Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан 9 класс презентация

Обновлено: 19.04.2024

Введение Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы. Она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Исполнение обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации предусматривает непосредственное участие в боевых действиях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, соблюдение требований воинской дисциплины .

Главной задачей военной службы является постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита территории РФ. Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы. Она требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответственности за исполнение обязанностей. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физической подготовленности.

Одной из особенностей военной службы является обязательное принятие каждым гражданином Военной присяги. Граждане принимают Военную присягу на верность своей Родине — Российской Федерации. Отличительной чертой военной службы является высокая степень обязательности и ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей. За нарушения, допущенные при исполнении служебных обязанностей или уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения к гражданам, состоящим на государственной службе. Наиболее характерной особенностью военной службы является беспрекословность служебного подчинения .

Отличительной чертой военной службы также является установление взаимоотношений между военнослужащими, которые по степени подчиненности характеризуются как по должности, так и по возможному званию .

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламентированы Федеральными законами и другими нормативно- правовыми актами Российской Федерации, касающимися обороны государства.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие под­чинены по службе, являются прямыми начальниками. По своему воинскому званию начальниками являются состоящие на военной службе: маршал Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и младшие офицеры. Сержанты и старшины являются начальниками для солдат и матросов одной с ними части. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника. Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.

Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (статья 59). Главой государства является Президент Российской Федерации. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу, в которой клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу (статьи 80, 82).

Конституцией Российской Федерации Президенту Российской Федерации дано право: формировать и возглавлять Совет безопасности РФ; утверждать военную доктрину РФ; назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (статья 83). Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение (статья 87). Меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности осуществляет Правительство Российской Федерации (статья 114).

На основании положений Конституции РФ разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально определяются правовые вопросы, касающиеся обороны и военного строительства. Базовым правовым актом военного законодательства является Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне», в котором определены: основы и организация обороны; полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны; функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны; предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба; основные положения — состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона; положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.

Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» определяет права, обязанности и ответственность военнослужащих, основы правовой и социальной защиты военнослужащих. Порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения определен в Федеральном законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и общевоинские. Общевоинские уставы устанавливают общие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяющие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и должностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К общевоинским уставам относятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статус военнослужащих Статус — это совокупность прав и обязанностей граждан. Статус военнослужащего определен Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих». Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами РФ. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием.

Права военнослужащих Военнослужащие пользуются установленными законодательством Российской Федерации правами и свободами наравне с другими гражданами. Но с учетом особого характера обязанностей военнослужащих существуют некоторые ограничения их в общегражданских правах и свободах.

- право на свободу передвижения (правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами); - право на свободу слова, выражения своих мнений и убеждений, на доступ к получению и распространению информации (не имеют права разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира); - запрет участия в забастовках; - право участвовать в богослужениях и религиозных церемониях (в свободное от военной службы время); - не допускается создание религиозных объединений в воинской части. - право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; - военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности в свободное от исполнения обязанностей военной службы время; - право на труд (прохождение военной службы).

Характер служебной деятельности и перемещения по службе военнослужащих, определяются квалификацией и служебной необходимостью. Военнослужащие имеют право заниматься исключением педагогической, научной и другой творческой деятельностью (если она не препятствуют исполнению обязанностей военной службы). Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части (ежедневно не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, за исключением боевого дежурства, внутренней службы и др.). Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни. Военнослужащим может быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам до десяти суток (в случае тяжелого состояния здоровья или смерти близкого родственника, пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего, и в других исключительных случаях).

Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К числу таких прав относится право на материальное обеспечение военнослужащего в период состояния его на военной службе (денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, предоставление жилых помещений). Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоением воинского звания, которые составляют оклад месячного денежного содержания. Размеры окладов определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом и банно-прачечным обслуживанием в зависимости от условий прохождения военной службы по установленным нормам.

Льготы военнослужащих - предоставление жилых помещений; - создание благоприятных условий воинской службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы (при убытии в отпуск по болезни выплата дотации на лечение производится в размере четырех установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» минимальных размеров оплаты труда); - курсанты военных учреждений профессионального образования при пользовании воинскими туристскими базами оплачивают не более 30% стоимости путевки. - право на обучение в военных учреждениях профессионального образования; - право на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и на подготовительные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования; - право внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах; право на льготы при посещении платных мероприятий, организуемых учреждениями культуры и спорта; - право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом.; - право на бесплатную пересылку писем, отправляемых воинскими частями. - право на пособие, равное установленному Федеральным законом одному минимальному размеру оплаты труда.

«Право войны» «Право войны» — это совокупность договорных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе вооруженных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушения. «Право войны» призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны. традиционно существуют две группы соглашений в рамках «Права войны»: 1) Гаагские конвенции, регулирующие в целом правила боевых действий (ведение боевых действий, понятия оккупации и нейтралитета); 2) Женевские конвенции, содержащие положения: о защите жертв вооруженных конфликтов (военнопленных, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, погибших), о защите гражданского населения, об отношении к лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженных конфликтов, в частности к медицинским службам. Основные Гаагские конвенции датируются 1907 г., Женевские конвенции — 1949 г., Гаагская конвенция о культурных ценностях — 1954 г., дополнительные протоколы к Женевским конвенциям и Конвенция о запрещении использования некоторых видов обычных вооружений соответственно 1977 и 1980 гг.

Международные правила поведения в бою Веди боевые действия только против военных . Нападай только на военные объекты. Щади гражданское население и его имущество. Относись к гражданским лицам с уважением, защищай их от дурного обращения. Помни, что акты мести и взятие заложников запрещены. Не разрушай больше, чем того требует боевая задача. Если неприятел ь сда е тся в плен, пощади его , разоружи его , обеспечь гуманное отношение к н е м у, к его званию, доставь его к своему командир у. Гуманно относись к больным и раненым. Подбери их, окажи им необходимую помощь, защити их, доставь их к своему командиру или в ближайший медицинский пункт. Надо знать и помнить, что международное право предоставляет особую защиту определенным категориям лиц и объектов, которые имеют специальные отличительные задачи.

Международное право на особую защиту 1. Военная и гражданская медицинская службы; военный духовный персонал; гражданский духовный персонал (только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны). Отличительным знаком медицинской службы является красный крест на белом поле или равноценная ему эмблема в виде красного полумесяца на белом фоне. 2. Гражданская оборона. Гражданская оборона обозначает систему мероприятий по защите и выживанию гражданского населения. Отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний темно-синий треугольник на оранжевом фоне. 3. Обозначенные культурные ценности под общей защитой. Отличительный знак культурных ценностей под общей защитой представляет собой бело-голубоватый щит. 4. Обозначенные культурные ценности под особой защитой. Отличительный знак культурных ценностей под особой защитой обозначается тремя знаками, расположенными треугольником (один знак внизу). 5. Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы, атомные электростанции. Отличительный знак установок и сооружений, содержащих опасные силы, представляет собой группу из трех ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной оси. 6. Белый флаг (флаг перемирия, используемый для переговоров или капитуляции).

Серьезные нарушения «Права войны» квалифицируются как военные преступления. В отношении их установлены санкции уголовного характера. Как серьезные нарушения квалифицируются следующие действия, направленные против людей: — преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение; — преднамеренное причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью; — бесчеловечное и унижающее обращение, сопровождающееся оскорблением человеческого достоинства; — взятие заложников и др.

Заключение Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом , исключительным по важности и необходимости.

Основы обороны государства

Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооружённого нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета РФ.

Организация обороны включает:правовое регулирование в области обороны; прогно.

Организация обороны включает:
правовое регулирование в области обороны;
прогнозирование и оценку военной угрозы;
разработку военной политики и военной доктрины РФ;
строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых сил РФ;
разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;
создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;
обеспечение сохранения государственной и военной тайны;
развитие военной науки;
международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
другие мероприятия в области обороны

Вооружённые силы имеют на оснащении ядерное и обычное оружие. Ядерное оружие.

Вооружённые силы имеют на оснащении ядерное и обычное оружие. Ядерное оружие включает все виды ядерных боезапасов со средствами их доставки, позволяет в короткие сроки с высокой эффективностью и надёжностью разрушать административно-политические центры, военные объекты противника, уничтожать группировки его вооружённых сил, создавать районы массовых разрушений и зоны радиоактивного заражения.

Обычное оружие представляет собой все огневые и ударные средства: артиллерийс.

Обычное оружие представляет собой все огневые и ударные средства: артиллерийские, авиационные, стрелковые боеприпасы, ракеты, ракето-торпеды, глубинные бомбы, а также боеприпасы объёмного взрыва, зажигательные боеприпасы и смеси. Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием для поражения живой силы и техники противника.

Наибольшей эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, обес.

Наибольшей эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, обеспечивающие в автоматизированном режиме распределение и наведение огневых и ударных средств, а также надёжное уничтожение целей и объектов противника в кратчайший срок. Особым видом является оружие, действующее на новых физических принципах (лазерное, ускорительное, радиоволновое). К такому оружию относятся боевые системы космического, наземного, воздушного и морского базирования.

Воинские обязанности граждан РФЗащита отечества является долгом и обязанность.

Воинские обязанности граждан РФ
Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Воинская обязанность в России предусматривает: воинский учёт; обязательную по.

Воинская обязанность в России предусматривает:

воинский учёт;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Кроме выше перечисленных 5 пунктов воинская обязанность предусматривает и призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военн.

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (АГС). Перечень оснований замены – убеждения и вероисповедание – Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гра.

три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской:
призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы;
призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы;
призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Основания для отсрочки Обучение в средней школе, ПТУ, техникуме, колледже, ву.

Основания для отсрочки

Обучение в средней школе, ПТУ, техникуме, колледже, вузе (с некоторыми оговорками)
Обучение в аспирантуре
Категория годности «временно не годен» по состоянию здоровья
Постоянный уход за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Фактически, последнее требование равносильно наличию инвалидности I группы.
Опекунство или попечительство над несовершеннолетним родным братом или несовершеннолетней родной сестрой при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан
Наличие ребенка при условии воспитывания его без матери
Наличие двух и более детей
Наличие ребенка-инвалида в возрасте до трёх лет

Поступление на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарну.

Основания для освобождения от призыва Признан не годным или ограниченно годн.

Основания для освобождения от призыва
Признан не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья
Уже прошёл или проходит военную службу в Российской Федерации
Уже прошёл или проходит альтернативную гражданскую службу
Прошёл военную службу в другом государстве.
Гражданин имеет право на освобождение от призыва, если он:
1. Имеет предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;
2Является сыном (родным братом):
• Военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, погибшего (умершего) в связи с исполнением им обязанностей военной службы, и гражданина, проходившего военные сборы, погибшего (умершего) в связи с исполнением им обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
• Гражданина, умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением им обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Военная Служба вид государственной службы, представляющий собой профессионал.

Военная Служба
вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждангосударства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция и другие) на воинских должностях в вооруженных силах, другихвойсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе (служба по.

Военную службу граждане могут проходить как на добровольной основе (служба по контракту), так и по призыву. Служба по контракту, на мирное время, является единственной формой комплектования вооруженных сил во многих странах. Она существует и в странах, в которых действует всеобщая воинская обязанность. Профессиональные солдаты после обучения лучше чем некоторые призывники справляются с обслуживанием и использованием сложной военной техники.

Воинский учётсоставная часть воинской обязанности граждан Российской Федераци.

Воинский учёт
составная часть воинской обязанности граждан Российской Федерации и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Воинскому учёту в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и ор.

Воинскому учёту в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе (призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):
мужского пола, пребывающие в запасе;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учёт и в последующем поставленные на воинский учёт в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющие военно-учётные специальности.

Не подлежат воинскому учёту граждане: а) освобожденные от исполнения воинской.

Не подлежат воинскому учёту граждане:
а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) женского пола, не имеющие военно-учётной специальности;
д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

1.Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ
Об обороне
1.В настоящем Федеральном законе под
обороной понимается система политических,
экономических, военных, социальных,
правовых и иных мер по подготовке к
вооруженной защите и вооруженная защита
Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории.
2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами
Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
3. В целях обороны устанавливаются воинская
обязанность граждан Российской Федерации и
военнотранспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления и организаций независимо от форм
собственности, а также собственников транспортных средств.
4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы
Российской Федерации.
5. К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних
дел Российской Федерации (далее - другие войска).

Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины
Российской Федерации;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование
их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными
Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами,
вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования
радиочастотного спектра;
6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
экономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и
населения страны;
8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в
области обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств,
выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной
обороны;

Статья 4. Полномочия Президента
Российской Федерации в области
обороны
1. Президент Российской Федерации является
Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской
Федерации.
2. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления военной
политики Российской Федерации;
2) утверждает военную доктрину Российской
Федерации;
3) осуществляет руководство Вооруженными Силами
Российской Федерации, другими войсками, воинскими
формированиями и органами;

Статья 6. Полномочия Правительства
Российской Федерации в области обороны
Правительство Российской Федерации:
1) осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в
пределах своих полномочий ответственность за состояние и
обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов;
2) руководит деятельностью по вопросам обороны
подведомственных ему федеральных органов исполнительной
власти;
3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу
предложения по расходам на оборону в федеральном
бюджете;
4) организует оснащение Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов
вооружением и военной техникой по их заказам;
5) организует обеспечение Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов
материальными средствами, энергетическими и другими
ресурсами и услугами по их заказам;
6) организует разработку и выполнение государственных
программ вооружения и развития оборонного промышленного

Статья 9. Права и обязанности граждан Российской
Федерации в области обороны
Граждане Российской Федерации:
1) исполняют воинскую обязанность в
соответствии с федеральным законом;
2) принимают участие в мероприятиях по гражданской
и территориальной обороне;
3) могут создавать организации и общественные
объединения, содействующие укреплению обороны;
4) предоставляют в военное время для нужд обороны по
требованию федеральных органов исполнительной власти
здания, сооружения, транспортные средства и другое
имущество, находящиеся в их собственности, с последующей
компенсацией понесенных расходов в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Вооруженные Силы Российской
Федерации и их предназначение
1. Вооруженные Силы Российской Федерации государственная военная организация,
составляющая основу обороны Российской
Федерации.
2. Вооруженные Силы Российской
Федерации предназначены для отражения
агрессии, направленной против Российской
Федерации, для вооруженной защиты
целостности и неприкосновенности территории
Российской Федерации, а также для выполнения
задач в соответствии с федеральными
конституционными законами, федеральными
законами и международными договорами
Российской Федерации.

Статья 18. Состояние войны
1. Состояние войны объявляется федеральным
законом в случае вооруженного нападения на
Российскую Федерацию другого государства
или группы государств, а также в случае
необходимости выполнения международных
договоров Российской Федерации.
2. С момента объявления состояния войны или
фактического начала военных действий наступает
военное время, которое истекает с момента
объявления о прекращении военных действий, но не
ранее их фактического прекращения.

Статья 20. Мобилизация
Порядок мобилизационной подготовки и
проведения мобилизации определяется
федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской
Федерации и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.

1. Тема 1: «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан»

3.1.2 Оборона государства - важнейшее дело всего
народа. Конституция РФ, законы «Об обороне»,
«Воинской обязанности и военной службе», основных
положениях, обуславливающих обороноспособность
страны ,об отношении граждан к военной службе.

Оборона государства – это система политических, экономических, социальных
и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита
Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Она
организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом
РФ «Об обороне», законами Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами.
В статье 59 Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской Федерации».
Согласно Конституции РФ глава нашего государства – Президент Российской
Федерации – принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и
государственной неприкосновенности.
Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В
случае агрессии, направленной против Российской Федерации, он вводит на
территории России военное положение, формирует и возглавляет Совет
Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее
командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания.

Конституция РФ, законы «Об обороне», «Воинской
обязанности и военной службе», основных положениях,
обуславливающих обороноспособность страны, об
отношении граждан к военной службе.

Концепция Национальной Безопасности Российской Федерации
Концепция национальной безопасности – это система взглядов на
обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы
практически все важнейшие направления государственной политики России.
Под
национальной
безопасностью
понимается
безопасность
многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и
единственного источника власти в стране, т. е. защищенность народа от различных
угроз.
Реализация интересов России возможна только на основе устойчивого
развития экономики. Поэтому экономические национальные интересы являются
ключевыми для обеспечения всех иных интересов.
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита
личности, общества и государства от терроризма, от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов отдается предпочтение
политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам.
Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной военной
мощи. Важнейшей задачей является осуществление сдерживания агрессии любого
масштаба против России и ее союзников. Страна должна обладать ядерными
силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба
любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях.
Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы,
включая ядерное оружие, для отражения вооруженной агрессии, если все другие
меры разрешения кризисной ситуации окажутся неэффективными.

7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Статья 1. Воинская обязанность
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане)
предусматривает:
• воинский учет;
• обязательную подготовку к военной службе;
• призыв на военную службу;
• прохождение военной службы по призыву;
• пребывание в запасе;
• призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания
в запасе
Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем
добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом.
Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной
гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральным законом

Прохождение военной службы осуществляется:
гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих
замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах
Российской Федерации и воинских формированиях
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются
военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат
обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского
учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола
осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
• получение начальных знаний в области обороны;
• подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в
рамках освоения образовательной программы среднего общего образования
или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
• военно-патриотическое воспитание;
• подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и
• старшин по направлению военного комиссариата;
• медицинское освидетельствование.
Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего
образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных
знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение
гражданами навыков в области гражданской обороны.

До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят
подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках
освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего
профессионального образования.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы
осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных
организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы
предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в
организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в рамках
освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего
профессионального образования привлекаются к занятиям по основам военной
службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

11. Федеральный Закон Российской Федерации «Об Обороне»

В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан РФ и
военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти,
организаций независимо от форм собственности и собственников транспортных
средств.
Для обороны созданы Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне
привлекаются и другие войска (пограничные войска, внутренние войска МВД РФ,
железнодорожные войска, войска гражданской обороны).
В интересах организации обороны проводится целый ряд мероприятий:
• прогнозирование и оценка военной опасности и военной угрозы;
• разработка основных направлений военной политики;
• строительство, подготовка и поддержание в готовности Вооруженных Сил и других войск;
• мобилизационная подготовка;
• создание запасов материальных ресурсов государственного и мобилизационного
резервов;
• планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной
обороне;
• другие мероприятия в области обороны.

В соответствии с законом Президент РФ определяет основные направления
военной политики, утверждает военную доктрину, осуществляет руководство
Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и
органами. В случаях агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации
Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, отдает
приказ Вооруженным Силам о ведении военных действий. Президент издает указы
о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы, а
также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу
по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Согласно закону «Об обороне» Правительство Российской Федерации
утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке
граждан к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной
экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей; определяет
организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и
территориальной обороны.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к
военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и по мобилизации;
организуют работу по военно-патриотическому воспитанию граждан.
Граждане Российской Федерации в соответствии с законом исполняют
воинскую обязанность, принимают участие в мероприятиях по гражданской и
территориальной обороне, представляют в военное время для нужд обороны по
требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения,
транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с
последующей компенсацией понесенных расходов в установленном порядке.
Вооруженные Силы РФ – это государственная военная организация,
составляющая основу обороны страны, которая предназначена для отражения
агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты
целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для
выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.
Комплектование Вооруженных Сил осуществляется путем призыва граждан на
военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления
граждан на военную службу.

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.

Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Воинская обязанность предусматривает :

В период мобилизации , в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами.

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны

Военное положение — особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против государства, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий. Федеральный Закон «Об обороне»

Воинский учет — это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету в Российской Федерации подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете.

Исключение составляют граждане: освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»; проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающие наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения); постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.

«…они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению своей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережет людей, но бросаясь прямо в средину врагов». КАРАМЗИН Николай Михайлович

С конца VIII в. военная организация древних славян включала княжеские дружины и народное ополчение. Княжеские дружинники были сильные, храбрые, хорошо обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Во время больших военных походов или отражения нападения внешних врагов князья собирали ополчение из горожан и крестьян, как правило, отцов со старшими сыновьями.

В 1550 году царь Иван IV Грозный повелел учредить в Москве «выборных стрельцов из пищалей три тысячи человек… и велел им жити в Воробьевской слободе». Комплектовались стрельцы из числа свободных «гулящих» людей, сыновей или родственников стрельцов. При поступлении на службу стрельцы представляли поручителей. Служба являлась пожизненной. В мирное время стрельцы московские и городовые несли гарнизонную службу, выполняя в городах функции полиции и пожарных.

В 1705 году указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 года по 5—7 человек с 1000 мужских душ.

В 1874 году в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Она распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.

«Защита социалистического Отечества,— говорилось в Конституции СССР,— относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа». В этих целях создавались Вооруженные Силы СССР и была установлена всеобщая воинская обязанность.

Сегодня воинский учет граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами.

В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине: фамилия, имя, отчество; дата рождения; место жительства; семейное положение; образование; место работы; годность к военной службе по состоянию здоровья; профессиональная пригодность к подготовке по ВУС и к военной службе на воинских должностях; основные антропометрические данные (рост, окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография); прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы; прохождение военных сборов; владение иностранными языками; наличие военно-учетных и гражданских специальностей; наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания; возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела; наличие судимости.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар — председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты (хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог).

Врач-специалист, изучив представленные медицинские документы на гражданина и обследовав его, оценивает состояние здоровья, физическое развитие и выносит заключение о категории годности к военной службе. Категории годности к военной службе обозначены буквами «А»,«Б»,«В»,«Г»,«Д».

«А» — годен к военной службе; «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями; «В» — ограниченно годен к военной службе; «Г» — временно не годен к военной службе; «Д» — не годен к военной службе.

После выполнения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления; явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания; при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района или города; сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию; бережно хранить военный билет, а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: