Можно ли говорить о продвижении россии в сторону правового государства и правового общества

Обновлено: 25.04.2024

Урок - дебаты. Гражданское общество и правовое государство.

Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других.

Я требую, чтобы оно защищало свобод у - и мою собственную,

и всех окружающих людей.

Карл Поппер.

Обучающие. Организовать деятельность учащихся по усвоению понятий гражданское общество, правовое государство, показать различные взаимосвязи общества и государства.

Развивающие. Способствовать развитию ценностно-смысловых; учебно-познавательных; информационных; коммуникативных; компетенций личностного самосовершенствования.

Воспитывающие. Содействовать воспитанию стремления к общей и правовой культуре, формировать элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества.

Оборудование: Раздаточный материал ( Учебник авторы А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание для 9 класса , карточки с текстами, карточки с заданиями для обсуждения, сигнальные карточки, карточки с домашним заданием, дифференцированного характера).

Помощники –учащиеся 11 класса.(3 человека)

План проведения дебатов:

1. Оргмомент. 1 минута.

3. Определение понятий темы. 2 минуты.

4. Утверждающая сторона. 9 минут.

5. Отрицающая сторона. 9минут.

6. Перекрестные вопросы. 9 минут.

7.Решение судей. 3 минуты

8. Контроль работы учащихся. 3 минуты.

9. Оценивание. 3 минуты.

10. Рефлексия. 3 минуты.

11. Домашнее задание. 2 минуты.

Дебаты – это технология, предложенная социологом Карлом Поппером как программа для подростков, дающая возможность научить их критически мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения.

Подготовка дебатов начинается с формулировки исходного тезиса, который может быть сформулирован как утверждение или как вопрос.

Для определения тезиса можно опросить аудиторию, в которой эта технология будет применена, или тезис предлагает педагог, как, например, в нашем случае, я предлагаю тезис для дебатов: «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества? ».

После определения тезиса, создаются две группы: защитников и противников (не более 4 человек).

Это группа защитников – они справа, это группа противников – они слева. (по три человека в каждой группе).

В группе распределяются роли:

1 спикеры – у этого слова есть разные значения, здесь в значении (оратор) - дают подробное толкование спорного вопроса и заявляют о своей позиции по спорному вопросу;

2 спикеры – проводят различные социальные опросы, исследуют источники и приводят аргументы за или против. От работы этих спикеров зависит успех дебатов: в конце будет проводиться голосование, где учитывается прежде всего убедительность представленных аргументов.

3 спикеры каждой команды готовят итоговое выступление по представленной проблеме.

После того как роли определены, идет сбор информации. (Предлагаю информацию на уроке, из которой учащиеся выбирают аргументы и продумывают композицию ответа. Вторые спикеры получили задание провести социологический опрос. Россия является правовым государством? Что такое гражданское общество?).

Учитель: Ребята, а вы готовите вопросы по теме дебатов, не забывая, что вопрос может быть адресован только спикеру.

Я приглашаю занять свои места председателя (ученик 9 класса Крашенинников Роман), судью (ученица 11 класса Смирнова Елена), команды отрицания и поддержки тезиса, остальных учащихся.

Слово председателю:

- Здравствуйте, господа! Дебаты по теме «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества?» объявляются открытыми. Мы будем придерживаться строгого регламента. Время выступления первых спикеров и 3спикеров – 2 минуты, 2спикеров - 3 минуты. Если зрители хотят задать вопрос, поднимают руку. Спикер может принять вопрос, сказав: «Пожалуйста» и ответить на него или отклонить, сказав: «Спасибо, нет». Каждый участник дебатов может выступить не более одного раза. Вопросы и реплики зрителей до 1 минуты

При выступлении учитывается умение построить сюжет доказательств, подобрать аргументы, отвечать на вопросы зрителей, выразительность и эмоциональность речи. Судья в протокол выставляют баллы согласно критериям.

Прошу судью зачитать критерии оценки.

Построение сюжета доказательств

Выразительность и эмоциональность речи

Раунд перекрестных вопросов

Построение сюжета доказательств

Выразительность и эмоциональность речи

Раунд перекрестных вопросов

Команда, защищающая тезис Команда, опровергающая тезис

Критерии оценки:

Построение сюжета доказательств:

Всего 18 баллов

1.Наблюдается композиционная стройность

тезис, доказательства, вывод

Подбор аргументов:

Аргумент не убеждает

Два аргумента неубедительны

2. Мнения всех заинтересованных в решении проблемы сторон.

Отсутствует мнение одной из заинтересованных сторон

Отсутствует мнение двух и более заинтересованных сторон

Раунд перекрестных вопросов

2. отклонение вопроса

Голосование зрителей

2 балла плюсом за большее количество набр. голосов

Председатель : Слово предоставляется 1 спикеру команды поддержки тезиса.

Как идеал «гражданское общество» олицетворяет идеальное общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, которые активно участвуют в управлении государством, свободно выражают свои мысли, беспрепятственно удовлетворяют разнообразные потребности. Существует многообразие форм собственности. Такое общество ассоциируется с правовым государством,

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 1 спикеру команды противников правового государства.

- господство закона во всех сферах общественной жизни;

-связь государства и его органов через закон;

-судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности;

Характерны ли они для современной России?

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды поддержки тезиса.

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды отрицания.

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды поддержки тезиса, выступающей за то, что можно говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества.

Общество, в котором мы живем, можно считать правовым государством. (следуют аргументы, см. электронные материалы )

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды отрицания тезиса,

Председатель: Спасибо. Есть ли реплики или вопросы у зрителей.

Приступаем к голосованию. Кого убедили аргументы за – просим положить зеленую карточку, кого против – красную.

Председатель: Слово предоставляется судьям.

Судья подводит итоги.

Ответы учащихся.

Контроль знаний учащихся. Выделить признаки правового государства.

Оценивание: самопроверка по образцу.

Выставление оценок в лист контроля.

Понравился ли вам урок?

Что нового из него вы для себя получили?

Домашнее задание:

1. Параграф 6, вопросы 1,2,3 - письменно

2. Параграф 6, задание в рабочей тетради, стр. 24-26.

3. Параграф 6, Эссе «Россия - гражданское общество и правовое государство?»

Клановость
Коррупция,
Повсеместные нарушения конституции,
Повсеместное нарушения экономического, уголовного и гражданского права,
Огромные задержки выплат по решениям Страсбургского суда,
Задержки выплат по зарплатам (в отдельных регионах, на отдельных предприятиях) ,
Повсеместные не выполнения своих должностных полномочий государственными органами власти,

всё это ведёт к росту агрессии, инфляции и социального напряжения в обществе.

Статья 1.
Сильный может всё.

Статья 2.
Закон существует для слабых.

Некая территория. На ней растет трава которую едят овцы.
Люди которые которые пасут овец и овцы дают им все что нужно для жизни (одежду и еду) .
Собаки — которые помогают пасти и охранять овец. Сами питаются овечьим мясом которое им дают люди.
Волки которые едят овец так сказать без позволения человека.
Стадо состоит из овец и баранов (последние намного больше овец и имеют рога) .

Как то в отсутствие хозяев на стадо напали волки. Собаки связали боем часть волков (или разбежались неважно) – и пошла резня. Тут у одного из баранов от вида как убивают его жен и детей поехала крыша (такое не часто но иногда случается) и он забыв о законах той модели реального мира в которой происходит действие (по которому он тупая трусливая еда) разбежался и рогами волку в бок и убил (ранил) одного волка потом второго. В общем, большую часть стада спасли.

Что сделал пастух? Похвалил барана, угостил его зеленым бананом, сделал племенным?
Нет. .
Он его зарезал. Причем не только его, но и все его потомство под корень и закопал.
Хотел все стадо. Но жаба задушила.

Почему?
Все просто.

1. Где гарантия, что завтра когда пастух будет резать овец на шашлык – баран не долбанет его в бок рогами.
2. А если глядя на него другие бараны сообразят – если они могут победить волка то и собак тем более. И как тогда управлять стадом. Пастуху самому, что ли бегать вокруг стадо с посохом.
3. А вдруг бараны решат, что можно уйти в горы и жить свободно.
Что тогда делать. Как в старые времена бегать по горам и (конкурируя с волками) охотиться на них?
4. Зачем уходить в горы – говорят сто лет назад один баран вообще додумался убить всю семью хозяина и остаться жить в этой местности свободно. Он и ему подобные начали других с баранов подбивать на такое же – много тогда народу погибло.

Баран который спас стадо от нападения волков для пастуха опаснее чем волки или бандиты.
Волки покушаются на его овец. А баран в принципе на его права владеть овцами, на право стричь их, есть их, продавать (и вообще бог знает, что может прийти в голову человеку, когда вокруг только волки собаки и бараны) .
Этот баран, покусился на весь образ жизни пастуха.

Россию уже сейчас можно считать правовым государством. В нашей стране хорошо развита законодательная система, в которой закреплены и гарантируются основные права граждан, защищаемые от каких-либо посягательств государственными органами.

Так же, Россия, как правовое государство, имеет три ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Им присущи различные функции (компетенции), они не могут заменять друг друга, их основная задача - это дополнение, содействие другим ветвям власти. Кроме того, сам принцип разделения властей закреплен в статье10 Конституции РФ - главном законе государства, гаранте прав и свобод граждан. Ветви власти самостоятельны и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями.

Принятые федеральные законы, иные подзаконные акты, а также постановления, решения суда и других компетентных органов не должны противоречить Конституции. В этом выражается следующий признак правового государства - верховенство закона.

По моему мнению, государство можно считать правовым только когда оно находится под властью права, то есть право играет в общественной жизни граждан, политике, экономике и других не менее важных сферах общества важную роль, регулирует возникающие в этих областях правоотношения. Правовым, на мой взгляд, является государство, в котором также гарантируются основные права, свободы граждан, в законодательстве которого обозначены границы власти и предел дозволенного.

Поэтому я считаю наше государство правовым. Но сама тема данного эссе подразумевает только процесс формирования правового государства в наше время в РФ. Это значит, что речь идет о том, насколько эффективно российское правовое государство не в законе, а в действии.

Да, Конституция гарантирует основные права граждан. Да, она ограничивает полномочия государственных органов. Но не всегда этого бывает достаточно. Законодательство РФ еще далеко от совершенства. В некоторых законах имеются коллизии, так называемые "пробелы в праве", которые создают сложности в правоприменительной деятельности и которые могут послужить способом обхода закона для преступников.

Когда мы говорим о политиках, должностных лицах, то почему-то не всегда доверяем им свои жизни, свои права, отзываемся о них плохо, порой даже очень негативно. Это связано с тем, что некоторые превышают свои должностные полномочия, халатно относятся к своим обязанностям. Однако, доказать это достаточно проблематично. Отсутствует система мер, которая могла бы быть направлена на наказание таких нарушителей и предупреждение совершения повторных случаев.

Еще множество сфер общественной жизни имеет подобные "несовершенства" в действительности и законы, хоть и призваны регулировать правоотношения в этих сферах, не могут полностью обеспечить безопасность граждан от различных преступлений и гарантировать наказание правонарушителям.

Поэтому, правильно будет отметить, что Россия в законодательстве - это правовое государство, однако в области реализации права имеются сложности и проблемы, правовые коллизии, без устранения которых Россию на данный момент можно считать лишь на пути к формированию правового государства.

Урок - дебаты. Гражданское общество и правовое государство.

Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других.

Я требую, чтобы оно защищало свобод у - и мою собственную,

и всех окружающих людей.

Карл Поппер.

Обучающие. Организовать деятельность учащихся по усвоению понятий гражданское общество, правовое государство, показать различные взаимосвязи общества и государства.

Развивающие. Способствовать развитию ценностно-смысловых; учебно-познавательных; информационных; коммуникативных; компетенций личностного самосовершенствования.

Воспитывающие. Содействовать воспитанию стремления к общей и правовой культуре, формировать элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества.

Оборудование: Раздаточный материал ( Учебник авторы А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание для 9 класса , карточки с текстами, карточки с заданиями для обсуждения, сигнальные карточки, карточки с домашним заданием, дифференцированного характера).

Помощники –учащиеся 11 класса.(3 человека)

План проведения дебатов:

1. Оргмомент. 1 минута.

3. Определение понятий темы. 2 минуты.

4. Утверждающая сторона. 9 минут.

5. Отрицающая сторона. 9минут.

6. Перекрестные вопросы. 9 минут.

7.Решение судей. 3 минуты

8. Контроль работы учащихся. 3 минуты.

9. Оценивание. 3 минуты.

10. Рефлексия. 3 минуты.

11. Домашнее задание. 2 минуты.

Дебаты – это технология, предложенная социологом Карлом Поппером как программа для подростков, дающая возможность научить их критически мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения.

Подготовка дебатов начинается с формулировки исходного тезиса, который может быть сформулирован как утверждение или как вопрос.

Для определения тезиса можно опросить аудиторию, в которой эта технология будет применена, или тезис предлагает педагог, как, например, в нашем случае, я предлагаю тезис для дебатов: «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества? ».

После определения тезиса, создаются две группы: защитников и противников (не более 4 человек).

Это группа защитников – они справа, это группа противников – они слева. (по три человека в каждой группе).

В группе распределяются роли:

1 спикеры – у этого слова есть разные значения, здесь в значении (оратор) - дают подробное толкование спорного вопроса и заявляют о своей позиции по спорному вопросу;

2 спикеры – проводят различные социальные опросы, исследуют источники и приводят аргументы за или против. От работы этих спикеров зависит успех дебатов: в конце будет проводиться голосование, где учитывается прежде всего убедительность представленных аргументов.

3 спикеры каждой команды готовят итоговое выступление по представленной проблеме.

После того как роли определены, идет сбор информации. (Предлагаю информацию на уроке, из которой учащиеся выбирают аргументы и продумывают композицию ответа. Вторые спикеры получили задание провести социологический опрос. Россия является правовым государством? Что такое гражданское общество?).

Учитель: Ребята, а вы готовите вопросы по теме дебатов, не забывая, что вопрос может быть адресован только спикеру.

Я приглашаю занять свои места председателя (ученик 9 класса Крашенинников Роман), судью (ученица 11 класса Смирнова Елена), команды отрицания и поддержки тезиса, остальных учащихся.

Слово председателю:

- Здравствуйте, господа! Дебаты по теме «Можно ли говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества?» объявляются открытыми. Мы будем придерживаться строгого регламента. Время выступления первых спикеров и 3спикеров – 2 минуты, 2спикеров - 3 минуты. Если зрители хотят задать вопрос, поднимают руку. Спикер может принять вопрос, сказав: «Пожалуйста» и ответить на него или отклонить, сказав: «Спасибо, нет». Каждый участник дебатов может выступить не более одного раза. Вопросы и реплики зрителей до 1 минуты

При выступлении учитывается умение построить сюжет доказательств, подобрать аргументы, отвечать на вопросы зрителей, выразительность и эмоциональность речи. Судья в протокол выставляют баллы согласно критериям.

Прошу судью зачитать критерии оценки.

Построение сюжета доказательств

Выразительность и эмоциональность речи

Раунд перекрестных вопросов

Построение сюжета доказательств

Выразительность и эмоциональность речи

Раунд перекрестных вопросов

Команда, защищающая тезис Команда, опровергающая тезис

Критерии оценки:

Построение сюжета доказательств:

Всего 18 баллов

1.Наблюдается композиционная стройность

тезис, доказательства, вывод

Подбор аргументов:

Аргумент не убеждает

Два аргумента неубедительны

2. Мнения всех заинтересованных в решении проблемы сторон.

Отсутствует мнение одной из заинтересованных сторон

Отсутствует мнение двух и более заинтересованных сторон

Раунд перекрестных вопросов

2. отклонение вопроса

Голосование зрителей

2 балла плюсом за большее количество набр. голосов

Председатель : Слово предоставляется 1 спикеру команды поддержки тезиса.

Как идеал «гражданское общество» олицетворяет идеальное общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, которые активно участвуют в управлении государством, свободно выражают свои мысли, беспрепятственно удовлетворяют разнообразные потребности. Существует многообразие форм собственности. Такое общество ассоциируется с правовым государством,

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 1 спикеру команды противников правового государства.

- господство закона во всех сферах общественной жизни;

-связь государства и его органов через закон;

-судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности;

Характерны ли они для современной России?

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды поддержки тезиса.

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 2 спикеру команды отрицания.

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды поддержки тезиса, выступающей за то, что можно говорить о продвижении современной России в строну правового государства и гражданского общества.

Общество, в котором мы живем, можно считать правовым государством. (следуют аргументы, см. электронные материалы )

Председатель: Спасибо. Слово предоставляется 3 спикеру команды отрицания тезиса,

Председатель: Спасибо. Есть ли реплики или вопросы у зрителей.

Приступаем к голосованию. Кого убедили аргументы за – просим положить зеленую карточку, кого против – красную.

Председатель: Слово предоставляется судьям.

Судья подводит итоги.

Ответы учащихся.

Контроль знаний учащихся. Выделить признаки правового государства.

Оценивание: самопроверка по образцу.

Выставление оценок в лист контроля.

Понравился ли вам урок?

Что нового из него вы для себя получили?

Домашнее задание:

1. Параграф 6, вопросы 1,2,3 - письменно

2. Параграф 6, задание в рабочей тетради, стр. 24-26.

3. Параграф 6, Эссе «Россия - гражданское общество и правовое государство?»


Статья посвящена исследованию проблем формирования правового государства в России. Рассмотрен вопрос о влиянии государства и личности в правовом государстве, обозначены проблемы, негативно влияющие на формирование в стране основ правового государства. Выявлены основные способы развития правового государства в России.

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и гражданина, демократия, правосознание, правовая культура.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством [1, ст. 1].

Правовым государством является результат общества, целью которого является служение интересам общества, защита прав и свобод человека.

Отличием правового государства является его способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом, с целью защиты прав и свобод личности, а также на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан и на справедливое урегулирование конфликтов и противоречий.

Актуальность данной темы объясняется тем, что построение правового государства непосредственно затрагивает интересы всех слоев общества, политических партий. Правовое государство является сложным, внутренне противоречивым общественно-политическим явлением, влияющим на судьбы общества, и имеющим многообразие выполняемых задач и функций.

Именно поэтому внимание таких отечественных политологов и правоведов, как Тихомиров Ю. А., Томилина Е. Е., Андронов И. В., Грязнова Т. Е. И др., направлено на проблему анализа концепции правового государства, чтобы выявить те части, использование которых возможно в современной политической реальности.

Проблемы становления правового государства в России во многом связаны с отсутствием достаточного исторического опыта. В начале 90-х годов началось быстрое движение в сторону правового государства, в то время, как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства-практически отсутствовал.

Нерешённым остаётся вопрос, по какому пути развиваться теории правового государства в России. Некоторые склонны полагать, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и опираться на теорию и практику некоторых стран. Другие же, считают это невозможным, так как Россия шла по своему пути, и принципы других стран просто не приживутся в нашем обществе.

Следует отметить, что в нашей стране долгое время использовались практически все способы осуществления социального идеала, кроме собственно-правовых (политические, военные, экономические и т. д.). Тех мероприятий, признаков и черт, которые характерны для правового государства, сейчас крайне недостаточно для российской действительности [2, с. 12].

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности свободы личности по сравнению с другими ценностями). Но выделяются и характерные для отдельных стран особенности и проблемы построения правового государства.

В странах англо-саксонского права понятие правового государства сводится к государству, создаваемому и подконтрольному гражданскому обществу (его представительному органу). Для России же правовым является государство, которое ограничивает себя законом и гарантирует его верховенство. Это объясняется слабой степенью разработанности теории правового государства, понимания его сущности.

Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства.

При исследовании проблем правового государства необходимо анализировать возникающие вопросы как с позиции нормы права и правового регулирования, так и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу [3, с.3].

Проблемой является повышение качества закона с точки зрения его информационного обеспечения, обоснованность определения правовых целей и средств их достижения, статусов участников, баланса норм материального и процессуального права.

Существует необходимость обращаться к методикам оценки регулирующего правового воздействия, т. е. разработка системы прогнозных правовых показателей и способов оценки рисков, совершенствование механизма экспертной деятельности и порядка планирования законопроектной работы. Нашей стране, где нормы законов постоянно нарушаются, бездействуют, необходимы комплексные подходы к правовому обеспечению государственной деятельности. Огромное значение имеет создание стратегических документов (например: о научных концепциях развития российского законодательства).

Без единого, внутреннего, не противоречащего законодательства, невозможно успешное формирование правового государства, т. к. это приводит к конкуренции федеральных законов и местных законодательных актов, а это является следствием межнациональных конфликтов, имущественным и территориальным спорам.

Одним из главных признаков правового государства является разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Однако, президент не относится ни к одной из указанных ветвей, хотя и является центральным звеном государственной власти. Это приводит к ослаблению каналов взаимодействия ветвей власти между собой, а это, в свою очередь, означает их неизбежное столкновение и противоборство, вопреки общепубличным интересам. Законодательная власть не способна обеспечивать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по реализации федеральных законов.

Следует усилить законодательную власть на всех уровнях и улучшить работу правоохранительных органов. Для устранение такой проблемы, как коррозия свободы слова, манипулирование общественным сознанием, следует ограничить влияние государства на средства массовой информации. Необходимо обеспечить доступность правосудия для всех граждан.

В законах и положениях должны быть четко указаны полномочия публичных, общественных и корпоративных институтов в сфере правотворчества и правоприменения, а также виды и основания ответственности за нарушения обязательств.

Правильное сочетание норм международного и национального права помогает обеспечивать свой суверенитет, а также признает приоритет международно-правовых принципов и норм. Это, в свою очередь, поможет развить сотрудничество со многими странами, открывая путь для активного участия России в делах международных организаций и межгосударственных объединений.

Характеристика России как правового государства имеет не только конституционный, но и содержательно-целевой смысл. Оно призвано оптимизировать виды деятельности в обществе и условия жизни. В реальной жизни ни одно государство не существует без коррупционных проявлений, нарушения конституционных и иных правовых норм, что, несомненно, является значимым отклонением от нормативно-ценностных ориентиров [4, с. 19].

К сожалению, практика отстает от правовых моделей, и пока институты, чиновники и все граждане не освоят их в полной мере, государство не сможет быть признано правовым и фактически адекватным его принципам.

В Законе России необходимо провести преобразования, которые поспособствуют созданию в нашей стране реального правового государства и сильной демократической власти, подчиненной праву. На данный момент закреплённые принципы и нормы носят больше декларативный характер, в то время как идею правового государства должны реализовывать государственные органы и должностные лица именно на практике.

Многие российские учёные среди признаков правового государства выделяют юридическую защиту личности, эффективно действующие правоохранительные органы и соблюдение законности. В России необходимо более жёстко систематизировать законодательство. Вообще, деятельность органов государства часто неэффективна, но следует отметить и позитивные тенденции: правотворчество осуществляется на более демократических основах, меняется судебная система, а также меняется поведение граждан в сторону правомерного. В судебной практике допускаются ошибочные решения и частым является проявлением коррупции, что отрицательно сказывается на эффективности работы судов и на реальном доступе граждан к правосудию [5, с.5]. Необходимо усилить персональную ответственность за нарушения прав граждан, т. к. Основная проблема как раз не в закреплении прав, а в их обеспечении и защиты реализации.

Сейчас в России низкий уровень экономики, что приводит к отставанию от ведущих стран мира. Существует проблема взаимодействия правящей элиты и государственного аппарата. В России слабый уровень среднего класса, а каналы взаимодействие государства и гражданского общества в полной мере не сформированы.

Оформление среднего класса возможно при существовании определённого комплекса факторов: внешнего (стабилизация социально-экономических, политических институтов, а следовательно открытость действий власти) и внутреннего (формирование системы социокультурных ценностей и развитие автономной активности).

Следует преобразовать социально-экономическую и политическую системы (преобразование собственности). Это объясняется тем, что при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, правовое государство невозможно [6, с.29]. Воздействие на экономику со стороны государства должно сводиться лишь к налоговому, кредитно-финансовому регулированию, а также к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности, ведь прямое вмешательство государства в экономику является посягательством на экономическую свободу, и служит тормозом её развития.

Неотъемлемой составной частью политики государства считается реализация социальной программы, которая направлена как на культурное развитие, так и на улучшение экономического положения народа. Таким образом, правовое государство помимо формального определения в своей деятельности правом, должно также выражать нормы социальной справедливости, что является его высшим назначением.

Разнообразные исследования показывают, что несмотря на постоянный рост законов, отношения граждан к праву является пассивным. Это является следствием деформации правосознания. Чтобы изменить данное отношение граждан к государству, необходимо определить типологию правовых статусов граждан, в основе которых находятся публичные и частные интересы, а также социальные роли, которые они играют. Базовым является конституционный статус гражданина, а его содержание составляет признание приоритета прав и свобод человека.

Правосознание российского общества оценивается как невысокое. Право испытывает процесс формирования и содержит множество пробелов и противоречий; используются старые акты; а также право формируется узкой группой людей, которые зачастую лавируют свои интересы.

Для цельного гражданского общества требуется высокий уровень правосознания и правовой культуры. Государство должно предоставлять достойные условия жизни населению, социальные льготы. Это утвердит частное право и последуют налоги государству для тех же социальных льгот, а это поспособствует устойчивости в экономическом секторе страны. Такой признак правового государства, как широкие права и свободы личности, а также взаимность прав и обязанностей гражданина, государства и общества в России соблюдается, но частично. Так, существуют различные пособия, выплаты, но суммы их настолько малы, что существовать на такие деньги в правовом государстве не представляется возможным. Правовое государство предусматривает высокий уровень жизни человека и становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.

Государству также следует уделить внимание коллективным правам (права на национальное самоопределение, определение прав представителей наций) [7, с.30].

Таким образом, для реализации идеи правового государства, т. е. для реализации положений, заложенных в концепции правового государства, должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений. Конституционная модель России остаётся не сформированной до конца, а это говорит о том, что прежде всего следует довести до конца процесс формирования всех конституционных институтов. По сути, России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного принципа правового государства. Государство не может обеспечить в должной мере права и свободы граждан в различных сферах (науки, образования, социального обеспечения).

Путь к правовому государству довольно долгий и не простой, и его построение должно иметь стратегию и тактику. Сейчас нельзя сказать о наличии в полной мере правового государства в России. Правовое государство несомненно имеет свою специфику, но в целом развивается по пути многих стран Запада. Процесс его формирования имеет свой естественный темп, который вряд ли можно ускорить, учитывая то, что Россия в современный период находится в состоянии кризиса, а это только обостряет трудности на пути движения к правовому государству.

И в заключении хочется привести слова Ковалёва С. А.: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти Россия никогда не стане ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятного для каждого рабочим механизмом решения общих задач».

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. —№ 31. —2014. —Ст.4398.
  2. Тихомиров Ю. А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование—№ 5. —2011. —Ст.3–10.
  3. Томилина Е. Е., Кузнецова Ю. А. Актуальные проблемы правового государства на современном этапе развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. —№ 2–2. —2015. —Ст.3–10.
  4. Тихомиров Ю. А. Эффективность законодательства в экономической сфере. М.: Волтерс Клувер. —№ 5. —2010. —С. 18–27.
  5. Ерофеева К. В., Воронова Т. А. Проблемы формирования правового государства в современной России // Студенческий научный форум. —2012. —С. 5–10.
  6. Грязнова Т. Е. Проблема соотношения конституционного и правового государства в Российской юридической науке конца XIX начала XX в. // Вестник Омского университета. Серия «Право». —№ 2 (39). —2014. —С. 18–29.
  7. Бусурманов Ж. Д. Евразийский союз в контексте прав человека: взгляд из будущего на интеграционный проект // Государственное управление и государственная служба. —№ 3. —2013. —С. 29–32.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Россия, государство, гражданское общество, полная мера, свобода человека, влияние государства, законодательная власть, отношение граждан, правовая культура.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: