Экстрадиция это обязанность государства выдать преступника

Обновлено: 25.04.2024

Что такое выдача и экстрадиция. Выдача или экстрадиция - чаще всего эти два понятия используются как полные синонимы. Термин «выдача» употребляется в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, в официальных названиях российских международных документов о выдаче.

Экстрадиция является формой международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью и заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника.

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером таких соглашений являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 и Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре или конвенции. Традиционно, должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается экстрадиция, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

При этом международными договорами и внутренним законодательством устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или, что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

Согласно мировой практике, в большинстве стран мира своих граждан не выдают. Этот принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации. Россия является членом Европейской конвенции о выдаче от 13.12.1957, и подписала эту конвенцию с оговорками, запрещающими экстрадицию российских граждан.

Статья 61 Конституции Российской Федерации гласит, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Процедура экстрадиции начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения. Запросы передаются либо через Министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы.

В соответствии со ст. 462 УПК РФ решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, разъясняет ему право на обжалование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

После вступления в законную силу решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче иностранный гражданин или лицо без гражданства компетентными органами Российской Федерации передается запрашиваемому государству.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

22 декабря 2021, 16:36

Экстрадиция как форма международного сотрудничества

Что такое выдача и экстрадиция. Выдача или экстрадиция - чаще всего эти два понятия используются как полные синонимы. Термин «выдача» употребляется в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, в официальных названиях российских международных документов о выдаче.

Экстрадиция является формой международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью и заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника.

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером таких соглашений являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 и Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре или конвенции. Традиционно, должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается экстрадиция, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

При этом международными договорами и внутренним законодательством устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или, что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

Согласно мировой практике, в большинстве стран мира своих граждан не выдают. Этот принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации. Россия является членом Европейской конвенции о выдаче от 13.12.1957, и подписала эту конвенцию с оговорками, запрещающими экстрадицию российских граждан.

Статья 61 Конституции Российской Федерации гласит, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Процедура экстрадиции начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения. Запросы передаются либо через Министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы.

В соответствии со ст. 462 УПК РФ решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, разъясняет ему право на обжалование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

После вступления в законную силу решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче иностранный гражданин или лицо без гражданства компетентными органами Российской Федерации передается запрашиваемому государству.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является.

Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч.1 ст.12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

В соответствии с международным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

Так, государства - участники СНГ приняли 22 января 1993 г. Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы экстрадиции, имеются у России с рядом государств ближнего и дальнего зарубежья.

В соответствии со ст. 77 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран - членов СНГ (Минской конвенции) 1993 г., сторонами которой являются все государства - участники СНГ, Российская Федерация может выдать другому договаривающемуся государству иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление на ее территории, в случае если они обвиняются в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам обоих государств, а предварительное расследование закончено в другом государстве.

Федеральным законом от 25.10.1999 N 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней" ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.

Кроме России участниками Европейской конвенции о выдаче являлись: Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1975 г. - Албания, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Исландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония; Протокола 1978 г. - Австрия, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ФРГ, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, в которых регламентированы вопросы выдачи, заключены с Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1953 г., 1995 г.), Алжиром (1982 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., с Протоколом 1971 г.), Вьетнамом (1981 г., 1998 г.), Грецией (1981 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), Республикой Кыргызстан (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Мали (2000 г.), Молдовой (1993 г.), Монголией (1988 г., 1999 г.), Польшей (1957 г., с Протоколом 1980 г., 1997 г.), Румынией (1958 г.), Тунисом (1984 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.) и Югославией (1962 г.), а также договоры о выдаче с Китаем (1995 г.) и Индией (1998 г.).

Как правило, в договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми по законам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:

а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

б) в отношении лица, выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ - Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Российская Федерация является участником почти всех универсальных (в основном заключенных в рамках ООН и ее специализированных учреждений) международных договоров о борьбе с отдельными видами преступлений. В этих договорах, в частности, содержится обязательство государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи в связи с указанными в них преступными деяниями. В некоторых из этих договоров предусмотрено, что государства-участники могут рассматривать их в качестве правового основания для выдачи лиц, совершивших или обвиняемых в совершении указанных в этих договорах преступлений.

Среди таких договоров: Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (1923 г.);

Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.);

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.);

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.);

Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.);

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.);

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979 г.);

Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 г.);

Конвенция ООН о морском праве (1982 г.);

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

В прокуратуре района в текущем году проводились экстрадиционные проверки отношении иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Так, 16.04.2010 следователем отдела по расследованию преступлений на территории Засвияжского района СУ при УВД по городу Ульяновску возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п.п. «а, г» ч.2 ст.161 УК РФ, по факту открытого хищения имущества, принадлежащего гр-ну С.

По данному делу к уголовной ответственности привлечено три лица, один из которых являлся гражданином Республики Азербайджан. Всем предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ (разбойное нападение).

Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20.09.2011 К.В., 1982 г.р., К.Э., 1989 г.р., признаны виновными в совершении преступления.

Постановлением от 03.08.2011 Засвияжского районного суда г.Ульяновска уголовное дело в отношении Г. выделено в отдельное производство и приостановлено до его розыска. Подсудимый объявлен розыск, мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу.

Приговором Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.11.2011 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбывания наказания исчислять со дня его розыска и задержания. Приговор суда вынесен заочно.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ульяновского областного суда от 21.12.2011 приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 16.11.2011 в отношении осужденного оставлен без изменения.

Заключением руководства УФМС по Ульяновской области от 20.02.2014 Г.М.Н.-оглы, 1983 г.р., гражданином Российской Федерации не является, в установленном законом порядке по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища указанный гражданин не обращался.

Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента Российской Федерации №1313 от 13.10.2004, центральным органом по вопросам, связанным с исполнением приговоров в иностранных государствах, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Г.М.Н.-о является гражданином Азербайджана и выдаче Российской Федерации не подлежит, председателю Засвияжского районного суда письмом указано на необходимости решения вопроса о направлении в компетентные органы Азербайджанской Республики через Министерство юстиции РФ ходатайства о признании и исполнении российского приговора в отношении осужденного Г.М.Н.-оглы.

Разъясняет прокурор Московского метрополитена Андрей Николаевич КулагинНекоторые преступники покидают пределы той страны, в которой совершилипреступление, надеясь таким образом избежать наказания. Чтобы привлечьтакого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его встрану, для совершения следственных действий и судебного разбирательства,вынесения приговора и привидения его в исполнение. Особое значение институтвыдачи и передачи таких лиц приобретает в условиях глобализации,интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности. Какследствие, возрастает и количество международных договоров РоссийскойФедерации, направленных на достижение указанных целей.На сегодняшний день Российская Федерация заключила более 300 международныхдоговоров по оказанию правовой помощи. Одной из разновидностей правовойпомощи по уголовным делам является экстрадиция. С точки зренияпроцессуального права экстрадиция — это процесс передачи лица, совершившегопреступление, одним государством другому государству, на территориикоторого было совершено преступление.Решение вопроса об экстрадиции зависит от государственно-правового статусалица, совершившего преступление: является ли оно гражданином РФ,иностранным гражданином или лицом без гражданства. Часть 1 статьи 61Конституции РФ провозглашает: «Гражданин Российской Федерации не может бытьвыслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».Конкретизируя это предписание, часть 1 статьи 13 Уголовного кодекса РФустанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступлениена территории иностранного государства, не подлежат выдаче этомугосударству. Иначе регламентируется вопрос о выдаче иностранных граждан илиц без гражданства. В части 2 статьи 13 Уголовного Кодекса РФ установлено,что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступлениявне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могутбыть выданы иностранному государству для привлечения к уголовнойответственности или отбывания наказания в соответствии с международнымдоговором Российской Федерации.Как правило, выдача осуществляется на основании двухстороннего договорамежду соответствующими государствами или многостороннего договора(конвенции). Примерами таких соглашений являются Конвенция о правовойпомощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам от22 января 1993 года и Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957года. Именно в международных договорах Российской Федерации оговореныусловия и основания выдачи, разыскиваемых лиц, совершивших преступление внепределов Российской Федерации:Следует отметить, что Российская Федерация может выдать иностранномугосударству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящегосяна территории Российской Федерации, для уголовного преследования илиисполнения приговора только за деяния, которые являются уголовнонаказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законаминостранного государства, направившего запрос о выдаче лица.Выдача лица может быть произведена в случаях:1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказаниев виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкоенаказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено клишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкомунаказанию;3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать,что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будетпреследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и послеокончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободнопокинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, переданолибо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.Выдача лица не допускается, если:1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства овыдаче, является гражданином Российской Федерации;2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства овыдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностьюпреследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания,гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальнойгруппе или по политическим убеждениям;3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерацииза то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор илипрекращено производство по уголовному делу;4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное делоне может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнениевследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации оналичии препятствий для выдачи данного лица в соответствии сзаконодательством и международными договорами Российской Федерации;6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства овыдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерациине является преступлением.В выдаче лица может быть отказано, если:1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено натерритории Российской Федерации или против интересов Российской Федерацииза пределами ее территории;2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовноепреследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;3) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос овыдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.В соответствии со статьей 462 Уголовно-процессуального кодекса РФ решение овыдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося натерритории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления илиосужденных судом иностранного государства, принимается Генеральнымпрокурором РФ или его заместителем на основании соответствующего запроса. Опринятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель письменноуведомляет лицо, в отношении которого оно принято, разъясняет ему право наобжалование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации. После вступления в законную силу решения Генеральногопрокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче иностранныйгражданин или лицо без гражданства компетентными органами РоссийскойФедерации передается запрашиваемому государству.На сегодняшний день прокуратурой Московского метрополитена благодаряслаженной работе с сотрудниками УВД метрополитена выявлено более 90 лиц,разыскиваемых компетентными органами иностранных государств за совершениепреступлений. В отношении данных лиц проведены экстрадиционные проверки, порезультатам которых 34 человека заключены под стражу.Таким образом, деятельность органов прокуратуры Российской Федерации вуказанной сфере позволяет обеспечить уголовное преследование и назначениенаказания совершившим преступления лицам вне зависимости от места ихфактического нахождения.

Прокуратура
города Москвы

Прокуратура города Москвы

9 августа 2017, 15:07

Экстрадиция: основания и условия выдачи

Разъясняет прокурор Московского метрополитена Андрей Николаевич КулагинНекоторые преступники покидают пределы той страны, в которой совершилипреступление, надеясь таким образом избежать наказания. Чтобы привлечьтакого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его встрану, для совершения следственных действий и судебного разбирательства,вынесения приговора и привидения его в исполнение. Особое значение институтвыдачи и передачи таких лиц приобретает в условиях глобализации,интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности. Какследствие, возрастает и количество международных договоров РоссийскойФедерации, направленных на достижение указанных целей.На сегодняшний день Российская Федерация заключила более 300 международныхдоговоров по оказанию правовой помощи. Одной из разновидностей правовойпомощи по уголовным делам является экстрадиция. С точки зренияпроцессуального права экстрадиция — это процесс передачи лица, совершившегопреступление, одним государством другому государству, на территориикоторого было совершено преступление.Решение вопроса об экстрадиции зависит от государственно-правового статусалица, совершившего преступление: является ли оно гражданином РФ,иностранным гражданином или лицом без гражданства. Часть 1 статьи 61Конституции РФ провозглашает: «Гражданин Российской Федерации не может бытьвыслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».Конкретизируя это предписание, часть 1 статьи 13 Уголовного кодекса РФустанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступлениена территории иностранного государства, не подлежат выдаче этомугосударству. Иначе регламентируется вопрос о выдаче иностранных граждан илиц без гражданства. В части 2 статьи 13 Уголовного Кодекса РФ установлено,что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступлениявне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могутбыть выданы иностранному государству для привлечения к уголовнойответственности или отбывания наказания в соответствии с международнымдоговором Российской Федерации.Как правило, выдача осуществляется на основании двухстороннего договорамежду соответствующими государствами или многостороннего договора(конвенции). Примерами таких соглашений являются Конвенция о правовойпомощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам от22 января 1993 года и Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957года. Именно в международных договорах Российской Федерации оговореныусловия и основания выдачи, разыскиваемых лиц, совершивших преступление внепределов Российской Федерации:Следует отметить, что Российская Федерация может выдать иностранномугосударству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящегосяна территории Российской Федерации, для уголовного преследования илиисполнения приговора только за деяния, которые являются уголовнонаказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законаминостранного государства, направившего запрос о выдаче лица.Выдача лица может быть произведена в случаях:1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказаниев виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкоенаказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено клишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкомунаказанию;3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать,что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будетпреследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и послеокончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободнопокинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, переданолибо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.Выдача лица не допускается, если:1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства овыдаче, является гражданином Российской Федерации;2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства овыдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностьюпреследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания,гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальнойгруппе или по политическим убеждениям;3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерацииза то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор илипрекращено производство по уголовному делу;4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное делоне может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнениевследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации оналичии препятствий для выдачи данного лица в соответствии сзаконодательством и международными договорами Российской Федерации;6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства овыдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерациине является преступлением.В выдаче лица может быть отказано, если:1) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено натерритории Российской Федерации или против интересов Российской Федерацииза пределами ее территории;2) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовноепреследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;3) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос овыдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.В соответствии со статьей 462 Уголовно-процессуального кодекса РФ решение овыдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося натерритории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления илиосужденных судом иностранного государства, принимается Генеральнымпрокурором РФ или его заместителем на основании соответствующего запроса. Опринятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель письменноуведомляет лицо, в отношении которого оно принято, разъясняет ему право наобжалование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации. После вступления в законную силу решения Генеральногопрокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче иностранныйгражданин или лицо без гражданства компетентными органами РоссийскойФедерации передается запрашиваемому государству.На сегодняшний день прокуратурой Московского метрополитена благодаряслаженной работе с сотрудниками УВД метрополитена выявлено более 90 лиц,разыскиваемых компетентными органами иностранных государств за совершениепреступлений. В отношении данных лиц проведены экстрадиционные проверки, порезультатам которых 34 человека заключены под стражу.Таким образом, деятельность органов прокуратуры Российской Федерации вуказанной сфере позволяет обеспечить уголовное преследование и назначениенаказания совершившим преступления лицам вне зависимости от места ихфактического нахождения.

Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области

Как происходит уголовное преследование лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации и в дальнейшем скрывшихся за ее пределами?

В российском и международном праве существует такой термин как «экстрадиция». Что это такое – отвечает на вопрос начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Самарской области Антон Атяскин.

Выдача (экстрадиция) – это передача лица, в отношении которого ведется уголовное преследование или которое осуждено за совершение преступления, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству, под юрисдикцию которого подпадает это лицо, в целях привлечения последнего к уголовной ответственности или исполнения приговора.

Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи.

Важное место в реализации выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора отводится и российскому законодательству. В правовой системе Российской Федерации международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства регулируется нормами главы 54 УПК РФ.

Какие условия должны быть соблюдены при направлении запроса?

Направление запроса о выдаче лица осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев – в случае выдачи для исполнения приговора.

Можно ли требовать выдачу у иностранного государства лица (преступника), являющегося его гражданином?

Нет, нельзя. Выдача лица не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой стороны.

Может ли лицо (преступник), выданное Российской Федерации, привлечено к уголовной ответственности за преступление, не указанное в запросе о выдаче?

Лицо, выданное иностранным государством, не может быть привлечено к уголовной ответственности, осуждено за преступление, не указанное в запросе о выдаче и совершенное до выдачи, без согласия запрашиваемого государства (часть 1 статьи 461 УПК РФ).

Если в ходе расследования уголовного дела были установлены или изменены квалифицирующие признаки преступления, в связи с совершением которого лицо было выдано Российской Федерации, то дополнительное согласие запрашиваемого государства необходимо получить, если указанные признаки свидетельствуют о совершении лицом до его выдачи другого преступления, например убийства, сопряженного с разбоем, вымогательством (пункт "з" части 2 статьи 105 УК РФ), при условии, что ранее лицо было выдано Российской Федерации в связи с совершением деяния, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ. Указанное согласие также требуется, если вследствие изменения квалификации деяния, в связи с совершением которого лицо было выдано, ухудшается положение такого лица.

Возможно ли самостоятельное исполнение лицом (преступником) решения о выдаче?

Нет, невозможно. В соответствии с международными договорами, в частности ст. 60 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 28.03.1997 «по получении требования запрашиваемая Договаривающаяся Сторона немедленно принимает меры к взятию под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением тех случаев, когда выдача не может быть произведена».

Срок содержания под стражей должен определяться необходимостью разрешения вопроса о выдаче такого лица, включая его фактическую передачу Российской Федерации. При этом общий срок нахождения лица под стражей не должен превышать срок, предусмотренный в статье 109 УПК РФ за преступление соответствующей категории, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче.

В дальнейшем иностранное государство (запрашиваемая договаривающаяся сторона) уведомляет Российскую Федерацию (запрашивающую договаривающуюся сторону) о месте и времени передача лица (преступника) для дальнейшего осуществления в отношении него уголовного преследования.

Экстрадиция в уголовном праве

Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества. Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания. Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами.

Право или обязанность?

Наруники

Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.

Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.

Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.

В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:

  • правом государства;
  • его прямой обязанностью.

Три руки

Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.

Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции — это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.

Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:

  • по своему усмотрению;
  • в согласии со своим внутренним законодательством.

Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.

Кого выдаёт Россия?

Российская Федерация является участницей:

  • большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
  • ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.

Документы

Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.

Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

  1. Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
  2. Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.

Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.

Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:

  • в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
  • на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
  • при условии обмена преступниками.

Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.

Когда возможна экстрадиция?

Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав. Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать.

Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.

При этом запрос возможен только в случаях:

Парень

  1. Преступление зафиксировано в области державы, запросившей обвиняемого.
  2. Преступление осуществлено против этой страны, нанесло ей весомый ущерб, вред.
  3. Преступник наделён гражданством этой страны либо не имеет гражданских обязанностей ни перед какой страной.

Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.

Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:

  • существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;
  • какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.

Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым.

Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.

Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:

  1. Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
  2. Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.
  3. Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.

При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.

УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:

Тюрьма

  • преступление, совершённое преступником, наказывается сроком не менее одного года заключения под стражу;
  • вынесенный приговор представляет собой лишение свободы на время большее, чем 6 месяцев.

В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет.

Причины отказа

В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.

Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.

Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:

Судья

  • субъект не может быть осуждён за деяние, если прошли сроки давности;
  • ему выдвинуто частное обвинение;
  • субъект получил официальное убежище в той стране, где находится;
  • имеются законные причины, которые делают экстрадицию невозможной.

Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.

Это происходит в таких ситуациях:

  1. Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  2. Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  3. Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  4. Если преступление признано политическим.
  5. Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  6. Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
  7. Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.

В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.

Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:

Решетка

  1. Экстрадиция на определённое время (если над лицом ведётся следствие в РФ или оно отбывает наказание, а за это время может истечь срок давности по тому обвинению, из-за которого запрашивается его выдача).
  2. Отсрочка в экстрадиции (когда запрашиваемый субъект должен отбыть наказание в РФ за какое-либо преступление, и лишь затем он будет выдан для последующего суда).

То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.

В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.

Механизм экстрадиции

Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса.

Она выглядит следующим образом:

Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.

Принятие решения об экстрадиции и его обжалование

Интерпол

Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.

О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции. При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России.

Обжалование решения об экстрадиции в российском уголовном законодательстве предусмотрено четыреста шестьдесят третьей статьёй уголовно-процессуального кодекса.

Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.

В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:

  • оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;
  • жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.

Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.

Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана.

В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.

Мировые тенденции

Большинство развитых государств прекрасно осознают угрозу спокойствию жителей планеты от распространяющейся преступности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что институт экстрадиции стремится к максимальному упрощению, чтобы преступление наказывалось по всей строгости закона страны, где оно совершено.

Кроме того, постепенно упрощается и документально-оформительская работа при проведении процедуры экстрадиции.

Выдача обнаруженного преступника какому-либо другому государству осознаётся как одно из средств противостояния распространению беззаконных деяний.

Всё это обусловлено:

  • развитием теории о необходимости международного сотрудничества;
  • стремлением погасить вспышки преступности.

Всё большее количество преступлений утрачивает статус политических, то есть таких, при которых невозможна выдача преступников, поскольку их результатом являются многочисленные жертвы.

Деньги

Однако отдельные государства, находясь на стадии развития и нуждающиеся в притоке капитала, закрывают глаза на незаконное происхождение денежной массы и отказываются от выдачи преступников. Происходит это даже при доказанности вины последнего. При этом такие страны уклоняются от подписания соответствующих договоров и соглашений. Подобное поведение решительно препятствует борьбе с преступными элементами и порождает возможность скрыться от правосудия.

Проблема распространения экстрадиции является на сегодня весьма актуальной.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: