Исторические условия возникновения и развития государства и права в древних афинах и спарте

Обновлено: 26.04.2024

Структурообразующим элементом античной цивилизации являлся полис, определяемый как город-государство. Античное государство Афины сформировалось в средиземноморском регионе, в условиях отсутствия крупного орошаемого земледелия. Афины на рубеже II-I вв. до нашей эры проходили период разложения первобытнообщинного строя. Афины включали четыре племени-филы, соединенные непрочным союзом.

Синайкизм – объединение фил в единое общество.

В каждой филе выделяли следующие органы управления:

  1. Була – совет старейшин, включающий глав родов.
  2. Агора – народное собрание, в котором могли принимать участие только воины-мужчины.
  3. Базилевс – военный вождь, избранный на пожизненный срок.

Впоследствии возник обычай избирать базилевса из одного и того же знатного рода. Развитие общества в Афинском государстве во многом определялось тем, какой центр власти будет преобладать. Отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию демократических республик и формированию аристократии. Наблюдалось создание новых надобщинных органов правления. Была сформирована коллегия правителей (архонтов), первоначально избираемых на пожизненный срок, позже - на 10 лет, потом на год. При этом сохранялись отдельные жреческие и судебные функции.

Реформы Тесея

Становление государственности в Афинах неразрывно связано с реформами Тесея (Тезея) в VIII в. до н.э.

Реформы Тесея включали:

  • синойкизм, то есть объединение населявших Аттику племен в единый афинский народ;
  • создание управляющего всеми племенами совета;
  • разделение всего населения на три группы: родовая знать (эвпатриды), крестьяне-земледельцы (геоморы), торговцы и ремесленники (демиурги).

Постепенно эвпатриды стали ограничивать власть базилевса, функции которого перешли к новым должностным лицам, выборным из эвпатридов. С VII в. до н.э. избирали девять архонтов сроком на один год. Народное собрание больше не созывалось. Его заменил Ареопаг, избирающий и контролирующий архонтов, и осуществляющий высшую судебную власть.

Готовые работы на аналогичную тему

Благодаря реформам Тесея было создано центральное управление, рассматривающее дела, ранее выступающие прерогативой племен; предпринята попытка разорвать родственные связи путем разделения населения на знатных и родовитых (эвпатриды) и непривилегированных (демиурги и геоморы); появилось общее афинское право, занявшее главенствующую роль над правовыми традициями и обычаями племен.

В тоже время появляются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н.э. страну разделили на навкрарии – отдельные округа. Свободных афинян разделили по признаку проживания на одной территории.

Реформы Солона в Афинах

В 594-593 гг. до н. э. айсимнетом и архонтом был избран Солон, проведший ряд популярных реформ, а именно он :

  • отменил Законы Драконта, носящие жестокий и тиранический характер (искл. составили законы, касающиеся убийства);
  • приказал снять все долговые камни, устанавливаемые ранее на земле должника и ликвидировал долговое рабство;
  • проданных в рабство за долги за границу крестьян велел разыскать и выкупить на государственные средства;
  • преобразовал государственный строй, привлёк к управлению государством наравне с эвпатридами, богатых людей простого происхождения;
  • провел разделение граждан в зависимости от имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты), что оказывало влияние на службу в войсках и возможность занимать государственные должности – граждане, составляющие первые три разряда, могли претендовать на высшиие должности, бедные граждане моги только участвовать в народном собрании и в суде.

Всех афинян Солон разделил на имущественные классы в соответствии с доходами: имеющие годовой доход больше 500 мер урожая, масла и вина – пентакосиомедин (пятисотники); всадники – трехсотники; двухсотники; меньше 200 мер – феты. Политические и военные права распределялись пропорционально количеству имущества.

Народное собрание стало высшей законодательной властью в Афинах. Совет четырехсот был создан для предварительного обсуждения законов. Народ мог или отвергать, или утверждать предложенные проекты законов, от его решения зависело избрание высших должностных лиц. Наблюдение за выполнением законов и их охрана поручались ареопагу. Любой гражданин мог преследовать обидчика по суду через посредника или сам.

Солон провёл реформу афинского календаря, унификацию мер и весов. Реформы Солона По данной теме мы уже выполнили реферат Реформы Солона подробнее заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Реформы Клисфена в Афинах

Клисфен убрал деление территории Афин на филы, служившие опорой родовой знати и её группировок. В основу нового деления была положена деревня (дем). Демы были объединены в 30 триттий, а последние, в свою очередь, в десять новых фил, представляющие собой отдельно нарезанные территории.

По занимаемым территориям и по населенности демы сильно отличались друг от друга. При их образовании учитывалось исконное деление Аттики на поселения. Дем осуществлял управление в местных делах, в государственных вопросах его участие происходило через филы.

Дем в совокупности с демархом и местным властями, с культом, землями и собраниями, воспитывал граждан для осуществления деятельности на широкой общегосударственной арене.

Несколько демов входили в состав триттия. Всего насчитывалось 30 триттий – в Афинах и пригороде, Паралии, Месогее. Все тритии были разделены между филами таким образом, чтобы в каждой филе было по одной городской триттии, Паралии и Месогеи. Таким методом удалось разорвать старые родо территориальные связи. Деление территорий по Клисфену можно проследить вплоть до сер. IV в. н. э.

1. Органы демократии в Афинах, характеристика процесса их становления и деятельности.

2. Право и правосудие в Афинском государстве.

3. Государство и право Древней Спарты.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ ТЕМЫ:

При подготовке первого вопроса необходимо сказать о процессе образования государства в двух известных древнегреческих полисах – Древних Афинах и Древней Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая – аристократии. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники – демиургов.

Ремесленное и торговое население называлось «демосом». Замещение всех должностей стало привилегией эвпатридов. Совет старейшин превращается в ареопаг – аристократическое собрание. Ареопаг является законодательным органом, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин – архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год.

В результате реформ архонта Солона была отменена долговая кабала и аннулированы все поземельные долги, установлен максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Земельные владения знати включались в общий гражданский оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза, в соответствии с которым проходила замещение государственных должностей. Высшим органом власти по законам Солона являлось афинское народное собрание.

Народное собрание принимало законы, решало вопросы текущего управления. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя (суд присяжных заседателей). Совет четырехсот играл важную роль в законодательной процедуре, заведовал текущими делами и ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным Ораном одновременно. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения. Реформа Клисфена 509 г. до н.э. окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Совет четырехсот был ликвидирован, а вместо него создан совет пятисот.

При рассмотрениивторого вопроса необходимо обратить внимание на то, что основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта VII в. до н.э. Значительную часть афинского права составляли неписанные обычаи. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. Имущественные правоотношения достигли в Древних Афинах высокой степени развития.

Частная собственность охранялась самыми суровыми мерами. Уголовное право по сравнению с гражданским правом было менее развито. Рассмотрению дел в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Присяжные могли принять любое решение.

При исследовании третьего вопроса необходимо отметить, что в противоположность демократическим Афинам Спарта была своеобразной аристократической республикой. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей свое истории земледельческой общиной. Основными группами населения были спартиаты (полноправные), периэки (неполноправные) и илоты (порабощенное население).

Основным занятием спартиатов была военная служба. По своему государственному строю, Спарта была аристократической республикой. От первобытнообщинной эпохи здесь сохранилось народное собрание, совет старейшин (герусия) и два царя. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. С течением времени в Спарте появилась коллегия эфоров, состоявшая их пяти человек, избиравшихся народным собранием сроком на год. Эфоры созывали народное собрание, совет старейшин, руководили внутренней и внешней политикой. Они следила за неуклонным исполнением законов.

Важно отметить, что основателем спартанских порядков считался законодатель Ликург. Ему предписывалось издание ретр - так назывались в Спарте некоторые его законы. Одна из ретр была направлена против роскоши.

Вопросы для самоконтроля:

1. Зарождение права и правосудия в Древней Греции.

2. Архонты и ареопаг в Афинах.

3. Основные учреждения афинской демократии.

4. Правовой статус гражданина. Остракизм.

5. Процедура выработки, обсуждения и принятия законов.

6. Суды в системе народовластия.

7. Обычаи и законы. Вещное право. Брак и семья.

8. Судопроизводство в Афинах.

9. Учреждения власти Спартанского государства – народное собрание,

10. Законодательство Ликурга.

Тесты для самоконтроля

1. Первым административно-территориальным и политическим образованием античного периода явился:

2. Демократия – это:

2. Власть влиятельной группировки лиц, представителей знати; финансовой элиты.

3. Результатом социально-политических преобразований, проведенных архонтом Солоном в Афинах в 594 г. явились:

1. Рост социальной напряженности, обострение экономического кризиса, начало политического противостояния;

2. Создание завершенной государственной организации, построенной на прямом участии основной массы полноправных и свободных граждан в реализации государственной власти.

3. Установление господства родовой аристократии и землевладельческой знати.

4. Булэ (Совет полиса) как основной орган власти в Афинском государстве обладал следующими полномочиями:

1. Являлся органом высшей судебной власти, рассматривал уголовные дела о государственных и тяжких преступлениях.

2. Являлся чрезвычайным органом власти, собирался по мере надобности, брал на себя все верховенство в решении военных вопросов.

3. Осуществлял законодательную и исполнительную власть в государстве: готовил декреты и другие законодательные акты, контролировал полномочия и деятельность министров.

4. Представлял Афинское государство на международной арене.

5. Принцип народного представительства применительно к Афинскому государству означал:

1. Каждый гражданин может принять участие в управлении государством посредством представительных органов власти (активное и пассивное избирательное право).

2. Формируется сословно-представительный орган власти, в котором были бы представлены интересы всех сословий и социальных групп.

3. Принцип построения государственной политики, которая максимально учитывала интересы народа.

Изучите основные понятия:

Ареопаг – высший орган государственной и судебной власти в Афинах;

Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах;

Базилевс – у древних греков племенной вождь, военачальник племени, верховный судья и верховный жрец;

Булевты – члены Совета 500 (булэ) в Древних Афинах, в компетенции которого находились вопросы управления, внешних сношений, финансов государства;

Гелиэя– законодательный, высший судебный орган и орган управления Афинского государства;

Сиссития – общественные трапезы, проводимые в целях поддержания единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов;

Тимократия (от греч. тимон – честь, цена, плата) – по выражению Платона, нечто среднее между аристократией и олигархией, смешанный вид государственного строя. В Спарте сочетались суровая простота военного лагеря с жадным накоплением богатств, тайной роскошью. Аристотель называл тимократией правление, основанное на принципе ценза, обусловленного имущественным положением граждан, как, например, в Афинах до реформ Солона.

Эфоры– первоначально помощники царей (архагетов); появились в VIII в. до н. э., избирались на народном собрании в количестве пяти человек и составляли единую коллегию с обширными полномочиями.

Дополнительная литература к теме № 3.

«Государство и право Древней Греции (Афины, Спарта)».

1. Бергер А. К. Политическая модель древнегреческой демократии. М., 1996.

2. Геродот. История в девяти книгах. М., 1993.

3. Гомеровская Греция. Быт, религия, культура. Пер. с англ. И. А. Емеца. М.: ЗАО Центрополиграф. 2005.

4. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. Л. Адкинс, Р. Адкинс. М.: Вече, 2008.

5. Древняя Греция, Древний Рим. А. М. Бачьянц. М., Айрис-Пресс. 2012.

6. История Древней Греции. / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2001.

7. История древней греции в избранных биографиях. Г. В. Шолль. М., Студия Ардис. 2011.

8. Курбатов А. А. Судопроизводство в архаических Афинах // Государство и право. 1993. № 6.

9. Федоров К. Г. Афины – правовое государство античности. Краснодар. 1991.

10. Фролов В.В. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима: государственно-правовой аспект. М., 2012.

Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы — результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов —ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему о т д е е - у б л и ч н о й власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.

Архонты и ареопаг. Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком.

С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и дей-

ствующие архонты, т. е. опять-таки представители эвпатридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны

на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Государство в Спарте

Другим полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними.

Объединение завоевателей пришлых дорийских племен местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII — VII вв. до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области — Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.

Завоевание привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю — основное в тех условиях средство производства — и рабов.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя — два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание.

Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено. Считается, что ретра относится к VIII—VII вв. до н.э., а окончательно "ликургов строй"сложился к концу VII — началу VI в. до н.э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась решить две основные задачи — обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса.

Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство.

Географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы — результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (также приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев и демиургов —ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему о т д е е - у б л и ч н о й власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании, роль которого в это время значительно упала.

Архонты и ареопаг. Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком.

С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и дей-

ствующие архонты, т. е. опять-таки представители эвпатридов.

Аттическое общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны

на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

Государство в Спарте

Другим полисом, оказавшим большое влияние на историю Древней Греции, была Спарта. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Главной особенностью исторического развития Спарты было вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском полуострове, начавшаяся в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними.

Объединение завоевателей пришлых дорийских племен местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской общины и позволило ей в VIII — VII вв. до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседней области — Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.

Завоевание привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю — основное в тех условиях средство производства — и рабов.

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя — два родоплеменных вождя (как результат объединения дорийских и ахейских племен), совет старейшин, народное собрание.

Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено. Считается, что ретра относится к VIII—VII вв. до н.э., а окончательно "ликургов строй"сложился к концу VII — началу VI в. до н.э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась решить две основные задачи — обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

1. Исторические условия возникновения и развития государства и права в Древних Афинах и Спарте.

2. Общественное устройство Древних Афин и Спарты.

3. Государственный строй Древних Афин и Спарты.

4. Право Древних Афин и Спарты (источники, основные институты).

1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период) Л.,1976.

2. Античная Греция. Т.I-II. М.,1983.

3. Античная демократия в свидетельствах современников/ Сост. Л.П. Маринович, Г А Кошеленко. М., 1996.

4. Берве Г. Тираны Греции./ Пер. нем. Ростов н/Д.,1997.

5. Бергер А. К. Политическая модель древнегреческой демократии М., 1966.

6. Волкова С.В. О правовом положении женщин в Афинском полисе// Изв. Вузов. Правоведение.-1996. №2.

7. Гиро П. Быт и нравы древних Греков. Смоленск., 2002.

8. Город и государство в античном мире: проблемы исторического развития. М., 1987.

9. Грейс Э. Статусные различия в законе Платона об убийстве// Вестник древней истории. -1977.-№1.

10. Громаков Б. С. История рабовладельческого государства и права. М., 1986.

11. История Древней Греции // Под ред. Кузищина М.И. М., 2000.

12. История Европы Т1. Древняя Европа М.,1988.

13. Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции. М., 1963.

14. Колобова К.М., Глускина Л. М. Очерки истории древней Греции. Л., 1976.

15. Куланж Фюстель и др. Древняя гражданская община: исследование о культе, праве и учреждениях Греции и Рима.М.,1995

16. Немировский А.И. История Древнего Мира. Античность. (ч.1.: Древняя Греция-Эллинизм) М.,2000.

17. Паршиков А.Е. Организация суда в афинской державе // Вестник древней истории.-1974.-№2.

18. Ромашов Р.А. Античный полис как форма социального устройства и государственного правления// Изв. Вузов. Правоведение. 1999. №2

19. Суриков И.Е. Афинский ареопаг в 1-ой пол. V в. до н.э.// Вестник древней истории.- 1995. -№1.

20. Чельцов-Бебутов А.В. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995.

Тема IV Государство Древнего Рима (4 часа)

1. Возникновение государства и утверждение республики в Древнем Риме. Реформы Сервия Тулия.

2. Государственный аппарат Римской аристократической республики.

3. Кризис республики и установление императорской в Риме в I в. до н.э.

4. Государственные институты и учреждения императорского Рима.

1. Алферова М.В. История Древнего Рима. СПб.,2002.

2. Бирюков Ю.М. Государство и право Древнего Рима.М.,1969.

3. Джемс П. Римская цивилизация. М.,2000.

4. Егоров А.Б. Рим на гране эпох. Проблемы рождения и формирования принципата. Л., 1985.

5. Елагина А.А. Римское общество в историко-литературных источниках I в. н.э. Омск.1998.

6. Игнатеко А.В. Армия в государственном механизме рабовладельческого Рима эпохи республики. Свердловск.,1976.

7. Игнатенко А.В. Древний Рим: От военной демократии к военной диктатуре. Свердловск.,1988.

8. Игнатенко А.В. Политическая власть в Древнем Риме: становление и эволюция // Известия вузов. Правоведение. 1988. №5.

9. История Европы Т1. Древняя Европа М.,1988.

10. История Древнего Рима. // Под ред М.И. Кузищина. М., 2000.

11. Куланж Фюстель и др. Древняя гражданская община: исследование о культе, праве и учреждениях Греции и Рима.М.,1995

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: