Пример как государство воспитывает граждан
Обновлено: 26.04.2024
Воспитание детей - вопрос, который очень часто поднимается в различных обсуждениях: нужно и можно ли наказывать детей, кто-то считает, что для воспитания ребёнка достаточно обеспечить его всем необходимым и во всём ему помогать и этого достаточно. Хочу выразить своё обобщённое мнение по этому вопросу. Обратимся к природе, понаблюдаем за тем, как воспитывают своих потомков птицы, животные, звери. В их воспитании есть много общего, во всех случаях родители приносят некоторые болезненные ощущения, показывая, что отпрыски не правы: птицы это делают не сильным ударом клюва или прищипыванием, а также различными звуками; травоядные животные также прикусыванием, толчком головы, а то и боднут, да и копытцем могут поучить, а также звуками; хищники, прикусыванием, ударами лапой или рычанием. И везде, огромное значение имеет подражание родителям: птицы, травоядные и звери показывают своим отпрыскам, как проводить личную гигиену — чистить перья, шкуру, ловить блох и т.д,. Учат летать, подкрадываться к дичи и нападать на неё, убегать и избегать встречи с хищником, показывают, какие растения можно есть, а какие нет, а какими и как нужно лечится, показывают, с кем ты хищник, а с кем ты дичь, участвуя в играх, обучают самозащите и нападению — и всему этому они учат своим примером.
Обратимся к « Homo sapiens», ко времени, когда и понятия такого, как воспитание, не было — и что? Всё то же самое, что у животных, учили: гигиене того времени, выбору места «жительства» и т.д. Со временем стало добавляться обучение добыче огня, изготовление луков и стрел, копий, лодок, хижин, а затем и домов, а также владению оружием. И опять-таки, всё это происходило под руководством людей с опытом на личном примере. В результате не усидчивого отношения к обучению можно было и подзатыльник получить, да и более суровое наказание, но до этого доходило не часто, так как подобное обучение было билетом в будущую взрослую жизнь. В дальнейшем с появлением умения добычи и литья металлов, появилась необходимость их обработки и изготовления с/х орудий труда и оружия: мечи, копья и стрелы с металлическими наконечниками и этому обучали каждое последующее поколение. Причём, в каждом ремесле каждое следующее поколение обладало в совокупности всеми умениями, полученными всеми предыдущими поколениями. Т.е. каждое следующее поколение получало знания поколений предыдущих, умножало эти знания за время своей жизни и передавало следующим поколениям знаний больше, чем получили в молодом возрасте. И этим было обусловлено постоянное увеличение уровня знаний и различных навыков каждым следующим поколением. Да, были времена, когда за несоблюдение дисциплины или недостаточной прилежности в обучении учащихся пороли розгами. У всех детей в семье были какие-то обязанности. Также были наказания и в семьях, где старшие обучали молодёжь какому-либо ремеслу и различным навыкам, имеющимся в арсенале этой семьи, за нерадивость наказывали ремнём, розгами, кнутом и т.п.-перечень был достаточно разнообразен. И всегда старший в семье был непререкаемым авторитетом и наказания признавались заслуженными. А почему наказывали физически? А может потому, что это лучше напоминало о твоей ошибке, или о не выполнении какого-либо поручения, чем словесные нарекания. И всё это многогранное обучение и было воспитанием — подготовкой к взрослой жизни с уже сформированными способностями, пониманием различных жизненных процессов, в том числе производственных и финансовых, уже понимающих, чем бы они хотели заниматься.
Перейдём к советскому периоду. Воспитание детей стало меняться. Часть воспитания и образования детей всё в большей степени стало брать на себя государство. И если в деревнях и посёлках обучение необходимым навыкам в жизни отталкивалось от прежних знаний в основном обустраивания личного подсобного хозяйства и участия в с/х деятельности поселения: косьба; животноводство; техническое оснащение. То в городах, кроме частного сектора, где домашние работы и работы по содержанию домов и участков также приходилось осваивать с малых лет, люди стали жить ещё и в многоквартирных домах, где кроме уборки и периодических ремонтов многие обязанности отпали. В городах стали появляться Дома пионеров, Дома культуры, в которых были различные кружки, различные спортивные общества и секции. Проводились конкурсы: музыкальные, спортивные на различных уровнях от районных и выше. Также в школах появились уроки труда, где мальчиков учили слесарным работам, работе на станках, а девочек шитью, вышиванию, кухонным работам. Т.е. воспитанем подрастающего поколения государство стало заниматься наряду с воспитанием семейным, и это начиналось ещё в детском саду, где ребят учили петь, рисовать, танцевать и т.д. — и всё это бесплатно. Практически все дети были «Октябрятами», затем «Пионерами», «Комсомольцами», в каждой из организаций прививалась любовь к стране, необходимость её защиты. Выпускалось огромное количество тематических газет и журналов для детей по минимальным ценам. Провинившихся в школе или дома также могли наказать ремешком, в угол могли поставить, лишить выхода «погулять с ребятами на улице». Но также родители много времени могли уделять детям после работы и в выходные. Несмотря на пережитые две мировые войны, страна стремительно двигалась вперёд: занимала ведущие позиции в науке, экономике, вооружении. Выросло не одно поколение интеллигенции, в части которой было распространено мнение их недооценки, стремление занимать высокие посты. В результате их воспитания появились недооценённые, самовлюблённые эгоисты, которым важна была только их жизнь. К сожалению, они сумели страну разрушить. В 90-х тоже было воспитание, но с определённым уклоном - как много спортсменов попали в различные группировки и гибли, наращивая благосостояние своих работодателей. Россия стала другой, а что воспитание? Как в воспитании и образовании подрастающих поколений. Участвует государство сейчас? Очень много поменялось при разделении на бедных и богатых. В школах какой-нибудь 11-12 летний отпрыск успешного папаши может всячески унизить учителя, подняв его на смех среди однокласников. Различные кружки и секции платные. Школа и родители постоянно выясняют, кто ответственен за воспитание ребёнка. Государство выплачивает на ребёнка какие-то деньги и всё, остальное на родителях, а там в зависимости от загруженности. Появились новые термины: педофилия; ЛГБТ сообщества — так же косвенно, но влияющих на воспитание детей. Дети в основном сидят по домам и воспитываются через соц. сети, стрелялки и т.п. Везде обман: при расчётах пенсии, оплаты услуг ЖКХ и т.п. В СССР люди, уходившие на пенсию, уходили на заслуженный отдых. Сейчас этот самый заслуженный отдых назвали «периодом дожития» — как это можно было допустить по отношению к людям всю жизнь отдавших работе на эту страну? Воспитание не ограничивается детским садом и школой. Каждый человек на протяжении всей своей жизни воспитывается семьёй, коллективом его окружающим, обществом в целом в котором живёт, государством. Увеличение преступности в стране, появление людей не традиционной ориентации — это целиком недоработка государства, у которого по отношению к каждому гражданину страны есть определённые обязательства. Интересно наша страна и мир (с его ЛГБДТ-сообществами, однополыми браками, родитель №1 и родитель №2) двигается в прогрессивном направлении или обратном?
В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.
Поддержка семей в условиях угрозы распространения коронавируса
По поручению Президента РФ в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции семьи с детьми получат целый ряд мер дополнительной поддержки от государства. Так, предусмотрены:
- дополнительная выплата на детей до трех лет в размере 5 000 рублей за апрель, май и июнь 2020 года на каждого такого ребенка;
- дополнительная разовая выплата в июле на детей до 16 лет в размере 10 тыс. рублей;
- ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до трех лет семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев меньше двух региональных прожиточных минимумов;
- ежемесячное пособие на детей с трех до семи лет семьям, у которых среднедушевой доход не больше прожиточного минимума по региону;
- один из родителей, признанный безработным, вместе с пособием по безработице получит выплату на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 3000 руб. в месяц в июне-августе.;
- увеличенное пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих граждан в размере 6 752 рублей.
Подробнее о выплатах семьям с детьми читайте в нашем материале.
Расширение программы маткапитала
С 1 января выплаты в размере 466 617 рублей смогут получить семьи, где родился первый ребенок. При рождении второго ребенка маткапитал увеличится на 150 тыс. рублей и составит 616 617 рублей, а кроме того, будет ежегодно индексироваться. Также законом сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, ПФР примет решение о выдаче сертификата в течение пяти рабочих дней вместо пятнадцати. Если Пенсионному фонду потребуется уточнить какие‑то сведения, то этот срок может быть продлен до 15 дней (раньше – месяц). Уже через один рабочий день решение станет известно получателю маткапитала. Наконец, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд будет сам выяснять всю необходимую информацию. Сама программа продлится до 2026 года. Подробно о сути изменений мы рассказывали в нашем разъясняющем материале.
Освобождение выплат в связи с рождением детей от НДФЛ
По закону выплаты в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребенка освобождаются от уплаты НДФЛ. Были внесены изменения в Налоговый кодекс — расширен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ.
Совместная учеба братьев и сестер
Поправки в законодательство дают детям из одной семьи, проживающим по одному адресу, право преимущественного приема в те школы и детские сады, куда ходят их братья и сестры. Закон направлен на поддержку семей с детьми.
Семья и дети – приоритет
В Конституцию РФ подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью. ». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа [2, с. 112].
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду.
Патриотизм – качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью,
почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм.
Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами
член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные
Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.
Частные цели гражданского воспитания можно классифицировать (по признаку воздействия на сферы личности) на три группы: цели формирования гражданского сознания личности – представлений, взглядов, убеждений, идеалов; цели формирования эмоциональной сферы – чувств, переживаний, отношений; цели формирования поведения и участия в деятельности.
1) Цели формирования гражданского сознания личности – это философско-мировоззренческое самоопределение человека, убежденность в справедливости демократического устройства, истинности демократических и гуманистических ценностей; готовность к социальному и профессиональному самоопределению, национальное самосознание; осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения и приумножения национальных культурно-исторических ценностей. Это развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона и порядка, самостоятельность и независимость мышления.
2) Цели формирования эмоциональной сферы гражданина: развитое чувство верности и преданности Родине, дому, семье, уверенности в государстве как гаранте соблюдения демократических прав и свобод, чувства ответственности перед государством, долга, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма; формирование эстетической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества.
3) Цели формирования гражданского поведения – это направленность на здоровый образ жизни, культуру досуга, достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, национализма, жестокости и вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков общения, социальной мобильности, трудолюбия, готовности к службе в армии.
В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг. Гражданская ответственность «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков… Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом».
Гражданский долг - признание и принятие ответственности перед обществом, гражданином которого являешься, это совокупность юридических и нравственных обязанностей личности перед государством. В этом понятии отражаются не единичные поступки и действия, а общественное поведение человека в целом.
Человека делает хорошим гражданином то, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции, и каков его вклад в благополучие государства. Хорошему гражданину свойственны патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. Человек не станет хорошим гражданином до тех пор, пока не поймёт. Что это означает и зачем ему это нужно. Гражданственность – это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что ещѐ раз подчѐркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм [8, с.21].
Социальный заказ для школы – подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [8, с.14].
В этом же документе рассматриваются ступени формирования гражданина:
1-я ступень: Развитие и воспитание гражданина России начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека [8, с.19-20].
2-я ступень: Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду, образование и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
3-я ступень: Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации [8, С.20].
Главная цель ОУ в объединении усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнѐрские связи с центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, совместные дела. Только при этом условии возможен высокий результат деятельности образовательного учреждения.
В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.
Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Следует отметить, что особую роль играют предметы «Обществознание», «Историческое краеведение», новый предмет в 4-5 классах «Основы религиозных культур и светской этики». Оптимальный результат достигается при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала.
Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся, а так же внеурочная воспитательная деятельность в рамках школьной воспитательной программы и системы дополнительного образования.
Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
- умение устанавливать контакты с другими людьми;
- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
- умение любить свою Родину.
В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:
- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;
- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;
- надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;
- гражданственность созидательна, а значит, формировать еѐ надо через деятельность;
- нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.
Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль.
Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно.
Воспитание гражданственности на уроках литературы в 10 классе при изучении Ф.И. Тютчева
В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет проработал в Германии и Италии на дипломатической службе. Но слава наш.
Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников
Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников.
«Воспитание гражданственности на уроках истории на примере исторической личности»
В концепции модернизации Российского образования сказано, что важнейшей задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативн.
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у.
Воспитание гражданственности на уроках истории
Статья рассказывает о разнообразных формах и приемах, используемых учителем для воспитания гражданственности на уроках истории. Особое место уделяется информационно-коммуникативным технологиям, благод.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Нравственный пример педагога; Социально-педагогическое партнёрство; Индивидуально-личностное развитие; Интегративность программ духовно-нравственного воспитания; Социальная востребованность воспитания.
Предварительный просмотр:
Воспитание – приоритетная задача общества и государства
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения определены результаты воспитания : чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .
Она разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию.
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала , т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретноисторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.
В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью, устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Систему базовых национальных ценностей составляют:
- Патриотизм (любовь к родине, своему народу, служение Отечеству)
- Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость)
- Гражданственность (долг перед Отечеством, законы, обязанности, свобода совести, вероисповедания)
- Семья (любовь, верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о младшем, о продолжении рода.)
- Труд и творчество (творчество, созидание трудолюбия)
- Наука (познание, истина, сознание)
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература (нравственный выбор, смысл жизни)
- Природа (жизнь, планета, земля)
- Человечество (Миру-мир, международное сообщество)
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
- Нравственный пример педагога;
- Социально-педагогическое партнёрство;
- Индивидуально-личностное развитие;
- Интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
- Социальная востребованность воспитания.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции,
Современный национальный воспитательный идеал определяется :
- в соответствии с национальным приоритетом;
- исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
- согласно Конституции Российской Федерации;
- согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
• общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»
Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообщество кровно близких люд.
Экологическое воспитание- приоритетное направление развития современной школы.
Цель: формирование и воспитание экологически развитой личности, способной использовать экологические принципы в своей деятельности.
Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления
Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления.
"Приоритетной задачей учителя в условиях информатизации общества является развитие критического мышления"
Приоритетной задачей учителя в условиях информационного общества является развитие критического мышления. Поскольку критическое мышление уж.
Воспитание ЗОЖ школьника- приоритетная задача каждого педагога.
Воспитание ЗОЖ современных школьников –приоритетная задача каждого педагога. В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье.
Духовно-нравственное воспитание- приоритетное направление современного процесса образования (презентация)
Презентация разработана к заключительному муниципальному этапу Рождественских образовательных чтений в воскресной школе православного Прихода в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия села Угр.
Духовно-нравственное воспитание- приоритетное направление современного процесса образования (презентация)
Презентация разработана к заключительному муниципальному этапу Рождественских образовательных чтений в воскресной школе православного Прихода в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия села Угр.
К поправкам к Конституции возникло много вопросов – и у экспертов, и у обычных граждан. Одной из самых резонансных стала поправка, которая касается всех: о детях.
Я вошла в рабочую группу по подготовке поправок в том числе в надежде на что-то повлиять в той сфере, в которой я работаю 15 лет, – сфере защиты семьи и детства. Хотя бы снизить вред. Я, конечно, рада, что дети оказались одной из трех ключевых ценностей, которые постулируются теперь в посвященной им статье Конституции, – но только не в том варианте, который был в итоге принят: если в части поправок про НКО наши предложения услышали, то про детей – нет.
Я говорю о части 4 новой статьи 67.1, которая изначально звучала так: «Дети являются важнейшим достоянием России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, принимает на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
Не у меня одной первая фраза вызвала нарекания: не могут быть достоянием дети, ведь достояние – это имущество! И накануне второго чтения законопроекта о поправках эта фраза была, по счастью, изменена. В итоговом, одобренном парламентом варианте она звучит так: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики». Это гораздо лучше – тут понятно, что государство планирует учитывать интересы детей при формировании госполитики (хотя большой вопрос, могут ли быть дети приоритетом политики – лучше было бы написать «Благополучие детей – приоритет государственной политики»).
Конституция Российской Федерации. Полный текст со всеми поправками
Но весь остальной текст этой части не изменился, остался таким же странным. Предложенная формулировка по «духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» сводит все многообразие человеческой личности к трем качествам. И почему забыты другие важные человеческие ценности – милосердие, справедливость, ответственность и т. п.?
Вопросы вызывает и фраза про «уважение к старшим» как цели воспитания. Кто подразумевается под «старшими», насколько старше они должны быть? Почему это ценность или цель исключительно для детей? С одной стороны, очевидно, что нужно уважать старших, с другой – такое утверждение может конфликтовать с необходимостью – в некоторых случаях – защищаться от незаконных действий «старших», например, в случае насилия с их стороны.
Но самое главное – это концовка про государство, принимающее на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.
Эта формулировка вызывает серьезные опасения не только у меня, но у огромного количества НКО в этой сфере. Мы много лет работаем над тем, чтобы устройство ребенка в детский дом не приравнивалось к устройству в семью. Чтобы всем было очевидно, что детский дом – не аналог семьи, не родитель. А временное и очень неправильное место для пребывания детей, откуда они должны как можно скорее попасть в семью, прежде всего – вернуться в родную. В 2008 г. у нас изменился Семейный кодекс и оттуда наконец исчезла фраза, что ребенок либо устраивается в семью, либо в детский дом как альтернативные и равные виды устройства. Теперь ребенок в детском доме не считается устроенным и главная задача госорганов – вернуть его в кровную семью или устроить в приемную. В 2014 г. было принято постановление правительства о реформировании детских сиротских учреждений, где была усилена идея, что это сугубо временное место, что ребенок в детском доме по определению находится временно.
Теперь и в Конституции у нас появляется формулировка, снова уравнивающая государственную заботу и семью. Государство, согласно этой формулировке, – «такой же» родитель. А ведь когда ребенок остается без родительского попечения, то единственная существующая форма именно государственного попечения – это размещение детей в детские дома, потому что только в такой форме государство может исполнять обязанности родителя. Но это так себе родительство.
Ведь главное – в том, как именно государство будет свои обязанности «родителя» выполнять. Родитель выполняет свои обязанности непосредственно и лично, и главное, что он дает ребенку, – чувство заботы, любви, привязанности. Государство может создать детям условия для обучения и воспитания, временного проживания, может защищать их права. Но удовлетворить эмоциональные, психологические потребности ребенка государство как система не может. Установить с ребенком отношения заботы и привязанности может только человек.
Еще вопрос, что будет с детьми в семьях под опекой. Ведь когда ребенок не усыновлен, а находится под опекой или в приемной семье, у него остается статус оставшегося без попечения родителей – т. е., согласно новой поправке, у него теперь появляется «родитель» в лице государства. А как этот «родитель» будет выполнять свои родительские обязанности в отношении ребенка в семье опекунов, например бабушки? Значит ли это, что теперь государство в лице какого-нибудь специального института «государственного родительства», видимо, тех же органов опеки, будет разделять с ней воспитание и заботу о ребенке на равных, как родитель и должен?
Кроме того, родительские обязанности предполагают ответственность, включая уголовную, за ненадлежащее их исполнение. Понятно, что это невозможно распространить на действия государства, поэтому невозможно говорить об «исполнении обязанности родителей» в юридическом смысле, хотя нарушения прав детей в детских домах, особенно для детей с тяжелыми нарушениями развития, – наша ежедневная реальность. Если государство – родитель, то за такое выполнение своих родительских обязанностей его давно надо было лишить родительских прав. Но боюсь, такого инструмента у нас как раз не появится. А вот риски, что устройство в детский дом снова начнут воспринимать как аналогичное устройству в семью, – вполне.
И даже наличие в поправке оговорки про семейное воспитание (спасибо, конечно, что она хотя бы появилась, хотя и не очень понятно, что за семейное воспитание имеется в виду) не снимает всех рисков. Потому что в такой форме это предложение содержит две противоречащие друг другу идеи: о приоритете семейного воспитания и обязательство о передаче государству обязанностей родителя.
На мой взгляд, эта часть новой статьи Конституции должна была быть сформулирована так: «Государство защищает право каждого ребенка на жизнь, здоровье, развитие, образование, право жить и воспитываться в семье. Государство обеспечивает приоритет семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей». Эту версию мы с коллегами из московских социальных НКО из объединения «Все вместе» направили в Совет по правам человека при президенте и некоторым депутатам Госдумы.
Приоритет в такой формулировке отдается семейному воспитанию, а государство выступает в качестве защитника прав ребенка. В таком изложении было бы сохранено важнейшее право – а на самом деле витальная потребность каждого ребенка – жить и воспитываться в семье, а государство выступает не собственником, а защитником ребенка.
Что будет, если в силу вступит тот вариант, что был одобрен парламентом? Вариантов два. Или эта норма будет «мертвой» и не будет отражена в федеральном законодательстве и реальной госполитике в этой сфере (тогда вопрос: зачем такое писать в Конституции?).
Или мы начнем перестраивать и законодательство, и практику. Как? Прописывая обязанности и права государства-родителя? Разделенную опеку между государством и семьей опекуна? Меняя само понятие родительства? Слишком много вопросов и очень не хотелось бы, чтобы этой возможностью воспользовались люди, которые считают, что у государственного воспитания должен быть приоритет над семейным.
Автор – член рабочей группы по доработке Конституции, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Автор статьи
Читайте также:
- Прозрачность правосудия как фактор облегчения доступа к суду
- Составить один казус условие задачи на основе судебной практики со ссылкой на конкретное решение
- Признаком власти является взаимная ответственность гражданина и государства равенство всех
- Как пойти на мировую до суда при побоях
- Прения сторон в гражданском процессе образец речи ответчика прошу отказать в иске