Обязанности матроса на судне

Обновлено: 19.04.2024

Если Вы не можете жить без моря и приключений, к тому же находитесь в поиске высокооплачиваемой работы, тогда стоит обратить внимание на вакансию матроса.

Большие гонорары и постоянное пребывание на корабле, подарят Вам множество положительных моментов. Многих людей привлекают морские профессии, но для достижения высокого чина в мореплавании, необходимо пройти путь с самого начала.

Но, как же быть с образованием? Если мысль о мореходстве приходит в голову подростку, то после окончания школы ему стоит обратиться в морское училище. А что делать тем, у кого школьная пора давно миновала? Не спешите ставить точку на своей мечте. Посетите разделы сайта Crewservices и ознакомьтесь с перспективами и возможностями работы моряка.

Узнайте, есть ли в Вашем городе морской ВУЗ. Если такое учебное заведение существует, там обязательно будут курсы вахтенного матроса, для совершеннолетних граждан. Такие учебные заведения работают во всех крупных городах России, которые расположены вблизи морских портов. Однако, следует позаботиться о жилье. Подобные курсы платные и длятся от 4 месяцев до полугода, включая практику на корабле.

Чему научат на курсах:

Теория. В этой части обучения изучают судовые документы, способы и правила несения вахты, обязанности вахтенного матроса и других сотрудников.

Размещение судовых устройств и сопутствующего оборудования. Виды маркировки, морские термины.

Специфика. Нормы санитарной гигиены. Правила пожарной безопасности на судне.

Судовую энерготехнику, назначение приборов. Типы и эксплуатационные требования плавательных средств, а также снаряжение для эвакуации.

Практика. Она проходит по всем дисциплинам, которые изучал абитуриент. Также практика в обязательном порядке осуществляется на плавсредстве.

Обязанности моряка

Вахтенный матрос находится в непосредственном подчинении у вахтенного помощника капитана. На корабле эта категория матросов выполняет обычно две ответственные задачи: управление судном, а также наблюдение за окружающей обстановкой.

Выполнение других поручений, прочих мероприятий, которые не связаны с обязанностями рулевого либо впередсмотрящего, разрешается только с разрешения вахтенного помощника руководителя судна.

Данный специалист должен постоянно работать с магнитным компасом, это необходимо:

для ориентации в море,

для ведения правильного курса корабля.

Вахтенному матросу запрещается на службе при себе иметь стальные и железные предметы, влияющие на работоспособность оборудования, железо может нарушить работу компаса и других аппаратов. Помимо всего прочего, у руля и на вахте вперёдсмотрящего запрещено курение, посторонние разговоры, всё выполняется строго по уставу.

Важный нюанс! Сотрудник обязан в точности знать и выполнять команды на своём родном языке, а также по-английски.

По окончании обучения будущий матрос будет знать, как выполнять различные виды работ:

нести разные виды вахт;

понимать и исполнять команды руководителя корабля;

выполнять такелажные, плотницкие и малярные работы;

пользоваться палубными устройствами;

готовить трюмы к погрузке или выгрузке;

правильно и быстро поступать при чрезвычайных или аварийных ситуациях;

подобрать и использовать средства пожаротушения, либо для борьбы с протечками;

вести наблюдение и осуществлять связь.

Это официальный программный комплекс для оценки знаний моряков и подтверждения их квалификации. Тест Дельта вахтенный матрос сдаёт по окончании курса, точно также этот экзамен сдают все члены плавсостава по окончании обучения или при повышении квалификации.

Как подготовиться к экзамену?

Самый простой, однако в то же время затратный способ – это проходить подготовку в специальном центре. В таком учреждении проводят обучение в интерактивном формате и на тренажёрах. Если же Вы готовы к самостоятельной подготовке, можно найти и скачать в интернете вопросы вахтенного матроса вместе с ответами и готовиться по ним.

Последний шаг на пути к мечте

По окончании курсов, прохождения практики и сдачи теста «Дельта», Вы вооружены всеми необходимыми знаниями. С документами, подтверждающими Ваши знания, можно смело идти в инспекцию по плавсоставу. В этой комиссии проверяют, подтверждают соответствие на должность моряка. В итоге Вы сможете получить все необходимые для работы документы:

Это паспорт моряка.

Медицинская книжка на двух языках.

И послужная книжка моряка – аналог обычной трудовой книжки.

Важно! Паспорт моряка остаётся у владельца, иным лицам его передавать запрещается.

1. На должность матроса назначается лицо, имеющее профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программе переподготовки рабочих, служащих.

2. Назначение на должность матроса, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

3. Опыт практической работы не требуется.

4. Дополнительные требования:

— возраст не моложе 18 лет;

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

— наличие свидетельств о прохождении специальных подготовок;

— наличие I группы по электробезопасности;

— прохождение противопожарного инструктажа;

— прохождение инструктажа по охране труда;

— знание английского языка для экипажей морских судов.

5. Матрос должен знать:

5.1. Судовое расписание по швартовке, обязанности матроса при швартовных работах

5.2. Порядок подготовки палубных устройств и механизмов к работе

5.3. Функции и порядок использования лебедок, брашпилей, шпилей и связанного с ними оборудования

5.4. Функции швартовных и буксирных концов и функции каждого конца в качестве части общей системы

5.5. Возможности, безопасные рабочие нагрузки и разрывные усилия швартовного оборудования, включая швартовные металлические, синтетические и стекловолоконные канаты, лебедки, брашпили, шпили, битенги, тормозные колодки и кнехты

5.6. Процедуры и порядок действий по закреплению и отдаче швартовных и буксирных концов и канатов, включая тросы для буксировки

5.7. Порядок хранения швартовных концов и ухода за швартовным устройством судна

5.8. Процедуры и порядок действий, связанных со швартовкой к бую или буям

5.9. Команды, выполняемые при швартовных операциях, в том числе на английском языке, их значение

5.10. Процедуры и порядок действий по использованию якорей при различных операциях

5.11. Назначение, устройство, порядок использования и техническое обслуживание якорного и буксирного устройств

5.12. Различные виды маркировки, используемые на судне

5.13. Порядок работы с якорным устройством: постановка судна на один и два якоря, на кормовой якорь; отдача якорей; снятие судна с якоря, выборка якорей; управление шпилями и брашпилями

5.14. Порядок работы с буксирными устройствами: крепление буксирного троса на гаке и его отдача, крепление вожжевых и их уборка, порядок укорачивания или вытравливания буксирного троса, вожжевых; сцепные устройства

5.15. Порядок установки трапов и сходней

5.16. Требования охраны труда при выполнении швартовных операций; правила электробезопасности при эксплуатации судовых устройств и механизмов

5.17. Правила подготовки корпусной части, палуб и судовых помещений перед выходом в рейс, объем и перечень выполняемых мероприятий

5.18. Требования правил и инструкций по содержанию корпуса, судовых палуб и помещений; правила санитарии и гигиены на судах, способы проведения дезинфекции, дератизации и фумигации судов

5.19. Правила применения и технического обслуживания ручных и электрических инструментов

5.20. Основные виды красок, грунтовок, лаков, растворителей и особенности их применения на судне

5.21. Методы подготовки поверхности

5.22. Технологии проведения окрасочных работ на судне

5.23. Правила применения беседок для окраски

5.24. Применение ручных и электрических инструментов для выполнения окрасочных, плотницких и столярных работ

5.25. Требования охраны труда при выполнении высотных работ, работ за бортом судна, работ в закрытых помещениях

5.26. Требования охраны труда при выполнении окрасочных, плотницких и столярных работ

5.27. Основные характеристики и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов, сравнительная прочность тросов

5.28. Подбор тросов в зависимости от предполагаемой нагрузки и назначения

5.29. Применение такелажных цепей

5.30. Виды, технология вязания и применение морских узлов

5.31. Инструмент и материалы для выполнения такелажных работ

5.32. Требования охраны труда при обращении с тросами

5.33. Понятие о транспортной характеристике грузов, их классификация

5.34. Процедуры безопасной обработки, размещения и крепления грузов, включая опасные и вредные вещества и жидкости

5.35. Способы подъема грузов и методы предотвращения травм спины

5.36. Средства пакетирования и строповки грузов, грузовой инвентарь; требования по использованию стропов из растительных волокон и стропов из стальных тросов, схемы строповки различных видов грузов

5.37. Сепарацию партий грузов, сепарационные материалы

5.38. Прием грузов для перевозки на верхней палубе, требования к их укладке и раскреплению

5.39. Способы крепления груза стропами для подъема и перемещения, способы взаимодействия с крановщиком

5.40. Правила укладки грузов, маркировки грузов, предупреждения повреждения тары; правила сепарации отдельных партий груза, правила штивки при погрузке навалочных грузов; методика наблюдения за общим порядком в трюме; система докладов грузовому помощнику капитана

5.41. Классификацию, виды, физические и химические свойства наливных грузов; особенности перевозки наливных грузов

5.42. Общие сведения о вредных веществах, перевозимых водным транспортом, и их маркировка; степень опасности вредных веществ для водной среды и здоровья человека; причины и источники загрязнения водной среды с судов; системы и оборудование для оснащения судов с целью предотвращения загрязнения окружающей среды

5.43. Особенности перевозки опасных грузов, технология погрузки и выгрузки опасных грузов, технические условия размещения опасных грузов на судах

5.44. Идентификацию ярлыков опасных грузов, а также меры предосторожности в отношении конкретных типов грузов

5.45. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности

5.46. Процедуры безопасной погрузки и выгрузки на наливном судне, обеспечение безопасного доступа в закрытые помещения; меры, принимаемые в случае разлива груза на наливном судне

5.47. Функции и порядок использования клапанов и насосов, подъемников, кранов, грузовых стрел и связанного с ними оборудования

5.48. Стекловолоконные и стальные канаты, кабели и цепи — их конструкцию, правила использования, маркировки, обслуживания и надлежащего хранения

5.49. Порядок безопасной посадки, высадки пассажиров на судах

5.50. Правила зачистки трюмов, уборки и хранения отходов на верхней палубе, методы безопасного удаления отходов

5.51. Системы очистки и дегазации грузовых танков на танкерах

5.52. Виды коллективных и индивидуальных спасательных средств, нормы снабжения судов спасательными средствами, места их хранения и маркировку

5.53. Правила эксплуатации спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок; их спусковые устройства и оборудование

5.54. Порядок оставления судна, способы выживания на воде

6. Матрос подчиняется непосредственно ____________________________

7. На время отсутствия матроса (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности матроса входит:

1. Выполнение обязанностей, связанных со швартовкой судна и постановкой на якорь:

— Подготовка палубных устройств и механизмов к работе

— Выполнение команд и производство докладов при выполнении швартовных операций, в том числе на английском языке

— Проведение швартовных операций с соблюдением требований охраны труда

2. Уход за корпусом судна, палубами, судовыми помещениями:

— Уход за корпусом судна, палубами и грузовыми помещениями

— Уход за жилыми, служебными и вспомогательными помещениями

3. Выполнение окрасочных, плотницких и столярных работ:

— Подготовка к окраске металлических и деревянных поверхностей

— Проведение окрасочных работ

— Выполнение простых плотницких и столярных работ

— Выполнение окрасочных, плотницких и столярных работ с соблюдением требований охраны труда

4. Выполнение такелажных работ:

— Прием на судно тросов и уход за ними

— Такелажные работы с тросами

5. Выполнение обязанностей, связанных с приемом, размещением, креплением и сдачей груза и багажа, посадкой (высадкой) пассажиров:

— Подготовка помещений, грузовых трюмов, танков и палубы к размещению груза

— Осмотр и определение маркировки и внешнего состояния груза и багажа при приеме на борт

— Крепление груза стропами для его подъема и перемещения, соблюдение порядка крепления груза при самовыгрузке

— Контроль правильности размещения, укладки и сепарирования грузов и багажа при работе бригады портовых рабочих

— Выполнение обязанностей, связанных с безопасной посадкой (высадкой) пассажиров

— Зачистка трюмов и уборка палубы после выгрузки

— Проведение погрузочно-разгрузочных работ, посадки/высадки пассажиров с соблюдением требований охраны труда

6. Эксплуатация спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок:

— Спуск и подъем спасательных шлюпок и плотов, дежурных шлюпок

— Управление коллективными спасательными средствами

III. Права

Матрос имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Матрос несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Матрос» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 декабря 2019 г. № 763н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Морские профессии существуют ровно с тех самых пор, когда человек впервые систематически начал путешествовать по морю. Со времен финикийских пиратов, конечно, профессия мореплавателя сильно изменилась, однако, суть осталась прежней – довести корабль до пункта назначения в целости и сохранности.

А все тяготы флотский службы тянет рабочий персонал – матросы. Из этой статьи вы узнаете, какие категории матросов могут быть на судне, список их обязанностей согласно уставу РФ и другие, не менее интересные факты.

Обязанности матросов на корабле

На современном корабле у солдата-матроса весьма обширный круг обязанностей. Будь то военно-морской флот или гражданский, они выполняют все основные работы по ремонту и обслуживанию систем на корабле вплоть до уборки помещений и мытья палубы.

Сам термин матрос происходит от латинского mattarius – спящий на грубой подстилке, что очень хорошо намекает на статус подобных работников в былые времена. Сейчас, конечно, матросы спят в отдельных каютах или общих кубриках на отдельных кроватях (в зависимости от комфортности судна), но их обязанности по-прежнему остаются наиболее сложными и ответственными.

При этом матрос – это довольно широкий термин для членов экипажа самой разной специализации. Есть матросы-мотористы, есть трюмные рабочие, есть матросы-рулевые и т.д. Обязанности матросов и их функции, разумеется, сильно различаются в зависимости от специализации.

В общих чертах обязанности матросов можно обозначить в нескольких пунктах:

Несение вахты по судовому расписанию как в движении, так и на стоянке;

Управление плавсредством и спасательным оборудованием при эвакуации;

Погрузка и выгрузка, такелажные работы на корабле, закрепление грузов в трюме;

Техническое обслуживание и ремонт конструкций на судне (малярные, слесарные работы, уборка помещений и палубы, смазывание механизмов и т.д.);

Управление движением судна.

В работе матрос подчиняется старшим по званию и должности на судне. Как правило, непосредственно за исполнением обязанностей наблюдает боцман корабля. Если его нет, матросы подчиняются непосредственно капитану и старшему помощнику.

При этом в зависимости от назначения плавсредства и количества человек в экипаже, матрос может совмещать множество разных обязанностей: дизелист, судовой электрик, уборщик и т.д. Одним словом, обязанностей у матроса всегда хватает.

Обязанности солдата-матроса

Источник фото Guy Kawasaki: Pexels

Согласно указу президента №1495, к обязанностям солдата матроса относится быстрое и безошибочное исполнение поручений и приказов, аккуратное обращение с оружием и любым другим государственным имуществом. Все обязанности распространяются на матроса при проведении военных действий и в мирное время. Согласно уставу ВС РФ, солдат-матрос имеет следующие задачи:

Подчиняться непосредственным руководителям, осознавать долг воина ВС РФ и точно выполнять все приказы.

Знать всех своих начальников, их имена, должности и звания.

Уважительно вести себя по отношении к командирам и сослуживцам. Быть вежливым, соблюдать воинские обязанности.

Заниматься саморазвитием, умственно и физически.

Аккуратно носить форму.

Иметь чистое оружие, знать его конструкцию, уметь им пользоваться.

Обеспечивать безопасность во время службы.

За правильно выполненные воинские обязанности солдата матроса, достижения и следование уставу ВС РФ, возможно повышение по службе.

Матросы делятся на 2 категории:

Старший, или 1 класса.

Младший, или 2 класса.

В обязанности матроса 1 и 2 класса входят одни и те же задачи. На судне между ними не имеется никакой разницы, она заключается только в зарплате матросов, которую они получают на судне.

Матрос и старший матрос: отличия в ВС РФ

Если звание матроса, служащего на судне, полностью соответствует званию солдата в сухопутных войсках, то звание старший матрос присваивается только тем, кто имеет отличия за время службы и, впоследствии, подменяет вышестоящее командование в моменты их отсутствия.

Обучение матросов

Чтобы попасть работать на судно, специальное образование не обязательно. На кораблях полно работников, которые никак не связаны с морем. Сюда можно отнести судовых поваров, стюардов и администраторов (если это пассажирский лайнер). Даже электрики и дизелисты не всегда получали образование в морских учебных заведениях.

Однако, если речь идет об управлении кораблем, специальные знания и образование, несомненно, нужны. В ходе обучения будущие матросы изучают целый комплекс нормативно-правовых актов, правила управления судами, учатся на специальных тренажерах. Если речь идет о работе в северных широтах, изучают методику проводки судов в условиях сложной ледовой обстановки – здесь вообще придется сдавать отдельный экзамен.

Обучение проводится в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Оно регламентирует работу экипажа в нейтральных водах и портах. Это важное условие для всех матросов, которые планируют ходить по международным маршрутам.

Кроме того, важное условие для матросов-международников – владение иностранными языками (главным образом, английским).

Как правило, комплексное образование дают в морских и речных мореходных училищах. При наличии базовой рабочей специальности, которая пригодится на корабле (например, слесаря или дизелиста), возможно также профессиональное переобучение, либо краткие курсы для матросов.

Сроки обучения везде разные. Так, обучение вахтенного матроса занимает порядка 908 академических часов с теорией и практикой.

Какие документы нужны, чтобы устроиться матросом

После удачного окончания мореходки и сдачи квалификационных экзаменов матросу выдается сертификат и соответствующее удостоверение. Для трудоустройства на речной теплоход, пожалуй, достаточно. Однако, чтобы выйти в море, нет.

Есть определенный перечень морских документов, без которых ни один экипаж не выйдет в море, а выпускника мореходки не примут ни на одно международное судно.

У каждого матроса в экипаже должен быть четко обозначенный перечень документов:

Паспорт моряка (ID международного образца). Служит заменой обычного паспорта гражданина страны;

Подтверждение к диплому матроса (документу об окончании учебного заведения). Полученный диплом должен быть непременно заверен независимой организацией и только после прохождения медицинской комиссии;

Морские сертификаты. Самая важная часть в перечне документов – это сертификаты о компетентности международного образца. Не обязательно иметь узкую морскую специальность и диплом для работы на корабле, но вот этот сертификат у матроса должен быть обязательно. Для рядового палубной команды это, к примеру, Сертификат квалифицированного матроса (матрос 1 класса) или сертификат матроса 2 класса STCW-78/95 Regulations II/4. В этот же перечень входит сертификат и наставления по способам личного выживания на море, а также свидетельство по управлению спасательными средствами.

Действующая медицинская книжка;

Квалификационные разряды матросов по ЕТКС

Источник фото freestockcenter/freepik

Чтобы успешно работать в качестве матроса, нужно владеть соответствующей квалификацией. Она присваивается после успешного окончания учебного заведения.

Разряды матросов:

Начальным для матроса считается 3-й рабочий разряд. При нем матрос имеет право работать на речных и морских судах с мощностью головной ходовой установки от 300 до 550 кВт;

Матрос 4 разряда уже может выходить в рейс на судне с главным двигателем от 550 кВт;

Матрос 5 разряда имеет право работать на судоходных гидротехнических сооружениях, а также участвовать в работах по подъему судов.

Вакансии матросов на рынке труда, как устроиться матросом на судно

Не стоит говорить, что вариантов трудоустройства для матросов существует великое множество. Можно устроиться на круизный лайнер, можно на речное судно на период летней навигации. Можно работать на прибрежных рыболовецких траулерах в территориальных водах страны. Зарплата при этом колеблется от 45 до 120 тысяч рублей — на основании данных интернет-сервисов по поиску работы.

Однако наиболее престижным и высокооплачиваемым вариантом для матросов считаются международные рейсы. Здесь за выход в море, как правило, платят в иностранной валюте, подсчитать месячный оклад матроса при этом довольно сложно.

Плюсы и минусы работы матросом

У любой рабочей профессии есть как плюсы, так и минусы. Если при этом профессия связана с морем, то все тяготы и лишения можно смело умножать на два. Ну и преимущества тоже:

высокий спрос на хороших специалистов;

Минусы, однако, тоже существенны:

физически тяжелая работа;

требуется множество документов для получения работы;

строгий распорядок службы и дисциплина;

высокие профессиональные риски (несчастные случаи, кораблекрушение и т.д.).

Все эти данные дают возможность сделать вывод, что матрос — это тот, кто хочет не только путешествовать и получать достойную зарплату, но и умеет нести ответственность за вверенное имущество и стремиться к развитию своих навыков.

Залог успешной работы корабля – это слаженная, профессиональная и дисциплинированная команда. Неважно, о каком судне идет речь: гражданском или военном, крупном или мелком – всё зависит от людей. Чтобы команда работала слаженно и выполняла все указания вовремя, в свое время появилась должность боцмана.

Боцман и боцман береговой – в чем разница?

Профессия боцман зародилась ещё на парусных судах во времена великих географических открытий. На первых порах главной его обязанностью было проверка и поддержание работоспособности судна. Он нес ответственность за паруса, шлюпки, снасти. И постепенно перечень его обязанностей увеличивался, поэтому в скором времени боцман стал ответственным не только за корабль, но и за дисциплину, моральный климат в экипаже.

Более того, если речь шла о больших судах, то там имелась целая боцманская команда, во главе которой стоял старший боцман. Он координировал работу своих подчиненных, отслеживал наиболее значимые моменты и сообщал о важных изменениях или возникающих неисправностях капитану.

На сегодняшний день также существует профессия боцман береговой. Данный специалист является сотрудником порта и координирует деятельность причалов. Во многом он схож с классическим боцманом, только с тем исключением, что несет ответственность за корабль и его экипаж не в море, а на пристани.

Обязанности боцмана и боцмана берегового

Достаточно часто боцмана на корабле называют драконом. Во многом данное прозвище появилось из-за того, с какой дотошностью и тщательностью боцман проводит свои инспекции.

Также в перечень его обязанностей можно включить следующее:

координация деятельности матросов, распределение обязанностей;

организация и проведение мероприятий по обслуживанию корабля;

руководство ремонтными работами, приемка выполненных работ;

составление отчетности по материалам снабжения, создание заявок;

выявление и устранение дефектов;

работа с грузами.

А для того, чтобы выполнять все эти обязанности боцману необходимо знать:

принципы швартовки и буксировки;

правила использования устройств и оборудования;

способы проверки исправности цепей, блоков, крюков;

правила по определению максимальной грузоподъемности такелажных устройств;

правила работы с грузами различных характеристик и габаритов;

способы проведения реставрационных и ремонтных работ.

Береговой боцман – это родственная специальность, представитель которой работает в пристани. К списку его должностного функционала следует отнести:

обеспечение технического состояния причалов;

принятие необходимых мер безопасности;

проведение ремонтных работ;

осуществление приема и хранения шкиперского и другого имущества;

координация деятельности сотрудников порта.

Выполнение этого перечня обязанностей требует от боцмана берегового наличия следующих знаний:

принцип швартования судов;

принятая система сигналов;

разновидности такелажных работ;

особенности эксплуатации грузоподъемных механизмов;

особенности составления приходно-расходной документации;

основы плотничной, слесарной и малярной деятельности.

Источник фото freestockcenter/freepik

Требования к боцману и боцману береговому

Для того, чтобы работать в качестве боцмана необходимо иметь профильное образование, а также опыт работы либо на судне, либо на берегу в качестве матроса. Кроме того, представитель данной профессии должен пройти медицинское обследование на предмет отсутствия противопоказаний к работе.

Боцман для получения допуска к самостоятельной работе должен пройти стажировку и серию инструктажей по безопасной организации труда и подтвердить необходимый уровень знаний.

Где выучиться профессии боцман?

Любой матрос может дослужиться до боцмана, если будет показывать отличные результаты, а также пройдет дополнительное обучение.

Еще представителей данной профессии готовят в техникумах и колледжах морского транспорта. В этом случае, у будущих боцманов есть возможность еще в процессе обучения в рамках производственной практики пройти опыт работы на судне или же в порту. Зависит от того, какую из двух специальностей выбрал студент.

Разряды профессий боцман и боцман береговой

Стоит отметить, что обе специальности имеют только по одному квалификационному уровня, благодаря чему можно сделать вывод, что совершенствование внутри специальности будет мало возможным. За тем исключением, что боцман, который служит на судне, если работает в крупной компании, может достаточно часто менять типы кораблей и команды, поэтому ощущение новизны и неотточенных навыков будет достаточно долго с ним.

Перспективы карьерного роста

Во многом профессию боцман можно считать отличной стартовой площадкой для того, чтобы стать помощником капитана или даже капитаном, опять-таки, если заниматься получением необходимого образования. Данная должность позволяет не только изнутри постигнуть все процесс корабля, но и оттачивать навыки управленца и организатора.

Такая же ситуация и боцманов береговым. Его должность позволяет развивать себя в управленческом направлении.

Как стать матросом без вопросов за 5- 6 месяцев Работа матросом привлекает не только романтиков и любителей приключений. Не секрет, что заработная плата за труд разнорабочего в море на порядок выше, чем за такую же, не квалифицированную работу, на суше. А счастливчики, прошедшие конкурс на рейсы дальнего плавания в международных компаниях, получают возможность за короткий срок купить машину, квартиру, обеспечив себя и семью всем необходимым. Не говоря уже про богатый жизненный опыт и бесплатную возможность повидать мир.

Работа матросом в море: специфика профессии

Матрос – это разнорабочий палубной команды судна. На любом корабле, к какому бы флоту он ни относился, существуют ещё машинная команда и команда камбуза. В отличие от персонала, обслуживающего машину, сидящего преимущественно в трюмах и технических отсеках, работа матроса проходит на свежем воздухе. От матроса не требуется глубоких познаний в физике и математике, как от мотористов и механиков, но он обязан быть:

Внимательным, дисциплинированным и исполнительным;

Компетентным и умелым в рамках своих обязанностей;

Коммуникабельным и стрессоустойчивым;

Готовым учиться и получать новые навыки, чтобы расти по карьерной лестнице.

Принимая решение получить работу матросом в море, честно ответьте себе на 3 вопроса:

Сможете ли Вы эффективно работать не нормировано, в условиях постоянной качки, ветра, шторма, сильного холода, высокой жары в режиме 4 через 8 часов? А 12 через 12 часов?

Сможете ли Вы находиться в рейсе вдали от суши, родных и близких, 2 недели? А 6-8 месяцев?

Сможете жить и работать полгода плечом к плечу с людьми других наций и даже другой расы, по-своему говорящих на морском «английском»?

Иерархическая лестница на судне: кому подчиняется матрос

Должностную пирамиду судна возглавляет, естественно, капитан. Он же относится к палубной команде. У капитана в непосредственном подчинении на палубе находятся:

Старший помощник капитана;

1 и 2 помощники капитана;

Матрос и младший матрос;

Матрос – самая нижняя ступень иерархии, он несёт прямую ответственность перед боцманом и вахтенным помощником капитана.

Кадет – это практикант, у которого, по сути, только одна задача – изучить работу палубной команды, но на практике кадетов часто используют в качестве матросов.

Боцман выполняет ту же работу, что и матросы, но у него больше полномочий и ответственности перед старшим плавсоставом. Матрос 1 категории может при надобности заменять боцмана.

Давайте рассмотрим подробнее, чем занимается матрос на корабле.

Категории матросов, их должностные обязанности и карьерный рост

Существуют 2 категории матросов:

Старший, или 1класса (он же в международной классификации – AB, то есть Able Bodied Seaman);

Младший, или 2 класса (он же – ОS|Ordinary Seaman)

На практике разницы между квалификациями этих категорий не существует. Разница только в заработной плате. Должностные обязанности матросов каждая судовладельческая компания трактует несколько по-своему. Ознакомиться с подробностями именно Вашей работы матросом на судне можно в журнале (или папке) «Safety Management System», которая должна быть на мостике.

В статье Вы можете узнать в общем виде, в чем заключается работа на судах. Матрос обязан:

Нести вахту на мостике (впередсмотрящий): удерживать курс судна и исполнять основные обязанности по указанию вахтенного офицера или капитана. Следить за обстановкой через обзорные иллюминаторы, знать и использовать правила предупреждения столкновения судов (МППСС), следить за тем, что показывают навигационные приборы: радар, эхолот, гирокомпас, анемометр и другие.

Нести палубную вахту у трапа в порту: наблюдать за швартовыми и трапом, наблюдать за прибывающими посетителями на борт, записывать их данные в журнал и докладывать о них вахтенному офицеру. Следить, чтобы на корабль не проникали нелегалы, и не исчезало судовое имущество.

Помогать в грузовых операциях по указанию старпома или вахтенного офицера. По указанию вышестоящих начальников выполнять любые другие обязанности;

Отвечать за общее техническое состояние судна: бороться со ржавчиной, красить и грунтовать корпус, очищать корпус от водорослей, смазывать и промывать механизмы, гаки, краны, якоря, лебёдки, опреснять и замывать палубу и корпус.

Осуществлять внутренние работы: убирать помещения общего пользования, мыть иллюминаторы, делать мелкий ремонт (крупным ремонтом занимается персонал машины).

Ставить судно на якорь, снимать судно с якоря.

Вязать морские узлы, грамотно работать с концами.

Практики рассказывают о том, что часто бывает так, что младший матрос 2 категории знает и несёт службу лучше, чем матрос 1 класса, не смотря на то, что его должность подразумевает меньшую зарплату. Все это человеческий фактор. В большинстве международных компаний существует ценз, по которому на должность матроса 1 класса берут только тех, у кого уже есть за плечами не меньше 18 месяцев плавания матросом, плюс документы, подтверждающие обучение и прохождение экзаменов на эту категорию. Поэтому те, кто хочет подниматься по карьерной лестницы должны быть готовы к затратам на обучение и сдаче экзаменов. Дослужиться матрос может только до боцмана. Если у матроса высокий уровень интеллекта и склонность к техническим дисциплинам, в целях карьерного и зарплатного роста он может переквалифицироваться в машинный персонал, выучившись на моториста и получив дополнительную специализацию, необходимую в работе с машинами (сварку, токарное дело и т.д.). По статистике спрос на международном рынке труда на эти морские профессии выше и существует много компаний, которые оплачивают технических специалистов по более высокому тарифу, чем обычных матросов.

Сколько зарабатывает матрос

Зарплата матроса на рейсах внутри страны (каботажное плавание) раза в два меньше, чем на международных рейсах и составляет 600-700 долларов в месяц.

Матрос международного рейса может зарабатывать от 1000 до 2500 долларов в месяц. Все зависит от опыта, рекомендаций, характеристик и наличия полного пакета документов допуска к работе, а также от того, с какой компанией посчастливится заключить контракт.

Работа матросом на судне: кого возьмут, где и сколько учиться

Возрастной ценз для матроса довольно широкий – до 60 лет. Но необходимо подтвердить своё богатырское здоровье, пройдя специализированную медкомиссию (справки из обычных поликлиник не котируются).

Обучением матросов занимаются многочисленные платные тренировочные морские центры. Их достаточно много в приморских городах. Такие курсы функционируют при средних специальных и высших морских военных и гражданских учебных заведениях. Стоимость обучения на матроса колеблется от 10 до 15-18 тысяч рублей. Причём, не обязательно есть прямая связь между качеством обучения и высокими расценками. Обучают на матроса недолго: теоретический курс длится 2-3 месяца, затем следует 2 месяца обязательной практики в море. Обычно кадеты ищут её самостоятельно.

Востребованность работы матросом: вакансии

Вакансии матроса соискателям предоставляют крюинговые агентства, которых великое множество в припортовых городах. Вы можете также воспользоваться услугами онлайн сервисов, которые разошлют Ваше резюме по судовладельческим компаниям. Приготовьтесь к тому, что для получения места на судне международного следования, вам придётся сначала отработать определённый срок на отечественном каботаже, чтобы соответствовать условиям набора персонала для международных компаний. Для участия в международных рейсах вам также понадобятся:

Знание и сдача экзамена по «морскому английскому».

Прививка от жёлтой лихорадки.

Рабочий диплом моряка международного образца (на него меняют учебный диплом после окончания основных курсов, если Вы проходите спец. аттестацию).

Паспорт моряка международного образца.

Международный сертификат по прохождению курсов безопасности (СОЛАС) – курсы длятся 5 дней, каждые 5 лет надо проходить переаттестацию.

Международный сертификат по прохождению шлюпочных курсов – длятся 3 дня.

Справка от специализированной медкомиссии.

Рабочий диплом и паспорт моряка выдаёт государственная морская администрация. Сертификаты международного образца по шлюпочным курсам и СОЛАС – только лицензированные тренажёрные курсы. Поэтому выбирая, где учиться, заведомо узнайте, имеет ли учебное подразделение лицензию на выдачу этих сертификатов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: