Досудебное производство в уголовном процессе это

Обновлено: 04.05.2024

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного расследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ), а также отраслевые федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором Российской Федерации.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного расследования понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокурор4ов в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполняет иные функции, установленные федеральными законами.

Одним из основных видов деятельности прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В досудебном производстве функцию уголовного преследования прокурор осуществляет путем надзора за уголовным преследованием, осуществляемым дознавателем и следователем.

Прокурор обладает полномочиями надзора за возбуждением уголовного дела, производством следственных действий, применения мер процессуального принуждения, рассмотрения отводов, ходатайств и жалоб, международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.

Кроме того, прокурор проводит проверки по обращениям граждан, поступившим в порядке ст. 123 УПК РФ, отменяет необоснованные и незаконные процессуальные решения, вынесенные следователем и дознавателем, уполномочен требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве предварительного расследования.

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства оканчиваются после принятия решения по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом или обвинительным постановлением, что выражается в утверждении им обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, либо возвращения уголовного дела для дополнительного расследования.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства расследования, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, чтобы действия и решения органов следствия и дознания соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Анализ положений ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что в ней изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, при наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Принимают меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Обеспечивают незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

Осуществляя надзор, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

В случае приостановления предварительного расследования или прекращении уголовного дела копия соответствующего процессуального решения направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности.

Важнейший этап надзорной деятельности – поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения, акта постановления.

Прокурор, прежде чем утвердить указанный процессуальный акт, обязан изучить материалы дела, удостовериться в том, что: уголовное дело возбуждено законно, обоснованно и с соблюдением требований закона; собранные доказательства достаточны, объективно оценены и удовлетворяют требованиям относимости, допустимости, достоверности; выводы следователя, дознавателя соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, квалификация содеянного является правильной, доказательная база является достаточной для рассмотрения дела; в суде разрешены все заявленные по делу ходатайства и жалобы; соблюдены в полном объеме право обвиняемого на защиту и требования о языке судопроизводства; не истек срок расследования и содержания под стражей обвиняемого; приняты меры для обеспечения гражданского иска; с материалами дела ознакомлены все лица, в отношении которых законом это предусмотрено; обвинительное заключение удовлетворяет требованиям уголовно-процессуального закона.

Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его для производства дополнительного расследования, прокурор утверждает обвинительное заключение, акт, постановление и дело направляет в суд.

Согласно положениям уголовно-процессуального законодательства, прокурор вправе не утвердить обвинительное заключение, акт, постановление и вернуть уголовное дело следователю или дознавателю, признав тем самым проведённое по уголовному делу расследование неудовлетворительным.

УПК РФ Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующие значения:

1) алиби - нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте;

2) апелляционная инстанция - суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений;

4) близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;

5) вердикт - решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей;

6) государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) жилище - индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания;

11) задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1) заключение суда - вывод о наличии или об отсутствии в действиях лица, в отношении которого применяется особый порядок производства по уголовному делу, признаков преступления;

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

12) законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) избрание меры пресечения - принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1) имущество - любые вещи, включая наличные денежные средства и документарные ценные бумаги; безналичные денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях; бездокументарные ценные бумаги, права на которые учитываются в реестре владельцев бездокументарных ценных бумаг или депозитарии; имущественные права, включая права требования и исключительные права;

(п. 13.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 190-ФЗ)

14) кассационная инстанция - суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1) контроль телефонных и иных переговоров - прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм;

(п. 14.1 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

15) момент фактического задержания - момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления;

16) надзорная инстанция - Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов;

(п. 16 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) начальник органа дознания - должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель;

(п. 17 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17.1) начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель;

(п. 17.1 введен Федеральным законом от 06.06.2007 N 90-ФЗ)

18) утратил силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

19) неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования;

20) непричастность - неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению преступления;

21) ночное время - промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени;

22) обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом;

23) определение - любое решение, вынесенное коллегиально судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, за исключением приговора и кассационного определения;

(п. 23 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

24) органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;

24.1) получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами - получение сведений о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), номерах абонентов, других данных, позволяющих идентифицировать абонентов, а также сведений о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций;

(п. 24.1 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 143-ФЗ)

25) постановление - любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, вынесенное в ходе досудебного производства, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;

(п. 25 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

26) председательствующий - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично;

27) представление - акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном настоящим Кодексом;

28) приговор - решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции;

29) применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения;

30) присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта;

31) прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;

(п. 31 в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

32) процессуальное действие - следственное, судебное или иное действие, предусмотренное настоящим Кодексом;

33) процессуальное решение - решение, принимаемое судом, прокурором, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания, дознавателем в порядке, установленном настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

34) реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда;

35) реабилитированный - лицо, имеющее в соответствии с настоящим Кодексом право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием;

36) реплика - замечание участника прений сторон относительно сказанного в речах других участников;

36.1) результаты оперативно-розыскной деятельности - сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

(п. 36.1 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

37) родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве;

38) розыскные меры - меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления;

38.1) руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;

(п. 38.1 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

39) утратил силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

40) свидетельский иммунитет - право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

(см. текст в предыдущей редакции)

40.1) следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству;

(п. 40.1 введен Федеральным законом от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

41) следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

(см. текст в предыдущей редакции)

41.1) согласие - разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или разрешение прокурора, начальника органа дознания на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и на принятие ими процессуальных решений;

(п. 41.1 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

42) содержание под стражей - пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

44) специализированное учреждение для несовершеннолетних - специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетних и созданный в соответствии с федеральным законом;

45) стороны - участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;

46) сторона защиты - обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;

47) сторона обвинения - прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;

(см. текст в предыдущей редакции)

48) суд - любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные настоящим Кодексом;

49) судебная экспертиза - экспертиза, производимая в порядке, установленном настоящим Кодексом;

50) судебное заседание - процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу;

51) судебное разбирательство - судебное заседание судов первой, второй, кассационной и надзорной инстанций;

(п. 51 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

52) суд первой инстанции - суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу;

53) суд второй инстанции - суд апелляционной инстанции;

(п. 53 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

53.1) судебное решение - приговор, определение, постановление, вынесенные при производстве по уголовному делу в судах первой и второй инстанций; определение и постановление, вынесенные при производстве по уголовному делу в суде кассационной инстанции; постановление, вынесенное при производстве по уголовному делу в суде надзорной инстанции;

(п. 53.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

53.2) итоговое судебное решение - приговор, иное решение суда, вынесенное в ходе судебного разбирательства, которым уголовное дело разрешается по существу;

(п. 53.2 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

53.3) промежуточное судебное решение - все определения и постановления суда, за исключением итогового судебного решения;

(п. 53.3 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

54) судья - должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие;

55) уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;

56) уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу;

57) уголовный закон - Уголовный кодекс Российской Федерации;

58) участники уголовного судопроизводства - лица, принимающие участие в уголовном процессе;

59) частный обвинитель - потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения;

60) экспертное учреждение - государственное судебно-экспертное или иное учреждение, которому поручено производство судебной экспертизы в порядке, установленном настоящим Кодексом;

61) досудебное соглашение о сотрудничестве - соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения;

(п. 61 введен Федеральным законом от 29.06.2009 N 141-ФЗ)

62) педагог - педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся.

В структуре уголовного процесса выделяют две основные части:

  1. досудебное производство;
  2. судебное производство.

Каждая из них имеет большое значение для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших в результате преступлений, а также для охраны невиновных от необоснованного уголовного преследования.

Главная цель досудебного производства – выявление лица, нарушившего закон, определение его мотива и всех обстоятельств дела. От эффективности и обоснованности деятельности правоохранительных органов на данном этапе уголовного процесса часто зависит судьба конкретного человека.

Досудебное производство в уголовном процессе

Досудебное производство подразделяется на две стадии:

  1. возбуждение уголовного дела;
  2. предварительное расследование.

Содержание досудебного производства составляет основанная на уголовно-процессуальном законе деятельность дознавателя, следователя и прокурора.

Конституция России возлагает на государство обязанность обеспечить признание, соблюдение, защиту прав и свобод человека и гражданина. Работа полиции и прокуратуры гарантирует охрану наиболее важных общественных отношений и ценностей от преступных посягательств.

Деятельность правоохранительных органов имеет следующие особенности:

  1. нацеленность на защиту законных интересов граждан;
  2. правовосстановительный характер и ориентированность на возмещение вреда;
  3. направленность на привлечение преступника к уголовной ответственности;
  4. использование юридических мер воздействия;
  5. осуществление указанной деятельности уполномоченными органами и должностными лицами исключительно в рамках предоставленной им компетенции;
  6. реализация действий и принятие решений в установленном законом порядке с обязательным соблюдением определенных процедур.

Готовые работы на аналогичную тему

Уголовно-процессуальная деятельность следователя и дознавателя не является лишь механическим выполнением разрозненных действий и принятием отдельных решений. Все действия и решения сотрудников правоохранительных структур объединены общей целью – расследованием совершенного преступления.

В ходе досудебного производства должностные лица компетентных органов вступают в правоотношения, как друг с другом, так и с другими участниками уголовного процесса: подозреваемым, свидетелем, защитником. У них также есть свои права и обязанности, установленные законом.


интернет-биржа студенческих работ">

Рисунок 1. Возбуждение уголовного дела. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Возбуждение уголовного дела

Иными словами, как только возникает соответствующий повод, у сотрудников компетентных органов появляется процессуальная обязанность выполнить действия, связанные с разрешением вопроса о возбуждении или отказе от возбуждения уголовного дела.

Непременным условием законности и обоснованности принимаемых решений является строгая регламентация деятельности всех участников уголовного процесса.

  1. прием и регистрация заявления о преступлении;
  2. проверка достоверности поступившей информации;
  3. принятие процессуального решения о возбуждении или об отказе от возбуждения уголовного дела.

Непосредственное назначение рассматриваемой стадии судопроизводства заключается в обнаружении следователем или дознавателем признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Ст. 313 УК РФ подробнее .

Главное значение процессуальной деятельности, связанной с возбуждением уголовного дела, состоит в том, что она служит правовым основанием для всех дальнейших действий и решений, направленных на расследование совершенного преступления и наказание виновных лиц.

Предварительное расследование

Расследование называется предварительным, так как оно предшествует разбирательству конкретного дела в суде. Основу данной стадии уголовного процесса составляет сложный и многообразный комплекс действий и решений следователя или дознавателя.

Структура предварительного расследования включает в себя три этапа:

  1. от возбуждения уголовного дела до привлечения лица в качестве обвиняемого;
  2. от привлечения лица в качестве обвиняемого до принятия решения о прекращении сбора доказательств;
  3. окончание предварительного расследования.

На каждом из вышеназванных этапов перед следователем или дознавателем стоят относительно самостоятельные задачи, решение которых служит непременным условием перехода производства на следующий этап.

Процедура процессуальной деятельности различается в зависимости от того, какое преступление зафиксировано сотрудниками правоохранительных органов. Согласно части 1 статьи 150 УПК РФ, на данной стадии производства по уголовному делу предусмотрено две формы процессуальной деятельности:

Разграничение терминов «Предварительное следствие» и «Дознание» всегда было непростым делом. В соответствии с пунктом 8 статьи 5 УПК РФ, дознание – это форма процессуальной деятельности, осуществляемой по уголовному делу, не требующему производства обязательного предварительного следствия.

Дознание включает в себя следующие действия:

  1. установление признаков преступления;
  2. производство неотложных мероприятий по закреплению следов преступления в рамках возбужденного уголовного дела;
  3. расследование преступления в полном объеме, произведенное дознавателем.

От предварительного следствия дознание отличается тем, что оно осуществляется в более короткие сроки и без составления обвинительного заключения.

Таким образом, на стадии предварительного расследования решаются следующие задачи:

  1. создание необходимых предпосылок для разрешения судом уголовного дела;
  2. самостоятельное разрешение уголовного дела в случае его прекращения.

Следовательно, непосредственным назначением предварительного расследования является установление всех обстоятельств совершенного преступления, а также изобличение виновного лица или лиц.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 22.02.2017

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Каждой стадии судопроизводства свойственны специфические особенности и правила, обязательные для выполнения. Помимо основных этапов уголовного процесса в юридической науке также выделяют исключительные стадии: надзорное производство и возобновление дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

Понятие стадии уголовного процесса

Стадии уголовного судопроизводства – это определенные этапы единого процесса, которые регламентированы уголовно-процессуальным законом и действуют, последовательно сменяя друг друга.

Совокупность всех стадий судопроизводства, связанных между собой общими целями и принципами, образует систему уголовного процесса, который состоит из двух основных частей:

  1. досудебное производство по уголовным делам;
  2. судебное производство по уголовным делам.

Каждая из вышеназванных частей судопроизводства, в свою очередь, делится на определенные стадии, которые чередуются в строгой последовательности. Всем этапам уголовного процесса свойственны следующие признаки:

  1. наличие определенных задач, которые должны решаться в рамках достижения единой цели уголовного судопроизводства;
  2. наличие определенного круга участников уголовного судопроизводства, которые реализуют свои процессуальные полномочия;
  3. специфика уголовно-процессуальных отношений, имеющих место на определенных стадиях уголовного судопроизводства;
  4. наличие итогового решения, принимаемого участниками уголовного судопроизводства и реализуемого в соответствующих процессуальных актах;
  5. специфика процессуальной формы;
  6. наличие тесной взаимосвязи всех стадий уголовного процесса между собой;
  7. достижение определенной истины на каждом из этапов уголовного процесса, за исключением стадии исполнения приговора.

Готовые работы на аналогичную тему

Стадии уголовного судопроизводства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Стадии уголовного судопроизводства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Досудебное производство по уголовным делам

Значение такой важной части уголовного процесса, как досудебное производство, заключается в выявлении лица, виновного в совершении преступления.

Выделяют две стадии досудебного производства по уголовным делам:

  1. возбуждение уголовного дела;
  2. предварительное расследование.

Рассмотрим каждый из вышеназванных этапов уголовного процесса более подробно.

Возбуждение уголовного дела – это стадия, в ходе которой дознаватель или следователь принимает решение о начале производства по конкретному делу при наличии законных поводов и оснований (признаков преступления).

Процессуальный документ, выносимый на данной стадии уголовного процесса, – постановление о возбуждении уголовного дела. Оно служит правовой основой для производства предусмотренных законом процессуальных действий в последующих стадиях уголовного процесса.

Правоохранительные органы получают из различных источников сведения о совершенном общественно опасном деянии, затем они проверяют поступившую информацию и принимают решение о возбуждении уголовного дела, если обнаружились признаки состава преступления, предусмотренного в Уголовном кодексе РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу тема подробнее . При отсутствии таких признаков следователь вправе вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Стадия предварительного расследования начинается только после возбуждения уголовного дела. Ее суть заключается в сборе, проверке и оценке доказательств, устанавливающих обстоятельства преступления, виновность конкретного лица и характеристики его личностных мотивов.

Следователь и дознаватель определяют тип и размер вреда, причиненного преступлением, а также факты, смягчающие или отягчающие вину подозреваемого.

Предварительное расследование в отличие от судебного разбирательства является негласным, тайным. В соответствии со статьей 161 УПК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право. Общая часть подробнее , данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или дознавателя, если это не противоречит интересам компетентных органов и не связано с нарушением прав участников уголовного судопроизводства.

По окончании предварительного расследования дознаватель может вынести в отношении подозреваемого обвинительный акт, а следователь – обвинительное заключение. Данные процессуальные документы утверждаются прокурором, только после этого уголовное дело может быть передано в суд для рассмотрения по существу.

Кроме того, по окончании предварительного расследования может быть вынесено постановление о прекращении уголовного дела, если виновность подозреваемого не нашла подтверждения.

Судебное производство по уголовным делам

Выделяют следующие стадии судебного производства по уголовным делам:

  1. подготовка к судебному заседанию;
  2. производство дела в суде первой инстанции;
  3. производство дела в суде второй инстанции;
  4. исполнение вынесенного приговора.

Каждую из вышеназванных стадий уголовного процесса рассмотрим более подробно.

Во время подготовки к судебному заседанию устанавливается наличие оснований для рассмотрения и разрешения уголовного дела по существу. Это обеспечивает дополнительные гарантии охраны прав и законных интересов обвиняемых лиц и других участников процесса.

При наличии достаточных оснований для рассмотрения уголовного дела суд проводит предварительное слушание и назначает дату разбирательства. На данной стадии процесса судом не решается вопрос о виновности конкретного лица.

Производство в суде первой инстанции – это основной этап уголовного процесса, в ходе которого конкретное дело разрешается по существу. Суд определяет наличие состава преступления в действиях (или бездействии) обвиняемого, степень его виновности и назначает соответствующее уголовное наказание.

Структура судебного разбирательства состоит из следующих этапов:

  1. подготовительная часть судебного заседания, в ходе которой решаются организационные вопросы и рассматриваются ходатайства сторон обвинения и защиты;
  2. судебное следствие, когда исследуются имеющиеся по делу доказательства;
  3. судебные прения, в ходе которых стороны обосновывают свои позиции по делу;
  4. последнее слово подсудимого;
  5. постановление и провозглашение приговора.

Апелляционный порядок обжалования судебных решений является самостоятельной стадией уголовного процесса, когда суд второй инстанции осуществляет пересмотр приговоров и иных решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

Поводами для апелляционного производства является жалобы стороны защиты или представления прокурора. Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения лишь в той части, в которой оно обжаловано. По окончании апелляционного производства либо выносится новый приговор, либо решение суда первой инстанции остается без изменения.

Исполнение приговора – последний этап судопроизводства. После вынесения обвинительного приговора осужденное лицо отправляется к месту отбывания наказания. В случае, когда обвиняемый был оправдан, по закону он имеет право на реабилитацию.

Если в правоохранительные органы поступила новая информация, касающаяся закрытого уголовного дела, способная внести существенные коррективы в определение виновного лица или его мотивов, то производство может быть возобновлено.


В статье анализируется современная конструкция досудебного производства по уголовным делам. Высказано мнение, что в ходе предварительного следствия функция уголовного преследования, подобно эстафете, передается от следователя прокурору в момент утверждения обвинительного заключения. До этого времени прокурор только надзирает за процессуальной деятельностью органа предварительного следствия. Отмечаются недостатки законодательной регламентации порядка производства дознания, высказывается мысль о том, что заключать досудебное соглашение о сотрудничестве должен не прокурор, а следователь (руководитель следственного органа).

И.С. ДИКАРЕВ, кандидат юридических наук, директор Института права Волгоградского государственного университета.

Чтобы объяснить процессуальную конструкцию досудебного производства по уголовным делам, необходимо четко понимать роль, которую законодатель отводит каждому его участнику. В этом отношении наиболее сложным является определение процессуальной функции, осуществляемой на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования прокурором. В отличие от иных участников уголовного процесса, отнесенных законом к стороне обвинения, прокурор осуществляет не только уголовное преследование, но также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Соответственно, встает вопрос о том, как в структуре уголовно-процессуальной деятельности прокурора указанные функции соотносятся между собой?

До недавнего времени участие прокурора в предварительном расследовании выражалось не только в надзоре за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, но также в процессуальном руководстве этой деятельностью, принятии решений и совершении процессуальных действий, непосредственно направленных на изобличение лица в совершении преступления (возбуждение уголовного дела, производство отдельных следственных действий и др.). В таких условиях разграничить полномочия прокурора на надзорные и «обвинительные» было весьма затруднительно. Как писал В.М. Савицкий, любая попытка поставить надзор и руководство предварительным следствием на одну и ту же плоскость, а затем провести грань между ними заранее обречена на неудачу [1] .

Однако в 2007 году в ходе реформы досудебного производства уголовно-процессуальный статус прокурора подвергся существенной трансформации, что было обусловлено стремлением законодателя обеспечить процессуальную самостоятельность сотрудников создаваемого в этот период Следственного комитета при прокуратуре РФ. Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации”» [2] у прокурора были изъяты полномочия, связанные с непосредственным участием в уголовном преследовании на досудебных стадиях уголовного процесса и процессуальным руководством органами предварительного следствия. Конечно, следственная деятельность, лишившись содействия прокуроров, много потеряла. Однако потери эти, во-первых, восполнимы за счет повышения уровня процессуального руководства органами следствия и требовательности к результатам их деятельности, а во-вторых, вполне оправданы тем, что созданы условия для по-настоящему объективного прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиться чего без дистанцирования прокурора от поднадзорной деятельности было бы попросту невозможно.

Нет сомнений в том, что при всей своей значимости процессуальная самостоятельность следователя должна иметь объективные пределы. Ее укрепление, в частности, не должно осуществляться за счет лишения прокурора таких полномочий, без которых он не в состоянии осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. Законодательная регламентация досудебного производства должна обеспечивать баланс гарантий процессуальной самостоятельности органов предварительного следствия, с одной стороны, и полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью этих органов – с другой. Стремясь достичь такого баланса, законодатель неоднократно вносил изменения в ст. 37 УПК РФ, однако и поныне эта статья содержит весьма спорные положения. В частности, не выдерживает критики ч. 2.1 ст. 37 УПК РФ, предусматривающая, что ознакомление прокурора с материалами уголовного дела осуществляется по его письменному мотивированному запросу, об обязательности исполнения которого следственным органом в законе ничего не сказано. Поскольку без доступа к содержащимся в деле процессуальным документам прокурор не в состоянии осуществлять надзор за деятельностью органов предварительного расследования, в законе следует установить не разрешительный (как сейчас), а уведомительный порядок его ознакомления с материалами уголовного дела.

Одним из результатов реформы досудебного производства 2007 года в уголовном процессе стало установление жесткого разделения компетенций между органами предварительного следствия и прокурором:

- возбуждение уголовного дела и производство по нему предварительного расследования отнесено к исключительной компетенции органов предварительного расследования (раньше, напомним, органы предварительного расследования делили эти полномочия с прокурором);

- поддержание государственного обвинения осуществляется исключительно должностными лицами органов прокуратуры (до принятия Федерального закона от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ УПК РФ, как известно, допускал поддержание государственного обвинения в суде также дознавателем и следователем).

Нарушение установленного законом «разделения труда» не допускается даже на этапе рассмотрения прокурором уголовного дела с обвинительным заключением. Именно по этой причине, обнаружив недостатки следственной деятельности, выражающиеся в неверном определении объема обвинения или ошибочной квалификации действий обвиняемого, прокурор не вправе, как прежде, самостоятельно устранить эти ошибки или принять решение о прекращении производства по уголовному делу – он обязан возвратить уголовное дело следователю. Тем самым закон препятствует вмешательству прокурора в предварительное расследование, обеспечивая гарантии реальной процессуальной самостоятельности органов предварительного следствия.

Впрочем, дистанцированность прокурора от уголовного преследования вовсе не означает его безразличия к результатам предварительного расследования. Прокурор заинтересован в том, чтобы предварительное расследование по уголовному делу было проведено качественно и с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона, ведь от этого зависит также и результативность поддержания им государственного обвинения в суде (допущенные органами расследования ошибки и нарушения закона не позволят прокурору добиться привлечения подсудимого к уголовной ответственности). Однако из этого вовсе не следует, что прокурорский надзор производен от уголовного преследования и носит по отношению к нему обеспечительный характер. Прокурорский надзор является прежде всего важным элементом механизма реализации государством конституционно-правовой обязанности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Именно в этом состоит его ключевое назначение в уголовном процессе – сфере государственной деятельности, где риск нарушения прав и свобод человека и гражданина всегда исключительно высок.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в российском уголовном процессе произошло обособление надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия в качестве самостоятельной уголовно-процессуальной функции, осуществляемой прокурором на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования вплоть до утверждения обвинительного заключения. Данный вывод полностью согласуется с ч. 1 ст. 37 УПК РФ, называющей две процессуальные функции прокурора: надзор за процессуальной деятельностью органов расследования и уголовное преследование. Как будет показано далее, указанные функции в рамках производства по уголовному делу осуществляются прокурором последовательно: сначала прокурор надзирает за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, а затем осуществляет уголовное преследование.

Рассматривая уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением, прокурор все еще осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Причем выполнение действий, регламентированных гл. 31 УПК РФ, составляет кульминационный момент в реализации данной процессуальной функции, ведь прокурор проводит тотальную проверку исполнения закона в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования посредством ревизии всех материалов уголовного дела, оценивает доказательства в их совокупности, сопоставляя их с выводами, сформулированными следователем в обвинительном заключении. Соответственно, и принятие на этом этапе прокурором решения о возвращении уголовного дела по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ, является формой реагирования прокурора на выявленные нарушения уголовно-процессуального закона и неправильное применение уголовного закона, в том числе ставшее следствием ошибок в оценке доказательств.

Вместе с тем на этапе выполнения требований гл. 31 УПК РФ прокурор не только проверяет исполнение закона на предшествующих этапах судопроизводства, но и выясняет, имеются ли основания для прокурорского реагирования на нарушение уголовного закона посредством поддержания в суде государственного обвинения [3] . Убедившись в обоснованности выводов следователя о том, что событие преступления имело место в действительности (нарушен уголовный закон), а также в доказанности виновности обвиняемого, правильности всех выводов следствия, прокурор утверждает обвинительное заключение, принимая тем самым на себя функцию уголовного преследования. В этот момент он прекращает реализацию функции надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, поскольку поднадзорная (следственная) деятельность признается завершенной. Принятие прокурором решения об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд (п. 1 ч. 1 ст. 221 УПК РФ) является, таким образом, первым по времени актом осуществления прокурором функции уголовного преследования. В уголовном процессе происходит смена субъекта реализации функции уголовного преследования: место органов предварительного следствия (следователя и дознавателя), осуществлявших данную функцию начиная со стадии возбуждения уголовного дела, занимает прокурор, который в последующем будет осуществлять уголовное преследование посредством поддержания государственного обвинения в суде. Вследствие этого можно говорить о том, что в досудебном производстве уголовное преследование приобрело характер эстафеты: данную процессуальную функцию реализуют, сменяя друг друга, сначала следователь (руководитель следственного органа), а затем прокурор.

Правда, необходимо сделать оговорку о том, что все вышесказанное относится почти исключительно к уголовным делам, расследуемым в форме предварительного следствия. Реформа досудебного производства 2007 года обошла дознание стороной: прокурор сохраняет здесь положение процессуального руководителя, наделенного полномочиями давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, согласовывать ходатайства дознавателя об избрании, отмене и изменении мер пресечения и т.д. Неправильность такого положения, его нелогичность, на наш взгляд, очевидны. Однако законодатель поступить иначе не мог. Оставить дознание без процессуального руководства со стороны прокурора в настоящее время нельзя по целому ряду причин, на которые указывается в юридической литературе: из-за множественности органов дознания; более низкого уровня правовой и уголовно-процессуальной квалификации дознавателей; отсутствия возможности у всех органов дознания иметь отдельные подразделения по производству расследования и обеспечивать квалифицированное процессуальное руководство расследованием и др. [4] Все это не позволяет организовать дознание на тех же началах, что и предварительное следствие. В итоге при производстве дознания происходит смешение процессуальных функций уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. По сути, прокурор продолжает надзирать за процессуальной деятельностью, которой сам же и руководит.

Общим корнем этих проблем является, по нашему мнению, неэффективность реализованной в системе правоохранительных органов идеи структурного отделения подразделений дознания от органов предварительного следствия. Такая организация не только не позволяет законодателю разграничить в дознании функции прокурорского надзора и уголовного преследования, но также препятствует эффективной дифференциации уголовно-процессуальной формы досудебного производства. Так, установленный первоначальной редакцией УПК РФ порядок дознания был действительно упрощенным, однако он не прижился потому, что в случае невозможности применения дознания по конкретному уголовному делу (неочевидный характер преступления, невозможность завершить дознание в 25-дневный срок и др.) это дело приходилось передавать в орган предварительного следствия. Из-за этого возникала проблема неравномерного распределения нагрузки между дознавателями и следователями. Чтобы решить эту проблему, законодатель внес многочисленные изменения в процессуальный порядок производства дознания. Теперь дознаватели имеют возможность самостоятельно заканчивать производство почти по всем возбуждаемым ими уголовным делам, но оборотной стороной этих преобразований стала абсолютная утрата дознанием его упрощенной формы. Дознание усложнилось настолько, что в 2013 году [5] в уголовном процессе появилась его сокращенная форма! На этом основании можно сделать вывод: дифференциация процессуальной формы той или иной деятельности может быть эффективной только при условии, что производство как в ординарной, так и в упрощенной (усложненной) форме осуществляется одним и тем же субъектом [6] .

Сохранение в уголовном процессе сразу трех форм предварительного расследования, из которых только одна (дознание в сокращенной форме) является упрощенной, явно нецелесообразно. Вполне достаточно двух форм расследования: основной – предварительного следствия и дифференцированной – дознания, которому необходимо возвратить упрощенный порядок. Дознание в сокращенной форме, вызванное к жизни чрезмерной сложностью действующего порядка дознания, следует ликвидировать. Однако для реализации этих предложений и дознание, и предварительное следствие должно осуществляться одними и теми же должностными лицами – следователями. В этом случае невозможность применения упрощенной формы (дознания) не будет связываться с необходимостью передачи уголовного дела другому должностному лицу, а тем более в другой орган расследования: тот же следователь будет продолжать расследование, только в иной процессуальной форме. В связи с этим предлагается поставить на повестку дня и обсудить следующие вопросы:

1) о возложении производства как предварительного следствия, так и дознания исключительно на следователей [7] и, соответственно, об исключении дознавателя (а также начальника органа дознания, начальника подразделения дознания) из числа участников уголовного процесса;

2) об объединении подразделений, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания, и следственных органов в укомплектованные только следователями подразделения предварительного расследования соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти);

3) о создании на базе подразделений дознания в федеральных органах исполнительной власти и службах, не имеющих следственных аппаратов (например, в Федеральной службе судебных приставов и др.), укомплектованных только следователями подразделений предварительного расследования либо о ликвидации там подразделений дознания с передачей отнесенных к их подследственности уголовных дел к подследственности следователей других федеральных органов исполнительной власти;

4) о переводе лиц, занимающих в настоящее время должности дознавателей (при условии их соответствия квалификационным требованиям), на должности следователей.

Предлагаемые преобразования позволили бы возвратить дознанию его упрощенную форму и ликвидировать дознание в сокращенной форме, что обеспечило бы в целом более эффективную организацию предварительного расследования и существенную процессуальную экономию, а также дали бы возможность законодателю и при производстве дознания обеспечить отделение прокурорского надзора от функции уголовного преследования.

Непоследовательность законодателя обнаруживается не только в организации дознания, но и в порядке производства предварительного следствия. В частности, изменившаяся в 2007 году роль прокурора в досудебном производстве совершенно не учтена при регламентации порядка заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.

Досудебное соглашение о сотрудничестве - это соглашение между сторонами обвинения и защиты (п. 61 ст. 5 УПК РФ). Но поскольку до утверждения обвинительного заключения прокурор не осуществляет уголовного преследования, стороной обвинения он на этом этапе досудебного производства не является. А раз так, то и в качестве стороны заключаемого на предварительном следствии досудебного соглашения о сотрудничестве прокурор выступать не может. По нашему мнению, досудебное соглашение о сотрудничестве с обвиняемым (подозреваемым) должен заключать не прокурор, а следователь или руководитель следственного органа. Именно органы расследования являются по данному соглашению «выгодоприобретателями», а вовсе не прокурор, функция которого в этот период состоит исключительно в надзоре за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Прокурор может выступать стороной досудебного соглашения о сотрудничестве только после утверждения им обвинительного заключения по данному уголовному делу, когда он становится стороной обвинения и начинает осуществлять уголовное преследование. Наиболее оптимальным представляется вариант, при котором досудебное соглашение о сотрудничестве после утверждения обвинительного заключения и до направления уголовного дела в суд перезаключалось бы прокурором с обвиняемым с учетом сведений о соблюдении последним условий и выполнении обязательств, предусмотренных данным соглашением. В связи с этим порядок заключения досудебного соглашения о сотрудничестве и направления в суд уголовного дела, предусмотренный гл. 40.1 УПК РФ, нуждается, на наш взгляд, в изменении.

Список использованной литературы:

1. Дикарев И.С. Дознание в сокращенной форме: замысел законодателя и практический результат: сб. ст. // Дознание в сокращенной форме: вопросы законодательной регламентации и проблемы правоприменения. Волгоград, 2013. С. 22-34.

2. Лазарева В.А. Прокурор в уголовном процессе: учеб. пособие. М.: Издательство Юрайт, 2011. – 296 с.

3. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. М.: Изд-во «Наука», 1975. – 384 с.

4. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.I. М.: Изд-во «Наука», 1968. – 470 с.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: