Доверие между адвокатом и клиентом

Обновлено: 27.04.2024

Журнал Американской ассоциации юристов (ABAJournal) попросил несколько известных экспертов в области юридической этики рассказать о наиболее острых и опасных этических ловушках, с которыми сталкивается современный юрист, а также о лучших практиках, позволяющих избежать проблем на начальном этапе. В статье изложены рекомендации специалистов.

Адвокаты являются хранителями наиболее деликатной и личной информации их клиентов. Они служат правосудию и занимают позицию, предполагающую общественное доверие. Однако поддержание столь высоких стандартов может привести и к крутому падению, и адвокат, не уделяющий должного вниманияэтическим обязательствам, может быстро оказаться в положении нарушителя профессиональных правил.

В большинстве штатов США этическая подготовка является неотъемлемой частью требований о непрерывном повышении адвокатом своей квалификации. Однако даже беглый взгляд на отчеты о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности показывает, что нарушения затрагивают широкий спектр вопросов – от ненадлежащей рекламы до неправильного обращения с частной информацией и всего, что находится между этими двумя крайними точками.

Нарушая правила этики, намеренно или невольно натыкаясь на многочисленные подводные камни, которые могут появиться внезапно, адвокаты регулярно подвергаются дисциплинарным взысканиям за нарушение границ дозволенного. Рассмотрение дела адвоката дисциплинарным советом может привести как к потере профессиональной репутации, так и к приостановлению права на юридическую практику и даже к лишению адвокатского статуса.

Журнал Американской ассоциации юристов (ABA Journal) попросил несколько известных экспертов в области юридической этики рассказать о наиболее острых и опасных этических ловушках, с которыми сталкивается современный юрист, а также о лучших практиках, позволяющих избежать проблем на начальном этапе.

Урок заключается в том, чтобы не только остерегаться, но и быть осведомленным.

Компетентность

Проблема: понимание технологии и защита данных клиента

Пожалуй, самой главной обязанностью адвоката является обязанность быть компетентным, закрепленная в правиле 1.1 Типовых правил профессионального поведения ABA. В 2012 г. в комментарий 8 к правилу 1.1 была включена так называемая технологическая оговорка, которая гласит: «Чтобы поддерживать необходимые знания и навыки, адвокат должен быть в курсе изменений в законодательстве и практике, включая преимущества и риски, связанные с соответствующими технологиями». В наш век хакерских атак в быстро меняющемся цифровом мире защита данных клиентов и кибербезопасность являются одними из ключевых причин, по которым адвокаты должны быть в курсе новых технологий.

«В сфере технологий. некоторые адвокаты остаются в неведении и рискуют нарушить конфиденциальность клиента не только в результате традиционного пренебрежения правилами кибербезопасности, но и в силу других, “более мелких”, злоупотреблений технологиями», – говорит Джен Якубович (JanJacobowitz), эксперт по этике, преподающая в Школе права Университета Майами (University of Miami School of Law). Она приводит примеры, когда адвокаты работают на общественном Wi-Fi или не осознают, что они случайно набрали номер оппонента, который может подслушать конфиденциальный разговор.

Лучшие шаги:

Адвокаты могут воспользоваться многочисленными курсами повышения квалификации, книгами и тренингами от крупных разработчиков компьютерной техники (вендоров) в этой области. Они должны предпринимать активные действия, чтобы узнать больше о технологиях и понять возможные нарушения этики, связанные с защитой данных клиента или конфиденциальностью. «Что касается технологий, то, хотя для некоторых это может быть достаточно сложной темой для обучения, существует множество статей и книг для самообразования, а также целая индустрия технических консультантов, которая появилась, чтобы помочь юридической профессии, – говорит Д. Якубович. – Старая пословица “знай, чего ты не знаешь, и обращайся за помощью” применима и к технологиям, и к праву».

Проблема: пренебрежение клиентами

«Пренебрежение – одна из двух наиболее распространенных причин жалоб на дисциплинарныенарушения», – указывает профессор Лесли К. Левин (Leslie C. Levin), преподаватель профессиональной ответственности в Школе права Университета Коннектикута (University of Connecticut School of Law).Адвокаты зачастую перегружают себя работой и берут на себя непомерную нагрузку, что может привести к тому, что дела их клиентов пострадают.

«Пренебрежение часто происходит из-за наших когнитивных предубеждений, включая чрезмерный оптимизм и самоуверенность,– отмечает Левин. – Адвокаты, как и все люди, склонны чрезмерно оптимистично полагать, что они могут сделать за день больше, чем на самом деле. Это приводит к нарушениям этических норм. Некоторые юристы берут на себя больше работы, чем они могут выполнить, думая, что они смогут сделать все вовремя и компетентно, но это не так».

Лучшие шаги:

Лучший способ избежать этой ловушки – осознать опасность того, что вы берете на себя слишком много. «Адвокатам необходимо помнить об этих когнитивных предубеждениях, которые искажают нашу способность точно оценивать, сколько времени требуется для завершения работы,– рекомендует Левин. – Адвокаты должны мысленно добавлять дополнительное время на непредвиденные события,которые могут вызвать задержки. Они должны просить помощи у коллег, когда начинают чувствовать себя перегруженными. Если они обнаруживают, что лгут клиенту о работе, которую должны были сделать, они должны признаться себе, что у них есть проблема и что они должны предпринять немедленные шаги для ее решения».

Выставление счетов (биллинг)

Проблема: махинации с гонорарами

Многие этические проблемы возникают из-за завышения платы за юридические услуги или других вопросов, связанных с выставлением счетов. Типовое правило 1.5 запрещает адвокатам взимать необоснованную плату за свои услуги, а попытка изменить договоренность о гонораре с клиентом может создать еще бóльшую этическую проблему.

Лучшие шаги:

Адвокаты должны предусматривать возможность изменения размера гонорара в первоначальном соглашении об оказании услуг или в графике выплаты гонорара. Другими словами: планируйте заранее. «Например, в соглашении о найме адвоката может быть обусловлена формула бонуса за результаты работы, – отмечает Фортни. – Во-вторых, адвокаты должны конкретно определить объем работы, которая будет выполняться в рамках фиксированной оплаты. В-третьих, если в первоначальном соглашении не учтена возможность увеличения или изменения гонорара, следует проявить особую осторожность, чтобы соблюсти правила этики и фидуциарные принципы».

Фортни разъяснила также, что в юридических фирмах предлагаемыми изменениями размера гонорара должен заниматься кто-то из сотрудников фирмы, не связанный с представительством клиентов. «Прежде всего адвокаты не должны бросать работу и пытаться оказать давление на клиентов, чтобы заставить их платить более высокую плату, когда такая работа необходима для защиты интересов клиента, – говорит она. – Разумный курс – это предпринять шаги по отказу от представительства, если это разрешено действующими правилами этики и фидуциарными принципами».

Отношения между адвокатом и клиентом

Проблема: «случайный клиент»

Когда адвокаты общаются с людьми на веб-страницах в Интернете или с помощью других способов связи, существует вероятность возникновения этических проблем, если они не будут осторожны. Хотя адвокат может предполагать, что отношения «адвокат – клиент» в этом случае не возникают, Кит Свишер (Keith Swisher), профессор юридической этики Юридического колледжа Джеймса Э. Роджерса при Университете Аризоны (University of Arizona James E. Rogers College of Law), предупреждает, что некоторые клиенты могут посчитать иначе. Человек может исходить из того, что адвокат, отвечая на его вопрос в Интернете или общаясь с ним другим образом, согласился на представительство, раз он дает ему юридическую консультацию.

Лучшие шаги:

Свишер говорит, что адвокаты «обычно должны консультировать только “правдоподобных” клиентов, то есть физических или юридических лиц, в отношении которых адвокаты действительно рассматривают возможность установления отношений “адвокат – клиент”». Он рекомендует «хорошо составленные и правильно расположенные на веб-сайтах отказы от ответственности», чтобы избежать проблемы, которую он называет «случайными клиентами». Он также предупреждает, что адвокаты должны «избегать пресловутого разговора за коктейлем или случайного телефонного звонка».

Уголовное право

Проблема: потенциально враждебно настроенные свидетели

Существует несколько потенциально сложных этических ловушек для адвокатов, практикующих в области уголовного права. Брюс А. Грин (Bruce A. Green), профессор Школы права Фордхэмского университета (Fordham University School of Law), регулярно пишущий о вопросах этики в уголовном праве, указывает на проблему, когда адвокат опрашивает свидетеля, который впоследствии оказывается враждебно настроенным: «Адвокаты по уголовным делам обязаны проводить собственное расследование, что обычно включает в себя и опрос свидетелей».

Адвокаты иногда проводят такие опросы в одиночку, однако Грин предупреждает, что это может создать проблемы, если свидетель впоследствии даст в суде иные показания. «Адвокат может захотеть выудить из него прежние показания или представить суду предыдущие показания свидетеля в письменном виде, – говорит он. – Но при этом адвокат столкнется с необходимостьюсоблюдения правил, согласно которым адвокат не может быть одновременно адвокатом и свидетелем в суде».

Лучшие шаги:

Грин указывает на формулировку стандарта ABA по уголовному правосудию для функции защиты 4–4.3(f), которая гласит: «Когда обоснованно предполагается необходимость подтверждения результатов опроса, адвоката во время опроса должен сопровождать другой надежный и заслуживающий доверия человек. Адвокату следует избегать возможности оставаться наедине с заведомо враждебно настроенными свидетелями».

Сфера коммуникаций

Проблема: преувеличение профессиональной квалификации

«Адвокаты явно заинтересованы в раздувании своей профессиональной квалификации и результатов работы, что часто граничит с мошенничеством, а иногда и переходит эту грань, – пишет профессор Стэнфордской юридической школы (Stanford Law School) Дебора Род (Deborah Rhode), автор книги “Обман: этика в повседневной жизни” (Cheating: Ethics in Everyday Life). – И они в этом не одиноки. Как я отмечаю в своей недавней книге о мошенничестве, одно исследование, посвященное подделке резюме, показало, что две пятых поданных работодателям резюме включало информацию, не соответствующую документам об образовании».

Лучшие шаги:

Адвокатам не следует преувеличивать профессиональную квалификацию либо делать ложные заявления о своей квалификации или послужном списке. Такие заявления могут вызвать у клиентов неоправданные ожидания и привести к другим проблемам. Как всегда, честность – лучшая политика.

Проблема: управление негативными отзывами

Никому не нравится читать негативные отзывы о себе – будь то плохая оценка преподавателя, плохой отзыв о бизнесе или однозвездочный рейтинг профессиональных юридических услуг. Но адвокатам следует дважды подумать, прежде чем отвечать на негативные отзывы. Это может создать этическую проблему, если адвокат зайдет слишком далеко и раскроет конфиденциальную информацию клиента (см. книгу «Оскорблен клиентом в Интернете?» (Trashed by a Client Online?). С. 30).

По словам Браунинга, в нескольких мнениях юридических ассоциаций штатов по этике отмечается: «негативный отзыв в Интернете не заслуживает того же подхода к “самозащите”, как при рассмотрении дисциплинарного иска или иска о юридической недобросовестности, когда адвокат может раскрыть конфиденциальную информацию клиента в свою защиту».

Смежная проблема может возникнуть, когда адвокат подает иск о клевете против бывшего клиента. Такой иск может рассматриваться как стратегический иск против участия общественности – SLAPP-иск. По мнениюБраунинга, клиент вправе подать специальное ходатайство об отклонении иска в соответствии с законом штата против SLAPP и может взыскать гонорар с подавшего такой иск адвоката.

Лучшие шаги:

«Я советую адвокатам отвечать на вопросы в Интернете категорично и профессионально, приглашая к разговору вне Сети и помня о том, что их ответ читает не только бывший клиент, которому он адресован, но и онлайн-аудитория из бесчисленного множества потенциальных клиентов», – говорит Браунинг.

Конфиденциальность

Проблема: «большие данные» и конфиденциальность

Пожалуй, самым священным этическим принципом в юриспруденции является конфиденциальность – сохранение в неприкосновенности диалога «адвокат – клиент» и результатов адвокатской деятельности. В цифровую эпоху и в эпоху «больших данных» это становится все сложнее. Сара Ламдан (Sarah Lamdan), профессор Школы права Городского университета Нью-Йорка (City University of New York School of Law), пишущая об этих вопросах, отмечает: «Стоит задуматься, не нарушают ли адвокаты свой мандат конфиденциальности, когда используют исследовательские программы, системы обмена документами и другие рабочие продукты, которые записывают и сохраняют результаты исследования и письменные работы адвокатов».

По ее словам, это особенно актуально, когда компании продают данные правоохранительным и иным органам. Она предупреждает, что «этические вопросы. могут возникнуть, когда мы используем продукты Westlaw и Lexis (правовые электронные системы, схожие с российскими “Гарант” и “КонсультантПлюс”), чьи материнские компании – RELX Group и Thomson Reuters – являются крупными брокерами данных для правоохранительных органов, компаний, занимающихся кредитным рейтингом и трудоустройством, а также других, которые могут собирать информацию о делах адвокатов с помощью данных, собранных их системами юридических исследований».

Лучшие шаги:

Ламдан полагает, что юристы могут «противодействовать практике вендоров, нарушающей нашу этику, и. потребовать гарантий того, что эти продукты не будут включать результаты нашей работы или конфиденциальные данные клиентов в свои услуги по продаже и сбору “больших данных”». Она приводит пример того, как «попросить Westlaw и Lexis предоставить заявления для адвокатов, обещающие, что они изолируют свои юридические продукты от деятельности по сбору данных». Ламдан отмечает, что другие сервисы могут исключить данные о продуктах труда юристов и принять меры для обеспечения того, чтобы данные, которые они собирают, были зашифрованы и защищены от операций по сбору данных.

Благополучие адвоката

Проблема: личная жизнь влияет на профессиональную жизнь

Личная жизнь адвоката может создать множество проблем. Адвокаты иногда сталкиваются с повышенным давлением на них, связанным с необходимостью зарабатывать больше денег, будь то для того, чтобы не отстать от Джонсов, или позаботиться о членах семьи. Адвокаты, столкнувшиеся с финансовым стрессом, могут стать жертвами зависимого поведения, такого как азартные игры или наркомания. Подобная зависимость может стать доминирующей в жизни адвоката.

Адвокат из района залива Сан-Франциско Кэрол Лэнгфорд (Carol Langford), представляющая интересы адвокатов в дисциплинарных делах, описывает это так: «Адвокаты делают в своей личной жизни то, что позволяет неприятностям медленно вкрадываться в их жизнь и там укореняться». Далее она поясняет: «Они покупают большие дома, а затем в условиях рецессии с трудом оплачивают свои расходы на проживание, что делает их склонными к навязыванию клиентам чрезмерных комиссий или использованию их в своих интересах». Это может привести к искушению смешивать средства клиентов со своими, взимать чрезмерную плату или обманывать клиентов.

Лучшие шаги:

Лэнгфорд полагает, что решение состоит в том, чтобы «жить менее масштабно, легче и, в конечном итоге, счастливее». Это требует того, что она называет «настоящим смирением – посмотреть в лицо своей смертности и неизбежному упадку. Планируйте это». Она описывает это как «не самый популярный образ жизни в наши дни, но это путь к настоящему счастью». Адвокатам также следует больше пользоваться предлагаемыми программами помощи адвокатам ресурсами, которые могут обеспечить необходимый спасательный круг для адвокатов, чьи личные проблемы негативно влияют на их профессиональные обязанности.

Конфликт интересов

Проблема: горизонтальные перемещения

Возможно, высший долг адвоката перед клиентом – это долг лояльности. Такая лояльность может быть проверена, когда адвокаты меняют фирму, в которой работают. Адвокат из фирмы А переходит в фирму Б. Адвокаты фирм А и Б представляют противоположные стороны в очень спорном деле. Существует вероятность возникновения конфликта интересов, если нет достаточной системы проверки, чтобы определить, имел ли вновь нанятый адвокат доступ к конфиденциальной информации клиента. Возникает также возможность восприятия поведения как неподобающего или конфликтного, даже если в действительности конфликта не существует.

«Мобильность адвокатов растет, они переходят из одной фирмы в другую, а прием на работу партнеров и помощников из другой фирмы может вызвать конфликт интересов, если это сделано неправильно, – говорит профессор Питер А. Джой (Peter A. Joy), преподаватель этики в Школе права Вашингтонского университета (Washington University School of Law). – Некоторые нанимающие фирмы упускают из виду или игнорируют шаги, которые необходимо в этом случае предпринимать, что часто приводит к лишению права представлять интересы давнего клиента, а иногда может и повлечь иск о недобросовестной практике».

Лучшие шаги:

«Прежде чем нанять нового сотрудника, нанимающая фирма должна провести должную проверку, чтобы выявить конфликты с существующими клиентами, а затем определить, допускает ли данная юрисдикция в качестве решения проблемы отбор по этическим основаниям, – советует Джой.– В некоторых случаях, например, когда потенциальный партнер или адвокат представляет интересы клиента в деле, неблагоприятном для клиента нанимающей фирмы, только информированное согласие такого клиента, дело которого является неблагоприятным для клиента нанимающей фирмы, позволит разрешить конфликт интересов, и новый сотрудник не сможет привести этого клиента в нанимающую фирму».

Все знают, что доверие – это важнейшая часть любых отношений, как в семье, так и вне ее. Когда люди доверяют друг другу, то между ними возникает открытое и позитивное общение, уверенность в порядочности, честности, добросовестности друг друга.

Почему так важно доверие между защитником и доверителем?

Построение отношений между людьми – довольно сложный процесс. Клиент, который не понимает юридических аспектов и не разбирается в происходящем, должен поверить адвокату, положиться на его знания, желание помочь и довериться ему.

Доверие важно с обеих сторон, как со стороны адвоката, так и клиента. Бывает, что клиенты не раскрывают перед адвокатом полную картину всего происходящего с ними. Так случается по разным причинам. Например, доверитель не считает это важным, намеренно скрывает очерняющие его факты, стыдится их или погруженный в свои переживания просто забывает какие-то важные моменты. А ведь обман клиентом своего адвоката, намеренный или нет, практически всегда приводит к негативным последствиям.

Еще более серьезной является ситуация, когда адвокат обманывает или относится с пренебрежением к своему клиенту, по сути, работая против него. Зачастую люди обращаются к юристу, когда ситуация сильно запущена, поэтому без эмоций подойти к ней сложно. Именно таким нестабильным психологическим состоянием доверителя и могут воспользоваться непорядочные адвокаты.

Однако грамотный и успешный адвокат никогда не воспользуется доверием клиента и не станет использовать его против него. При этом он не будет потакать всем «прихотям» клиента, а постарается отнестись к нему с пониманием, корректно разъяснив все аспекты и перспективы дела.

Как с точки зрения закона защищен клиент от услуг недобросовестного адвоката?

При выборе адвоката клиент должен быть уверен в его грамотности и профессионализме. Защитник должен показать клиенту, что ему можно доверять и рассказать любую даже самую конфиденциальную информацию.

Именно поэтому, важным требованием, которые предъявляются к адвокату, является обязанность избегать действий, направленных на подрыв доверия, невозможность злоупотреблять доверием. Все эти требования регламентированы в Кодексе профессиональной этики адвоката.

Не стоит думать, что адвокат, который обманул доверие клиента, останется безнаказанным!

Случай из моей практики.

Сейчас я расскажу про ситуацию, которая была в моей практике. Речь идет о деле, когда адвокат, представляя интересы клиента на следствии, «незаметно» встал на сторону следствия, то есть обвинения. Однако подозреваемая по делу на допросе заметила неадекватное его статусу защитника поведение и написала жалобу в Палату адвокатов.

Как вы считаете, что дало ей это обращение? Может быть, оно обернулось против нее? Что стало с возбужденным в отношении нее делом?

И так, в своей жалобе она рассказала, что адвокат общался с ней грубо, неуважительно, не обратил внимания на ее плохое самочувствие, угрожал отобрать у нее ребенка, тем самым вынудив подписать все документы, которые были необходимы следователю. Она даже не успела прочитать, что там было написано. При этом в дальнейшем данный защитник не участвовал в деле.

Я представлял ее интересы на заседании Квалификационной комиссии адвокатов, а также занимался вопросом признания данного допроса недопустимым доказательством и участвовал в рассмотрении ее дела в суде.

Я не буду подробно вдаваться в процессуальные моменты, перечислять, какие именно статьи и пункты нарушил адвокат. В его деятельности Квалификационная комиссия адвокатов усмотрела множество нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката, а также ненадлежащее исполнение адвокатских обязанностей перед доверителем.

Финал этой истории?

Недобросовестный адвокат был привлечен к дисциплинарной ответственности, а уголовное дело в отношении моей подзащитной было прекращено!

Как понять, что юристу нельзя доверять?

Конечно, я никому не желаю попасть в ситуацию, когда экстренно потребуются услуги адвоката. Тем не менее, поделюсь своими мыслями на этот счет:

  1. Не стоит верить юристу, который дает вам 100-процентную гарантию. Решение принимает не адвокат, а судья. Даже если адвокат действительно является профессионалом своего дела, что-то может пойти не так: поменяются законы, вскроются новые факты, судью бросит муж. Ни на одном договоре не будет прописана 100 процентная гарантия успеха. Поэтому если юрист вам обещает на 100 процентов, что все будет отлично, бегите!
  2. Грамотный юрист никогда не будет оказывать давление на клиента, рассказывать, что именно ваше дело его специализация, уговаривать, «хвастаться» знакомством с судьей, прокурором и так далее.
  3. Грамотный специалист не будет оказывать свои услуги бесплатно или исключительно за процент от выигрыша по делу.

И последнее: добросовестный и уважающий себя и своего доверителя юрист всегда думает о своей репутиции. Поэтому он делает все, чтобы клиент был доволен его услугами, даже в случае проигрыша в деле. Хороший адвокат введет клиента в курс дела, объяснит все риски и возможный исход дела, предоставив время подумать.

Все знают, что доверие – это важнейшая часть любых отношений, как в семье, так и вне ее. Когда люди доверяют друг другу, то между ними возникает открытое и позитивное общение, уверенность в порядочности, честности, добросовестности друг друга.

Почему так важно доверие между защитником и доверителем?

Построение отношений между людьми – довольно сложный процесс. Клиент, который не понимает юридических аспектов и не разбирается в происходящем, должен поверить адвокату, положиться на его знания, желание помочь и довериться ему.

Доверие важно с обеих сторон, как со стороны адвоката, так и клиента. Бывает, что клиенты не раскрывают перед адвокатом полную картину всего происходящего с ними. Так случается по разным причинам. Например, доверитель не считает это важным, намеренно скрывает очерняющие его факты, стыдится их или погруженный в свои переживания просто забывает какие-то важные моменты. А ведь обман клиентом своего адвоката, намеренный или нет, практически всегда приводит к негативным последствиям.

Еще более серьезной является ситуация, когда адвокат обманывает или относится с пренебрежением к своему клиенту, по сути, работая против него. Зачастую люди обращаются к юристу, когда ситуация сильно запущена, поэтому без эмоций подойти к ней сложно. Именно таким нестабильным психологическим состоянием доверителя и могут воспользоваться непорядочные адвокаты.

Однако грамотный и успешный адвокат никогда не воспользуется доверием клиента и не станет использовать его против него. При этом он не будет потакать всем «прихотям» клиента, а постарается отнестись к нему с пониманием, корректно разъяснив все аспекты и перспективы дела.

Как с точки зрения закона защищен клиент от услуг недобросовестного адвоката?

При выборе адвоката клиент должен быть уверен в его грамотности и профессионализме. Защитник должен показать клиенту, что ему можно доверять и рассказать любую даже самую конфиденциальную информацию.

Именно поэтому, важным требованием, которые предъявляются к адвокату, является обязанность избегать действий, направленных на подрыв доверия, невозможность злоупотреблять доверием. Все эти требования регламентированы в Кодексе профессиональной этики адвоката.

Не стоит думать, что адвокат, который обманул доверие клиента, останется безнаказанным!

Случай из моей практики.

Сейчас я расскажу про ситуацию, которая была в моей практике. Речь идет о деле, когда адвокат, представляя интересы клиента на следствии, «незаметно» встал на сторону следствия, то есть обвинения. Однако подозреваемая по делу на допросе заметила неадекватное его статусу защитника поведение и написала жалобу в Палату адвокатов.

Как вы считаете, что дало ей это обращение? Может быть, оно обернулось против нее? Что стало с возбужденным в отношении нее делом?

И так, в своей жалобе она рассказала, что адвокат общался с ней грубо, неуважительно, не обратил внимания на ее плохое самочувствие, угрожал отобрать у нее ребенка, тем самым вынудив подписать все документы, которые были необходимы следователю. Она даже не успела прочитать, что там было написано. При этом в дальнейшем данный защитник не участвовал в деле.

Я представлял ее интересы на заседании Квалификационной комиссии адвокатов, а также занимался вопросом признания данного допроса недопустимым доказательством и участвовал в рассмотрении ее дела в суде.

Я не буду подробно вдаваться в процессуальные моменты, перечислять, какие именно статьи и пункты нарушил адвокат. В его деятельности Квалификационная комиссия адвокатов усмотрела множество нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, Кодекса профессиональной этики адвоката, а также ненадлежащее исполнение адвокатских обязанностей перед доверителем.

Финал этой истории?

Недобросовестный адвокат был привлечен к дисциплинарной ответственности, а уголовное дело в отношении моей подзащитной было прекращено!

Как понять, что юристу нельзя доверять?

Конечно, я никому не желаю попасть в ситуацию, когда экстренно потребуются услуги адвоката. Тем не менее, поделюсь своими мыслями на этот счет:

  1. Не стоит верить юристу, который дает вам 100-процентную гарантию. Решение принимает не адвокат, а судья. Даже если адвокат действительно является профессионалом своего дела, что-то может пойти не так: поменяются законы, вскроются новые факты, судью бросит муж. Ни на одном договоре не будет прописана 100 процентная гарантия успеха. Поэтому если юрист вам обещает на 100 процентов, что все будет отлично, бегите!
  2. Грамотный юрист никогда не будет оказывать давление на клиента, рассказывать, что именно ваше дело его специализация, уговаривать, «хвастаться» знакомством с судьей, прокурором и так далее.
  3. Грамотный специалист не будет оказывать свои услуги бесплатно или исключительно за процент от выигрыша по делу.

И последнее: добросовестный и уважающий себя и своего доверителя юрист всегда думает о своей репутиции. Поэтому он делает все, чтобы клиент был доволен его услугами, даже в случае проигрыша в деле. Хороший адвокат введет клиента в курс дела, объяснит все риски и возможный исход дела, предоставив время подумать.

Доверительные отношения между адвокатом и клиентом являются одной из незыблемых основ гражданского общества и фундаментом адвокатской профессии. Однако в эпоху борьбы с финансированием терроризма, отмыванием (легализацией) преступных доходов, а также так называемой коммерциализацией юридической профессии одна из опор адвокатской деятельности – доверительные отношения, не представляется такой уж надежной и неколебимой.



Аксель Фильгес и Евгений Семеняко

В дискуссии, проходившей в зале Ученого совета Юридического факультета СПбГУ, приняли участие президенты ФПА России и Германии – Евгений Семеняко и Аксель Фильгес, президенты адвокатских палат г. Москвы и земли Бранденбург – Генри Резник и Франка Энгельманн, член Комиссии по уголовному праву Союза адвокатов Германии г-жа Хайде Зандкуль, адвокаты из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Красноярского края и Москвы. Организаторами выступили федеральные палаты Германии и России, при содействии адвокатских палат Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Финансовую и организационную поддержку обеспечил Германский фонд международного правового сотрудничества (Фонд-IRZ).

Говоря о проблеме доверия между адвокатом и клиентом, а также о посягательствах на адвокатскую тайну, необходимо учитывать важность участия всего адвокатского сообщества в обсуждении и решении данного вопроса, а также в избрании комплексного подхода к решению адвокатских профессиональных проблем.

Федеральная палата адвокатов Германии объединяет на сегодняшний день свыше 150 тысяч адвокатов, из них более 30 % составляют женщины. Единство сообщества перестает восприниматься как некая романтическая идея, когда речь заходит об отражении конкретных посягательств на адвокатуру со стороны государства. Беспрецедентной угрозой адвокатскому единству стала реформа уголовно-процессуального законодательства (пар. 160а УПК Германии), фактически поделившая адвокатуру Германии на две группы: на защитников по уголовным делам и остальных адвокатов. В отношении второй группы германский законодатель предусматривает проведение таких следственных действий, как прослушивание телефонных переговоров. Подобное искусственное, практически не оправданное деление адвокатуры на две группы грубо нарушает гарантированный Основным законом Германии принцип доверительных отношений между адвокатом и клиентом. Адвокатское сообщество Германии сплотилось для устранения несправедливой дифференциации, ФПА немедленно отреагировала, выступив с официальным заявлением. В результате был разработан проект закона об укреплении защиты доверительных отношений в уголовном процессе, который предусматривает устранение несправедливого деления адвокатуры на две искусственные профессиональные группы. Законопроект был поддержан Министерством юстиции и одобрен Правительством 31 марта 2010 г. Одним из аргументов ФПА Германии явилось то обстоятельство, что зачастую на ранней стадии обращения доверителя к адвокату сложно определить характер и порядок разрешения спора – будет это уголовный или гражданский процесс. Таким образом, прослушивание любых телефонных переговоров адвоката и клиента нарушает принцип доверительных отношений, посягает на адвокатскую тайну, и тем самым нарушает одну из основ гражданских прав и свобод. 4 июня Бундесрат опубликовал официальное заявление, в котором одобряется предложенный ФПА Германии и Министерством юстиции законопроект.

Адвокатская помощь – не коммерция

Вековая история адвокатского самоуправления в Германии знает немало примеров посягательств и угроз со стороны государства. Со стороны противников адвокатского самоуправления слышны упреки в чрезмерной бюрократизации деятельности ФПА Германии, призывы к так называемому дерегулированию адвокатской корпорации и организации адвокатуры по законам рынка, на основе свободной конкуренции. Когда бывший комиссар ЕС по вопросам конкуренции призывал к либерализации рынка адвокатских услуг, тогда мало кто из сторонников дерегулирования понимал, к какому печальному итогу может привести политика Брюсселя, увязывающая доступ к правовой защите граждан с ценами на адвокатские услуги, без контроля качества оказываемых адвокатами услуг. Однако время продемонстрировало неоправданность такого исключительно экономического и коммерческого подхода к адвокатской деятельности.

На первый взгляд необычным представляется направление деятельности ФПА Германии, обозначенное как усиление влияния системы континентального права внутри страны и за ее пределами. Однако именно континентальная система права (к которой относится и Германия и Россия) является той правовой системой, которая способна эффективно отстаивать интересы личности при сохранении взаимоуважения между гражданином и государством.

Доверительность отношений между адвокатом и клиентом гарантируется одним из важнейших правовых институтов – адвокатской тайной. В Германии она существует с тех пор, как появились первые адвокаты. Присяга первых адвокатов согласно Судебному уложению 1555 г. содержала клятвенную обязанность «не разглашать ничьи секреты». С 1994 г. Федеральный закон об адвокатуре Германии обязывает и наделяет правом адвоката сохранять тайну в отношении абсолютно всего, что стало ему известно в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. Для адвокатской тайны не существует срока давности.

Согласно Закону о расширении борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма от 21 августа 2008 г. адвокаты обязаны сообщать о сомнительных сделках своих клиентов, если существует серьезное основание полагать, что имеет место отмывание денег или финансирование терроризма, однако лишь в том случае, если они консультируют клиентов по финансовым, а не по юридическим вопросам. Согласно ст. 261 Уголовного кодекса адвокат может понести наказание, в случае если главной целью обращения к нему клиента было отмывание денег. По данным ФПАГ, с введением нового закона о борьбе с отмыванием денег адвокаты стали часто сообщать о сомнительных сделках своих конкурентов.

На состоявшемся 13 мая с.г. в Ахене Конгрессе адвокатов обсуждалась проблема освобождения адвоката доверителем от обязанности хранить тайну. Освобожденные своими клиентами от обязанности хранить адвокатскую тайну адвокаты зачастую, давая свидетельские показания, наносят ущерб и своему доверителю, и третьим лицам.

Карташов Михаил

Приведу несколько определений маркетинга.
«Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Филипп Котлер).

«Маркетинг – это решение проблем ваших клиентов с выгодой для себя» (Рендел Чэпмен).

«Маркетинг – это делать так, чтобы покупали и потом благодарили» (неизвестный автор).

«Производить то, что нужно людям, вместо того, чтобы пытаться навязать то, что производите» (неизвестный автор).

«Маркетинг – это методология подхода к рынку. Он имеет прямое отношение к трем ключевым категориям: услуга (или продукт) – то, что предлагается на рынке, потребность – то, что требует рынок, и рынок – окружение (условия), где происходит встреча (обмен) между услугой (предложение) и потребностями (спрос)» (адвокат С.В. Бородин).

Актуальность темы
На юридическом рынке России сформирована развитая сеть юридических фирм с современными методами управления, значительными материальными ресурсами, возможностями вести коммерческую деятельность и большой численностью вспомогательного персонала. Централизация юридического потребления в направлении обеих столиц (Москва, Санкт-Петербург) и крупных городов приводит к снижению значимости роли адвокатов-практиков до роли периферийных адвокатов и даже юридических ассистентов. Эта тревожная тенденция порождает новое явление «юридического пролетариата», что особенно серьезно вредит статусу адвоката в провинции. А большинство российских городов являются именно провинциальными, хотя и с современным внешним обликом.

В новых условиях адвокатам необходимо:
– перестать кокетничать с рынком;

– научиться извлекать пользу из своего особого статуса «института гражданского общества»;

– интегрировать современные технологии офисного управления, прежде всего технические средства коммуникации;

– вводить стандартизированные процедуры, которые сокращают стоимость функционирования, но увеличивают эффективность правовых услуг;

– использовать современные технические решения, как то: информационные каналы и базы данных, цифровую обработку звуковых текстов, телематические решения и иные компьютерные технологии;

– использовать современные организационные методологии, как то: юридический менеджмент и маркетинг, специализация, интернационализация, гармонизация процедур, сертификация и тому подобные решения;

– исключить старомодное представление об адвокате, основанное на его эгоцентризме, когда адвокат сосредоточен на себе самом, поскольку такая политика адвоката не будет в ладах с клиентом и вредит качеству услуг.

Юридический маркетинг уже занимает активные позиции в организации адвокатской деятельности и является средством как повышения влияния адвоката, так и средством привлечения клиента. К основным понятиям в сфере маркетинга адвокатской деятельности относятся планирование, специализация, цена продвижения услуг, услуги, лестница приверженностей, сегментирование рынка и клиентской базы, внешнее окружение.

Комплексный и системный подход к выполнению основных средств маркетинга является условием его эффективности. Как посоветовал один восточный мудрец жалобщикам на нехватку времени: «Не ленитесь!»

Планирование
План является необходимым элементом маркетинга и адвокатской деятельности в целом. Составляются долгосрочные (до пяти лет) и текущие (год, месяц, неделя, день) планы.

Основные разделы плана:
1. Стратегия; цели; виды практики (специализация); действия (тактика).

2. Клиенты; система продаж (рынок предложения услуг и организационные формы продвижения услуг адвоката).

3. Финансы; персонал.

Огромное влияние на адвокатскую деятельность в условиях рыночной экономики оказывает внешнее окружение (социальная среда), которое адвокат обязан учитывать при планировании, прогнозируя развитие юридического рынка в будущем.

Разделяются:
– «дальняя среда», в которой главными факторами являются социальные, технологические, экономические и политические явления и события как имеющие место в настоящее время, так и прогнозируемые в будущем;

– «ближняя среда», куда относятся рынки, структура конкуренции, цены и т.д. – как сегодня, так и в будущем.

Системный подход к планированию обязателен. Планирование влечет обязательную внутреннюю отчетность адвоката о фактическом исполнении, а в случае этой необходимости и корректировку планов.

Продукты / специализация
Четкое определение характеристик своей услуги позволяет адвокату уяснить свою нишу на рынке юридических услуг, правильно распределять свои ресурсы.

Услуги различаются по таким качественным характеристикам, как:
– степень владения адвокатом правовым материалом;

– наличие опыта в делах определенного рода;

– степень владения навыками коммуникации (общения);

– умение действовать творчески;

– умение разработать и реализовать на практике эффективную линию ведения юридического дела.

В настоящее время судебное представительство и консультации составляют только малую часть полномочий и возможностей адвоката, а иногда лишь дополняют реализуемые задачи юридического дела. Следует принять к руководству, что современный юридический рынок заполнен иными перспективными поручениями для деятельности адвоката:
1. Представление интересов клиента при проведении переговоров.

2. Разработка и экспертиза разнообразных правовых документов.

4. Внешний правовой аудит и принятие ответственности за последствия управленческих решений.

5. Образовательная деятельность.

6. Примирительные процедуры (посредничество, медиация) и третейское разбирательство.

7. Ведение административных дел.

8. Юридическое сопровождение сделок и трансакций.

9. Юридический мониторинг (адресное толкование закона, предложение возможных решений и поиск юридической альтернативы).

Хороший результат дает предложение параллельных и восходящих услуг. Под параллельными подразумеваются дополнительные услуги, которые следуют продолжением или дополнением уже оказываемых услуг адвокатом. Восходящими называются более качественные и соответственно более дорогостоящие услуги, предлагаемые клиенту вместо обычных для него.

Исследования показывают, что такой вопрос, как: «В чем мы могли бы оказать вам помощь?» приводит подчас к приросту деятельности до 10%.

Конкретная специализация адвоката (для кого/для чего оказывается услуга) является актуальным требованием общества. При таком многообразии общественных отношений и колоссальной базе правовых актов ошибочно представляться «адвокатом универсального разряда», который может оказать услуги во всех правовых областях.

Также возросло значение следующих элементов деятельности:
– менеджмент качества кабинета, бюро, иного адвокатского образования;

– адвокатская профессиональная этика.

Предприимчивость и оперативность адвоката становятся основными средствами приобретения известности и повышения влияния на юридическом рынке. Современный подход – это регулярное обновление и расширение видов практики и совершенствование в избранной адвокатом специализации.

Продвижение на юридическом рынке
Выделим следующие общепризнанные средства продвижения:
– личная коммуникация;

– прямой маркетинг (рекомендации);

– сотрудничество с коллегами;

– издание и распространение рекламных буклетов, фирменных календарей, использование фирменных сувениров, визитных карточек;

– участие в передачах радио и телевидения.

Рассмотрим иные средства продвижения детально.

Сайт адвоката
Выполняет функции:
– презентационная;

Эффективность использования сайта достигается только при сочетании названных функций.

Основные элементы сайта:
– об адвокате (в том числе, нужны стильные фотографии);

– видео на главной странице. Поговорка гласит – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Основные правила видео: краткость, профессиональность изготовления, четкость и лаконичность;

– привлекательное описание ваших услуг;

Особенное внимание уделяется следующим средствам привлечения посетителей на сайт:
– публикации;

– ссылки на ваш сайт в печатных изданиях и документах;

– размещение информации о сайте в блогах и форумах;

– указание на сайт в подписи электронной почты;

– приоритет сайта в поисковых системах с помощью технических средств.

Интересным решением является создание персональной страницы на сайте адвокатской палаты. Такое средство продвижения можно определить как облегченный вариант сайта адвоката.

Но ошибочно будет ограничиться созданием профиля. Страничка должна динамично развиваться, а профиль – регулярно обновляться. Полезно активно участвовать в форумах, размещать публикации в блогах.

Привлекательной стороной такого инструмента продвижения в социальных сетях являются незначительные расходы или их отсутствие и широкая аудитория.

Адресная рассылка информации
Распространенный инструмент – информационные бюллетени по теме избранной специализации. Но такой инструмент продвижения будет эффективен при умело избранном дизайне, определенной периодичности бюллетеней и верно выбранных адресатах.

Публичная деятельность
Адвокат является носителем идеи права, законности и уважения к чужим правам, поэтому наша профессия неразрывна с активным участием в жизни общества. Такое участие также относится к средствам продвижения на юридическом рынке, в том числе:

– участие адвоката в деятельности общественных и предпринимательских объединений (например, Общественная палата, Торговая палата, Союз промышленников, Общественные советы ведомств);

– членство в различных клубах (например, деловые клубы, творческие клубы, спортивные федерации);

– участие в тематических конференциях и семинарах;

– участие в специализированных юридических и иных выставках (например, отраслевые промышленные выставки).

Персональные публикации
Размещаются бесплатно, как правило, в:
– сетевом дневнике;

– сайтах адвокатской палаты и иных объединений;

– онлайн СМИ, как пример – «Новая адвокатская газета».

Таким образом, достигается широкий охват аудитории и возрастает уровень узнаваемости адвоката.

Клиенты. Сегментирование
Ориентация на клиента – основное правило. Представьте себе, что адвокат приобрел высокую квалификацию в сопровождении процедур приватизации государственных предприятий. Насколько востребована эта специализация сейчас в России? И регулируемые рыночные условия требуют от адвоката своевременно настроить свою деятельность на потребности общества: выражаясь классической формулой успеха: спрос рождает предложение. И в существенной степени эта формула актуальна для применения в адвокатской профессии.

Актуальны и следующие правила сегментирования.

Иерархия приверженности (лестница клиентов) – система распределения имеющихся и потенциальных клиентов по уровню их отношений с адвокатом и анализ происходящих здесь изменений в связи с предпринимаемыми адвокатом усилиями по продвижению своих услуг.

Существующие и потенциальные клиенты могут быть условно распределены в следующем порядке:
– потенциальные клиенты, которые еще не обращались к адвокату;

– новые или случайные клиенты – недавно обратились к адвокату либо обращаются не каждый раз, когда требуется юридическая помощь;

– постоянные клиенты – лица, которые считают адвоката своим партнером и все юридические вопросы решают с его помощью;

– сторонники – постоянные клиенты, которые активно рекламируют и рекомендуют адвоката своим партнерам, родным, знакомым.

Полезно составить структуру клиентов по признаку затрат времени:
1. Категория А – добросовестному плательщику неограниченное доверие и значительное время.

2. Категория Б – плательщики в течение десяти дней.

3. Категория В – новые клиенты и должники.

При коммуникации с клиентом важно обратить внимание на несколько моментов:
– профессиональная аргументация и особая квалификация теряют значение без личного обаяния;

– отсутствие противоречий в аргументации;

– ценности – это брать клиента сноровкой и умением продать потребность в себе;

– правило образа адвоката: всегда учитывать, что самое удивительное и полезное по ходу ведения дела приходит от клиента как стороннего наблюдателя. Установите идеального клиента: ведь 80% прибыли приносят 20% процентов клиентов («Правило Паретто»).

Финансы
Умелое управление заработанными средствами – следующая часть профессиональных навыков адвоката. Структуру заработанных финансовых средств составляют следующие элементы: доходы – расходы – инвестиции.

Выделим следующие правила управления финансами:
– составить финансовый план на три года;

– составить и сохранять структуру доходов/расходов;

– следовать стабильному уровню оборота;

– учитывать расходы и устанавливать их пределы;

– точно знать свою прибыль;

– держать ликвидность своей организации до трех месяцев («Правило Фауста»);

– доход организации должен приносить необходимый минимум, чтобы устранить потерю самоуважения.

Цена и «Правило 69»
Отмечены следующие подходы к формированию гонорарной практики.
1. Максимальные ставки, чтобы подчеркнуть высокий уровень самого адвоката или адвокатской фирмы, в какой он работает. Такое стремление может привести к потере определенных доходов в будущем.

2. Ориентация на среднерыночные цены – определенное сознательное занижение рентабельности на конкретном отрезке времени. Носит условный характер из-за отсутствия котировок ставок адвокатских услуг.

3. Заниженные в сравнении со среднерыночными значениями ставки, однако достаточные, чтобы покрыть стоимость всех ресурсов, затрачиваемых адвокатом на ведение дела и обеспечение минимальной рентабельности. Такая политика в долгосрочной перспективе является самой эффективной, так как выбор среднестатистического клиента определяется как раз этими двумя параметрами – качеством и ценой. При одинаковом качестве предлагаемых услуг в конечном счете выигрывает тот, кто продает их дешевле.

4. Смешанный, гибкий вариант гонорарной политики, позволяющей получать максимально высокие доходы на каждом конкретном периоде времени без риска снижения доходов в будущем.

Также выделим следующие правила:
– кто знает себе цену, тот будет позитивно оценивать свой гонорар;

– факторы оценки гонорара: важность, срочность, полезность;

– повышение цены в области особой специализации или значительного опыта;

– разъяснение структуры цены: издержки по делу, расходы и гонорар адвоката.

И в завершении приведу тезис адвоката Т.Л. Пуховой, так называемое Правило 69:

«В наш век практически никогда нельзя быть уверенным в том, что откровенный разговор не станет потом достоянием гласности. Поэтому учитесь говорить красиво и образно, так чтобы всю глубину вашей речи мог по достоинству оценить именно и только тот, кому она предназначена. Или глубокомысленно молчите».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: