Электрослесарное насыщение судов это

Обновлено: 26.04.2024

НАСЫЩЕНИЕ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ — 1. Детали и узлы, устанавливаемые в корпусных конструкциях. По номенклатуре различают следующие виды насыщения корпусных конструкций: корпусное (мелкие фундаменты и подкрепления, двери, крышки, иллюминаторы, детали судовых устройств и др.),… … Морской энциклопедический справочник

верфь — предприятие для постройки судов, которое, в отличие от судостроительных заводов, не имеет цехов по изготовлению изделий машиностроения и получает эти изделия в виде поставок с других предприятий. По характеру выполняемых работ верфи подразделяют… … Энциклопедия техники

Параллельный метод постройки корабля — (судна) одновременное выполнение работ по формированию корпуса и насыщению его фундаментами, крепежом, трубопроводами и отдельными механизмами. Значительно ускоряет постройку. Параллельный метод постройки корабля (судна) сменил устаревший… … Морской словарь

Список кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации — Эта страница информационный список. В приведенных ниже таблицах приведен актуальный боевой корабельный состав ВМФ России по флотам, а также сводная таблица по всему ВМФ России по состоянию на 2012 год.[1] … Википедия

Судостроение — I Судостроение отрасль тяжёлой промышленности, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое С.… … Большая советская энциклопедия

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» — Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» … Википедия

Орлей Бёрк (эсминец) — Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» Основная информация Тип Эсминец УРО … Википедия

Орлей Бёрк, эсминец УРО — Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» Основная информация Тип Эсминец УРО … Википедия

Орли Берк (эсминец УРО) — Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» Основная информация Тип Эсминец УРО … Википедия

Орли Берк — Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» Основная информация Тип Эсминец УРО … Википедия

Эскадренные миноносцы УРО типа «Арли Бёрк» — Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» Основная информация Тип Эсминец УРО … Википедия

Насыщение корпусных конструкций. Существуют две группы насыщения: доизоляционное, устанавливаемое до монтажа изоляций и зашивки, и послеизоляционное. Насыщение устанавливают при изготовлении секций и блоков секций, а также в достроечный период в помещениях судна. Объемы деталей насыщения секций и помещений зависят от принятой на заводе технологии, серийности постройки судов, технического и организационного уровней производства.

К насыщению секций относят кабельные коробки, иллюминаторы и козырьки к ним, каналы и шахты вентиляционные с толщиной стенок 3 мм и более, скоб-трапы и приварные крепления трапов, обухи, люки стандартные, горловины и двери с комингсами, наварыши, вварыши, наклепыши, стаканы, полустаканы, палубные втулки, протектор, все фундаменты, установка которых не предусмотрена чертежами корпусных конструкций, обрамления вырезов диаметром 50 мм и более, крепления леерных, тентовых стоек и контрфорсов.

Требования к корпусным конструкциям и насыщению. Насыщение секций устанавливают по чертежам. При этом в насыщение не включают детали и узлы, выступающие за набор или со стороны обратной набору, высота которых может помешать транспортировке секций; детали и узлы центрируемых предметов оборудования, установочные координаты которых попадают на две смежные секции; детали и узлы, расположенные на расстоянии менее 200 мм от кромок монтажных стыков и пазов.

В корпусных конструкциях, подготовленных под установку насыщения, должно быть собрано и заварено полотнище, нанесены контрольные линии, размечен, установлен и приварен набор, размечены и вскрыты вырезы, выправлены, очищены от ржавчины, грязи и масел места установки насыщения. До установки деталей насыщения необходимо проверить качество их обработки и покрытия (оксидирование, фосфатирование, оцинковка, грунтовка и др.).

Наварыши (рис. 6.22), наклепыши, стаканы, переборочные фланцы и другое насыщение должны поступать с нанесенными осевыми линиями (рисками совмещения). Детали насыщения с обработанными поверхностями и резьбами должны иметь защитные кожухи и колпачки, а после их установки предохраняться от механических повреждений и консервироваться. Детали и узлы насыщения должны поступать на установку скомплектованными в специальных ящиках-контейнерах.

Координирование насыщения. Координаты мест вырезов, установки деталей и узлов насыщения указаны на чертежах от ближайших теоретических и контрольных линий корпусных конструкций. Установку деталей насыщения производят в следующем порядке.

По совмещенным или монтажным чертежам определяют места расположения деталей на плоскостях и наборе, проверяя прямолинейность плоскостей в соответствии с допусками. Допустимая бухтиноватость лежит в пределах от ±5 до ±10 мм на 1 м длины плоскости. Бухтиноватость, превышающая допуски, должна быть выправлена. Места установки деталей очищают от ржавчины, грязи и жировых пятен с помощью металлических щеток и тряпок, смоченных в растворителях.



Рис. 6.22. Разметка наварыша перед его установкой: 1 — контрольные риски на плоскости наварыша, 2 — контрольная риска на торце



Рис. 6.23. Разметка и установка наварыша на корпусную конструкцию: 1 — линия контрольная от ДП, 2 — риски контрольные на плоскости детали, 3 — риска контрольная торцовая, 4 — риски установочные, 5 — риски контрольные на днищевой секции, 6 — линия шпангоутов

Проверяют наличие базовых и контрольных линий и при необходимости их восстанавливают. При этом по чертежам или шаблонам производят разметку мест установки деталей. Размеченные места кернят, обводят мелом или краской и маркируют, указывая номера и марки устанавливаемых деталей (рис. 6.23).

Подбирают однотипные детали и специальную оснастку — клещи, захваты, прижимы, позволяющие удерживать мелкие детали во время сварки. С помощью этих приспособлений устанавливают детали на размеченные места, прижимают и закрепляют их прихватками.

Проверяют правильность установки деталей по горизонтали и вертикали, производят необходимую подгонку и окончательно приваривают детали к плоскостям. Места приварки деталей зачищают от шлака и брызг металлическими щетками, пневматическими зубилами или шлифовальными машинками. Стальные шпильки приваривают к стальным плоскостям с помощью сварочных пистолетов. После установки всех деталей одного типа подбирают и устанавливают детали других типов.

Выполненную работу предъявляют мастеру ОТК, который проверяет правильность расположения деталей, сборку под сварку, качество сварных швов и непроницаемость плоскостей.

При установке доизоляционных деталей насыщения необходимо соблюдать точность их установки, горизонтальность и вертикальность их расположения согласно требованиям чертежа или технической инструкции.

При изготовлении секций в сборочно-сварочном цехе на них устанавливают различные изделия насыщения: наварыши, стаканы, сальники электрокабеля, различные крепления и фундаменты, двери, крышки, иллюминаторы, трапы и др. В последнее время в сборочно-сварочных цехах ряда заводов выполняют некоторые монтажные работы, например монтаж труб, тепло-обменных аппаратов и т. п., которые в условиях цеха значительно удобнее осуществлять, чем на судне.

Как мы уже отмечали, детали насыщения устанавливают после окончания сборочно-сварочных работ по основным конструкциям секции. В период сборки секции в ее конструкциях ручным газовым резаком делают вырезы для насыщения. Мелкие отверстия (диаметром менее 50 мм) делают сверлильной машинкой, а отдельные крупные вырезы (например, для дверей, крышек и др.) в деталях — с помощью соответствующего оборудования еще в корпусообрабатывающем цехе. Разметку мест и установку изделий насыщения выполняют по чертежам насыщения, выпускаемым конструкторским бюро.

Сборщики отбирают необходимые детали насыщения и устанавливают их на прихватки в соответствии с указаниями совмещенного чертежа или альбома типовых узлов установки изделий насыщения, Следя за тем, чтобы оси деталей насыщения располагались строго в соответствии с чертежом (рис. 12.22).



Рис. 12.22. Установка изделий насыщения: а — наварыш; б — горловина; в — кабельная коробка.

Обжатие изделий насыщения к конструкции производится струбцинами, прижимами «рыбий хвост» или другими приспособлениями. Затем изделия приваривают вручную или полуавтоматом в соответствии с чертежом. Если изделие крепится к конструкции с помощью клепки, то вначале его устанавливают под сверловку отверстий в конструкции и крепят струбцинами или небольшими прихватками. После сверловки изделие снимают, сопрягающиеся плоскости очищают от стружки, прокрашивают и между ними устанавливают прокладку в соответствии с указанием чертежа или технологического процесса. Обжатие под заклепку выполняют обычно с помощью сборочных болтов.

При установке изделий насыщения необходимо беречь от повреждений их обработанные поверхности (например, плоскости наварышей), защитные покрытия (окраску, оцинковку и др.), крепежные детали (шпильки, болты, гайки) и различные подвижные соединения (петли, задрайки и т. п.). Не допускаются также перекосы изделий насыщения при установке, так как это может привести к нарушениям задраивания дверей, крышек и иллюминаторов, затруднить обеспечение сопряжения фланцев труб и арматуры с наварышами, стаканами и т. п. В необходимых случаях участки корпусных конструкций, на которые устанавливают изделия насыщения, должны быть выправлены.

Для подъема и кантовки секций и крупных узлов к ним приваривают специальные обухи, которые устанавливают по чертежам или схемам подъема секций. Обухи должны быть изготовлены в соответствии со специальными чертежами или нормалями и иметь клеймо ОТК. Сборщик должен знать, что отрыв или излом обуха могут привести к очень тяжелым последствиям, а потому устанавливать его под сварку нужно очень тщательно. Сваривают обухи высококвалифицированные сварщики, допущенные к сварке ответственных конструкций.

Перед кантовкой секции следует удалить с ее поверхности или изнутри весь инструмент, приспособления, производственные отходы и мусор. Несоблюдение этого элементарного правила иногда приводит к несчастным случаям.

После окончания всех сборочно-сварочных работ, удаления сборочных приспособлений, подварки выхватов (углублений в листах или наборе от газовой резки, отрыва прихваток и т. п.) и подрезов, зачистки, правки и контуровки секции ее сдают ОТК.

При приемке секции проверяют:
а) соответствие ее конструкции, сварных и заклепочных соединений рабочим чертежам; проверяют внешним осмотром и измерением отдельных элементов;
б) соответствие размеров и обводов секции плазовым, а также наличие припусков по кромкам секции. Размеры секции проверяют 20-метровой стальной рулеткой, имеющей паспорт, или при помощи реек с плаза. Обводы секции контролируют по плазовым таблицам (высот и полуширот) * с помощью рейки и шлангового ватерпаса или при помощи шаблонов с плаза.

Часто обводы проверяют до снятия секции со сборочной постели для подварки обшивки. Для этого секцию освобождают от ее закрепления к постели и замеряют зазоры между обшивкой и лекалами или стойками постели.

Допуски на отклонения размеров и обводов секций от плазовых указываются в отраслевом стандарте на проверку и приемку узлов и секций, обычно приводятся также в технологическом процессе на изготовление секции, а в некоторых случаях в чертеже;
в) комплектность я правильность установки насыщения секции по совмещенным чертежам и альбому типовых узлов установки насыщения;
г) комплектность деталей и узлов россыпью, подаваемых на стапель вместе с секцией, по технологическому процессу или по специальным картам (или ведомостям) комплектации;
д) наличие и правильность пробивки базовых и контрольных линий на секции по технологическому процессу и контуровочному эскизу с плаза. Необходимые размеры при этом проверяют рулеткой.

На наиболее сложные секции корпуса (днища, борта, оконечностей) заполняются специальные паспорта, в которых указываются фактические размеры секции и имеющие место отклонения по обводам, что необходимо для правильной установки секции на стапеле.

В последние годы на многих судостроительных заводах после окончания изготовления секций производится их контуровка в заданных допусках, т. е. удаление всех припусков на монтажных соединениях секций. (Подробно с контуровкой секций вы сможете ознакомиться в параграфе 12.17.)
После сдачи секции ОТК проверяют ее сварные швы и заклепочные соединения на непроницаемость в соответствии с указаниями технологического процесса или специальной инструкции. Методы испытаний на непроницаемость достаточно подробно освещены в параграфе 13.8.

На многих заводах корпусные конструкции после их сдачи ОТК и испытаний на непроницаемость (в тех случаях, когда это предусмотрено технологическим процессом) грунтуют.

Грунтом называется первый слой краски, наносимый на поверхность конструкции с целью предохранения ее от коррозии.

Перед грунтовкой конструкции очищают от окалины, ржавчины, масел и других загрязнений с помощью специальных пневматических молотков для обивки окалины, пневматических стальных щеток, скребков и протирки ветошью. Так как на большинстве судостроительных заводов конструкции изготовляют из предварительно очищенного загрунтованного или пассивированного металла, перед грунтовкой очищают лишь отдельные участки конструкций, имеющие налет ржавчины или загрязнения.

Наносят грунт на поверхность конструкций двумя способами: кистью и с помощью пистолетов-распылителей.

Кромки конструкций у монтажных стыков не грунтуют на ширине 50—100 мм.

В настоящее время на многих заводах имеются специальные участки для грунтовки корпусных конструкций, размещаемые в изолированных от сборочно-сварочного цеха помещениях, оборудованные специальной системой вентиляции, а иногда и устройствами для ускоренной сушки грунта с помощью инфракрасных лучей.

* Полуширотой в судостроении принято называть не только одну из проекций теоретического чертежа, но и расстояние от ДП до какой-либо точки корпуса, измеренное по горизонтали в плоскости шпангоута.

Трюмные системы. Группа систем, предназначенных для удаления за борт воды, скапливающейся в отсеках и трюмах в процессе эксплуатации судна из-за неплотностей в соединениях обшивки корпуса и труб, отпотевания, в результате мытья внутренних помещений, а также для удаления за борт из помещений судна большой массы воды, поступившей при аварии, повреждении корпуса или тушении пожара. К ним относятся осушительная, водоотливная и перепускная системы.

По Правилам Регистра СССР осушительной системой должно оборудоваться любое судно, а самостоятельная водоотливная система применяется обязательно только на морских пассажирских судах. Аварийный водоотлив на малых судах (катерах, буксирах и т. п.), осуществляется осушительной системой, а на транспортных судах — с помощью балластной системы. Из МО морских судов аварийный водоотлив производится охлаждающими насосами главных двигателей, производительность которых должна быть достаточной для этого.

При проектировании трюмных систем предъявляются следующие требования:
осушительная система должна обеспечивать удаление трюмной воды из любого отсека при допустимых крене и дифференте судна;
в каждый осушаемый отсек должно быть введено не менее двух приемных отростков, расположенных на разных бортах судна;
на морских самоходных судах должно быть не менее двух осушительных насосов с независимым механическим приводом;
водяные трубопроводы, как правило, не должны проходить через балластные и топливные цистерны;
трюмные системы должны быть устроены так, чтобы исключались возможность поступления забортной воды по их трубопроводам внутрь судна, а также перетекание воды из одного отсека в другой. Для этого на трубопроводах следует устанавливать невозвратные клапаны.

Осушительная система служит для повседневного удаления воды, скапливающейся в нижних частях корпуса судна при нормальной эксплуатации. С ее помощью откачивают остатки воды, не удаленной водоотливной, балластной или пожарной системами. Осушительная система состоит из приемников, всасывающего и отливного трубопроводов с невозвратными или невозвратно-запорными клапанами. Приемники снабжены защитными сетками, предотвращающими попадание грязи в систему. Приемники устанавливаются в сборных колодцах двойного дна, в льялах и других подобных местах.

Осушительные насосы помещают в разные водонепроницаемые отсеки. Для осушения отсеков небольших объемов используют ручные поршневые насосы, эжекторы, работающие от пожарной магистрали, или перепускную систему. В осушительной системе применяют центробежные насосы с подачей 15—400 м 3 /ч и высотой всасывания 5—б м.

Трубопроводы изготовляют из стальных труб с внутренним защитным покрытием (оцинковкой, футеровкой). Диаметр труб зависит от размерений судна и длины осушаемого отсека.

На рис. 5.33 приведена схема автономной системы осушения носовой оконечности судна.



Рис. 5.33. Схема автономной системы осушения носовой оконечности судна

Вода, скопившаяся в шкиперской 5, через решетки сточных колодцев 4 и невозвратные клапаны 2 забирается эжектором 3. Вода из цепного ящика 1 поступает к эжектору через невозвратные клапаны.

В водоотливных системах используются переносные и стационарные погружные насосы с подачей до 630 м 3 /ч. Ввиду редкого ввода в действие водоотливные системы часто совмещают с балластными. При использовании для осушения и водоотлива стационарных и переносных водоструйных эжекторов рабочая вода к ним подводится от системы водяного пожаротушения. Водоотливная система должна обеспечивать удаление воды в заданное время из водонепроницаемых отсеков судна после заделки пробоин. Подача водоотливных средств определяется заданным временем водоотлива из самого большого отсека, затопленного до уровня ватерлинии при наибольшей осадке судна.

Трубопровод водоотливной системы должен иметь большой диаметр, не зависеть от трубопровода осушительной системы и должен выполняться так, чтобы через него не могло произойти затопление отсеков даже при его повреждении. Для этого клапаны на отростках, идущих в отсеки, должны быть невозвратно-запорного типа и иметь дистанционное управление с палубы переборок и с места установки. На магистральном трубопроводе должны быть предусмотрены клапаны для отключения отдельных поврежденных участков.

Водоотливная спасательная система для откачивания воды из затопленных отсеков аварийного судна показана на рис. 5.34.

От водоотливного насоса 2 спасательного судна 11 отходит стояк к палубной магистрали 8 с клинкетом 1, на которой установлены двухклапанные коробки 7. К ним присоединены бортовые трубопроводы 9, заканчивающиеся быстросмыкающимися гайками 6, с помощью которых подключаются аварийные рукава 10. Рукава перекидывают на палубу аварийного судна 12 и опускают в затопленный отсек. Вода из отсека через приемную сетку 13 забирается насосом 2 и по отливному трубопроводу 3 через невозвратный клапан 4 и кингстон 5 удаляется за борт. В качестве спасательных используют поршневые или центробежные насосы, снабженные самовсасывающим устройством.

Перепускная система применяется в помещениях (радиорубках, погребах, станциях пожаротушения и др.), которые невозможно или неудобно оборудовать осушительной системой. Она представляет собой спускные трубопроводы, по которым вода отводится в нижние отсеки, обслуживаемые осушительной системой. В этой системе отсутствуют насосы. Управление дистанционное или автоматическое с помощью перепускной или спускной арматуры. При автоматическом управлении клапаны открываются, если вода в отсеке поднимется до определенного уровня.



Рис. 5.34. Схема водоотливной спасательной системы

НАСЫЩЕНИЕ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 1. Детали и узлы, устанавливаемые в корпусных конструкциях. По номенклатуре различают следующие виды насыщения корпусных конструкций: корпусное (мелкие фундаменты и подкрепления, двери, крышки, иллюминаторы, детали судовых устройств и др.), слесарно-монтажное (наварыши, стаканы, части трубопроводов с арматурой и пр.); электро-монтажное (скобы, кабельные коробки, крепления электроаппаратуры и пр.). 2. Совокупность производимых операций по наполнению корпусных конструкций деталями и узлами насыщения. Разделяется на доизоляционное, когда детали насыщения присоединяют непосредственно к корпусным конструкциям, и послеизоляционное, когда детали насыщения устанавливают после окончания работ по изоляции корпусных конструкций. В процесс входят 4 вида работ: разметка мест под установку деталей насыщения; установка деталей насыщения — резка, сверление, рихтование, подгонка, электроприхватка; крепление деталей насыщения (сваркой, с помощью резьбовых соединений или приклеиванием); испытания на непроницаемость и нагрузку (при необходимости). Основные способы повышения технического уровня работ по насыщению корпусных конструкций: сокращение количества типоразмеров и унификация деталей (узлов) крепления, изделий и оборудования; широкое применение средств механизации для разметки, установки и крепления деталей насыщения (фотопроекционная техника, комплекты постоянных магнитов, переносные малогабаритные сверлильные станки, пневмотиски, прессы, газорезательные и сварочные полуавтоматы); выполнение большого объема работ по насыщению корпусных конструкций в отдельных секциях и блоках до начала формирования корпуса судна; выпуск и широкое использование совмещенных чертежей с указанием всего насыщения отдельных помещений

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение . Под редакцией академика Н. Н. Исанина . 1986 .

Смотреть что такое "НАСЫЩЕНИЕ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ" в других словарях:

Судостроение — I Судостроение отрасль тяжёлой промышленности, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое С.… … Большая советская энциклопедия

Технология авиастроения — область технологии машиностроения, включающая процессы, методы, способы и технические средства изготовления изделий авиационной техники. В начальный период развития авиационной техники Т. а. располагала ограниченными средствами, которые… … Энциклопедия техники

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: