Электронное правосудие что это такое

Обновлено: 07.05.2024

Порядок подачи документов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды и суды общей юрисдикции изменился в 2017 году. Граждане и юридические лица могут подавать обращения (исковые заявления, ходатайства, жалобы и другие документы) в виде электронных документов и электронных образов (скан-копий) (Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти"). Их подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Получить такую подпись можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России. Электронная подпись также понадобится для подтверждения личности при регистрации в системах "Мой Арбитр" и на портале ГАС "Правосудие".

Порядок подачи документов в электронном виде отличается в зависимости от вида судопроизводства. Рассмотрим, как подать документы в суд таким образом и при этом правильно использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

Требования к электронным документам

Интернет-сервисы "Мой Арбитр" и ГАС "Правосудие" позволяют направлять в суд электронные документы и электронные образы (скан-копии) бумажных документов.

Электронный документ создают в форматах PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT – если он содержит текст и в форматах PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF – если он графический.

Согласно п. 2.3.5 Порядка подачи в ВС РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Председателя ВС РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П, далее – Порядок), п. 2.3.5 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 г. № 251), п. 2.3.5 Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Судебного департамента при ВC РФ от 28 декабря 2016 г. № 252) электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Ее можно получить только в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России.

Поставить усиленную квалифицированную электронную подпись на электронном документе вправе только лицо, указанное в тексте документа.

Электронный образ (скан-копию) создают путем сканирования бумажной версии документа. Электронный образ заверяют простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2.2.5 Порядка, п. 2.2.5 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, п. 2.2.5 Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью электронный документ и электронный образ по юридической силе равнозначны бумажному документу.

ВАЖНО!

Требования к документам, направляемым в электронном виде в ВС РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции

Электронный образ документа:

  • сканирование бумажного документа выполняется в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности (графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при наличии);
  • сканирование в режиме полной цветопередачи выполняется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста, когда это имеет значение для рассмотрения дела;
  • файл электронного образа документа должен быть в формате PDF с возможностью копирования текста;
  • размер файла не должен превышать 30 Мб;
  • наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе (например: Доверенность 34 от 05082016 1л.pdf).

Электронный документ:

  • создается сразу в электронной форме;
  • файл обращения в суд создается в формате PDF с возможностью копирования текста.
  • файлы документов, прилагаемых к обращению в суд, могут быть представлены в форматах PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT – для документов с текстовым содержанием, PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF – для документов с графическим содержанием;
  • размер файла не должен превышать 30 Мб;
  • наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе (например: Доверенность 34 от 05082016 1л.pdf);
  • используется отсоединенная электронная подпись (содержится в отдельном файле);
  • должен быть подписан лицом, которое указано в тексте электронного документа как подписант.


Подаем документы в ВС РФ

Согласно Порядку обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом законодательно закреплены случаи, когда усиленную квалифицированную электронную подпись обязательно ставят и на электронных образах:

  • заявления об обеспечении иска (ч. 4 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса);
  • искового заявления, содержащего ходатайство об обеспечении иска (ч. 1 ст. 139 ГПК РФ);
  • ходатайства о приостановлении исполнения решения суда (ст. 381 ГПК РФ);
  • заявления об обеспечении доказательств (ст. 72 Арбитражного процессуального кодекса);
  • заявления об обеспечении иска (ст. 92 АПК РФ);
  • заявления об обеспечении имущественных интересов (ст. 99 АПК РФ);
  • заявления об обеспечении исполнения судебного акта (ст. 100 АПК РФ);
  • ходатайства о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (ст. 199 АПК РФ);
  • ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов (ст. 265.1, 283 АПК РФ);
  • искового заявления, заявления, апелляционной жалобы, кассационной жалобы, содержащих ходатайство о принятии обеспечительных мер (ст. 125, ст. 260, ст. 265.1, ст. 277, ст. 283 АПК РФ);
  • заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 9 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства);
  • административного искового заявления, содержащего ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1.1 ст. 86 КАС РФ);

Кроме того, на электронном образе обращения в суд в рамках уголовного судопроизводства также ставят усиленную квалифицированную электронную подпись (п. 3.5.1 Порядка).

Отметим, что к обращению в суд, подаваемому представителем, должна быть приложена доверенность в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица, либо в виде электронного образа документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью представляемого лица, либо электронного образа, заверенного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.

Порядок подачи документов. Физическое лицо, которое подает документы, должно создать в системе личный кабинет. Он формируется автоматически.

Представители физических и юридических лиц также могут создать личный кабинет и подавать документы в отношении одного и более представляемых.

Подтвердить личность можно в МФЦ. Там предоставят логин и пароль для входа в систему.

Также личность подтверждают с помощью квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, полученного в любом аккредитованном Минкомсвязи России удостоверяющем центре.

Вид учетной записи напрямую влияет на возможность подачи документов в ВС РФ и другие суды. Упрощенная и стандартная учетные записи позволяют подать в суд только электронные образы документов.

Подтвержденная учетная запись помимо скан-копий позволяет подавать электронные документы.

Это интересно!

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью, а в случаях, предусмотренных законодательством, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (например, заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, заявление об обеспечении иска, заявление о применении мер предварительной защиты).

Подаем документы в арбитражный суд

Регистрацию можно пройти либо в самой системе путем создания упрощенной учетной записи либо через ЕСИА (см. выше).

Обращение и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в арбитражный суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом в случаях, когда этого требует АПК РФ скан-образы подписывают только усиленную квалифицированную электронную подпись. Такие случаи перечислены в предыдущем разделе.

Рассмотрим, как подать документ через систему "Мой арбитр". После входа в личный кабинет нужно выбрать вид обращения, например "Иск (заявление)" в разделе "Заявления и жалобы", указать наименование арбитражного суда, в который подается заявление, и выбрать суд из предложенного перечня.

Затем устанавливают процессуальное положение (истец, ответчик и т.п.) и заполняют предложенную системой форму, в которой проставляют наименование организации или ФИО физлица, адрес места работы, регистрации по месту жительства или местонахождения, категорию организации; ИНН, ОГРН, адрес и т.д.

Далее прикрепляют отсканированные документы: сначала заявление (ходатайство, жалобу), а затем приложения (при их наличии).

После отправки документов пользователь получит в личном кабинете и на указанный при регистрации адрес электронной почты уведомление об их поступлении в информационную систему, содержащее дату и время поступления. Его можно использовать как подтверждение соблюдения процессуальных сроков.

Работники суда проверят документы на предмет установления, адресованы ли они суду, доступны ли для прочтения, оформлены ли в соответствии с Порядком. После проверки работники суда отправят пользователю системы уведомление об их получении либо уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд.

Обратите внимание, что порядками подачи документов в ВС РФ и в арбитражные суды установлен открытый перечень причин, по которым документы не могут считаться поступившими в суд.

Также отметим, что суд вправе предложить заявителю представить оригиналы поданных документов (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 12), в том числе, направленных в качестве доказательств (ч. 3 ст. 75 АПК РФ).

Подаем документы в суд общей юрисдикции

Если документы подает представитель, то личный кабинет создается на его имя. Он может подать в суд документы в отношении одного и более представляемых физических и (или) юридических лиц.

Доступ к личному кабинету возможен посредством идентификации и аутентификации в ЕСИА либо с использованием имеющейся у физлица усиленной квалифицированной электронной подписью, полученной аккредитованном Минкомсвязью УЦ.

Для подачи документов заполняют специальную форму на официальном сайте суда. Нужно выбрать вид судопроизводства и указать свои данные (в том числе номер телефона, адрес электронной почты и т.д.).

Документы подают в форме электронного документа или электронного образа документа. Требования к ним аналогичны рассмотренным выше.

Порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи аналогичен порядкам, рассмотренным выше.

При этом усиленную квалифицированную электронную подпись также обязательно подписывают скан-копию обращения в суд в рамках уголовного судопроизводства (п. 3.4.1 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Порядок подачи документов. Для подачи документов нужно найти и открыть официальный сайт суда и выбрать пункт меню "Подача процессуальных документов в электронном виде".

После нажатия на данный пункт пользователь попадает на страницу интернет-портала ГАС "Правосудие". Нужно перейти в раздел "Обращения" или нажать кнопку "Новое обращение".

Далее выполняют вход в систему. Войти можно двумя способами:

  • при помощи учетной записи в ЕСИА;
  • либо посредством усиленной квалифицированной электронной подписи.

Затем выбирают вид обращения, например "Административное исковое заявление", формируют заявление (заполняют реквизиты заявителя, прикрепляют документы) и нажимают на кнопку "Сформировать заявление".

Пользователь получит уведомление о поступлении документов в систему. Работники суда, как и в случае описанном в предыдущем разделе, проверят документы и после проверки отправляют уведомление об их получении либо уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд.

Обратите внимание, что аналогичный порядок предусмотрен для подачи документов в мировые суды (Порядок подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа).

В заключение отметим, что описанные в статье способы подачи документов не распространяются на документы, содержащие государственную тайну, и на подачу запросов, предложений, заявлений или жалоб в соответствии с положениями федерального законодательства (Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

Электронное правосудие: что это такое и кому в онлайне жить хорошо

За последние два года многим стало ясно — без цифровых решений работать уже не получится. К этой же мысли пришли в российских судах. Здесь пересмотрели немало процессов — от онлайн-подачи документов на алименты и до дистанционной работы судей с адвокатами.

Электронное правосудие — особая форма проведения процессуальных действий. Она основана на применении цифровых технологий в работе судов. В понятие также входит их электронное взаимодействие друг с другом и с физическими, юридическими лицами.

Важный момент — все процедуры электронного правосудия должны регламентироваться нормативными правовыми актами и законами. Легитимно работать без бумаг в России разрешили судам только в 2016 году. Право закрепили 220-ФЗ, Порядком № 46-П Верховного суда и приказами № 251 и № 252.


Цифровизация в судах: вчера, сегодня, завтра Затем подачу электронных документов описали в поправках к кодексам — арбитражному, гражданскому, уголовному и административного производства. Сама же система электронного правосудия в России полноценно заработала лишь в 2017 году.

ГАС «Правосудие»: первые шаги цифровизации

Государственная автоматизированная система «Правосудие» — крупнейший из инструментов электронного правосудия в стране, который работает уже больше 15 лет. Большая часть мероприятий по его разработке прошла в рамках федеральной программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы». Недавно её продлили до 2024-го.


ГАС «Правосудие» позволила судебной системе РФ перейти на юридически значимый электронный документооборот. Ещё один плюс — разработчикам удалось оптимизировать движение документов как в самих судах, так и между ними. Бумажная волокита сократилась, а вместе с тем упростился сбор статистики по делам.

В 2015-м на базе ГАС «Правосудие» появились онлайн-трансляции судебных заседаний, что стало особенно актуальным позже — в 2020–2021 годах из-за пандемии. Так, например, в Красноярском краевом суде видеотрансляции теперь проводятся ежедневно.

В 2016 году крупнейшую систему электронного правосудия подключили к системе межведомственного электронного взаимодействия. Юридически значимый электронный документооборот вышел на новый уровень, что помогло существенно увеличить скорость работы судов с исполнительными органами власти.

Следующий важный этап в истории ГАС «Правосудие» — подключение сервиса для подачи электронных документов в суды общей юрисдикции. Это произошло в 2017 году. К концу 2021-го через сервис было подано свыше 1,4 млн судебных исков.


Электронное правосудие. Как оформить скриншот и выиграть дело Среди планов, о которых заявляют на федеральном уровне, — внедрение искусственного интеллекта. В частности, использовать его хотят в Белгородской области — в рамках пилотного проекта для подготовки судебных приказов по делам о налоговых задолженностях. Это сэкономит время секретарей и ускорит процессы обработки документов.

Будет ли искусственный интеллект внедряться во всей судебной системе, пока неизвестно. Но очевидно другое: электронное правосудие продолжит развиваться в стране благодаря ещё одному инструменту — суперсервису «Правосудие онлайн» на Портале госуслуг.

«Правосудие онлайн», или Что там на Госуслугах

Новый суперсервис разрабатывают несколько лет. Судя по заявлениям руководства Верховного суда, он должен стать максимально удобным и доступным инструментом электронного правосудия в России для граждан и юридических лиц.


Без суда «с последствием». Разбираем типовые вопросы по представлению электронных документов в суд В суперсервис на Госуслугах войдёт множество востребованных услуг:

Функциональность нового инструмента электронного правосудия будет усиливаться постепенно. Так, на Госуслугах сообщается, что к концу 2022 года уже разработают сервисы, определяющие территориальную подсудность, появятся расчёт и оплата пошлины, а также классификатор исковых требований. Также будут подключены удалённое участие в судебном процессе и направление исполнительного документа в Реестр ИД.

К 2024-му станут доступными биометрическая аутентификация пользователя, дистанционно участвующего в процессе, интерактивный помощник, а также документы, уведомления и материалы по делам.


Главный инструмент электронного правосудия в арбитражных судах — система «Мой арбитр». Она помогает участникам подавать обращения и документы удалённо. Как это сделать правильно, а также какую функциональность можно использовать ещё — читайте в статье на ECM-Journal.

Почему электронное правосудие выгодно всем

Самые очевидные преимущества онлайн-взаимодействия всех сторон — это плюсы юридически значимого электронного документооборота. Их как минимум пять:

  1. Представление, приём и обработка электронных документов проходят в разы быстрее, чем в бумажном виде. Особенно важна скорость, когда иск приходится подавать на оппонента в другом городе и/или в суд, который находится не в вашем регионе.
  2. Поиск нужного документа — дело пары минут. Чтобы ознакомиться с материалами по делу, не нужно искать бумажный оригинал. Всё есть в электронном виде и находится в одной системе.
  3. Электронные документы не потеряются в пути, на них никто случайно не выльет кофе. И наконец, они не испортятся со временем, не пожелтеют как бумага.
  4. Представлять электронные документы в онлайне можно хоть в воскресенье и даже ночью. Не нужно подстраиваться под время работы суда.
  5. И наконец, системы электронного правосудия дают прекрасную возможность — все участники процесса могут отслеживать статус дела, для этого достаточно иметь доступ.


Инхаус-юрист сегодня. Навыкам эффективной работы быть! Электронное правосудие — это автоматизация судебной системы и органов власти, которая выгодна всем. Однако она почти бессмысленна, если к ней не готовы участники процессов — граждане и представители бизнеса. К счастью, это дело времени. Уже сейчас компании всё чаще используют специализированное ПО — системы для управления договорными процессами и даже цифровых помощников юриста.

В 2012 году Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (далее — Программа). Программа предусматривает комплекс мероприятий по развитию информационных технологий (ИТ) в деятельности судебно


Электронное правосудие: что это такое и кому в онлайне жить хорошо В 2012 году Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (далее — Программа). Программа предусматривает комплекс мероприятий по развитию информационных технологий (ИТ) в деятельности судебной системы.


Что по плану?

В целях развития ИТ в Верховном суде РФ и в судах общей юрисдикции Программа предлагает:

· создать комплекс сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также перевести судебные архивы в электронный вид;

· создать условия для электронного судопроизводства: упростить процедуру подачи исковых заявлений, жалоб путем их перевода в электронный вид;

· оснастить суды программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения ЭДО с применением ЭП и т. п.

В целях развития ИТ в арбитражных судах Программа предусматривает:

· создание «облачной» системы для использования специализированного ПО в целях автоматизации делопроизводства в судах;

· развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти;

· сканирование всех поступающих в арбитражные суды документов и формирование электронных дел и т. п.

Интересно, что количество арбитражных судов, использующих систему электронного правосудия, должно увеличиться с 1-го до 113 единиц к 2020-му году:


Также Программа предлагает ряд мероприятий по информатизации Конституционного суда РФ, исполнительного производства, повышение уровня оперативности проведения судебных экспертиз.

Так выглядит развитие электронного правосудия в России на бумаге. Давайте посмотрим, что на деле.

А что по факту?

Февраль

В Госдуму РФ внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти)». Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, предусмотрев возможность направления в суды ходатайств, заявлений, жалоб, представлений и других документов в электронном виде, а также изготовление судебных решений в виде электронного документа.

В мае 2015 года было принято решение перенести рассмотрение законопроекта, т. к. требуется уточнить перечень документов, представляемых в суд в виде электронного документа, имеются и другие замечания. Изучить текст проекта и замечания к нему подробнее можно на официальном сайте Госдумы РФ.

Президент России подписал Федеральный закон N 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который направлен на совершенствование вопросов использования электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. В частности:

· «Исполнительный лист вместе с копией приговора может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью…».

· «Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа».

Закон вступил в силу 9 марта 2015 года.

Октябрь

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев сообщил, что российские суды в следующем году будут максимально задействовать систему электронного правосудия. Лебедев считает, что электронные технологии позволят ускорить правосудие и сделают его максимально открытым для общества.

«Создан информационный центр, задача которого — замкнуть всю правовую информацию, которая исходит не только от судов, но и от других правоохранительных органов, чтобы все судьи могли получить всю информацию, а также и работники правоохранительных органов могли быстро найти информацию о правовой позиции Верховного суда», — добавил председатель Верховного суда.

Интересно, что в октябре кассация разъяснила, как все-таки работать с электронными оригиналами в арбитражном суде, обязательно ли их печатать. В соответствии с абз. 12 п. 12 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ материалами судебного разбирательства могут быть электронные документы или электронные образы документов. Согласно п. 3.3.6 этой же Инструкции изучение электронных документов осуществляется судьями с помощью технических средств суда, если такие имеются. По требованию судьи электронные оригиналы могут быть распечатаны специалистами суда.

Важно понимать, что отсутствие в деле бумажных копий электронных документов не говорит о процессуальных нарушениях.

Принятые весной этого года в связи с распространением COVID-19 ограничительные меры показали необходимость совершенствования существующих и используемых в настоящее время элементов так называемого электронного правосудия: возможности направления в суд документов в электронном виде и особенно дистанционного участия в судебных заседаниях. Так, в принятом для разъяснения порядка работы судов в период действия таких мер Постановлении Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 г. № 821 (далее – Постановление № 821) изначально содержалось положение об инициировании судами рассмотрения дел с применением систем видео-конференц-связи (ВКС), но впоследствии эта рекомендация была расширена, и в качестве возможного формата проведения судебных заседаний в ней также было обозначено использование систем веб-конференций (соответствующие изменения внесены Постановлением Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 29 апреля 2020 г. № 822).

Практика организации веб-конференций или онлайн-заседаний как более удобного по сравнению с ВКС формата дистанционного участия в судебном заседании: система ВКС, напомним, является закрытой системой судов и предполагает обязательность нахождения участника процесса в здании суда, пусть и не того, который рассматривает дело, а по месту жительства или нахождения данного лица (ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса, ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса, ст. 142 Кодекса административного судопроизводства), тогда как к заседанию в режиме веб-конференции могут подключаться лица, находящиеся дома или в офисе, со своих компьютеров, планшетов или смартфонов, имеющих доступ к Интернету, – в целом позитивно оценивается юридическим сообществом. Тем не менее для того, чтобы эта практика стала обширной, необходимо решить целый ряд вопросов, в частности о закреплении данного формата участия в судебных заседаниях в процессуальных кодексах, установлении требований к используемым для организации онлайн-заседаний системам и обеспечении защиты передаваемой через такие системы информации.

Перспективы нормативного регулирования

Среди федеральных законов, необходимость принятия которых обозначена в федеральном проекте "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", указаны закон об унификации правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме, а также о допустимости электронных доказательств и закон, закрепляющий гарантии участников процесса на дистанционное участие в судебных заседаниях. Как сообщил в ходе состоявшегося 8 октября в Совете Федерации круглого стола, посвященного обсуждению перспектив использования технологий удаленного доступа при отправлении правосудия, директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Минюста России Владимир Шведов, министерство подготовило законопроект, направленный на урегулирование вопросов и дистанционного участия в судебных заседаниях, и подачи документов в суд в электронном виде. И хотя документ может быть доработан с учетом позиций соисполнителей (среди которых согласно первоначальной версии обозначенного федерального проекта – Минцифры России, АНО "Цифровая экономика", Фонд "Сколково"), на согласовании с которыми он находится в настоящее время, обозначенные представителем Минюста России основные его положения в любом случае представляют интерес, поскольку ни одна версия проекта пока не была обнародована.

В части, касающейся подачи документов в суд в электронном виде, можно выделить несколько наиболее важных положений. Возможность представления документов через используемые в настоящее время информационные системы: ГАС "Правосудие" судов общей юрисдикции и "Мой Арбитр" арбитражных судов – будет сохранена, а доступ к ним предполагается обеспечить через портал госуслуг, причем речь идет не о возможности авторизации с использованием учетной записи в ЕСИА (что уже реализовано), а о создании на портале госуслуг личного кабинета участника судопроизводства, с помощью которого можно будет подавать документы, знакомиться с материалами дела и проходить авторизацию для участия в онлайн-заседаниях. Кроме того, по словам Владимира Шведова, предполагается, что для подачи документов в суд могут быть использованы также система межведомственного электронного взаимодействия и информационная система организации федеральной почтовой связи. Через портал госуслуг и указанные системы смогут направляться и судебные извещения – при отсутствии возражений участников процесса. Направляемые в суд документы должны будут подписываться электронной подписью: простой или усиленной – в зависимости от вида документа и системы, через которую он подается.

Использование веб-конференций согласно законопроекту станет равнозначным применению ВКС способом участия в судебных заседаниях – АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ планируется дополнить соответствующими статьями. Оснований для отказа в удовлетворении ходатайства об участии в заседании таким способом предполагается установить всего два: первое – отсутствие у суда технической возможности для проведения заседания в таком формате, второе – рассмотрение дела в закрытом судебном заседании (напомним, что по таким же основаниям суды в настоящее время отклоняют ходатайства об участии в заседаниях посредством ВКС). Дискуссионным пока остается вопрос об идентификации личности – предполагается, что при наличии у суда сомнений в ее достоверности заседание будет отложено, – в том числе о том, какая система будет использоваться при авторизации участников процесса, необходимой для подключения к веб-конференции: ЕСИА или Единая биометрическая система. Второй вариант, как полагает представитель ВС РФ Алексей Солохин, более предпочтителен с точки зрения обеспечения достоверности идентификации – использование биометрических данных поможет предотвратить злоупотребления в виде подмены личности, но более сложен, так как предполагает, во-первых, сбор таких данных, а во-вторых, необходимость использования устройств, позволяющих осуществлять биометрическую идентификацию.

Надо полагать, что после обнародования итогового варианта законопроекта (который, по словам Владимира Шведова, планируется внести в Правительство РФ до конца года) можно будет получить ответы на многие вопросы, в том числе о том, как будет обеспечиваться участие в онлайн-заседаниях свидетелей и переводчиков, можно ли будет представлять какие-либо документы непосредственно в ходе таких заседаний, как будет обеспечиваться порядок в судебном заседании, каким образом будет решаться вопрос о формате заседания, если не все участники согласны на его проведение в режиме веб-конференции или не все из них имеют техническую возможность для подключения к нему и т. д. Тем не менее уже сейчас эксперты обозначают ряд крайне важных моментов, которые обязательно нужно продумать и учесть при осуществлении планируемой корректировки процессуального законодательства и принятии соответствующих подзаконных актов. Один из них – обеспечение качества связи. Опыт использования системы ВКС показывает, что технические неполадки, такие как прерывание звука или видеоизображения, случаются довольно часто, и это, разумеется, отражается на эффективности разбирательства. Следующий момент – защищенность передаваемой в процессе онлайн-заседания информации, в том числе персональных данных (Ф. И. О. участников, их паспортных данных – сейчас, например, в начале заседаний, которые проводятся в режиме веб-конференций, участники дела показывают суду (поднося к камере) документы, удостоверяющие их личность) и сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Технические требования к системам, которые судам можно будет использовать для проведения заседаний в режиме веб-конференций, надо полагать, обязательно будут установлены, но, поскольку данный формат предполагает подключение участников со своих устройств, стоит, вероятно, подумать и о формировании рекомендаций по использованию ими оборудования и интернет-соединения с определенными характеристиками, позволяющими обеспечить приемлемое качество связи.

Новые сервисы

  • автоматического определения подсудности дела;
  • получения всех уведомлений и документов в электронном виде;
  • ознакомления с материалами дела в личном кабинете;
  • получения консультаций от "интерактивного помощника";
  • оплаты госпошлины, размер которой будет автоматически рассчитываться на основании заявленных в иске требований;
  • удаленного участия в процессе (с идентификацией по биометрическим данным).

Предполагается, что в полном объеме все перечисленные функции суперсервиса станут доступны в 2024 году, но отдельные его составляющие будут тестироваться и вводиться в эксплуатацию поэтапно: в этом году планируется запустить сервис, определяющий территориальную подсудность, в следующем – классификатор исковых требований и сервис расчета госпошлины, а в 2022 году предполагается обеспечить возможность удаленного участия в судебных процессах.

Запуск данного суперсервиса и планируемую корректировку процессуального законодательства стоит рассматривать, судя по всему, как взаимосвязанные меры по расширению возможностей электронного правосудия – по словам представителя ВС РФ Александра Долженко, разработанный Минюстом России законопроект соответствует утвержденной концепции развития суперсервиса "Правосудие онлайн" и довольно гибко решает основные вопросы, связанные с организацией дистанционного участия лиц в судебных заседаниях и обменом документами в электронном виде в рамках судебного разбирательства.

Несмотря на некоторые очевидные преимущества онлайн-заседаний: сокращение временных и материальных затрат участников процесса, возможность проведения во время действия ограничивающих деятельность госорганов и организаций мер, – этот формат вряд ли сможет заменить "стандартные" судебные заседания. Во-первых, как подчеркивает президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, убедительность личного присутствия никто не отменял. Во-вторых, нахождение участников непосредственно в зале суда и соблюдение установленных процедур (выступления стоя и т. д.) оказывает на них определенное дисциплинирующее воздействие, что способствует их добросовестности, чего нельзя гарантировать при подключении данных лиц к веб-конференции из комфортных условий дома или офиса, отмечают эксперты. Кроме того, видеосвязь не всегда позволяет суду оценить психоэмоциональное состояние лица и убедиться в отсутствии давления на него со стороны третьих лиц (что особенно актуально для свидетелей).

Тем не менее появление новых форматов участия в судебных заседаниях, безусловно, повышает уровень доступности правосудия, поэтому в перспективе необходимо обеспечить возможность их использования при рассмотрении любых дел – пока же уголовное судопроизводство осталось за рамками ведущейся работы по внедрению в деятельность судов систем веб-конференций.

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23.06.2016 № 220-ФЗ (последняя редакция). подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённый приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П. Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа». Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».
  1. ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ — в зависимости от вида процесса и в части, регулирующей форму, содержание определённых документов и порядок их подачи в суд, в том числе с использованием интернета.

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Для подачи документов в арбитражные суды используется система «Мой арбитр». Для обращения в судебный участок мирового судьи или суд общей юрисдикции используется ГАС «Правосудие».

Подача документов в суд в системе «Мой арбитр»

При входе в систему понадобится авторизация с использованием подтверждённой учётной записи на портале Госуслуги. Имеющиеся в ЕСИА данные автоматически будут перенесены в личный кабинет пользователя системы «Мой арбитр». Их можно дополнить или изменить, как и в целом выполнить необходимые настройки. После первого входа в систему и авторизации создаётся личный кабинет.

Что делать дальше:

  1. На главной странице сервиса выбираем необходимый раздел («Заявления и жалобы», «Документы по делам» или «Банкротство») и тип обращения.
  2. Переходим по ссылке и из перечня на странице выбираем вид обращения.
  3. Шаг за шагом согласно подсказкам системы вводим (выбираем) данные и формируем обращение — иск, ходатайство и т.д. Если необходимо сделать перерыв, документ сохраняем в черновиках и возвращаемся к нему позже.
  4. Прикладываем (загружаем в систему) файлы с дополнительными документами.
  5. После завершения формирования обращения (документа) подписываем его усиленной квалифицированной электронной подписью.
  6. Завершив процесс подготовки документов, отправляем их в суд.
  7. Из личного кабинета пользователя отслеживаем фактическую отправку и приём документов.

Если вы начинаете судебный процесс, например подаёте иск, необходимо обращаться к документам из раздела «Заявления и жалобы». С использованием его функционала формируются также апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, подаются документы для пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Для электронной подачи документов в арбитражный суд в рамках текущего процесса нужно обращаться к разделу «Документы по делам». С использованием функционала этого раздела подаются, например, встречные иски и любые письменные ходатайства. Для работы в разделе обязательно нужно знать номер арбитражного дела — он вводится в самом начале и без него не будет доступа к подготовке документов.

Любые документы в делах о банкротстве формируются и подаются через специальный раздел (сервис) — «Банкротство».

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Система «Мой арбитр» позволяет направлять документы и в Верховный суд РФ, а также на имя Председателя ВС РФ. Но такая возможность есть только по арбитражным делам.

Подача документов в ГАС «Правосудие»

Для эффективной работы в системе лучше сразу перейти в специальный сервис для подачи документов. Если начинать работу с главной страницы портала «Правосудие», будет дольше и сложнее. В итоге вы всё равно попадёте в сервис, но сделав много лишних шагов.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

  1. В разделе «Обращения» (самый первый на главной странице) нажимаем «Новое обращение».
  2. На открывшейся странице выбираем вид судопроизводства — административное, гражданское или уголовное, затем нажимаем «Подать заявление» и выбираем нужный вид документа из перечня.
  3. После открытия страницы с формой выбираем способ обращения (лично или представитель), указываем суд, в который обращаемся, и загружаем файлы с документами.
  4. По завершении загрузки нажимаем «Сформировать заявление» и отправляем документы в суд.

Отслеживать движение обращения необходимо в разделе «История обращений». Найти и посмотреть карточку дела можно в разделе «Дела».

Работа в ГАС «Правосудие» предполагает, что все документы (файлы) уже подготовлены к отправке и соответствуют техническим требованиям. Даже основной документ (например, иск) придётся заранее подготовить и подписать. Сформировать текст в системе, как в сервисе «Мой арбитр», не получится. Обращение (основной документ), приложения к нему и квитанция об уплате госпошлины — это всё загружается по отдельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: