Должностные и административные регламенты как элемент повышения эффективности государственной службы

Обновлено: 25.04.2024

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ пункт 1 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Понятие должностных и административных регламентов. Рассмотрение должностных и административных регламентов как элемента повышения эффективности государственной службы. Перспективы административной и должностной регламентации и их взаимодействие.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.11.2019
Размер файла 35,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Суть, значение, юридическая природа административных регламентов. Виды административных регламентов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Административные регламенты предоставления и исполнения государственных функций.

дипломная работа [179,2 K], добавлен 28.05.2016

История законодательства, регулирующего должностные преступления. Понятия и виды должностных преступлений. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

курсовая работа [45,3 K], добавлен 10.06.2011

Стандартизация и регламентация как важное направление административной реформы. Административные регламенты исполнения. Административные регламенты предоставления Федеральной таможенной службой государственных услуг. Должностные регламенты служащих.

контрольная работа [47,2 K], добавлен 29.11.2015

Административные взыскания в виде штрафов, которые налагаются на должностных лиц по итогам проведенных налоговыми органами проверок, выявивших административные нарушения. Лица, привлекаемые к ответственности. Порядок наложения административных взысканий.

реферат [21,5 K], добавлен 19.01.2013

Понятие, виды и принципы административной ответственности. Административное правонарушение и его состав. Должностные лица как группа субъектов административных правонарушений. Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве.

Классификация должностей гражданской службы. Содержание должностного регламента. Его роль в организационно-функциональной структуре государственной службы. Правила организации деятельности служащих и реализации государственных полномочий в России.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.05.2015
Размер файла 21,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Должностной регламент как элемент системы государственной службы

2. Должностной регламент и его роль в организационно-функциональной структуре государственной службы

3. Содержание должностного регламента

Актуальность избранной для исследования темы в современных условиях очевидна. Системы должностных регламентов, содержащих правила организации деятельности государственных служащих и реализации государственных полномочий, является одним из самых важных направлений административной реформы, осуществляемой в настоящее время в Российской Федерации. Помимо этого, "реформирование государственной службы является приоритетным направлением в области государственного строительства и, в частности, предполагает решение таких задач, как обеспечение открытости и регламентация деятельности органов государственной власти и государственных служащих, повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти за счет улучшения качества оказываемых указанными органами государственных услуг и рационального использования государственных ресурсов, активное использование современных информационных технологий".

Из всего вышесказанного, объект моей работы может быть определен как документирование деятельности государственных служащих.

Предмет работы должностной регламент государственного служащего.

1. Должностной регламент как элемент системы государственной службы

Государственная служба включает систему должностей государственной службы, в том числе их распределение по категориям и группам, квалификационные требования к государственным служащим, реестры должностей государственной службы, должностные регламенты.

Должности государственной службы, предназначенные для обеспечения выполнения функций государства и государственных органов, а также для обеспечения полномочий лиц, замещающих конституционные должности и конституционные (уставные) должности, учреждаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Должности государственной службы подразделяются на должности государственной гражданской службы, должности государственной военной службы, должности государственной службы в правоохранительных органах и должности государственной службы в иных государственных органах.

Должности государственной гражданской службы учреждаются для обеспечения деятельности государственных органов, а также для обеспечения полномочий лиц, замещающих конституционные должности и конституционные (уставные) должности.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие категории:

должности руководителей государственных органов, их аппаратов, а также заместителей этих руководителей, кроме лиц, замещающих конституционные должности и конституционные (уставные) должности. Перечни должностей этой категории определяются реестрами должностей государственной службы;

должности, учреждаемые для выполнения задач и функций государственного органа;

должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих конституционные должности и конституционные (уставные) должности;

должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансового, хозяйственного обеспечения деятельности государственного органа".

В связи с этим разрабатываются принципы и критерии отнесения должностей государственной гражданской службы к соответствующим категориям и группам.

На государственной гражданской службе, военной службе, государственной службе в правоохранительных и иных государственных органах сохраняются группы должностей - младшие, старшие, ведущие, главные и высшие.

Представленная выше классификация должностей государственной гражданской службы является полноценной юридической основой для разработки соответствующих должностям регламентов, поскольку последние включают в себя:

· квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

· должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами, функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

· перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

· перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

· сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Помимо этого, "результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего".

2. Должностной регламент и его роль в организационно-функциональной структуре государственной службы

Основное определение должностного регламента содержится в ст. 47 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации: "Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа".

Из данного определения следует, что:

Во-первых, должностной регламент государственного служащего становится основным нормативным актом, регламентирующим его деятельность. Такой вывод можно сделать на основании того, что "в должностном регламенте будут содержаться требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую должность государственной службы, его должностные права, обязанности и ответственность в зависимости от функциональных особенностей данной должности государственной службы и сферы ведения государственного органа".

Во-вторых, должностной регламент является составной частью административного регламента государственного органа.

В настоящее время работа большинства федеральных чиновников регламентирована только двумя постоянными целеполагающими документами: положением об органе исполнительной власти и "проекцией" плана действий правительства на данное ведомство". Менее половины госслужащих из числа непосредственно обеспечивающих предоставление государственных услуг по финансированию и регулированию имеют сегодня должностные инструкции.

Большая и недешевая (если иметь в виду труд десятков высокопоставленных госслужащих) работа по уточнению функций федеральных органов исполнительной власти может оказаться почти бессмысленной, если за ней не последует модернизация деловых процессов органов исполнительной власти", в том числе формирование и внедрение современных административных регламентов. Перечень функций не более чем ориентир, в конечном счете, важны формы и механизмы их реализации. При отсутствии четких механизмов (регламентов) даже идеальное положение об органе способно выполнять лишь примерно такую роль, как конституция при отсутствии системы права.

Введение регламентов обеспечивает восстановление персональной ответственности лиц, принимающих решения (устранение анонимности административных процессов и решений). Регламенты призваны ограничить поле административного усмотрения ЛПР (лицо, принимающее решение) и исполнителей путем приписывания разрешенных вариантов решения типовых вопросов, а также процедур согласования и апелляции. Административные регламенты позволят четко закрепить выполнение отдельных функций и их элементов за конкретными подразделениями органов исполнительной власти и установить рациональные процедуры и форматы межведомственного взаимодействия. Административные регламенты: должностной регламент государственная служба

обеспечивают однозначность и предсказуемость поведения исполняющих их чиновников;

обеспечивают прозрачность правил и процедур и тем самым расширяют возможности планирования, контроля, оценки деятельности для руководителя ведомства и исполнительной власти в целом;

фиксируют и позволяют анализировать деятельность государственных органов и их подразделений;

объективизируют контроль и персонифицируют ответственность в системе исполнения решений.

На основании АР должны составляться административные карты ведомств (АКБ) - схемы исполнения административных процессов, привязанные к структурным единицам конкретного органа исполнительной власти. В АКБ указываются полномочия и ресурсы, которыми наделена каждая структурная единица, а также маршруты согласования и принятия типовых решений.

Формированию систем АР должна предшествовать оптимизация функций исполнительной власти. Вместе с тем работа по созданию административных регламентов в рамках тех функций, сохранение которых не вызывает сомнения.

Административные регламенты могут быть эффективно реализованы лишь в электронной форме. Это делает возможным сбор и анализ информации в режиме реального времени, что позволяет существенно увеличить производительность труда в государственном аппарате. Создание электронных административных регламентов (ЭАР) - это способ реализации единой программы оптимизации деловых процессов и повышения эффективности государственного управления, выхода на реально работающее "электронное правительство".

Наряду с электронными административными регламентами должны быть созданы электронные должностные регламенты (ЭДР). Нужно заметить, что в России уже к настоящему времени (несмотря на то, что федеральное законодательство, придающее легитимность системе регламентов еще не вступило в силу) уже есть позитивные примеры ведомственного нормотворчества в данной области.

Среди них можно отметить:

· Утверждение Регламента Министерства юстиции Российской Федерации, призванного определить правовые основы организации и правила деятельности этого министерства. Утверждение Регламента преследовало цели совершенствования организации и порядка деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных подразделений министерства.

· Утверждение Приказом ГТК РФ "Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции…", которое по своему содержанию является удачным прообразом порядка разработки должностных регламентов.

· Нормотворческая деятельность, направленная на развитие правовых основ организации и деятельности исполнительной власти, осуществляется также на региональном уровне. Особое внимание в Регламенте уделяется процедурам подготовки распорядительных документов, организации работы со служебными документами и обращениями граждан, контролю за исполнением документов.

Таким образом должностной регламент является неотъемлемой составной частью административного регламента государственных органов. Они позволяют чётко закрепить выполнение отдельных функций и их элементов за конкретными подразделениями; установить рациональные процедуры и форматы взаимодействия между подразделениями, ведомствами.

3. Содержание должностного регламента

Согласно рекомендациям должностной регламент конкретного гражданского служащего федерального органа исполнительной власти может содержать следующие разделы:

1) общие положения;

2) квалификационные требования к образованию, стажу работы, уровню и характеру знаний и навыков;

3) должностные обязанности;

6) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения;

7) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

8) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности государственной гражданской службы;

9) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими в том же государственном органе, гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями;

10) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

11) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Заключение

Подводя краткие итоги данной работы, можно следующим образом сформулировать её основные идеи.

Под должностным (служебным) регламентом государственного служащего понимается основной нормативный акт, регулирующий деятельность государственного служащего, в котором содержатся требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую должность государственной службы, его должностные (служебные) права, обязанности и ответственность в зависимости от функциональных особенностей данной должности государственной службы и сферы ведения государственного органа. Положения регламента являются также основой для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, осуществления оценки (аттестации) деятельности государственных служащих.

Эффективность работы аппарата управления в целом и каждого из его подразделений в отдельности во многом зависит от того, насколько четко определены, согласованы, сбалансированы все составные части, звенья и элементы управляющей системы. Достичь этого на государственной службе помогают квалифицированно разработанные должностные регламенты всех категорий гражданских служащих.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями от 28 декабря 2010 г.).

2. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. РАГС, 2003. - 327 с.

3. Бесчастнова, Л.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в сфере предоставления государственных услуг.

4. Егоров В.К. Государственная власть и государственная служба в России /В.К. Егоров // Государственная служба. - 2006. - N5. - С. 11-23.

5. Жильцов В.С. Эффективность в системе государственной гражданской службы. /В.С. Жильцов. // Государственная служба. 2008. N 4(54). С. 19-23.

6. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы. /В.П. Иванов // Журнал российского права, 2003, № 5. - С. 22-26.

Подобные документы

Классификация государственных должностей как юридического установления должностного регламента. Его роль в госслужбе, сравнение с существующими должностными инструкциями. Особенности его эффективного использования для оптимизации государственной службы.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 20.09.2013

Исследование государственных должностей исполнительной, законодательной и судебной власти в Российской Федерации. Сущность, должности и классификация государственной гражданской службы, полномочия гражданских служащих. Виды должностей военной службы.

курсовая работа [24,0 K], добавлен 10.06.2011

Исследование система должностей и классных чинов государственной гражданской службы в Российской Федерации. Подготовка и повышение квалификации государственных служащих. Характеристика основных проблем при проведении аттестации государственных служащих.

курсовая работа [54,0 K], добавлен 28.02.2016

Общее понятие, виды и принципы государственной и муниципальной службы. Классификация должностей государственной службы и государственных служащих. Административно-правовой статус государственных служащих. Порядок прохождение государственной службы.

контрольная работа [49,7 K], добавлен 05.07.2016

Конституционно-правовые основы государственной службы. Понятие государственной службы в Российской Федерации, принципы государственной службы и классификация. Правовое обеспечение государственной службы. Права и обязанности государственных служащих.

Статья 47. Должностной регламент

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: