Электронное дело в суде это

Обновлено: 25.04.2024

C 1 января нынешнего года серьезно изменился и расширился порядок предоставления документов для рассмотрения административных и гражданских исков. Теперь любую информацию при определенных условиях можно подать в электронной форме, не выходя из дома. Опытные юристы хорошо знают, что в арбитражных судах подобная практика существует давно и уже успела себя зарекомендовать. Но вот в случае с процессуальными документами, используемыми для рассмотрения гражданских или административных дел, у заявителя выбора не было. Он был обязан предоставлять только традиционную бумажную форму. С 1 января текущего года подать документы в суд в электронном виде стало гораздо легче, но появился и ряд требований, которые необходимо знать и учитывать еще на стадии подготовки искового заявления.

Какие документы могут подаваться в суд в электронной форме?

  • Заявления об исковом обеспечении или применении мер предварительной защиты по административному делу.
  • Любые исковые заявления, содержащие ходатайство об обеспечении.
  • Административные заявления, содержащие ходатайства о применении мер предварительной защиты.
  • Ходатайства о приостановлении судебных решений.

Как подать документы в суд в электронном виде?

Как сказано в вышеупомянутом приказе, сегодня заявители получают практически неограниченные возможности по использованию электронных документов в судопроизводстве. Для максимального удобства создана специальная информационная система «Мой арбитр», доступ к которой есть на сайте любого суда. Для того чтобы получить доступ к личному кабинету и воспользоваться функцией подачи документа, необходимо создать и активировать учетную запись в ЕСИА. Опытные пользователи уже успели оценить возможности этой системы, которая успешно зарекомендовала себя при идентификации пользователей на сайте госуслуг.

Требования к документам

Документы в суд можно предоставлять в виде электронных образов, но при этом действует ограничение: объем каждого файла не может превышать 30 Мб. В обязательном порядке каждый документ заверяется электронной цифровой подписью (какой она должна быть, зависит от типа заверяемой информации). Важное требование: достоверность каждого электронного образа должна быть доказана. Если указанные в электронной форме данные повторяются и в бумажном виде, этого достаточно. В некоторых случаях электронный документ для суда необходимо заверять нотариально. Помните, что нотариус отвечает не за подлинность самой информации, а лишь за то, что видит на экране. Таким образом подтверждаются контактные данные, а также личности отправителя и заявителя. В некоторых случаях суд может потребовать проведение компьютерно-технической экспертизы, которая выполняется за счет заявителя. Именно по этой причине внимательно изучайте требования к электронной форме подачи и заранее учитывайте все возможные сложности и ограничения.

Возможные ограничения

Приказ Верховного Суда существенно расширил перечень случаев, в которых судебные органы имеют право отказать в приеме документов в электронной форме. Чаще всего отказ вызван нарушением или невыполнением требований по электронной цифровой подписи:

вопросы

Сфера применения электронного документооборота всё время расширяется. Сейчас ЭДО используется не только в бизнесе или кадровом делопроизводстве, но и при взаимодействии с судом. Подробнее об ЭДО с российской судебной системой — в нашей статье.

ЭДО и суд

Сокращение бумажного документооборота — один из важнейших факторов в судебном делопроизводстве. Организация электронного документооборота в суде не только способствует упрощению процедур подачи исковых заявлений и письменных доказательств, но и позволяет снизить затраты на логистику, а также минимизировать риски утраты документов. Подача электронных документов в суд стала возможной ещё в 2016 году, однако более-менее полноценно система начала работать только в 2017 году.

Примеры реализации электронного документооборота в судах:

  • подача исков в электронном виде и электронная регистрация заявлений,
  • представление отзывов на иски через заполнение специальной формы на официальном сайте арбитражного суда и др.

Организация электронного документооборота в арбитражных судах, помимо уже перечисленных возможностей, позволяет быстро получить информацию о судебных делах, узнать о принятых решениях в режиме реального времени, а также ознакомиться текстами решений арбитражного суда.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

В суд через интернет можно подавать процессуальные документы, в том числе иски и возражения на них, заявления о выдаче судебного приказа, письменные ходатайства, жалобы и др.

Кроме того, в электронном виде в суд можно передавать приложения к процессуальным документам (переписку сторон, документы об уплате госпошлины и тому подобное), а также копии документов, являющихся письменными доказательствами, если суд не потребовал представления их подлинников.

Электронные документы, предназначенные для подачи в суд, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой вид электронной подписи гарантирует юридическую значимость электронных документов, делая их равнозначными бумажным документам, подписанным рукописной подписью.

Если необходимо подать документы в арбитражный суд, используется информационная система «Мой арбитр». Электронный документооборот в судах общей юрисдикции реализуется через ГАС «Правосудие». Кроме того, данная система используется для обращения в судебный участок мирового судьи.

Требования к электронным документам, подаваемым в суд

Особенности взаимодействия с судом при электронном документообороте включают в себя определённые требования к электронным документам, которые заявитель подаёт в суд:

  • документы должны подаваться в разрешённых форматах: pdf, docx, doc, rtf, xls, xlsx или odt, а также jpeg (jpg), png или tiff, если файл — графический;
  • размер файла не должен превышать 30 мегабайт;
  • документ должен отправляться в том формате, в каком он был на момент его подписания;
  • имя файла должно содержать наименование документа и количество листов в нём — это необходимо для его идентификации;
  • не допускается использование средств защиты от копирования и печати.

Для обращения в суд посредством ЭДО формируется соответствующий процессуальный документ. Предусмотрено два способа: с применением специальных инфосистем и отдельно (вне систем).

В первом случае электронный документ формируется в системе «Мой арбитр» или ГАС «Правосудие». При этом его обязательно подписывают квалифицированной электронной подписью.

Если заявитель готовит обращение вне системы, то создаётся скан бумажного документа, который затем передаётся в суд через интернет. Скан также должен быть подписан с применением КЭП.

Преимущества подачи документов в электронном виде

В первую очередь подача электронных документов удобна тем, что позволяет сэкономить средства и время, ведь на передачу подготовленного документа не нужно тратить деньги и ждать, пока письмо будет доставлено. Помимо очевидных преимуществ, существуют и другие плюсы применения судебных информационных систем:

  1. Передача и получение файлов с документами происходят без задержек. Это крайне важно, поскольку в случае нарушения установленных сроков подачи документов заявление вернут без рассмотрения.
  2. Переданные документы сохраняются в системе. Это позволяет обращаться к ним в любое время, а также следить за историей ведения дела.
  3. В отличие от судебной канцелярии сервисы работают круглосуточно. Вы можете передать суду подготовленный документ в любой момент.
  4. Функции инфосистем позволяют в режиме реального времени следить за ходом судебного разбирательства. При необходимости можно отправлять дополнительные документы, которые могут потребоваться для дела.

Если электронный документооборот вам необходим для работы с контрагентами, налаживания кадрового делопроизводства в электронном виде, а также взаимодействия с госорганами, организуйте ЭДО с помощью наших систем: Астрал.ЭДО или 1С-ЭДО. Сервис Астрал.ЭДО позволяет вести одновременно несколько компаний в одном в личном кабинете и будет удобен, если вы работаете с продукцией, подлежащей обязательной маркировке. Пользователям 1С подойдёт 1С-ЭДО — работа с ним будет проходить в привычном интерфейсе, а устанавливать дополнительное ПО не потребуется, поскольку модуль ЭДО уже встроен в систему.

Судопроизводство постепенно переходит в электронную форму. В арбитражном и гражданском процессах уже можно удалённо подавать иски и ходатайства, участвовать по видеоконференцсвязи в заседаниях и даже выносить электронные решения по делу. О том, какими процессуальными правами уже можно воспользоваться в цифровом виде, как правильно это сделать и что ещё только планируется ввести в КоАП, расскажем в статье.


Чтобы подключиться к электронному документообороту, заполните заявку вручную или загрузите сертификат ЭП

По делам об административных правонарушениях возможности информационных технологий используются ещё не так широко. К тому же суды и чиновники иногда допускают ошибки, применяя электронные технологии. Любое административное правонарушение, будь то нарушение правил благоустройства, неприменение ККТ, несвоевременная сдача отчётности или нарушение правил пожарной безопасности, разрешается по одним и тем же правилам, установленным в разделе 4 КоАП.

Для некоторых категорий дел установлены особые правила. Например, дела о нарушениях ПДД, зафиксированных в автоматическом режиме, уже давно ведутся в электронной форме. Для остальных дел электронное правосудие доступно только частично. Про них подробнее.

Как устроено электронное правосудие по делам об административных правонарушениях

Наиболее значимыми документами в административных делах являются уведомление о составлении протокола, сами протоколы (с момента составления которых дело считается возбуждённым) и постановления, которыми завершается дело, а лицо, в отношении которого дело велось, признаётся виновным либо невиновным.

С 2011 года в КоАП РФ введена статья 25.15, которая позволяет судам и госорганам направлять уведомления участникам производства по электронной почте, факсу и так далее. В 2015 году был издан закон, касающийся возможности выносить исполнительные документы в электронной форме. В связи с этим КоАП РФ был дополнен ч. 5.1 ст. 29.10, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа. Кроме того, в КоАП РФ появилась ч. 8 ст. 29.10, которая предусматривает возможность перевода в электронную форму постановления, вынесенного на бумаге.

Электронное постановление в любом случае обязательно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи либо чиновника, вынесших постановление. Некоторые госорганы пренебрегают этим правилом, поэтому на постановлении можно обнаружить электронную подпись иного сотрудника ведомства, причем такой сотрудник может даже не занимать должность, замещение которой уполномочивает его на рассмотрение административных дел. При обнаружении такого нарушения смело пишите жалобу об отмене постановления в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

На этом, по большому счёту, установленные законом возможности использования современных информационных технологий в административных делах на сегодняшний день можно считать исчерпанными.

Протокол об административном правонарушении, который является документом, фиксирующим нарушение, может составляться только на бумажном носителе. Это связано с тем, что протокол обязательно должен быть подписан как должностным лицом, так и тем лицом, в отношении которого он составлен. Иные протоколы по административным делам (осмотра места правонарушения и применения мер обеспечения) по той же причине могут быть составлены только на бумаге.

Какие ошибки допускаются в электронном правосудии по административным делам

На практике был случай, когда директору фирмы от судебного пристава-исполнителя пришло постановление о взыскании штрафа, о котором он ничего не знал. Оказалось, что полгода назад на электронную почту приходили и протокол, и постановление за непредоставление отчётности. Госорган посчитал, что срок на обжалование такого постановления у директора истёк, и через 10 дней передал дело приставам.

Что делать в таких случаях? Ранее уже было сказано о невозможности составления протоколов в электронном виде. При подготовке к рассмотрению дела судья или уполномоченный на это чиновник ведомства должен проверить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. Таким образом, при получении протокола, составленного в форме электронного документа, судья или чиновник обязан вернуть дело на доработку по правилам ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ. Если этого сделано не было, то уже при рассмотрении дела ссылайтесь на то, что протокол считается не составленным, а административное дело — не возбуждённым (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), что препятствует дальнейшему рассмотрению дела и вынесению постановления.

Таким образом, если на стадии исполнительного производства вы выяснили, что электронное постановление либо его скан были направлены вам, например, по электронной почте, при несогласии с постановлением пишите жалобу с указанием на то, что срок на её обжалование вы не пропустили, так как считать его нужно с момента получения вами бумажной копии постановления, которая госорганом еще не направлялась.

В чем плюсы ведения дела в цифровом виде

Несмотря на имеющиеся проблемы, само по себе ведение административного дела в цифровом виде имеет ряд преимуществ:

  1. Электронное оформление процессуальных документов ускоряет документооборот и сокращает затраты госорганов на отправку почтовой корреспонденции.
  2. Электронное правосудие позволяет гражданам экономить финансы и время, связанные с фактической явкой лица или его представителя, что облегчает доступ к судопроизводству в условиях большой территории России.
  3. Если дело рассматривается судом, то уже сейчас у участников дела есть возможность подачи обращений и отправки необходимых документов в суд в электронной форме, отслеживания движения дела в суде через интернет и проведения судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи.

Дальнейшее развитие электронного административного процесса, который ведётся в госорганах, позволило бы удалённо знакомиться с материалами дела, подавать через интернет все необходимые ходатайства и предъявлять доказательства. Тем более что зачастую на этапе составления протокола участие лица, в отношении которого ведется дело, является простой формальностью.

Каковы перспективы развития электронной формы административного производства

Использование электронного документооборота в административных делах безусловно перспективно, но развивается медленно. Так, в настоящее время обсуждается возможность электронной подачи жалоб на постановления по делу.

В своё время Верховный суд Российской Федерации отметил, что по смыслу положений, закреплённых в главе 30 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит подаче только на бумажном носителе. Однако потребность в электронных жалобах однозначно имеется.

Минюст России разработал законопроект № 608427-7 «О внесении изменения в статью 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В пояснительной записке к законопроекту авторы отметили, что административное законодательство, устанавливая возможность применять цифровые технологии для привлечения граждан к административной ответственности и направления им постановлений по делам об административных правонарушениях, не предусматривает для граждан равной возможности обжалования таких постановлений посредством направления жалобы в электронном виде.

Проектом предлагается предусмотреть, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в том числе в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо посредством направления на электронную почту или заполнения формы, размещённой на официальном сайте суда, органа, должностного лица в интернете, либо с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, при условии регистрации лица, подающего жалобу, в Единой системе идентификации и аутентификации.

В официальных отзывах Правительство и Счетная палата РФ законопроект в представленной редакции не поддерживают. Основной их довод в том, что реализация потребует разработки специального программного обеспечения, а также дополнительного технического обеспечения не только судов, но и органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом. К моменту написания статьи проект находится на стадии подготовки к первому чтению.

Российские суды уже несколько лет предлагают возможность подачи процессуальных документов и письменных доказательств дистанционно — в виде электронных документов или образов (сканов) бумажных документов. Физические лица, как правило, бывают истцами (заявителями) или ответчиками в суде общей юрисдикции или по делам, которые рассматривает мировой судья. В этих случаях для дистанционного обращения в суд и направления письменных доказательств используется ГАС «Правосудие». Рассказываем, что нужно для работы в этой системе, какие возможности она даёт и как обращаться в суды, используя её функционал.


Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» — это, с одной стороны, интернет-портал, где представлена информация о российской судебной системе в целом и отдельных судах, а также функционал для поиска судебных решений. С другой стороны, в системе реализован сервис для непосредственной судебной работы: подачи обращений, письменных доказательств, изучения информации о ходе того или иного дела, а также получения справочной информации о возможностях и работе в системе.

Интернет-портал — общедоступный ресурс, для работы с которым регистрация не нужна. Однако сервис для электронных обращений в суд и отслеживания движения дел требует не только регистрации, но и обеспечения технической возможности для использования представленного функционала.

Что необходимо для дистанционной судебной работы:

При каждом последующем входе в систему понадобится авторизоваться заново — с помощью учётной записи ЕСИА или сертификата электронной подписи.

Порядок электронной подачи документов в суды общей юрисдикции утверждён приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 251. Его желательно изучить. Документ есть в системе, при необходимости к нему можно обращаться. Также для понимания того, как работает система и как использовать её отдельные функции, желательно ознакомиться со справочной информацией. К ней также можно время от времени обращаться, если возникнут вопросы.

Таким образом, для работы в ГАС «Правосудие» и подачи документов в суд на первом этапе необходимы:

    и программное обеспечение для работы с подписью, которое нужно установить и настроить на рабочем месте.
  1. Изучение инструкции по работе в системе и порядка подачи документов в суд.
  2. Авторизация в системе.

Какие возможности предлагает ГАС «Правосудие»

Сервис для электронных обращений ГАС «Правосудие» — это два больших функциональных раздела:

  1. Подача обращений, процессуальных документов и письменных доказательств.
  2. Отслеживание хода судебного процесса, участником которого является пользователь.

Первый считается основным. Именно с его помощью можно дистанционно подавать в суды различные документы в рамках гражданского, административного, уголовного процессов, жалобу на постановление по административному правонарушению и заявление на доступ к материалам интересующего дела.

Как работать с разделом:

  1. Выбрать вид производства из представленных в системе и нажать «Подать заявление».
  2. Найти нужный вид документа и выбрать его из представленного списка.
  3. После нажатия на выбранный документ будет выполнен переход на страницу оформления обращения.

К сожалению, пока нет возможности формировать документы непосредственно в системе, поэтому документ нужно составить отдельно и уже в виде готового файла загрузить на страницу оформления обращения. Также отдельно готовятся и загружаются приложения к обращению. Если это бумажные документы, нужно их отсканировать (создать электронный образ) и загрузить в виде файлов.

Через сервис обращений в суд направляются не только процессуальные документы (иски, заявления, ходатайства и т.д.), но и письменные доказательства:

  • если письменные доказательства нужно подать вместе с первичным обращением в суд, они сканируются и приобщаются к обращению в виде приложений.
  • если доказательства нужно представить по ходу процесса, то они направляются так же в виде приложений, только вместе с ходатайством об их приобщении к материалам дела.

После того как все файлы загружены, нужно рассчитать госпошлину (на странице есть соответствующий сервис). Госпошлина уплачивается вне системы. Дистанционно это можно сделать так:

  1. Рассчитать сумму на странице оформления обращения в суд.
  2. Узнать платёжные реквизиты ИФНС с помощью сервиса на сайте ФНС.
  3. Уплатить госпошлину через ещё один сервис на сайте ФНС.

После уплаты госпошлины квитанция в виде файла загружается на страницу оформления обращения в суд.

Если нет возможности сразу уплатить госпошлину, нужно подготовить и загрузить ходатайство об отсрочке уплаты. Если заявитель освобождён от уплаты госпошлины, нужно отсканировать и загрузить документ, подтверждающий такое право.

В зависимости от ситуации на странице оформления обращения нужно поставить галочку напротив обстоятельства, которое соответствует вашей ситуации с уплатой госпошлины.

После того как обращение полностью подготовлено, нужно нажать на «Сформировать заявление». Далее обращение подписывается УКЭП (отсоединённой, находящейся в отдельном файле) и направляется в соответствующий суд согласно инструкциям — подсказкам системы.

Отслеживать все свои обращения можно через раздел «История обращений», а ход процесса — через раздел «Дела».

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23.06.2016 № 220-ФЗ (последняя редакция). подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённый приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П. Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа». Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».
  1. ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ — в зависимости от вида процесса и в части, регулирующей форму, содержание определённых документов и порядок их подачи в суд, в том числе с использованием интернета.

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Для подачи документов в арбитражные суды используется система «Мой арбитр». Для обращения в судебный участок мирового судьи или суд общей юрисдикции используется ГАС «Правосудие».

Подача документов в суд в системе «Мой арбитр»

При входе в систему понадобится авторизация с использованием подтверждённой учётной записи на портале Госуслуги. Имеющиеся в ЕСИА данные автоматически будут перенесены в личный кабинет пользователя системы «Мой арбитр». Их можно дополнить или изменить, как и в целом выполнить необходимые настройки. После первого входа в систему и авторизации создаётся личный кабинет.

Что делать дальше:

  1. На главной странице сервиса выбираем необходимый раздел («Заявления и жалобы», «Документы по делам» или «Банкротство») и тип обращения.
  2. Переходим по ссылке и из перечня на странице выбираем вид обращения.
  3. Шаг за шагом согласно подсказкам системы вводим (выбираем) данные и формируем обращение — иск, ходатайство и т.д. Если необходимо сделать перерыв, документ сохраняем в черновиках и возвращаемся к нему позже.
  4. Прикладываем (загружаем в систему) файлы с дополнительными документами.
  5. После завершения формирования обращения (документа) подписываем его усиленной квалифицированной электронной подписью.
  6. Завершив процесс подготовки документов, отправляем их в суд.
  7. Из личного кабинета пользователя отслеживаем фактическую отправку и приём документов.

Если вы начинаете судебный процесс, например подаёте иск, необходимо обращаться к документам из раздела «Заявления и жалобы». С использованием его функционала формируются также апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, подаются документы для пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Для электронной подачи документов в арбитражный суд в рамках текущего процесса нужно обращаться к разделу «Документы по делам». С использованием функционала этого раздела подаются, например, встречные иски и любые письменные ходатайства. Для работы в разделе обязательно нужно знать номер арбитражного дела — он вводится в самом начале и без него не будет доступа к подготовке документов.

Любые документы в делах о банкротстве формируются и подаются через специальный раздел (сервис) — «Банкротство».

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Система «Мой арбитр» позволяет направлять документы и в Верховный суд РФ, а также на имя Председателя ВС РФ. Но такая возможность есть только по арбитражным делам.

Подача документов в ГАС «Правосудие»

Для эффективной работы в системе лучше сразу перейти в специальный сервис для подачи документов. Если начинать работу с главной страницы портала «Правосудие», будет дольше и сложнее. В итоге вы всё равно попадёте в сервис, но сделав много лишних шагов.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

  1. В разделе «Обращения» (самый первый на главной странице) нажимаем «Новое обращение».
  2. На открывшейся странице выбираем вид судопроизводства — административное, гражданское или уголовное, затем нажимаем «Подать заявление» и выбираем нужный вид документа из перечня.
  3. После открытия страницы с формой выбираем способ обращения (лично или представитель), указываем суд, в который обращаемся, и загружаем файлы с документами.
  4. По завершении загрузки нажимаем «Сформировать заявление» и отправляем документы в суд.

Отслеживать движение обращения необходимо в разделе «История обращений». Найти и посмотреть карточку дела можно в разделе «Дела».

Работа в ГАС «Правосудие» предполагает, что все документы (файлы) уже подготовлены к отправке и соответствуют техническим требованиям. Даже основной документ (например, иск) придётся заранее подготовить и подписать. Сформировать текст в системе, как в сервисе «Мой арбитр», не получится. Обращение (основной документ), приложения к нему и квитанция об уплате госпошлины — это всё загружается по отдельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: