Досудебная претензия по утс как правильно

Обновлено: 05.05.2024

Если страховая требует возмещения убытков пострадавшей стороны, первое, что потребуется сделать, – обратиться к хорошему юристу. Размеры убытка могут быть очень большими, поэтому важно детально рассмотреть ситуацию и найти компромиссные пути решения. Только опытный юрист, который разбирается в области страхования, может оказать нужную помощь

Что такое суброгация?

Суброгация – законное право страховщика, по которому он может потребовать у лица, нанесшего ущерб, возместить его своему страхователю. Процедура регулируется исключительно законом, она возможна только при имущественном страховании, может проводиться исключительно после полной выплаты убытка застрахованному лицу. При этом сумма не должна превышать ту, которая была выплачена. Если страховая компания подала в суд, но не было определено, кто из сторон виновен, – это незаконно.

Что делать, если СК требует компенсации убытков?

Первое, что нужно сделать при получении претензии, – проверить, не истек ли срок давности дела (три года). Если действующий период закончился, любые требования можно игнорировать. Когда страховая прислала претензию, которая еще действительна, оставлять без внимания ситуацию нельзя, но и сразу соглашаться со всеми требованиями страховщика не стоит. Как правило, в документе указана только сумма потерь, которую следует возместить лицу, считающемуся виновником происшествия. Чтобы начать спор, СК обязана предоставить конкретную документацию:

  • подтверждающую вину в причиненном убытке, она должна иметь силу по решению судебных органов;
  • подтверждающую право страховщика на суброгацию;
  • размер убытка, который определен по результатам экспертной оценки.

Если такие документы отсутствуют, можно писать ответ о несогласии с претензией. Необходимо досконально изучить документы, на основании которых требуют возместить ущерб. Весь перечень выполненных мероприятий должен соответствовать отметкам в справке ГИБДД, если дело касается ремонта авто. Если страхование относится к другому виду имущества, необходимы заключения экспертов.

В том случае, если ответчик отсутствовал при проведении экспертизы, вполне возможно, что были выполнены лишние дополнительные работы. Все эти моменты нужно учитывать. В таком случае можно потребовать перерасчет суммы.

Мало кто из водителей знает, что делать, если их не устраивает страховая выплата, на которую они имеют право в связи с получением ущерба в ДТП. Многие думают, что нужно обращаться в прокуратуру или полицию. Но это совсем не так.

  1. Что такое досудебная претензия в страховую по ОСАГО
  2. Составление досудебной претензии в страховую по ОСАГО
  3. Содержание Досудебной претензии в страховую по ОСАГО
  4. Какие документы необходимо приложить к досудебной претензии в страховую по ОСАГО
  5. Срок рассмотрения досудебной претензии в страховую по ОСАГО
  6. Основания для отказа на досудебную претензию в страховую по ОСАГО

Закон устанавливает, что направление претензии обеспечивает обязательный досудебный порядок решения спора. Если он был соблюден, но спор в итоге все равно не разрешился, то можно готовить документы в суд.

Существуют определенные правила составления претензии, которым нужно следовать. Процедура направления претензии также имеет свои особенности.

Перед тем как приступить к составлению претензии нужно узнать больше о том, что это за документ и каким образом его можно грамотно подготовить. Иметь в распоряжении образец, скаченный из Интернета, будет недостаточно, так как каждый страховой случай имеет свои уникальные черты, которые нужно будет учитывать.

Что такое досудебная претензия в страховую по ОСАГО

Претензия в данном случае – это письменное обращение страхователя к страховщику, в котором он указывает свое несогласие с принятым решением по ОСАГО и выплата, назначенная страховой компанией, его не устраивает. В этом обращении страхователь обязательно указывает требование о том, какую сумму он считает справедливой.

Письменное обращение передается в офис страховщика нарочным или по почте. Факт получения претензии должен быть удостоверен отметкой о принятии или почтовым уведомлением о доставке.

Впоследствии один из этих документом является в суде доказательством направления претензии.

Составление досудебной претензии в страховую по ОСАГО

Составление досудебной претензии – задача не из самых легких. Необходимо стараться сформулировать ее таким образом, чтобы у страховщика не было серьезных аргументов для возражений.

Тогда не будет необходимости обращаться в суд. Страховщик, который поймет, что закон на стороне страхователя вряд ли захочет нести еще и судебные издержки и возмещать расходы истца на услуги представителя.

Составить претензию может и сам потерпевший, изучив соответствующую юридическую практику и законодательство. Если до конца нет уверенности в своих силах и способностях можно доверить подготовку текста претензии опытному юристу.

Содержание Досудебной претензии в страховую по ОСАГО

Нельзя писать в претензии произвольный текст. Она должна иметь свою структуру и грамотное содержание. И оформить ее следует в соответствии с правилами делопроизводства.

В верхнем правом углу указывается Ф.И.О. отправителя, его адрес и контактный телефон.

После этих реквизитов посередине пишется слово «претензия».

Вначале пострадавший описывает обстоятельства случившегося. При этом указывает только то, что относится к делу. В конце претензии он заявляет свои требования и аргументирует их положениями нормативных документов.

После текста указывается перечень приложенных документов, количество экземпляров и страниц каждого.

Претензия подписывается, ставится дата.

Какие документы необходимо приложить к досудебной претензии в страховую по ОСАГО

  1. Ксерокопия паспорта заявителя.
  2. Водительское удостоверение и копия действующего полиса автострахования.
  3. Документы из ГАИ: справка о ДТП и протокол об административном правонарушении. Если не выдали в день ДТП, то можно получить их позже в отделении ГИБДД. Также не страшно их потерять. Дубликаты выдаются бесплатно.
  4. Отчет о независимой оценке транспортного средства. Только имея этот документ можно требовать другой суммы возмещения.
  5. Квитанции об оплате услуг оценщика. В случае победы в суде или положительного решения по претензии расходы на оценку компенсируются.
  6. Банковские реквизиты. Возмещение по ОСАГО выплачивается только безналичным способом.

Срок рассмотрения досудебной претензии в страховую по ОСАГО

Если страховая компания согласна с претензией, практически сразу она производит выплату. Ну и примерно 2-3 дня сверх этого может уйти на саму процедуру перечисления денежных средств.

Основания для отказа на досудебную претензию в страховую по ОСАГО

Существует всего несколько главных причин, по которым страховые компании отказывают в положительном ответе на претензию.

Досудебная претензия в страховую компанию КАСКО и ОСАГО – как и когда составлять

Страховые компании стремятся максимально снизить расходы на возмещение ущерба. И иногда у них это получается. Но если вы все-таки заметили, что вас обманули, либо если страховая компания нагло не выполняет взятые на себя обязательства – стоит заняться решением этого вопроса. И для этого необходимо составить досудебную претензию. С ее помощью можно быстро и без лишних проблем разрешить конфликт и получить причитающееся. И мы расскажем, что именно для этого нужно сделать и когда надо отправлять претензию. Материал актуален как для владельцев полисов КАСКО, так и ОСАГО.

Зачем нужна досудебная претензия

Досудебная претензия – это письмо-требование, содержащее в себе определенные требования клиента, касающиеся выполнения страховой компанией взятых на себя обязательств по возмещению. Создание такого документа – хороший способ урегулировать конфликт с компанией и получить причитающиеся деньги.

Как понятно из названия, это претензия, которая составляется клиентом и отправляется непосредственно в фирму до суда. По ней страховая компания может еще раз проанализировать ситуацию и изменить решение в выгодную для заявителя сторону (если он, конечно, имеет право требовать что-либо).

А почему нельзя сразу в суд?

Отсутствие досудебной претензии не позволяет сразу же обращаться в суд по ОСАГО. Это регулируется ФЗ «Об ОСАГО». Требование существует с 2014 года и запрещает судиться, не попытавшись урегулировать конфликт мирным путем.

Важно! КАСКО обязательное досудебное урегулирование не касается. Можно хоть сразу подавать в суд.

Подобный запрет выгоден всем сторонам спора. Страховая компания облегчит себе участь, если добровольно выполнит требования заявителя. Тот в свою очередь при составлении досудебной претензии может рассчитывать на следующие плюсы, даже если требования не будут удовлетворены:

Именно поэтому стоит попытаться стребовать со страховой компании свои деньги в досудебном порядке, даже если это не необходимость по закону. Кроме того, урегулирование до подачи иска намного эффективнее – обычно страховщики стараются не судиться и возмещать все сразу же. Потому что им невыгодно портить себе статистику. Лишь в редких случаях компании не согласны с требованиями клиентов и готовы идти в суд.

Когда нужно составлять досудебную претензию

Подобный документ позволяет получить возмещение за ненадлежащую работу страховой компании. Но составлять ее стоит только в случае конкретных нарушений правил и договоров фирмой. Абстрактные и бездоказательные претензии удовлетворяться не будут. Лучше всего они работают в определенных ситуациях, в которых вина страховой фирмы явно прослеживается. То есть в следующих ситуациях:

Необходимо подавать досудебную претензию после истечения 20-дневного срока, в который страховая компания должна была выплатить и не выплатила возмещение. Если же был получен отказ или неполное возмещение, то подавать претензию можно сразу.

Срок давности, в течение которого можно подавать претензию после случившегося – 2 года. Собственно, как и любой срок исковой давности. Но лучше сразу же заняться сбором документов и поиском независимого эксперта. И после получения заключения от него начинать составление досудебной претензии.

Как правильно составить досудебную претензию

Каждая страховая компания прописывает в договоре собственный порядок составления досудебной претензии. Так что важно поинтересоваться этой информацией перед тем, как заниматься этим документом. В противном случае страховщик может отказаться от удовлетворения требований, поскольку они не соответствуют правилам.

Но помимо прописанных в договоре условий важно указать всю необходимую информацию и правильно заполнить претензию. В противном случае она может не сработать, и все равно придется идти в суд.

скачать файл в формате PDF
«Образец досудебной претензии на страховую компанию по КАСКО или ОСАГО»
Образец вы можете скачать с нашего сайте. Скачивание начнётся моментально.
скачать файл в формате WORD
«Шаблон досудебной претензии на страховую компанию по КАСКО или ОСАГО»
Вам останется только заполнить свои данные и всё. Скачивание начнётся моментально.

Что в ней должно быть

Досудебная претензия должна быть максимально содержательной. Чем больше в ней будет фактов и подтверждений для них – тем выше шанс, что страховая компания удовлетворит требования и выдаст все, что обязана. Обозначим главное, что необходимо указывать в обязательном порядке:

  1. Контактные данные лица, которому предназначается претензия. Лучше всего составлять ее на имя директора страховой компании – он, как ответственное лицо, не сможет ее «потерять» или проигнорировать.
  2. Контактные данные страхователя и его паспортные данные, а также информация о страховом полисе.
  3. Время и место наступления страхового случая, а также все относящиеся к нему факты и документы (например, показания свидетелей, протокол и постановление ГИБДД, справка о происшествии, номерные знаки всех пострадавших автомобилей и так далее). Чем больше фактов – тем лучше.
  4. Дата и время обращения в страховую компанию по причине наступления страхового случая.
  5. Список предоставленных страховщику бумаг о происшествии и автомобиле.
  6. Подробное описание действий страховой компании – в частности, реакции на страховой случай.
  7. Причина, по которой составлена претензия. Важно указать, какие именно обязательства были нарушены страховщиком.
  8. Список требований. Подробное описание того, что именно должна сделать страховая компания. Важно также указать требование неустойки, если страховой компанией были нарушены соответствующие условия.
  9. Срок, в который страховая компания обязана выполнить требования (10 дней).
  10. Ссылки на законы, которые были нарушены. Важно ссылаться на действующие нормы и законы при составлении претензии, чтобы подчеркнуть законность своих требований.
  11. Отдельно необходимо подчеркнуть, что в случае отказа либо неполного удовлетворения требований клиент вынужден будет обратиться в следующие учреждения: суд, Российский союз автостраховщиков, Центральный банк РФ. И уточнить, что к сумме требований добавятся все соответствующие издержки.
  12. Перечень документов, которые прилагаются к претензии. Сюда необходимо включить независимые экспертизы, справки и чеки о расходах, постановления, акты и вообще все бумаги, которые как-то относятся к делу.
  13. Дата составления претензии.
  14. Заверение досудебной претензии самим заявителем.

Какие документы необходимы

К досудебной претензии придется приложить пакет документов, которые отображают права клиента что-либо требовать от страховой компании. В этот пакет входят:

  1. Копия паспорта заявителя. Вместо него можно использовать и другой документ, подтверждающий личность.
  2. Документы на пострадавшее имущество (автомобиль), подтверждающие право собственности на него.
  3. Справка из ГИБДД о том, что произошло ДТП.
  4. Протокол либо постановление о возбуждении дела об административном нарушении или решение, отказывающее в этом.
  5. Копия страхового полиса и чеки об его полной оплате.
  6. Копия заключения независимой экспертизы повреждений.
  7. Реквизиты, куда высылать возмещение либо задержанную выплату.
  8. Справку о нанесении вреда здоровью (если есть).
  9. Все чеки и квитанции о расходах, в том числе и дополнительных (например, за услуги эвакуатора или за лечение).

Все эти документы также нужно откопировать в количестве 4-5 копий и оставить у себя на случай, если придется жаловаться в иные инстанции.

Куда ее направлять

После написания необходимо доставить претензию в страховую компанию. Для этого можно воспользоваться почтой, отправив документы заказным письмом с уведомлением о доставке. Желательно сделать опись вложения, где перечислить все прилагаемые документы (это защитит от того, что какая-то важная бумага внезапно «потеряется»). В момент получения письма страховой компанией заявителю придет оповещение. И с этого момента начнет отсчитываться срок рассмотрения претензии.

Если нет желания связываться с почтой, то допустимо передать пакет с претензией лично. И это даже более предпочтительно – в таком случае можно получить пометку, что документы были приняты (печать и подпись принимавшего работника). И тогда срок рассмотрения начнется сразу же. Удобно, что не нужно будет дожидаться доставки письма – так дело пойдет быстрее.

Сколько ждать ответа

Согласно ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с рядом поправок от 1.09.2014, срок рассмотрения полученной претензии – 10 рабочих дней. В счет не идут праздничные дни, и это необходимо учитывать. Если страховая компания не соизволила ответить за указанное время, то можно смело подавать на нее иск в суд. Аналогично в ситуации, когда пришел отказ в удовлетворении предъявленных требований.

Важно! По КАСКО конкретных сроков рассмотрения претензии в Федеральном Законе нет. Для этого есть условия страхового полиса, правилами страхования компании и Гражданский кодекс. Так что стоит уточнить время отдельно.

Что делать, если претензия не помогла

В случае пропуска сроков со стороны страховой компании или отказа в возмещении ущерба по досудебной претензии заявитель вправе подавать иск в суд. В таком случае к нему придется приложить отказ или документ, подтверждающий, что сроки на рассмотрение уже вышли. Иск необходимо составить в трех экземплярах: для себя, суда и страховой компании.

Можно добавить в размер требуемой компенсации ещё и неустойку в размере 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки ответа.

По договору комплексного добровольного страхования автотранспортного средства № 1627RVO000171 от 02.03.2016 г. я застраховал автомобиль, государственный регистрационный знак НОМЕР1, принадлежащий мне на праве собственности, в страховой компании .

27 января 2017 г. я обратился в Вашу страховую компанию с заявлением о наступлении страхового случая и оплате ремонта на СТОА по направлению страховщика, предоставив полный комплект необходимых документов.

Страховая сумма (лимит выплаты) в отношении транспортного средства установлена в размере 712 215 рублей по страховым рискам КАСКО — хищение, ущерб (уничтожение и повреждение).

03.02.2017 г. специалисты Регионального Агентства независимой экспертизы осмотрели автомобиль, составили акт осмотра.

07.02.2017 г. было выдано направление на ремонт № 4153321/5279894, где указаны объекты ремонта: панель крыши, крыло переднее правое, стекло ветровое правое, обивка крыши, дверь передняя правая, бампер передний, ДВС.

Ремонт был выполнен не в полном объеме по причине несогласования страховой компанией части ремонтных работ.

11.10.2017 г. я подал заявление с просьбой разобраться с качеством и объемом выполненных работ на станции ООО “СтоАвто”.

11.10.2017 г., 16.10.2017 г. специалисты Регионального Агентства независимой экспертизы осмотрели автомобиль, составили акт осмотра.

После произведенного ремонта устранены не все повреждения автомобиля, полученные в ходе ДТП.

26.02.2018 г. я обратился ООО “Агентстсво оценки “Гранд Инстейт” для оценки стоимости поврежденных деталей и необходимых работ по восстановлению автомобиля в части не довыполненного ремонта.

Согласно расчетам ООО “Агентство оценки “Гранд Инстейт” расчетная стоимость восстановительного ремонта в невыполненной части составляет 148 352 (сто сорок восемь тысяч три пятьдесят два) рубля 00 копеек, размер затрат на проведение восстановительного ремонта с учетом износа (восстановительные расходы) составляет 139 352 ( сто тридцать девять три пятьдесят два) рубля 00 копеек.

Согласно п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В соответствии с п. 9.2.2. Правил добровольного комплексного страхования автотранспортных средств, утвержденных Приказом Генерального директора от 24.11.2014 г. № 228, размер страховой выплаты включает: расходы на восстановительный ремонт застрахованного ТС, необходимые для устранения повреждений ТС, полученных в результате страхового случая.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Обязательства сторон должны исполняться в соответствии с условиями договора, не допускается произвольное неисполнение обязательств.

Учитывая вышеизложенное, прошу Вас в течении 10 (десяти) дней с момента получения настоящей претензии перечислить на мой счет сумму стоимости восстановительного ремонта 148 352 (сто сорок восемь тысяч три пятьдесят два) рубля 00 копеек , что позволит избежать судебного разбирательства и связанных с ним потерь времени и дополнительных издержек.

В случае отказа в выплате для восстановительного ремонта автомобиля или отсутствия ответа в установленный срок я буду вынужден обратиться в суд за защитой своих прав, с отнесением на счет Вашей страховой компании всех судебных издержек, а также неустоек и штрафов, предусмотренных действующим законодательством РФ.

После обращения страхователей и потерпевших с заявлениями о возмещении убытков или выплате страхового возмещения страховщики зачастую не исполняют эти требования в полном объеме.

Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО

Если между заявителем и страховой компанией появляются разногласия из-за размера страховой выплаты или отказа в ней, заявителю следует обратиться к страховщику с досудебной претензией.

Досудебная претензия в страховую компанию по ОСАГО составляется в следующих случаях:

  • страховщик отказал в выплате страхового возмещения;
  • заявитель не согласен с размером произведенной страховой выплаты;
  • страховщик нарушил сроки выплаты;
  • восстановительный ремонт ТС, организованный страховщиком, произведен некачественно.

Подача претензии страховщику необходима для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Согласно ч. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об ОСАГО» для споров о выплатах по договору ОСАГО законом предусмотрен досудебный порядок. Если этот порядок не будет соблюден, суд вернет исковое заявление о взыскании страхового возмещения на основании ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.

Как правильно составить

По общим правилам претензия составляется в письменном виде. Претензию нужно написать таким образом, чтобы страховщик мог идентифицировать обращение и установить связь, к какому заявлению относится эта претензия. Если первоначальному обращению был присвоен номер, или заявитель знает номер убытка, то нужно его указать.

Также требуется описать обстоятельства нарушения прав заявителя. Когда произошел страховой случай, кто является участниками этого события, когда было первоначальное обращение, и почему заявитель не согласен с решением страховщика. Обоснованием несогласия с выплаченной суммой может быть заключение независимого эксперта, которое указывает, что для восстановления автомобиля потребуется больше денег. Если заявитель – потерпевший, здоровью которого причинен вред, то нужно предоставить медицинские документы, подтверждающие доводы заявителя.

В претензии нужно указать свое требование. Это может быть доплата страховой выплаты, неустойка за несвоевременное исполнение обязательства и т. д.

Требования к оформлению досудебной претензии к страховщику содержатся в п. 5.1. Правил ОСАГО.

В претензии должны быть указаны:

Образцы документов: бланк досудебной претензии для случаев причинения вреда здоровью можно скачать здесь, бланк досудебной претензии для случаев причинения вреда имуществу тут.

Какие документы приложить

К претензии необходимо приобщить:

  • копию документа, подтверждающего личность заявителя;
  • копии документов, подтверждающих право собственности на поврежденное имущество;
  • копии протокола, постановления или определения по делу об административном правонарушении – если ДТП оформлялось сотрудниками полиции; либо извещение о ДТП – если ДТП оформлено по Европротоколу;
  • копию полиса ОСАГО, кроме случаев обращения по прямому возмещению убытков (ПВУ).

Эти документы предоставляются только в случае, если они не предоставлялись раньше.

Как и куда подается претензия

Как правило, претензия подается по тому же адресу, куда изначально подавалось заявление о страховом возмещении (о прямом возмещении убытков, о возмещении вреда и пр.). Это позволит страховщику быстрее отреагировать на обращение.

В законе указано, что претензия может быть подана лично, почтовой связью или через электронную почту.

При личном обращении нужно потребовать расписку о получении обращения страховщиком. Можно заранее снять копию со своего обращения и попросить сотрудника поставить входящий штамп на копии.

Сроки подачи

Конкретно установленных сроков для подачи досудебной претензии не имеется. В этом вопросе стоит руководствоваться сроками исковой давности, которые составляют 3 года с момента, когда заявитель должен был узнать о нарушении своих прав. Таким моментом может быть получение решения об отказе в возмещении, день выплаты возмещения в недостаточном размере.

Стоит знать, что в день поступления страховщику претензии сроки исковой давности приостанавливаются на 10 дней. Этот вывод содержится в третьем абзаце п. 5 Постановления Пленума ВС №58 от 26.12.2017.

Сроки рассмотрения

Согласно ч. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об ОСАГО», срок рассмотрения досудебной претензии составляет 10 дней. В этот период не входят праздничные и выходные дни. За предоставленный срок страховщик должен принять решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований заявителя. Если страховщик принял решение об отказе, такое решение с указанием мотивов принятия должно быть направлено в письменном виде заявителю в течение 10 дней с момента принятия претензии.

В тех случаях, когда страховщик нарушает сроки направления мотивированного отказа в выплате страхового возмещения, то он должен уплатить заявителю финансовую санкцию. Она считается за каждый день просрочки в размере 0,05% от страховой суммы. Такая санкция закреплена в абзаце третьем п. 21 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО».

В каких случаях возможен отказ в удовлетворении требований

Страховщик может правомерно отказать в удовлетворении требований в следующих случаях:

  1. Если заявителем претензии является лицо, не признанное потерпевшим. Либо если с претензией обратился представитель, но при этом не подтвердил свои полномочия (отсутствовала доверенность).
  2. Если заявитель предоставил документы, не заверенные в установленном законом порядке. Чтобы страховщик принял документы, их копии можно заверить у нотариуса.
  3. Если заявитель в претензии не указал реквизиты счета, куда необходимо перечислить страховую выплату. Это правило работает, если при первоначальном обращении заявитель указал на выплату в безналичной форме.
  4. Если заявитель не предоставлял ТС для осмотра. Страховщик должен убедиться в повреждениях транспортного средства, а для этого необходимо провести осмотр.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: