Для производных видов информации защищаемых в режиме тайны государство законодательно устанавливает

Обновлено: 25.04.2024

В России нельзя узнать, сколько денег хранится на вашем счете в банке, что вы написали в завещании, с кем переписываетесь по вечерам, чем болеете и когда согрешили.

Все это можно сохранить в тайне от обычных людей — близких или просто любопытствующих. Есть случаи, когда информацию скрыть не удастся: например, если счетом заинтересовалась налоговая, а переговорами — оперативники. Но для этого нужны серьезные причины, а использовать их получится не всегда. Обычно у вас все-таки есть право на тайны.

Вот как это работает — или должно работать по закону.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Что можно сохранить в тайне

Неприкосновенность частной жизни

Как это работает. Частная жизнь — это собственное пространство личности: то, что касается конкретного человека и не должно контролироваться обществом и государством, если нет нарушения закона.

У каждого человека есть право на неприкосновенность частной жизни. Никто не может без вашего разрешения вмешиваться в личную и семейную жизнь, заходить в дом, читать переписку или следить за поездками. По закону нельзя использовать ваши фотографии без разрешения, публиковать персональные данные и вести скрытую видеосъемку.

Право на неприкосновенность частной жизни и личные тайны возникает с рождения. Оно не отчуждается и не передается никаким способом.

Только сам человек может определить, какие именно сведения должны быть тайной. Вы можете сами рассказать, с кем живете, куда едете в отпуск и о чем разговаривали с другом. Но другие люди не вправе распространять такую информацию без вашего разрешения — даже одному человеку. Публично — тем более.

Когда не работает. Если вы сами обнародовали какие-то сведения о себе, их распространение уже не считается нарушением тайны. Еще сведения о частной жизни можно собирать и распространять в государственных и общественных интересах: например, если речь идет о розыске человека или системе распознавания лиц. Если ваше изображение случайно попало на видео при съемке мероприятия, это тоже не нарушение прав, потому что съемка велась в общественном месте.

Чем грозит нарушение. За нарушение неприкосновенности частной жизни может наступить ответственность по статье 137 УК РФ: штраф до 200 000 Р или лишение свободы на срок до 2 лет. Под статью можно попасть и за собирание сведений — например слежку, прослушивание или опрос других людей. И за распространение — даже если это просто беседа с друзьями или пересылка личной переписки. Уголовное дело в таких случаях возбуждается только по заявлению.

Мужчина решил отомстить за разрыв отношений и взломал электронную почту девушки. Он скопировал оттуда ее фотографии в нижнем белье, разместил их в социальных сетях от ее имени и разослал знакомым. Суд счел это нарушением права на неприкосновенность частной жизни и вынес приговор по статье 137 УК РФ — условный срок лишения свободы. Еще мужчину заставили заплатить 50 000 Р за моральный вред.

Другой мужчина установил скрытый микрофон в квартире сожительницы. Это суд тоже признал нарушением права на неприкосновенность частной жизни. Правда, за этим последовало примирение сторон.

Одновременно может наступить ответственность и по другим статьям уголовного кодекса: например, за клевету, вымогательство и даже доведение до самоубийства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

n Тайна - это один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности, общества и государства, частного и публичного права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, степень информационной безопасности личности, общества и государства

Подходы к определению тайны в законодательстве

Тайна как сведения

• Закон РФ «О государственной тайне»

• ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

• ФЗ «Об аудиторской деятельности»

• ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Тайна как правовой режим

• ФЗ «О коммерческой тайне»

Признаки информации, в отношении которой может быть введен режим тайны:

n не является общеизвестной и не может быть свободно получена третьими лицами, кроме случаев, предусмотренных законом;

n не попадет под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен в соответствии с законодательством;

n обладает действительной или потенциальной ценностью (в моральном, материальном или ином аспекте) в силу неизвестности их третьим лицам

n право ограничивать доступ к информации может распространяться только на информацию, полученную законным путем (самостоятельно, по договору, по закону);

n обладатель информации принимает технические, организационные и правовые меры к охране ее конфиденциальности.

Для правового режима тайны государство законодательно устанавливает:

n ограничения на введение режима тайны для информации, к которой есть общественный интерес;

n обязанность предоставления конфиденциальной информации в органы государственной власти для осуществления государственного управления и отправления правосудия;

n требования к используемым средствам защиты конфиденциальной информации или ограничения на использование таких средств;

n меры ответственности за нарушение конфиденциальности доверенной информации.

Классификация тайн

Первичные

• государственная тайна

• коммерческая тайна

• личная тайна

Производные

• служебная тайна

• профессиональные тайны

Закон РФ
от 21 июля 1993 г.
№ 5485-I
«О государственной тайне»

Понятие государственной тайны

Государственная тайна- защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации

Система защиты государственной тайны:

Органы защиты государственной тайны

Средства и методы защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей

Мероприятия, проводимые в целях защиты государственной тайны

Органы защиты государственной тайны

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны

Федеральная служба безопасности РФ

Министерство обороны РФ

Служба внешней разведки РФ

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)

и их территориальные органы

органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания

n Законность - соответствие законодательству РФ о государственной тайне

n Обоснованность- установление путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан

n Своевременность - установление ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

n о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан;

n о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

n о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством;

n о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

n о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

n о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

n о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну




n совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством

сведения в военной области

сведения в области экономики, науки и техники

сведения в области внешней политики и экономики

сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Отнесение к государственной тайне и засекречивание

Перечень сведений, составляющих государственную тайну; Закон РФ «О государственной тайне»

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне

Перечни сведений, подлежащих засекречиванию

Срок засекречивания

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет.

Исключение: может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Гриф секретности

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него

Особой важности

Совершенно секретно

Секретно

Состав реквизитов носителей государственной тайны

n степень секретности содержащихся в носителе сведений;

n орган государственной власти, предприятие, учреждение, организация, осуществившие засекречивание носителя;

n регистрационный номер;

n дата или условие рассекречивания сведений либо событие, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Защита государственной тайны

n Ответственность руководителейорганов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну

n Создание структурных подразделенийпо защите государственной тайны.

n Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Допуск к государственной тайне

n процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений

n Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

n принятие на себя обязательств по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну;

n согласие на частичные, временные ограничения прав в соответствии с законодательством;

n определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством;

n ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

n принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Ограничения прав

n права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

n права на неприкосновенность частной жизнипри проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне;

n права выезда за границуна срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

Социальные гарантии

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе:

n процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений;

n преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно:

процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Средства защиты информации

n технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации

n Постановление ПравительстваРФ от 26 июня 1995 г.
№ 608 «О сертификации средств защиты информации»

n Приказ ФСБот 13 ноября 1999 г. № 564 «Об утверждении положений о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну, и о ее знаках соответствия»

Постановление Правительства РФ
от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

Инструкция определяет:

n порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне

n формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска

Уголовная ответственность

n Государственная измена- совершенные гражданином РФ шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе (ст. 275 УК РФ)

n Разглашение сведений, составляющих государственную тайнулицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены
(ст. 283 УК РФ)

n Утрата документов, содержащих государственную тайну лицом, имеющим допуск к государственной тайне, нарушение установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий (ст. 284 УК РФ)

Дисциплинарная ответственность

n Статья 81 ТК РФ. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае:

¨ однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

Ø разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника

n Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Ø прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска

n Работодатель обязан представить доказательства о том, что:

¨ сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной охраняемой законом тайне

¨ эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей

¨ работни обязывался не разглашать такие сведения

Понятие тайны

n Тайна - это один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности, общества и государства, частного и публичного права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, степень информационной безопасности личности, общества и государства

Подходы к определению тайны в законодательстве

Тайна как сведения

• Закон РФ «О государственной тайне»

• ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

• ФЗ «Об аудиторской деятельности»

• ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Тайна как правовой режим

• ФЗ «О коммерческой тайне»

Признаки информации, в отношении которой может быть введен режим тайны:

n не является общеизвестной и не может быть свободно получена третьими лицами, кроме случаев, предусмотренных законом;

n не попадет под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен в соответствии с законодательством;

n обладает действительной или потенциальной ценностью (в моральном, материальном или ином аспекте) в силу неизвестности их третьим лицам

n право ограничивать доступ к информации может распространяться только на информацию, полученную законным путем (самостоятельно, по договору, по закону);

n обладатель информации принимает технические, организационные и правовые меры к охране ее конфиденциальности.

Для правового режима тайны государство законодательно устанавливает:

n ограничения на введение режима тайны для информации, к которой есть общественный интерес;

n обязанность предоставления конфиденциальной информации в органы государственной власти для осуществления государственного управления и отправления правосудия;

n требования к используемым средствам защиты конфиденциальной информации или ограничения на использование таких средств;

n меры ответственности за нарушение конфиденциальности доверенной информации.

Классификация тайн

Первичные

• государственная тайна

• коммерческая тайна

• личная тайна

Производные

• служебная тайна

• профессиональные тайны

Закон РФ
от 21 июля 1993 г.
№ 5485-I
«О государственной тайне»




Существуют различные признаки, по которым классифицируется информация. С точки зрения защиты информации наиболее интересной является классификация по категории доступа.

В соответствии с Федеральным заком РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В зависимости от порядка предоставления или распространения информация так же подразделяется на:

  1. информацию, свободно распространяемую;
  2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
  4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Общедоступная информация

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. То есть, если журнал публикуется в Интернете и находится в открытом доступе по решению его создателей, они вправе требовать ссылки на источник в случае использования информации из него где-либо еще.

К общедоступной также относится информация, доступ к которой нельзя ограничить. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в ст.10 Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ :

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах

Информация ограниченного доступа

Информация ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне , и сведения конфиденциального характера.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Отнесение информации к г осударственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О г осударственной тайне ". Перечень сведений, отнесенных к г осударственной тайне определяется ст. 5 указанного Закона. Существует три степени секретности такой информации:

  • Особой важности
  • Совершенно Секретно
  • Секретно

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". К видам такой информации относятся:

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

  1. Нельзя собирать и распространять информацию о жизни человека без его согласия.
  2. Все информационные технологии равнозначны — нельзя обязать компанию использовать какие-то конкретные технологии для создания информационной системы.
  3. Есть информация, к которой нельзя ограничивать доступ, например сведения о состоянии окружающей среды.
  4. Некоторую информацию распространять запрещено, например ту, которая пропагандирует насилие или нетерпимость.
  5. Тот, кто хранит информацию, обязан ее защищать, например, предотвращать доступ к ней третьих лиц.
  6. У государства есть реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор может вносить туда сайты, на которых хранится информация, запрещенная к распространению на территории РФ.
  7. Владелец заблокированного сайта может удалить незаконную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор — тогда его сайт разблокируют.

152-ФЗ «О персональных данных»

Этот закон регулирует работу с персональными данными — личными данными конкретных людей. Его обязаны соблюдать те, кто собирает и хранит эти данные. Например, компании, которые ведут базу клиентов или сотрудников. Мы подробно рассматривали этот закон в отдельной статье «Как выполнить 152-ФЗ о защите персональных данных и что с вами будет, если его не соблюдать»

Ключевые моменты закона:

  1. Перед сбором и обработкой персональных данных нужно спрашивать согласие их владельца.
  2. Для защиты информации закон обязывает собирать персональные данные только с конкретной целью.
  3. Если вы собираете персональные данные, то обязаны держать их в секрете и защищать от посторонних.
  4. Если владелец персональных данных потребует их удалить, вы обязаны сразу же это сделать.
  5. Если вы работаете с персональными данными, то обязаны хранить и обрабатывать их в базах на территории Российской Федерации. При этом данные можно передавать за границу при соблюдении определенных условий, прописанных в законе — жесткого запрета на трансграничную передачу данных нет.

Серверы облачной платформы VK Cloud Solutions (бывш. MCS) находятся на территории РФ и соответствуют всем требованиям 152-ФЗ. В публичном облаке VKможно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK.

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

  1. Обладатель информации сам решает, является она коммерческой тайной или нет. Для этого он составляет документ — перечень информации, составляющей коммерческую тайну.
  2. Некоторые сведения нельзя причислять к коммерческой тайне, например, информацию об учредителе фирмы или численности работников.
  3. Государство может затребовать у компании коммерческую тайну по веской причине, например, если есть подозрение, что компания нарушает закон. Компания обязана предоставить эту информацию.
  4. Компания обязана защищать свою коммерческую тайну и вести учет лиц, которым доступна эта информация.
  5. Если кто-то разглашает коммерческую тайну, его можно уволить, назначить штраф или привлечь к уголовной ответственности.

63-ФЗ «Об электронной подписи»

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

  1. Для создания электронной подписи можно использовать любые программы и технические средства, которые обеспечивают надежность подписи. Вы не обязаны использовать для этого какое-то конкретное государственное ПО.
  2. Подписи бывают простые, усиленные неквалифицированные и усиленные квалифицированные. У них разные технические особенности, разные сферы применения и разный юридический вес. Самые надежные — усиленные квалифицированные подписи, они полностью аналогичны физической подписи на документе.
  3. Те, кто работает с квалифицированной подписью, обязаны держать в тайне ключ подписи.
  4. Выдавать электронные подписи и сертификаты, подтверждающие их действительность, может только специальный удостоверяющий центр.

187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: