Можно ли говорить о продвижении россии в сторону правового государства и правового общества
Обновлено: 25.04.2024
Урок - дебаты. Гражданское общество и правовое государство.
Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других.
Я требую, чтобы оно защищало свобод у - и мою собственную,
и всех окружающих людей.
Карл Поппер.
Обучающие. Организовать деятельность учащихся по усвоению понятий гражданское общество, правовое государство, показать различные взаимосвязи общества и государства.
Развивающие. Способствовать развитию ценностно-смысловых; учебно-познавательных; информационных; коммуникативных; компетенций личностного самосовершенствования.
Воспитывающие. Содействовать воспитанию стремления к общей и правовой культуре, формировать элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества.
Оборудование: Раздаточный материал ( Учебник авторы А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание для 9 класса , карточки с текстами, карточки с заданиями для обсуждения, сигнальные карточки, карточки с домашним заданием, дифференцированного характера).
Помощники –учащиеся 11 класса.(3 человека)
План проведения дебатов:
1. Оргмомент. 1 минута.
3. Определение понятий темы. 2 минуты.
4. Утверждающая сторона. 9 минут.
5. Отрицающая сторона. 9минут.
6. Перекрестные вопросы. 9 минут.
7.Решение судей. 3 минуты
8. Контроль работы учащихся. 3 минуты.
9. Оценивание. 3 минуты.
10. Рефлексия. 3 минуты.
11. Домашнее задание. 2 минуты.
Дебаты – это технология, предложенная социологом Карлом Поппером как программа для подростков, дающая возможность научить их критически мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения.
Подготовка дебатов начинается с формулировки исходного тезиса, который может быть сформулирован как утверждение или как вопрос.
Для определения тезиса можно опросить аудиторию, в которой эта технология будет применена, или тезис предлагает педагог, как, например, в нашем случае, я предлагаю тезис для дебатов: «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества? ».
После определения тезиса, создаются две группы: защитников и противников (не более 4 человек).
Это группа защитников – они справа, это группа противников – они слева. (по три человека в каждой группе).
В группе распределяются роли:
1 спикеры – у этого слова есть разные значения, здесь в значении (оратор) - дают подробное толкование спорного вопроса и заявляют о своей позиции по спорному вопросу;
2 спикеры – проводят различные социальные опросы, исследуют источники и приводят аргументы за или против. От работы этих спикеров зависит успех дебатов: в конце будет проводиться голосование, где учитывается прежде всего убедительность представленных аргументов.
3 спикеры каждой команды готовят итоговое выступление по представленной проблеме.
После того как роли определены, идет сбор информации. (Предлагаю информацию на уроке, из которой учащиеся выбирают аргументы и продумывают композицию ответа. Вторые спикеры получили задание провести социологический опрос. Россия является правовым государством? Что такое гражданское общество?).
Учитель: Ребята, а вы готовите вопросы по теме дебатов, не забывая, что вопрос может быть адресован только спикеру.
Я приглашаю занять свои места председателя (ученик 9 класса Крашенинников Роман), судью (ученица 11 класса Смирнова Елена), команды отрицания и поддержки тезиса, остальных учащихся.
Слово председателю:
- Здравствуйте, господа! Дебаты по теме «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества?» объявляются открытыми. Мы будем придерживаться строгого регламента. Время выступления первых спикеров и 3спикеров – 2 минуты, 2спикеров - 3 минуты. Если зрители хотят задать вопрос, поднимают руку. Спикер может принять вопрос, сказав: «Пожалуйста» и ответить на него или отклонить, сказав: «Спасибо, нет». Каждый участник дебатов может выступить не более одного раза. Вопросы и реплики зрителей до 1 минуты
При выступлении учитывается умение построить сюжет доказательств, подобрать аргументы, отвечать на вопросы зрителей, выразительность и эмоциональность речи. Судья в протокол выставляют баллы согласно критериям.
Прошу судью зачитать критерии оценки.
Построение сюжета доказательств
Выразительность и эмоциональность речи
Раунд перекрестных вопросов
Построение сюжета доказательств
Выразительность и эмоциональность речи
Раунд перекрестных вопросов
Команда, защищающая тезис Команда, опровергающая тезис
Критерии оценки:
Построение сюжета доказательств:
Всего 18 баллов
1.Наблюдается композиционная стройность
тезис, доказательства, вывод
Подбор аргументов:
Аргумент не убеждает
Два аргумента неубедительны
2. Мнения всех заинтересованных в решении проблемы сторон.
Отсутствует мнение одной из заинтересованных сторон
Отсутствует мнение двух и более заинтересованных сторон
Раунд перекрестных вопросов
2. отклонение вопроса
Голосование зрителей
2 балла плюсом за большее количество набр. голосов
Председатель : Слово предоставляется 1 спикеру команды поддержки тезиса.
Как идеал «гражданское общество» олицетворяет идеальное общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, которые активно участвуют в управлении государством, свободно выражают свои мысли, беспрепятственно удовлетворяют разнообразные потребности. Существует многообразие форм собственности. Такое общество ассоциируется с правовым государством,
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 1 спикеру команды противников правового государства.
- господство закона во всех сферах общественной жизни;
-связь государства и его органов через закон;
-судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности;
Характерны ли они для современной России?
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды поддержки тезиса.
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды отрицания.
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды поддержки тезиса, выступающей за то, что можно говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества.
Общество, в котором мы живем, можно считать правовым государством. (следуют аргументы, см. электронные материалы )
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды отрицания тезиса,
Председатель: Спасибо. Есть ли реплики или вопросы у зрителей.
Приступаем к голосованию. Кого убедили аргументы за – просим положить зеленую карточку, кого против – красную.
Председатель: Слово предоставляется судьям.
Судья подводит итоги.
Ответы учащихся.
Контроль знаний учащихся. Выделить признаки правового государства.
Оценивание: самопроверка по образцу.
Выставление оценок в лист контроля.
Понравился ли вам урок?
Что нового из него вы для себя получили?
Домашнее задание:
1. Параграф 6, вопросы 1,2,3 - письменно
2. Параграф 6, задание в рабочей тетради, стр. 24-26.
3. Параграф 6, Эссе «Россия - гражданское общество и правовое государство?»
Клановость
Коррупция,
Повсеместные нарушения конституции,
Повсеместное нарушения экономического, уголовного и гражданского права,
Огромные задержки выплат по решениям Страсбургского суда,
Задержки выплат по зарплатам (в отдельных регионах, на отдельных предприятиях) ,
Повсеместные не выполнения своих должностных полномочий государственными органами власти,
всё это ведёт к росту агрессии, инфляции и социального напряжения в обществе.
Статья 1.
Сильный может всё.
Статья 2.
Закон существует для слабых.
Некая территория. На ней растет трава которую едят овцы.
Люди которые которые пасут овец и овцы дают им все что нужно для жизни (одежду и еду) .
Собаки — которые помогают пасти и охранять овец. Сами питаются овечьим мясом которое им дают люди.
Волки которые едят овец так сказать без позволения человека.
Стадо состоит из овец и баранов (последние намного больше овец и имеют рога) .
Как то в отсутствие хозяев на стадо напали волки. Собаки связали боем часть волков (или разбежались неважно) – и пошла резня. Тут у одного из баранов от вида как убивают его жен и детей поехала крыша (такое не часто но иногда случается) и он забыв о законах той модели реального мира в которой происходит действие (по которому он тупая трусливая еда) разбежался и рогами волку в бок и убил (ранил) одного волка потом второго. В общем, большую часть стада спасли.
Что сделал пастух? Похвалил барана, угостил его зеленым бананом, сделал племенным?
Нет. .
Он его зарезал. Причем не только его, но и все его потомство под корень и закопал.
Хотел все стадо. Но жаба задушила.
Почему?
Все просто.
1. Где гарантия, что завтра когда пастух будет резать овец на шашлык – баран не долбанет его в бок рогами.
2. А если глядя на него другие бараны сообразят – если они могут победить волка то и собак тем более. И как тогда управлять стадом. Пастуху самому, что ли бегать вокруг стадо с посохом.
3. А вдруг бараны решат, что можно уйти в горы и жить свободно.
Что тогда делать. Как в старые времена бегать по горам и (конкурируя с волками) охотиться на них?
4. Зачем уходить в горы – говорят сто лет назад один баран вообще додумался убить всю семью хозяина и остаться жить в этой местности свободно. Он и ему подобные начали других с баранов подбивать на такое же – много тогда народу погибло.
Баран который спас стадо от нападения волков для пастуха опаснее чем волки или бандиты.
Волки покушаются на его овец. А баран в принципе на его права владеть овцами, на право стричь их, есть их, продавать (и вообще бог знает, что может прийти в голову человеку, когда вокруг только волки собаки и бараны) .
Этот баран, покусился на весь образ жизни пастуха.
Россию уже сейчас можно считать правовым государством. В нашей стране хорошо развита законодательная система, в которой закреплены и гарантируются основные права граждан, защищаемые от каких-либо посягательств государственными органами.
Так же, Россия, как правовое государство, имеет три ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Им присущи различные функции (компетенции), они не могут заменять друг друга, их основная задача - это дополнение, содействие другим ветвям власти. Кроме того, сам принцип разделения властей закреплен в статье10 Конституции РФ - главном законе государства, гаранте прав и свобод граждан. Ветви власти самостоятельны и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями.
Принятые федеральные законы, иные подзаконные акты, а также постановления, решения суда и других компетентных органов не должны противоречить Конституции. В этом выражается следующий признак правового государства - верховенство закона.
По моему мнению, государство можно считать правовым только когда оно находится под властью права, то есть право играет в общественной жизни граждан, политике, экономике и других не менее важных сферах общества важную роль, регулирует возникающие в этих областях правоотношения. Правовым, на мой взгляд, является государство, в котором также гарантируются основные права, свободы граждан, в законодательстве которого обозначены границы власти и предел дозволенного.
Поэтому я считаю наше государство правовым. Но сама тема данного эссе подразумевает только процесс формирования правового государства в наше время в РФ. Это значит, что речь идет о том, насколько эффективно российское правовое государство не в законе, а в действии.
Да, Конституция гарантирует основные права граждан. Да, она ограничивает полномочия государственных органов. Но не всегда этого бывает достаточно. Законодательство РФ еще далеко от совершенства. В некоторых законах имеются коллизии, так называемые "пробелы в праве", которые создают сложности в правоприменительной деятельности и которые могут послужить способом обхода закона для преступников.
Когда мы говорим о политиках, должностных лицах, то почему-то не всегда доверяем им свои жизни, свои права, отзываемся о них плохо, порой даже очень негативно. Это связано с тем, что некоторые превышают свои должностные полномочия, халатно относятся к своим обязанностям. Однако, доказать это достаточно проблематично. Отсутствует система мер, которая могла бы быть направлена на наказание таких нарушителей и предупреждение совершения повторных случаев.
Еще множество сфер общественной жизни имеет подобные "несовершенства" в действительности и законы, хоть и призваны регулировать правоотношения в этих сферах, не могут полностью обеспечить безопасность граждан от различных преступлений и гарантировать наказание правонарушителям.
Поэтому, правильно будет отметить, что Россия в законодательстве - это правовое государство, однако в области реализации права имеются сложности и проблемы, правовые коллизии, без устранения которых Россию на данный момент можно считать лишь на пути к формированию правового государства.
Урок - дебаты. Гражданское общество и правовое государство.
Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других.
Я требую, чтобы оно защищало свобод у - и мою собственную,
и всех окружающих людей.
Карл Поппер.
Обучающие. Организовать деятельность учащихся по усвоению понятий гражданское общество, правовое государство, показать различные взаимосвязи общества и государства.
Развивающие. Способствовать развитию ценностно-смысловых; учебно-познавательных; информационных; коммуникативных; компетенций личностного самосовершенствования.
Воспитывающие. Содействовать воспитанию стремления к общей и правовой культуре, формировать элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества.
Оборудование: Раздаточный материал ( Учебник авторы А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание для 9 класса , карточки с текстами, карточки с заданиями для обсуждения, сигнальные карточки, карточки с домашним заданием, дифференцированного характера).
Помощники –учащиеся 11 класса.(3 человека)
План проведения дебатов:
1. Оргмомент. 1 минута.
3. Определение понятий темы. 2 минуты.
4. Утверждающая сторона. 9 минут.
5. Отрицающая сторона. 9минут.
6. Перекрестные вопросы. 9 минут.
7.Решение судей. 3 минуты
8. Контроль работы учащихся. 3 минуты.
9. Оценивание. 3 минуты.
10. Рефлексия. 3 минуты.
11. Домашнее задание. 2 минуты.
Дебаты – это технология, предложенная социологом Карлом Поппером как программа для подростков, дающая возможность научить их критически мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения.
Подготовка дебатов начинается с формулировки исходного тезиса, который может быть сформулирован как утверждение или как вопрос.
Для определения тезиса можно опросить аудиторию, в которой эта технология будет применена, или тезис предлагает педагог, как, например, в нашем случае, я предлагаю тезис для дебатов: «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества? ».
После определения тезиса, создаются две группы: защитников и противников (не более 4 человек).
Это группа защитников – они справа, это группа противников – они слева. (по три человека в каждой группе).
В группе распределяются роли:
1 спикеры – у этого слова есть разные значения, здесь в значении (оратор) - дают подробное толкование спорного вопроса и заявляют о своей позиции по спорному вопросу;
2 спикеры – проводят различные социальные опросы, исследуют источники и приводят аргументы за или против. От работы этих спикеров зависит успех дебатов: в конце будет проводиться голосование, где учитывается прежде всего убедительность представленных аргументов.
3 спикеры каждой команды готовят итоговое выступление по представленной проблеме.
После того как роли определены, идет сбор информации. (Предлагаю информацию на уроке, из которой учащиеся выбирают аргументы и продумывают композицию ответа. Вторые спикеры получили задание провести социологический опрос. Россия является правовым государством? Что такое гражданское общество?).
Учитель: Ребята, а вы готовите вопросы по теме дебатов, не забывая, что вопрос может быть адресован только спикеру.
Я приглашаю занять свои места председателя (ученик 9 класса Крашенинников Роман), судью (ученица 11 класса Смирнова Елена), команды отрицания и поддержки тезиса, остальных учащихся.
Слово председателю:
- Здравствуйте, господа! Дебаты по теме «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества?» объявляются открытыми. Мы будем придерживаться строгого регламента. Время выступления первых спикеров и 3спикеров – 2 минуты, 2спикеров - 3 минуты. Если зрители хотят задать вопрос, поднимают руку. Спикер может принять вопрос, сказав: «Пожалуйста» и ответить на него или отклонить, сказав: «Спасибо, нет». Каждый участник дебатов может выступить не более одного раза. Вопросы и реплики зрителей до 1 минуты
При выступлении учитывается умение построить сюжет доказательств, подобрать аргументы, отвечать на вопросы зрителей, выразительность и эмоциональность речи. Судья в протокол выставляют баллы согласно критериям.
Прошу судью зачитать критерии оценки.
Построение сюжета доказательств
Выразительность и эмоциональность речи
Раунд перекрестных вопросов
Построение сюжета доказательств
Выразительность и эмоциональность речи
Раунд перекрестных вопросов
Команда, защищающая тезис Команда, опровергающая тезис
Критерии оценки:
Построение сюжета доказательств:
Всего 18 баллов
1.Наблюдается композиционная стройность
тезис, доказательства, вывод
Подбор аргументов:
Аргумент не убеждает
Два аргумента неубедительны
2. Мнения всех заинтересованных в решении проблемы сторон.
Отсутствует мнение одной из заинтересованных сторон
Отсутствует мнение двух и более заинтересованных сторон
Раунд перекрестных вопросов
2. отклонение вопроса
Голосование зрителей
2 балла плюсом за большее количество набр. голосов
Председатель : Слово предоставляется 1 спикеру команды поддержки тезиса.
Как идеал «гражданское общество» олицетворяет идеальное общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, которые активно участвуют в управлении государством, свободно выражают свои мысли, беспрепятственно удовлетворяют разнообразные потребности. Существует многообразие форм собственности. Такое общество ассоциируется с правовым государством,
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 1 спикеру команды противников правового государства.
- господство закона во всех сферах общественной жизни;
-связь государства и его органов через закон;
-судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности;
Характерны ли они для современной России?
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды поддержки тезиса.
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды отрицания.
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды поддержки тезиса, выступающей за то, что можно говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества.
Общество, в котором мы живем, можно считать правовым государством. (следуют аргументы, см. электронные материалы )
Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды отрицания тезиса,
Председатель: Спасибо. Есть ли реплики или вопросы у зрителей.
Приступаем к голосованию. Кого убедили аргументы за – просим положить зеленую карточку, кого против – красную.
Председатель: Слово предоставляется судьям.
Судья подводит итоги.
Ответы учащихся.
Контроль знаний учащихся. Выделить признаки правового государства.
Оценивание: самопроверка по образцу.
Выставление оценок в лист контроля.
Понравился ли вам урок?
Что нового из него вы для себя получили?
Домашнее задание:
1. Параграф 6, вопросы 1,2,3 - письменно
2. Параграф 6, задание в рабочей тетради, стр. 24-26.
3. Параграф 6, Эссе «Россия - гражданское общество и правовое государство?»
Статья посвящена исследованию проблем формирования правового государства в России. Рассмотрен вопрос о влиянии государства и личности в правовом государстве, обозначены проблемы, негативно влияющие на формирование в стране основ правового государства. Выявлены основные способы развития правового государства в России.
Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура.
В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством [1, ст. 1].
Правовым государством является результат общества, целью которого является служение интересам общества, защита прав и свобод человека.
Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий.
Актуальность данной темы объясняется тем, что построение правового государства непосредственно затрагивает интересы всех слоев общества, политических партий. Правовое государство является сложным, внутренне противоречивым общественно-политическим явлением, влияющим на судьбы общества, и имеющим многообразие выполняемых задач и функций.
Именно поэтому внимание таких отечественных политологов и правоведов, как Тихомиров Ю. А., Томилина Е. Е., Андронов И. В., Грязнова Т. Е. И др., направлено на проблему анализа концепции правового государства, чтобы выявить те части, использование которых возможно в современной политической реальности.
Проблемы становления правового государства в России во многом связаны с отсутствием достаточного исторического опыта. В начале 90-х годов началось быстрое движение в сторону правового государства, в то время, как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства-практически отсутствовал.
Нерешённым остаётся вопрос, по какому пути развиваться теории правового государства в России. Некоторые склонны полагать, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и опираться на теорию и практику некоторых стран. Другие же, считают это невозможным, так как Россия шла по своему пути, и принципы других стран просто не приживутся в нашем обществе.
Следует отметить, что в нашей стране долгое время использовались практически все способы осуществления социального идеала, кроме собственно-правовых (политические, военные, экономические и т. д.). Тех мероприятий, признаков и черт, которые характерны для правового государства, сейчас крайне недостаточно для российской действительности [2, с. 12].
Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности свободы личности по сравнению с другими ценностями). Но выделяются и характерные для отдельных стран особенности и проблемы построения правового государства.
В странах англо-саксонского права понятие правового государства сводится к государству, создаваемому и подконтрольному гражданскому обществу (его представительному органу). Для России же правовым является государство, которое ограничивает себя законом и гарантирует его верховенство. Это объясняется слабой степенью разработанности теории правового государства, понимания его сущности.
Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства.
При исследовании проблем правового государства необходимо анализировать возникающие вопросы как с позиции нормы права и правового регулирования, так и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу [3, с.3].
Проблемой является повышение качества закона с точки зрения его информационного обеспечения, обоснованность определения правовых целей и средств их достижения, статусов участников, баланса норм материального и процессуального права.
Существует необходимость обращаться к методикам оценки регулирующего правового воздействия, т. е. разработка системы прогнозных правовых показателей и способов оценки рисков, совершенствование механизма экспертной деятельности и порядка планирования законопроектной работы. Нашей стране, где нормы законов постоянно нарушаются, бездействуют, необходимы комплексные подходы к правовому обеспечению государственной деятельности. Огромное значение имеет создание стратегических документов (например: о научных концепциях развития российского законодательства).
Без единого, внутреннего, не противоречащего законодательства, невозможно успешное формирование правового государства, т. к. это приводит к конкуренции федеральных законов и местных законодательных актов, а это является следствием межнациональных конфликтов, имущественным и территориальным спорам.
Одним из главных признаков правового государства является разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Однако, президент не относится ни к одной из указанных ветвей, хотя и является центральным звеном государственной власти. Это приводит к ослаблению каналов взаимодействия ветвей власти между собой, а это, в свою очередь, означает их неизбежное столкновение и противоборство, вопреки общепубличным интересам. Законодательная власть не способна обеспечивать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по реализации федеральных законов.
Следует усилить законодательную власть на всех уровнях и улучшить работу правоохранительных органов. Для устранение такой проблемы, как коррозия свободы слова, манипулирование общественным сознанием, следует ограничить влияние государства на средства массовой информации. Необходимо обеспечить доступность правосудия для всех граждан.
В законах и положениях должны быть четко указаны полномочия публичных, общественных и корпоративных институтов в сфере правотворчества и правоприменения, а также виды и основания ответственности за нарушения обязательств.
Правильное сочетание норм международного и национального права помогает обеспечивать свой суверенитет, а также признает приоритет международно-правовых принципов и норм. Это, в свою очередь, поможет развить сотрудничество со многими странами, открывая путь для активного участия России в делах международных организаций и межгосударственных объединений.
Характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. В реальной жизни ни одно государство не существует без коррупционных проявлений, нарушения конституционных и иных правовых норм, что, несомненно, является значимым отклонением от нормативно-ценностных ориентиров [4, с. 19].
К сожалению, практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципам.
В Законе России необходимо провести преобразования, которые поспособствуют созданию в нашей стране реального правового государства и сильной демократической власти, подчиненной праву. На данный момент закреплённые принципы и нормы носят больше декларативный характер, в то время как идею правового государства должны реализовывать государственные органы и должностные лица именно на практике.
Многие российские учёные среди признаков правового государства выделяют юридическую защиту личности, эффективно действующие правоохранительные органы и соблюдение законности. В России необходимо более жёстко систематизировать законодательство. Вообще, деятельность органов государства часто неэффективна, но следует отметить и позитивные тенденции: правотворчество осуществляется на более демократических основах, меняется судебная система, а также меняется поведение граждан в сторону правомерного. В судебной практике допускаются ошибочные решения и частым является проявлением коррупции, что отрицательно сказывается на эффективности работы судов и на реальном доступе граждан к правосудию [5, с.5]. Необходимо усилить персональную ответственность за нарушения прав граждан, т. к. Основная проблема как раз не в закреплении прав, а в их обеспечении и защиты реализации.
Сейчас в России низкий уровень экономики, что приводит к отставанию от ведущих стран мира. Существует проблема взаимодействия правящей элиты и государственного аппарата. В России слабый уровень среднего класса, а каналы взаимодействие государства и гражданского общества в полной мере не сформированы.
Оформление среднего класса возможно при существовании определённого комплекса факторов: внешнего (стабилизация социально-экономических, политических институтов, а следовательно открытость действий власти) и внутреннего (формирование системы социокультурных ценностей и развитие автономной активности).
Следует преобразовать социально-экономическую и политическую системы (преобразование собственности). Это объясняется тем, что при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, правовое государство невозможно [6, с.29]. Воздействие на экономику со стороны государства должно сводиться лишь к налоговому, кредитно-финансовому регулированию, а также к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности, ведь прямое вмешательство государства в экономику является посягательством на экономическую свободу, и служит тормозом её развития.
Неотъемлемой составной частью политики государства считается реализация социальной программы, которая направлена как на культурное развитие, так и на улучшение экономического положения народа. Таким образом, правовое государство помимо формального определения в своей деятельности правом, должно также выражать нормы социальной справедливости, что является его высшим назначением.
Разнообразные исследования показывают, что несмотря на постоянный рост законов, отношения граждан к праву является пассивным. Это является следствием деформации правосознания. Чтобы изменить данное отношение граждан к государству, необходимо определить типологию правовых статусов граждан, в основе которых находятся публичные и частные интересы, а также социальные роли, которые они играют. Базовым является конституционный статус гражданина, а его содержание составляет признание приоритета прав и свобод человека.
Правосознание российского общества оценивается как невысокое. Право испытывает процесс формирования и содержит множество пробелов и противоречий; используются старые акты; а также право формируется узкой группой людей, которые зачастую лавируют свои интересы.
Для цельного гражданского общества требуется высокий уровень правосознания и правовой культуры. Государство должно предоставлять достойные условия жизни населению, социальные льготы. Это утвердит частное право и последуют налоги государству для тех же социальных льгот, а это поспособствует устойчивости в экономическом секторе страны. Такой признак правового государства, как широкие права и свободы личности, а также взаимность прав и обязанностей гражданина, государства и общества в России соблюдается, но частично. Так, существуют различные пособия, выплаты, но суммы их настолько малы, что существовать на такие деньги в правовом государстве не представляется возможным. Правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека и становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.
Государству также следует уделить внимание коллективным правам (права на национальное самоопределение, определение прав представителей наций) [7, с.30].
Таким образом, для реализации идеи правового государства, т. е. для реализации положений, заложенных в концепции правового государства, должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений. Конституционная модель России остаётся не сформированной до конца, а это говорит о том, что прежде всего следует довести до конца процесс формирования всех конституционных институтов. По сути, России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного принципа правового государства. Государство не может обеспечить в должной мере права и свободы граждан в различных сферах (науки, образования, социального обеспечения).
Путь к правовому государству довольно долгий и не простой, и его построение должно иметь стратегию и тактику. Сейчас нельзя сказать о наличии в полной мере правового государства в России. Правовое государство несомненно имеет свою специфику, но в целом развивается по пути многих стран Запада. Процесс его формирования имеет свой естественный темп, который вряд ли можно ускорить, учитывая то, что Россия в современный период находится в состоянии кризиса, а это только обостряет трудности на пути движения к правовому государству.
И в заключении хочется привести слова Ковалёва С. А.: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти Россия никогда не стане ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятного для каждого рабочим механизмом решения общих задач».
- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. —№ 31. —2014. —Ст.4398.
- Тихомиров Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№ 5. —2011. —Ст.3–10.
- Томилина Е. Е., Кузнецова Ю. А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№ 2–2. —2015. —Ст.3–10.
- Тихомиров Ю. А. Эффективность законодательства в экономической сфере. М.: Волтерс Клувер. —№ 5. —2010. —С. 18–27.
- Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России // Студенческий научный форум. —2012. —С. 5–10.
- Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в Российской юридической науке конца XIX начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». —№ 2 (39). —2014. —С. 18–29.
- Бусурманов Ж. Д. Евразийский союз в контексте прав человека: взгляд из будущего на интеграционный проект // Государственное управление и государственная служба. —№ 3. —2013. —С. 29–32.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Россия, государство, гражданское общество, полная мера, свобода человека, влияние государства, законодательная власть, отношение граждан, правовая культура.
Автор статьи
Читайте также:
- Ходатайство в арбитражный суд о направлении исполнительного листа для исполнения в казначейство
- Что такое лтп у судебных приставов
- Как называется суд в гарри поттере
- Исинбаева назначена судьей конституционного суда это правда
- Органы государственной власти не вправе налагать на юр и физ лиц финансовые обязательства