Должности на корабле по порядку гражданские суда

Обновлено: 28.04.2024

5. В целях обеспечения использования судна по назначению на нем комплектуется экипаж, члены которого обладают необходимой квалификацией, а численность обеспечивает выполнение свойственных задач в полном объеме.

Численность экипажа судна с перечнем должностей по каждой специальности устанавливается штатом (штатным перечнем) для каждого проекта судна в зависимости от его предназначения (специализации).

6. Экипаж судна возглавляется капитаном и состоит из командного и рядового состава. К командному составу судна относятся: капитан, помощники капитана, начальники служб, начальник радиостанции, механики, электромеханики, инженеры различных специальностей (в соответствии со штатом (штатным перечнем) судна) и врачи.

К рядовому составу относятся остальные члены экипажа.

7. К работе на судах Военно-Морского Флота допускаются граждане Российской Федерации, имеющие:

диплом или квалификационное свидетельство, подтверждающие право занятия должности на судне;

заключение медицинской комиссии о годности по состоянию здоровья для работы на судах.

8. Все члены экипажа назначаются на судно приказом должностного лица, обладающего правом приема на работу и увольнения лиц гражданского персонала. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу без согласия капитана*(4).

Порядок приема на работу членов экипажа судна, порядок и основания их увольнения, особенности регулирования труда лиц гражданского персонала на судах, а также дополнительные основания для прекращения (продления) трудового договора (контракта) определяются Уставом о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота*(5), Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

9. Срок приема и сдачи дел для капитана устанавливается должностными лицами органов военного управления с учетом положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации*(6).

Срок приема и сдачи дел для командного состава судна устанавливается капитаном.

10. В зависимости от выполняемых функциональных обязанностей командный и рядовой состав судна приказом капитана распределяется по службам и командам:

эксплуатационная служба обеспечивает безопасное судовождение и управление судном, снабжение судна материальными средствами (исключая топливо, смазочные масла и воду), а также выполнение перегрузочных и других работ, связанных с его эксплуатацией;

электромеханическая служба обеспечивает содержание, эксплуатацию и техническое обслуживание средств движения судна и средств борьбы за его живучесть, снабжение судна топливом, смазочными маслами и водой, а также выполнение профилактических, наладочных и ремонтных работ, связанных с его эксплуатацией;

радиотехническая служба обеспечивает судно связью и техническую готовность аппаратуры связи и радиотехнического оборудования судна;

медицинская служба обеспечивает охрану здоровья экипажа, оказание медицинской помощи членам экипажа и пассажирам;

боцманская команда обеспечивает обслуживание корпуса, корпусных конструкций, палубных механизмов, устройств и систем судна, а также поддержание в постоянной готовности к использованию судовых катеров, шлюпок и спасательных средств;

машинная команда обеспечивает обслуживание главных и вспомогательных двигателей, котлов, электрооборудования и средств борьбы за живучесть судна, а также выполнение профилактических, наладочных и ремонтных работ, связанных с их эксплуатацией;

команда обслуживания обеспечивает бытовое обслуживание экипажа.

На специальных судах дополнительно могут быть организованы службы: радиационной безопасности, химическая, поисково-спасательная, подводно-технических работ, а также судовые команды (партии) водолазов, пожарных, вычислительной техники, специальных измерений и другие структурные подразделения в зависимости от предназначения судна и численности экипажа.

11. На судах с численностью экипажа менее 10 человек службы (команды) не создаются, а должностные обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, совмещаются членами экипажа с учетом их специальности и опыта работы.

12. Для выполнения срочных работ, требующих немедленного устранения повреждений судна, оказания помощи другому судну или спасения людей, терпящих бедствие в море, а также для подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности все члены экипажа распределяются по судовым постам и специальным группам (партиям), развертываемым по сигналу судовой тревоги.

13. Судовая тревога объявляется капитаном или вахтенным (сменным) помощником капитана самостоятельно или по приказанию капитана для вызова всех членов экипажа на судовые посты и рабочие места в целях:

ликвидации аварийной ситуации, возникшей на судне (пожара, взрыва, посадки на мель, штормового или ледового повреждения, повреждения (водотечности) корпуса, поломки главных двигателей или других повреждений, в результате которых судно стало немореходным);

заблаговременной подготовки судна к предотвращению грозящей ему опасности (подходу к опасному для плавания району, приближению шторма, опасным волнам цунами и т.п.);

отработки действий экипажа на судовых постах и рабочих местах по борьбе за живучесть судна, проверки готовности к действию технических средств, обеспечивающих его безопасность, а также подготовленности экипажа к их использованию (учебная тревога).

14. Судовая тревога объявляется сигналом - непрерывным звонком громкого боя в течение 25-30 секунд. При пожаре во время стоянки судна у причала сигнал звонком дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Сигнал звонком дублируется голосом по судовой трансляционной сети с указанием причин тревоги (пожар, пробоина) и места пожара (пробоины). При отсутствии или неисправности звонковой сигнализации сигнал подается паровым свистком, тифоном или сиреной.

При проведении судовых учений после сигнала тревоги передается слово "учебная".

15. Распределение экипажа по судовым постам и специальным группам (партиям) устанавливается расписанием по судовой тревоге. В расписании по судовой тревоге определяются обязанности (действия) членов экипажа после подачи сигнала тревоги, включая:

управление судном, в том числе с использованием запасных (аварийных) средств и систем управления;

наблюдение за горизонтом, воздухом и водой, использование аварийных средств радиосвязи и специальных средств, установленных на судне;

герметизацию корпуса, борьбу с поступлением забортной воды, борьбу с пожаром;

оказание первой медицинской помощи и санитарную обработку раненых и пораженных членов экипажа и пассажиров;

подготовку к спуску на воду судовых катеров, спасательных шлюпок (плотов), проверку их снабжения и готовности к использованию аварийных средств радиосвязи и сигнализации;

действия экипажа при оставлении судна и угрозе его гибели (эвакуацию раненых и пораженных, спасение карт данного похода, судовых документов и ценностей).

16. Расписание по судовой тревоге должно вывешиваться на видном месте в общедоступных помещениях судна. Выписки из расписания по судовой тревоге должны вывешиваться у спального места каждого члена экипажа с указанием судового поста или рабочего места, на которое он должен прибыть, и обязанностей, выполняемых по сигналу тревоги.

17. Для выполнения работ повышенной опасности, требующих усиления вахты и одновременного нахождения экипажа или его большей части на судовых постах, члены экипажа - специалисты, обслуживающие механизмы, устройства и системы судна, распределяются по отдельным судовым постам и рабочим местам, развертываемым для выполнения этих работ.

Указанное распределение экипажа устанавливается авральными расписаниями, вводимыми в действие по решению капитана сигналом "слушайте все" (три коротких звука ревуном или звонком) и командой (голосом) с ходового мостика с указанием цели вызова экипажа на судовые посты и рабочие места.

18. В авральных расписаниях определяются обязанности (действия) членов экипажа:

при плавании в районах интенсивного судоходства (каналах, проливах), приближении к берегу или к району, опасному для плавания (лёд, обломки судов), в штормовую погоду, если есть опасность повреждения судна и в других сложных условиях;

при входе судна в базу (порт) и выходе из нее, постановке на якорь (швартовы), постановке в док или выходе из него;

при оказании помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие в море;

при буксировке аварийного корабля или судна, имеющего на борту боеприпасы, взрывчатые вещества или иные опасные грузы;

при приёмке (передаче) боеприпасов и других опасных грузов, в том числе на ходу, одновременно нескольким кораблям;

при постановке (выборке) плавучих средств навигационного (рейдового) оборудования, придонных устройств и подводных кабелей связи;

при других работах, выполняемых членами экипажа сверх установленной продолжительности рабочего времени (вахты).

Конкретный перечень авральных расписаний для каждого судна устанавливается руководителем (командиром) вышестоящего органа военного управления по представлению капитана.

19. Для обеспечения повседневной деятельности судна, его безопасности и поддержания готовности технических средств к использованию на каждом судне должно быть составлено расписание по заведованиям.

В расписание по заведованиям вносятся все технические средства (механизмы, устройства, системы) судна, предметы оборудования и снабжения, индивидуальные и коллективные спасательные средства, запасные части, инструменты и принадлежности, техническая документация, а также помещения судна с указанием членов экипажа, ответственных за их содержание.

20. С учетом типа, назначения и особенностей судна по усмотрению капитана могут составляться другие расписания, определяющие обязанности членов экипажа при несении ходовой навигационной (машинной) вахты, радиовахты, погрузке (выгрузке) крупногабаритных воинских грузов или выполнении иных систематически повторяющихся работ. Перечень указанных расписаний для каждого судна утверждает руководитель (командир) вышестоящего органа военного управления.

21. Все расписания вносятся в книгу судовых расписаний. Фамилии, имена и отчества членов экипажа вписываются в книгу карандашом.

В книгу судовых расписаний должны быть внесены:

схема организации судна;

схема расположения командных пунктов и судовых постов;

схема расположения и нумерация пожарных рожков, огнетушителей и судовых постов, укомплектованных спасательными средствами;

схема расположения аварийных средств связи;

схема технического и зрительного наблюдения за надводной обстановкой;

перечень непроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий, определяющий их положение по судовой тревоге, с их маркировкой.

К книге судовых расписаний должен быть приложен сборник должностных инструкций экипажа судна, подписанный капитаном и утвержденный руководителем (командиром) вышестоящего органа военного управления.

На судах с численностью экипажа менее 10 человек книги судовых расписаний не ведутся, а обязанности членов экипажа по судовой тревоге вывешиваются на видном месте в общедоступных помещениях.

22. По мере отработки организации выполнения задач по обеспечению сил флота и накопления опыта, а также в связи с конструктивными или штатными изменениями капитан обязан вносить необходимые корректуры в судовые расписания и представлять их на утверждение руководителю (командиру) вышестоящего органа военного управления.

Общие обязанности членов экипажа судна

23. Общие обязанности членов экипажа судна заключаются в соблюдении и выполнении ими правил и норм, установленных судовыми расписаниями и должностными обязанностями, а также требований, установленных настоящим Уставом и трудовым договором (контрактом).

24. Командный состав судна обязан:

организовывать труд подчиненных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и трудовым договором (контрактом), требовать неукоснительного соблюдения трудовой дисциплины;

организовывать подготовку подчиненных к самостоятельному несению ходовых (стояночных) вахт, их обучение и тренировки при обслуживании новых технических средств, устройств и систем, установленных на судне;

организовывать подготовку подчиненных к выполнению обязанностей по судовой тревоге, борьбе за живучесть судна и обслуживанию технических средств;

непосредственно руководить работой подчиненных по выполнению обязанностей на судовых постах при несении вахт и обслуживании технических средств, знать их деловые и моральные качества;

проводить инструктаж подчиненных по безопасности труда, проверку знаний и приобретенных навыков выполнения работ с оформлением допуска к этим работам в установленном порядке;

организовывать эксплуатацию и содержание технических средств заведования в соответствии с установленными правилами и инструкциями завода-изготовителя;

предъявлять в установленные сроки к освидетельствованию и проверкам технические средства (механизмы, устройства и системы) судна, контрольно-измерительные приборы и инструменты, для которых эти проверки установлены заводом-изготовителем;

организовывать в рамках своей компетентности снабжение судна имуществом и запасными частями, их учет, хранение и рациональное расходование;

составлять и предъявлять в установленном порядке ремонтные ведомости (материалы для ремонтных ведомостей) по заведованию, контролировать ход и качество ремонта, проводимого специалистами судоремонтного предприятия;

информировать своих подчиненных о задачах, обстановке и особенностях каждого выхода судна в море, инструктировать вновь поступивших в подчинение лиц о порядке действий по судовой тревоге, при оставлении судна и нахождении на спасательных средствах;

своевременно вносить необходимые записи в журналы, формуляры и другие эксплуатационные документы, ведущиеся на судне;

следить за поддержанием чистоты и порядка в помещениях и на рабочих местах, за соблюдением в них противопожарных и санитарных правил.

Лица командного состава должны организовывать свою работу во взаимодействии со специалистами вышестоящих органов военного управления и профсоюзными организациями, используя их влияние для успешного выполнения поставленных задач.

25. Каждый член экипажа обязан:

знать и четко выполнять свои должностные обязанности, обязанности по судовым расписаниям и эксплуатационным инструкциям;

уметь ориентироваться в любом помещении судна, найти вход, выход, средства внутрисудовой связи, переносные аварийно-спасательные средства, уметь включить и отключить вентиляцию, основное и аварийное освещение;

знать основные принципы тушения пожаров, расположение противопожарного оборудования, имущества и инвентаря, уметь пользоваться ими для тушения пожара;

знать маркировку и назначение дверей, люков, горловин, уметь задраивать и отдраивать непроницаемые, вентиляционные и другие закрытия для герметизации (разгерметизации) аварийных помещений (отсеков);

знать расположение индивидуальных и коллективных спасательных средств, уметь пользоваться ими, владеть приемами оказания первой медицинской помощи для выживания в экстремальных условиях на воде;

выполнять правила эксплуатации технических средств, находящихся в заведовании, соблюдать установленные требования безопасности (охраны труда) и предотвращения загрязнения морской среды;

поддерживать уровень квалификации по занимаемой должности, своевременно проходить в установленном порядке проверку знаний и практических навыков, относящихся к его трудовой деятельности;

покидать судно только с разрешения капитана, а при его отсутствии - старшего (вахтенного) помощника капитана;

соблюдать правила ношения форменной одежды.

26. Члены экипажа, виновные в порче (поломке) механизмов, устройств или систем судна, несут материальную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

27. Обязанности членов экипажа, должности которых в настоящем Уставе не указаны, определяются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем (командиром) вышестоящего органа военного управления.

Обязанности, выполнение которых предусмотрено специалистами, отсутствующими в штате судна, по решению капитана могут распределяться между другими членами экипажа.

🌈Всем привет, друзья. Давненько я не публиковал статьи, именно на морскую тематику🚢Сегодня мы поговорим о том, кто вообще работает на судне, сколько всего человек в экипаже и какие у кого обязанности.

Итак, экипаж современного судна торгового флота (в моем случае, это танкер) состоит всего лишь из 20-25 человек. 👀Да, огромной махиной в 200-300 метров управляют так мало человек. В прошлом веке, экипажи были в несколько раз больше, но и ценности тогда были другие.

Сейчас экономят на всем и всех, сокращают должности, например, которые существовали несколько десятков лет, а то и больше. Но в 21 веке стали вдруг не нужны❓❗ Если раньше с одними и теми же обязанностями справлялись два человека, то в данный момент, оказывается обойтись можно и одним, но зарплатку мы ему поднимать не будем, ведь незачем же, правда?!😒

📛Новые суда и корабли стали же более современные и автоматизированные, возразите вы. Чего не сокращать то народ?! Если они и стали таковыми, то в корне это работу никому не облегчило и меньше ее не стало. Идет постоянная "нефтяная гонка" и вынужденное стремление соответствовать международным кодексам и конвенциям. Бумажно-электронной работы все больше и больше!

👆Я понимаю, когда эта автоматизация-инновация действительно может заменить человеческий труд. Приведу пример📝 На мясной завод поступает абсолютно новый роботизированный механизм, который способен нарезать мясо, да еще и делает он это лучше и быстрее, чем человек. В таком случае, можно сократить какую то часть работников этого цеха? Можно! Неприятно конечно, попадать под сокращение, но здесь оно хотя бы имеет весомые причины. А когда, берут и сокращают должность, и тебе приходится пахать за себя и за того парня, то это весьма странно, но с легкостью объяснимо - Э-КО-НО-МИ-Я!💰

Ладно, хватит возмущаться😀, давайте пробежимся по должностям и обязанностям. Условно разделю экипаж на 4 категории:

1. Палуба

  • Боцман - царь палубы и предводитель матросов, на флоте его принято называть - дракон🐉Дыхнет огнем - мало не покажется😁Под началом старпома планирует работы на палубе, главный по отдаче якоря, несет вахту у трапа во время грузовых операций.
  • Донкерман - подпольная кличка - доня, иногда называем человек-насос (pumpman)😀Незаменимый человек на борту, от и до знает грузовую и балластную системы и обеспечивает их ТО. Очень помогает старпому на грузовых операциях.
  • Матрос 1-го класса - (на судне их 3 человека) - несет навигационные вахты вместе со штурманами, стоит на руле(управляет судном). Если навигационные вахты отсутствуют, тогда выполняет самые разные работы на палубе по распоряжению боцмана. Самые популярные - это конечно борьба с коррозией и покраска, этим на судне занимаются практически каждый день!😮
  • Матрос 2-го класса - (на судне их 2 человека) - самые "вкусные" распоряжения от боцмана прилетают именно ему, как самому молодому(не всегда)😀Навигационную вахту не стоит, во время грузовых операций несет вахту у трапа, как и боцман. Его лучший друг - это пистолет(отбивка ржавчины) и валик😬

2. Машина

  • Старший механик - вождь всего машинного отделения, король г*вна и пара💩💨😂 Его принято называть - дед! Знает абсолютно все о любом механизме. Несет ответственность за всю машину и другие судовые системы.
  • 2-й механик - правая рука стармеха, распределяет ежедневные работы в машинном отделении. Является вахтенным механиком и несет вахту с 04:00 - 08:00 и 16:00 - 20:00. Отвечает за многие механизмы и системы судна.
  • 3-й механик - главный по котлам (могу ошибаться, механики поправьте😉). Вообще среди механиков различные системы и механизмы распределены по-своему и они всегда готовы подстраховать друг друга. Несет вахту в машинном отделении с 00:00 - 04:00 и 12:00 - 16:00
  • 4-й механик (сейчас эту должность стали сокращать) - главный по фекальной системе, бывает и такое, что приходится по локти уходить в это "добро"💩Несет вахту в машинном отделении с 08:00 - 12:00 и 20:00 - 24:00.
  • Электромеханик - предводитель всего, что связано с электрикой⚡, а этого добра на судне, ойойой как хватает! Если что-то вышло из строя - звони электромеханику! На флоте его называют: электришн, электричка, а у дальневосточников - сэм.
  • Фиттер - сварщик и токарь в одном лице. Еще один незаменимый человек на судне. Хороший токарь выточит практически любую деталь.
  • Моторист - прекрасный помощник механика, обслужит любой механизм, переберет любую систему. А если механик пришел молодой, да еще и первый раз в должности, грамотный моторист может стать хорошим учителем для него.
  • Моторист 2-го класса - зачастую молодой работник, которому слегка за 20 лет. По мере того, как набирается опыта, выполняет много нужной и полезной работы в машине.

Предлагаю сделать перерыв и посмотреть видео, которое тесно связано с работой моряков. При проходе проливов задействованы многие должности на судне. Смотреть всем!

3. Мостик

  • Капитан - царь всея судна!👑Подпольная кличка - дядя😄. Несет ответственность абсолютно за все, что происходит на судне. Выполняет огромный спектр работ, держит на контроле выполнение обязанностей остальных членов экипажа.
  • Старший помощник - он же чиф или старпом, правая рука капитана и главный по грузовым операциям и палубе в целом. Босс боцмана, распределяет палубные работы. Несет навигационную вахту(если нет дополнительного помощника) 04:00 - 08:00 и 16:00 - 20:00.
  • 2-й помощник - навигационный помощник🌍, хозяин мостика и всего навигационного оборудования. По совместительству еще и медицинский помощник💉(альтернатива врачу), об этом я писал в своей статье. Стоит навигационную вахту с 00:00 - 04:00 и 12:00 - 16:00. Иногда его называют - ревизор.
  • 3-й помощник - он же трояк, несет ответственность(под началом старпома) за спасательное и противопожарное оборудование на судне. Готовит документы на приход в порт и отход. Считает экипажу зарплату и выполняет много остальной бумажной работы. Стоит навигационную вахту с 08:00 - 12:00 и 20:00 - 24:00.
  • Дополнительный помощник (иногда) - варианты могут быть самые разные и названия тоже. Это и экстра 3-й или 2-й помощники, 4-й помощник, а может его и не быть. Я работал на многих судах, где никаких доппомощников не было. Конечно, если его присылают на судно, он значительно разгружает работу команды мостика.

4. Камбуз

  • Повар - очень важный человек на судне🍳, от него зависит то, в каком настроении будут работать остальные члены экипажа. Вкусно и сытно покушал😍 и сразу улыбка на лице и силы появляются!
  • Буфетчик - помощник повара. Накрывает столы, моет посуду, чистит морковку/картошку и тд. Ох, чуть не забыл! Несколько раз с такими буфетчиками работал, они такие сладости выпекали, что просто закачаешься🍩🍪🍰😻

⭐Мечтали когда-нибудь стать моряком?⚓ В какой должности бы пошли в мореплавание? Делитесь в комментариях💬

Благодарю за внимание. Если понравилась статья, то ставь лайк👍 и подписывайся на канал "Папа в море"⚓

Сегодня поговорим про членов экипажа, какие должности на судне есть и как они изменились с течением времени.

Прогресс не стоит на месте и это так же касается флота. Все больше процессов автоматизируется и все меньше народу остается на судах. Устав службы на судах СССР предусматривал и радиста, и 5 помощника капитана, сейчас на торговом флоте нет радиста в принципе и не всегда даже 3 помощник есть.

Сегодня рассмотрим должности на примере моего судна и кратенько их обязанности. Начнем пожалуй с мостика и пойдем вниз по палубам.

Мое судно вмещает 164 человека, поэтому должности могут менять в зависимости от поставленной задачи. Но есть должности, которые есть при любых условиях. Вот о них я сегодня и расскажу.

1. Навигационный мостик.

На и начнем конечно же с капитана.

Капитан — царь и бог на судне. Отвечает за все и всех. Самый опытный и самый мудрый член экипажа, в теории. Но так бывает не всегда, к сожалению.

Капитан является представителем компании в российских и иностранных портах. Интересный факт, капитан имеет право регистрировать браки на судне.

Старший помощник второй по опыту из штурманов, после капитана. Сокращено СПКМ. Так же называют чифом. Следит за соблюдением техники безопасности на судне. Главный по охране труда и мер безопасности на судне. Следит за пожарным оборудованием и спасательными средствами на судне и за судовой аптечкой.

Является вахтенным помощником капитана и несет вахту с 04.00-08.00 самую тяжелую вахту на судне. Ведь по естественным причинам человек больше всего в это время хочет спать. И так же дневная вахта с 16.00-20.00 тоже его.

Второй помощник капитана — вахтенный помощник капитана стоит вахту с 00.00-04.00 и с 12.00-16.00. Ушедшую должность радиста переложили на второго помощника и теперь он ответственный за аппаратуру ГМССБ . Главный по грузовым операциям и расчету остойчивости судна. Ответственный за продукты на судне, поэтому носит гордое прозвище "Ревизор". Вот тут об обязанностях второго помощника подробнее.

В отсутствии 3 помощника капитана принимает все его обязанности на себя. Вся канцелярия, все судовые документы и документы экипажа, оформление экипажа, вся навигация ложится на него.

На данный момент 3 помощника у нас нет, поэтому вахту с 08.00 до 12.00 и с 20.00 до 24.00 несет капитан.

В придачу к основным обязанностям штурманского состава, на судне есть DP стойка, которой должны уметь пользоваться все штурмана. Все помощники капитана и сам капитан операторы DP.

2. Палуба.

На палубе у нас народе не много, всего 3 человека.

И первый из них Боцман. Боцман начальник палубы и начальник всех матросов. Самый опытный человек на палубе, грамотный боцман на вес золота. Ведь от него напрямую зависит, в каком состоянии будет палуба и палубные механизмы. На судах его еще называют драконом. Ведь некоторые боцмана очень даже хорошо драконят своих матросов. Но только по делу.

Матрос — вообще матросы могут быть вахтенными и квалифицированными. Разница между ними в допуске на разные типы работ. И если уж совсем разбираться, то вахтенные матросы стоят вахту со штурманами на мосту, а квалифицированные работают на палубе. Но на моем судне все матросы работают на палубе и несут вахту у трапа.

3. Машинное отделение.

Старший механик — практически как капитан, только в машинном отделении. Его еще дедом называют. Самый опытный и грамотный механик на судне. Ответственный за любую вещь, которая может хоть как то крутиться и шуметь при этом.

Второй механик — старший помощник в мире машинного отделения. Правая рука деда. Несет вахту с 00.00 до 04.00 и с 12.00 до 16.00, как и второй помощник капитана. Зачастую ответственный за механизмы в машинном отделении.

Третий механик — ответственный за топливо на судне, за сохранность механизмов спасательных шлюпок. Несет вахту с 04.00 до 08.00 и с 16.00 до 20.00. В отсутствии 4 механика (его еще ласково называют чирик) берет на себя его обязанности, системы водоснабжения судна, балластной системы. Из-за таких обязанностей 4 механика могут называть королем г*вна и пара.

Электромеханик — электрон судна. На современных судах уже очень много электроники. Стереотип, что электромеханики нужны только для того, чтобы менять лампочки по судну уже несостоятельны. Чего стоит только наш судовой кран. В нем электроники настолько много, что электромеханика в нем видим чаще, чем крановщиков.

Моторист — матрос в мире машинного отделения. Выполняет работы по машинному отделению. Варит, токарит. В некоторых случаях может заменить 4 механика.

4. Камбуз.

На камбузе у нас трудится только повар. Второй по важности человек на судне, после капитана. Как можно качественно работать на голодный желудок?

Вот есть посчитать, то на судне сейчас находится всего 12 человек, которые полностью покрывают нужды судна.

Надеюсь вам понравилось. Можете и другие мои статьи почитать, пока я пишу следующую. Если есть вопросы задавайте обязательно отвечу.

высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.

- в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой

- командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)

-
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана ( т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.

-
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.

-
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)

-
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.


- один из старших офицеров. Выше его по регламенту был только штурман.
На всех кораблях был один шкипер. Шкипер отвечал за учет, наличие,
хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шкиперского
имущества. Вел журнал этого имущества. К шкиперскому имуществу
относился весь съемный рангоут (мачты, реи), весь такелаж ( канаты,
веревки , блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи,
плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические
изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные
материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шкипер принимает
на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество.
Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам
хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на
якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного
каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию
уборки корабля, наведением порядка. Шкипер надзирает за работой
матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшкипер замещает
шкипера в его отсутствие.


- отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.


- специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ —
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.

-
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.


- это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По
числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два
канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и
производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка
после выстрела возлагалась на солдат. Матросы же отношения к пушкам не
имели.


- командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.


- обязан следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и
чинить их; осуществлять контроль за качеством принимаемых на корабль
деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком
устранять течи в корпусе. Обязан также следить - нет ли где поступления
воды в корпус. Ведут журнал учета поступления и расхода деревянных
деталей, материалов. Обязаны знать размеры и конструкцию всех
деревянных деталей с тем, чтобы могли грамотно заказать на берегу
изготовление деталей для данного корабля.

-
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.


- на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.

Солдаты (морские пехотинцы)

- привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.

-
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.


Работа на кораблях дальнего плавания привлекает очень большое количество людей, которые готовы проводить в море большую часть своего времени. Многие думают, что работать на кораблях дальнего плавания или на круизном судне можно только на должности моряка.

Круизные лайнеры

Самые большие круизные лайнеры

Но на самом деле, количество востребованных вакансий гораздо больше. Связано это с активным и динамичным развитием флота РФ, как военного, так и гражданского. Вакансии существуют и для мужчин, и для женщин как для опытных моряков, так и для людей без опыта.

Специфика работы на корабле

Работа на море имеет множеством нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать, прежде чем соглашаться на подобные предложения. Для каждой должности существует свой набор минимальных требований, которым должен соответствовать сотрудник гражданского или военного флота России.

Диплом об окончании ВАГШ

Образец диплома об окончании ВАГШ. Специальность – командно-штабная, оперативно-стратегическая.

Обычные матросы для того, чтобы найти работу, должны закончить специальные мореходные училища. Командный состав, особенно старший, должен получить высшее образование в академии или университете.

Обязательным является изучение и знание иностранных языков, в частности, английского, который считается языком международного общения.

Для работы на круизных судах иностранные языки просто необходимы, поскольку на кораблях путешествуют в основном иностранцы. Также важно, чтобы работник судна имел диплом в конкретной сфере. Например, механик знал инженерное дело, а кок обладал знаниями в кулинарии.

Круизный ланер

Одной из главных особенностей является то, что сотрудники судов и кораблей должны быть готовыми к длительным поездкам. К таким странствиям должны быть готова не только команда, но и члены семьи.

Положительные и отрицательные стороны

Работа на корабле – это сложный, увлекательный и занимательный процесс, что позволяет морякам продвигаться по карьерной лестнице, достаточно неплохо зарабатывать, найти подходящую должность на суше.

Моряки зарабатывают значительно больше, чем специалисты в различных сферах на суше.

Именно это привлекает человека в морской карьере, поскольку за несколько лет можно накопить достаточно средств для покупки квартиры, машины, переезда в другую страну. Особенно это касается заработков на круизном судне или в морской промышленности по добыче газа и нефти. Не менее важным аспектом является то, что человек уже в 30 лет может стать капитаном. Подобная карьера очень немногим удается в таком возрасте.

Работа моряка

К другим положительным сторонам относятся следующие факторы:

  • Не нужно тратиться на ежедневные расходы, поскольку владелец судна или морской компании обеспечивает питание, форму, проживание, перелеты, трансферы.
  • Путешествие по разным странам.
  • Длительный отпуск, который составляет от 4 до 6 месяцев.
  • Изучение иностранных языков, культур, налаживание контактов.
  • Возможность в дальнейшем неплохо трудоустроиться.
  • Востребованность специалистов морского дела, независимо от политической и экономической ситуации в стране.
  • Нехватка офицерских кадров.
  • Развитие профессиональных качеств и навыков.
  • Приобретение значительного опыта.


Работа на круизных судах и кораблях дальнего плавания имеет и отрицательные стороны, связанные с рядом факторов. Во-первых, стоит учитывать необходимость работать в команде, где существует очень жесткая дисциплина. Во-вторых, сосуществование с членами команды на ограниченном пространстве, налаживание связей, контактов, способность к общению. В-третьих, тяжелая физическая работа, длящаяся иногда больше 12 часов. График работы обычно вахтовый, который усложняется постоянной сменой часовых поясов. В-четвертых, существует высокая степень травмоопасности и риска для общего состояния здоровья. В-пятых, наличие угрозы со стороны пиратов, которые захватывают торговые суда. По правилам, хранить и использовать на корабле любое огнестрельное оружие нельзя. Поэтому моряки во время захвата судна становятся беззащитными жертвами пиратов.

Танкер

Задержание танкера “Механик Чеботарев” в Ливии похоже на захват

Кроме того, к недостаткам относится длительное пребывание в замкнутом пространстве. Это связано не только с нахождением в море, а и с габаритами корабля, размерами помещений для отдыха, каютами, душевыми, саунами. На многих судах такие комнаты делаются более просторными, комфортными, чтобы психика человека оставалась стабильной. Работа моряка требует прохождения переквалификации, чтобы подтверждать дипломы и нужные сертификаты. Стоит такой процесс обучения не дешево, и занимает много времени. Моряки часто лишены государственной пенсии, поэтому, при списании на берег, нужно думать об источниках дохода.

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.


В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

старпом на корабле

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана. В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,

Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы. Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.

Вакансии на круизном лайнере

Вакансии на круизном лайнере

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • Видео и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.


Для женщин профессии на море сформировались и в других сферах. Например, в торговом флоте это могут быть вакансии капитана, штурмана, механика, электрика, радистки, кока. На рыболовных судах постоянно требуются врачи, повара, пекари, буфетчицы, официантки, прачки.

Уровень заработной платы

зарплата

Одним из преимуществ пребывания на флоте является высокий уровень заработка, который оговаривается во время собеседования, а потом указывается в договоре. Размер оплаты зависит от того, кто представляет морских работников, где находится компания-крюинг (т. е. фирма, которая выполняет посредническую миссию), а также должность, квалификация, стаж, опыт работы. При составлении контракта ключевыми факторами считаются дальность и срок рейса, они отличаются для разных типов судов.

Моряки из РФ могут получать следующую зарплату:

  • Капитаны – от 5 до 20 тысяч долларов;
  • Старший командный состав около 5 тысяч;
  • Повара и коки – почти 2,5 тысячи;
  • Рядовые матросы – 2 тысячи долларов.

В Мурманске и во Владивостоке капитан получает обычно от 50 до 95 тысяч рублей, зарплата старшего помощника капитана составляет от 30 до 60 тысяч рублей, лоцманы – около 45 тысяч, мотористы 25-30 тысяч, электромеханики – от 60 до 80 тысяч. Все зависит от компании, места службы, населенного пункта, но в целом, уровень оплаты труда везде одинаков.

На круизных судах заработок в месяц начинается от 1000 долларов в месяц, и может достигать 3-5 тысяч.

Работа на круизном лайнере

Отдельно работники круизных кораблей получают чаевые.

Таким образом, капитаны получают больше всего, хотя разница между окладами с другими должностями может быть и небольшой. Особенно, если это некрупные суда или компании. Но иногда разница в оплате составляет почти 15 долларов в месяц.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: