицию в беседе с судьей изложить устно и коротко, а в судебном заседании, в том числе в предварительном, – полно и медленно, замечая, успевает ли секретарь судебного заседания записывать в протокол за говорящим. Объяснения можно также составить в письменном виде и попросить приобщить их к материалам дела. О том, какое заседание проводится непосредственно в данный момент, судья должен объявить перед началом заседания. Если же судья этого не сделал, то для того, чтобы результат заседания не стал для его участников сюрпризом, следует просить суд разъяснить, какой именно вид заседания проводится.

Как правило, протокол не содержит дословного содержания судебного заседания. Вместе с тем, у лица, участвующего в деле, есть право в течение пяти дней с даты его составления (а составлен он должен быть не позднее трех дней с даты судебного заседания) ознакомиться с протоколом и принести на него возражения относительно его неполноты и/или неточности (ч. 3 ст. 230, ст. 231 ГПК РФ). Следует знать, что во всех случаях, когда для совершения какого-либо действия согласно ГПК РФ срок установлен в днях, срок этот исчисляется в календарных днях. Таким образом, если суд оформил и подписал протокол в пятницу, срок для принесения замечаний на него начинает исчисляться в календарных днях, начиная с субботы, и оканчивается он через пять дней, то есть в среду следующей недели включительно. Есть лишь одно исключение, касающееся выходных, – в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ч. 2 ст. 108 ГПК РФ).

Для того чтобы иметь возможность ознакомиться с протоколом, необходимо сразу после окончания судебного заседания выяснить дату, когда протокол будет изготовлен. Далее о его готовности можно узнавать у секретаря судебного заседания, помощника судьи или непосредственно у судьи.

В том же случае, если протокол по каким-либо причинам в установленные сроки (три дня от даты заседания) изготовлен не был, следует написать заявление на имя судьи, указав о том, что на дату обращения протокол по-прежнему не готов. Заявление нужно подать в канцелярию суда в двух экземплярах, таким образом, чтобы на руках оставался один экземпляр с отметкой о регистрации. Такое заявление в дальнейшем поможет объяснить уважительность причины принесения замечаний на протокол, если сроки для этого формально будут пропущены.

Непосредственно ознакомиться с протоколом можно путем его изучения в самом деле, можно просить изготовить и выдать на руки его копию, заверенную судом. Можно ограничиться его фотокопированием. Безусловно, всегда лучше иметь на руках удостоверенную судом копию протокола судебного заседания.

Для сличения полноты и правильности протокола и поможет аудиозапись судебного заседания на личном диктофоне или телефоне. Конечно, следует позаботиться о качестве аудиозаписи, независимо от того, записан ход судебного заседания на диктофон или на телефон. В том случае, если содержание протокола расходится с фактическим ходом судебного заседания, зафиксированным на аудионосителе, или в случае неполноты протокола, свои замечания на протокол, направляемые на имя судьи через канцелярию, можно снабдить компакт-диском с записью судебного заседания, которая производилась на диктофон. В заявлении следует указать наличие компакт-диска в качестве приложения. По правде говоря, судьи не любят приобщать такие доказательства к материалам дела, однако, несмотря на это, сам факт такой попытки может сыграть решающую роль при возникновении спора о содержании протокола.

Следует учесть, что судьи вышестоящей инстанции будут делать выводы о том, как проходило судебное заседание, что обсуждалось и какие заявления делались, изучая, в том числе протокол и замечания на него, если они принесены.

На практике с принесением возражений на протокол существуют некоторые сложности, пути разрешения которых стоит здесь рассмотреть.

Как указано выше, протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан судом в течение трех дней после судебного заседания (ч. 3 ст. 230 ГПК РФ). Нередко срок этот судом не соблюдается в силу его загруженности. Как часто бывает, протокол может быть составлен через пять, 10 дней или даже месяц после даты судебного заседания, а в самом протоколе может быть указано, что составлен он в день судебного заседания. Получая на руки протокол, например, через месяц, заинтересованное лицо, таким образом, утрачивает возможность принести на него возражения, ввиду формального пропуска срока.

В таких случаях нужно, во-первых, каждый свой визит в суд для целей ознакомления с протоколом, когда протокол оказался не готов, фиксировать письменными обращениями в адрес судьи. Как обращаться с таким заявлением я указывал выше. Во-вторых, принося замечания на протокол, обязательно снабдить их ходатайством о восстановлении сроков для принесения таких замечаний, объясняя уважительность пропуска установленного срока для их принесения. При отсутствии такой просьбы о восстановлении срока судья, не рассматривая возражения, возвращает их заявителю, не оставляя в деле.

Судья, рассмотрев замечания на протокол, либо их удостоверит и оставит в деле, либо отклонит при несогласии с ними. В последнем случае он вынесет мотивированное определение об их полном или частичном отклонении. Замечания приобщаются к делу во всяком случае (ч. 1 ст. 232 ГПК РФ).

Замечания на протокол должны быть рассмотрены в течение пяти дней со дня их подачи (ч. 2 ст. 232 ГПК РФ).

Совет № 5. Заявления и ходатайства оформляйте письменно

Заявления – обращение к суду с просьбой что-либо сделать.

Ходатайство (ударение на второй слог) – также обращение к суду с просьбой что-либо сделать, но негласно между ними есть различия. Заявленное ходатайство подразумевает, что суд, рассмотрев его, должен принять одно из решений: удовлетворить ходатайство или нет. Заявления, как правило, такого реагирования суда не требуют, и служат для целей отражения каких-либо фактов или требования от суда или лиц, участвующих в деле, совершения действий, разрешения на которые не требуется. Например, перед началом судебного заседания можно сделать заявление о том, что участник намерен вести аудиозапись судебного заседания (как мы помним, разрешения судьи на такое действие не требуется, если проходит открытое судебное заседание).

ФОРМЫ

Ходатайство о приобщении к делу доказательств
Ходатайство о приобщении к делу аудиозаписи в качестве доказательства (гражданский процесс)

Рассмотрим ситуацию с ходатайством о приобщении доказательства к материалам дела.

Проще всего представить доказательства в суд в том случае, когда они приложены к исковому заявлению. В таком случае суд не рассматривает вопрос о приобщении доказательств к материалам дела, а принимает их вместе с иском. В тех же случаях, когда доказательства приобщаются к материалам дела (именно так мы называем процесс попадания того или иного доказательства в дело) уже после возбуждения дела, это делается с позволения судьи и с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, и только в судебном заседании.

Для того чтобы приобщить какое-либо доказательство в дело, например, письменное доказательство в судебном заседании, нужно заявить соответствующее ходатайство. Выглядит это, примерно, так: "Уважаемый суд, прошу приобщить к материалам дела письменное доказательство, доказывающее вот это и вот это…". Судья, рассмотрев представленное письменное доказательство, ходатайство либо удовлетворяет и приобщает доказательство к делу, либо ходатайство отклоняет и возвращает доказательство заявителю ходатайства.

Здесь есть одна хитрость. В том случае, если ходатайство о приобщении доказательства заявлено устно и судья, отклонив его, вернет письменный документ заявителю, никто из вышестоящего суда в случае дальнейшей проверки дела может и не узнать о том, что такой документ просили приобщить к делу. Но вот если ходатайство оформлено письменно и к нему приложено доказательство, о приобщении которого просит заявитель, в таком случае, отклоняя ходатайство о приобщении и даже вернув письменное доказательство, судья должен приобщить письменное ходатайство в дело. И на приобщении письменного ходатайства (даже отклоненного) следует настоять. У вышестоящего суда будет возможность увидеть, что лицо соответствующее доказательство просило приобщить.

Кто не любит Фаину Раневскую, тот просто не знаком с ее творчеством. Второй такой сильной, уверенной и потрясающей женщины просто невозможно найти. Мы в Интересно знать восхищаемся искрометным юмором актрисы и представляем ее избранные цитаты.

1. Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

2. Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

3. Что-то давно мне не говорят, что я бл*дь. Теряю популярность.

4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.

5. Если мужчина нравится, покажите ему все, на что вы способны. Выдержит – значит это ваш мужчина!

6. Что толку делать пластическую операцию? Фасад обновишь, а канализация все равно старая!


7. Безусловно женщины умнее мужчин! Нет, ну вы хоть раз слышали, чтобы женщина потеряла голову от красоты мужских ног?

8. Я бы вас послала… Да вижу, вы оттуда!

9. Я заметила, что если не есть хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбой – морда становится меньше, но грустнее.


10. Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить…

11. Самое страшное оружие – телефон в руках пьяной женщины…


12. Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать.

13. Берегите своих любимых женщин. Ведь пока она ругает, переживает и психует – она любит, но как только начнет улыбаться и равнодушно относиться – ты ее потерял.

Когда мы слышим о том, что человек юрист (или адвокат), воображение рисует обычно две картины:

1. Американский сериал. Они все в костюмах и белых сорочках. Женщины иногда носят юбки-футляры или деловые платья. Цветовая гамма костюмов - всегда строго по дресс-коду – от темно-серого до синего. Ничего лишнего. Однотонные галстуки – на мужчинах, серьги-гвоздики – на женщинах. Обувь также идеальна: мужчины носят черные начищенные классические ботинки на шнурках. Женщины не изменяют туфлям-лодочкам на устойчивом каблуке. Ничего личного. Ничего лишнего. Только бизнес. И суд.

2. Блондинка в законе (первый и второй фильмы). Она современная и талантливая, но слегка, так сказать, не формальная. И ничего она с этим сделать не может. Она носит розовые костюмы на заседания суда. Она носит юбки с пайетками на встречи с клиентами. Ее постоянная спутница в этом нелегком деле – крошечная ручная собачка. Мы помним, что она талантлива, поэтому ей прощается ее нелепый вид на заседаниях. Ибо она «кладет на лопатки» оппонентов своими аргументами и знанием дела.

Юрист (или адвокат), который живет в современной России, смотрит на это все, и, возможно, пытается повторить.

Почему? Потому что, к сожалению, вопросы дресс-кода и этики внешнего вида, мы позабыли в то время, когда все были равны и «как все», а поэтому носили в основном униформу, а также то, что положено носить приличным людям. А выделаться – зачем? Выделяться было нельзя! Потому что опасно.

Соответственно, когда союз пал, а россиянин увидел весь мир, но вопросы этикета, протокола и дресс-кода так и остались за бортом.

До сих пор я встречаю недопонимание и часто сталкиваюсь с вопросом, зачем следить за внешним видом, когда все вокруг ходят как удобно. Ведь главное, чтобы человек был хорошим. Главное же профессиональная подготовка, а не фирменный костюм на заседании суда или во время встречи с клиентом.

Конечно, это не обязательно.

Но, так сложилось, что общество делится на слои. И каждый слой отличается определенным наличием знаний и умений. Чем выше социальный слой, тем более структурирован подход к жизни, тем более развито понимание необходимости этикета внешнего и внутреннего, тем понятнее те или иные требования к определенной сфере жизни, в том числе и профессиональной.

И если специалист хочет себя зарекомендовать в качестве профессионала высокого уровня, то ему нужно соответствовать не только профессионально, но и личностно, а это значит, что соблюдать правила поведения (в том числе и во внешнем виде) этого круга.

Какие ошибки в деловом гардеробе допускают сейчас адвокаты и юристы?

Отсутствует понимание дресс-кода как такового: в какой момент нужно надеть строгий костюм с белой сорочкой, когда можно надеть формат бизнес-кежуал, когда будет уместно прийти в джинсах.

Нет знания и понимания цветовой палитры делового костюма и этикета. Например, буквально почти каждая клиентская встреча с человеком бизнеса никогда не заканчивается без удивленного «Как это черный костюм-не по дресс-коду?»

Нет понимания того, как можно выстроить свой профессиональный гардероб так, чтобы в командировках выглядеть профессионально и свежо, даже если вы бежите с «корабля на бал», то есть с поезда или самолета в здание суда.

Как можно избежать ошибок?

Но выглядеть при этом стильно и не скучно.

В идеале, конечно, я бы рекомендовала изучить вопросы делового дресс-кода, а также этикета и стилистики в целом, но так как это вопрос длительный и не всегда на него есть время, то можно нанять стилиста. Или хотя бы почитать мои рекомендации, которые структурируют ваше понимание относительно дресс-кода и уместности в зависимости от того профессионального мероприятия, которое Вам предстоит.

1. Судебное заседание. В идеале придерживаться строгого делового дресс-кода. Это темно-синий или темно-серый деловой костюм, светлая однотонная сорочка (белая, цвета слоновой кости, голубая), однотонный галстук для мужчин. Женщины могут надевать вместо классической хлопковой рубашки под жакет или пиджак - блузу.

2. Переговоры с клиентом. Зависит от того, где и как вы общаетесь с клиентом, что это за клиент, корпорация ли это? Придерживаются ли в его компании дресс-кода, может ли клиент гипотетически ждать от Вас определенной одежды на встрече. Например, если вы идете в Яндекс или Гугл, то Ваш наряд для переговоров будет отличаться от наряда для переговоров в Эрнст&Янг. В первом случае вы сможете надеть джинсы, рубашку и кежуал пиджак, во втором случае придется достать формальный деловой костюм и все сопутствующие аксессуары.

3. Работа в офисе, пожалуй, не накладывает практически никаких ограничений, кроме как уважения к тем, кто сидит с Вами рядом. Можно ходить так, как принято в Вашем офисе. Но, с учетом того, что дресс-код определяется уровнем компании, большой свободы все-таки не будет, однако тут можно будет надеть что-то более яркое и удобное.

4. Если вы работаете в формате фриланса, тогда следует подробно изучить всех клиентов, а также проработать свой гардероб в соответствии с тем, что от вас ожидают деловые партнеры. Дома же, при подготовке документов, можно ходить так, как вам того хочется☺ Пижама тоже будет ок!

5. В случае командировки нужно так продумать гардероб, чтобы вам было одновременно и удобно в транспорте, и вещи сохранили бы свежий вид, если деловые встречи предстоят сразу после поезда или самолета. В этом случае нужно выбирать стилистику бизнес-кежуал, а также следить за тем, чтобы ткань , из которой будут сшиты вещи, не мялась во время полета или поездки в поезде.

6. Совершенно неуместным для деловой активности юриста и адвоката будут всевозможные стилизации: под рок и панк (дырявые джинсы или кожаные штаны), блестящие туфли со стразами, корсеты и тп.

Как видите, имея определенные знания, можно составить вполне работающий гардероб для деловых встреч и рабочих будней как в офисе, так и в командировке, а также избежать ошибок, которые могут привести к неверному мнению о вашем профессионализме и заставить думать предвзято, ведь встречают по одежде, что бы и кто не говорил о высоком уровне профессионализма!

--- Евгения Никитина для PLATFORMA Media

Если ваш любимый человек адвокат, то выбор идеального подарка становится нелегким делом. Вы, вероятно, не знаете, следует ли вам купить подарок, который заставит его смеяться, или тот, который он найдет практичным.

Однако с моей помощью купить идеальный подарок для адвоката будет проще простого. Все что вам нужно, это просмотреть этот список и выбрать лучший подарок.

Подарки для юристов, которые вы найдете ниже, идеально подходят для любого случая.

1. Пресс-папье принимающее решение, спроси маму? Это один из лучших подарков для адвокатов, которых я когда-либо видел



Эта вещица станет не только прекрасным дополнением к письменному столу юриста, но и поможет ему принять решение. Ему просто нужно крутануть его несколько раз, и он снова вернется к делу. Больше никакого стресса.

2. Этот держатель для ручек выглядит как современная скульптура



Этот держатель очень вместительный, это отличный классический подарок для адвоката.

3. Эта визитница, которая не позволит его визитке погнуться



Она выглядит так дорого и элегантно, его клиенты это оценят. Нет сомнений, что он будет в восторге от этого подарка.

4. Этот портативный сканер документов можно принести куда угодно



Быть адвокатом означает, что всегда есть куча документов для сканирования. Это может быть сложно, если нет правильного устройства для этого. Этот портативный имеет идеальный размер, поэтому его можно взять с собой куда угодно. Он сканирует документы, фотографии и квитанции менее чем за минуту. С этого момента он может сканировать документы быстро и легко, независимо от того, находится ли он в своем офисе или где то еще.

5. Ему определенно понравятся эти запонки



Эти стильные запонки добавят приятный штрих к его костюму, он будет выглядеть еще более профессионально и элегантно. Они идут в красивой подарочной коробке, так что нет необходимости их отдельно упаковывать.

6. Единственная персонализированная ручка, которую он будет использовать



Ищете подарок, которым он будет пользоваться каждый день? Тогда этот набор просто идеален для него. Набор включает в себя 2 шариковые ручки, поэтому он будет использовать его в течение длительного времени. Cамое приятное то, что вы можете персонализировать эти ручки, чтобы он мог с гордостью показать их своим коллегам.

7. Лучший способ презентовать свою визитку



Это настоящее произведение современного искусства, благодаря своему элегантному и простому дизайну.

8. Эта бронзовая статуя правосудия будет отличным декором на столе



Эта Статуя Правосудия должна быть в офисе любого адвоката.

9. Это классические часы, которые отлично смотрятся с его костюмами



Invicta мужские часы с хронографом из нержавеющей стали

Если вы ищете классический подарок, чтобы сделать его день действительно особенным, этот подарок именно то, что вам нужно.

10. Весы Правосудия



Весы Правосудия будут смотреться изумительно на его столе или на его книжных полках.

11. Адвокату тоже нужно посмеяться



12. Качественная кожаная сумка



Среди хороших подарков для юристов, безусловно, этот кожаный портфель. Он идеально впишется в его деловой наряд.

13. Это необычный держатель вина



Ваш адвокат - страстный любитель вина? Тогда купите ему этот подарок.

14. Что-нибудь веселое для адвоката



"Юридическая школа в коробке" - идеальный подарок для любого юриста, которому действительно нужно отдохнуть и насладиться жизнью.

Этот подарок включает в себя книгу, которая содержит пояснения и определения юридических терминов, карты, мини-бар экзамен и диплом.

15. Эта кожаная папка, который хранит все организовано



Если у вас есть адвокат, который вам очень помог, и вы ищете идеальный подарок, который покажет ему, насколько вы благодарны, этот подарок именно то, что вам нужно.

Один из моих любимых подарков для адвоката-это бизнес кейс-папка. Каждый адвокат полюбит ее за практичность.

В нем достаточно места для планшета, визитных карточек и файлов. Он также поставляется с блокнотом, так что он может записать свои мысли, прежде чем он забудет их.

Что ты собираешься ему подарить?

Итак, вот он -список из 15 замечательных подарков для юристов, которые просто идеально подходят для любого случая.

Если он только начал свою карьеру или он работает в течение многих лет, среди этих интересных идей подарка для адвоката, вы наверняка найдете то, что вам нужно, чтобы заставить его улыбнуться.

Если эта статья была полезной, не стесняйтесь поделиться ею с друзьями, чтобы они могли купить лучший подарок для адвоката.

---Translated by PLATFORMA team

Возможно, формировать личный бренд практикующему адвокату сложнее, чем юристу, который не получил соответствующий статус и не связан дополнительными обязанностями. Как минимум, адвокат должен соблюдать профессиональную тайну и специальный кодекс этики. Также существуют, например, Правила поведения адвокатов в Интернете.

Портал ГАРАНТ.РУ поговорил с практикующими адвокатами, а также специалистами по брендингу, маркетингу, пиару и имиджу о том, с чего начать при формировании личного бренда и как удержать баланс – вести активную "публичную жизнь", стать узнаваемым и в то же время оставаться в этических и правовых рамках.

1. Начинать никогда не поздно. Но чем раньше, тем лучше

Сегодня обязательность присутствия адвоката в публичном пространстве – фактически не предмет для дискуссии. "Однозначно можно сказать, что отсутствие адвоката в Интернете равносильно отсутствию его в принципе", – отметил адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы Борис Башилов, пояснив однако, что не имеет в виду признанных мэтров адвокатуры.

Недооценивать значимость продвижения личного бренда не стоит еще и в связи с тем, что у каждого адвоката он уже есть по умолчанию, как обратила внимание основатель агентства личного брендинга Rina Brand Рина Подповетко. И если не формировать его по своему усмотрению, то за профессионала это сделает общественность, причем с удовольствием, что чревато большими репутационными рисками. Более того, если адвокат топ-уровня не проявляет активности в медийном пространстве, то целевая аудитория воспримет его как непрофессионального, подчеркнула эксперт, сославшись на результаты ряда маркетинговых исследований. Поэтому работать над позиционированием, репутацией и охватом личного бренда желательно с первого дня осуществления деятельности в качестве адвоката.

Эксперты вполне допускают, что на рынке услуг может "победить", то есть стать более узнаваемым и в конечном итоге получить больше клиентов, адвокат-новичок с небольшим опытом, но яркой маркетинговой кампанией. Вместе с тем, как заметил адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро "Толпегин и партнеры" Аркадий Толпегин, новичок может "выстрелить", к нему придет огромное количество клиентов, но не факт, что они останутся, если адвокат окажется "пшиком". Эту мысль развила имиджмейкер, эксперт по деловому и публичному имиджу Елена Ашмарина, причем она привела и конкретный пример – один адвокат решил за счет внешних атрибутов быстро обрести популярность. Он арендовал дорогой офис, приезжал на встречи на люксовых автомобилях, одевался исключительно в бренды и даже придумал себе псевдоним. Это поначалу привлекло клиентов, но поскольку опыта ведения дел у него не было, после нескольких громких провалов ему пришлось прекратить деятельность.

Ознакомиться с научно-практическим комментарием Президента ФПА РФ Юрия Пилипенко к Кодексу профессиональной этики адвоката можно в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Поэтому за маркетинговой кампанией должен стоять в первую очередь профессионализм. Начинать продвижение желательно, когда уже имеется небольшой, но успешный опыт. Но еще до этого Рина Подповетко рекомендует провести аудит личного бренда (в частности, систематизировать, что адвокат имеет к настоящему моменту – наличие сайта, количество подписчиков, публикации в профильных СМИ и т. п.), определиться с собственным образом, поработать с имиджем и создать фирменный стиль.

Затем можно создать личный сайт, в том числе в виде лендинговой страницы. Там стоит указать, по рекомендации PR-менеджера, основателя собственного PR-агентства Павла Игушкина, свою специализацию, компетенции, опыт, образование и рассказать о карьере. Также нелишним будет привести примеры решенных задач и проектов, в которых адвокат участвовал. Специалист отдела маркетинга веб-студии полного цикла Pear Advert Анна Кутковская добавила бы к этому рабочую информацию: условия сотрудничества, контактные данные и т. д. Причем те же сведения можно продублировать и на личной странице в Facebook.

Понятно, что без соцсетей не обойтись – через них можно собрать свою аудиторию, получить обратную связь и рассказывать о полезном. Причем выбор соцсети может непосредственно зависеть от целевой аудитории и специализации. Коуч и маркетолог-фрилансер Айгуль Султанова привела пример: ведение юристом дел по разделу бизнеса при разводе предполагает, что потенциальными клиентками могут быть жены бизнесменов, которые решили развестись и претендуют на свою долю в бизнесе. Большая их часть "сидит" в Instagram, а значит, эта соцсеть и есть первый инструмент для изучения и активного использования.

Затем можно подключить рекламу. Беспроигрышным вариантом Анна Кутковская назвала запуск контекстной рекламы в Google и Яндексе, а также обратила внимание на метод white paper – создание небольших руководств по определенным темам и нативную рекламу. Однако для последнего метода потребуются вложения, так как, по словам эксперта, даже микроинфлюенсеры (блогеры с небольшой, но активной аудиторией) могут иметь достаточно высокие расценки. При этом она рекомендовала привлечь к продвижению несколько десятков мелких блогеров (до 20 тыс. подписчиков) – это выгоднее, чем масштабно вкладываться в "миллионника".

2. Стоит браться за "громкие" и "бесплатные" дела

По мнению большинства опрошенных специалистов, работа в команде с другими адвокатами над "громким" делом – бесценный опыт для новичка, перспектива получить достойное упоминание в СМИ и завязать полезные знакомства. Рина Подповетко добавила, что присоединяться к команде нужно обязательно при наличии такой возможности.

Более того, участвовать в подобных кейсах возможно и бесплатно, считают отдельные эксперты. В частности, адвокат Дмитрий Зацаринский назвал нормальной практикой ситуацию, когда молодым адвокатам приходится искать бесплатные дела или с небольшой оплатой – так нарабатывается опыт. Рина Подповетко добавила, что хотя и не поддерживает идею о бесплатной работе в принципе, тем не менее считает – если это не пустая трата времени, а инвестиция в будущую деловую репутацию, из обозначенного правила можно сделать исключение.

Кроме того, браться за "бесплатные" дела имеет смысл и в некоторых других случаях, их перечислил управляющий партнер Юридического бюро "Палюлин и партнеры" Антон Палюлин. Это может быть дань уважения людям либо организация, чья деятельность сформировала мировоззрение адвоката, помощь ветеранам войны, организациям защиты дикой природы или занимающимся борьбой с коррупцией. Кроме того, добавил юрист, взяться за бесплатное несложное дело, которое не займет много времени, но зато обеспечит кредит доверия от влиятельного клиента на будущее – допустимый разовый жест доброй воли.

3. Об успехе – скромно и без имен

Эксперты практически единогласно советуют адвокатам рассказывать об удачных кейсах на конференциях, в соцсетях и на персональном сайте, но с обязательным сохранением профессиональной тайны. Как подчеркнул Антон Палюлин, делать это необходимо так, чтобы нельзя было однозначно идентифицировать участников судебного процесса. То есть не следует называть номер дела, дату вынесения решения, наименования либо имена сторон, а также присужденные суммы. Аккуратно нужно подходить и к упоминанию названия суда и фамилии судьи, ведь при наличии других сведений информация позволит идентифицировать конкретный судебный процесс, а это уже нарушение адвокатской тайны. Дмитрий Зацаринский добавил к этому, что при грамотном удалении персональных данных (их можно, например, замазать штрихом или закрыть бумагой) нет ничего страшного в том, чтобы публиковать судебные акты даже полностью, а не только вступительную и резолютивную части. К тому же, перечисленные сведения по большому счету просто не нужны потенциальным клиентам. "Клиенту нужны не названия компаний, а как вы решаете задачи, устраняете проблемы и какие результаты обеспечиваете", – отметил Павел Игушкин.

Вместе с тем юристы советуют предварительно согласовать текст публикации и саму ее возможность с клиентом. Лада Горелик указала, что если доверитель против общения со СМИ, то адвокат не вправе комментировать дело, но он может объяснить первому выгоды и риски как молчания, так и активных действий в медиаполе. Эксперт пояснила, что наиболее активно судебные процессы журналисты освещают в самом начале, и если речь идет о "громком" уголовном деле, то лучше, чтобы в новостях были представлены позиции и обвинения, и защиты. "Второго шанса публично рассказать свою версию дела может не быть", – предупредила адвокат.

Важным вопросом при формировании личного бренда является не только сам контент, но и частота его размещения. Рина Подповетко советует пользоваться формулой "информационной диеты", главные принципы которой – сбалансированность и регулярность, как и в правильном питании.

По ее мнению, в публичном пространстве адвокату лучше размещать:

  • 40% экспертного контента (рекомендации, кейсы, профессиональное мнение);
  • 20% вовлекающего контента (постоянное инициирование активности, чтобы не потерять охваты в соцсетях);
  • 20% лайфстайл-контента (рассказы о личных взглядах и ценностях, чтобы вызвать доверие на уровне "человек");
  • 10% развлекательного и вдохновляющего контента;
  • 10% триггеров доверия (подтверждение личного статуса: фото с известными в сфере людьми, профессиональные награды, публикации в СМИ и отзывы клиентов).

Можно добавить, что на вопрос, как часто нужно размещать контент, адвокату следует ответить самостоятельно, в зависимости от своих возможностей.

Нелишним будет помнить и о скромности. Аркадий Толпегин посоветовал не приукрашивать достижения, поскольку мир профессионального сообщества достаточно узок, и все в основном в курсе успехов коллег. Одна ошибка – и скоро о несоответствии желаемого действительному узнают клиенты, что в итоге вполне может испортить и репутацию, и карьеру адвоката. Однако, как обратил внимание Антон Палюлин, никто не уличит по лжи аккуратного адвоката, который назовет только успешные моменты судебного разбирательства, а о неудачных тактично промолчит.

4. "Скандальный" личный бренд – профессиональное табу. Но не для всех

Многие эксперты склоняются к тому, что адвокату следует соответствовать высоким требованиям, сохранять корректность и сдержанность. Пусть скандальной и эпатажной будет другая сторона дела или сама ситуация, считает Павел Игушкин, с адвокатом же эти характеристики не соотносятся. "Скандальный личный бренд для адвоката категорически недопустим, так как скандальность отдельного представителя профессии бросает тень на институт адвокатуры в целом и на всех его представителей в частности", – добавил Аркадий Толпегин. А Дмитрий Зацаринский вообще считает личный бренд, основанный на негативе и нарушении каких-либо этических норм, путем тупиковым и состоящим из одних недостатков.

"Я прямо хочу прокричать тем, кто планирует пиар-авантюры: деловую репутацию формируют годами, а теряют ее за один день! Когда происходит громкий скандал, он часто становится неуправляемым, и вы никогда не можете быть уверены, что не потеряете лицо, когда все утихнет. Оценивайте риски и не доверяйте пиарщикам, которые обещают сделать вас известными за один день", – предупредила Рина Подповетко. Борис Башилов указал и на возможные риски в профессиональной среде – в адвокатском сообществе такой подход к продвижению не приветствуют, и в его кулуарах вполне можно прослыть "непрофессионалом".

И тем не менее даже из этого казалось бы строгого правила возможно сделать исключение. Антон Палюлин обратил внимание, что определенному кругу клиентов может быть важно, чтобы их интересы защищал в суде известный адвокат, который может "запугать" оппонентов одним своим присутствием. А судьи в таких ситуациях осознают, что любые их процессуальные действия могут быть представлены в прессе в том свете, который выгоден "скандальному" адвокату. Юрист пояснил, что такой подход к личному бренду допустим для лиц, занимающихся авторским правом, которые представляют в суде артистов и компании с такой же "скандальной" репутацией, и в итоге превращающих судебный процесс в настоящее шоу. Но в то же время, по словам эксперта, для коммерческих споров, в которых действует принцип "деньги любят тишину", указанная стратегия неприемлема.

5. Личный контент на профессиональной модерации

Как уже выяснилось, без лайфстайл-составляющей при продвижении бренда не обойтись, так как она приближает адвоката к его аудитории. Однако в этом аспекте нужно, что логично, действовать аккуратно. Антон Палюлин рекомендует помнить о важной вещи – все, что адвокат публикует в Интернете, внимательно изучают его клиенты. А значит, следует размещать только то, что не стыдно было бы показать любому своему доверителю. "Важно понимать, что личный бренд адвоката – это не его личный дневник, поэтому необязательно как на исповеди у батюшки рассказывать аудитории обо всех сторонах своей жизни", – подчеркнула Рина Подповетко.

Отдельные вещи эксперты считают недопустимыми для публикации. Дмитрий Зацаринский и Айгуль Султанова отнесли к их числу фотографии со спиртным, в пляжной одежде, в обнаженном либо непристойном, неподобающем виде. Сюда же относятся фото и видео с корпоративных вечеринок и категоричное мнение о работе коллег.

А Елена Ашмарина предложила компромиссную стратегию – какой контент наоборот можно и даже нужно размещать в сети, особенно в Instagram. "Не стоит затрагивать политические темы и темы отношений между людьми. Пишите искренне. Например, о том, что нашли экземпляр любимой книги или посетили выставку, дали интервью. Выставляйте фотографии с посещенных вами мероприятий. На самих мероприятиях придерживайтесь выбранной стилистики, становясь образцом для подражания. Заводите дружбу и фотографируйтесь с знаменитыми людьми, с которыми познакомились на мероприятии. Это повысит доверие клиентов к вам", – перечислила эксперт.

Если все же тот или иной пост публичную "модерацию" не прошел, и какую-либо оплошность заметили, эксперты советуют удалить спорную информацию. И если большой огласки не случилось, можно оставить действие без комментария. В противном случае попытка скрыть или удалить что-либо может спровоцировать еще больший скандал, поэтому не исключено, что придется сделать официальное заявление или принести извинения либо даже каким-то образом компенсировать причиненный вред. Кроме того, Борис Башилов напомнил, что информация, однажды попавшая в Интернет, остается там, как правило, навсегда. И даже удаление спорных сведений в отдельных случаях не спасет адвоката от дисциплинарного производства в адвокатской палате соответствующего региона.

6. Хороший адвокат – остроумный адвокат

Подавляющее большинство опрошенных экспертов согласны с тем, что чувство юмора при формировании личного бренда уместно и полезно. Павел Игушкин отметил, что интеллектуальный юмор разряжает ситуацию и показывает быструю работу мышления, главное – быть на одной волне с потенциальными подзащитными. Аркадий Толпегин назвал юмор и умение преподнести себя частью харизмы, которая несомненно необходима публичному человеку. "Никому не интересно читать контент "серьезного дядечки" с напыщенным лицом, поэтому уместный профессиональный юмор допустим", – добавила Рина Подповетко.

То есть ключевым аспектом юмора является его уместность. Анна Кутковская напомнила, что люди при поиске адвоката попали в определенную неприятную ситуацию. А значит, им может быть и не до шуток. Отдельные эксперты рекомендуют не перебарщивать с сарказмом и иронией – есть риск задеть окружающих. Кроме того, шутка от адвоката должна носить приличные форму и выражения. Антон Палюлин подчеркнул при этом, что ни в коем случае нельзя высмеивать доверителей, суд, прокурора, коллег и оппонентов, так как это неуместно, неэтично и подрывает доверие к адвокату.

"Однако в деятельности каждого практикующего адвоката встречаются случаи, происходившие в суде, при проведении следственных действий или в кабинете адвоката, которые иначе, как анекдотом не назовешь. Рассказывая о таких событиях в профессиональных кругах или на своей личной страничке, стоит помнить, что юмор должен быть беззлобным и анонимным (нельзя допустить идентификации участников). Если все участники происходящих событий могли бы посмеяться над собой, то анекдот удался. Если нет – то лучше даже не пробовать его рассказывать", – рассказал эксперт.

7. Использовать личный бренд в коммерческих целях можно, если позволяет время

В настоящее время специальный закон определяет, что адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности госслужбы и муниципальные должности (п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). То есть, как видно, прямой и явный запрет на осуществление коммерческой деятельности в данном положении отсутствует. Далеко не все опрошенные эксперты полагают, что эта или иная норма ограничивают адвоката в осуществлении коммерческой деятельности. Многие не видят в этом и этической проблемы.

Так, Елена Ашмарина считает, что естественным продолжением развития бренда может стать линия одежды или аксессуаров, причем чтобы точно избежать даже гипотетических нарушений норм, можно образовать союз с уже действующими дизайнерами одежды и выпустить совместную ограниченную коллекцию. Эксперт подчеркнула, что стать лицом бренда можно и не принимая непосредственного участия в делах компании. Но при этом продукция, вдохновленная брендом адвоката, транслирует, по ее словам, ценности профессии, например, очки ассоциируются с интеллектом, а их необычная форма может отсылать к неформальной аудитории или увлечением искусством.

Дмитрий Зацаринский высказал мнение, что сотрудничество с домами мод и производителями – творческое начало, и необходимо поощрять его, но конечно, не в ущерб основной работе адвоката. Он добавил – осуществлять такую деятельность можно бесплатно, в противном случае необходимо убедиться, что она все-таки сочетается со статусом адвоката, и вовремя оплачивать налоги.

Наличие времени и возможности – ключевой фактор в данном случае. В том числе не исключено, что адвокат в итоге предпочтет что-то одно и этим окажется не основная профессия. В частности, Анна Кутковская поделилась опытом – в результате своего увлечения один адвокат отказался от практики и полностью погрузился в ритейл, открыв довольно крупную сеть магазинов.

***

Семь сформулированных правил, возможно, помогут и начинающим профессионалам, и опытным практикам сформировать, поддержать или улучшить личный бренд с минимальными рисками. И тех, и других портал ГАРАНТ.РУ поздравляем с их профессиональным праздником – Днем российской адвокатуры, который отмечается сегодня, 31 мая!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: