Правовым основанием государственной языковой политики в рф являются законы несколько вариантов

Обновлено: 26.04.2024

Аннотация: Значение русского языка как государственного языка Российской Федерации в сохранении национального единства России в эпоху глобализации.

Правовая и нормативная база развития русского языка как основы гражданской самоидентичности народов Российской Федерации, распространения и укрепления позиций русского языка и образования на русском языке. Продвижение русского языка как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации.

Русский язык является частью мирового культурного наследия, ответственность за сохранение которого является зоной ответственности Российской Федерации.

Язык имеет неоценимую роль в сохранении самобытности, культуры, традиций, исторической преемственности, а главное – единства нации. В истории можно найти множество примеров, когда оккупанты вели активную борьбу с местным языком, тем самым стараясь порвать связь народа с предшествующими ему поколениями. Уже неоднократно подчеркивалось, что работа, прежде всего по сохранению языка в эпоху глобализации, является важной составляющей национальной безопасности. Все это лишь подчеркивает актуальность обсуждения вопросов, связанных с сохранением и развитием русского языка, расширением пространства его использования.

На протяжении всего постсоветского периода в России предпринимаются попытки совершенствования, актуализации, популяризации русского языка. Президент В.В. Путин уделяют данному вопросу особое внимание, о чем свидетельствует наличие Совета при президенте по русскому языку, в деятельности которого глава государства принимает самое непосредственное участие. На одном из заседаний он отмечал: «наша цель – сформировать активную и целостную языковую политику, которая обеспечит сохранение и развитие русского языка, отечественной литературы и в России, и в мире» [1] .

Определенную трудность в языковой ситуации в нашей стране, безусловно, создает ее многонациональность. Уважительное отношение к языковому многообразию, национальным культурам и традициям на протяжении многих столетий являлось залогом единства России, ее стабильного развития и сохранения наследия предшествующих поколений. Этот принцип является основополагающим и в настоящее время.

Необходимо понимать, что русский язык имеет немалое значение не только для России, но и для мирового сообщества в целом. Прежде всего потому, что он занимает положение одного из мировых языков и без него невозможно познание русской культуры, традиций, духовно-нравственных ценностей, сохраняемым нашим народом, и, конечно же, науки.

Согласно 68 статье Конституции РФ государственным языком на всей территории России является русский язык, являющийся одним из важнейших механизмов объединения всех народов нашей страны, что происходило на протяжении всей истории нашего государства. При этом в Конституции подчеркивается право каждого человека на изучение своего родного языка и возможности установления Республиками своего государственного языка, который употребляется наряду с русским, то есть на законодательном уровне устанавливается двуязычие.

За последние 30 лет принят целый ряд Федеральных законов, регламентирующих положение русского языка и, по сути, определяющих языковую политику нашего государства.

В первую очередь, ФЗ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», в котором подчеркивается равное право языка каждого народа России на сохранение и развитие. Государство выступает этому гарантом: «Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства». При работе государственных органов, согласно данному закону, употребляется русский язык с сохранением права в Республиках использования государственного языка Республики или иного языка народов России. Подобный подход используется и в средствах массовой информации: законодательство гарантирует печать, теле-, радиовещание как на русском, так и на национальном языке Республики.

Нельзя не упомянуть ФЗ от 01.06.2005 «О государственном языке Российской Федерации». В нем уже более подробно говорится о его обязательном использовании в работе органов государственной власти во всех субъектах Российской Федерации, при проведении выборов, референдумов, в делопроизводстве, работе судов, подготовке договоров, правовых актов и т.д.

Отдельная статья данного закона посвящена защите и поддержки государственного языка Российской Федерации. Для этого прежде всего необходимо организовывать его функционирование на всей территории государства, защищать права всех граждан на изучение русского языка.

В 4 пункте говорится о необходимости развития образовательного процесса, подготовки учителей, специалистов в области русского языка, в том числе и способных заниматься научно-исследовательской деятельностью для продвижение русского языка за пределами Российской Федерации. Государство всячески готово поддерживать разработку словарей, грамматических пособий.

Помимо этого, подчеркивается важность использования чистого литературного языка: «Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путем организации проведения независимой экспертизы» (п. 7).

Вновь оговаривается неоспоримое право на получение образования, информации из СМИ на русском языке. При этом присутствует примечание: «Данное положение не распространяется на средства массовой информации, учрежденные специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках» (Ст. 5. п. 3).

В Основах государственной культурной политики, принятых 24.12.2014 года, отдельный раздел посвящен развитию русского языка. В ней подчеркивается необходимость повышения качества владения им всеми гражданами Российской Федерации, непоколебимый статус литературного языка для официального употребления в общероссийском публичном пространстве. Для всего этого в документе обознаются задачи, решение которых позволило бы достичь поставленных целей. Прежде всего – совершенствование системы подготовки преподавателей русского языка и литературы и организация необходимых условий для этого, повышение качества самого преподавания русского языка во всех образовательных организациях разного уровня, создание научных институтов по изучению русского языка, созданию словарей и различных методических пособий по его преподавания. Помимо этого, особое значение уделяется сохранению печатной книги, развитию современной литературы.

В Основах государственной культурной политики говорится и о важности сохранения родных языков народов России, что выражается в сохранении культуры и литературного наследия последних. Государство всячески способствует созданию переводов национальных произведений, что позволяет наглядно показать населению страны все богатство русской культуры, многообразие традиций, особенности исторического развития и жизни того или иного малого народа Российской Федерации.

Стоит отметить, что в субъектах Российской Федерации принимаются свои законы, направленные на сохранение и развитие национального языка, при этом всегда подчеркивается роль и значение государственного. При этом, к сожалению, нередко встречается несоответствия между региональным и федеральным законодательством. Нередко, в законах о государственных языках Республики говорится о русском и национальном языке как государственных языках Республики, о самостоятельном же статусе русского языка, как государственного, не упоминается. Например, в Законе Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»: «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки» (Ст. 3). Подобные формулировки могут приводить к искаженному пониманию положения, статуса русского языка.

Таким образом, государство в законодательных документах четко обозначает статус русского языка как государственного. Осознавая его важное значение для сохранения единства нации, культурного наследия и дальнейшего развития, правительство всячески охраняет его и поддерживает развитие, популяризацию среди населения как нашей страны, так и за ее пределами. Неукоснительно соблюдается право каждого гражданина России на использование русского языка во всех сферах жизнедеятельности, в том числе образовательное, его изучение и т.д.

Среди документов, регламентирующих статус русского языка, изданных в последнее время, следует отметить Распоряжение Минпросвещения России от 16 мая 2019 г. № Р-60 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации». Государством определены следующие цели реализации данной программы:

1. Развитие применения русского языка как основы гражданской

самоидентичности народов Российской Федерации, которые характеризуются увеличением численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации.

2. Распространение и укрепление позиций русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках СНГ, в Республике Абхазия и в Республике Южная Осетия, а также в иностранных государствах, которые характеризуются увеличением количества проведенных комплексных мероприятий, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования.

3. Продвижение русского языка как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации, эффективного международного общения, которое характеризуется увеличением количества проведенных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры (в том числе олимпиад и конкурсов по русскому языку).

Среди основных мероприятий осуществления целевой программы «Научнометодическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» - проведение мониторинга состояния развития русского языка и языков народов Российской Федерации; научно-методическое сопровождение развития русского языка и языков народов Российской Федерации; создание и совершенствование учебно-методического обеспечения развития русского языка и языков народов Российской Федерации; развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации; совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах – участниках СНГ, в республиках Абхазия и Южная Осетия; совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах; развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку; проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка; реализация комплекса мер по обеспечению совершенствования преподавания русского языка и на русском языке в системах общего образования иностранных государств.

Приоритетной задачей является и продвижение русского языка за пределами страны, прежде всего в странах участницах СНГ, в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия. На данный момент русский язык является рабочим языком таких международных организаций, как Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Организации Объединенных наций, Всемирной организации здравоохранения и др.

Стоит отметить, что в настоящее время в бывших советских республиках продолжают свое функционирование более 5 тысяч русскоязычных средних образовательных организаций, немалое число школ, где существует вариативность языка, то есть двуязычных.

В ряде стран участниц СНГ русский язык продолжается использовать как официальный наравне с национальным, что отдельно прописано в Конституции. Так, в 17 статье Конституции Республики Беларусь говорится: «Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки».

В поддержку русского языка выступают руководители стран ближнего зарубежья, отмечая его важную роль для укрепления дружественных связей с Россией, развития культурных взаимодействий, сохранения исторической преемственности между народами, некогда составляющими одно единое государство. Так, вначале сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ответ на националистические высказывания заявил: «Русский язык обладает статусом официального языка, его использованию, согласно нашему законодательству, препятствовать нельзя» [2] . Подобные моменты положительной динамикой по укреплению статуса русского языка в мировом сообществе.

Но несмотря на это, за последнее время заметно снижение уровня владения русским языком как государственным языком, использования его как средства межнационального общения, понижение степени профессионализма преподавателей русского языка за рубежом.

Для этого необходимо осуществлять поддержку русской языковой среды за рубежом в различных сферах: образовательной, гуманитарной и информационной сферах; подготовку системы преподавания русского языка как иностранного; оказывать материальную и научную помощь Институтам русского языка, в том числе зарубежных.

Помимо этого, необходимо организовать достойное знание русского литературного языка всем населением нашей страны, что позволит, в том числе, обеспечить конкурентоспособность русского языка на мировой арене. Изучение русского языка неразрывно связано с сохранением и чтением русской литературы, поскольку она способна воспитать грамотного человека, любящего свое Отечество, сопричастного его истории. Для этого необходимо повышать интерес к чтению русской классики, национальных произведений народов России.

При осуществлении данной работы следует привлекать современные информационные платформы, интернет-ресурсы, учитывать современные цифровые тренды. Все это должно сопровождаться контролем достоверности, точности, предлагаемых сведений в сети-Интернет.

Все это неразрывно связано с совершенствованием нормативной правовой базы относительно защиты и развития русского языка, разработкой, модернизацией методических материалов для преподавания русского языка и литературы, в том числе программы предметной области русский язык.

Рядом исследователей и аналитиков отмечается важность создания академических словарей, образовательных онлайн платформ, посвященных русской грамматике, истории языка и литературе.

В качестве одного варианта просветительской деятельности можно привести различные культурные мероприятия, направленные на поляризацию русского языка, традиций народов России.

В завершение следует сказать, русский язык является важной составляющей жизни народа. Несмотря на свою многонациональность, Россия на протяжении уже десятков столетий продолжает сохранять свое единство, богатую культуру, общие духовнонравственные ценности. Наше государство, по сути, является примером, когда разнообразие культур не является причиной споров и разногласий, но напротив – объединяет людей, порой снимает общественное напряжение и становится крепким фундаментом для общенационального развития.

Перед нами стоит важная задача – сохранить и преумножить опыт, наработанный предшествующими поколениями, сделать выводы из допущенных ошибок, приводимых к межрегиональным конфликтам или выходу той или иной части из состава страны.

В настоящее время отмечается нарастание геополитической напряженности во всем мире, а поэтому от всех граждан Российской Федерации требуется сплоченность, укрепление гражданского самосознания, стремление сохранить духовно-нравственные ценности, культуру и традиции. Все это возможно лишь при уважительном отношении к государственному языку России, более серьезном и глубоком его изучении.

Общая характеристика языковой политики и её правовая база

Языковая политика представляет собой осуществляемую органами власти деятельность, целью которой является регулирование, поддержка, развитие и защита функционирующих в обществе языков.

Языковая политика подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя охватывает вопросы, связанные с функционирование языков в пределах одного государства, внешняя — ориентирована на поддержание статуса языка за границей и его распространение.

Конкретным выражением языковой политики является система мероприятий, направленных на воздействие на коммуникативную ситуацию в целом. При этом субъектами языковой политики выступают не только органы официальной власти, но и другие общественные институты: политические партии, культурные и образовательные институты, гражданское общество, СМИ.

В основе реализации мер по государственному регулированию языка лежат нормативно-правовые акты: законы, распоряжения, постановления государственных структур.

Одним из основных законодательных актов, на котором базируется языковая политика, является Конституция РФ. Согласно Основному Закону (части 2, статьи 68), в РФ каждому гражданину гарантируется право на комплекс мер по сохранению и развитию родного языка, формированию условий для его изучения. В связи с тем, что РФ — многонациональное государство, наряду с русским как государственным языком существуют и национальные языки, сохранение и свободное изучение которых обеспечивает законодательная база России.

Федеральный закон 25.10.1991 № 1807–1 («О языках народов Российской Федерации») закрепляет статус национальных языков и обеспечивает каждому народу право на развитие родного языка и овладение им в процессе обучения и социализации.

В настоящее время в РФ реализуется многокомпонентная модель языковой политики, суть которой заключается в том, что на территории страны действует единый государственный язык — русский, дополняющийся тридцатью шестью государственными языками этнических республик (Башкирии, Республики Татарстан, Чувашии Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии). Данная модель соответствует Европейской хартии и гарантирует право на изучение национальных языков в школе, специализации на их изучении в высших учебных заведениях, выпуск и распространение литературы на данных языках, их использование в СМИ.

Готовые работы на аналогичную тему

Языковая политика в таком многоязычном социуме, как российский, является фактором гармонизации и укрепления межэтнических отношений, формирования уважения к чужой культуре и ментальности.

Языковая политика России: проблемы и перспективы

Основными проблемами реализации языковой политики в РФ на сегодняшний момент являются следующие:

  1. Проблема мониторинга текущей языковой ситуации. В силу многообразия и разного состояния языков субъектов Федерации сложно выработать общие принципы и меры поддержки всех языков, обеспечить равный доступ к национальной литературе, организовать полноценное изучение языков.
  2. Проблема подготовки кадров — педагогов, владеющих этническими языками и способных обучать им на уровне школы и вуза.
  3. Проблема формирования материально-технической и учебно-методической базы для изучения национальных языков. Некоторые этнические языки не имеют литературной формы выражения или являются бесписьменными, поэтому актуальным является вопрос методики их преподавания, выбора содержания изучаемого материала и критериев оценки уровня учебных достижений.
  4. Проблема реализации права русскоязычного населения, проживающего на территории этнических республик, на полноценное изучение русского языка как родного. Речь идёт о создании русскоязычных школ, формировании вариативности учебных планов и программ в регионах с нерусским языком обучения.
  5. Проблемной зоной остаётся вопрос о разработке комплекса мер по защите и развитию русского языка, повышению интереса к русской классической литературе.
  6. В области международной языковой политики актуальны вопросы о статусе русского языка в странах СНГ с большой долей русскоязычного населения, языковой поддержки русскоязычного населения, обеспечения его прав на свободное общение на родном языке и его изучение, помощь русскоязычным СМИ, участие в образовательных и культурных проектах, направленных на популяризацию русского языка и отечественной культуры за рубежом.

Перечисленные проблемы могут быть решены при условии, что языковая политика станет одним из приоритетных направлений в деятельности органов власти РФ.

Перспективными направлениями языковой политики России можно назвать:

  1. Государственная поддержка изучения языка и совершенствования коммуникативных навыков и компетенций не только в школе и в вузе, но и за пределами их образовательных программ. Необходимо создание условий, позволяющих языковой личности на протяжении всей жизни развивать и совершенствовать свои речевые умения, изучать язык в научно-популярной форме. К таким мерам можно отнести акцию «Тотальный диктант», разного рода информационные ресурсы по изучению и популяризации русского языка (интернет-платформы, телепередачи, блоги).
  2. Повышение качества школьного и вузовского преподавания, совершенствование материально-технической базы, переподготовка педагогических кадров, практико-ориентированный характер преподавания.
  3. Регулирование языка СМИ и интернета в части соблюдения языковых и этических норм коммуникации. Пропаганда через СМИ образцового литературного языка.
  4. Принятие законодательных актов, ограничивающих использование матерной лексики в публичном общении.
  5. Организация полноценной языковой интеграции мигрантов за счёт обучения и тестирования, распространение русского языка и культуры через международные проекты.

Языковая политика в РФ является не только фактором поддержки и распространения русского и национальных языков, но и инструментом эффективного межнационального урегулирования в многонациональном и поликультурном государстве.

Вопросы, связанные с языком и его функционированием, давно стали предметом деятельности органов государственной власти. Особое значение она приобретает в тех социумах, где имеется ситуация дву- и многоязычия, где остро стоит вопрос о едином языке политики, муниципального управления, образования, науки и искусства.

Языковую политику можно определить как комплекс мер государственного характера, которые направлены на сохранение, поддержку, развитие и использование языка в обществе в целях осуществления властных полномочий, обеспечения образования, развития науки и коммуникации.

Объектами языковой политики является язык (-и), которые используются в данном обществе в качестве средства общения, взаимодействия государства и индивидов.

В России специфика языковой политики обусловлена многонациональным составом ее населения, наличием национальных языков, языков народностей и меньшинств, а также русского языка как родного для представителей этнического большинства и как средства межнационального общения.

Языковая политика в нашей стране определяется Конституцией, одна из статей которой определяет, с одной стороны, статус русского языка как государственного, с другой - признает равноправие в них языков на территории РФ.

В соответствии с Конституцией принят федеральный закон, определяющий права и обязанности в отношении национальных языков. Данный документ - "О языках народов Российской Федерации" - предусматривает комплекс прав, касающихся его изучения и развития.

В языковом законодательстве встречаются термины, касающиеся политики в области языка. К ним относятся государственный язык, а также менее распространенные титульный язык и родной язык. По мнению экспертов, понятие титульный язык, который получил свое название по номинации нации или народности, является избыточным, поскольку в соответствии с российским законодательством выделение из ряда равноправных языков титульного является некорректным с правовой точки зрения. Понятие официальный язык прочно связано со сферой административного управления, ведения делопроизводства и проч. Данный термин был введен 24 марта 1990 года и данный момент также является избыточным для российской правовой системы, поскольку статус официального имеет и любой из национальных языков, и русский язык. Ведущим критерием здесь является не осуществление на данном языке делопроизводства, а закрепление за ним данного статуса законодательством.

Готовые работы на аналогичную тему

Под государственным языком понимается системообразующий язык, выполняющий административно-управленческую функцию, используемый в качестве основы для общения в сфере науки, образования, культуры и обязательный для изучения всеми гражданами государства.

На территории России статус государственного имеет русский язык. Хотя он и обладает равными правами с языками национальных меньшинств и малых народов, исследователями подчеркивается особая роль русского языка как культурно-исторического фактора, объединяющего народы России.

Наконец, родной язык - понятие, используемое для определения того языка, носителем которого индивид выступает по факту рождения и воспитания. Человек имеет право свободно изучать родной язык, разговаривать на нем, читать литературу на данном языке, а также познавать его культурную специфику.

Цели и задачи языковой политики: государственные и официальные языки

Цели политики в области языка определяются законодательно и вписываются в единую стратегию социального, образовательного и культурного развития социума. Главными задачами являются следующие:

  1. Обеспечение равных прав всех языков, недопущение ущемления прав какого-либо языка в пользу другого.
  2. Создание благоприятных условий для изучения родного языка всеми этносами, формирование образовательных стандартов, учебников, подготовка педагогических кадров для полноценного преподавания родных ,языков в школе.
  3. Поддержка и создание условий для процветания всех языков как национального культурного достояния.
  4. Принятие мер по сохранению чистоты и богатства языка, повышению языковой культуры общества.
  5. Обеспечение каждому гражданину равных возможностей для получения государственных услуг на русском языке, в том числе предоставление иностранным гражданам права на помощь переводчика при взаимодействии с органами власти.
  6. Развитие системы языкового образования в стране, забота о формировании развитых коммуникативных компетенций граждан.
  7. Пропаганда значимости изучения русского языка, чтения классической литературы как инструмента развития личности, обогащения речи, внутреннего мира индивида.
  8. Создание положительного имиджа русского языка на постсоветском пространстве, предоставление всем желающим права на его изучение, на приобщение к ценностям русской культуры.

Задачи языковой политики являются одними из приоритетных, поскольку язык тесно связан со всеми сферами жизни общества, выполняет функции социализации личности и консолидации социума.

Аннотация: Значение русского языка как государственного языка Российской Федерации в сохранении национального единства России в эпоху глобализации.

Правовая и нормативная база развития русского языка как основы гражданской самоидентичности народов Российской Федерации, распространения и укрепления позиций русского языка и образования на русском языке. Продвижение русского языка как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации.

Русский язык является частью мирового культурного наследия, ответственность за сохранение которого является зоной ответственности Российской Федерации.

Язык имеет неоценимую роль в сохранении самобытности, культуры, традиций, исторической преемственности, а главное – единства нации. В истории можно найти множество примеров, когда оккупанты вели активную борьбу с местным языком, тем самым стараясь порвать связь народа с предшествующими ему поколениями. Уже неоднократно подчеркивалось, что работа, прежде всего по сохранению языка в эпоху глобализации, является важной составляющей национальной безопасности. Все это лишь подчеркивает актуальность обсуждения вопросов, связанных с сохранением и развитием русского языка, расширением пространства его использования.

На протяжении всего постсоветского периода в России предпринимаются попытки совершенствования, актуализации, популяризации русского языка. Президент В.В. Путин уделяют данному вопросу особое внимание, о чем свидетельствует наличие Совета при президенте по русскому языку, в деятельности которого глава государства принимает самое непосредственное участие. На одном из заседаний он отмечал: «наша цель – сформировать активную и целостную языковую политику, которая обеспечит сохранение и развитие русского языка, отечественной литературы и в России, и в мире» [1] .

Определенную трудность в языковой ситуации в нашей стране, безусловно, создает ее многонациональность. Уважительное отношение к языковому многообразию, национальным культурам и традициям на протяжении многих столетий являлось залогом единства России, ее стабильного развития и сохранения наследия предшествующих поколений. Этот принцип является основополагающим и в настоящее время.

Необходимо понимать, что русский язык имеет немалое значение не только для России, но и для мирового сообщества в целом. Прежде всего потому, что он занимает положение одного из мировых языков и без него невозможно познание русской культуры, традиций, духовно-нравственных ценностей, сохраняемым нашим народом, и, конечно же, науки.

Согласно 68 статье Конституции РФ государственным языком на всей территории России является русский язык, являющийся одним из важнейших механизмов объединения всех народов нашей страны, что происходило на протяжении всей истории нашего государства. При этом в Конституции подчеркивается право каждого человека на изучение своего родного языка и возможности установления Республиками своего государственного языка, который употребляется наряду с русским, то есть на законодательном уровне устанавливается двуязычие.

За последние 30 лет принят целый ряд Федеральных законов, регламентирующих положение русского языка и, по сути, определяющих языковую политику нашего государства.

В первую очередь, ФЗ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», в котором подчеркивается равное право языка каждого народа России на сохранение и развитие. Государство выступает этому гарантом: «Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства». При работе государственных органов, согласно данному закону, употребляется русский язык с сохранением права в Республиках использования государственного языка Республики или иного языка народов России. Подобный подход используется и в средствах массовой информации: законодательство гарантирует печать, теле-, радиовещание как на русском, так и на национальном языке Республики.

Нельзя не упомянуть ФЗ от 01.06.2005 «О государственном языке Российской Федерации». В нем уже более подробно говорится о его обязательном использовании в работе органов государственной власти во всех субъектах Российской Федерации, при проведении выборов, референдумов, в делопроизводстве, работе судов, подготовке договоров, правовых актов и т.д.

Отдельная статья данного закона посвящена защите и поддержки государственного языка Российской Федерации. Для этого прежде всего необходимо организовывать его функционирование на всей территории государства, защищать права всех граждан на изучение русского языка.

В 4 пункте говорится о необходимости развития образовательного процесса, подготовки учителей, специалистов в области русского языка, в том числе и способных заниматься научно-исследовательской деятельностью для продвижение русского языка за пределами Российской Федерации. Государство всячески готово поддерживать разработку словарей, грамматических пособий.

Помимо этого, подчеркивается важность использования чистого литературного языка: «Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путем организации проведения независимой экспертизы» (п. 7).

Вновь оговаривается неоспоримое право на получение образования, информации из СМИ на русском языке. При этом присутствует примечание: «Данное положение не распространяется на средства массовой информации, учрежденные специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках» (Ст. 5. п. 3).

В Основах государственной культурной политики, принятых 24.12.2014 года, отдельный раздел посвящен развитию русского языка. В ней подчеркивается необходимость повышения качества владения им всеми гражданами Российской Федерации, непоколебимый статус литературного языка для официального употребления в общероссийском публичном пространстве. Для всего этого в документе обознаются задачи, решение которых позволило бы достичь поставленных целей. Прежде всего – совершенствование системы подготовки преподавателей русского языка и литературы и организация необходимых условий для этого, повышение качества самого преподавания русского языка во всех образовательных организациях разного уровня, создание научных институтов по изучению русского языка, созданию словарей и различных методических пособий по его преподавания. Помимо этого, особое значение уделяется сохранению печатной книги, развитию современной литературы.

В Основах государственной культурной политики говорится и о важности сохранения родных языков народов России, что выражается в сохранении культуры и литературного наследия последних. Государство всячески способствует созданию переводов национальных произведений, что позволяет наглядно показать населению страны все богатство русской культуры, многообразие традиций, особенности исторического развития и жизни того или иного малого народа Российской Федерации.

Стоит отметить, что в субъектах Российской Федерации принимаются свои законы, направленные на сохранение и развитие национального языка, при этом всегда подчеркивается роль и значение государственного. При этом, к сожалению, нередко встречается несоответствия между региональным и федеральным законодательством. Нередко, в законах о государственных языках Республики говорится о русском и национальном языке как государственных языках Республики, о самостоятельном же статусе русского языка, как государственного, не упоминается. Например, в Законе Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»: «Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки» (Ст. 3). Подобные формулировки могут приводить к искаженному пониманию положения, статуса русского языка.

Таким образом, государство в законодательных документах четко обозначает статус русского языка как государственного. Осознавая его важное значение для сохранения единства нации, культурного наследия и дальнейшего развития, правительство всячески охраняет его и поддерживает развитие, популяризацию среди населения как нашей страны, так и за ее пределами. Неукоснительно соблюдается право каждого гражданина России на использование русского языка во всех сферах жизнедеятельности, в том числе образовательное, его изучение и т.д.

Среди документов, регламентирующих статус русского языка, изданных в последнее время, следует отметить Распоряжение Минпросвещения России от 16 мая 2019 г. № Р-60 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации». Государством определены следующие цели реализации данной программы:

1. Развитие применения русского языка как основы гражданской

самоидентичности народов Российской Федерации, которые характеризуются увеличением численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации.

2. Распространение и укрепление позиций русского языка и образования на русском языке в государствах - участниках СНГ, в Республике Абхазия и в Республике Южная Осетия, а также в иностранных государствах, которые характеризуются увеличением количества проведенных комплексных мероприятий, направленных на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также на популяризацию российской науки, культуры и образования.

3. Продвижение русского языка как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации, эффективного международного общения, которое характеризуется увеличением количества проведенных мероприятий просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленных на популяризацию русского языка, российского образования и культуры (в том числе олимпиад и конкурсов по русскому языку).

Среди основных мероприятий осуществления целевой программы «Научнометодическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» - проведение мониторинга состояния развития русского языка и языков народов Российской Федерации; научно-методическое сопровождение развития русского языка и языков народов Российской Федерации; создание и совершенствование учебно-методического обеспечения развития русского языка и языков народов Российской Федерации; развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации; совершенствование условий для укрепления и расширения русского языкового, российского культурного и образовательного пространства в государствах – участниках СНГ, в республиках Абхазия и Южная Осетия; совершенствование условий для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в иностранных государствах; развитие открытого образования на русском языке и обучения русскому языку; проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка; реализация комплекса мер по обеспечению совершенствования преподавания русского языка и на русском языке в системах общего образования иностранных государств.

Приоритетной задачей является и продвижение русского языка за пределами страны, прежде всего в странах участницах СНГ, в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия. На данный момент русский язык является рабочим языком таких международных организаций, как Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Организации Объединенных наций, Всемирной организации здравоохранения и др.

Стоит отметить, что в настоящее время в бывших советских республиках продолжают свое функционирование более 5 тысяч русскоязычных средних образовательных организаций, немалое число школ, где существует вариативность языка, то есть двуязычных.

В ряде стран участниц СНГ русский язык продолжается использовать как официальный наравне с национальным, что отдельно прописано в Конституции. Так, в 17 статье Конституции Республики Беларусь говорится: «Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки».

В поддержку русского языка выступают руководители стран ближнего зарубежья, отмечая его важную роль для укрепления дружественных связей с Россией, развития культурных взаимодействий, сохранения исторической преемственности между народами, некогда составляющими одно единое государство. Так, вначале сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ответ на националистические высказывания заявил: «Русский язык обладает статусом официального языка, его использованию, согласно нашему законодательству, препятствовать нельзя» [2] . Подобные моменты положительной динамикой по укреплению статуса русского языка в мировом сообществе.

Но несмотря на это, за последнее время заметно снижение уровня владения русским языком как государственным языком, использования его как средства межнационального общения, понижение степени профессионализма преподавателей русского языка за рубежом.

Для этого необходимо осуществлять поддержку русской языковой среды за рубежом в различных сферах: образовательной, гуманитарной и информационной сферах; подготовку системы преподавания русского языка как иностранного; оказывать материальную и научную помощь Институтам русского языка, в том числе зарубежных.

Помимо этого, необходимо организовать достойное знание русского литературного языка всем населением нашей страны, что позволит, в том числе, обеспечить конкурентоспособность русского языка на мировой арене. Изучение русского языка неразрывно связано с сохранением и чтением русской литературы, поскольку она способна воспитать грамотного человека, любящего свое Отечество, сопричастного его истории. Для этого необходимо повышать интерес к чтению русской классики, национальных произведений народов России.

При осуществлении данной работы следует привлекать современные информационные платформы, интернет-ресурсы, учитывать современные цифровые тренды. Все это должно сопровождаться контролем достоверности, точности, предлагаемых сведений в сети-Интернет.

Все это неразрывно связано с совершенствованием нормативной правовой базы относительно защиты и развития русского языка, разработкой, модернизацией методических материалов для преподавания русского языка и литературы, в том числе программы предметной области русский язык.

Рядом исследователей и аналитиков отмечается важность создания академических словарей, образовательных онлайн платформ, посвященных русской грамматике, истории языка и литературе.

В качестве одного варианта просветительской деятельности можно привести различные культурные мероприятия, направленные на поляризацию русского языка, традиций народов России.

В завершение следует сказать, русский язык является важной составляющей жизни народа. Несмотря на свою многонациональность, Россия на протяжении уже десятков столетий продолжает сохранять свое единство, богатую культуру, общие духовнонравственные ценности. Наше государство, по сути, является примером, когда разнообразие культур не является причиной споров и разногласий, но напротив – объединяет людей, порой снимает общественное напряжение и становится крепким фундаментом для общенационального развития.

Перед нами стоит важная задача – сохранить и преумножить опыт, наработанный предшествующими поколениями, сделать выводы из допущенных ошибок, приводимых к межрегиональным конфликтам или выходу той или иной части из состава страны.

В настоящее время отмечается нарастание геополитической напряженности во всем мире, а поэтому от всех граждан Российской Федерации требуется сплоченность, укрепление гражданского самосознания, стремление сохранить духовно-нравственные ценности, культуру и традиции. Все это возможно лишь при уважительном отношении к государственному языку России, более серьезном и глубоком его изучении.

• Повышение статуса и роли русского языка как в России, так и в остальных странах мира.

· Расширение сферы распространения путунхуа (общий язык) за пределы КНР, создание культурных и научно-исследовательских центров и международной сети Институтов Конфуция

· Улучшение образовательной системы

· Упрощение иероглифической письменности и создание единого фонетического стандарта

· Популяризация упрощенных иероглифов

· Упрощение письменности как основную задачу, в связи с которой стандарт упрощенных иероглифов необходимо ввести в употребление по всей стране, как ступень, предшествующую латинизации.

· Введение в употребление Таблицы (списка) упрощенных иероглифов.

СУБЪЕКТЫ языковой политики

· Органы государственной власти

· Общественные организации, движения и партии

· Языковые и образовательные учреждения

· Деятели национальной культуры

· Межгосударственные и межнациональные организации и институты

· Комиссия по реформе письменного китайского языка;

ОБЪЕКТЫ языковой политики

· Статус языка, либо корпус языка.

· Народ, проживающий на всей территории страны

СРЕДСТВА языковой политики

· Конституция Российской Федерации

· Указы Президента РФ

· Постановления Правительства РФ

· Конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации

· Ведомственные нормативные акты субъектов Российской Федерации

· «Закон КНР об общеупотребительном языке и письменности»

· «Закон Китайской Народной Республики о языке»

· Подача предложения о сокращении черт в китайской письменности в адрес Комитета национального общего языкового планирования Министерства образования Китайской республики.

· Реализация Первого проекта по упрощению иероглифической письменности.

· Ассоциация по реформе китайской письменности.

· Комиссия по реформе китайской письменности, а также руководящая группа.

· Бюро по работе с реформой письменности, которое отвечает за разработку Второго проекта по упрощению иероглифической письменности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: