Является ли блудом невенчанный брак заключенный по государственным законам

Обновлено: 19.04.2024


Россияне разводятся чаще, чем жители любой другой страны. Согласно данным исследования ООН за 2011 год, на тысячу граждан России приходится 4,7 развода, а всего за 2011 года в стране были расторгнуты почти 670 тысяч браков (669 421 тысяч).

Одной из причин частых разводов на постсоветском пространстве эксперты считают то, что женщины в браке вынуждены справляться с двойной нагрузкой — зарабатывать деньги, часто вместе или даже вместо мужа, а также заниматься домашним хозяйством и детьми.

Протоиерей Андрей Ткачёв, отвечая на вопросы верующих о браке, рассказывает им о правильном отношении к венчанию, обязанностях мужа и жены в семье, греховности блудного сожительства и прочих сопутствующих вещах:

«Является ли блудом невенчанный брак? Нет! Блуд и невенчанный брак это совершенно разные вещи. Невенчанный брак — это невенчанный брак, а не блуд.

Когда мы совершаем браковенчание, мы читаем о том, как Господь Иисус Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую. Эти люди были венчаны? Нет! Но мы читаем в Евангелии, что Христос пришёл на брак в Кану Галилейскую, а не на блуд в Кану Галилейскую… Если брак не венчан — это всё равно брак.

Что такое брак? Где один мужчина живёт с одной женщиной, рожает с ней детей, считает её своей женой. Почему-то они не венчаны: то ли они неверующие, то ли один из них неверующий. Но они живут вместе, вместе строят своё гнездо, вместе терпят радости и горести. Да какие же они блудники? Это невенчанный брак.

Гражданский брак, как раз в правильных терминах — это расписанный брак, который не имеет венчания. А в современном понимании гражданский брак — это сожительство. Вот блудное сожительство без взаимных обещаний — это преступление. В основном, против женщины.

Она ему говорит: «Ну поживём вот так, как мухи женятся, без аллилуйа?». Он отвечает: «Да поживём, а что бы не пожить?» Мужику что, трудно что ли пожить без «аллилуйа»? Она ему говорит: «Ну ты же мне ничего не обещаешь? Я же тебе тоже ничего не обещаю». Мужику только этого и надо.

Вот они так живут: ей 20, ему 28. Вот ей 25, ему уже 33. Надоела она ему… Что она, похорошела за последние пять лет? Во первых, приелась она ему уже — одна и та же ходит перед ним и лучше не стала… Да и не обещал он ей ничего, да и молодые на подходе уже… Те, которым вчера было 15 лет — им сегодня уже 20, они уже тоже не прочь пожить без обязательств.

И он говорит: «Ты знаешь, я пошёл». Она говорит: «Как пошёл?» Ну, он крем весь слизал, а дальше есть не хочет. Она ему красоту отдала, молодость отдала, в надежде что, может быть, что-то из этого получится, детей не родила, лучшие годы с ним прожила. Теперь она чуть-чуть уже приувяла, молоденькие появились на горизонте — он к молоденьким — «шмых»! А ей говорит: «Я же тебе ничего не обещал, ты мне не обещала… Ты себе ищи другого, я другую найду, до свиданья!»

Поэтому, эти сожительства без взаимных обязательств — это убийство женской судьбы. …Поэтому женщина здесь в полном проигрыше — ею просто пользуются, а она — дурочка думает, что её рано или поздно полюбят. Да не полюбят её! Если сначала всё хорошо – то и будет хорошо. А если сначала всё плохо – то без обязательств так оно всё и заканчивается.

Вообще, женщину тем дольше любят, чем дольше хотят. Если женщину добиваются и хотят долго, то потом, добившись, любят очень долго, это психологический закон, открытый очень давно.

Почему важно ухаживание? Почему важна неприступность некоторая, пускай даже и наигранная? …Потому что дольше счастье продлится! Она дольше будет с ним и он с нею, чем дольше он будет её хотеть и к ней стремиться. А доступность женская убивает женщин, превращает их в расходный материал.

Женская доступность, женская вседозволенность, женская несвязанность никакими моральными и государственными нормами с мужчиной, бесстыдство современных Евиных дочек, такое тиражированное бесстыдство, когда женское тело известно любому прыщавому мальчишке 12-летнему – это всё убивает женщину, убивает интерес к ней, убивает благоговение перед ней, убивает тайну. Вот это и есть гражданское сожительство, блудное сожительство…

А брак это другое! …У кого из вас повернётся язык назвать блудниками супружескую пару, прожившую лет 30 или 40 вместе, воспитавших детей, доживших до внуков, но не венчаных по причине того, что один из них некрещёный, например? Он еврей, а она русская, или он русский, а она еврейка? Вот они прожили вместе всю жизнь, как два попугайчика в клеточке, и внуки возле них уже появились. Кто из вас язык повернёт назвать их блудниками из-за того, что они невенчанные? Не путайте, пожалуйста, невенчанный брак и блуд!

Блуд — это блуд, а брак — это брак. А брак невенчанный — это один брак, а брак венчанный — это второй брак.

А венчаться нужно серьёзно! И сегодня когда люди приходят: «Я хочу венчаться!», то нужно очень серьёзно подумать ,что им сказать. Может быть их и не нужно венчать? Может быть не всех нужно венчать? Может быть их нужно сначала узнать, познакомиться с ними?

Потому что когда …раз раз, повенчали, как говорится: «И покрещу и миром помажу», а там, хоть живи, хоть не живи – нельзя венчать! У нас же количество разводов, даже в церковной среде, заходит за 60%! Людей ведь не держит венчание! Это раньше люди, как Пушкинская Татьяна, говорили: » Вот я другому отдана и буду век ему верна», хоть она и любила Онегина и тоже в ней сердце колотилось, когда она его увидела… Также и Маша Дубровскому говорит: «Поздно, я обвенчана»!

Сегодня ни для кого не будет препятствием венчание, чтобы переступить через совесть, уйти, в адюльтер залезть, в гречку скакнуть, разрушить одну семью, начать другую семью… Не держит людей венчание! Не держит! Кто из вас этого не знает?

Даже священников венчание не держит, и священники разводятся! И матушки изменяют священникам нередко, что у нас волосы дыбом поднимаются – мы этих историй знаем массу!

Людей ничего больше не держит, люди осатанели! Поэтому стоит вопрос, что не всех надо венчать, некоторых нужно гнать от венчания! А с некоторыми долго долго работать, чтобы приготовить их к венчанию.

Но ни в коем случае не так:

– А я венчаться хочу!

– А сколько стоит?,

А ля ля, повенчали: «Ну, идите себе!»

Если священник за жизнь повенчал 100 пар, а потом оказалось, что из 100 пар 85 развелись — то священник злодей! Он зачем 85 повенчал? Ему нужно было повенчать всего 15 пар, и он за них получил бы добрый ответ на Страшном суде! А если КПД его трудов составляет всего лишь 15%, то зачем он тогда это всё делает? Зачем?

Я должен повенчать за свою жизнь, скажем, 250 пар и 250 пар должны вместе дожить до Страшного суда и до собственной смерти. Ну ладно, одна, две, три — бывает всякое… Но подавляющее большинство венчанных людей должны до смерти сохранять верность брачному обету и к этому их нужно приготовить. потому что они сами к этому не готовятся.

Венчание превращено нами всеми в красивую церемонию: в арендованный лимузин, в куклу на капоте, в наёмные услуги фоторепортёра и кинооператора, в рассыпании риса по дороге, в красивые тряпки белого цвета на невесте и чёрного на женихе, в красивые кольца. В какую-то ерунду всякую, в застолья, в пьянство двухдневное, в ресторанах и по домам… На всё это уходит львиная доля приготовлений к венчанию!

Вместо этого мы, как гора рождающая мышь, тратим время силы, деньги и энергию на дерьмо, извините меня, на застолье, на шампанское, на лимузины и на фоторепортёров и через год приходим к этому попу и говорим: «Ну це ж дитки не живуть, надо бы развестись, развенчаться. Батюшка, як це развенчаться, бо жуть погано живуть?», — и это всё с попустительства родителей и с тайного благословения ленивых священников. Это преступление!

Всё это надо менять, пока не поздно! Иначе, что вы думаете, мы долго будем Бога гневить и раздражать его? Поэтому, венчание это слишком серьёзная вещь, для того чтобы вот так вот с ней баловаться… И крещение тоже слишком серьёзная вещь, чтобы вот так вот с ней баловаться… И всё остальное тоже слишком серьёзные вещи, чтобы к ним относиться, как к требам. Квартиру освятить — это треба, а повенчать пару — это не треба! Это таинство, за которое ты должен отвечать потом!

Ты должен им сказать: «Дорогие мои, кроме меня вам никто этого не скажет, вам будут желать счастья, здоровья, счастья, здоровья, горько, горько, больше ж ничего в мозгах нету ,ничего никто не пожелает больше. А я вам должен сказать, чтобы вы были верные друг другу, чтобы, если вы поссоритесь, вы приходили ко мне и мы будем решать, как вас помирить, чтобы вы не жаловались друг на друга подружкам и родителям, чтобы жена мужа слушалась, чтобы муж работал на трёх работах, но чтоб в семье всего хватало, чтобы он из кожи вылазил. но был кормильцем, а не тунеядцем.»

Надо сказать им правду. И о том, что нужно писать в записках: «Иван и Светлана», а не «Светлана и Иван», тоже нужно будет сказать, и о том, что абортов делать нельзя. и о том, что детей нужно рожать больше, чем двух. Сразу, женясь, нужно брать себе планку в два, а потом в три и больше. Потому, что «плодитесь» — это два, а «размножайтесь» — это три и больше. …И вот вы повенчались и теперь не мама будет главная для тебя, доченька, а самым главным будет муж. понятно тебе? Она всё выслушает и скажет: «Я не хочу венчаться!» Правильно! Мы достигли своей цели, потому что венчать нужно не всех.

Если вы сказали человеку правду, человек послушал. думает: «Ого!» Как апостолам Господь сказал про венчание. Они говорят: «Если такие обязанности у человека к жене, то лучше не жениться!» и Господь сказал, что не все вмещают это вот «не жениться». Закон такой — жениться надо, а обязанности высокие. Если человек послушал, подумал: «Ничего себе, может тогда мне лучше не венчаться?» Правильно, не надо ему венчаться. Венчаться, чтобы развестись через четыре года? Не надо!

Если вы только позволите себе прийти ко мне с вопросом: «Как нам развенчаться?», я вас расстреляю, обоих, из двустволки. Не смейте ко мне появляться с вопросами о развенчании! Я вас повенчал, вот чтоб вы жили навеки вместе! Приходите ко мне только чтобы причащаться, исповедоваться, детей крестить. Развенчиваться даже не приходите, потому что я совершу смертный грех над вами обоими!

Надо сказать эти слова, другие слова! Вы понимаете, что я утрирую, сгущаю краски, ёрничаю немножко, но суть остаётся сутью: правильные слова сказать человеку надо, иначе всю эту дрянь Господь будет драть с моей шкуры. С моей, со священника.

Ты зачем здесь нужен? Ты почему молчишь? Ты почему в профанацию превращаешь церковные Таинства? Вот такие штуки, а вы говорите…

Надо не только венчаться, надо расписываться! Двусмысленность нашей жизни не позволяет нам вести абсолютно духовную жизнь без всякой привязки к государственным формам. Нам нужно расписываться тоже, хотя бы потому, что есть такие фокусы, например.

Приходят люди и говорят: «Мы к вам ходим в церковь полгода уже, мы не любим государство… Мы духовные и мы хотим венчаться. Мы не будем расписываться, эти штампы в паспорте, я вас умоляю… Можно мы просто повенчаемся?» Батюшка повенчал… Это случай из жизни! Через месяц приходит какая-то женщина к священнику, показывает паспорт свой и того, которого он повенчал недавно, с другой: «На каком основании вы повенчали моего мужа с какой-то бабой?» Этот очень духовный человек напел священнику песен и повенчался с какой-то другой бабой, хотя сам он расписан и не разведён со своей первой законной женой, с которой уже прожил лет 15-20.

За всей этой гипердуховностью какая-то змея ползает! Всегда! Не верьте людям, которые сильно духовные! За этой сильной духовностью там какой-то хаос шевелится… Всегда!

Поэтому не надо этому верить, нужно расписываться, деток будем рожать — пусть будет фамилия мужа, имущество приобретём — пусть оно будет совместно приобретённое, пусть оно будет записано на нас обоих! И так далее и так далее… Не надо этих фокусов супердуховных! Я не верю в супердуховность! Особенно, современного лживого человека. распишись — и повенчаемся! Всё».


Вспоминается, как на протяжении девяти лет желающие создать семью женились 01.01.2001, 08.08.2008 или в другие годы с подобными цифровыми совпадениями. Работники ЗАГСов говорили, что в эти дни регистрировалось самое большое количество пар. И к нам, священникам, чаще обращались с просьбой обвенчать именно в указанные даты. Что не всегда представлялось возможным. Поскольку, например, 1 января 2001 года выпадало на строгую неделю поста накануне Рождества Христова. Или на Великий пост – 04.04.2004.

Да, есть даты, к которым молодые издавна подгадывали вступление в брак. Но речь шла не о каких-то якобы счастливых или несчастливых цифрах, а о больших церковных праздниках, с которых начиналась благословляемая Церковью свадебная пора. Это Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. И еще один пик свадеб приходится на Красную горку – первое воскресенье после Пасхи.

Свадьба в понедельник – к богатству. Во вторник – к здоровью. Среда – день для свадьбы счастливый. Четверг принесет одни трудности в семейной жизни. Пятница также для свадьбы не годится.

Все эти приметы не имеют разумного обоснования. В Православии иной, осмысленный подход к брачным торжествам, выпадающим на конкретные дни недели. Среда и пятница являются постными днями, в которые вспоминается предательство и распятие Христа. Поэтому во вторник и четверг не венчают, ведь предстоящая брачная ночь – постная.

В мае нельзя расписываться в ЗАГСе и венчаться – будешь всю жизнь маяться.

Это суеверие пришло к нам из язычества, от древних римлян. Римские мужчины не женились в мае, потому что именно в этом месяце приносились жертвы мертвым и все носили траур. В Древнем Риме с 9 по 13 мая проходили Лемурии – дни, посвященные духам умерших. В этот период закрывались храмы, не совершались браки и в течение всего месяца празднества были нежелательны.

У славян последний месяц весны, напротив, предвещал веселье и радость. Ведь позади Великий пост. Продолжается весенний мясоед. Оживает природа.

Поверье, по которому якобы нежелательно вступать в брак в мае, возможно, связано с созвучием слов май – маета – маяться. Или же с тем, что в мае начинаются посевные работы.

Мнение Церкви на этот счет таково: «В мае месяце избегают браков якобы потому, что брачующиеся в этом месяце будут всю жизнь маяться, то есть плохо жить. Нелепое и смешное верование, возникшее вследствие простого случайного совпадения слов».

Разве распадаются и бывают несчастливы только браки, заключенные в мае? Конечно, нет. Люди маются не потому, что в этом месяце семью создают, а от себялюбия и гордыни. За подобными суевериями часто скрывается внутренняя незрелость и уход от ответственности. Мол, семья не сложилась из-за того, что «несчастливые» даты для свадьбы выбрали, а не потому, что должных усилий не приложили к сохранению любви.

К слову, 21 мая Церковь чтит память евангелиста Иоанна Богослова. Его еще называют «апостолом любви». Этому святому молятся о благополучии и счастье супружества. Так что если у вас есть желание создать семью именно в мае, не стоит откладывать.

В високосный год свадьбу лучше не играть и не венчаться.

А пить, есть, ходить на работу можно? Так почему нельзя семью создать в году, где на один день больше, чем в остальных? Это единственное – и при этом несущественное – отличие високосного года от других.

Если в пост сыграть свадьбу – счастья не будет.

Это мнение ближе к истине. Церковь не благословляет брачные торжества в посты, поскольку это время молитв и покаяния. Особой сосредоточенной духовной жизни, которая мало сочетается с обильным столом и весельем, присущим свадьбе.

Невенчанный брак является греховным сожительством.

Венчание – это модный обряд.

Прежде всего, не обряд, а таинство. Чем отличается таинство от обряда? Обряд – это сам порядок совершения таинства, церковной службы. Или часть богослужения. Например, помазывание освященным маслом, освящение воды, жилища.

В таинствах человек освящается, обновляется, преображается на душевном, духовном и телесном уровне. Таинства – от слова «тайна». В них сокровенно действует Божественная благодать. Например, во время венчания пара мистически делается единой плотью. Это не просто красивый образ, метафора. Такое чудо буквально ощущают венчаные супруги.

Люди, которые сегодня приходят венчаться, бывают зачастую далеки от христианского понимания брака. Начинаешь с ними беседовать, и выясняется, что обвенчаться они хотят, потому что это «красиво, романтично и модно». Мало кто понимает, что венчаный брак – огромная ответственность перед избранником, Богом и обществом. И какое это имеет отношение к сиюминутному и преходящему понятию моды? Ведь супруги дают клятвы любви и верности не только друг другу, но и Господу. Здесь уже нет места легкомыслию. Мол, поживем – увидим, если что – разбежимся. Как говорил протоиерей Аркадий Шатов (сейчас епископ Пантелеимон):

«Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых личностей, а как на подвиг и школу любви. И если ты соединился в браке с человеком – должен пройти эту школу до конца, а не до первых трудностей»

Если падает кольцо во время венчания или погаснет свеча – к разводу или вдовству.
Не бойтесь таких моментов! Эти случайности не таят никакой зловещей мистики. К ним нужно относиться спокойно – всякое бывает.

Беременной грешно венчаться

Грешно – до или вне брака забеременеть. Но опять-таки это не повод откладывать свадьбу или таинство брака. Перед венчанием жених и невеста исповедуются. На исповеди надо в этом покаяться. Родить в любом случае лучше, будучи обвенчанной. Ведь благодать этого таинства переходит и на детей!

Тем, кто прожил в браке много лет, венчаться уже нет смысла.

Венчаться есть смысл при любом стаже семейной жизни. Церковь только приветствует желание пар, проживших годы и десятилетия в крепком браке, скрепить его Божьим благословением. Ведь настоящий брак, начавшись на земле, продолжиться и в вечности. Там любовь мужа и жены раскроется во всей полноте и совершенстве. Сколько бы ни было лет такому союзу и супругам, их обвенчают с радостью.

Повенчались, а потом разбежались. Венчаться – к скорому разводу.

Венчание никак не может ускорить развод. Это абсурд. Венчаные и невенчаные союзы распадаются из-за нежелания супругов нести ежедневные, ежечасные труды в преодолении своей косности, негибкости, эгоизма.

Вечная любовь, к которой Церковь призывает мужа и жену, – это не только чувства, а еще ответственность и порядочность. А также волевое решение любить своего избранника несмотря ни на что. Независимо от уровня достатка, потери молодости и красоты с годами. Если не принять такого глубокого и серьезнейшего решения – чувства и брак станут крайне непрочными и шаткими. И будут зависеть от огромного количества обстоятельств.

Мне запомнились сказанные в свое время слова Патриарха Кирилла:

«Мы не язычники, чтобы считать таинство брака чем-то вроде талисмана. Благодать Божия не спасает ни человека, ни отношения сама по себе, без наших усилий. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то как может венчание сделать такое супружество прочным?»

Церковный развод называется «развенчанием».

Нет такого понятия как «развенчание». Поскольку люди сочетались в «плоть едину» – их отношения относятся к категории вечности. И только в некоторых обстоятельствах дается церковное благословение на повторный брак.

И, к слову, второбрачие, как и, в крайнем случае, третьебрачие – это снисхождение к человеческой немощи. Венчание для повторно брачующихся пар уже включает в себя две покаянные молитвы. Оно не такое торжественное, как для людей, вступающих в церковный брак впервые.


Те, у кого состоялась целая череда «гражданских браков», часто пытаются оправдать свои действия размышлениями о том, что отметка в паспорте ничего не значит. Но какие могут быть отношения без обязательств? Действительно ли они такие безобидные, как кажется на первый взгляд? И в конце концов, разве может любовь начинаться с греха?

Вместо ответа нам, православным, иногда говорят: мол, что плохого в гражданском браке. Подобные высказывания являются следствием очень глубокого духовного кризиса и общества, и личности. Ведь при таком подходе получается, что брак уже не воспринимается как нечто установленное не только Божественными, но и земными законами. Современному человеку даже не приходят в голову мысли о том, что нарушение ранее установленных вековых традиций и правил — это свидетельство о стремлении ко злу.

Представим обычную картину современности: мужчина и женщина решили пожить вместе, но не дали никаких обязательств ни перед Богом, ни перед ближайшими родственниками. В данном случае эти люди сами толком не знают: существуют ли между ними хоть какие-то взаимные обязательства, отвечают ли они друг за друга или нет. Если же говорить о духовной стороне такого «брака», то нужно четко понимать: если семья не создается как малая церковь, то в нее обязательно проникнут силы тьмы. Как гласит народная мудрость, свято место пусто не бывает. Где нет Бога, там хозяйничает и господствует сатана. Фундамент, заложенный не по-христиански, превратится в камень преткновения, а вместо семейного тепла повеет холодом разочарования.

«Гражданский брак свидетельствует о взаимном недоверии»

Вдумаемся в слова, которыми апеллируют молодые люди: дескать, мы сначала поживем вместе, узнаем друг друга, а потом уже примем соответствующее решение. В этой фразе просматривается банальный расчет, который вообще неуместен в отношениях любящих людей. Ведь один человек, пожив в таком «браке», может относиться к другому как к родному. А тот, в свою очередь, вдруг захочет расстаться. Так что сам по себе гражданский брак свидетельствует о взаимном недоверии. Да и сама попытка оправдания блудного сожительства — ничто иное, как желание пожить «на чемоданах». Тогда как согласно церковному взгляду, союз мужчины и женщины — чудо любви, где двое становятся одной плотью. И понятно, что если союз двух сердец не скреплен законными узами, то чуда не произойдет. В итоге мужчина и женщина так и останутся чужими.

Помнится, отец Анатолий Затовский во время нашего интервью привел интересные наблюдения из собственной священнической практики: по его наблюдениям, число разводов среди венчанных пар примерно в десять раз меньше, чем среди невенчанных. Что ж тут уже говорить о гражданском браке? Может ли закончиться добром то, что начинается со зла? Увы, нет. Ведь путь к добродетели всегда лежит через отказ от греховной жизни, т.е. через покаяние. А вот грехи всегда ведут к скорби — вполне заслуженной епитимии за нарушение Божьих заповедей. Поэтому семейные неурядицы и трагедии возникают не на пустом месте: на самом деле они являются печальными последствиями добрачной жизни.

Утопая в прелюбодеянии, человек тем самым удаляется от Небесного Отца, а следовательно, от Божественной благодати. И тогда начинается процесс разложения и умирания человеческой души: она засыхает, как цветок без живительной влаги и света. Грешник увядает и духовно, и физически.

«Тайна сия велика»

Блудное сожительство часто используется в качестве некой удобной формы сосуществования двух людей. Но рано или поздно это заканчивается расставанием, а крайними становятся, в основном, лица слабого пола.

С духовной точки зрения гражданский брак — локальный недуг души. И не надо быть великим врачом, чтобы осознать простую истину: никакую болезнь невозможно лечить локально. К примеру, если болит голова, ее нельзя вылечить одной лишь таблеткой от головной боли. Ведь она заболит снова, поскольку причина может быть вызвана повышенным артериальным давлением. Другими словами, если человек отрицает ценности христианства, то разве можно ему объяснить, что нельзя находиться в блудном сожительстве? Он и она сначала должны увидеть неправильность своих жизненных ориентиров. А если расценивать все с позиций комфорта или неудобства, то вряд ли можно доказать, что гражданский брак не является нормальной формой жизни для любящих людей.

Чтобы отречься от блудного сожительства, нужно принять христианское понимание брака, который называется таинством. Так, апостол Павел сравнивает союз мужчины и женщины с Небесным Женихом и Его Невестой: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32). Согласно новозаветному учению, супруга должна подчиняться мужу, а он — подражать Спасителю: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее» (Еф. 5, 22-25).

Союз мужчины и женщины должен быть крепким и неразрушимым: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Супружеская измена является тяжелейшим преступлением против Бога. Поэтому, если кто-то «разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 6). В отличие от сожительства, важной частью законного брака является самопожертвование. Его суть изложена в послании апостола Петра: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». (1 Петр. 3, 1-4,7).

«Особый дар Творца»

Главная цель брака — духовно-телесное единство. Ведь первая заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится ко всем живым существам. И только люди призваны составить в любви «одну плоть».

В ранние века Церкви семейные союзы заключали в Божьем благословении, которое получали через епископа, позже — через пресвитера. Об этой необходимости писал еще Игнатий Богоносец (в Послании к Поликарпу): «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию». На эти важные моменты указывали и другие учителя Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие. Во времена Византийской империи запрет на вступление в брачный союз без ведома священника последовал при императоре Андронике II Палеологе (1282-1328) и Патриархе Афанасии I (1289-1293; 1303-1309).

В дореволюционный период, когда церковный брак обладал юридической силой, Венчание совершали при поручителях: в народе их называли «дружка», а в богослужебных книгах (требниках) — «восприемники». Своими подписями они скрепляли акт венчания в метрической книге и принимали участие в обручении (во время обхождения вокруг аналоя придерживали венцы над головами жениха и невесты).

В настоящее время православное отношение к браку выражено в одном из главных церковных документов — «Основах социальной концепции»:

«Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении…».


- Правда ли, что Церковь считает невенчанный брак блудом? И дети, которые рождаются в таком сожительстве, являются незаконнорожденными. И вообще, невенчанный брак с точки зрения Церкви - мерзость перед Богом?

- Как Церковь относиться к живущим «гражданским браком»?

- «Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, - один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом.

- Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой?

- На первых же страницах Библии ясно написано о том, что Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно, - после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Поэтому апостол Павел прямо пишет, что брак - честен, и ложе - нескверно…. Грехопадение же первых людей заключалось в нарушении запрета на вкушение плодов от древа познания добра и зла.

- Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

- Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «…Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту.

Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза.

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

- Почему в Церкви так почитают идеал девства и целомудрия? Ведь они являются прямым отрицанием брака…

- Девство и целомудрие, парадоксальным образом, являются не отрицанием, а самым что ни на есть прямым утверждением и укреплением института брака. Целомудрие в христианской традиции не имеет ничего общего с отрицанием брака или с пренебрежительным отношением к физическому общению супругов. В начале прошлого века протоиерей П. И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства. Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается».

- Почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?

- Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака — создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским.

Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни — к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели — только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

- Существует ли особое таинство на «развенчание» брака, после которого можно венчаться еще раз с другим человеком?

- Нет, такой процедуры не существует. Церковного развода не бывает. Однако, если семья все-таки разрушена, Церковь может благословить и второй брак. Но получить такое благословение могут не все желающие. Для этого существует несколько причин расторжения предыдущего брака, которые описаны в официальных церковных документах: неизлечимая душевная болезнь, венерические заболевания и СПИД, алкоголизм и наркомания, измена супруга, оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь супруга/супруги или детей, самокалечение одного из супругов, нахождение одного из супругов в розыске или без вести пропавшего на протяжении долгого времени, изменение веры одного из супругов, аборт, (кроме тех случаев, когда он был произведен по медицинским показаниям).

А вот такие причины, как плохие отношения с родственниками супруга, неспособность материально обеспечить семью, разные характеры, не являются поводом для расторжения церковного брака. В этих случаях разрешение на повторный церковный брак получает только супруг, неповинный в распаде прежнего брака.


- Правда ли, что Церковь считает невенчанный брак блудом? И дети, которые рождаются в таком сожительстве, являются незаконнорожденными. И вообще, невенчанный брак с точки зрения Церкви - мерзость перед Богом?

- Как Церковь относиться к живущим «гражданским браком»?

- «Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, - один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом.

- Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой?

- На первых же страницах Библии ясно написано о том, что Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно, - после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Поэтому апостол Павел прямо пишет, что брак - честен, и ложе - нескверно…. Грехопадение же первых людей заключалось в нарушении запрета на вкушение плодов от древа познания добра и зла.

- Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

- Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «…Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту.

Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза.

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

- Почему в Церкви так почитают идеал девства и целомудрия? Ведь они являются прямым отрицанием брака…

- Девство и целомудрие, парадоксальным образом, являются не отрицанием, а самым что ни на есть прямым утверждением и укреплением института брака. Целомудрие в христианской традиции не имеет ничего общего с отрицанием брака или с пренебрежительным отношением к физическому общению супругов. В начале прошлого века протоиерей П. И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства. Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается».

- Почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?

- Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака — создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским.

Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни — к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели — только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

- Существует ли особое таинство на «развенчание» брака, после которого можно венчаться еще раз с другим человеком?

- Нет, такой процедуры не существует. Церковного развода не бывает. Однако, если семья все-таки разрушена, Церковь может благословить и второй брак. Но получить такое благословение могут не все желающие. Для этого существует несколько причин расторжения предыдущего брака, которые описаны в официальных церковных документах: неизлечимая душевная болезнь, венерические заболевания и СПИД, алкоголизм и наркомания, измена супруга, оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь супруга/супруги или детей, самокалечение одного из супругов, нахождение одного из супругов в розыске или без вести пропавшего на протяжении долгого времени, изменение веры одного из супругов, аборт, (кроме тех случаев, когда он был произведен по медицинским показаниям).

А вот такие причины, как плохие отношения с родственниками супруга, неспособность материально обеспечить семью, разные характеры, не являются поводом для расторжения церковного брака. В этих случаях разрешение на повторный церковный брак получает только супруг, неповинный в распаде прежнего брака.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: