Для экипажей каких судов манильскими поправками впервые включены в конвенцию квалификационные

Обновлено: 28.04.2024

Кодекс по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Кодекс ПДНВ) был принят Конференцией Сторон Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 7 июля 1995 года. В 1997, 1998, 2000, 2003, 2004, 2005 и 2006 годах в него были внесены поправки.

В 2010 году в Маниле, Филиппины, была проведена Конференция Сторон Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конференция ПДНВ 2010 года). Резолюция 2 Конференции ПДНВ 2010 года и приложенные в ней поправки 2010 года, которые полностью заменяют Кодекс ПДНВ и поправки к нему, составляют приложение 2 к Заключительному акту этой Конференции.

Кодекс ПДНВ, который прямо отсылает к статьям и правилам Конвенции ПДНВ и который следует рассматривать в связи с Конвенцией ПДНВ, содержит:

обязательные положения, на которые делается специальная ссылка в приложении к Конвенции ПДНВ и в которых подробно излагаются минимальные требования, которые должны соблюдаться Сторонами с целью полного осуществления положений Конвенции ПДНВ; и

рекомендуемое руководство для оказания Сторонам Конвенции ПДНВ и лицам, занятым осуществлением, применением или обеспечением выполнения ее положений, содействия в полном и единообразном осуществлении Конвенции ПДНВ.

1. Настоящая часть Кодекса ПДНВ содержит обязательные положения, на которые делается специальная ссылка в Приложении к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, с поправками, далее именуемой «Конвенция ПДНВ».
В настоящих положениях подробно излагаются минимальные стандарты, которые должны соблюдаться Сторонами с целью полного осуществления Конвенции.

2. В настоящей части содержатся также стандарты компетентности, которые должны быть продемонстрированы кандидатами на получение и подтверждение действительности профессиональных дипломов на основании положений Конвенции ПДНВ.

Для того чтобы более четко показать связь между положениями об альтернативном дипломировании главы VII и положениями о дипломировании глав II, III и IV, способности, указанные в стандартах компетентности, разбиты на группы, соответственно, по следующим семи функциям:

.2 Обработка и размещение грузов

.3 Управление операциями судна и забота о людях на судне

.4 Судовые механические установки

.5 Электрооборудование, электронная аппаратура и системы управления

.6 Техническое обслуживание и ремонт

на следующих уровнях ответственности:

.1 Уровень управления

.2 Уровень эксплуатации

.3 Вспомогательный уровень.

Функции и уровни ответственности указываются в подзаголовках таблиц стандартов компетентности, приведенных в главах II, III и IV настоящей части. Объем функций на конкретном уровне ответственности, указанном в подзаголовке, определяется способностями, перечисленными в колонке 1 таблицы.
Понятия «функция» и «уровень ответственности» в общем виде определяются в разделе А-I/1, ниже.

3. Нумерация разделов настоящей части соответствует нумерации правил, содержащихся в Приложении к Конвенции ПДНВ. Текст разделов может подразделяться на пронумерованные части и пункты, однако такая нумерация относится только к этому тексту.

Международные нормативные документы, регламентирую­щие безопасность мореплавания (Конвенция ПДМНВ - 78/95 с Манильскими поправками 2010 г. «О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты») и требования к охране здоровья членов экипажей морских судов (Конвенция МОТ «О труде в морском судоходстве», 2006 г. раздел 4 «Охрана здоровья, медицинское обслуживание и защита в области социального обеспечения»), налагают на каждого мо­ряка гуманистический долг - оказание первой помощи любо­му нуждающемуся в ней человеку, т.е предпринять простейшие срочные и целесообразные меры для спасения жизни человека и предупредить возможные осложнения при травматическом повреждении, внезапном заболевании до прибытия медработника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. По этой причине обучение прави­лам оказания такой помощи включено в число обязательных элементов на стадии профессиональной подготовки и сертифи­кации моряков.

Упомянутые документы также допускают оказание пер­вой медицинской помощи на борту судна лицами, не имеющи­ми специального медицинского образования, но получившими удовлетворительные знания на курсах теоретической и практи­ческой медицинской подготовки по программам, утвержденным компетентными органами власти. При этом уровень знаний у прошедших курс подготовки должен быть достаточным, чтобы принять неотложные эффективные меры при несчастных случаях или заболеваниях, типичных для судовых условий. Эти документы также требуют обязательной сертификации специалистов от­дельных категорий по вопросам оказания неотложной помощи и уходу за пострадавшими на борту судна, определяют порядок такой сертификации и устанавливают, как обязательное условие, проведение обучения квалифицированными, специально под­готовленными врачами, имеющими опыт плавания на судах.

Цель дисциплины «Основы медицинских знаний», включен­ная в учебные планы по специальности «Морской и речной транспорт» – дать необходимые знания и при­вить практические навыки оказания первой помощи при трав­мах и заболеваниях на судах.

Необходимость изучения этой дисциплины будущими членами судовых экипажей определяется спецификой предстоя­щей им трудовой деятельности и быта на судах, характеризую­щейся действием на плавсостав гораздо большего числа вред­ных и опасных производственных факторов, нередко и неком­фортной обитаемости, чем на представителей других профессий и, соответственно, более высоким риском травматизма и заболе­ваемости. Особую актуальность изучение дисциплины приобре­ло в последние годы, в связи с сокращением численности экипажей и исключением из их состава медицинских работников.

Порядок изучения дисциплины, предусматривающий со­четание различных форм (лекции, практические занятия, лабораторные и самостоятель­ные работы), обеспечивает необходимый уровень знаний и прак­тических навыков по оказанию первой помощи при ранениях, кровотечениях и переломах, шоке и др. неотложных состояни­ях, а также по уходу за пострадавшими, умению получить кон­сультацию медицинских специалистов с использованием теле­коммуникационных средств.

1 В пункте 1, после существующего подпункта .40, включается новое определение следующего содержания:

".41 Кодекс МГТ означает Международный кодекс по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки, как он определен в правиле II-1/2.29 Конвенции СОЛАС".

Правило I/11 - Подтверждение действительности дипломов

2 Существующий пункт 1 изменяется следующим образом:

"1 Каждый капитан, лицо командного состава и радиооператор, имеющие диплом, выданный или признаваемый на основании любой главы Конвенции, кроме правила V/3 или главы VI, которые работают на судне или намереваются возвратиться на судно после периода времени, проведенного на берегу, должны для подтверждения годности к работе на судах, через промежутки времени, не превышающие пяти лет:

.1 отвечать требованиям к состоянию здоровья, предписанным правилом I/9; и

.2 доказывать сохранение профессиональной пригодности в соответствии с разделом А-1/11 Кодекса ПДНВ".

Глава V - Требования к специальной подготовке персонала определенных типов судов

3 После существующего правила V/2 добавляется новое правило V/3 следующего содержания:

Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава, а также другого персонала на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ

1 Настоящее правило применяется к капитанам, лицам командного и рядового состава, а также другому персоналу, работающим на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ.

2 До того, как им будет поручено выполнение обязанностей на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, моряки должны пройти подготовку, требуемую пунктами 4-9, ниже, в соответствии с их должностью, обязанностями и ответственностью.

3 Все моряки, работающие на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, до того, как им будет поручено выполнение обязанностей на судах, должны быть надлежащим образом ознакомлены с конкретным судном и оборудованием, как указано в пункте 1.5 правила I/14.

4 Моряки, которым назначены обязанности по безопасности, относящиеся к работе с топливом, применению топлива или к реагированию в чрезвычайной ситуации, связанной с топливом, на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, должны иметь документ о начальной подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ.

5 Каждый кандидат на получение диплома о начальной подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, должен получить начальную подготовку в соответствии с положениями пункта 1 раздела A-V/3 Кодекса ПДНВ.

6 Должно считаться, что моряки, которым назначены обязанности по безопасности, относящиеся к работе с топливом, применению топлива или к реагированию в чрезвычайной ситуации, связанной с топливом, на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, если они квалифицированы и дипломированы в соответствии с пунктами 2 и 5 правила V/1-2 или с пунктами 4 и 5 правила V/1-2 для газовозов, отвечают требованиям, указанным в пункте 1 раздела A-V/3 о начальной подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ.

7 Капитаны, механики и весь другой персонал, имеющий непосредственные обязанности по работе с топливом и топливными системами и по их использованию на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, должны иметь документ о подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, по расширенной программе.

8 Каждый кандидат на получение документа о подготовке по расширенной программе для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, при наличии документа специалиста, описанного в пункте 4, должен:

.1 получить одобренную подготовку по расширенной программе для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 2 раздела A-V/3 Кодекса ПДНВ; и

.2 пройти одобренный стаж работы на судне не менее одного месяца, который включает как минимум три операции по бункеровке на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ. Две из трех операций по бункеровке могут быть заменены одобренной подготовкой на тренажере по операциям бункеровки в рамках подготовки, указанной в пункте 8.1, выше.

9 Должно считаться, что капитаны, механики и любые лица, имеющие непосредственные обязанности по работе с топливом и по его использованию на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, квалифицированные и дипломированные для работы газовозах в соответствии со стандартами компетентности, указанными в пункте 2 раздела A-V/1-2, отвечают требованиям, указанным в пункте 2 раздела A-V/3, в отношении подготовки по расширенной программе для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, при условии что они также:

.1 отвечают требованиям пункта 6; и

.2 отвечают требованиям к бункеровке в пункте 8.2 или принимали участие в проведении трех грузовых операций на танкере-газовозе; и

МАНИЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 2010 ГОДА,

ПРИЗНАВАЯ важность установления подробных обязательных стандартов компетентности и других обязательных положений, необходимых для обеспечения того, чтобы все моряки были надлежащим образом обучены и подготовлены, имели достаточный опыт, навыки и компетентность для выполнения своих обязанностей таким образом, который обеспечивает охрану человеческой жизни, сохранность имущества и охрану на море, а также защиту морской среды,

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ необходимость обеспечения возможности своевременного внесения поправок в такие обязательные стандарты и положения, для того чтобы эффективно учитывать изменения в технологии, операциях, практике и процедурах, используемых на судах,

НАПОМИНАЯ, что большой процент морских аварий и случаев загрязнения связан с ошибкой человека,

С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ОТМЕЧАЯ, что одним из эффективных способов снижения рисков, связанных с ошибкой человека в процессе эксплуатации морских судов, является обеспечение поддержания практически возможных максимальных стандартов подготовки, дипломирования и компетентности в отношении моряков, занятых на таких судах,

ЖЕЛАЯ достичь и поддерживать практически возможные максимальные стандарты охраны человеческой жизни, сохранности имущества и охраны на море и в порту, а также защиты окружающей среды,

РАССМОТРЕВ поправки к Кодексу по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Кодекс ПДНВ), включающему часть А - Обязательные стандарты в отношении положений Приложения к Конвенции ПДНВ 1978 года, с поправками, и часть В - Рекомендуемое руководство относительно положений Конвенции ПДНВ 1978 года, с поправками, предложенные и разосланные всем членам Организации и всем Сторонам Конвенции,

ОТМЕЧАЯ, что пункт 2 правила I/1 измененного Приложения к Конвенции ПДНВ 1978 года предусматривает, что часть А Кодекса ПДНВ дополняет правила, приложенные к Конвенции, и что любая ссылка на требование правила представляет собой также ссылку на соответствующий раздел части А Кодекса ПДНВ,

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

2. ПОСТАНОВЛЯЕТ, в соответствии со статьей XII 1) a) vii) Конвенции, что поправки к части А Кодекса ПДНВ считаются принятыми 1 июля 2011 года, если до этой даты более одной трети Сторон или Стороны, общий торговый флот которых составляет не менее 50 процентов валовой вместимости мирового торгового флота судов вместимостью 100 регистровых тонн или более, не заявят Генеральному секретарю, что они возражают против поправок;

3. ПРЕДЛАГАЕТ Сторонам принять к сведению, что в соответствии со статьей XII1) a) ix) Конвенции поправки к части А Кодекса ПДНВ, прилагаемые к настоящей резолюции, вступают в силу 1 января 2012 года, после того как они будут считаться принятыми в соответствии с пунктом 2, выше;

4. РЕКОМЕНДУЕТ всем Сторонам Конвенции ПДНВ 1978 года принимать во внимание руководство, содержащееся в части В Кодекса ПДНВ, с поправками, начиная с даты вступления в силу поправок к части А Кодекса ПДНВ;

5. ПРОСИТ Комитет по безопасности на море держать Кодекс ПДНВ в поле зрения и по мере необходимости вносить в него поправки;

КОМИТЕТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРЕ,

РАССМОТРЕВ на своей девяносто пятой сессии поправки в Конвенции, предложенные и разосланные в соответствии с ее статьей XII 1) a) i),

1 ОДОБРЯЕТ в соответствии со статьей XII 1) a) iv) Конвенции поправки к Конвенции, текст которых изложен в приложении к настоящей резолюции;

2 ПОСТАНОВЛЯЕТ в соответствии со статьей XII 1) a) vii) 2) Конвенции, что вышеупомянутые поправки считаются принятыми 1 июля 2016, если до этой даты более одной трети Сторон или Стороны, общий торговый флот которых по валовой вместимости составляет не менее 50% мирового торгового флота судов валовой вместимостью 100 и более, не уведомят Генерального секретаря Организации о своих возражениях против поправок;

3 ПРЕДЛАГАЕТ Сторонам принять к сведению, что в соответствии со статьей XII) a) viii) Конвенции содержащиеся в приложении поправки вступают в силу 1 января 2017 года после их принятия в соответствии с пунктом 2, выше;

4 ПРЕДЛАГАЕТ ТАКЖЕ Сторонам, в отсутствие судов, подпадающих под действие Кодекса МГТ, во время вступления в силу настоящих поправок, принять к сведению опыт, полученный на судах в соответствии с Временным руководством по безопасности для судовых силовых установок, в которых в качестве топлива используется природный газ, принятым резолюцией MSC.285(86);

Приложение

Правило I/1 - Определения и разъяснения

1 В пункте 1, после существующего подпункта .40, включается новое определение следующего содержания:

".41 Кодекс МГТ означает Международный кодекс по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки, как он определен в правиле II-1/2.29 Конвенции СОЛАС".

Правило I/11 - Подтверждение действительности дипломов

2 Существующий пункт 1 изменяется следующим образом:

"1 Каждый капитан, лицо командного состава и радиооператор, имеющие диплом, выданный или признаваемый на основании любой главы Конвенции, кроме правила V/3 или главы VI, которые работают на судне или намереваются возвратиться на судно после периода времени, проведенного на берегу, должны для подтверждения годности к работе на судах, через промежутки времени, не превышающие пяти лет:

.1 отвечать требованиям к состоянию здоровья, предписанным правилом I/9; и

.2 доказывать сохранение профессиональной пригодности в соответствии с разделом А-1/11 Кодекса ПДНВ".

Глава V - Требования к специальной подготовке персонала определенных типов судов

3 После существующего правила V/2 добавляется новое правило V/3 следующего содержания:

Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов, лиц командного и рядового состава, а также другого персонала на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ

1 Настоящее правило применяется к капитанам, лицам командного и рядового состава, а также другому персоналу, работающим на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ.

2 До того, как им будет поручено выполнение обязанностей на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, моряки должны пройти подготовку, требуемую пунктами 4-9, ниже, в соответствии с их должностью, обязанностями и ответственностью.

3 Все моряки, работающие на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, до того, как им будет поручено выполнение обязанностей на судах, должны быть надлежащим образом ознакомлены с конкретным судном и оборудованием, как указано в пункте 1.5 правила I/14.

4 Моряки, которым назначены обязанности по безопасности, относящиеся к работе с топливом, применению топлива или к реагированию в чрезвычайной ситуации, связанной с топливом, на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, должны иметь документ о начальной подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ.

5 Каждый кандидат на получение диплома о начальной подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, должен получить начальную подготовку в соответствии с положениями пункта 1 раздела A-V/3 Кодекса ПДНВ.

6 Должно считаться, что моряки, которым назначены обязанности по безопасности, относящиеся к работе с топливом, применению топлива или к реагированию в чрезвычайной ситуации, связанной с топливом, на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, если они квалифицированы и дипломированы в соответствии с пунктами 2 и 5 правила V/1-2 или с пунктами 4 и 5 правила V/1-2 для газовозов, отвечают требованиям, указанным в пункте 1 раздела A-V/3 о начальной подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ.

7 Капитаны, механики и весь другой персонал, имеющий непосредственные обязанности по работе с топливом и топливными системами и по их использованию на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, должны иметь документ о подготовке для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, по расширенной программе.

8 Каждый кандидат на получение документа о подготовке по расширенной программе для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, при наличии документа специалиста, описанного в пункте 4, должен:

.1 получить одобренную подготовку по расширенной программе для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, и отвечать стандарту компетентности, указанному в пункте 2 раздела A-V/3 Кодекса ПДНВ; и

.2 пройти одобренный стаж работы на судне не менее одного месяца, который включает как минимум три операции по бункеровке на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ. Две из трех операций по бункеровке могут быть заменены одобренной подготовкой на тренажере по операциям бункеровки в рамках подготовки, указанной в пункте 8.1, выше.

9 Должно считаться, что капитаны, механики и любые лица, имеющие непосредственные обязанности по работе с топливом и по его использованию на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, квалифицированные и дипломированные для работы газовозах в соответствии со стандартами компетентности, указанными в пункте 2 раздела A-V/1-2, отвечают требованиям, указанным в пункте 2 раздела A-V/3, в отношении подготовки по расширенной программе для работы на судах, подпадающих под действие Кодекса МГТ, при условии что они также:

.1 отвечают требованиям пункта 6; и

.2 отвечают требованиям к бункеровке в пункте 8.2 или принимали участие в проведении трех грузовых операций на танкере-газовозе; и

.3 получили стаж работы на судне продолжительностью три месяца в течение предшествующих пяти лет:

.1 на судне, подпадающем под действие Кодекса МГТ;

.2 на танкерах, перевозящих в качестве груза виды топлива, охватываемые Кодексом МГТ; или

.3 на судах, использующих в качестве топлива газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки.

10 Каждая Сторона должна сравнивать стандарты компетентности, которые она предъявляет к лицам, работающим на судах, использующих в качестве топлива газ, до 1 января 2017 года, со стандартами компетентности, указанными в разделе A-V/3 Кодекса ПДНВ, и должна определять, существует ли какая-либо необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

11 Администрации обеспечивают, чтобы документ специалиста выдавался морякам, квалифицированным в соответствии с пунктами 4 или 7, в зависимости оттого, что применимо.

12 Моряки, имеющие документ специалиста в соответствии с пунктом 4 или 7, выше, должны через промежутки времени, не превышающие пяти лет, проходить соответствующие курсы повышения квалификации или представить доказательство того, что в течение пяти предшествующих лет они достигли требуемого стандарта".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: