Кто написал шемякин суд

Обновлено: 18.04.2024

В некоих местех живяше два брата земледелцы, един богат, други убог. Богаты же ссужая много лет убогова и не може исполнити скудости его. По неколику времени прииде убоги к богатому просити лошеди, на чемь ему себе дров привести. Брат же ему не хотяше дати ему лошеди и глагола ему: «Много ти, брате, ссужал, а наполнити не мог». И егда даде ему лошадь, он же вземь, нача у него хомута просити. И оскорбися на него брат, нача поносити убожество его, глаголя: «И того у тебя нет, что своего хомута». И не даде ему хомута.

Поиде убогой от богатого, взя свои дровни, привяза за хвост лошади, поеде в лес и привозе ко двору своему и забы выставить подворотню и ударив лошадь кнутом. Лошедь же изо всеи мочи бросися чрез подворотню с возом и оторва у себя хвост.

И убоги приводе к брату своему лошадь без хвоста. И виде брат его, что у лошеди ево хвоста нет, нача брата своего поносити, что лошадь, у него отпрося, испортил, и, не взяв лошади, поиде на него бить челом во град к Шемяке судии.

Брат же убоги, видя, что брат ево пошел на него бити челом, поиде и он за братом своим, ведая то, что будет на него из города посылка, а не ити, - ино будет езд [*] приставом платить.

И приидоша оба до некоего села, не доходя до города. Богатый прииде начевати к попу того села, понеже ему знаем. Убогий же прииде к тому же попу и, пришед, ляже у него на полати. А богатый нача погибель сказывать своей лошади, чего ради в город идет. И потом нача поп з богатым ужинати, убогова же не позовут к себе ясти. Убогий же нача с полатей смотрети, что поп з братом его ест, и урвася с полатей на зыпку и удави попова сына до смерти. Поп также поеде з братом в город бити челом на убогова о смерти сына своего.

И приидоша ко граду, иде же живяше судия. Убогий же за ними же иде. Поидоша через мост в город. Града же того некто житель везе рвом в баню отца своего мыти. Бедный же веды [*] себе, что погибель ему будет от брата и от попа, и умысли себе смерти предати, бросися прямо с мосту в ров, хотя ушибьтися до смерти. Бросяся, упаде на старого, удави отца у сына до смерти; его же поимаше, приведоша пред судию. Он же мысляше, как бы ему напастей избыти и судии что б дати. И ничего у себе не обрете, измысли, взя камень и, завертев в плат и положи в шапку, ста пред судиею. Принесе же брат его челобитную на него исковую в лошеди и нача на него бити челом судии Шемяке.

Выслушав же Шемяка челобитную, глаголя убогому: «Отвещай!» Убогий же, не веды, что глаголати, вынял из шапки тот заверчены камень, показа судии и поклонися. Судия же начаялся [*] что ему от дела убоги посулил, глаголя брату ево: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, и ты у него лошади своей не замай до тех мест [*], у лошеди выростет хвост. А как выростет хвост, в то время у него и лошадь свою возми».

И потом нача другий суд быти. Поп ста искати смерти сына своего, что у него сына удави. Он же также выняв из шапки той же заверчены плат и показа судие. Судиа же виде и помысли, что от другова суда други узел сулит злата, глаголя попу судия: «Коли-де у тебя ушип сына, и ты-де атдай ему свою жену попадью до тех мест, покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».

И потом нача трети суд быти, что, бросясь с мосту, ушиб у сына отца. Убогий же, выняв заверчены из шапки той же камень в плате, показа в третие судие. Судия же начаяся, яко от третьего суда трети ему узол сулить, глаголя ему, у кого убит отец: «Взыди ты на мост, а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на его, такожде убий его, яко же он отца твоего».

После же суда изыдоша исцы со ответчиком ис приказу. Нача богаты у убогова просити своей лошади, он же ему глагола: «По судейскому указу как-де у ней хвост выростеть, в ту-де тебе пору и лошадь твою отдам». Брат же богаты даде ему за свою лошадь пять рублев, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взя у брата своего пять рублев и лошадь его отда.

Той же убоги нача у попа просити попадьи по судейскому указу, чтоб ему у нее ребенка добыть и, добыв, попадью назад отдать ему с ребенком. Поп же нача ему бити челом, чтоб у него попадьи не взял. Он же взя у него десять рублев.

Той же убоги нача и третиему говорить исцу: «По судейскому указу я стану под мостом, ты же взыди на мост и на меня тако ж бросися, яко ж и аз на отца твоего». Он же размишляя себе: «Броситися мне - и ево-де не ушибить, а себя разшибьти». Нача и той с ним миритися, даде ему мзду, что броситися на себя не веле.

И со всех троих себе взя.

Судиа шь выела человека ко ответчику и веле у него показанние три узлы взять. Человек же суднин нача у него показанныя три узла просить: «Дай-де то, что ты из шапки судие казал в узлах, велел у тебя то взяти». Он же выняв из шапки завязаны камень и показа. И человек ему нача говорить: «Что-де ты кажеш камень?» Ответчик же рече: «То судии и казал». Человек ему нача его вопрошати: «Что то за камень кажешь?» Он же рече: «Я-де того ради сей камень судье казал, кабы он не по мне судил, и я тем камнем хотел, его ушибти».

И пришед человек и сказал судье. Судья же, слыша от человека своего, и рече: «Благодарю и хвалю бога моего, что я по нем судил: ак бы я. не по нем судил, и он бы меня ушиб». Потом убогий отыде в дом свой, радуяся и хваля бога. Аминь.

Шемякин суд - название старинной НАРОДНОЙ русской сатирической повести-сказки, обличавшей произвол и корыстность феодального суда.

Шемяка — реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка (ум. 1453), печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. В борьбе за московский престол одержал на некоторое время верх над своим соперником, московским князем Василием и ослепил его. Впоследствии московский князь получил прозвище Василий Темный (то есть слепой) , под которым и вошел в историю.
Иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судебное разбирательство

В заглавиях некоторых списков «Шемякина суда» указано, что повесть «выписана из польских книг» . Известна польская версия, принадлежащая писателю XVI в, Николаю Рею из Нагловиц. Кроме того, сходные сюжеты встречаются в литературе других стран.

Повесть о Шемякине суде сохранилась в двух версиях — прозаической и стихотворной. В XVIII — XIX вв. многократно выпускались лубочные издания «Шемякина суда» , повесть дала материал для прозаических и драматических обработок и перешла в фольклор.

«Повесть о Шемякином суде» — образец русской демократической сатиры. Она состоит из трех анекдотических сюжетов, в которых оказывается незадачливый убогий герой. От сюжета к сюжету увеличиваются страдания бедняка, который ни в одной из ситуаций не имеет намерение нарушать закон. Конфликт, а вместе с ним и все развитие действия в произведении, провоцируется цепью безысходных ситуаций, в которых оказывается герой-бедняк. Действующие лица поставлены в комические и заведомо неправдоподобные ситуации, а повествование развивается стремительно быстро, как это и подобает анекдотической истории.

Подобного рода оценки вызывали большое сочувствие у читателя. Имя судьи Шемяки стало нарицательным, а сюжет повести вошел в лубочные картинки и вместе с многочисленными списками произведения (включая и стихотворные его переложения) широко распространялся в грамотной простонародной среде.


Наверное, многие слышали эту старинную «русскую народную» сатирическую повесть сказку, которая обличает корыстность и произвол феодальных судей. Но все-таки «Шемякин суд» кто написал? На основе каких событий? И были ли основания для высмеивания судей того времени? Попробуем разобраться во всех этих вопросах.

О чём…

«Шемякин суд» - демократическая сатира. Незадачливый убогий герой попадает в три различные анекдотические сюжеты. Страдания бедняка в каждом из них обусловлены нежеланием нарушать закон. Конфликт и развитие действия «Шемякина суда» провоцируется цепью ситуаций, в которых герой-бедняк оказывается от безвыходности. Произведение – живая народная анекдотическая история, где действующие лица оказываются в комичных и неправдоподобных ситуациях, а сам сюжет развивается очень быстро и динамично.

Кто такой Шемяка?

Димитрий Шемяка (1420 – 1453) – реальное историческое лицо, князь Галицкий, принадлежащий к династии Рюриковичей. Он заслужил свою «плохую» репутацию благодаря своей жестокости и коварству. Вступив в неправедную борьбу за власть в Москве, он на некоторое время победил московского князя Василия. Димитрий Шемяка лишил зрения своего соперника. Впоследствии Василий получил прозвище Темный (слепой). Именно так его и называют многочисленные историки.

Кто же написал «Шемякин суд»?

Сходные сюжеты о несправедливом суде встречаются в литературе многих стран. В заглавиях нескольких списков «Шемякина суда» говорится, что этот рассказ взят из польских книг. Существует даже польская версия, автором которой является писатель XVI столетия Николай Рею родом из Нагловиц.

Сюжет о Шемякином суде передан в двух версиях – стихотворной и прозаической. В разных уголках русского государства были найдены многие рукописи датированы XVII и XVIII столетиями., лубочные картинки «Шемякина суда». Сюжет упоминался во многих сказаниях иностранцев о путешествиях по России XVII столетия, которые выдели в повести отношение русских людей на состояние судопроизводства того времени. Повесть стала широко популярной среди народа и может вполне претендовать на звание одного из лучших произведений русского фольклора. В конце XVIII столетия сюжет получил литературную обработку. Её сделали А. Осипов (или А. Оленин), Ф. Задубский,П. Свиньин и несколько других издателей литературы. При детальном анализе описательных приемов повести, в основном моральных, многие современные литераторы обнаружили в печатных произведениях позднюю переработку русской древней легенды, созданной усилиями народного творчества на почве мотивов народных сказок.

Скрытый смысл…

В простонародной среде «Шемякин суд» стал нарицательным названием неправого и несправедливого суда. Ассоциируется с пародией на судебный процесс.


Сколько в России судей?
Судебная система в нашей стране проработана до мелочей, и она все время модернизируется и изменяется. В течение последних десяти лет удалось реализовать аспекты публичности.


Кто такой свидетель?
Доказать или же опровергнуть какие-то доводы можно посредством показаний свидетеля. Возникает логичный вопрос, кто же такой свидетель , и что он должен делать на судебном.


Как рассчитать пошлину в суд?
При обращении в суд истец оплачивает государственную пошлину. Есть категории граждан, которые данную пошлину не оплачивают на основе предоставляемых льгот. В любом случае вам.


Как выиграть суд с банком?
Банковские споры в нашей стране с каждым днем становятся все более привычным явлением. Такие споры возникают на основании кредитных или же депозитных взаимоотношениях.

В русской народной сказке описан некий суд между бедняком и богатым и называется эта сказка:

Шемякин суд

Но что это за суд такой, Почему Шемякин?

Есть "Повесть о Шемякином суде". Произведение 17 - начала 18 века. Там речь о двух братьях. Богатом и бедном. И вот бедному все время не везет. Богатый уже устал ему помогать. Однажды дал ему лошадь, а хомута не дал. (Свой нужно иметь). Ну брат привязал лошадь за хвост. Хвост по дороге и оторвался. Тогда брат потащил бедного к судье. По дороге остановились у попа. Бедный спать лег, а богатый с попом выпивать сели. Брат решил на них посмотреть, упал с печи и придавил насмерть поповского ребенка. Теперь к судье пошел и поп с братом. Бедный совсем загрустил и решил бросится с моста. А под мостом некий горожанин вез старика мыться в баню. Брат упал на старика и убил его. Теперь к судье отправился и третий, горожанин. Пришли к судье. Бедный брат совсем отчаялся. И чтобы хоть как-то пригрозить судье, что побьет его за неправедное решение, завернул камень в платок и во время слушания все время сверток показывал судье Шемяке. Судья решил, что там деньги и все три дела решил в пользу бедного брата. Ну,а когда спросил, что же там за сверток. брат рассказал, что "хотел сим камнем его зашибить". Судья и этому был рад, что не убили его камнем на этом заседании.

Вот такой юмористический рассказ почти 400-летней давности. С тех пор и пошла молва о Шемякином суде.

С тех пор все суды, когда дело решается за взятку или по корысти судьи называют Шемякиными.

Словосочетание "Шемякин суд" это лживый, несправедливых и часто просто абсурдный суд, выражение пошло от одноименного произведения и в нем рассказывается о вынесенном очень странном и гротескном приговоре.

Вся история начинается с двух братьев, один богатый другой бедный, бедный случайно совершает три проступка: отрывает у одолженного старшим братом коня хвост, у попа упав с печи убивает сына и решив покончить жизнь самоубийством прыгая с моста убивает дедушку.

Но попав в суд, где судил судья Шемяка, он посулил ему взятку и все решилось в его пользу.

Старшему брату присудили отдать лошадь бедняку и ждать пока у нее не отрастет хвост, попу отдать свою попадью, пока она не родит сына, все решения доведены до абсурда.

Читать русскую народную сказку "Шемякин суд" конечно интересно, хотя в историческом произведении, народной повести " О шемякином суде" сюжет закручен еще более лихо.

Само выражение "Шемякин суд" означает суд несправедливый, подкупленный одной из сторон, но видится мне не только в этом мораль сей сказки-повести. Посмотрите, сперва случилась с бедняком одна беда - оторвался хвост у коня, которого ему одолжил богатый братец. Потом вторая - зашиб он поповского сына, когда пускал слюнки на угощение, которого ему не предложили. Затем с моста упал и на старичка, которого в баня везли. Семь бед свалилось на бедняка, а он не приуныл и решил, что ответ все равно один будет, так что задумал еще и судью убить.

Судья же предположил, что его подкупают и, купиться рад, присудил дело в пользу бедняка. Вроде как сказка советует нам не терять надежды ни при каких обстоятельствах.

Ну а был ли реальный Шемяка злодеем и мздоимцем не столь и важно.

Словосочетание "шемякин суд" используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть судебный произвол и абсурдность вынесенного судьей решения. Корни этого выражения уходят в такой далекий от нас 17 век, когда было написано шутливое, но очень поучительное произведение с одноименным названием. В его основе - рассказ о некоем судье, который вынес свое решение не на основе представлений о справедливости, а в надежде на прибыль.

Интересный факт: ученые полагают, что прототипом судьи был галисийский принц Шемяка, который правил в первой половине 15 века. Он был известен своей хитростью, жестокостью, пристрастностью и несправедливостью. Считается, что устные легенды о нем были переработаны неизвестными авторами и приобрели форму сатирической сказки.

Выражение "шемякин суд" пришло из народной сказки о двух братьях, богатом и бедном.

Со вторым одно за другим случаются приключения, результат которых - гибель людей, утрата чужого имущества.

В результате бедняк, по вине которого произошла череда бед, предстал перед судьей Шемякой, слывущим человеком хитрым и жадным. Зная это, подсудимый посулил взятку и даже видимо на нее намекнул - свертком (на самом деле это был завернутый камень).

Судья обрадовался и решил спор в пользу бедного крестьянина. Абсурдность вынесенных решений (оставить коня у подсудимого, пока у животного не отрастет оторванный хвост; прыгнуть с моста и т.д.) и объясняет смысл современного устойчивого выражения "шемякин суд": это суд несправедливый, пристрастный.

В пятнадцатом столетии, после того как не стало великого князя Василия I, в Москве развернулась ожесточённая борьба за великое княжение. В итоге московский престол занял Дмитрий Шемяка. Его правление запомнилось жестокими расправами и неправыми судами.

О произволе, творимом в судах того времени, была написана сатирическая повесть, которая и способствовала популяризации выражения "шемякин суд". Когда говорят "Шемякин суд", подразумевают несправедливый суд.

Действительно идиома "шемякин суд" вышла из из одноименной сатирической сказки(повести) и означает пристрастный, корыстный и несправедливый суд.

Официозный историк Карамзин пытался увязать название этой сказки и происхождение идиомы с реальной исторической фигурой, одним из главных участников русских междоусобных войн середины 15 века, князем Угличским и Галицким, сумевшем некоторое время побыть и Великим князем Московским, Дмитрием Юрьевичем Шемякой.

На самом деле мнение Карамзина о несправедливости Шемяки не имеет документальных подтверждений и является еще одним примером того, что история трактуется в угоду победителей.

Князь Шемяка боролся за независимость Руси а потому выступал против Василия II (Темного), который за освобождение из плена в 1445 году привел на Русь татарские войска. Единственным инкриминируемым и документально подтвержденным "преступлением" Шемяки является приказ ослепить Василия II, при этом ни сам Василий ни члены его семьи не были убиты, а на "кормление" им был пожалован город Вологда. Стоит заметить что незадолго до этого по приказу самого Василия был ослеплен брат Шемяки, князь Звенигородский - Василий Юрьевич (Косой). Сам же Василий Темный, вскоре после возвращения на великокняжеский престол, решил больше не размениваться на членовредительство и по его приказу Шемяка был отравлен. При этом Темный с одной стороны, и Шемяка с Косым с другой, доводились друг другу двоюродными братьями.

Поэтому менее официозные историки, с которыми я солидарен, считают что князь Шемяка не имеет к пресловутой идиоме никакого отношения. Сказка "шемякин суд" по своему сюжету удивительно похожа на немецкую песню "Суд Карла Великого", изданную аж в 1493 году

текст при наведении

Стоит учесть что по французски Карл Великий произносится как Шарлемань и лично я думаю что русская сказка "Шемякин суд" является переработанным пересказом "Шарлеманева суда". Скорее всего "пропутешествовав" в пересказах через несколько стран и языков француз "Шарлемань" в конечном итоге "превратился" в знакомого и привычного русскому уху "Шемяку". Имя "Шемяка" было довольно распространено на Руси и по одной версии являлось сокращением от "Шеемяка", означавшего физически сильного забияку, любящего и умеющего "намять шею" ближнему своему.

№319 [1] В первом издании этот текст отсутствовал, напечатан Афанасьевым с лубочного издания (Ср.: Ровинский , I, № 55, текст XVIII в.). AT 1534 (Шемякин суд). В AT наряду с вариантами на европейских языках учтены турецкие и индийские. Русских вариантов — 21, украинских — 11, белорусских — 8. Творческая история и устное распространение новеллистического сюжета связаны с древними литературными памятниками Востока, например, с тибетским сборником «Дзанглуна», и западноевропейской средневековой литературой — с немецким стихотворением «Правда Карла Великого» (XV в.), итальянскими новеллами и русской «Повестью о Шемякином суде» второй половины XVII в., которая в отличие от восточных и западных вариантов сюжета, повествующих о мудром суде, имеет социально-обличительный характер, направлена своим сатирическим острием против неправедного суда, воспроизводит форму русского судебного процесса и имеет близкое отношение к традиционным русским бытовым сказкам о бедном и богатом братьях, на что обратил внимание Афанасьев. Он в Примечаниях (кн. IV, 1873, с. 467) впервые поставил вопрос: «Овладела ли народная фантазия книжным рассказом и стала его варьировать по-своему, или самая книжная редакция есть только обработка устного народного рассказа, принадлежащая перу старинного грамотника?» По поводу замечания Афанасьева исследователь нашего времени В. П. Адрианова-Перетц говорит: «. ответить окончательно на этот вопрос нелегко. И все же более вероятным представляется переделка книжником сказочного сюжета. В противном случае трудно объяснить полное исчезновение в устных пересказах всяких следов того, что в повести связано с судебной практикой XVII в., всяких элементов книжного языка, весьма ощутительных в повести» ( Сатира XVII в. , с. 174). В XVIII в. повесть о Шемякином суде была переложена силлабическими стихами (там же, с. 19—25). Лубочный текст XVIII в., перепечатанный Афанасьевым, является сокращенным изложением повести XVII в., некоторые эпизоды повести здесь опущены. Несмотря на архаический книжный стиль, русская бытовая и фольклорная основа сказочного повествования вполне ощутима. Сказка о Шемякином суде в обработанном Н. А. Полевым виде была напечатана в 1832 г. в прибавлениях к «Московскому телеграфу» (№ 21—24). О ней упоминает в Примечаниях Афанасьев. Дополнительно к названной монографии В. П. Адриановой-Перетц отметим следующие исследования: « Буслаев Ф. И. Перехожие повести. — Сб. «Мои досуги». М., 1886; Сухомлинов М. И. Повесть о суде Шемяки. СПб., 1873; Ольденбург С. Ф. Шемякин суд (Библиографический обзор различий версий). — Живая старина, 1891, № 3, с. 183—185; Лапицкий И. П. Демократическая сатира XVII века и русское народное творчество (Повесть «Шемякин суд»). — Уч. зап. ЛГУ, 1954, № 173, серия филол. наук, вып. 20, с. 328—374.

В некоторых палестинах два брата живяше: един богатый, а другой — убогий. Прииде убогий брат к богатому лошади просити, на чем бы ему в лес по дрова съездить. Богатый даде ему лошадь. Убогий же нача и хомута прошати; богатый же вознегодовал на брата и не даде ему хомута. Убогий же брат умысли себе привязать дровни лошади за хвост, и поехал в лес по дрова, и насек воз велик, елико сила лошади может везти, и приехал ко двору своему, и отворил вороты, а подворотню забыл выставить. Лошадь же бросилась чрез подворотню и оторвала у себя хвост. Брат же убогий к богатому приведе лошадь без хвоста; богатый же виде лошадь без хвоста, не принял у него лошади и поиде на убогого бити челом к Шемяке-судье. Убогий, ведая, что пришла беда его — будет по него посылка, а у голого давно смечено, что хоженого дать будет нечего, поиде вслед брата своего.

И приидоша оба брата к богатому мужику на ночлег. Мужик нача с богатым братом пити и ясти и веселиться, а убогого пригласить не хотяху к себе. Убогий же вниде на полати, поглядывая на них, и внезапу упал с полатей и задавил ребенка в люльке до смерти. Мужик же поиде к Шемяке-судье на убогого бити челом.

Идущим им ко граду купно (богатый брат и оный мужик, убогий же за ними идяше), прилучися [2] Случилося ( Ред .). им идти высоким мостом. Убогий разуме, что не быть ему живому от судьи Шемяки, и бросился с мосту: хотел ушибиться до смерти. Под мостом сын вез отца хворого в баню, и он попал к нему в сани и задавил его до смерти. Сын же поиде бить челом к судье Шемяке, что отца его ушиб.

Богатый брат прииде к Шемяке-судье бити челом на брата, како у лошади хвост выдернул. Убогий же подня́ камень, и завязал в плат, и кажет позади брата, и то помышляет: аще судья не по мне станет судить, то я его ушибу до смерти. Судья же, чая — сто рублев дает от дела, приказал богатому отдать лошадь убогому, пока у нее хвост вырастет.

Потом прииде мужик, подаде челобитну в убийстве младенца и нача бити челом. Убогий вынув тот же камень и показа судье позади мужика. Судья же, чая — другое сто рублев дает от другого дела, приказал мужику отдать убогому жену по тех мест, пока у ней ребенок родится: «И ты в те́ поры возьми к себе жену и с ребенком назад».

Прииде сын об отце бить челом, како задавил отца его до смерти, и подаде челобитну на убогого. Убогий же, вынув тот же камень, кажет судье. Судья, чая — сто рублев дает от дела, приказал сыну стать на мосту: «А ты, убогий, стань под мостом, и ты, сын, так же соскочи с мосту на убогого и задави его до смерти».

Судья Шемяка выслал слугу к убогому прошать денег триста рублев. Убогий же показа камень и рече: «Аще бы судья не по мне судил, и я хотел его ушибить до смерти». Слуга же прииде к судье и сказа про убогого: «Аще бы ты не по нем судил, и он хотел тебя этим камнем ушибить до смерти». Судья нача́ креститися: «Слава богу, что я по нем судил!»

Прииде убогий брат к богатому по судейскому приказу лошади прошать без хвоста, пока у ней хвост вырастет. Богатый же не восхоте лошади дати, даде ему денег пять рублев да три четверти хлеба, да козу дойную, и помирися с ним вечно.

Прииде убогий брат к мужику и нача по судейскому приказу жену прошати по тех мест, пока ребенок родится. Мужик же нача́ с убогим миритися и даде убогому пятьдесят рублев, да корову с теленком, да кобылу с жеребенком, да четыре четверти хлеба, и помирися с ним вечно.

Прииде убогий к сыну за отцово убийство и нача ему говорить, что «по судейскому приказу тебе стать на мосту, а мне под мостом, и ты бросайся на меня и задави меня до смерти». Сын же нача́ помышляти себе: «Как скочу [3] Соскочу. с мосту, его не задавишь, а сам ушибуся до смерти!» и нача́ с убогим миритися, даде ему денег двести рублев, да лошадь, да пять четвертей хлеба — и помирися с ним вечно.

№320 [4] Место записи неизвестно. Сказка напечатана Афанасьевым без окончания. AT 1534 . От предыдущего текста данный вариант отличается живостью народного слога, острым социальным противопоставлением образов обездоленного бедняка и его богатого брата, как и в приведенном выше варианте из подстрочных примечаний Афанасьева, и своеобразными подробностями. После слов «и повез его к праведному судие» (с. 10) Афанасьев указал вариант начала сказки: «В некотором царстве жили два брата: один — как черт богат, другой — до того беден, что почти есть нечего; у богатого не было ни единого детища, а у бедного — девять сынов. Однажды повстречал брат брата, и говорит богатый убогому: «Послушай, тебе самому есть нечего, не токма́ детей прокормить; а я, по милости божией, ни в чем не знаю нужды; отдай мне одного сына, наделю тебя за то и хлебом и деньгами!» — «Постой, у жены опрошу; что́ скажет, так тому и быть!» Спросили у жены; она и слушать не хочет: «Черт с ним и с его добром! Я сына своего ни за какие деньги не продам». Говорит убогий богатому, что жена не согласна, не дает сына. «Ну, хоть помолись, брат, вместе со своею хозяйкой богу, чтоб даровал мне детище; коли родится у меня сын, али дочь — возьму тебя кумом и щедрой рукой наделю и хлебом и деньгами!» Пришел убогий к хозяйке, сказывает ей про то; она в ответ. «Ну что ж, родит ему жена, али нет, а богу молиться — не грех!» За́чали они молить бога, целую ночь поклоны клали, и услышал их господь: взволновалась у богатого жена и родила ему сына. Только богатый забыл про свое обещание, взял в кумовья к себе именитого купца, назвал гостей, и пошел у них пир горой! «Ну что, много надавал тебе брат денег и хлеба? — стала говорить убогому жена его. — Пойди, хоть лошадки попроси в лес по дрова съездить». Пошел убогий; увидел его богатый и закричал грубым голосом: «Ты еще зачем?» — «Будь милостив, дай лошади в лес по дрова съездить». — «Ишь выбрал время! Разве не видишь, что у меня гости?» Поломался-поломался и дал ему старого мерина. Поехал убогий в лес; пока рубил он дрова — прибежал волк и съел мерина. Как узнал про то богатый, напустился на брата пуще ворога. «Собирайся, — говорит, — поедем в суд судиться». — «Твоя воля: что хочешь, то делаешь!» После слов «убей наперед своего сына» (с. 10) указан вариант: «Говорит праведный судия: „Пусть убогий купит тебе новую лошадь; а ты, богатый, отдай ему сына; ведь он тебе сына вымолил, а ты его добра не попомнил“».

В некотором царстве жили два брата: богатый и убогий. Нанялся убогий к богатому, работа́л целое лето, и дал ему богатый две меры ржи; приносит убогий домой, отдает хлеб хозяйке. Она и говорит: «Работа́л ты целое лето, а всего-навсего заработал две меры ржи; коли смолоть ее да хлебов напечь — поедим, и опять ничего у нас не будет! Лучше ступай ты к брату, попроси быков и поезжай в поле пахать да сеять: авось господь бог уродит, будем и мы с хлебом!» — «Не пойду, — сказал убогий, — все одно: проси, не проси — не даст он быков!» — «Ступай! Теперь брат в большой радости, родила у него хозяйка сына, авось не откажет!» Пошел убогий к богатому, выпросил пару быков и поехал на поле; распахал свою десятину, посеял, забороновал, управился — и домой.

Два мужика, богатый и бедный, Лубки из собрания Д. Ровинского, № 55

Два мужика, богатый и бедный

Два мужика, богатый и бедный

Едет дорогою, а навстречу ему старец: «Здравствуй, добрый человек!» — «Здорово, старик!» — «Где был, что делал?» — «Поле пахал, рожь засевал». — «А быки чьи?» — «Быки братнины». — «Твой брат богат, да немилостив; выбирай, что знаешь: или сын у него помрет, или быки издохнут!» Подумал-подумал убогий: жалко ему и быков и сына братнина, и говорит: «Пускай лучше быки подохнут!» — «Будь по-твоему!» — сказал старец и пошел дальше. Стал подъезжать убогий брат к своим воротам, вдруг оба быка упали на землю и тут же издохли. Горько он заплакал и побежал к богатому: «Прости, — говорит, — без вины виноват! Уж такая беда стряслась: ведь быки-то пропали!» — «Как пропали? Нет, любезный! Со мной так не разделаешься; заморил быков, так отдавай деньгами». Откуда у бедного деньги? Ждал-пождал богатый и повез его к праведному судие.

Едут они к праведному судие, и попадается им навстречу большой обоз, тянется по дороге с тяжелою кладью, а дело-то было зимою, снега лежали глубокие. Вдруг ни с того ни с сего заупрямилась одна лошадь у извозчика, шарахнулась в сторону со всем возом и завязла в сугробе. «Помогите, добрые люди, выручьте из беды!» — стал просить извозчик. «Дай сто рублев!» — говорит богатый. «Что ты! Али бога не боишься? Где взять тебе сто рублев?» — «Ну, сам и вытаскивай!» — «Постой, — говорит убогий, — я тебе задаром помогу». Соскочил с саней, бросился к лошади, ухватил за хвост и давай тащить: понатужился и оторвал совсем хвост. «Ах ты, мошенник! — напал на него извозчик. — Ведь конь-то двести рублев стоит, а ты хвост оборвал! Что я теперь стану делать?» — «Эх, брат, — сказал богатый извозчику, — что с ним долго разговаривать? Садись со мной да поедем к праведному судие».

Поехали все трое вместе; приехали в город и остановились на постоялом дворе. Богатый с извозчиком пошли в избу, а убогий стоит на морозе; смотрит — копает мужик глубокий колодезь, и думает: «Не быть добру! Затаскают, засудят меня. Эх, пропадай моя голова!» И бросился с горя в колодезь, только себя не доконал, а мужика зашиб до смерти. Тотчас подхватили его и повели к праведному судие.

Стал судить праведный судия и говорит богатому: «Убогий загубил твоих быков, жалеючи сына; коли хочешь, чтоб он купил тебе пару быков, убей наперед своего сына». — «Нет, — сказал богатый, — пусть лучше быки пропадают». ( Дальнейшие решения праведного судьи совершенно сходны с текстом предыдущей сказки .)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: