Должен ли судебный эксперт состоять в реестре экспертов техников

Обновлено: 26.04.2024

от 6 февраля 2013 года N 8

____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 сентября 2017 года на основании
приказа Минюста России от 11 сентября 2017 года N 160
____________________________________________________________________

2. Признать утратившими силу приказы Минюста России:

в Министерстве юстиции

14 февраля 2013 года,

регистрационный N 27071

Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников

I. Общие положения

1. Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников регламентирует организацию работы Минюста России по ведению государственного реестра экспертов-техников, прошедших профессиональную аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - МАК и Реестр соответственно).

2. Реестр ведется Минюстом России на бумажном носителе и в электронном виде на русском языке путем внесения в Реестр реестровых записей. При несоответствии записей на бумажном носителе записям в электронном виде приоритет имеют записи на бумажном носителе.

3. Реестр ведется Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России.

4. Реестр в электронном виде размещается на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

II. Состав, содержащейся в Реестре документированной информации

5. В Реестре содержится следующая информация об экспертах-техниках (физических лицах):

а) номер и дата реестровой записи;

б) фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) эксперта-техника;

в) сведения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или организации, являющейся основным местом работы эксперта-техника;

г) юридический (фактический) адрес места нахождения организации (при наличии);

д) основание включения в Реестр (дата и номер протокола заседания МАК);

е) сведения об исключении эксперта-техника из Реестра (дата и номер протокола заседания МАК).

III. Ведение Реестра

6. Ведение Реестра включает:

а) получение документа, являющегося основанием для внесения в Реестр (исключения из Реестра) сведений об эксперте-технике;

б) внесение сведений об экспертах-техниках в Реестр (внесение изменений в Реестр);

в) уведомление эксперта-техника о включении в Реестр;

г) исключение сведений из Реестра;

д) внесение изменений в Реестр.

7. Основанием для включения в Реестр сведений об эксперте-технике является решение МАК, принятое на очередном заседании и оформленное протоколом.

8. Реестровые записи в Реестр вносятся в журнал (бумажный носитель) и компьютерную базу федеральным государственным гражданским служащим отдела Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.

9. Сведения, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, вносятся в Реестр Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России в течение 10 рабочих дней со дня поступления оригинала протокола заседания МАК в Минюст России и направляются в Департамент организации и контроля для размещения на официальном сайте Минюста России в сети Интернет.

10. Департамент организации и контроля размещает указанные сведения в течение 5 рабочих дней.

11. В течение месяца с момента внесения сведений об эксперте-технике в Реестр указанному лицу направляется письмо с уведомлением о вручении, содержащее выписку из Реестра о включении эксперта-техника в Реестр.

12. Выписка из Реестра оформляется на бланке Минюста России установленного образца и подписывается директором Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России.

13. Основанием для исключения из Реестра сведений об эксперте-технике является решение МАК об аннулировании аттестации физического лица в качестве эксперта-техника, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - решение об аннулировании аттестации).

14. Исключение записей из Реестра в случае поступления протокола об аннулировании аттестации производится путем внесения записи "Аннулировано" с указанием даты и номера протокола об аннулировании аттестации в соответствующую графу Реестра.

15. Запись "Аннулировано" с указанием даты и номера протокола об аннулировании аттестации вносится в соответствующую графу Реестра в течение 7 рабочих дней со дня поступления соответствующего протокола об аннулировании аттестации.

16. Основанием для внесения изменений в Реестр является обнаружение технической ошибки в сведениях Реестра (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка).

17. Техническая ошибка в сведениях Реестра подлежит устранению путем внесения соответствующих исправлений в Реестр на основании решения директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России.

Судам нужно проверять экспертов по автоспору на соответствие установленному законом требованию — наличию у них пройденной аттестации Межведомственной аттестационной комиссии (МАК).


Верховный суд напомнил нижестоящим инстанциям требования к экспертам.

Группа юридических компаний «Лекс» в ноябре 2020 г. добилась в Верховном суде отмены судебных актов судов Краснодарского края по трём делам с аналогичными обстоятельствами.

Первый страховой случай произошёл 19 мая 2017 г., в результате которого были причинены механические повреждения автомобилю Ford Focus. Гражданская ответственность виновника в ДТП была застрахована по договору ОСАГО.

Второй страховой случай имел место 22 июня 2018 г. В данном случае повреждения причинены дорогой иномарке — автомобилю Porsche Cayenne. Ответственность виновника застрахована по договорам ОСАГО и ДСАГО.

Третий страховой случай произошёл 2 ноября 2017 г., в результате него также повреждён автомобиль премиум-класса — Mercedes Benz. Ответственность виновника застрахована по ОСАГО.

Все потерпевшие, не согласившись с размерами выплат, произведёнными страховой компанией, обратились в суды с исками о взыскании страхового возмещения.

В основу судебных решений судов первой инстанции были положены заключения судебных автотехнических экспертиз. В первых двух случаях представители страховщика оспаривали экспертные заключения, поскольку профессиональная аттестация судебных экспертов ранее была аннулирована Межведомственной аттестационной комиссией (МАК) за неоднократные грубые нарушения в сфере проведения автотехнических экспертиз. В третьем случае судебный эксперт в принципе не имел профессиональной аттестации. Суды не сочли данные доводы заслуживающими внимания. Суды апелляционной и первой кассационной инстанций поддержали решения судов первой инстанции.

В связи с этим юристы Группы юридических компаний «Лекс», представляющей интересы страховщика, обратились с кассационными жалобами в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда.

При кассационном рассмотрении дела представители страховщика ссылались на то, что, согласно закону об ОСАГО судебный эксперт-автотехник должен иметь аттестацию МАК для проведения экспертизы. В противном случае заключение судебного эксперта является нелегитимным и не может расцениваться как допустимое доказательство в гражданском процессе.

При рассмотрении дел Верховный суд согласился с представителями страховщика и разъяснил: законом об ОСАГО и подзаконным актом Минтранса установлены специальные требования к экспертам-автотехникам, в том числе при проведении экспертизы по назначению суда. Согласно этим требованиям, эксперт должен состоять в государственном реестре экспертов-техников и проходить профессиональную аттестацию под руководством МАК (согласно п. 4 ст. 12.1 закона об ОСАГО и Приказу Минтранса России от 22 сентября 2016 г. № 277).

Таким образом, экспертные заключения были составлены с нарушениями установленных законом требований, так как аттестация экспертов была либо аннулирована (по первым двум случаям), либо эксперт вообще её не проходил (в третьем случае). Верховный суд отметил, что доказательства, полученные с нарушением законных требований, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ст. 55 ГПК).

В итоге Верховный суд отменил судебные акты по всем трём делам и направил дела на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.

от 22 сентября 2016 года N 277

(с изменениями на 25 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.

в Министерстве юстиции

19 октября 2016 года,

регистрационный N 44083

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минтранса России
от 22 сентября 2016 года N 277

Требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования

(с изменениями на 25 сентября 2020 года)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст.1720; 2003, N 26, ст.2566; 2005, N 1, ст.25; N 30, ст.3114; 2006, N 48, ст.4942; 2007, N 1, ст.29; N 49, ст.6067; 2008, N 30, ст.3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.17; N 9, ст.1045; N 52, ст.6420, 6438; 2010, N 6, ст.565; N 17, ст.1988; 2011, N 1, ст.4; N 7, ст.901; N 27, ст.3881; N 29, ст.4291; N 49, ст.7040; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4319, 4320; 2013, N 19, ст.2331; N 30, ст.4084; 2014, N 30, ст.4224; N 45, ст.6154; 2015, N 48 (ч.1), ст.6715.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст.5901.

2. Требования устанавливают требования к знаниям, умениям и уровню профессионального образования экспертов-техников, а также требования к их профессиональной аттестации и основания ее аннулирования.

4. Профессиональная аттестация осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией (далее - МАК). Состав МАК утверждается Министром транспорта Российской Федерации.

5. МАК формируется в составе представителей Минтранса России, Минюста России, МВД России, Банка России, профессионального объединения страховщиков, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, а также общественных организаций и экспертов в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

6. Эксперт-техник должен знать:

федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимой технической экспертизы транспортного средства, безопасности дорожного движения, в том числе:

методы исследований по установлению объема и характера повреждений транспортного средства и причин их возникновения;

методы идентификации транспортных средств и проверки достоверности идентификационных параметров;

основы технической эксплуатации транспортных средств;

виды, характер и классификацию повреждений транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях;

основные виды, классификацию и конструкцию транспортных средств, их основных узлов, агрегатов и систем;

технологию восстановительного ремонта транспортных средств;

номенклатуру конструктивных и эксплуатационных материалов, используемых в автомобилестроении, при эксплуатации и ремонте транспортных средств;

методы измерений, конструкцию средств измерения и правила их применения при диагностировании транспортных средств;

методы проведения статистических наблюдений и обработки их результатов;

методы установления средней стоимости аналога транспортного средства по данным имеющихся информационно-справочных материалов, в целях определения его доаварийной стоимости;

методы установления годных остатков транспортных средств и определения их стоимости;

методологию применения информационных баз данных и программно-расчетных комплексов, используемых в независимой технической экспертизе.

7. Эксперт-техник должен уметь:

использовать средства измерения, применяемые при диагностировании и ремонте транспортных средств;

проводить фото- и видеосъемку транспортных средств;

фиксировать наличие, вид, характер, объем (степень) повреждений деталей (узлов, агрегатов) и систем транспортного средства, устанавливать необходимые методы, технологии их восстановления и определять трудоемкость необходимых работ;

проводить расчет восстановительных расходов с применением программно-расчетных комплексов;

8. Эксперт-техник должен соответствовать одному из следующих требований к профессиональному образованию:

иметь высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы направлений подготовки, специальностей "Техника и технология наземного транспорта" и дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в области независимой технической экспертизы транспортных средств;

иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области независимой технической экспертизы транспортных средств.

9. Кандидат для прохождения профессиональной аттестации направляет в Федеральное бюджетное учреждение "Агентство автомобильного транспорта" (или его филиалы, расположенные по адресам, опубликованным на официальном сайте www.rosavtotransport.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (далее - ФБУ "Росавтотранс"), осуществляющее организационно-техническое обеспечение работы МАК, заявление в произвольной форме о прохождении профессиональной аттестации с приложением следующих документов (копий):

регистрационную карточку кандидата в эксперты-техники, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (далее - регистрационная карточка) (приложение к настоящим Требованиям);

копии документов об образовании и о квалификации с приложениями, подтверждающих наличие высшего образования;

копии документов о квалификации с приложениями, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам получения дополнительного профессионального образования, в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований;

копию трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности (при наличии);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2020 года приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395. - См. предыдущую редакцию)

две фотографии размером 4x6 см;

опись представляемых документов.

Документы должны быть представлены на бумажном, а также электронном носителях информации. В случае наличия у кандидата сведений о трудовой деятельности, полученных в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, данные сведения предоставляются в форме электронного документа.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 октября 2020 года приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395. - См. предыдущую редакцию)

Копии представленных документов заверяются в установленном порядке.

10. В заявлении о прохождении профессиональной аттестации кандидатом указываются:

фамилия, имя и отчество (последнее при наличии);

адрес места жительства;

данные документа, удостоверяющего личность;

адрес электронной почты;

согласие кандидата на обработку персональных данных;

дата составления заявления.

Заявление подписывается кандидатом.

(Абзац дополнительно включен с 15 марта 2020 года приказом Минтранса России от 15 октября 2019 года N 336)

В случае изменения сведений о трудовой деятельности кандидата (эксперта-техника), эти сведения, полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направляются в форме электронного документа.

(Абзац дополнительно включен с 30 октября 2020 года приказом Минтранса России от 25 сентября 2020 года N 395)

11. В день поступления заявления ФБУ "Росавтотранс" регистрирует заявление и проводит проверку наличия всех необходимых документов на соответствие перечню, приведенному в пункте 9 настоящих Требований.

12. В течение трех рабочих дней со дня проверки документов в целях подтверждения необходимых знаний и умений ФБУ "Росавтотранс" направляет кандидату контрольное задание на электронную почту, указанную в заявлении, а в случае отсутствия электронной почты - на почтовый адрес письмом с уведомлением о вручении.

от 11 сентября 2017 года N 160

В соответствии с подпунктом 31_1 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4108; 2005, N 44, ст.4535, N 52 (ч.3), ст.5690; 2006, N 12, ст.1284, N 19, ст.2070, N 23, ст.2452, N 38, ст.3975, N 39, ст.4039; 2007, N 13, ст.1530, N 20, ст.2390; 2008, N 10 (ч.2), ст.909, N 29 (ч.1), ст.3473, N 43, ст.4921; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300; 2011, N 21, ст.2927, ст.2930, N 29, ст.4420; 2012, N 8, ст.990, N 18, ст.2166, N 22, ст.2759, N 38, ст.5070, N 47, ст.6459, N 53 (ч.2), ст.7866; 2013, N 26, ст.3314, N 49 (ч.7), ст.6396, N 52 (ч.2), ст.7137; 2014, N 26 (ч.2), ст.3515, N 50, ст.7054; 2015, N 14, ст.2108, N 19, ст.2806, N 37, ст.5130; 2016, N 1 (ч.2), ст.207, ст.211, N 19, ст.2672, N 51, ст.7357; 2017, N 16, ст.2397, N 17, ст.2549), и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 N 1065 "Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 43, ст.5901)

УТВЕРЖДЕН
приказом Минюста России
от 11 сентября 2017 года N 160

Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила ведения государственного реестра экспертов-техников, прошедших профессиональную аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии, состав которой утверждается Министром транспорта Российской Федерации (далее - Реестр, МАК соответственно).

2. Ведение и размещение Реестра на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Реестр ведется в электронном виде в автоматизированной информационной системе "Государственный реестр экспертов-техников" путем внесения в Реестр реестровых записей.

II. Содержание реестровой записи

4. Реестровая запись содержит следующие сведения об эксперте-технике (физическом лице):

а) номер реестровой записи;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта-техника;

в) полное наименование юридического лица, в котором эксперт-техник осуществляет деятельность, или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) адрес и место нахождения юридического лица, в котором эксперт-техник осуществляет деятельность, или адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

д) основание внесения в Реестр (дата и номер протокола заседания МАК);

е) основание аннулирования профессиональной аттестации эксперта-техника (дата и номер протокола заседания МАК).

III. Ведение Реестра

5. Ведение Реестра включает:

а) получение протокола заседания МАК;

б) внесение сведений об эксперте-технике в Реестр;

в) направление выписки из Реестра эксперту-технику по месту фактического проживания;

г) внесение изменений в сведения об эксперте-технике в случаях, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;

д) внесение записи "Аннулирована профессиональная аттестация".

6. Основанием для внесения в Реестр сведений об эксперте-технике является решение МАК, принятое на заседании и оформленное протоколом.

7. Внесение изменений в сведения об эксперте-технике осуществляется по следующим основаниям:

а) по решению МАК, принятому на заседании и оформленному протоколом;

б) по письменному заявлению эксперта-техника о внесении изменений в сведения, направленному в Министерство юстиции Российской Федерации с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения в сведениях;

в) по решению Министерства юстиции Российской Федерации при выявлении в реестровых записях описок, опечаток, грамматических ошибок, допущенных при ведении Реестра.

8. Сведения, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, вносятся в Реестр Министерством юстиции Российской Федерации в течение 15 рабочих дней со дня получения протокола заседания МАК и размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение семи рабочих дней.

9. Выписка из Реестра оформляется на бланке письма Министерства юстиции Российской Федерации. В выписке из Реестра указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта-техника, основание внесения в Реестр и регистрационный номер эксперта-техника.

10. Выписка из Реестра направляется эксперту-технику в течение 30 рабочих дней со дня внесения в Реестр сведений об эксперте-технике.

11. Внесение записи "Аннулирована профессиональная аттестация" осуществляется по решению МАК, принятому на заседании и оформленному протоколом.

Данная конференция призвана помочь экспертам в решении наболевших вопросов.

Вместе с тем, процессуальные кодексы требуют, чтобы в своем заключении судебный эксперт сообщил о своем образовании, специальности, стаже работы, о наличии ученой степени и (или) ученого звания (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ). Требование о наличии высшего образования для государственных судебных экспертов содержится в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 31.05.2001). Эти данные помогают суду (следователю, дознавателю) в решении вопроса о компетентности эксперта.

2. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (N 73-ФЗ от 31 мая 2001 года), статья 41 распространяет свое действие на судебно - экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, и гласит: «В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно - экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно - экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона».

3. Какие требования, предъявляемые к судебным экспертам, неправомерны.

4. Требования о предоставлении экспертом лицензии на право производства судебных экспертиз и(или) сведений (документа) о его аккредитации являются незаконными и не выполнимыми.

В настоящее время аккредитации судебных экспертов в Российской Федерации не существует.

5. Если выполняется (назначается) судебно-оценочная экспертиза, судебная строительно-техническая экспертиза или другие виды судебных экспертиз, выполняемыми специалистами саморегулируемых организаций (СРО), требование о представлении экспертом сведений о своем членстве в СРО не предусмотрено законом. Судебная экспертиза осуществляется только по нормам процессуальных кодексов. Что касается компетенции эксперта, то она должна устанавливаться по существу, а не по формальным основаниям.

6. Неправомерны требования о профильном образовании судебного эксперта. Закон (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ) требует указать образование, не уточняя: высшее, среднее специальное, профильное и т.д.

В ГПК РФ вообще ничего не говорится об образовании эксперта.

даже в самой методике ЕМ говориться:
Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении оврежденного транспортного средства

Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Когда вы будете исследовать целостность видео, разрешение, кол-во кадров в секунду, хронометраж итд, тогда вы будете проводить исследование видеозаписи. А в данном случае экспертом проведено исследование компонента ПОСРЕДСТВОМ видеозаписи. Механик внутреннюю полость цилиндра или, например, врач полость кишечника поциента может иисследовать с помощью зонда и снять на видео. И для этого ему вовсе не обязательно засовывать голову поциенту в задницу, дабы присутствовать в организме лично.

"..Между тем, как следует из объяснений ответчика, заключение
от . составлено с целью опровержения выводов экспертизы,
проведенной по данному делу, а потому имеет отношение к настоящему делу.
Требования к оформлению такого заключения, фактически представляющему
собой мотивированные объяснения стороны относительно дефектов судебной
экспертизы, законом не установлены, а следовательно, оно неправомерно
признано судом недопустимым доказательством.
Не приобщив указанный документ и не дав оценку его содержательной
части, суд лишил сторону возможности доказать свои возражения в части
объема выполненных работ и обоснованности встречного иска. В этой связи
нельзя признать правомерным и отказ суда в проведении повторной
экспертизы. "

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: